[лат. Clara Assisiensis; итал. Chiara d'Assisi] (1193 или 1194; по другим данным, 16.07.1194, Ассизи - 11.08.1253, мон-рь Сан-Дамиано, близ Ассизи), св. католической Церкви (пам. 11 авг.), сподвижница католического св. Франциска Ассизского, основательница женского ордена кларисс. Канонизирована папой Римским Александром IV в 1255 г.
Источники сведений о К. А. можно разделить на 4 группы: сочинения святой (письма, составленный ею монашеский устав, завещание); свидетельства ее современников, важнейшими являются монашеский устав кард. Уголино деи Конти ди Сеньи (впосл. папа Римский Григорий IX), «привилегия бедности» и письмо с уведомлением о смерти К. А.; агиографические произведения; материалы канонизационного процесса. Все тексты неоднократно подвергались критическому анализу (см.: Fassbinder. 1936). В XIX-XX вв. были обнаружены новые источники, что заставило исследователей пересмотреть некоторые факты биографии К. А. Так, в 1893 г. в гробнице святой в ларце черного дерева был найден оригинал буллы папы Иннокентия IV «Solet annuere»; булла подтверждала устав женской общины кларисс, составленный К. А. В кон. 10-х гг. XX в. было обнаружено письмо из канцелярии кард. Ринальдо (впосл. папа Александр IV) с кратким изложением биографии святой и информацией о ее смерти (см.: Il processo de canonizzazione di S. Chiara d'Assisi. 1920. P. 494-499).
Подлинность завещания К. А. долгое время подвергалась сомнению из-за его стилистической неупорядоченности и отсутствия упоминаний о нем в ранних биографических текстах. Однако найденные во 2-й пол. XX в. кодексы XIV-XV вв. подтвердили аутентичность завещания К. А. (см.: Grau. 1980).
Лат. Житие К. А. (Vita S. Clarae; BHL, N 1815) было составлено францисканцем Фомой Челанским не позднее чем через 2 года после смерти святой. Агиограф опирался на материалы канонизационного процесса и свидетельства современников. В нач. XVI в. неизвестный монах-францисканец, используя текст лат. Жития, а также акты процесса и орденскую хронику, составил Житие К. А. на итал. языке (изд.: La vita di S. Chiara. 1920). Акты канонизационного процесса К. А. в оригинале не сохранились, но в 1920 г. был обнаружен их перевод на итал. язык, сделанный в XV в. (в наст. время - Florent. Bibl. Centr. XXXVIII 135).
Через нек-рое время вокруг К. А. собралась группа женщин. Однако образ жизни монахинь-бенедиктинок не соответствовал францисканскому идеалу бедности, избранному К. А. и ее соратницами. Поэтому, следуя указаниям св. Франциска Ассизского, они поселились близ ц. Сан-Дамиано недалеко Ассизи (ныне в черте города). Поскольку ц. Сан-Дамиано находилась в юрисдикции местного епископа, можно предположить, что он был осведомлен о новой жен. общине и одобрял ее деятельность. В 1215 г. К. А. стала аббатисой обители Сан-Дамиано. В течение неск. лет жен. община жила без устава, следуя лишь кратким предписаниям св. Франциска Ассизского. Впосл. они были записаны и легли в основу устава жен. ордена кларисс, составленного К. А. в 1247 г. В 1252-1253 гг. устав был утвержден папой Иннокентием IV. Главными принципами жен. общины К. А. являлись жизнь в соответствии с евангельскими заветами, добровольная бедность, следование образу жизни св. Франциска Ассизского. Женщины молились и занимались ручным трудом. В отличие от членов муж. ордена францисканцев монахини не могли вести странствующую жизнь (см. Нищенствующие ордены). В целом община кларисс более соответствовала бенедиктинской монашеской модели.
Согласно Житию, К. А. руководила общиной с любовью и со снисходительностью, усердно поддерживала дисциплину. Она была строга прежде всего по отношению к себе: соблюдала умеренность в еде, под одеждой носила свиную кожу щетиной к телу и власяницу из конского волоса, спала на голой земле или на охапке виноградных ветвей, положив под голову камень (Франциск Ассизский велел ей использовать мешок с соломой). Трижды в неделю, по понедельникам, средам и пятницам, она совсем отказывалась от еды, до тех пор, пока Франциск Ассизский и Гвидо, еп. Ассизи, обеспокоенные здоровьем К. А., не предписали ей принимать хотя бы полкуска хлеба в день. Посетивший Ассизи Жак де Витри, еп. Акры, в письме от 1216 г. описывал женщин, вдохновленных примером Франциска Ассизского: «Однако я обнаружил в этих краях одну вещь, которая доставила мне великое утешение: людей обоих полов, мирян и богачей, каковые, оставив всякое имущество ради Христа, покинули мир. Они называют себя меньшими братьями и меньшими сестрами и пользуются особым уважением папы и кардиналов… Женщины проживают вместе недалеко от городов и не принимают никаких даров, но живут трудом собственных рук. Они весьма огорчаются и смущаются почтением со стороны клириков и мирян, которое им оказывают вопреки их желанию» (Jacques de Vitry, évêque. Lettres / Éd. R. B. C. Huygëns. Leiden, 1960. P. 71-78). Среди церковных иерархов, проявлявших интерес к деятельности жен. общины в Сан-Дамиано, был кард. Уголино деи Конти ди Сеньи, в те годы папский легат в Центр. Италии. Он ознакомился с образом жизни неск. жен. общин, стремившихся к новым практикам монашеской жизни, и составил для них устав, за основу которого было взято правило свт. Венедикта Нурсийского (устав утвержден папой Гонорием III). Впоследствии К. А. обращалась к папе Римскому Григорию IX с просьбой подтвердить дарованную ее общине «привилегию бедности», т. е. право не принимать никакой собственности даже в общее пользование (см.: Seraphicae Legislationis. 1897. P. 97). Вероятно, такая привилегия была уже предоставлена папой Иннокентием III (1198-1216), но К. А. добилась ее подтверждения от Григория IX (17 сент. 1228). Еще раз она была подтверждена за 3 дня до смерти К. А. папой Иннокентием IV, находившимся тогда в Ассизи.
В конце жизни св. Франциск Ассизский, уже страдая тяжелой болезнью глаз, провел несколько дней в окрестностях Сан-Дамиано, где сочинил «Гимн Творения» (Cantico delle Creature), известный также как «Гимн Брата Солнца» (Cantico di Frate Sole), к-рый считается 1-м поэтическим произведением на итал. языке. Тогда же он составил гимн для К. А. и членов ее общины «Audite poverelle» (Слушайте, бедняжки); в нем говорится о простой и бедной жизни женщин при ц. Сан-Дамиано.
О К. А. и ее общине достаточно быстро стало известно по всей Зап. Европе, в т. ч. благодаря францисканцам, активно занимавшимся миссионерской деятельностью. О К. А. узнала Агнесса Богемская, дочь чешского кор. Пржемысла I Отакара, которая хотела основать в Праге странноприимный дом и жен. монашескую обитель. Сохранились 4 письма К. А., написанные с перерывами в неск. лет. Первое письмо было составлено ок. 1235 г., когда Агнесса отвергла брачное предложение имп. Фридриха II, чтобы принести монашеские обеты. Святая восхваляет отказ Агнессы, говоря о том, что за это ей воздастся на небесах и она будет иметь честь называться «сестрой, женой и матерью Сына Всевышнего и блаженной Девы Марии». Во 2-м послании, написанном между 1235 и 1238 гг., затрагивается тема бедности в контексте новых попыток папы смягчить принцип строгой нищеты ордена. К. А. призывает Агнессу непоколебимо держаться бедности Христовой и следовать советам генерального министра ордена францисканцев Илии. В 3-м послании (ок. 1243 или, по др. данным, 1238) вновь рассматривается тема бедности как состояние душевного единения со Христом. В 4-м послании, написанном в 1253 г., возможно за неск. недель до смерти К. А., она прощается с Агнессой и доверительно называет ее «половиной моей души». В послании святая призывает к мистическому обручению со Христом посредством абсолютной бедности.
При папе Григории IX община, созданная К. А., вошла в состав основанного жен. «ордена св. Дамиана». Это изменение противоречило уставу общины Сан-Дамиано, к-рая должна была сохранять связь с орденом францисканцев и соблюдать принцип абсолютной бедности, вести жизнь, лишенную каких бы то ни было привилегий, что не предусматривалось в уставе нового ордена. Недовольство действиями папы привело к конфликту. Ок. 1228 г. Григорий IX направился в Ассизи для участия в церемонии канонизации св. Франциска Ассизского. Папа предложил К. А. освободить ее от обета абсолютной бедности, но святая отвергла предложение. Папа был вынужден подтвердить «привилегию бедности», данную Иннокентием III. После кончины Григория IX (22 авг. 1241) папа Иннокентий IV счел необходимым составить новый устав для общины Сан-Дамиано (1247), согласно к-рому сохранялась связь с муж. францисканским орденом, однако жен. орден мог владеть имуществом и получать ренту, что противоречило обетам абсолютной бедности. Вероятно, по этой причине К. А. сама составила новый устав ордена. Текст был готов к 1251 г. и отправлен кард. Ринальдо, покровительствовавшему святой. 9 авг. 1253 г. устав был утвержден папой Иннокентием IV. Когда находившейся при смерти К. А. принесли папскую буллу «Solet annuere», утверждавшую устав ордена, она поцеловала печать и спустя 2 дня скончалась. Устав К. А. стал 1-м в истории католич. Церкви нормативным документом жен. монашеской общины, который был составлен женщиной и получил офиц. папское утверждение. В текст устава были включены первые указания Франциска Ассизского К. А. и членам ее общины.
К. А. похоронена в ц. Сан-Джорджо; впосл. в Ассизи была построена базилика, посвященная святой. В 1850 г. мощи К. А. были облачены в одеяния клариссы и помещены в новую, стеклянную раку.
18 окт. 1253 г. папа Иннокентий IV буллой «Gloriosus Deus» поручил Бартоломео Аккоромбани, еп. Сполето (1236-1271), начать процесс канонизации К. А. Формуляр буллы нехарактерен для документов такого рода: в преамбуле содержатся восхваления К. А. и прямо говорится о желаемом исходе процесса - прославлении К. А. как святой Римско-католической Церкви, тогда как обычно папские документы, инициирующие канонизационный процесс, имеют нейтральный характер. Необычный формуляр буллы «Gloriosus Deus» можно объяснить особым почитанием К. А. папой Иннокентием IV. Помимо указаний о начале процесса канонизации в булле содержался список вопросов, которые следовало задавать свидетелям (этот список не сохр., о его содержании можно судить по показаниям свидетелей). Епископ Сполето составил комиссию из клириков своего диоцеза и монахов-францисканцев. 24 нояб. 1253 г. комиссия прибыла в мон-рь Сан-Дамиано. Епископ привел к присяге и опросил 13 монахинь, лично знавших К. А. Еще 2 монахини, находившиеся в лечебнице, были опрошены позже (28 нояб.). Бенедикта, аббатиса Сан-Дамиано, выразила общее желание засвидетельствовать святость К. А. В тот же день комиссия в ц. Сан-Паоло в Ассизи выслушала свидетелей из числа горожан; также были опрошены 4 чел., связанные родственными или соседскими узами с семьей К. А. и знавшие ее с детства. 29 нояб. 1253 г. о святости К. А. свидетельствовал Джованни ди Вентура, к-рый присутствовал при одном из чудес, совершенных ею. Т. о., в ходе расследования показания дали 20 свидетелей. 15 авг. 1255 г. папа Александр IV провел церемонию канонизации К. А. в Ананьи (булла о канонизации датирована 26 сент. 1255).
Зафиксированные в документах канонизационного процесса чудеса К. А. легли в основу агиографических сочинений. В 1-й книге лат. Жития подробно описываются чудеса, совершенные святой при жизни. В мон-рь Сан-Дамиано, ища исцеления, приходило много больных и немощных. Франциск Ассизский посылал к К. А. монахов-францисканцев, и она врачевала их крестным знамением. Так, мон. Стефана, страдавшего безумием, святая осенила крестным знамением, а затем велела спать там, где имела обыкновение молиться; встав ото сна, Стефан исцелился. В Житии сообщается и о др. чудесах: К. А. умножила хлеба, чтобы накормить монахинь; по ее молитве кувшин наполнился оливковым маслом; святая молитвой изгоняла бесов. В 1241 г., когда войска имп. Фридриха II (среди них были и отряды сарацинов) опустошали долину Сполето и готовились штурмовать Ассизи, К. А. велела ночью вынести к стенам монастыря дарохранительницу со Св. Дарами и, поставив ее перед врагами, стала молиться о сохранении обители и города. В ответ на молитву раздался голос Христа, обещавшего защиту, и враги рассеялись. В 1242 г. К. А. и монахини молились о спасении города, покаянно посыпая головы пеплом, и войска полководца Витале д'Аверса отошли от стен Ассизи.
Не имея возможности из-за болезни присутствовать на рождественском богослужении в базилике Сан-Франческо в Ассизи, К. А. по молитве созерцала его, находясь в мон-ре Сан-Дамиано (14 февр. 1958 папа Римский Пий XII апостольским посланием «Clarius explendescit» провозгласил К. А. покровительницей телевидения). Значительную часть посмертных чудес, происходивших у гробницы святой, составляют исцеления бесноватых и припадочных; в материалах канонизационного процесса, на основе которых была составлена 2-я книга лат. Жития, сообщается о многочисленных случаях исцеления золотушных и людей с иссохшими или поврежденными руками.
Согласно тексту буллы о канонизации К. А., день ее памяти устанавливался 12 авг. В Римском календаре, изданном в 1970 г., после Ватиканского II Собора, память К. А. перенесена на 11 авг.
Первым датированным является изображение К. А. в нижней части алтарного образа в апсиде ц. Санта-Кьяра в Ассизи (худож. Бенвенуто да Фолиньо). Святая стоит подле св. Франциска Ассизского и Бенедикты, аббатисы Сан-Дамиано после К. А. (изображение Бенедикты добавлено после 1260). В этой же церкви в правом рукаве трансепта находится заалтарный образ К. А.: святая представлена фронтально в рост с крестом в левой руке в окружении 8 житийных сцен (по 4 с каждой стороны средника). Судя по надписи, икона была создана при папе Мартине IV (1281-1285). На этих образах, ставших основой иконографии католич. святой, К. А. изображена юной девой, с несколько вытянутым овалом лица, невысокого роста, с тонким станом.
К. А. представлена обычно в монашеском облачении (темном или светлом) с платом на голове (напр., «Богоматерь с Младенцем на троне между св. Франциском и св. Кларой», худож. Дж. Б. Чима да Конельяно, ок. 1510, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), с лилией (среди 8 святых в бифокальных 3-лопастных стрельчатых арках на фреске в капелле св. Мартина Турского в нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи, худож. С. Мартини, 1318), с лилией и книгой - уставом ордена кларисс (фреска Т. Раньери ди Диоталлеви (д'Ассизи) в ц. Санта-Мария-дельи-Анджели в Ассизи, 1500), с книгой и крестом (в работах мастеров венецианской школы рубежа XV и XVI вв., напр. образ К. А. на створке алтаря, худож. А. Виварини, XV в., Галерея Академии, Венеция), с крестом (фрагмент триптиха Дз. ди Пьетро, XV в., Городской музей Риети). На алтарной створке т. н. рейнского мастера интернациональной готики К. А. впервые изображена с дароносицей в форме пиксиды (сер. XV в., Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн); этот тип изображения (форма дарохранительницы варьировалась) получил распространение во 2-й пол. XV - XVI в. и встречается в работах художественных школ Ломбардии (полиптих В. Фоппы из ц. Санта-Мария-делле-Грацие, 1500-1510, Пинакотека Брера, Милан) и Эмилии (фрагмент полиптиха, 2-я пол. XV в., Галерея Академии, Венеция), а также представлен на запрестольном образе худож. Моретто (А. Бонвичино) (ок. 1540, Национальная галерея, Лондон). Все атрибуты К. А. (лилия, крест, книга, дароносица) изображались на гербе ордена кларисс (напр., гравюра XVII в., Музей капуцинов, Рим). В нарративных циклах святая представлена без атрибутов.
Наряду с изображениями К. А. в рост (примером для них послужил предположительно образ на склонах арки в верхней базилике Сан-Франческо в Ассизи или в капелле Барди ц. Санта-Кроче во Флоренции, 1325) получил распространение тип поясного изображения (часто под полукруглыми или стрельчатыми арками). Ранним следует считать образ К. А. на склоне оконного проема справа от входа в капеллу св. Мартина Турского нижней ц. Сан-Франческо в Ассизи (худож. С. Мартини, 1318).
К. А. часто изображается в композициях: рядом со св. Франциском Ассизским среди пророков и блаженных на полиптихе в капелле Барончелли ц. Санта-Кроче во Флоренции (Джотто и мастерская, 1328), у Распятия, у трона Богоматери (запрестольный образ в ц. св. Франциска Ассизского в Пиране (Словения), худож. В. Карпаччо, 1518). В нижней части композиции алтарной картины «Древо жизни» (худож. П. ди Буонагвида, 1305 - ок. 1310, Галерея Академии, Флоренция) К. А. представлена коленопреклоненной, со свитком.
Примеры житийных циклов К. А. немногочисленны. Их состав сформировался под влиянием иконографического репертуара житийного ряда в ц. Санта-Кьяра в Ассизи, в композициях которого представлены эпизоды жизни святой: К. А. получает в Вербное воскресенье пальмовую ветвь от еп. Гвидо; возвращение от св. Франциска Ассизского из Порциункулы; пострижение Агнессы; чудо умножения хлебов; явление Пресв. Богородицы умирающей К. А.; папа Иннокентий IV возглавляет церемонию погребения святой. Сокращенный вариант житийного ряда известен по росписи (с ранней условной датировкой) в ц. Сан-Пьетро-ин-Винеис в Ананьи, с сер. XIII до сер. XVI в. принадлежавшей ордену кларисс. По мнению нек-рых исследователей, роспись восходит к 1255 г., когда К. А. была канонизирована. Нач. XIV в. датируют выполненную последователями Джотто серию фресок в правом трансепте ц. Санта-Кьяра в Ассизи (сохр. сцены смерти и погребения К. А.). На витражах из церкви аббатства Кёнигсфельден в кантоне Аргау (Швейцария) (ок. 1360, ГЭ) представлены сцены из Жития К. А.: ее решение следовать за св. Франциском Ассизским, пострижение в монахини, постриг Агнессы.
Описанный состав житийного ряда иногда дополнялся эпизодом «Изгнание святой Кларой из Ассизи сарацин» (одна из 7 житийных сцен, мастерская М. Вольгемута, нач. XVI в.). Нередки случаи выделения этой композиции из единого цикла - миниатюра Дж. П. Бираго в Часослове Сфорца (ок. 1490; Brit. Lib. Lond. Add. 34294. Fol. 210v); работа неизвестного мастера в ц. Санта-Кьяра в Неаполе (ок. 1630, Гос. музей Сан-Марино); клеймо деревянных дверей (XVI в., нижняя ц. Сан-Франческо в Ассизи). На фрагментах алтаря XV в. (худож. Дж. ди Паоло) представлены как устойчиво встречающиеся сцены - св. Франциск Ассизский постригает волосы К. А. (коллекция Г. Фульда, Франкфурт-на-Майне), «Чудо с благословением хлеба», где папа Иннокентий IV благословляет стоящую перед ним на коленях К. А. (собрание картин Йельского ун-та, Нью-Хейвен), так и редко воспроизводимые композиции, связанные с посмертными чудесами К. А.,- исцеление ребенка, растерзанного волками (Музей изящных искусств, Хьюстон), спасение судна от крушения (Музей изящных искусств, Филадельфия).