[Древнесканд. Hrœrekr], древнерус. князь, основатель династии князей и московских царей Рюриковичей, существовавшей до кон. XVI в. Единственным источником информации о Р. является текст, помещенный под 859 (6367 от Сотворения мира) и 862 (6370) гг. в «Повести временных лет» (ПВЛ) и под 854 (6362) г. в Новгородской I летописи младшего извода (НПЛ) (см. Летописание) и получивший в историографии название «Легенда (или Сказание) о призвании варягов». Согласно этому источнику, словене, чудь, меря, кривичи и весь изгнали варягов, собиравших с них дань, и после начавшихся междоусобий отправили послов к варягам пригласить князя, к-рый бы «володел нами и судил по праву» (вариант: «княжил и володел» - ПВЛ, «владел нами и рядил ны по праву» - НПЛ). Пришедшие «со всей русью» (ПВЛ, «с дружиной многой и предивной» - НПЛ) 3 брата, Р., Синеус и Трувор, обосновались в Ладоге (по Ипатьевскому, Хлебниковскому, Радзивиловскому спискам ПВЛ и др.; в Лаврентьевской летописи наименование города пропущено; указание на Новгород - конъектура, сделанная в НПЛ и летописях новгородско-софийской группы), Белоозере и Изборске соответственно. Согласно «Сказанию...», спустя 2 года братья Р. умерли, и он «прия власть» один, основал Новгород (по Ипатьевскому, Радзивиловскому и др. спискам) и раздал своим мужам города Полоцк, Ростов, Белоозеро. По прошествии некоторого времени (под 879 (6387) г.- в ПВЛ, под тем же 854 (6362) г.- в НПЛ) Р. умер, оставив своего малолетнего сына Игоря (впосл. князь Киевский) на попечение своего родича («от рода ему суща» - ПВЛ) или воеводы (НПЛ) Олега.
Как само «Сказание...», так и фигура Р.- предмет непрекращающихся на протяжении ок. 3 столетий дискуссий, в значительной степени связанных с «варяжским вопросом» (Пчелов. 2010. С. 68-114). Позиция исследователей в споре «норманистов» и «антинорманистов» обусловливала, прежде всего, определение этнического происхождения Р., но также и характеристику всего «Сказания...», к-рая варьировалась от объявления его вымыслом летописца (А. Е. Пресняков, А. Н. Насонов и др.), местным новгородским (топографическим - Д. С. Лихачёв) преданием (А. А. Шахматов) до признания в нем исторически достоверной основы (Шахматов, В. Т. Пашуто, Е. А. Мельникова, В. Я. Петрухин и др.) (подробную историографию см.: Стефанович. 2010. С. 516-533; Пчелов. 2010. С. 201-237). Шахматов полагал, что «Сказание...» было включено в Новгородский свод 50-х гг. XI в., а из него попало в Начальный свод 90-х гг. XI в. (Шахматов. 2001. С. 213-214). В наст. время в отечественной историографии доминирует представление о «Сказании...» как о значительно и в неск. этапов переработанном предании, возникшем в кон. IX или нач. Х в. (на основании древнерусских форм имен Р. и его братьев: Schramm. 1980) и включенном уже в древнейшее летописное ядро, датируемое летописеведами 1-й пол.- сер. XI в. (Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 213-214).
Исследование «Сказания...» ведется в 2 основных направлениях. В центре внимания 1-го - изначальное предание, его состав, содержание, форма, а также пути его переработки в устной традиции и при включении в летописный текст. В нем выявляется сочетание осложненного дополнениями и реинтерпретациями летописца отражения реальной ситуации, сложившейся во 2-й пол. IX в. в Ладожско-Ильменском регионе (присутствие там скандинавов, образование политии во главе с вождем, вероятное заключение договора-«ряда» между местной элитой и пришельцами: Носов. 1992; Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Легенда о призвании варягов и становление древнерус. историографии // Мельникова Е. А. Др. Русь и Скандинавия: Избр. тр. М., 2011. С. 172-189; Они же. «Ряд» легенды о призвании варягов в контексте раннесредневек. дипломатии // Там же. С. 190-200), и фольклорной традиции, имеющей многочисленные параллели в герм. ареале репрезентации этой ситуации: мотивы призвания, троичности братьев-правителей, основания городов и др. (Stender-Petersen. 1934. S. 42-78; Рыдзевская. 1978. C. 162-172; Мельникова. 2011). В рамках 2-го направления «Сказание...» рассматривается исключительно в сохранившемся летописном контексте. Версия, представленная в ПВЛ, интерпретируется как династическое сказание, легитимирующее правящую династию в условиях нарастающей раздробленности на Руси (Likhačev. 1970). В более широком контексте «начала земли Рускои» (так озаглавлена статья 6362 г. в НПЛ) «Сказание...» предстает как часть повести о происхождении Руси (Origo gentis russorum), включающей также рассказ об утверждении Игоря Рюриковича в Киеве. Оно сохраняет некоторые исторические реалии Вост. Европы IX-X вв., подчас переосмысленные и дополненные летописцами XI - нач. XII в. (Фроянов. 1991; Петрухин. 2008), и широко использует фольклорные мотивы (Стефанович. 2010). Т. о., изучение «Сказания...» в различных аспектах приводит к выводу о присутствии в нем «исторического ядра» и тем самым - о вероятности существования Р. как реального лица.
Имя Рюрик, как и имена его братьев, имеет очевидную сканд. этимологию (Schramm. 1980) и восходит к древнесканд. 2-основному имени Hrœrekr (герм. Hróđrekr - «славой могущественный»). Вариант выведения его имени из поморско-слав. rerig - «сокол» невозможен по лингвистическим соображениям, что фактически исключает славянское происхождение Р. Его имя представлено в антропонимиконе среднешведских рунических надписей XI в. в форме Rørik. Оно неоднократно засвидетельствовано в родах датских и южнонорвежских правителей. Историческими лицами являются, вероятно, Хредрик, сын Хродгара из рода Скьёльдунгов, вождей Лайре (о-в Зеландия, Дания) предположительно VI в. (Beowulf and the Fight at Finnsburg / Ed. Fr. Klaeber. Boston, 19503. 1189, 1836); Рорик (Roricus), потомок правителей Хедебю, обладатель лена во Фризии с центром в Дорестаде, умер до 882 г.; 2 конунга Юж. Норвегии, сын и внук кор. Норвегии Харальда I Прекрасноволосого (Х - нач. XI в.; названы в «Саге о Харальде Прекрасноволосом» и в «Саге об Олаве Святом», в «Круге Земном» Снорри Стурлусона: Snorri Sturluson. Heimskringla / Ed. Bjarni Aрalbjarnarson. Reykjavík, 1941-1945. Bd. 1-2. (Нslenzk Fornrit; 26-27)). В легендарной части «Истории данов» Саксон Грамматик называет еще 2 персонажей по имени Рорик: первый - Рорик Метатель колец (Roricus Hnoggvanbaugi): Saxonis Gesta Danorum / Recogn. et ed. J. Olrik, H. Raeder. Hauniae, 1931. T. 1. II.11), сын некоего Бёки (