(Днепропетровской и Павлоградской епархии УПЦ), находится близ г. Новомосковска Днепропетровской обл. (Украина), на острове р. Самары.
Точное время основания С. П. м. неизвестно. Он существовал в 1672 г., считался «войсковым» и состоял в зависимости от войска Запорожского, находясь под управлением Сечевого коша (см. Запорожская Сечь). Возможно, мон-рь устроен в 1602 г. при деревянной войсковой церкви, в 50-х гг. XVII в., во время русско-польск. войны, был сожжен, а в 1672 г. восстановлен. В новой деревянной ц. свт. Николая Чудотворца, освященной в апр. 1672 г., служили приглашенные иеромонахи Межигорского в честь Преображения Господня мужского монастыря. В 1678 (?) г. С. П. м. посетил воевода, боярин кн. Василий Васильевич Голицын (1643-1714) и пожертвовал обители 15 р., в монастырский диптих записал имена своих живых и усопших родственников на постоянное поминовение. После окончания русско-тур. войны (1676-1681) и заключения Бахчисарайского мирного договора С. П. м. «значительно обогатился» вкладами как казаков-запорожцев, так и «ратных людей Московского государства». Мн. престарелые казаки оставляли кош и удалялись в Межигорскую обитель и С. П. м., где проживали как паломники или послушники. К кон. XVII в. казачьи поселения окружали обитель со всех сторон своими «зимовниками» (см. подробнее: Скалозуб. 2001. С. 203-205).
В 1686-1688 гг., после начала очередной русско-тур. войны, по инициативе гетмана И. С. Мазепы и кн. Голицына на р. Самаре рядом с монастырем была сооружена крепость - т. н. Богородицкий городок, где поселились «московские ратные люди» (с 1794 г. Новомосковск). Это вызвало возмущение казаков и нек-рых насельников обители. С. П. м. был признан «гнездом нечестия», стрельцы Голицына подвергли монахов арестам, пыткам и преследованиям.
В 1690 г., после того как земли монастыря пострадали от нашествия саранчи, С. П. м. запустел: «братские келии были без жильцов и церковь стояла без пения» (Там же. С. 205-207). В нояб. 1690 г. кошевой атаман Запорожской Сечи Иван Гусак обратился к настоятелю Межигорского монастыря с просьбой направить в С. П. м. «деятельного» начальника для возрождения обители. В кон. 1690 (янв. 1691?) г. был прислан строитель иером. Алипий. Однако запорожцы были им недовольны, и в 1695 г. он удалился из мон-ря. Осенью 1695 г. в С. П. м. был направлен иером. Созонт, но «впал в болезнь» и ок. 1697 г. вернулся в Межигорский мон-рь. На его место указом митр. Белгородского и Обоянского Иустина (Базилевича; † 1709) был назначен иером. Кесарий, ок. 1702 г. также оставивший обитель. После 1708 г. управление С. П. м. было поручено настоятелю Азовско-Донецкого во имя Иоанна Предтечи (Новодонецкого Предтечиева) мужского монастыря архим. Иоасафу.
В 1711-1712 гг. мон-рь был разграблен и сожжен при набеге татар, в 20-х гг. XVIII в. восстановлен по инициативе и на средства полковника Миргородского полка Д. П. Апостола (1654-1734), будущего гетмана, и при поддержке его сына Павла. В 1726 г. по распоряжению архиеп. Киевского и Галицкого Варлаама (Вонатовича) из Межигорского монастыря в С. П. м. был направлен иером. Иоанникий († 1732) с неск. «законниками», при нем сооружены деревянные кельи и «трапезная церквица» (1732). В начале русско-тур. войны (1735-1739) по инициативе графа, генерала от кавалерии И. Б. Вейсбаха (1665-1735) и ген. М. И. Леонтьева (1672-1752) С. П. м. был укреплен ретраншаментами и «приспособлен к потребностям военного времени» (Там же. С. 211). В 1736-1737 гг., во время «татарского вторжения», мн. местные жители находили спасение за монастырскими стенами, армия и запорожские казаки использовали обитель как опорный пункт для отражения нападения крымско-татар. войск.
В результате военных действий в 1736-1737 гг. С. П. м. был разрушен, однако запорожское казачество приложило максимум усилий, чтобы обитель снова не пришла в упадок. В частности, благодаря вкладам кошевых атаманов И. А. Милашевича и особенно Я. С. Тукало к 1739 г. у мон-ря в собственности было 18 698 дес. земли, в т. ч. мельницы, пасека, 4 хутора, а также права на рыбные ловли на р. Самаре, в ее притоках и в озерах Луковатом, Мазничном и Глушковом; численность монастырских крестьян и вотчинников достигала 500 чел. В сер. XVIII в. при обители были организованы госпиталь и школа. В слободе Кочерёжки, близ пристани на р. Самаре существовал Сергиев «скиток». В нем постоянно проживали неск. монахов и казаков. Ок. 1750 г. здесь стали селиться и семейные казаки, образовалась слобода с ц. вмч. Георгия Победоносца, освященной 17 марта 1779 г. (Екатеринославские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. № 16. С. 243-246). Такой же «скиток» с ц. свт. Димитрия Ростовского (1781) был в слободе Дмитриевка.
В 1747 г. полковник Самарской паланки Запорожской Сечи К. И. Красовский подарил С. П. м. «в вечное пользование» крупный и богатый остров на Днепре, впосл. названный Монастырским. По некоторым сведениям, после упразднения Запорожской Сечи в 1775 г. этот остров достался кн. А. А. Прозоровскому, а в 1786 г. светлейший кн. Г. А. Потёмкин (с 1787 Потёмкин-Таврический) намеревался передать его под ботанический сад при ун-те, к-рый предполагал устроить в Екатеринославе (Феодосий (Макаревский). 1876. № 1. С. 9). В 1766 г., при строителе иером. Феодорите (Рудкевиче), мон-рь посетил и оставил значительное пожертвование полтавский полковник А. А. Горленко, родственник свт. Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского и Обоянского.
В 1750 г., во время эпидемии чумы, по приказанию Запорожского коша была сожжена келья скончавшегося от «моровой язвы» строителя иером. Прокла, причем был уничтожен и весь монастырский архив: универсалы, «шпаргалы и легации», хранившиеся в его келье.
В 1772 г. кошевой атаман П. И. Калнышевский от лица запорожцев обратился к имп. Екатерине II Алексеевне с прошением об учреждении в Запорожской Сечи особой архимандрии, неподведомственной Межигорскому мон-рю. По Высочайшему указу (21 июня 1774) и указу Синода (26 июня 1774) 7 сент. (по др. сведениям, 7 дек.) 1774 г. в Киево-Печерской лавре митр. Гавриил (Кременецкий) возвел иером. Владимира в сан архимандрита. Ему поручалось быть «начальником Запорожских церквей на войсковом содержании, но в ведомстве Киевской епархии» (Орловский. 1895. С. 841).
Манифестом имп. Екатерины II от 5 июня 1775 г. Запорожская Сечь была упразднена, и в 1776 г. С. П. м. приписали к Межигорскому мон-рю. В это время за С. П. м. числились одно большое с. Чернечное с 50 дворами крестьян, 4 хутора при речках Родиной, Подпильной, Лозоватой и в урочище Кильчень, 5 пасек в Грищином, Орловом Куте, Диком Куте, Дубровке и Пристене, 4 мельницы, оз. Солевое и проч. На все эти владения мон-рю были выданы 3 межевые книги, по к-рым ему принадлежали 18 648 дес. и 2300 саж. «удобной» и «неудобной» земли. 3 марта 1780 г. Азовская губ. канцелярия запросила у С. П. м. сведения о количестве и времени сооружения его мельниц, настоятель сообщил, что мон-рь владеет 3 мельницами: на р. Самаре в урочище Хащевом (сооружена 10 апр. 1752 на р. Самарчик, близ Новоселицы (куплена 15 сент. 1752 у казака Григория Чумаченко)), а также при устье р. Самарчик.
В 1775-1780 гг. недалеко от С. П. м., на правом берегу р. Самары (ныне главная площадь г. Новомосковска), был построен уникальный деревянный собор во имя Св. Троицы - «без единого гвоздя»: по преданию, казаки не пожелали вбивать гвозди в дерево храма, где молятся Господу, пригвожденному к Кресту. Строитель собора мастер Я. К. Погребняк часто молился в С. П. м. о благополучном завершении сооружения храма (Екатеринославские ЕВ. 1879. Ч. неофиц. № 5. С. 70-71). История собора положена в основу романа О. Гончара (1918-1995) «Собор» (1968). В нач. 80-х гг. XVIII в. настоятель С. П. м. иером. Феофан основал для монастырских крестьян, проживавших в окрестных селах Орловщина и Песчанка, 2 деревянные церкви.
10 апр. 1786 г. указом имп. Екатерины II мн. мон-ри Екатеринославской епархии предназначались к закрытию. Однако благодаря ходатайству начальника С. П. м. иером. Феофана, в июле того же года написавшего кн. Потёмкину о «глубокой древности» вверенной ему обители, С. П. м. не был упразднен и указом Синода от 20 дек. того же года со всеми своими землями оставлен в ведомстве епархии на прежних правах.
В 1787 г. С. П. м. вновь стал самостоятельным. Указом Синода от 25 нояб. 1791 г. по ходатайству архиеп. Екатеринославского и Херсонес-Таврического Амвросия (Серебренникова) и кн. Потёмкина-Таврического С. П. м. со статусом заштатной обители был обращен в загородную резиденцию Екатеринославских архиереев и возведен в степень кафедрального архиерейского дома. 2 дек. того же года по благословению архиеп. Амвросия в монастырь перевели Павлоградское духовное правление.
В 1830 г. в С. П. м. была учреждена церковная певч. школа, а 1 апр. 1872 г. по благословению еп. Екатеринославского и Таганрогского Феодосия (Макаревского; † 1885) - уч-ще для мальчиков с преподаванием Закона Божия, чтения, чистописания, арифметики и «нотного пения»; при уч-ще имелся приют. В кон. 1886 г. был учрежден особый класс «для приготовления учителей пения из наличных псаломщиков двухклирных приходов, не окончивших курса духовного училища или семинарии» (Там же. 1873. № 3. С. 46-47; 1886. № 24. С. 453). К 1901 г. в мон-ре имелась начальная школа, в к-рой обучались ок. 40 чел.
В 1876 г. С. П. м. пожертвовал «на воспособление бедствующим православным славянам в Боснии, Герцеговине, Сербии и Болгарии» 65 р., в мае и июле 1877 г.- 30 р. в Екатеринославский дамский отдел Комитета об-ва Красного Креста и 22 р.- в Екатеринославский муж. комитет попечения о больных и раненых воинах, причем впосл. каждый насельник стал выделять раненым из собственных средств 5% ежемесячно, «во все продолжение войны России с Турциею» (Там же. 1876. Ч. офиц. № 21. С. 433; 1877. № 17. С. 362). Однако сам мон-рь в отчете 1882 г. Екатеринославского архиерейского дома был назван «беднейшим». Пожертвования в его пользу делали еп. Феодосий (Макаревский), коллежский советник Н. Д. Мизко и др. (Там же. 1882. № 12. С. 217).
К 1901 г. мон-рь владел 242 дес. 141 саж. «векового дубового леса», огородом, садом и пчельником, а также 67 дес. «неудобной» земли, к 1908 г.- 444 дес. земли.
В 1770 г. в С. П. м. проживали 22 насельника, в 1777 - 18, в 1780 - 19, в 1784 - 14, в 1786 - 31, в т. ч. 7 иеромонахов и 7 иеродиаконов, в 1791 - 23, в т. ч. 8 иеромонахов и 3 иеродиакона, в 1797 - 15, в т. ч. 5 иеромонахов и иеродиакон, в 1837 г.- 65 насельников, в т. ч. 6 иеромонахов и 3 иеродиакона. С сер. XIX в. обитель постепенно приходила в упадок, в 1871 г. в ней проживали лишь 3 престарелых иеромонаха, старик-иеродиакон и монах. В 1901 г. в С. П. м. числились иеросхимонах, 3 иеромонаха, иеродиакон, 3 монаха и послушник, в 1908 г.- заведующий архиерейским домом иером. Анатолий (Сидоров), 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 монаха и 5 послушников, в 1913 г.- заведующий иером. Иосиф (Конончук), 7 иеромонахов, в т. ч. духовник Игнатий (Приходько), 4 монаха и рясофорный послушник.
С мон-рем связаны имена неск. подвижников и старцев. Ок. 1730 г. рядом с обителью поселился есаул Дорош († 1756), к-рый вел жизнь отшельника. Он устроил пасеку, а средства от пчеловодства передавал братии; близ С. П. м. Дорош соорудил каменную часовню. В ней поминал иноков, погибших в р. Самаре во время бури, и др. скончавшихся насельников. После кончины Дорош был похоронен в мон-ре. В 1750-1760 гг. на Монастырском о-ве подвизались насельник С. П. м. иером. Памва (Гамалея) и его келейник казак П. Чередниченко. Окрестные жители почитали отшельников, к ним приходило множество паломников. Во время русско-турецкой войны (1768-1774) в С. П. м. были доставлены пленники - некий турок и татарин; впосл. они приняли крещение, затем монашеский постриг с именами Николай и Георгий и стали известны как прозорливцы и целители.
С 1779 г. повелением имп. Екатерины II в С. П. м. поселился митр. свт. Игнатий (Газадини), принявший российское подданство, «со всем штатом и прислугою». В кон. XVIII в. в обитель были переведены насельники упраздненных в 1786 г. Нефорощанского (Нехворощанского) Успенского, Гольмянского, Роговского Симеоновского и Пасасельского (Пасицельского) Успенского монастырей Екатеринославской губ. В февр. 1793 г. для служения на кораблях Черноморского флота были направлены 4 самарских иеромонаха, в т. ч. Кондрат и Лазарь.
При основании в 1794 г. Черноморской Екатерино-Лебяжской Николаевской пуст. (см. Лебяжский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь) первым ее настоятелем по рекомендации митр. Екатеринославского и Херсонес-Таврического Гавриила (Банулеску-Бодони) казачья рада избрала самарского начальника иером. Феофана. 24 нояб. 1795 г. он был возведен в сан архимандрита и в нач. следующего года вместе с самарскими насельниками иером. Иосифом и иеродиак. Галактионом прибыл в новую обитель (см. подробнее: Самуил (Сардовский), архим. Екатерино-Лебяжская Николаевская общежит. пуст. Кубанской обл. // Кавказские ЕВ. 1878. Ч. неофиц. № 11. С. 382-390). В 1797 г. настоятелем С. П. м. был назначен иером. Иосиф, бывш. насельник Роговского мон-ря.
В обители часто бывал и оставлял щедрые пожертвования архим. прп. Макарий (Глухарёв), когда в 1817-1821 гг. был преподавателем Екатеринославской ДС. В 1825 г. он посетил С. П. м. по пути из Костромы в Киев, общался в мон-ре с иеросхим. Ливерием, племянником прп. Паисия (Величковского). В 1914-1917 гг. насельником С. П. м. являлся буд. прмч. Михаил (Кванин).
В кон. 1779 г. проживавший в С. П. м. свт. Игнатий (Газадини) писал о ветхости монастырской деревянной ц. свт. Николая Чудотворца (Екатеринославские ЕВ. 1887. № 9. С. 246). 6 июня 1780 г. строитель С. П. м. иером. Феофан обратился к настоятелю Межигорской обители архим. Гавриилу (Гуляницкому) и монастырскому духовному собору с сообщением о том, что Никольская ц. «совершенно обветшала» и «служение в ней в скором времени совершать нельзя будет». Архим. Гавриил просил Синод позволить построить в С. П. м. новый храм. Указом Синода на имя межигорского настоятеля от 10 авг. 1780 г. дозволялось соорудить церковь. К тому времени для строительства иером. Феофан уже собрал 2856 р., в основном за счет пожертвований лейб-капитана свящ. Кирилла Николаевича Тарах-Тарловского († 1784), бывш. кошевого атамана Филиппа Фёдорова, а также Ф. И. Золотаря, Федора Стовбы, Еремии Максимовича и др. казаков. 9 мая 1782 г. был заложен и к 1787 г. сооружен каменный собор во имя свт. Николая Чудотворца с юж. приделом во имя мучеников Кирика и Иулитты. По благословению архиеп. Екатеринославского Амвросия (Серебренникова) освящение собора 6 марта 1787 г. совершил иером. Феофан со свящ. Кириллом. Храм, крестообразный в плане, возведен в стиле барокко и увенчан одной позолоченной главой.
В 1809 г. в соборе было поставлено горнее место «отличной и величественной работы» «тщанием диакона новомосковского Свято-Троицкого собора Никиты Баранова и купца П. С. Золоторёва за 1500 р.». В 1812 г. вдова А. В. Шапотинникова и прот. Ковалевский подарили храму богатую церковную утварь, ок. 1900 г. купец С. Махно пожертвовал паникадило.
Согласно описи 1812 г., в соборе стоял «иконостас ветхий деревянный столярской гладкой работы, по местам посеребрен, а иконы писаны старинною живописью разными красками, золотом и серебром», св. врата «резаны цветами и вызолочены», в приделе иконостас «не так еще старый, небольшой, писан на фланском полотне живописью разными красками, золотом и серебром». В алтаре собора хранились большой кипарисовый крест в серебряной оправе и «на серебряной подставе», изготовленный в 1783 г. на средства казака Рогивского куреня В. Белого, др. кипарисовый крест в серебряной оправе, «сооруженный» в 1768 г. мон. Авраамием (Запечным), неск. серебряных позлащенных чаш и ковчегов и др. К кон. XIX в. в соборе стоял 5-ярусный резной иконостас с позолотой. В кон. 1878 - нач. 1879 г., при иером. Мефодии, собор был отремонтирован, в мае 1879 г. в нем освящен сев. придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В усыпальнице монастырского собора погребены архиепископы Афанасий (Иванов), Платон (Любарский), Иов (Потёмкин) и Онисифор (Боровик), в приделе мучеников Кирика и Иулитты похоронен свящ. К. Тарах-Тарловский.
Летом 1798 г. в С. П. м. по указу (от 15 июня 1797) митр. Екатеринославского Гавриила (Банулеску-Бодони) на средства жителя мест. Нов. Кайдаки (Нов. Кодак) Карпа Яковенко вместо «гнилой» колокольни (с 5 колоколами) была сооружена деревянная 4-ярусная колокольня, покрытая в 1799 г. листовым сибирским железом на средства мещанина И. А. Гордиенко. В сент. 1821 г. по решению благотворителей из Москвы для С. П. м. был выписан большой колокол (169 пудов 22 фунта). В 1825-1828 гг. на месте деревянной была возведена каменная колокольня.
В 1815 г. на пожертвование (1814) проживавшего в С. П. м. полкового хорунжия Аламахина настоятель иером. Хрисанф (Коломатьяно) построил небольшую деревянную трапезную ц. в честь Преображения Господня, в 1816-1820 гг.- настоятельские и братские кельи, а за оградой - гостиницу и «заезжий дом» для богомольцев. В описании 1881 г. Преображенская ц. названа «убогой» (Чирков. 1881. С. 474). В 80-х гг. XIX в. ее «обновил» еп. Екатеринославский и Таганрогский Серапион (Маевский; † 1891); после кончины, вероятно, был погребен под этим храмом. Отпевание и погребение еп. Серапиона возглавил еп. Владимир (Шимкович).
В Преображенской ц. хранились Евангелие московской печати, «сооруженное» 20 нояб. 1759 г. атаманом Величковского куреня Д. Лягушей «за покойного Петра Гогу, и риз двое зеленого златоглаву», а также икона Господа Вседержителя «в высокой тиаре, в пурпурной мантии на плечах, со скипетром в правой руке и с державным яблоком в левой. В этой иконе особенно интересно именно державное яблоко: на нем представлен лес, посреди леса озеро, из озера протянута речка, через речку переброшен мостик, и ко всему этому изображены три фигуры запорожцев, из коих один стоит у моста и удит рыбу, другой стоит в камышах и целится в плавающих по речке уток, а третий сидит у казанка, повешенного на треножнике, и варит какую-то пищу; около запорожцев стоит чумацкий воз, «мажа», а около речки виднеется одномачтовая казацкая чайка» (Сочинский. 1904. С. 163-164).
В 1828 г. в С. П. м. был построен каменный архиерейский дом; в 1838 г. в нем освящена теплая ц. вмч. Георгия Победоносца с трапезной (в 1876 отремонтирована и 3 окт. того же года вновь освящена еп. Екатеринославским Феодосием). К кон. XIX в. трапезную, «большую, но вместе с тем темноватую», украшали походный одноярусный иконостас («на полотне на отдельных деревянных рамах масляными красками изображения святых»), 6 портретов Екатеринославских архиереев, ростовой портрет свящ. К. Тарах-Тарловского, поясной портрет запорожского полковника А. Ф. Колпака († после 1781?), а также изображение «какого-то давно умершего в монастыре схимника». При церкви, слева от алтаря, в небольшом помещении разместили монастырский архив и ризницу. Здесь среди прочего хранились ок. 150 печатных и рукописных книг XVII и XVIII вв., в т. ч. сборник проповедей игум. Антония (Радивиловского), написанный «смешанным языком: славянским и малороссийским с примесью многих польских слов и выражений». Также в С. П. м. были переданы книги из упраздненных в 1786 г. обителей, в т. ч. из Нефорощанского Успенского и Пасасельского мон-рей Екатеринославской губ.
По нек-рым сведениям, в 1903 г. на месте деревянного Преображенского храма была заложена одноименная каменная церковь. В нач. XX в. архиерейский дом окружали сад со старыми дубами и виноградник, а весь мон-рь был огражден «высокою каменною стеною с башнями»; за ней, при почтовой дороге, стояла деревянная часовня (Чирков. 1881. С. 473, 476). Старинное монастырское кладбище с захоронениями настоятелей XVII-XVIII вв. было засажено виноградником, и к нач. XX в. могилы оказались утрачены. В это время при С. П. м. имелась гостиница «с очень жалкими и маленькими номерами» (Сочинский. 1904. С. 163-164).
В Никольском соборе слева от алтаря находилась чудотворная Самарская Новокайдакская икона Божией Матери в серебряной ризе (список Ахтырской иконы Божией Матери). С 1-й пол. XVIII в. этот образ хранился в ц. свт. Николая Чудотворца в мест. Нов. Кайдаки, в 1778 г. по благословению архиеп. Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса) перенесен в ризницу полтавского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря. С 1804 г. эта икона пребывала в Екатеринославе в архиерейской ризнице «без всякого употребления»; в той же ризнице хранился и образ свт. Николая Чудотворца из часовни самарского отшельника есаула Дороша. По прошению (29 авг. 1807) эконома архиерейского дома иером. Иосифа на имя архиеп. Екатеринославского Платона (Любарского) 3 мая 1808 г. «Кайдацкие» иконы Божией Матери и свт. Николая были торжественным крестным ходом перенесены из Екатеринослава в монастырский собор «в вечное владение его». К кон. XIX в. Самарскую икону Божией Матери в С. П. м. украшал серебряный позлащенный оклад, выполненный на средства «его вельможности пана кошевого атамана Петра Ивановича Калнишевского в 1772 году, 30 декабря, весом в 3 фунта и 21 лот».
К 1917 г. списки Самарской иконы находились в различных храмах епархии. Так, 13 дек. 1916 г. епархиальное начальство выразило благодарность прихожанам Покровского храма с. Вербоватого за устройство киота (250 р.) для местного Самарского образа (Екатеринославские ЕВ. 1917. Ч. офиц. № 1. С. 9).
С монастырскими святынями совершались крестные ходы. Так, в мае-июне 1831 г. Новомосковск и уезд охватила эпидемия холеры, насельники С. П. м. с 28 июня проводили крестные ходы с иконами Божией Матери и свт. Николая, и холера «скоро ослабела и совершенно прекратилась». Подобные крестные ходы были в летнее время 1848 и 1872 гг.
Во время первой мировой войны (1914-1918), «в тяжелую годину, когда все страждущие и обремененные так ищут успокоения и утешения в вере» (Там же. 1916. Ч. неофиц. № 25. С. 364), по всей епархии совершались особые миссионерские крестные ходы с Самарской иконой. Известен маршрут следования чудотворного образа в 1915 г.: 28 авг. святыня пребывала в г. Таганроге (в Успенском соборе и Константино-Еленинской ц.; торжественную встречу и проводы иконы возглавлял сщмч. Иоанн (Поммер), еп. Таганрогский), 29-31 авг.- в посаде Азов (в Успенском, Александро-Невском, Иоанно-Предтеченском храмах, гимназии и лазарете), с 31 авг.- в различных селах и местечках губернии, 11 окт.- 22 нояб.- в г. Ростове-на-Дону (в Богородице-Рождественском соборе, Николаевском, Иоанно-Предтеченском, Всехсвятском, Скорбященском, Успенском, Вознесенском, Крестовоздвиженском кладбищенском, Казанском, Александро-Невском, Покровском храмах). В апр.-июне и авг.-окт. 1916 г. чудотворный образ приносили в Марьевский во имя святого праведного Иосифа Обручника женский монастырь, в храмы г. Екатеринослава, Свято-Троицкий собор и др. церкви г. Бахмута, Успенский храм г. Верхнеднепровска, Успенский храм в с. Криворожье, Богородице-Рождественскую ц. в с. Каменском, Иоанно-Богословский храм в с. Криштоповка, Николаевскую ц. в пос. Дружковка, Николаевскую ц. на ст. Константиновка, Николаевский храм в с. Магдалиновка, Покровский храм в с. Дмухайловка, Успенский храм в с. Чернетчина, церкви с. Прядовка, Свято-Троицкий храм в с. Губинихские Хутора, Николаевский и Покровский храмы в с. Николаевка и др. В крестных ходах участвовали благочинный, миссионер, 3 иеромонаха из С. П. м. и приходское духовенство. Новобранцам, отправлявшимся на фронт, раздавали металлические «образки» с Самарской иконой (см. подробнее: Там же. 1916. Ч. неофиц. № 2. С. 16-21; № 3. С. 32-37; № 7. С. 132-138; № 8. С. 155-160; № 9. С. 145-149; № 11/12. С. 218-229).
В кон. 1924 г. органы ОГПУ докладывали в Екатеринославский губком КП(б)У, что духовником братии С. П. м. служит свящ. Петр Попов (1862-?), «отъявленный контрреволюционер, поддерживающий систематическую связь с Тихоном. Этот Попов настраивает всех приходящих в монастырь против обновленцев и вместе с монахами монастыря, также активнейшими тихоновцами, заставляет многих приходящих в монастырь клясться перед иконой Самарской Божьей Матери в том, что они не перейдут в обновленчество и всеми силами будут бороться с ним» (ГА Днепропетровской обл. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1602. Л. 21). В 1925 г. органами ГПУ был учинен т. н. лубенский раскол (см. в ст. Булдовский Ф. И.), одним из организаторов к-рого был фактически управляющий Екатеринославской епархией архиеп. Иоанникий (Соколовский). Приверженцы т. н. соборно-епископской церкви, заручившись поддержкой ГПУ и авторитетом архиеп. Иоанникия, захватили С. П. м. Среди братии оказались неск. насельников, поддержавших «лубенский раскол», в т. ч. архим. Петр (Полознюк) и мон. Серафим, впосл. возведенный раскольниками в сан «архимандрита» (Там же. Ф. 6478. Оп. 2. Ед. хр. 6616. Л. 8).
В сер. 20-х гг. XX в. на территории С. П. м. был организован дом инвалидов гражданской войны, а в 1930 г., после Павлоградского восстания, которое распространилось и на Новомосковский р-н, мон-рь был окончательно закрыт, в 1931 г. архим. Петр (Полознюк) и мон. Серафим заключены в исправительно-трудовой лагерь сроком на 3 года; наказание отбывали на строительстве Беломорско-Балтийского канала, расстреляны 20 апр. 1938 г. (Там же. Л. 8, 51).
Др. насельники, оставшиеся верными Церкви, были либо изгнаны из мон-ря, либо покинули его самостоятельно. Так, мон. Тихон (Статев) поселился при храме в с. Петриковка Днепропетровской обл., где в 1928 г. был арестован органами ГПУ за организацию паломничества местных жителей в Козельщинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь, приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам лагерей. Его дальнейшая судьба неизвестна (Там же. Ед. хр. 1896).
В 1926 г. в с. Спасском (ныне Новомосковского р-на Днепропетровской обл.) была образована небольшая монашеская община. При местном Покровском храме поселились бывш. насельник С. П. м. иеродиак. Григорий (Солодун) и мон. Симеон (Шаруда). В архивно-следственном деле не упоминается, в каком мон-ре мон. Симеон принял постриг, неизвестно, являлся ли он насельником С. П. м. Иеродиак. Григорий был арестован органами НКВД в 1937 г. и расстрелян 17 нояб. того же года. Дальнейшая судьба мон. Симеона неизвестна (Там же. Ед. хр. 6616. Л. 212; Ед. хр. 9164. Л. 404).
Ко 2-й пол. XX в. монастырский Георгиевский храм сгорел, колокольня была уничтожена, камень использовали при строительстве в 1970 г. водонапорной башни. С 1958 по 1980 г. на территории С. П. м. размещался дом-интернат для престарелых ветеранов-металлургов, с 1980 по 2000 г.- интернат для детей-инвалидов от рождения, в к-ром проживали до 200 сирот.
По нек-рым сведениям, после закрытия мон-ря Самарскую икону Божией Матери перевезли в Свято-Троицкий собор Новомосковска, в наст. время ее местонахождение неизвестно.
К 80-м гг. XX в. Никольская ц. утратила купольное завершение, был полностью перестроен интерьер, но сохранялись лепной барочный декор на фасадах и арочное обрамление окон (Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР. К., 1983. Т. 2. С. 132).
В 1993 г. при храме была организована церковная община, в 1994 г. на территории интерната учрежден жен. мон-рь, к-рый возглавила игум. Марина (Ткачук). Решением Синода УПЦ от 12 марта 1998 г. жен. обитель была преобразована в муж. монастырь, наместником утвержден иером. Досифей (Савёлов) с возведением в сан игумена (с 2004 архимандрит).
К нач. XXI в. обители возвращена ее историческая территория. В помещении бывш. архиерейского корпуса, на месте Георгиевской ц., устроен и 16 апр. 2011 г. митр. Днепропетровским и Павлоградским Иринеем (Середним) освящен храм Преображения Господня, в подвальном помещении - ц. мучеников Кирика и Иулитты, в одном из «крыльев» корпуса 3 апр. 2004 г. митр. Иринеем освящена трапезная ц. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (в этом храме братия совершает богослужения в дни Великого поста). На месте разрушенной колокольни сооружена новая каменная (2017). 6 нояб. 2020 г. митр. Ириней совершил чин закладки 1-го камня в основание нового храма Преображения Господня. Восстанавливается монастырское хозяйство. 8 окт. 2008 г. митр. Днепропетровский Ириней заложил на территории монастырских угодий фруктовый сад. По периметру обители устроена кирпичная ограда. К нач. 10-х гг. XXI в. площадь С. П. м. составляла 4,6 га.
При мон-ре основано кладбище, на котором погребены насельники и прихожане, в т. ч. поселившаяся в обители долгожительница - схим. Анна (Покорская; 1904-2006, в миру заслуженная артистка Украины). На монастырском кладбище перезахоронены останки воина, погибшего в годы Великой Отечественной войны.
Среди святынь в С. П. м. почитается один из списков Самарской иконы Божией Матери, сохраненный насельницами Иосифовского мон-ря с. Марьевка Днепропетровской обл. В 2013 г. для этой иконы был сооружен серебряный оклад, в июне 2014 г. освящена новая риза. В 1998 г. в честь Самарской иконы Божией Матери и Самарского образа свт. Николая было установлено местное празднование 6 нояб., перенесенное в 2007 г. на вторник 3-й недели после Пасхи. Также в обители почитаются список иконы «Всех скорбящих Радость» и образ свт. Николая Чудотворца.
В 2004 г. в С. П. м. проживали 12 насельников, в 2016 г.- 5 монахов, послушник и 22 трудника, к нач. 2021 г.- архим. Досифей (Савёлов) и ок. 10 насельников.