(18-28 нояб. 1095), Собор католич. Церкви, созванный папой Римским Урбаном II (1088-1099) в г. Клермон (ныне Клермон-Ферран, Франция). На К. С. обсуждалось развитие григорианской реформы на франц. землях. В последний день заседаний папа Урбан II объявил о начале крестовых походов и призвал католиков к участию в них.
В источниках заметна путаница в датах проведения К. С., поскольку неясно, считать ли день открытия началом работы Собора или отсчет следует вести со дня 1-го заседания, т. е. с понедельника. Неизвестно также, проводилось ли заседание в следующее воскресенье - 25 нояб. В Клермоне соборные заседания проходили скорее всего в кафедральном соборе или в ц. Нотр-Дам-дю-Пор. Офиц. закрытие состоялось 28 нояб. 1095 г.; были повторно зачитаны привилегии диоцеза Аррас, выделенного из епископства Камбре и включенного в состав церковной пров. Реймс.
27 нояб., накануне закрытия Собора, папа Урбан II произнес перед собравшимися клириками и мирянами проповедь о крестовом походе, а на следующий день с некоторыми епископами (conventus episcoporum) обсудил дату начала похода и кандидатуры тех, кто могли бы его возглавить (Roberti Monachi Historia Iherosolimitana. I 3 // RHC, Occ. 1866. Vol. 3. P. 730). После К. С. папа Римский находился на территории Франции еще 8 месяцев и провел Соборы в Туре (март 1096) и Ниме (июль 1096).
В работе К. С. приняли участие 12 (по др. сведениям - 13) архиепископов (Бордо, Буржа, Лиона, Нарбона, Оша, Пизы, Реджо-Эмилия, Реймса, Санса, Толедо, Тура, возможно Таррагоны и Экс-ан-Прованса). Число присутствовавших епископов в источниках варьируется от 80 до 400 чел.; еп. Ламберт Аррасский сообщает о 225 епископах и более 90 аббатах, Фульхерий Шартрский - о 310 епископах и аббатах (подробнее см.: Somerville. 1974). В основном в Соборе участвовали епископы из Юж. Франции. Диоцезы на территории Свящ. Римской империи были представлены лишь неск. епископами, англ. церковные иерархи на Соборе не присутствовали.
Текстуальная традиция канонов К. С. запутанна; издания соборных решений, предшествовавшие работе Р. Сомервилла (Somerville. 1972), в наст. время считаются устаревшими. Сомервилл, проанализировав весь корпус источников, выделил неск. редакций канонов. К числу наиболее важных он относит сборник документов, связанных с деятельностью еп. Ламберта и историей отделения диоцеза Аррас от Камбре (оригинал хранился в б-ке кафедрального собора Арраса, но был утерян; в наст. время доступны 2 копии XVII в.- Arras. Bibl. Capit. 1051 (140), 1062 (222); в Риме хранится дефектная копия канонов К. С. в каноническом сборнике XVI в. (Vallic. C-24), который кард. Ц. Бароний использовал в работе над соответствующим томом «Церковных анналов»). К редакции, зафиксированной в книге еп. Ламберта, относятся также 2 рукописи XII в.- Lond. Brit. Lib. Cotton. Claudius E. V и Montpellier. Bibl. de l'École de Médicine. 280. Вторая по значимости редакция представлена в «Собрании канонов в 9 книгах», составленном Иоанном, еп. Теруана (ркп. Guelf. Gud. 212, XII в.). В юности он изучал право вместе с Иво Шартрским и нек-рое время был архидиаконом еп. Ламберта Аррасского. Каноны К. С. в этот сборник, возможно, попали из др. источника, независимого от сборника Ламберта, но при этом имеют с ним много букв. совпадений.
Сомервилл выделил «англо-нормандскую» традицию канонов К. С., которая получила отражение в описаниях Уильяма из Малмсбери (в соч. «De gestis regum Anglorum», ок. 1124) и Ордерика Виталия (в «Церковной истории», 1109-1141). Известно по крайней мере о 4 рукописях XII в. с канонами К. С. в редакции, использованной указанными авторами (Alençon. Bibl. municip. 10; Lond. Brit. Lib. Harl. 633; Cantabr. Kk. 4. 6; Paris. lat. 13413).
К числу важных источников сведений о работе Собора относятся фрагменты канонов в составе «Liber censuum» и сборника канонов в рукописи Châlons-sur-Marne. Bibl. municip. 47, 75 (XII в.).
К. С. принял ок. 30 канонов; в разных сборниках их порядок и содержание не совпадают. Собор начался с провозглашения «Божиего мира» (pax Dei, treuga Dei, trevia Dei), под к-рым подразумевался запрет на военные действия и на насилие по отношении к безоружным (клирикам, монахам, женщинам, в нек-рых источниках к этим категориям добавляются купцы и паломники) в определенные дни и периоды церковного календаря (согласно Уильяму из Малмсбери, «Божий мир» был объявлен от начала Адвента до октавы Епифании, от воскресенья Семидесятницы до октавы Пасхи, от 1-го дня Рогаций до октавы Пятидесятницы и на каждой неделе от захода солнца в среду до утра понедельника - Willelmi Malmesbiriensis monachi De gestis regum Anglorum. IV 345 / Ed. W. Stubbs. L., 1889. Vol. 2. P. 392). В отдельных значимых рукописях упоминается об индульгенции крестоносцам (в нек-рых манускриптах в конце канонов дополнительно указано, что «Божий мир» распространяется на имущество крестоносцев).
В большей части канонов К. С. воспроизводятся те положения, которые были приняты предшествующими Соборами и составляли основу григорианской реформы: запрет симонии, запрет мирянам совершать инвеституру клириков, обязательный целибат для клириков, укрепление церковной дисциплины. Ключевая задача К. С. выражена в одном из первых канонов так: «Церковь должна быть чистой по вере и свободной от всякого рабского служения [мирским властям]». В основных рукописях содержатся следующие каноны: только пресвитеры могут стать деканами и архипресвитерами, только диаконы - архидиаконами; клирикам запрещено носить оружие; мирянина или клирика, имеющего сан ниже субдиакона, нельзя рукополагать во епископа; запрещается «redemptio altarium» (при личной привилегии получения доходов или десятины от церкви после смерти бенефициара все права должны быть возвращены епископу и не могут быть присвоены церковью или мон-рем, с которыми был связан получатель); клирикам запрещено требовать плату за совершение погребений; клирики не могут совмещать 2 титула от 2 разных церквей (если это произошло, следует сохранить тот, что был получен первым); клирики должны служить в тех церквах, где они имеют бенефиций; целибат является обязательным для всех пресвитеров, диаконов, субдиаконов и всех каноников; в домах клириков могут проживать только те женщины, кому это позволено священными канонами; незаконнорожденных детей следует допускать до церковных служений только в том случае, если они станут монахами или канониками; миряне не должны покупать церковные должности; миряне не имеют права совершать инвеституру клириков; пресвитеры и епископы не должны приносить оммаж мирянину; мирянам запрещено получать десятину и доходы с церковного имущества; строго осуждается разграбление мирянами имущества клириков; после смерти клирика его имущество переходит церкви, за исключением того имущества, что должно быть роздано на помин души; запрещено захватывать или заключать в тюрьму епископа; необходимо исповедоваться и нести покаяние должным образом; всем христианам запрещено вкушать мясо от Пепельной среды до Пасхи; в Великую субботу следует поститься до ночи; необходимо соблюдать посты 4 времен года (Quattuor tempora); при причащении Тело и Кровь Христовы подаются раздельно; придорожные кресты имеют те же привилегии, что и церкви, поэтому преступников, прибегающих к защите таких крестов, следует приводить на суд, не нанося им к.-л. увечий.
В некоторых сборниках к этим канонам добавлены другие: запрет клирикам выпивать в тавернах; запрет епископу продавать что-либо из церковного имущества (возможна лишь безвозмездная раздача нуждающимся); запрет совмещать функции епископа и аббата; запрет передавать десятину от одной церкви другой; в приходских церквах, находящихся под опекой мон-ря, капелланов должны поставлять местные епископы по согласованию с монахами; клирикам запрещено вмешиваться в дела др. приходов; все обвинения против клириков должны быть записаны и подтверждены показаниями свидетелей; бедные церкви могут объединять доходы для обеспечения клириков; миряне могут платить десятину монахам или каноникам только с разрешения епископа или папы Римского; отлученных от Церкви запрещено погребать на христ. кладбище; в течение Великого поста мирянам следует раздавать освященный пепел; мирянам разрешено трижды вступать в брак; запрещен брак до 7-й степени родства; необходимо воздерживаться от брачного общения в дни церковных праздников.
К. С. принял также ряд решений по церковно-политическим вопросам и территориальным спорам. Были отлучены от Церкви Гвиберт Равеннский (антипапа Климент III), имп. Генрих IV (повторно после Собора в Пьяченце), франц. кор. Филипп I и его 2-я жена Бертрада де Монфор (за незаконный брак). Собор подтвердил примат архиепископа Лиона над церковными провинциями Руана, Санса и Тура, а также юрисдикцию архиепископа Турского над Бретанью. Постановив выделить диоцез Аррас из еп-ства Камбре, К. С. решил спор о выборах епископа Камбре в пользу Манассии. Папа Урбан II смог уладить давний территориальный конфликт между аббатствами Клюни и Ла-Шез-Дьё из-за аббатства Моза (близ Клермона), к-рое было признано дочерним мон-рем Клюни. Неск. соборными постановлениями были удовлетворены претензии Клюни и на ряд др. церквей и мон-рей. К. С. решил спор между аббатом Петром Анианским и еп. Жоффруа Магелонским (в пользу последнего), а также спор между епископами Гренобля и Вьенны о дер. Серморен (в пользу епископа Гренобля). На Соборе были подтверждены привилегии, дарованные разным церквам и мон-рям. К. С. низложил Бегона, аббата Конка, а Гервину, еп. Амьенскому, в соответствии с принятым каноном запретил занимать одновременно епископскую кафедру и должность аббата мон-ря Сен-Рикье.
С К. С. связывают распространение в католич. Церкви т. н. Малой службы часов Пресв. Деве Марии (Officium parvum Beatae Mariae Virginis). Ее происхождение неизвестно. Возможно, она возникла как дополнение к вотивным мессам в честь Пресв. Девы, к-рые известны по каролингским рукописям рубежа VIII и IX вв. Похожие краткие службы Св. Кресту, Всем святым, Троице и об усопших были широко распространены в англосакс. традиции. Но первые упоминания о службе Деве Марии, совершаемой ежедневно в качестве дополнения к каноническим часам, встречаются в источниках только с сер.- 2-й пол. X в. (в Житии св. Ульриха, еп. Аугсбургского (MGH. SS. T. 4. P. 389); в сообщении «Хроники» Гуго из Флавиньи о еп. Беренгерии Верденском (940-962) (MGH. SS. T. 8. P. 365; ср.: MGH. SS. T. 4. P. 46)). Уставом аббатства Айнзидельн в рядовые субботы от октавы Пасхи до Адвента предписывалось совершать службу с 3 чтениями в честь Св. Креста и Девы Марии (Consuetudines Monasticae / Ed. B. Albers. Montis Casini, 1912. Vol. 5. P. 98-99; Consuetudines Germaniae: Redactio S. Emmerammi, dicta Einsiedlensis // Corpus Consuetudinum Monasticarum. Siegburg, 1984. T. 7. Pt. 3. P. 239). В Италии Петр Дамиани призывал клириков регулярно совершать Малую службу Пресв. Деве Марии (Petr. Damian. Ep. 17, 40, 106, 142, 166). В Клюни аббат Гуго предписал монахам, находящимся в больнице, читать «Horas de S. Maria» ежедневно, а всей братии - по субботам (Bernardi Ordo Cluniacensis. 1. 23 // Herrgott M. Vetus disciplina monastica. P., 1726. P. 189). Согласно «Портифорию св. Вульфстана» (2-я пол. XI в.), служба совершалась по субботам (The Portiforium of St. Wulstan (Corpus Christi College, Cambridge ms. 391) / Ed. A. Hughes. [L.], 1960. Vol. 2. P. 60-62). В Житии св. Бруно Картузианца отмечалось, что именно К. С. обязал всех клириков совершать службу Деве Марии (beatissimae Matris Dei preces horarias - Acta S. Brunonis. 33 // PL. 152. Col. 542). Винцентий из Бове, ссылаясь, вероятно, на «Хронику» Жоффруа де Вижуа (кон. XII в.), также сообщает о постановлении К. С. совершать эту службу по субботам (Vincentius Bellovacensis. Speculum historiale. XXV 91 // Idem. Speculum quadruplex: Naturale, doctrinale, morale, historiale. Duaci, 1624. Vol. 4. P. 1034). Однако, судя по рукописям, вплоть до XIII в. единообразия в составе службы и практике ее совершения не было. Впосл. Малая служба часов Пресв. Деве Марии, выстроенная по модели 7 канонических часов, составила основу позднесредневек. Книг часов (подробнее об истории службы см.: Leclercq J. Fragmenta Mariana // EphLit. 1958. Vol. 72. P. 292-305; Idem. Formes anciennes de l'office marial // Ibid. 1960. Vol. 74. P. 89-102; Canal J. M. El Oficio parvo de la Virgen de 1000 a 1250 // Ephemerides Mariologicae. Madrid, 1965. Vol. 15. P. 464-475). К. С., возможно, подтвердил установление особой, 10-й, префации для мессы на праздники в честь Пресв. Девы Марии, принятой Собором в Пьяченце (Mansi. T. 20. Col. 807).
Сведения о проповеди папы Урбана II сохранились в неск. источниках, но в каждом из них имеется особая версия. В самом раннем источнике - анонимном соч. «Деяния франков» (Gesta Francorum, ок. 1100) содержится только краткий пересказ проповеди. Подробнее она изложена в соч. Фульхерия Шартрского «Иерусалимская история» (между 1100 и 1105). Согласно Фульхерию, папа сначала обратился к клирикам и сказал о необходимости церковных реформ, о недопустимости симонии, об отлучении от Церкви воров и поджигателей домов (эта часть проповеди, вероятно, была составлена Фульхерием на основе постановлений К. С.; есть букв. совпадения). Во 2-й части проповеди папа говорил о нападениях турок и необходимости защитить вост. христиан. Всем, кто погибнут в походе, папа обещал немедленное отпущение грехов. Подчеркивалось, что участие в крестовом походе дает возможность тем, кто раньше сражались со своими братьями и родственниками, стать воинами Христа (Christi milites) (Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana. I 1-3 // Idem. Historia Hierosolymitana / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913. S. 122-138).
У Роберта Монаха в «Иерусалимской истории» (1107 или между 1110 и 1118) речь папы была представлена как обращение к французам: сначала понтифик упомянул о красоте франц. земель, напомнил о славе франк. императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого, потом воспел красоту Св. земли, подобной земному раю. По словам папы, французы воюют друг с другом потому, что у них слишком мало земли, им следует завоевать территорию нечестивого народа. Урбан II указал на святость Иерусалима, места Страстей Господних: тот, кто отправится в поход, чтобы освободить Иерусалим от неверных, очистится от грехов. Роберт Монах отмечал, что по окончании папской проповеди толпа стала кричать: «Это угодно Богу» (Deus vult), что впосл. стало девизом крестоносцев (Roberti Monachi Historia Iherosolimitana. I 1-2 // RHC, Occ. 1866. Vol. 3. P. 727-730).
Согласно Бальдерику, архиеп. Дольскому, другу и покровителю Роберта Монаха, папа Урбан II начал проповедь со слов о том, как страдают христиане в Иерусалиме и Антиохии, как турки превращают христ. церкви в конюшни и поклоняются идолам в Храме Соломона. Папа призвал следовать примеру ветхозаветных израильтян и сражаться с язычниками, а не убивать друг друга. Епископам надлежит возвестить об этом в своих диоцезах, в проповедях призывать к походу на Иерусалим и молиться о победе (Baldrici episcopi Dolensis Historia Jerosolimitana. I 3-4 // RHC, Occ. 1879. Vol. 4. P. 12-15).
По мнению Г. Штрака, Роберт Монах и Бальдерик Дольский отредактировали речь папы так, чтобы она была более актуальной для современной им ситуации, и раскрасили ее риторическими оборотами, что сделало их версии более популярными в последующие века, однако свидетельство Фульхерия Шартрского в большей мере отражало оригинал (Strack. 2012). Поскольку папа Урбан II не готовил военную операцию, а призывал к религ. движению, во главе похода по его замыслу должен был встать легат Адемар Монтёйский, еп. Ле-Пюи. Призыв папы ознаменовал начало новой эпохи в истории средневек. Зап. Европы, положив начало крестовым походам. Известное и раньше понятие «священная война» было переосмыслено. Папа представил поход на Восток как покаянное паломничество, уподобив воина-крестоносца Христу, идущему в Иерусалим, чтобы принести Крестную жертву. Участники крестового похода получали индульгенцию, освобождающую их от наказания за грехи (епитимии) (само отпущение грехов совершалось в таинствах, поэтому в посланиях Урбан II отмечал необходимость для крестоносцев исповедоваться; подробнее см.: Purkis. 2008).