[лат. Claudius] (Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик) (1.08.10 г. до Р. Х., Лугдун, Галлия, ныне Лион, Франция - 13.10.54 г. по Р. Х., Рим или Синуэсса, Италия), рим. император (с 26 янв. 41), ученый. Младший сын Друза Старшего и Антонии Младшей (внук одновременно Августа и Марка Антония), представитель династии Юлиев-Клавдиев. С детства отличался слабым здоровьем. Мн. родственники, в т. ч. Август и его жена Ливия, считали К. слабоумным и неспособным к политической деятельности. Слухи о психическом нездоровье преследовали его всю жизнь. Политические противники неоднократно использовали их в своих целях. К. был надолго отстранен от публичной карьеры и провел большую часть жизни на своих виллах под Римом и в Кампании, обучался у Ливия, Сульпиция Флава и Афинодора, занимался наукой. Еще при жизни Августа (ум. в 14 г. по Р. Х.) К. написал «Историю гражданских войн», в которой критически отзывался об Августе и при этом хвалил его противников, в т. ч. Марка Антония. Узнав об этом, Ливия и Антония Младшая запретили ему публиковать свой труд и впредь заниматься этой темой. Позднее К. составил «Историю этрусков» в 20 книгах, словарь этрусского языка. К.- последний известный в древности человек, который читал на этрусском и хорошо знал этот язык. Он написал также «Историю Карфагена» в 8 книгах. Под его именем было известно также некое руководство по игре в кости, к-рой К. был увлечен. В 47 г., занимая пост цензора, он предложил реформу лат. орфографии. К. ввел разделение слов точками, а также 3 новые буквы: «антисигму» (перевернутая C) для обозначения дифтонгов BS и PS, «дигамму» (перевернутая F) для отделения звука [v] от [u], а также «половинную H», значение к-рой не вполне ясно. Новая орфография начала использоваться в офиц. надписях, но после смерти К. была отменена. Ученость К. нашла широкое признание среди современников. В речах перед сенатом он неоднократно демонстрировал прекрасные исторические и филологические знания. Тем не менее спустя нек-рое время по смерти К. его труды были забыты и полностью утрачены. Плиний Старший, современник К., активно пользовался его произведениями для составления «Естественной истории» и цитировал К. (Plin. Sen. Natur. hist. VII 35); с его трудами был знаком Тацит (кон. I в.), но уже во II в. следов интереса к ним в античной культуре неизвестно.
В 11 г. К. женился на Плавтии Ургуланилле, дочери триумфатора Марка Плавтия Сильвана. Вскоре у них род. сын Клавдий Друз (умер в отрочестве). Ок. 26 г. К. развелся с Плавтией, обвинив ее в измене с вольноотпущенником Ботером, но вскоре после развода Плавтия родила девочку. К. сначала признал ребенка, но через неск. дней отрекся от него и приказал положить его на порог дома Плавтии. В 28 г. по настоянию имп. Тиберия К. женился на Элии Петине, дочери Секста Элия Ката, сводной сестре Сеяна. В 30 г. в браке род. дочь Клавдия Антония, но в 31 г., после разоблачения заговора Сеяна и казни неск. его родственников, К. развелся с Элией.
К концу правления имп. Тиберия авторитет К. возрос. Он пользовался уважением среди сенаторов и всадников, был введен в состав коллегии жрецов культа Августа сверх штата. В 37 г., находясь при смерти, имп. Тиберий объявил К. наследником лишь 3-й очереди, но оставил ему большое состояние и назвал его полноправным членом правящей фамилии.
При имп. Калигуле (37-41) К.- один из ведущих политических деятелей. В 37 г. он вместе с Калигулой впервые стал консулом; неоднократно заменял Калигулу на публичных праздниках в Риме. В 39 г. К. женился на Валерии Мессалине (ок. 17/20-48), дочери Марка Валерия Мессалы Барбата, консула 20 г. Ок. 40 г. у них род. дочь Клавдия Октавия, в 41 г.- сын Британник, названный так в связи с готовившимся в то время походом в Британию. Среди части современников и в позднейшей историко-лит. традиции за Мессалиной закрепилась репутация крайне развратной и властной женщины, которая держала под контролем К. Истории о неприглядных поступках Мессалины в основном содержатся в сочинениях, составленных спустя много десятилетий после эпохи К. Большинство из них не могут считаться достоверными, а слухи о пороках Мессалины очень преувеличены. Отношения К. с Калигулой быстро испортились. Из подозрительности Калигула держал К. при себе, не позволяя ему выезжать из Рима. При этом придворные и Калигула продолжали пользоваться старыми слухами о слабоумии К. и постоянно подвергали его насмешкам. Унижения К. отразились даже в церемониале сената, где ему разрешалось голосовать последним. После раскрытия заговора Лепида против Калигулы в 39 г. К. выехал из Рима с поздравлениями Калигуле, но тот был разгневан и сбросил К. в реку. Калигула разорил К., предложив ему купить должность жреца при своем культе за 8 или 10 млн сестерциев под залог имущества. Из всех своих имений и вилл К. сохранил лишь небольшой дом в Риме.
24 янв. 41 г. Калигула был убит у выхода из театра в Палатинском дворце в результате заговора преторианцев во главе со сторонником возрождения республики Кассием Хереей. К. находился неподалеку от места убийства и, якобы испугавшись, спрятался в солнечной галерее дворца за занавесью. Солдат, по имени Грат, якобы случайно нашел К., приветствовал его как императора и отвел к восставшим преторианцам, к-рые, расправившись с Калигулой, не знали, что делать далее. К. был препровожден в лагерь преторианской гвардии и в течение следующих 2 дней противостоял сенату, к-рый попытался вновь провозгласить Рим республикой. Сенаторы направили к К. трибунов Верания и Брокха, его пытались призвать к отказу от имп. звания и подчинению воле сената, но, увидев поддерживавшее К. войско, просили К. хотя бы ритуально принять власть от сената (а не от армии). Вскоре среди республиканцев начались разногласия, народ на форуме требовал сохранить единовластие императора, часть городской стражи перешла на сторону преторианцев. 26 янв. К. принял присягу от преторианцев, пожаловав им 15 тыс. сестерциев, и сенат был вынужден подтвердить его имп. статус.
Придя к власти, К. казнил убийц Калигулы, но при этом в отношении всех остальных лиц, принимавших участие в беспорядках, была провозглашена амнистия: К. приказал «предать забвению» все, что было сделано в Риме в эти дни. Указы Калигулы он отменил, всех своих заточенных в тюрьмы, сосланных или иначе пострадавших родственников К. возвратил ко двору.
Последняя значимая попытка республиканцев бороться против К. была предпринята в 42 г., когда в Далмации подняли восстание пропретор Луций Аррунций Скрибониан и легат Луций Анний Винициан. Мятежники провозгласили восстановление римской республики, но через 4 дня войска отказались им подчиняться, и вскоре лидеры восстания погибли.
Не доверяя сенату и видя в нем главного потенциального политического противника своей власти, К. стремился создать видимость примирения с сенаторами. Он первоначально отказался от всех титулов и должностей, принадлежавших прежним императорам, оставшись лишь принцепсом сената и народным трибуном. Остальные титулы он возвращал себе постепенно в ходе правления. Своим поведением в сенате К. всячески подчеркивал равное с ним положение сенаторов. Сенату было возвращено право чеканить собственную бронзовую монету, были переданы под управление сената провинции Ахайя и Македония.
В 43 г. К. предпринял краткосрочный поход с целью захвата Британии. Поводом для войны послужил переворот в брит. племени атребатов, которые изгнали своего царя Верику, бывшего союзником Рима. Рим. 40-тысячная армия под командованием Авла Плавтия высадилась на юж. побережье, за 16 дней уничтожила основные силы бриттов и захватила центральные районы острова. Победа укрепила престиж К., который был удостоен триумфа и получил новый титул - Британник, но отказался от этих почестей.
В начале правления К. создал имп. секретариат из 4 коллегий: корреспонденции, казны, науки и юстиции и проч. дел. Во главе коллегий К. поставил преданных ему вольноотпущенников, поскольку после событий 41 г. не мог вполне доверять рим. знати и сенаторскому сословию. Это упорядочение ведения имп. дел позволило К. повысить эффективность управления и укрепить свою власть. Он провел также ряд реформ в судебной системе. Рассмотрев много дел, он убедился в несовершенстве рим. судов и увеличил время летних и зимних судебных сессий, что позволило уменьшить количество тяжб. Также, чтобы не затягивать судебные разбирательства, истцам запрещалось покидать город во время рассмотрения их дел. На должности судей теперь можно было назначать лиц не моложе 25 лет. За время правления К. издал ряд работ, касавшихся различных сфер знания и общественных отношений. Нек-рые из них получили статус имп. эдиктов, в т. ч. указ, освобождавший тех рабов, которые считались неизлечимо больными и оставлялись хозяевами умирать в храме Эскулапа (Асклепия), но впосл. излечивались. Хозяев, которые отказывали рабам в медицинской помощи, теперь приравнивали к убийцам. Большая часть работ К. была посвящена медицинским советам, к-рые, как правило, носили лишь курьезный характер.
Религ. политика К. отличалась консерватизмом; он даже критиковал самого Августа за слишком смелые реформы. В основном К. стремился сохранять существующие традиции различных общин, древнюю городскую рим. религию, а также национальные религ. традиции провинций; противостоял прозелитизму любых религ. течений (Suet. Claud. 22). Наряду с реформами письменности он стремился сохранить в языке элементы архаической латыни, в т. ч. в религ. сфере. Большое внимание уделял культу своих предков и тем самым способствовал почитанию правящей фамилии в целом; обожествил свою бабку Ливию, супругу Августа. Чтобы препятствовать распространению вост. культов в Риме, К. искал им замену в видоизмененных традиц. рим. культах. Резко противостоял распространению религии галльских друидов, к-рую считал несовместимой с римской. В противовес им К. поддерживал Элевсинские мистерии, а также культ Венеры Эрикийской на Сицилии (Ibid. 25. 5). В 47 г. К. восстановил ранее распущенную коллегию гаруспиков, а астрологов и гадателей иноземного происхождения изгнал из Рима.
В 47 г. К. принял должность цензора, и это позволило ему провести масштабную чистку сената и сословия всадников: были исключены все, чье состояние не соответствовало имущественному цензу. Затем К. ввел в сенат богатейших представителей италийской и даже галльской знати. Столкнувшись с попытками сенаторов сопротивляться этой реформе, в 48 г. К. ограничил права сената чеканить деньги и принимать решения в финансовой сфере; главный рим. порт Остия, ранее управлявшийся сенатом, был передан имп. прокуратору. В дальнейшем выступления против К. или даже оппозиционные настроения в сенате жестоко карались. До конца правления К. по разным причинам было казнено 35 сенаторов и более 300 всадников.
Кроме сенаторов определенную угрозу для К. представляли члены правящей фамилии, к-рые в различных обстоятельствах могли претендовать на власть. Император и преданные ему придворные постоянно видели в родственниках К. заговорщиков и неоднократно объявляли о «раскрытии» подобных заговоров. На протяжении правления К. под разными предлогами устранил, казнил или сослал много родственников. При этом в глазах общества, вероятно управляемого агентами К., большинство решений такого рода связывалось с интригами 2 последних жен К.- Мессалины и Агриппины. В то же время устранение родственников служило интересам не только К., но и его жен и их детей, к-рым они надеялись передать престол. В целом подобная политика императора и его приближенных привела к постепенной дезинтеграции разветвленной династии Юлиев-Клавдиев и к ее пресечению после смерти преемника К. Нерона в 68 г.
С сер. 40-х гг. при дворе усиливалось противостояние партий жены К. Мессалины и сестры Калигулы Юлии Агриппины. Каждая стремилась выдвинуть на место наследника К. своего сына: Мессалина - Британника, Агриппина - Нерона. Обе партии следили за любыми проявлениями интереса К. к возможным наследникам, а также стремились завоевать популярность в среде плебса. Согласно сообщениям рим. историков, в нач. 48 г. Мессалина предприняла попытку отстранить К. от власти. В отсутствие К. в Риме она официально вышла замуж за своего фаворита Гая Силия, о чем К. сообщил Тиберий Клавдий Нарцисс. Возможно, информация о браке Мессалины была клеветой, поскольку К., узнав об этом, колебался в принятии решения о наказании жены. Нарцисс самостоятельно от имени К. отдал приказ об аресте Мессалины и Силия. Вскоре, несмотря на прошение о помиловании, Мессалина была убита по приказу К. Сенат приговорил ее имя к забвению (damnatio memoriae) (Tac. Ann. XI 26-38; Ios. Flav. Antiq. XX 8). История этого «заговора» выглядит абсурдно и едва ли может считаться достоверной; восстановить на ее основе подлинные события также не представляется возможным.
1 янв. 49 г. К. женился на Юлии Агриппине; в 50 г. он даровал ей титул августы и усыновил Нерона, сделав его своим наследником. Британник был удален от двора, но к 54 г. К. вновь начал приближать сына, что вызывало недовольство его новой жены и ее партии. Согласно одной из версий античных историков, этот конфликт привел к смерти К., к-рого Агриппина отравила грибами (Suet. Claud. 44). Тем не менее версия об отравлении К. была принята не всеми (см.: Tac. Ann. XII 64, 66-67), скорее всего она основывалась лишь на слухах. К. был похоронен в мавзолее Августа и обожествлен сенатом; власть принял Нерон. Храм божественного К. был заложен Нероном на Целийском холме в Риме, но вскоре его строительство было остановлено, а после пожара 64 г. Нерон начал здесь строить свой дворец Золотой дом. Храм К. был достроен в кон. I в., при Флавиях. В наст. время его остатки видны рядом с базиликой Санти-Джованни-э-Паоло.
При К. в Риме были построены акведуки Аква Клавдия и Анио Новус, был проведен капитальный ремонт акведука Аква Вирго. Для улучшения снабжения Рима был построен новый приморский г. Порт в 2,5 км севернее Остии; Остию и Порт соединили каналом. Для стимулирования развития продовольственного рынка были снижены налоги на торговлю зерном, введены нек-рые привилегии для торговцев, в т. ч. облегченный порядок получения ими рим. гражданства. В Италии также была предпринята 1-я попытка осушения Фуцинского оз. (Фучино) для расширения площадей плодородных земель. В течение 11 лет строили туннель для спуска воды из озера, предполагалось торжественное открытие туннеля с проведением игр в присутствии К. Однако инженерные расчеты проекта оказались слишком приблизительными, и вода, пущенная по туннелю, затопила ряд окрестных районов, в т. ч. и место проведения игр. К. и остальные участники торжеств спаслись бегством. Окончательно проект по осушению озера был осуществлен лишь в 1875 г.
При К. продолжался процесс постепенного укрепления системы управления отдаленными областями империи. Неск. союзных Риму гос-в были почти без сопротивления превращены в имперские провинции: Мавритания, Фракия, Норик, Памфилия, Ликия и Иудея. В то же время Родос был освобожден от прямого рим. правления. К. решил, что родосцы доказали свою преданность Риму и могут быть самоуправляемым полисом под протекторатом империи (Diodor. Sic. Bibliotheca. V 2). Илион (древняя Троя) был освобожден от налогов на основании некоего древнего письма о союзе между царем Селевком I и Римом (Suet. Claud. 25. 3).
Основой политики на Ближ. Востоке по-прежнему оставалось выстраивание отношений с зависимыми или полузависимыми от империи небольшими царствами, служившими буферной зоной между окраинными владениями Рима, Парфией и проч. малоосвоенной периферией греко-рим. ойкумены. Римляне в зависимости от ситуации в регионе меняли правителей этих царств, вводили свое прямое правление либо восстанавливали их частную самостоятельность. Союзниками Рима были цари Тиберий Юлий Митридат и Котис I в Боспорском царстве, Фарасман в Иберии, Митридат в Армении, Антиох IV в Коммагене, Абгар V Уккама бар Ману и Ману V бар Абгар в Осроене, Агриппа I Ирод в Иудее, Сохем в Итурее, отчасти Изат бар Монобаз в Адиабене. В нач. 40-х гг. К. проявил интерес к нек-рому укреплению этих царств. В это время он вернул престолы ранее низложенным царям Митридату Боспорскому, Антиоху Коммагенскому и Митридату Армянскому, а владения Ирода Агриппы в Иудее существенно расширил. В 49 г. в ходе продолжавшейся борьбы за престол в Парфии группа парфянской знати прибыла с посольством в Рим и просила помощи, чтобы передать власть в Ктесифоне царевичу Михрдату, воспитанному в Риме. К. согласился, и рим. войска проводили Михрдата до границы империи на Евфрате. Несмотря на эту поддержку, борьба Михрдата завершилась поражением: его войско было разбито, он попал в плен к царю Готарзу II. Т. о., К. не удалось сделать парфянским царем своего ставленника, но влияние Рима в проч. ближневост. царствах сохранялось. В 44 г. по неясной причине К. силой низложил Митридата и передал царство его брату Котису I. Попытка Митридата отвоевать власть была пресечена экспедицией римлян в регион Кубани, где были приведены к присяге империи неск. местных племен. Вскоре Митридат был вынужден сдаться, его перевезли в Рим как пленника, но К. пощадил его и отправил в ссылку. В нач. 50-х гг. римляне вмешались в войну между Иберией и Арменией. Иберийский царевич Радамист вероломно убил Митридата Армянского и попытался овладеть его царством. Во имя сохранения спокойствия римляне были готовы его поддержать и на некоторое время направили в страну свои войска. Однако после ухода римлян Радамиста свергли парфяне, поддержанные большинством арм. населения. В 52 г. престол Армении достался Трдату I, брату парфянского царя Вологеза I.
Вступление К. на престол спровоцировало новую волну столкновений между греч. и иудейской общинами в Александрии. Этот межэтнический и межрелиг. конфликт тянулся с 30-х гг. и уже был причиной военного вмешательства и судебных тяжб при Калигуле. В 41 г. новая резня была пресечена рим. войсками, после чего К. принял 2 посольства - от греков и иудеев. По итогам разбирательства К. издал «Письмо к александрийцам» (после 29 авг. 41), в котором отказался определять степень вины каждой из общин в беспорядках, призвал прекратить противостояние, подтвердил права иудеев на проживание в городе, но ограничил право получения александрийского гражданства для новых переселенцев-иудеев. Отдельным указом К. утвердил права иудеев на создание поселений и общин на всей территории империи (Ios. Flav. Antiq. XIX 5. 2-3). В «Письме к александрийцам» К. также заявил, что он принимает все почести, к-рые были предложены ему александрийцами, в т. ч. установку неск. статуй ему и др. членам правящей фамилии, учреждение Клавдиевой трибы и др., но отказал городу в праве строить храм и организовывать коллегию жрецов в свою честь, поскольку такое поклонение подобает только богам. Тем не менее К. не мог противостоять своему прижизненному почитанию на Востоке. В ряде провинций он был официально обожествлен. В Каппадокии были выпущены монеты с изображением К. и надписью: «Бог Август» (Θεός Σεβαστός). Ок. 50 г. в Камулодуне (Британия) был построен храм божественного К. (Tac. Ann. XIV 31).
В 46 г. внимание современников привлекло крупное извержение вулкана Санторин в Эгейском м., в результате к-рого в архипелаге Фера образовался о-в Палеа-Камени; пострадали Эфес, Смирна и неск. островов (Plin. Sen. Natur. hist. IV 66; Dio Cassius. Hist. Rom. LXI. 71; Aur. Vict. De Caes. 4. 12; Georg. Sync. Chron. P. 405). В извержении, как обычно, видели предвестие буд. бедствий и гнева богов, что становилось причиной усиления активности религ. движений в различных регионах империи.
Царь Иудеи Агриппа I Ирод (37-44), союзник Рима, правивший областями Сев. Иудеи, присутствовал в Риме во время убийства Калигулы и прихода К. к власти и, по общему мнению, способствовал разрешению политического противостояния, участвуя в переговорах между партиями (Ios. Flav. Antiq. XIX). В благодарность за поддержку К. даровал Агриппе в управление области Самария и Галилея, тем самым формально возродив прежнее Иудейское царство Ирода Великого. Агриппа перенес свою резиденцию в Кесарию Приморскую; он проявил себя сторонником фарисейского иудаизма. В его правление в 1-й пол. 40-х гг. произошло общее ужесточение религ. политики в Палестине, что привело к конфликту иудеев с 1-й христ. общиной в Иерусалиме ок. 43-44 гг. По приказу Агриппы в Иерусалиме был убит св. ап. Иаков Зеведеев, а ап. Петр заключен в темницу, но чудесным образом спасен (Деян 12. 1-24). Гонение прекратилось со смертью Агриппы. В 44 г. Иудейское царство было преобразовано в провинцию под прямым управлением рим. наместников. Царская власть сохранялась только в Халкиде, к-рой управлял Ирод II (44-48), а затем Ирод Агриппа II. В 53 г. К. взамен Халкиды пожаловал Агриппе II земли бывш. тетрархий Филиппа и Лисания. Цари сохраняли также ряд прерогатив в управлении Иерусалимским храмом, назначая первосвященников. В то же время происходило постепенное обострение политической ситуации. Волнения в Иудее, столкновения между иудеями, самаритянами и греками становились все более ожесточенными. Из-за поземельных и имущественных споров иудеи нападали на жителей греч. полисов Заиорданья, враждовали с ними в Кесарии Приморской (Ios. Flav. Antiq. XX 1. 1). Ок. 45 г. страну взволновал некий прор. Февда, который увел из Иерусалима несколько тысяч человек к Иордану для проведения обрядов очищения. Рим. власти решили, что эта толпа представляет опасность, и разогнали ее военной силой (Деян 5. 34-36; Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1; Euseb. Hist. eccl. II 11). Ок. 49 г. на Пасху в Иерусалиме произошла давка, в к-рой погибло неск. тысяч человек (Euseb. Hist. eccl. II 19).
К. на протяжении всего правления стремился сохранить дружественные отношения с иудеями. В 46 г. в Рим прибыло посольство от иудеев с жалобами на прокуратора Иудеи Фада, к-рый, стремясь к контролю над деятельностью клира Иерусалимского храма, приказал содержать облачения первосвященника под охраной римлян. К. удовлетворил просьбу послов и разрешил иудеям сохранить облачения в своем распоряжении (Ios. Flav. Antiq. XX 1. 1-2).
На эпоху К. приходится формирование первых значительных христ. общин в ряде городов Востока империи. При К. произошла часть событий, описанных в Деяниях святых апостолов (в основном в Деян 11-19). В это время св. апостолы Петр и Павел начинали проповедь среди язычников. Ап. Петр воскрешает прав. Тавифу и крестит центуриона Корнилия в Иоппии (Деян 9. 31 - 11. 18). Апостолы Павел и Варнава проповедовали в Антиохии, где образовалась многочисленная община, члены к-рой впервые назвали себя «христианами» (Деян 11. 19-26). В 40-х гг. состоялся Иерусалимский Собор апостолов (Деян 15. 1-35). Апостолы Павел, Варнава, Сила и Тимофей проповедовали в Греции и М. Азии, и образовались общины в Эфесе, Фессалонике, Коринфе, Филиппах и др. городах (Деян 15-19). Хронология этих событий была довольно хорошо известна в древней христ. традиции и отражена в визант. хрониках. Так, считалось, что ап. Марк возглавил общину в Александрии в 1-й год правления К. (Euseb. Hist. eccl. II 16; Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 579; Georg. Sync. Chron. P. 404). Согласно хроникам Евсевия и блж. Иеронима, в 42 г. ап. Петр прибыл в Рим и впервые начал проповедь новой веры в столице империи (Hieron. Chron. // PL. 27. Col. 577; Oros. Hist. adv. pag. VII 6. 2; Georg. Sync. Chron. P. 403). У древних авторов не было согласия относительно определения времени Успения Пресв. Богородицы. Однако большинство из них указывали даты в пределах 40-х гг. Согласно св. Ипполиту Римскому (нач. III в.), она скончалась в 43 г. Этого мнения придерживался визант. церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.; Niceph. Callist. Hist. eccl. II 21-23 // PG. 147. Col. 44-45; Gentz, Winkelmann. 1966. S. 41-42). Евсевий Кесарийский датировал Успение 48 г. В это же время, в кон. 40-х - 1-й пол. 50-х гг., по мнению совр. исследователей, ап. Павлом были созданы наиболее ранние послания, вошедшие в канонический свод НЗ: 1 Фес, Гал, 1 Кор.
Согласно сообщению Светония, ок. 49 или в 50 г. К. изгнал из Рима общины иудеев, охваченных волнением из-за некоего Хрeста (Suet. Claud. 25. 4: Iudaeos impulsore Chresto assidue tumultuantis Roma expulit). Вероятно, те же события упоминаются в Деян 18. 2, где сказано, что К. приказал выселить всех иудеев из Рима и город покинула семья понтийцев святых Акилы и Прискиллы, иудеев, принявших крещение. Точная дата событий не определена из-за отсутствия строгой хронологии как у Светония, так и в кн. Деяния св. апостолов. Информация об изгнании иудеев К. была повторена в нач. III в. Дионом Кассием без упоминания о Христе (Dio Cassius. Hist. Rom. LX 6. 6-7). Кассий считал, что К. не изгонял иудеев, но лишь запретил им собрания в городе. В пользу этой оценки говорит общая толерантная политика К. по отношению к иудеям и его союз с Иродом Агриппой, на что указывают совр. исследователи (см.: Feldman. 1996. P. 304). В нач. V в. Орозий в соч. «История против язычников» также коснулся этих событий (Oros. Hist. adv. pag. VII 6. 15-16). Он сослался на произведения Светония и Иосифа Флавия, в труде к-рого, по словам Орозия, содержалась и дата события - 9-й год правления К. (49). В сохранившихся текстах сочинений Иосифа Флавия сообщения об этих событиях нет (известно, что дошедший до нас греч. текст Иосифа Флавия местами поврежден и сокращен). Орозий попытался проанализировать свои источники и заявил, что, по его мнению, неясно, изгнал ли К. иудеев из-за их возмущения против Христа или изгнал иудеев и христиан вместе. При этом, судя по всему, Орозий не сопоставил сообщения у Светония и в кн. Деяния св. апостолов.
Исследователи расходятся в оценке этих сведений, хотя в настоящее время большинство считает их заслуживающими внимания (см., напр.: Флоровский Г. В. Жил ли Христос?: Ист. свидетельства о Христе. М., 1991. С. 23-24; Levick. 1993. P. 121-122; Feldman. 1996. P. 332; Smallwood. 2001. P. 210-211; Keener C. S. The Historical Jesus of the Gospels. Grand Rapids, 20122. P. 66). Однако часто отказываются отождествлять Хреста, упомянутого Светонием, с Иисусом (см., напр.: Yamauchi E. M. Jesus Outside the New Testament: What Is the Evidence? // Jesus Under Fire / Ed. M. J. Wilkins, J. P. Moreland. 1995. P. 215; Иисус Христос в док-тах истории. 2007. С. 87). Нет единого мнения о том, является ли фраза Светония подлинной или интерполированной (напр.: France R. T. The Evidence for Jesus. Vancouver, 2006. P. 42). Тем не менее в пользу подлинности говорит многое: краткость сообщения и нек-рое пренебрежительное отношение к самому событию практически исключают интерполяцию в текст со стороны к.-л. редактора-христианина. По мнению ряда исследователей, Светоний написал имя Христа (Хреста) так, как это было часто принято в латыни II в. (напр.: Brown, Meier. 1983. P. 100-101). Подобная транскрипция (Χρηστός) встречалась в Синайском кодексе Библии (IV в.) в Деян 11. 26 и 26. 28 и в 1 Петр 4. 16.