[Греч. ἀπόλυσις; церковнослав. ], молитва, завершающая богослужебное чинопоследование. В совр. правосл. богослужении О.- священническая молитва-благословение, произносимая с амвона лицом к народу, начинающаяся словами: (или праздничной формулой: и аналогичными; о Христе в О. говорится в 3-м лице), содержащая упоминание Пресв. Богородицы и святых и заканчивающаяся фразой: .
В древности функцию О. выполняли специальные молитвы, читавшиеся епископом или священником над оглашенными, непричащающимися или верными. Примерами таких молитв могут служить тайные главопреклонные молитвы Литургии свт. Иоанна Златоуста об оглашенных ( ), молитва после 2-й просительной ектении ( ; см.: Taft R. The Inclination Prayer before Communion in the Byzant. Liturgy of St. John Chrysostom // Ecclesia Orans. R., 1986. Vol. 3. P. 29-60). Аналогичной молитвой для верных является заамвонная молитва.
В визант. послеиконоборческой литургической традиции заключительные священнические молитвы вечерни, утрени и др. служб входили в состав Евхология и могли иметь в рукописях название «отпустная» (Арранц М. Молитвы и псалмопение по к-польскому песненному последованию. Рим, 1997. С. 25, 37, 41, 62, 73, 77; Желтов М., свящ. Чины вечерни и утрени в древнерус. Служебниках студийской эпохи // БТ. 2012. Вып. 43/44. С. 461). После перехода на палестинский Часослов отпустная молитва визант. Евхология постепенно потеряла свои значение и положение в конце службы (Арранц М. Как молились Богу древние византийцы / ЛДА. Л., 1979. С. 49-50; Желтов М., свящ. Чины вечерни и утрени в древнерус. Служебниках студийской эпохи // БТ. 2012. Вып. 43/44. С. 454). В наст. время молитвы вечерни и утрени входят в число тех, к-рые читает священник во время Пс 103 или шестопсалмия ( для вечерни и для утрени).
Уже с IX в. в рукописях появились и в последующих веках распространялись дополнительные священнические благословения. Эти молитвы содержат слова о Боге в 3-м лице (см. возглас «Господь Бог наш да утвердит силою Своею...» в Евхологии X в. РНБ. Греч. 226. Л. 29; Успенский. 1997. С. 41-42) и произносятся после заамвонной молитвы.
Складывание системы О. в том виде, в каком она представлена в совр. богослужебных книгах, относится к XV-XVI вв., в этот период в состав Служебника вошли статьи, посвященные О. Они содержат поминание седмичной памяти (ангелов - в понедельник, Иоанна Предтечи - во вторник и т. д.- см. Седмичный круг богослужения), в случае памяти великого святого в тексте О. могло поминаться его имя (Успенский. 1997. С. 43). Со временем поминание имени дневного святого становится ежедневной практикой. В дни великих Господских праздников, а также определенных дней Страстной седмицы О. предваряется специальной формулой, описывающей праздничное событие, причем в дониконовских изданиях Служебника в эти формулы входило упоминание праздников, посвященных Пресв. Богородице (напр., «молитвами Пречистыя Его Матере, честнаго и славнаго Ея Рожества...» - Служебник. М., 1651. Л. 73 об.). К числу дней, имеющих особые О., относились начало индикта, память землетрясения 26 окт., Лазарева суббота и нек-рые др. дни. В дневном О. субботы среди святых упоминались богоотцы Иоаким и Анна. Формулировки О. дониконовских Служебников используются в богослужебной традиции старообрядцев.
В послениконовских изданиях слав. богослужебных книг 2-й пол. XVII в. в тексты О. были внесены нек-рые изменения: появляются ежедневное поминовение апостолов и богоотцов Иоакима и Анны в дневных отпустах, поминовение свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого или свт. Григория Двоеслова как составителей чина литургии (в О. соответствующей литургии). В служебный обиход входит понятие «малый отпуст», к-рый произносится после повечерия, полунощницы и часов, в его формулировке нет поминовения апостолов и богоотцов Иоакима и Анны. Сокращается число дней, имеющих особые О., в дни Богородичных праздников в О. входит только формула , без названия праздника.
После 2-й пол. XVII в. система О. в богослужении Русской Церкви не меняется, хотя на практике в эту молитву часто включают имена разных святых по календарю, не делают разницы между обычным и малым отпустом - такие изменения вызывают нарекания как нарушения уставной формы этой молитвы (Успенский. 1997. С. 52-54).
После заупокойных богослужений (отпевания, панихиды, заупокойной литии) О. имеет др. концовку, с поминовением усопшего (или усопших). О. с особым перечнем святых завершает чинопоследования брака и елеосвящения.
К числу О. необычной формы можно отнести молитву в конце праздничной литии и великого повечерия по великопостному чину . С обычными О. ее роднит перечисление святых, но в отличие от О. эта молитва обращена к Христу, а не говорит о Нем в 3-м лице. Кроме литии и повечерия, эта молитва используется после последования изобразительных в Великую среду, где она предваряет особый чин прощения после «всей святей четыредесятницы».
При совершении чинопоследований вечерни, утрени и др. служб мирянами, а также при совершении келейного правила О. приобретает форму молитвы, обращенной к Христу: ...- затем должны быть перечисление святых и заключительная фраза . О. этой формы можно найти в Молитвословах, Правильниках и др. книгах для келейной молитвы. Аналогичную форму О. используют старообрядцы, не приемлющие священство, а также все старообрядцы в келейной молитве (см., напр., старообрядческие издания Устава малого (или Устава домашней молитвы)).