[серб. Петар Први] (Петрович-Негош; 8.09.1748, с. Негуши - 18.10.1830), свт. (пам. 18 окт.), митр. Черногорский (1784-1830). П. (мирское имя неизвестно) род. в семье Марко Дамьянова из династии Петровичей-Негошей, племянника митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша), и Ангелины Мартинович. О детстве П. сведений не сохранилось. В 12-летнем возрасте был пострижен в монашество и поселен при пребывавшем на покое митр. Черногорском Савве (Петровиче-Негоше). Вместе с митр. Черногорским Василием (Петровичем-Негошем) в сер. 1765 г. прибыл в С.-Петербург для получения образования. Но после смерти митр. Черногорского Василия, в 1766 г. вернулся на родину. Во время повторного правления митр. Саввы, 24 июля 1775 г., в сане иеродиакона был направлен во главе делегации в Россию, но не получил в Вене паспорта и вернулся обратно. В кон. 1777 г. вновь направился в Россию. По дороге, в Вене, встретился с гр. Венцелем Кауницом, отвечавшим за внешнюю политику Свящ. Римской империи. П. был разочарован своим визитом в Россию, где полгода безуспешно просил о встрече с имп. Екатериной II и смог провести переговоры лишь с кн. Г. А. Потёмкиным.
После смерти митр. Черногорского Арсения (Пламенаца, 1781-1784) П., имевший уже сан архимандрита, стал кандидатом на Черногорскую кафедру. Его избрание митрополитом завершило период анархии в Черногории, к-рый начался с воцарением лже-царя Степана Малого (1767-1773). По приглашению митр. Карловацкого Моисея (Путника) в авг. 1784 г. П. направился в г. Сремски-Карловци для хиротонии, но в дороге сломал правую руку и задержался в Вене. 13 окт. 1784 г. в соборном храме свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци он был провозглашен митрополитом Черногории, Скендерии и Приморья: в хиротонии кроме митр. Моисея участвовали епископы Бачский Иосиф (Йованович-Шакабента), Вршацкий Викентий (Попович) и Карловацкий Иоанн (Йованович).
26 нояб. 1784 г. из г. Нови-Сад П. послал Синоду Рус. Церкви прошение предоставить Черногории все необходимое для деятельности школ, типографию и все, «что наука дать может». В 1785 г. он выехал в Россию, но через 3 дня после прибытия в С.-Петербург был под конвоем выслан на родину. Возможно, это произошло из-за доноса, поступившего в Мин-во иностранных дел России, что сопровождавший владыку в качестве секретаря свящ. Франческо Долчи-де-Вискович является австр. шпионом и занимается прокатолич. агитацией. Впоследствии П. отказывался приехать в Россию, даже несмотря на личное приглашение имп. Екатерины II.
Главными задачами П. были объединение серб. племен и освобождение Черногории от османской власти. В 1785 г., во время его пребывания в России, скадарский везирь Махмуд-паша Бушатли захватил г. Цетине и 23 июня сжег Цетинский монастырь. Во время русско-османской войны 1787-1792 гг. П. заручился обещанием военной помощи со стороны австр. и российского императоров и выступил против Османской империи. После окончания войны он продолжил борьбу и в 1796 г. со значительно уступающей по численности армией выиграл 2 битвы - близ с. Мартиничи (2-11 июля) и у с. Круси (22 сент.). В последней битве был убит Махмуд-паша Бушатли, голову к-рого, посаженную на кол, как трофей, пронесли через всю Черногорию к стенам Цетинского мон-ря (28 сент. 1796). Эти победы привели к освобождению Черногории от османского владычества. Для формирования гос-ва на соборе в Цетине 6 авг. 1796 г. при участии представителей 4 черногорских нахий был принят 1-й свод законов (т. н. стег). На скупщине в Цетине 17 авг. 1803 г. были приняты 17 статей Законника общего черногорского и брдоского. В 1798 г. в Россию был направлен эмиссар с прошением имп. Павлу об оказании помощи объединению Черногории.
В 1806 г. армия П. совместно с рус. эскадрой вице-адмирала Д. Н. Сенявина освободила бухту Бока-Которска и г. Дубровник от франц. войск, но по решениям Тильзитского мира (1807) бухта была возвращена Франции. В 1813 г. П. совместно с Россией и Великобританией вновь занял бухту, но передал ее Австрийской империи по условиям Венского конгресса (1814-1815), на к-ром Черногория не была признана как суверенное гос-во.
П. поддержал серб. восстание Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи), к-рый призвал черногорцев выступить вторым фронтом против осман на Таре. Победы Карагеоргия у Сеницы и Суводола вдохновили черногорцев, васоевичей и брдчан выступить в поддержку восстания в Сербии - они смогли задержать выдвижение турок из Скендерии и Герцеговины. Хорошие отношения между П. и кн. Милошем Обреновичем (см. в ст. Обреновичи) установились в сер. июля 1815 г. и продолжались до убийства Карагеоргия, к-рое владыка расценил как варварское злодеяние.
В последние годы жизни П. составлял историю Черногории, посмертно вышла «Краткая история Черногории» (Кратка историjа Црне Горе // Грлици: Календар црногорски за годину. У Црноj гори, 1835). Он собрал богатую б-ку, в к-рую входили книги на разных языках (французском, итальянском, русском) и много сочинений по философии и естественным наукам.
Согласно составленному митр. Белградским Михаилом (Йовановичем) Житию (Служба иже во святих отцу нашему митрополиту богомудрому господарю черногорскому Петру I чудотворцу Цетиньскому. М., 1895), после смерти П. явился во сне неск. людям и просил освободить его тело от гроба. Преемник Петр II (Петрович-Негош) 18 окт. 1834 г. велел открыть его захоронение и поставить мощи в храме Цетинского мон-ря. Мощи П. были обретены нетленными: несмотря на сохранившиеся черные волосы (хотя было известно, что в конце жизни владыка был седым), в пользу идентификации останков говорили высокий рост и следы от перелома на правой руке. Об обретении мощей митр. Петр II сообщил в специальном воззвании, в к-ром владыка сравнивался с ап. Петром и провозглашался защитником черногорцев. Уже в 1835 г. мощам поклонилось более 15 тыс. чел. Вскоре в честь П. были составлены тропарь и кондак: составителями могли выступить Перо Станков Чиркович из Котора († 1849), митр. Петр II, цетинский архим. Петроний (Луянович) или группа авторов (обзор мнений см.: Павловић. 1965. С. 173). Службу с каноном и Житие П. составил митр. Белградский Михаил (Йованович) на основании сведений, предоставленных архим. Митрофаном (Баном; впосл. митрополит Черногорский): они были изданы в составе «Дополнительного требника» (Нови Сад, 1887).
Первый храм (капеллу) во имя П. возвел в горном массиве Ловчен митр. Петр II (не сохр.). Потом появились храмы в г. Спуж (1892) и селах Балосаве (1905), Риеке, Мартиничи, Безьове и др. Самими ранними изображениями П. считаются икона в Цетинском мон-ре (ее иконографию повторяют все позднейшие изображения) и портрет, иллюстрировавший издание службы.