[Простой, Простец; греч. Παῦλος ὁ ῾Απλός, лат. Рaulus Simplex], IV в., прп. (пам. 4 окт., 7 марта), егип. подвижник. Сведения о П. П. содержатся в «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского (Palladius. Lausiac. XXII), в «Истории египетских монахов» (см. ст. «История монахов») (кон. IV - нач. V в.) (Hist. mon. Aeg. XXIV), в ее переводе Руфина Аквилейского «Жизнь пустынных отцов» (гл. XXX) и в Apophthegmata patrum (PG. T. 64. Col. 381-385). Согласно этим источникам, П. П. был учеником прп. Антония Великого. В «Лавсаике» приведена история жизни преподобного: он жил в Египте, был крестьянином, кротким простодушным человеком, никогда не учился грамоте, был женат и имел детей. Однажды, возвратившись домой с поля, П. П. застал жену с любовником и сказал ему, что, раз он обладает этой женщиной, то пусть и содержит ее и детей. Никак не укорив жену, П. П. тотчас навсегда покинул свой дом и ушел в пустыню.
Вскоре он добрался до кельи Антония Великого и стал просить подвижника наставить его в иноческой жизни. Однако прп. Антоний отказался быть его наставником, добавив, что П. П. уже не меньше 60 лет и он не вынесет труда пустынника, множества искушений и лишений, и, если уж он так хочет быть монахом, то пусть идет в киновию (общежительный мон-рь), где много братьев и о нем смогут позаботиться. 3 дня провел П. П. под дверью кельи Антония Великого без воды и пищи. Видя такое упорство, на 4-й день подвижник согласился взять П. П. к себе в ученики с условием, что П. П. будет исполнять все, что прп. Антоний ему скажет. П. П. согласился; тогда Антоний Великий велел ему встать на молитву и оставаться на месте до тех пор, пока не последует нового послушания, а сам удалился в свою келью. В течение недели прп. Антоний тайно наблюдал за новым иноком, а тот не сделал ни шагу в сторону от того места, где ему было приказано оставаться, непрестанно творя молитву.
После этого Антоний Великий велел П. П. сначала сплести веревку или корзину, затем расплести ее, сшить одежду и распороть свою работу, разбить горшок с медом и собрать вытекший мед так, чтобы к нему не примешался песок,- т. о. Антоний Великий испытывал смирение новоначального монаха, и тот все переносил с кротостью и радостью. Иногда прп. Антоний по неделе не благословлял П. П. есть и пить, а когда спрашивал, не хочет ли он хлеба или воды, П. П. отвечал, что он будет есть, только когда этого захочет наставник, и не съедал больше Антония, даже когда тот упрашивал его об этом. Через нек-рое время Антоний заявил П. П., что он уже стал монахом и может жить в отдельной келье самостоятельно. Подвижники подвизались недалеко друг от друга, и Антоний Великий иногда посылал людей, приходивших к нему за помощью, к П. П., к-рый получил духовный дар изгнания бесов, утверждая, что сам не имеет такого дара. В «Истории египетских монахов» приводится тот же рассказ с нек-рыми вариациями. Так, к сказанию из «Лавсаика» добавлен эпизод, в к-ром описывается, как П. П. в присутствии др. иноков спросил Антония Великого, кто жил раньше на земле - Спаситель или пророки. Увидев, что братья смутились таким вопросом его ученика, прп. Антоний приказал ему молчать. Через нек-рое время он заметил, что П. П. вообще перестал разговаривать, и спросил, что случилось. В ответ преподобный напомнил учителю о его приказе замолчать, о к-ром Антоний забыл. Восхищенный смирением и послушанием ученика, Антоний заметил, что он сам и др. иноки иногда не исполняют и повелений, сходящих с Небес, а этот простец исполняет любое слово, сорвавшееся с губ учителя.
На повествовании об изгнании беса из некоего юноши рассказ о П. П. в «Лавсаике» и в «Истории египетских монахов» заканчивается. По мнению А. А. Войтенко, П. П. провел около года в келье неподалеку от кельи прп. Антония Великого, а затем ушел в монашеское поселение на горе Ферма (Войтенко. 2012. С. 100, 102).
В Apophthegmata patrum и у Руфина Аквилейского в «De vita patrum» (PL. 73. Col. 795-796) также есть упоминание о П. П., однако там отсутствуют сведения о начале его монашеской жизни и учении у Антония Великого, а повествуется только о его дарах прозорливости и видения духовного мира, чего нет в «Лавсаике» и в «Истории монахов». Согласно Апофтегмам, однажды П. П. сидел около церкви в одном мон-ре и наблюдал, как братья идут в храм. Большинство - с радостными лицами, и каждого брата сопровождал ангел. Но один инок шел на службу мрачный, за ним следовало множество бесов, к-рые тянули его каждый в свою сторону, а печальный ангел-хранитель стоял в стороне. Скорбя об этом брате, П. П. не вошел в церковь, он сел рядом с храмом и после окончания службы вновь стал наблюдать за духовным состоянием иноков. Светлые душой такими же и покидали храм в сопровождении ангелов, а мрачный инок изменился - его лицо сияло, ангел шел рядом с ним, держа его за руку, а бесы с плачем столпились в стороне. Удивившись такой перемене, П. П. спросил инока, что произошло с ним на службе, и тот поведал, что много лет был подвержен блудной страсти и жил в беззаконии, а сегодня услышал чтение из прор. Исаии о грехах, и вдруг его духовные очи отверзлись. Он от всего сердца раскаялся и дал Богу обет больше не грешить. Т. о. П. П. увидел, какую милость являет Господь тем, кто искренне кается. Этот рассказ подтверждает версию, согласно которой П. П. не все время своего иночества провел в уединенной келье близ места подвижничества Антония Великого, а был и насельником общежительного монастыря. При этом не исключено, что в Апофтегмах повествуется о другом подвижнике по имени Павел, носившем такое же прозвище.
П. П. упомянут в «Церковной истории» Созомена (Sozom. Hist eccl. I 3). Сказание о нем внесено в визант. Синаксари под 4 и 5 окт. и 7 марта (SynCP. Col. 104, 112, 517) и в византийские Минологии (Latyšev. Menol. T. 1. P. 252-256). Все позднейшие агиографические источники основываются на сведениях из «Лавсаика», «Истории египетских монахов» и Апофтегм. Иногда эти сведения объединяются, но к ним не добавляется новая информация о П. П.
Из визант. стишных Синаксарей память П. П. со сказанием была перенесена в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 26-29), а затем в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 85. [1-я паг.]).
В рус. позднесредневек. и восходящих к ним иконописных подлинниках в отношении установления дня памяти П. П. существует неопределенность, тогда как сведения об облике святого достаточно однозначны. Так, в наиболее раннем из сохранившихся, датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции (РНБ. Соф. № 1523. Л. 164; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873), имя П. П. отсутствует. В происходящем из Палеха и принадлежавшем Г. Д. Филимонову списке подлинника сводной редакции нач. XVIII в. память святого соответствует восточнохрист. традиции - под 4 окт.; при имени указано: «И преподобнаго отца нашего Павла Простаго, подобием стар, ризы монашеския, т. е. преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166). В сводном иконописном подлиннике, изданном С. Т. Большаковым, празднование П. П. значится под 3 марта; к прозванию добавлен еще один эпитет, а также указано подобие облику свт. Николая Чудотворца: «И преподобнаго отца нашего Павла Препростаго и Терпеливаго, сед аки Никола, брада проста, ризы преподобническия» (см.: Большаков. Иконописный подлинник. С. 77). Акад. В. Д. Фартусов при составлении опубликованного в 1910 г. руководства для иконописцев дополнил характеристику святого, гл. обр. сообразуясь с его Житием: «…глубокий старец египетского типа, сед, с умеренной бородой, простосердечен и послушлив. Как у пустынножителя, одежда убогая, монашеская; лицо худощавое от поста и трудов. Можно писать ему хартию с его изречением: Иисусе Христе распныйся при Понтийстем Пилате, ты видиши, яко не сниду с камене сего, аще ми будет и умрете, не вкушу хлеба, ни воды, дондеже услышиши мя, и ижденеше беса от юноши того. Или: То бо есть мудрость правая, еже боятися Бога, и Ему в простоте духа и незлобии сердца работающи, благоугождати» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36-37).
Одно из ранних изображений представлено на миниатюре в имп. Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 85, 1-я четв. XI в.). Старец, напоминающий обликом свт. Николая Чудотворца (волосы вьющиеся, седой, с плешью, с короткой бородой), изображен коленопреклоненным во время молитвы в своей пещерке в скалистом массиве посреди пустыни с редкой растительностью. Облачение составляют охристый хитон, коричневая длинная мантия, схима с лежащим на спине куколем, на ногах - кожаные сандалии с закрытыми мысками.
В программе храмовой декорации П. П. занимает место в ряду преподобных отцов (напр., ростовая фигура святого в ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, 1294/95, мастера Михаил Астрапа и Евтихий). В XIV в. образ П. П. часто включается в роспись храмов монастырских ансамблей как иллюстрация примера послушания. В диаконнике монастырского кафоликона во имя вмч. Георгия (1313-1319) в Старо-Нагоричино П. показан в ряду преподобных (всего 10 святых) вместе с Иларионом Великим и Алексием, человеком Божиим. К этому памятнику близки по времени создания фрески собора Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского монастыря (1313), в программе росписи которого чин преподобных расположен вблизи алтаря - в нижнем регистре на вост. стене наоса. Среди атрибуируемых святых: Онуфрий Великий, Никон Метаноит, Феодор Студит, Савва Освященный, Феоктист (Палестинский?) и П. П., чей образ опознается благодаря хорошо сохранившейся надписи (см.: Сарабьянов. 2008. Ил. 18 на с. 78). Фигура П. П. (первоначально погрудная, после растесывания арки - оплечная) в этом ряду преподобных, отображающем, по мнению В. Д. Сарабьянова, различные ступени монашеского подвига, знаменует смирение (Там же. 2008. С. 79). У святого высокий, в т. ч. благодаря проплешине, лоб, чуть всклокоченные на висках седые волосы, густая, недлинная клиновидная борода, разделенная на конце на 5 прядей. Более аскетичным выглядит образ святого в росписи новгородской ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью (70-е гг. XIV в.). Он включен в ряд монахов-аскетов в росписи хор - полуфигура в медальоне размещается на вост. стене помещения, над лестницей на хоры (см.: Лифшиц. 1987. Табл. 296; Царевская. 2003. Ил. 5 на с. 90). В лити кафоликона Хиландарского монастыря на Афоне (фрески, 1321, переписаны в 1804) - в иллюстрациях «Лавсаика» представлены 2 сцены с П. П.: он оставляет неверную супругу и приходит к прп. Антонию Великому; прп. Антоний Великий принимает П. П.
К памятникам минейного типа, включающим изображение этого преподобного, относятся: миниатюра в имп. Минологии (ГИМ. Греч. № 376 (Син. греч. № 183), 2-я четв. XI в.); роспись в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320) - под 4 окт., в рост, надпись: «ст. Павлъ Аплоусъ»; миниатюра в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 80 об.) - ростовой образ святого помещен под 5 окт., у него средней длины клиновидная борода, голова не покрыта (куколь лежит на плечах), в правой руке держит крест, ладонь левой - перед грудью, раскрыта наружу.