Гаврилович Гаврилов (18.06. 1879, Лия-Шия, или дер. Уткино, Мамадышского у. Казанской губ. (ныне Уткино Мамадышского р-на, Республика Татарстан) - 29.07.1937, г. Бийск Западно-Сибирского края (ныне Алтайского края)), сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Пастырь-миссионер, трудившийся среди правосл. татар (кряшенов), а также удмуртов и марийцев, духовный писатель. Из семьи крестьян-кряшенов. В 1896 г. П. окончил Центральную крещено-татарскую школу в Казани, основанную Н. И. Ильминским, последователем просветительской и миссионерской системы к-рого и стал П. Он выдержал экзамен в Казанской учительской семинарии на звание учителя сельского начального инородческого уч-ща. Служил учителем с 1 сент. 1897 по 1 мая 1898 г. в школе миссионерского Гурия Казанского святителя братства в с. Владимировка (ныне дер. Владимирово) Мамадышского у., где законоучителем был брат П., свящ. Симеон.
В 1898 г. П. закончил обучение церковному пению на Епархиальных педагогических курсах для учителей церковноприходских школ и школ грамоты Казанской епархии. С 1 мая 1898 по 28 авг. 1903 г. служил учителем в церковноприходской школе дер. Ташлыяр прихода Троицкой ц. с. Абди того же у. (ныне дер. Ташлиярово Тюлячинского р-на). В этой церкви П. в праздничные дни исполнял должность псаломщика, читал и пел на клиросе, а также руководил созданным им из детей школы хором. За детьми к церкви потянулись их родители. В каникулярное время П. исполнял должность псаломщика в приходе с. Юкачи, где священником был его брат Симеон. За свою деятельность П. трижды получал благодарность Казанского епархиального училищного совета. В 1903 г. он поступил на 2-годичные миссионерские курсы при КазДА. По окончании в 1905 г. татарского отдела курсов П. в том же году был рукоположен Сарапульским еп. Михеем (Алексеевым), викарием Вятской епархии, 21 авг.- во диакона и 28 авг.- во иерея к Петропавловской ц. с. Кырынды Елабужского у. Вятской губ. (ныне Крынды Аргызского р-на Республики Татарстан).
П. был членом Православного миссионерского об-ва. С 6 мая 1905 г. состоял законоучителем в земском училище в вотякской (удмуртской) дер. Варзи-Пельга (ныне село Агрызского р-на) и с 6 окт. того же года заведующим церковноприходской школой с. Кырынды и законоучителем. 5 мая 1909 г. был переведен в Троицкую ц. в с. Челны Елабужского уезда (ныне Татарские Челны Менделеевского р-на, Республика Татарстан). 8 дек. того же года П. был назначен окружным инородческим миссионером 1-го благочиннического округа Елабужского у. В пределах округа было 6 миссионерских школ, действовавших под наблюдением и руководством П. Школьные хоры из мальчиков и девочек пели в церкви на церковнославянском и крещено-татарском языке. Из наиболее ревностных прихожан П. готовил добровольцев-миссионеров; особенно усердными его помощниками стали крестьяне-кряшены С. Малов и Г. Иванов. С учениками П. совершал миссионерские экскурсии (походы, экспедиции) к татарам и черемисам (марийцам). В приходе стало развиваться паломничество в Казань, Саров, Свияжск и т. д. Среди крещеных татар возникло стремление к монашеству: только из дер. Ст. Гришкино Елабужского у. (ныне село Менделеевского р-на) в 1910-1911 гг. поступило в Покровскую крещено-татарскую женскую просветительную общину в Мамадышском у. 8 девушек (от 14 до 20 лет). За труды по благоукрашению храма П. было преподано 12 мая 1912 г. архипастырское благословение и выражена благодарность. П. пользовался большим авторитетом среди соседних мулл благодаря своей благочестивой жизни, вел с ними беседы на религ. темы.
С 1 сент. 1909 по 1 сент. 1917 г. П. был заведующим миссионерской школой и законоучителем (с 1916 земского уч-ща) в с. Ст. Гришкино, с сент. 1910 по 1918 г. - законоучителем 2-классной церковноприходской (с окт. 1917 земской) школы в с. Челны и с 15 окт. 1911 по 1918 г.- законоучителем в земской одноклассной школе дер. Мунайки (ныне Менделеевского р-на). Награжден за усердную службу набедренником (1911), скуфьей (1913), камилавкой (1918).
В сер. сент. 1918 г. П. вместе с беженцами, среди к-рых были и др. священники Елабужского у., покинул Челны (НАРТ. Ф. Р-1172. Оп. 4. Д. 33. Л. 19 об.- 20) и прибыл в Уфу. 19 июля 1919 г. П. был принят Томским и Алтайским еп. Анатолием (Каменским) в Томскую епархию и направлен в Михаило-Архангельский храм с. Тальменского Барнаульского у. Алтайской губ. (ныне пос. Тальменка Тальменского р-на Алтайского края). Весной 1922 г. П. был избран благочинным, но пробыл им недолго. 2 июля того же года умерла супруга П., и он стал воспитывать 7 детей. В мае-июне того же года по инициативе Томского губкома РКП(б) в Томске начала действовать негласно организованная чекистами «инициативная группа прогрессивного духовенства и мирян» во главе с одним из лидеров обновленчества свящ. П. Блиновым, захватившая епархиальное управление; временно управляющий Томской епархией Барнаульский еп. Виктор (Богоявленский) был арестован. Созданное «Временное церковное управление Томской епархией» на основе группы «Живая церковь», избравшее свящ. П. Блинова председателем, 9 июля 1922 г. переименовало себя в «Сибирское церковное управление».
П. на состоявшемся в кон. авг. 1922 г. благочинническом собрании первым приветствовал отдельные намечавшиеся реформы в богослужебной области, которые он считал полезными в целях спасения Церкви. В то же время он писал, что делал это, «не зная (я не сибиряк), какие люди выступали за осуществление этих реформ» (ГААК. Ф. Р-536. Оп. 1. Д. 73. Л. 1 об.). Однако, узнав о совершившемся 8 окт. 1922 г. беззаконии - лжехиротонии женатого свящ. П. Блинова во «епископа Томского и Сибирского», П. со священниками-единомышленниками сразу же перешел под омофор ближайшего епископа, не признавшего «хиротонию» и власть Блинова,- Новониколаевского еп. Софрония (Арефьева), к-рого они считали православным, не зная, что тот, не признавая Сибирское церковное управление Блинова, был сторонником обновленческой группы «Союз церковного возрождения», руководимой еп. Антонином (Грановским), притом что духовенство продолжало поминать патриарха Тихона. Не получая до кон. февр. 1923 г. никаких церковных известий, П. считал себя относящимся к Новониколаевской епархии и находился в оппозиции к обновленцам. В нач. марта 1923 г. благочинный стал требовать от П. подписку о подчинении обновленческому епархиальному управлению, сказав, что все городские и сельские церкви Барнаульского округа уже его признали, а в случае неподчинения у многодетного вдовца могут быть «печальные последствия» (арест). П. дал подписку о «временном подчинении впредь до собора», но сразу же узнал об обмане (неск. храмов в Барнауле не признали обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ)), разорвал подписку и собрал приходское собрание (более 1000 чел.), к-рое приняло решение ВЦУ не признавать. 21 июля 1923 г. в с. Тальменском состоялось благочинническое собрание, на к-ром П. открыто выступил против обновленчества и при поддержке свящ. Арсения Алексина добился того, что собрание единогласно решило ВЦУ не признавать. Однако благочинный, несмотря на это, продолжил общение с обновленцами.
С авг. 1924 г. П. с приходом, отдельно от благочиния, перешел под омофор Кузнецкого еп. сщмч. Никиты (Прибыткова) и через нек-рое время снова был избран благочинным. 16 апр. 1925 г. патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) награжден наперсным крестом. В сер. июня 1926 г. благочинническое собрание вынесло резолюцию о непризнании григорианского Временного высшего церковного совета (ВВЦС). 15-18 февр. 1927 г. в Барнауле прошел епархиальный съезд «староцерковников», на к-ром обсуждался вопрос о ВВЦС (принята резолюция о признании его при возглавлении «каноническим местоблюстителем патриарха митрополитом Петром Крутицким или митрополитом Агафангелом Ярославским») и выборы епископа на Барнаульскую кафедру (избран архим. Владимир (Юденич)). П. на съезде был избран членом пленума Епархиального совета, созываемого не менее 4 раз в год. В Тальменском П. служил до февр. 1928 г. и, по справке Барнаульского ГК ВКП(б), «2 раза привлекался к ответственности за контрреволюционную агитацию», выражавшуюся в том, что он «вел агитацию против намечаемых кандидатур в члены сельсовета» и распространял «слухи о «священности ключа» в селе Сорочий Лог» (ГААК. Ф. П-7. Оп. 9. Д. 40. Л. 10; паломничество к св. ключу на месте убиения ок. 12 правосл. мирян во время антибольшевистского восстания 1920 г. не прекращалось и в советское время; теперь рядом с ним в селе находится Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский жен. скит). В февр. 1928 г. П. был назначен настоятелем Богородице-Одигитриевской ц. г. Барнаула; за безупречное и ревностное служение возведен в сан протоиерея.
2 февр. 1929 г. арестован в Барнауле и помещен в городскую тюрьму по ложным показаниям обновленцев. Постановлением Особого совещания ОГПУ от 5 апр. 1929 г. приговорен к 4 годам ссылки в отдаленную часть Сибири. Вернувшись в 1933 г. из ссылки, служил в Сретенской ц. г. Бийска Западно-Сибирского края (ныне Алтайского края).
1 нояб. 1936 г. арестован по обвинению в том, что является «участником контрреволюционной повстанческой организации». Проходил по коллективному делу вместе с группой священнослужителей и мирян, в т. ч. со священномучениками Барнаульским архиеп. Иаковом (Маскаевым), свящ. Иоанном Можириным и с прмч. Феодором (Никитиным). Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Западно-Сибирскому краю от 25 июля 1937 г. приговорен к расстрелу. Вместе с архиеп. Иаковом, свящ. Иоанном Можириным и иноком Феодором расстрелян и похоронен в общей безвестной могиле.
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.