(Поповы), Феодор и Иван, кормовые иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Сыновья Карпа Трофимова, свящ. ц. святых Космы и Дамиана в Ярославле.
(род. в 1639), впервые упоминается в переписной книге Ярославля 1646 г. (Брюсова. 1984. С. 318). Вместе с братом Иваном и сыновьями отмечен также в переписных книгах 1669 г.: «Во дворе Федор Карпов з братом иконописцы, у Федора детей сын Федор 5 лет, Леонтей 4 лет, бою бердыш» (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. № 355. Л. 303) - и 1671 г. (РГАДА. Ф. 210. Д. 13. Л. 52).
Отец ярославского знаменщика Федора Федорова. Его имя встречается в документах архива Оружейной палаты 1660-1679 гг., он часто вызывался из Ярославля в Москву для иконописных дел. В 1660 и 1666 гг. он участвовал в росписи Архангельского собора Московского Кремля (Там же. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. № 6867), в документах значится в 3-й статье. В 1661 г. работал в Кремле «в набережном терему, у государевых знамен и в Золотой палате» (Там же. № 7588), в июне того же года был «у государева дворцового успенского и у черниговских иконописного починочного дела» (Там же. № 7715). В 1665 г. продолжил работу в Золотой палате. В 1666 г. «был у стенного письма» в Новодевичьем мон-ре, в дворцовой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя и «у починки» зап. дверей Успенского собора в Московском Кремле. В документах иконописец значится уже во 2-й статье.По мнению В. Г. Брюсовой, наиболее характерным сохранившимся произведением братьев Карповых является иконостас Преображенского собора Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале (1666, ЦМиАР), хотя она и отмечает, что в его создании участвовали и др. ярославские иконописцы (Брюсова. 1984. С. 121). В 1668 г. вместе с братом Иваном Феодор писал иконы для ц. свт. Григория Неокесарийского на Полянке в Москве (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. № 11829). К. приписывается икона «Единородный Сыне», к-рая находилась на правом клиросе придела свт. Тихона Амафунтского этой церкви (ныне в ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Т. 2. С. 434-435).
В 1670 г., после болезни, Феодор был вызван в Москву для создания местных икон в дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. № 12585). В 1671 г. в Ярославле он вместе с Василием и Константином Ананьевыми написал неск. икон, отосланных царю во дворец, среди к-рых были «Сошествие Святого Духа, Страшный Суд, Неделя святых отец, пред ней Спасителев образ, а по сторонам святых отец» (Там же. Ч. 10. № 13236). В 1674 г. вместе с др. ярославскими иконописцами расписывал ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле по заказу ярославского купца Семена Лузина. В том году мастера не успели закончить роспись, и заказчик просил царя задержать их в Ярославле до завершения работ, но в 1675 г. они были отправлены в Ростов к митр. Ионе для иконного письма. Феодора неоднократно вызывали в Москву в 1674-1676 гг. (Там же. Ч. 11а. Т. 2. № 15474, 16069). В 1675 г. с братом Иваном, с Дмитрием Григорьевым и со свящ. Тимофеем расписывал ц. Спаса на Сенях в Ростове (Брюсова. 1982. С. 87). Нек-рые исследователи предполагают, что в этой церкви работали др. мастера, но К. также могли принимать участие в росписи (Шилов. 1994). С 8 февр. по 30 марта 1678 г. Феодор в составе большой группы мастеров работал над иллюстрациями к Евангелию для дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1874. Л. 43). Последнее упоминание об иконописце относится к июлю 1679 г., когда он был вновь вызван в Москву для создания местных икон для ц. Покрова в Измайлове.
впервые упоминается в 1669 г. вместе с братом в связи с написанием местных икон в ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве (Там же. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. № 13002). В 1670 г. участвовал в росписи ростовского Успенского собора (Там же. № 12585), а также поручился за Ф. Карпова и Петра Федотова при вызове последних в Москву. Вместе с др. ярославскими иконописцами в 1671 г. написал 7 икон, отосланных царю во дворец, среди которых - Казанская икона Божией Матери «в чудесах, как явилась в Казани и в Московское разорение, Воскресение Христово, Уверение Фомы, Образ святых жен-мироносиц, Преполовение, О самаряныни, Вознесение Христово, Св. Троица» (Там же. Ч. 10. № 13650, 13557). В июле 1679 г. в Москве вместе с др. ярославскими иконописцами писал местные иконы для Покровской ц. в Измайлове. В окт. 1679 г. участвовал в росписи дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя, в документах отнесен ко 2-й статье, где указан на 1-м месте (Там же. Ч. 12. Т. 2. № 18637).