[Имастасер (Философ); арм. (?)ռվ(?)աճճես Գ Օձճեցի Իմաստսեր] (ок. 650, сел. Одзун Гугаркской провинции обл. Ташир Вел. Армении - 729, там же или сел. Ардви), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед.
Образование получил в Айрарате (пров. Арагацотн) под руководством известного арм. богослова Теодороса Кртенавора; изучал экзегетику, богословие, философию, грамматику, риторику. Предполагают, что О. О. учился также в Сюникской школе, к-рая была известным научно-образовательным центром грекофильской философской направленности в Армении. Биографические сведения об О. О. до избрания его католикосом довольно скудны. Во епископа его рукоположил, вероятно, католикос Елия I Арчишеци (703-717) и поручил ему управление Арагацотнской или, по мнению патриарха Магакии Орманяна, Гугаркской епархией. В трудный период подчинения Армении Арабскому халифату О. О. всячески стремился усилить политическое и экономическое влияние ААЦ. По сообщениям арм. источников, ок. 719 г. он отправился в Дамаск к халифу Умару II с просьбой освободить ААЦ от нек-рых налогов, прекратить преследования христиан во владениях Омейядов и гарантировать им свободу вероисповедания. Халиф дал письменное согласие, а католикос пообещал обеспечить лояльность арм. населения к властям. По нек-рым сведениям, в эдикте Умара II были также утверждены землевладельческие права ААЦ на территории Армении и дано согласие на возвращение арм. князей, плененных в результате подавления арм. бунта 703-705 гг. (араб. источники в целом подтверждают эти действия Умара II, к-рые, очевидно, были связаны с его политикой по возрождению принципов раннего ислама - см.: Большаков О. Г. История халифата. М., 2010. Т. 4. С. 143; арм. историк Гевонд сообщает, что с аналогичной миссией ездил к араб. наместнику Мухаммаду ибн Марвану католикос Саак III Дзорапорци (677-703) - Там же. С. 60); О. О. удалось достичь соглашения с Умаром II относительно борьбы с халкидонитами (православными) и павликианами.
По возвращении О. О. занялся вопросами внутрицерковной политики. В 719-720 гг. на Соборе в Двине были утверждены 32 канона, касавшиеся богослужебной практики и борьбы с ересями и сектами (см. в ст. Двинские Соборы Армянской Апостольской Церкви). Знаковым событием в истории ААЦ стал сирийско-арм. Собор в Маназкерте (726), на к-ром была сформулирована общая христологическая доктрина ААЦ и Сирийской яковитской Церкви.
О. О. занимался строительством и восстановлением храмов. С его именем связана комплексная реконструкция мон-ря Одзун и сооружение храма Србанес (св. Ованнеса (Иоанна)) в соседнем сел. Ардви, где в наст. время в каменном саркофаге покоятся мощи О. О. Католикос был известен аскетическим образом жизни, острым умом, риторическим талантом, музыкальными и литературными способностями. В конце жизни О. О. передал престол преемнику Давиду I и уединенно жил в родном сел. Одзун, проводя время в молитвах и преподавая богословие и философию. Об этом периоде его жизни существует большое количество назидательных преданий. Современники называли его чудотворцем, святым и философом. По мнению патриарха Магакии Орманяна, О. О. скончался 17 апр.; под этой датой (10 ахекана) в средневек. Синаксаре Тер-Исраэла помещено сказание о нем. Могила О. О. стала местом паломничества для христиан.
О. О. обширно. Самыми известными трудами считаются «Витийство» (Ատեճաբաճռւթիւճ), «Речь против павликиан» и «Речь против еревутакан». «Витийство» посвящено упорядочению арм. богослужения: приведению гимнографии в соответствие с годовым кругом церковных праздников и восстановлению забытых певч. традиций. В «Речи против павликиан» О. О. доказывает необходимость почитания креста, мощей и икон, опровергая павликиан, к-рые утверждали, что почитание христ. святынь является идолопоклонством. В «Речи против еревутакан» (еревутакане - распространившаяся в Армении евтихианская секта (см. Евтихий, архим.), к-рая считала человеческую природу Христа призрачной) О. О. пытается объяснить, что бессмысленно противопоставлять человеческую и божественную природы Иисуса Христа.
О. О.- составитель «Книги канонов», первого систематизированного правового кодекса ААЦ. Ему также приписывается редактирование сб. «Книга посланий». О. О. уделял большое внимание толкованию религ. символов. Ему принадлежат труды «О канонах Церкви», «О великом дне Воскресения», «По поводу ночного богослужения», «О Церкви» и др. Ряд посланий и трактатов-размышлений О. О. опубликовал мхитарист М. Авгерян в 1833 г. (год спустя переизданы с лат. переводом). Католикос не только писал научные и богословские труды и занимался переводами с греческого, но и содействовал развитию арм. летописания и полемической лит-ры, переводческой деятельности (с греческого и сирийского), переписыванию древних рукописей.
О. О. также известен как гимнограф. Ему приписывается авторство канона прор. Давиду и ап. Иакову Алфееву с 5 шараканами, канона апостолам Петру и Павлу с 6 шараканами, канона первомч. Стефану с 7 шараканами и канона апостолам Иакову и Иоанну Зеведеевым с 5 шараканами. Тексты песнопений написаны красивым слогом, их содержание отличается философской глубиной и богатой символикой.