Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ» («ВЛАДИМИРСКАЯ»)
58, С. 561-563 опубликовано: 23 декабря 2024г. 


ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ» («ВЛАДИМИРСКАЯ»)

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление». 1-я пол.— сер. XVI в. Иконописец иером. Арсений Хитроша (собор арх. Михаила Псково-Печерского мон-ря)
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление». 1-я пол.— сер. XVI в. Иконописец иером. Арсений Хитроша (собор арх. Михаила Псково-Печерского мон-ря)

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление». 1-я пол.— сер. XVI в. Иконописец иером. Арсений Хитроша (собор арх. Михаила Псково-Печерского мон-ря)
(Празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг., 7 окт., в 7-ю Неделю по Пасхе), местночтимая святыня Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, прославившаяся в 1581 г., список 1-й пол. XVI в. с Владимирской иконы Божией Матери, выполненный печерским иером. Арсением Хитрошей (Хитрёшей).

Сказания

Первое упоминание об иконе «Умиление» встречается в «Повести о Псково-Печерском мон-ре» в редакции 80-х гг. XVI в. инока Григория Топинского (в схиме Геннадий), в главе «О приходе польского короля ко граду Пскову ратью». В ней сообщается, что в 1581 г., во время осады г. Пскова войсками польск. кор. Стефана Батория, из Печерского мон-ря принесли чудотворную икону «Умиление», поставили ее на стене для охраны пробитого места и совершали перед ней молебны; падающие ядра не повреждали икону. В следующей главе «О приходе литовских людей к Печерскому монастырю и о победе над ними» рассказывается о «дивных и неизреченных чудесах», в т. ч. о прозрениях слепых, происходящих по молитвам перед этим богоносным образом, о написании иконы «неким любезным Богу иконописцем, священноиноком Арсением Хитрошем» искусно и тщательно, «добрыми и чистыми красками». В редакции 1603 г. «Повести о Псково-Печерском монастыре» помещена глава «О крестохождении по завету людей, бывших в осаде…» с историей возникновения «обета» ежегодно ходить с чудотворными печерскими иконами во Псков; особо отмечается, что во время празднования происходят многочисленные исцеления от иконы «Умиление», к-рую «привыкли называть в царствующем граде Москве «Владимирской»». В чине и уставе этого крестного хода, составленных в 1601 г., указывается, что икона «Умиление» называется «Владимирской». В 1601 г. было учреждено «крестохождение», которое совершалось 21 мая (первое - в 1602), в день празднования древней чудотворной Владимирской иконы, и напоминало Большой крестный ход в Москве. В последней главе «Повести о Псково-Печерском монастыре» в редакции 1603 г. помещено Сказание о чудесах печерских икон «Успения» и «Умиления, называемой Владимирской». Первое чудо относится к 1581 г., когда икона стояла на городской стене Пскова и ядра неприятеля ее не повредили; рассказывается о возникновении «обета крестохождения» в 7-ю Неделю по Пасхе. Далее отмечаются 2 чуда от иконы «Владимирской» (так в Повести!): 28 мая 1587 г., во время крестного хода, прозрели ослепшая в 1584 г. «вдова Мария, Терентьева дочь» из Пскова, и «девица Мария». В разд. «Повести…», описывающем Псково-Печерский мон-рь в 1602-1603 гг., сообщается, что икона «Умиление - локотница большая» сделана в ту же меру, что и «Владимирская» в Москве, стоит в алтаре за престолом, обложена серебром, носят ее во Псков «по завету людей, бывших в осаде», и что литовцы не смогли повредить икону.

Монастырские описи

В описи 1585-1587 гг., составленной на основе писцовых книг времени игум. Корнилия (1556-1558 гг.), указана икона «Владимирская, локотница» в серебряном басменном окладе с венцом, украшенном хрусталями, с прикладом. Она может быть отождествлена с иконой «Умиление», широкое почитание которой началось в кон. XVI - нач. XVII в. (с 1587). Поэтому она не названа чудотворной, оклад ее относительно простой. В переписной книге 1652 г. и последующих описях икона называется «Умиление», определяется как чудотворная. Она стояла в деревянном киоте в местном ряду, в серебряном чеканном окладе, с резным венцом, обнизанном жемчугом. У образа был богатейший приклад: 5 панагий, жемчужное ожерелье, неск. пар серег, 369 крестов, 37 золотых угорских на серебряной цепи - вклад царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, супруги царя Михаила Феодоровича. Икона была выносной, с 2 пеленами: одна - из черного бархата, с жемчужным Голгофским крестом, другая - из яркого красного атласа, лицевая, с вышитым золотом и шелками образом «Умиление»; обе пелены повторяли тканевое убранство древней Владимирской иконы. У иконы было 3 покрова: 1-й - из лазоревой камки, низанной жемчугом; 2-й - атласный, с 34 серебряными дробницами, обнизанными жемчугом, вклад царицы Евдокии; 3-й - из ярко-красного атласа с шитым золотом и шелком Деисусом и херувимами. Перед иконой стоял медный подсвечник с «неугасимой свечой» в серебряной чаше (вклад Луки Клабукова). В XIX в. в зимнее время икона стояла в иконостасе Успенской ц., по левую сторону царских дверей, на лето ее переносили в новый собор арх. Михаила.

Сохранившаяся икона: иконография, оклад, датировка, почитание

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» (Успенский собор Псково-Печерского мон-ря)
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» (Успенский собор Псково-Печерского мон-ря)

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» (Успенский собор Псково-Печерского мон-ря)
В наст. время как «древняя чудотворная», с датой 1524 г., не встречающейся ни в одном источнике, в мон-ре почитается икона «Умиление Владимирская», находящаяся в соборе арх. Михаила, в резном деревянном киоте у правого клироса. Икона закрыта окладом, состоящим из разновременных частей. Видны лишь лики, кисти рук и обнаженные ступни ног Младенца Христа. Иконография образа (насколько это можно увидеть под окладом) ближе к раннему списку древней Владимирской иконы, созданному в 1-й четв. XV в., чем к списку 1514 г. (оба в Успенском соборе Московского Кремля). Лики прописаны темной коричневой краской «в старом стиле». Первоначальный красочный слой сохранился плохо: в отдельных местах, на ликах и руках Богоматери, под прописями-тонировками видны большие утраты. Подошва ножки Младенца сверху прикрыта золотистой тканью Его одежд с ассистом; возможно, это фрагмент живописи XVI в.

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление». 1900 г. (Успенский собор Псково-Печерского мон-ря)
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление». 1900 г. (Успенский собор Псково-Печерского мон-ря)

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление». 1900 г. (Успенский собор Псково-Печерского мон-ря)

На иконе остались части драгоценного убора кон. XVI - нач. XVII в.: чеканный золоченый венец с вьющимся крупным растительным узором по канфаренному фону, украшенный цветочными розетками из цветных камней, обнизанных жемчугом, с жемчужной обнизью по внешнему контуру. Вероятно, он относится к окладу, отмеченному в описи 1652 г. Фон иконы закрыт чеканным серебром с барочным орнаментом из картушей и цветов. По краям оклада, на уровне плеч Богоматери,- ростовые чеканные изображения свт. Василия Великого (слева) и мч. Созонта (справа). Очелье Богоматери, увенчанное небольшой царской короной, и риза, унизанная мелким жемчугом и цветными стеклами, относятся к XVIII-XIX вв. с переделками XX в. Массивная серебряная рама-киот с геометрическим орнаментом-плетенкой и литыми (?) фигурами херувимов в углах сделана в 1893 г. (надпись внизу на раме).

По иконографии, стилистическим признакам и историческим источникам икона может быть отнесена к 1-й пол.- сер. XVI в. и отождествлена с чудотворной иконой «Умиление», прославленной в 1581 г. и отмеченной в описях XVI-XIX вв.

Списки

В ц. Успения, на сев. стороне сев.-вост. приалтарного столба, находится икона «Богоматерь Умиление Владимирская», являющаяся точной копией иконы «Умиление» в соборе арх. Михаила. Барочный оклад с венцом и ризой, низанное мелким жемчугом с цветными стеклами очелье-плат на голове Богоматери и рама-киот аналогичны убранству чудотворного образа. По краям оклада - чеканные ростовые изображения преподобных Антония (слева) и Феодосия (справа) Киево-Печерских. Лики Богоматери и Младенца Христа написаны в живописной манере темными коричневыми красками, с глубокими притенениями. Руки и ступни ног трактованы более плоско. Для датировки иконы и истории ее создания необходимо изучение архивных документов XVII-XX вв.

Второй список - икона из той же Успенской ц., слева от царских врат. По иконографии она точно повторяет чтимый Печерский образ «Умиление». Письмо выразительных ликов с «живыми» глазами, крупных ножек и кистей рук и ножек Младенца светлое, «иконописно-живописное», характерное для церковной живописи рубежа XIX и XX вв. Оклад с венцом и ризой и рама-киот иконы современны ее живописи. Внизу на раме - серебряная пластина с гравированной надписью, сообщающей, что икона «сооружена» в 1900 г. при архим. Мефодии (Холмском) «иждивением» иером. Феодосия. На иконе богатый приклад, из года в год пополняющийся традиц. пожертвованиями: крестами, панагиями, золотыми и серебряными цепочками, кольцами, бусами, медальонами, браслетами, брошами и др. украшениями. Эта икона в наст. время является особо почитаемой, ее носят в крестных ходах.

Арх.: Опись 1682 г. // ГА Псковской обл. Ф. 499. Оп. 1.
Лит.: Аполлос (Беляев), архим. Псково-Печерский мон-рь. СПб., 1860; Шереметев С. Д. Псково-Печерский мон-рь. СПб., 1895; Псково-Печерский мон-рь в 1586 г. СПб., 1904; Малков Ю. Г. Новые мат-лы к истории архит. ансамбля Псково-Печерского мон-ря // Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 65-81; Летопись Псково-Печерского мон-ря / Сост.: Ю. Г. Малков. М., 1993; Сидоренская Н. Д. Переписная книга Псково-Печерского мон-ря 1652 г. // Псков. 1996. № 4. С. 128-132; № 5. С. 105-108: 1997. № 6. С. 122-128; 1998. № 8. С. 156-161; 1999. № 10. С. 191-196; № 11. С. 187-196; Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь. М., 2001; Щенникова Л. А. Чудотворные иконы Богоматери в Псково-Печерском мон-ре и г. Пскове: «Успение», «Умиление Владимирская», «Одигитрия» // ИХМ. 2007. Вып. 10. С. 349-387; она же. Небесный покров над св. Печерами: Чудотв. иконы Божией Матери в Псково-Печерском мон-ре. Печоры, 2016.
Л. А. Щенникова
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконография Божией Матери (Иконопись) Умиление, иконографический тип Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Псковской и Порховской епархии) Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» («Владимирская») (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг., 7 окт., в 7-ю Неделю по Пасхе), местночтимая святыня Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря
См.также:
АКАФИСТНАЯ ХИЛАНДАРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (праздн. 12 янв.)
«БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 26 дек.)
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси
ГАЛИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "УМИЛЕНИЕ" (празд. 28 мая, 20 июля, 15 авг.), чудотворный образ, явленный прп. Авраамию Галичскому
ГОРБАНЁВСКАЯ [ГОРБАНЕВСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня)
ДЕВПЕТУРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Девпетерувская, Девпетерусская] Икона Божией Матери (празд. 29 февр.)
ДНЕПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ один из вариантов извода Корсунской иконы Божией Матери
ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Жировичская] икона Божией Матери (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне
ЗАРЗМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ создана в монастыре Зарзма (Грузия) в 20-х гг. XI в.
КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 10 мая, 2 июня и 6 сент.), чудотворная