(кон. XV в., одно из селений Жабенского погоста Деревской пятины Новгородской земли (ныне дер. Жабны Фировского р-на Тверской обл.) - 7.12.1554, о-в Столбной (Столобное) на оз. Селигер (ныне в Осташковском р-не Тверской обл.)), прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых), Столобенский.
Основные сведения о Н. содержат посвященные ему агиографические произведения. В наст. время известно ок. 60 рукописных списков Жития Н. нач. XVII - XIX в., относящихся к 4 основным редакциям.
Авторами древнейшего Жития Н. следует считать устроителя Ниловой Столобенской в честь Богоявления мужской пустыни прп. Германа и инока Филофея (Пирогова) из Троицкой Герасимовой муж. пуст. на Кайсаровом ручье в Вологде. Отличительной чертой этой редакции Жития является наличие пространного предисловия, рассказывающего об истории его создания. Фактически Житие состоит из 2 частей. Первая (собственно предисловие) представляет самую древнюю часть и озаглавлена «О сотворении жития преподобного богоносного отца нашего Нила Столобенского чудотворца» (РГБ ОР. Ф. 304/1. № 672. Л. 85-85 об.). Вторая часть является собственно Житием Н. и называется «Повесть о житии и отчасти чудес исповедание преподобного отца нашего Нила Столобенского нового чудотворца на острове озера Селигера во Ржевском уезде, под Осташковом, пожившего блаженную свою жизнь во уединении» (Там же. Л. 86-108).
В предисловии Жития повествование ведется от лица самого прп. Германа: «…елико слышал от прародителей Своех, и от иных христолюбивых людей испытах истинно и написах елико возмогох, о Житии преподобнаго Нила… и написах житие преподобнаго Нила, и держах у себя не един год, и прочитах со вниманием занеже аз окаянный недоволен писание…» (Там же. Л. 85). Герман намеревался отдать собранные им сведения более опытному и талантливому духовному писателю - некоему иноку одного из монастырей близ Новгорода, но услышал от клирика Рафаила, пришедшего на о-в Столбной, о «святом и преподобном муже именем Филофее Пирогове, во обители Живоначальныя Троица Герасимовы пустыни», которому с тем же клириком передал свои записи. Филофей (Пирогов) сам интересовался жизнью Н.: «Мне же егда благослови Бог писать с того вданаго писма Германом, о житии преподобнаго Нила, обретог во обители преподобнаго Герасима страньствующих Бога роди братий нашех иноков. Бывшу же в стране той и поведаша нам о житии и чудесех преподобнаго Нила» (Там же. Л. 108). Филофей (Пирогов) «написа преподобнаго Стихиры и Канон и Житие и чудеса блаженнаго Нила» (Там же. Л. 85).
В состав Жития входит рассказ о приходе прп. Германа на о-в Столбной и о строительстве Ниловой Столобенской пуст., о преставлении Н. и посмертных чудесах у его могилы. В основном это чудеса исцеления жителей Осташковских слобод и окрестных селений: Иоанна Курова, Нечая Язгинина, Феодора Теляшина, осташковца Никиты и его сына - Селиверста Третьяка, дочери воина Толбузина и 2 детей. Последнее, 9-е чудо - исцеление Исаии Травкова - относится к 1599 г.
Точной даты составления 1-й редакции Жития Н. нет, но, основываясь на его тексте, можно утверждать, что оно составлено в кон. XVI - нач. XVII в. Из Жития известно, что Герман передал с клириком Рафаилом свои записки Филофею (Пирогову), но, по всей видимости, первоначально они до него не дошли. Только спустя 2 года, на избирательном Соборе в Москве в 1598 г., прп. Герман встретил настоятеля Троицкой Герасимовой пуст. Феоктиста и передал свои записки для Филофея (Пирогова).
Содержащий и текст предисловия, и текст Жития 1-й редакции список сохранился в декабрьской Четье-Минее Троице-Сергиева мон-ря (Там же. № 672), составленной в 1630 г. по поручению архим. прп. Дионисия (Зобниновского) иноком Германом (Тулуповым) из Старицы (Ключевский. Древнерусские жития. С. 297). Наиболее ранний список Жития Н. 1-й редакции относится к нач. XVII в. и представляет собой не содержащую предисловия лицевую рукопись (РНБ ОР. Q.1.329), украшенную 38 миниатюрами в полный лист. Миниатюры подробно иллюстрируют жизнь Н. от рождения до преставления, последние посвящены построению храма, «чуду первого образа Н.», а также 5 чудесам исцеления у гробницы Н. К нач. XVII в. относится также рукопись Жития Н. (РГБ ОР. Ф. 310. № 345), в к-рой после «Чуда об Исаие Травкове» помещена краткая история составления Жития. Также к 1-й редакции Жития относится памятник 1698 г. из собрания ГАТвО (Ф. 1409. Оп. 1. Д. 148, 1698 г.). В рукописи сохранилась запись: «Сия тетрадь Осташкова Иосифова монастыря крестьянина Кирилла Константинова сына Демехова. Писано 207(1698) года ноября в 14 день».
Вторая редакция Жития Н. была составлена в Ниловой Столобенской пуст. до обретения св. мощей прп. Н. в 1667 г. Возможно, над ней трудился 2-й настоятель пустыни свт. Нектарий (Теляшин) (Успенский В. П., свящ. Преосв. Нектарий, 2-й настоятель Ниловой Столобенской пуст., бывш. архиеп. Сибирский и Тобольский, 1587-1667. Тверь, 1882. С. 88-89). Заглавие: «Месяца декабря в 7-й день. Житие и подвиги и отчести чудес исповедание преподобного и Богоносного отца нашего Нила, Столобенского чудотворца». Житие содержит Слово похвальное прп. Нилу.
Самый ранний список Жития Н. 2-й редакции содержится в монографическом сборнике 60-х гг. XVII в. в собрании РНБ (РНБ ОР. Погод. 743). Существуют различные списки 2-й редакции Жития Н. Их тексты, как правило, несколько отличаются от своего протографа и содержат более пространный текст. Среди них, напр., «Служба, житие и слово Похвальное преподобному Нилу Столобенскому», созданные в нач. 30-х гг. XVIII в. и хранящиеся в собрании ЦМиАР (КП 3945.23).
Третью редакцию Жития Н. можно именовать распространенной. Она скорее всего была составлена в Ниловой Столобенской пуст. после обретения св. мощей прп. Н. в 1667 г. Существуют многочисленные списки этой редакции Жития нач. XVIII - XIX в. Все они содержат сведения об обретении св. мощей прп. Н., краткий рассказ о перенесении его мощей в новую каменную церковь в 1671 г., повесть об оковании серебром и позолочении раки святого в 1677 г. Ряд списков содержит описание Ниловой Столобенской пуст. на период XVIII-XIX вв.
Рукописные списки XVIII-XIX вв. стилистически отличаются от ранних: в них появляется большое количество общепринятых для жанра жития агиографических описаний, стиль к-рых становится возвышенно-изысканным и риторическим, напр. «Дивная повесть о житии и чудесах мудрейшего Отца нашего Чудотворца Нила, славящего молитвами своими царствующие грады, и Богоспасаемый град свой Осташков и все грады и страны, и места, на нем же почивают многоцелебные мощи Его всем с верою притекающим, богатство исцеления источают» (РГБ ОР. Ф. 200. № 3, 1798 г.). Одним из примеров Жития Н. 3-й редакции является Житие сер. XVIII в. (РНБ. ОЛДП. № 363). Предисловие «Сколько праведников любит и благословляет Бог…» содержит указания на чтения из Книги Премудрости Соломона, Евангелия от Матфея и Псалтири; перед текстом Жития помещены стихи «Всесильный Бог, творец пречюдный…»; в конце рукописи приводятся хронологические сведения о Н. и Ниловой Столобенской пуст. Списки Жития 3-й редакции содержат описание различных чудес. Так, напр., рукопись, написанная в Ниловой Столобенской пуст. в XVIII в. (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 178), содержит кроме собственно Жития Службу Н., молитву Н., «Сказание об обретении мощей», «Сказание о перенесении мощей», «Повесть об оковании раки серебром и позлащений»; список чудес, как и в ранних редакциях, состоит из 9, последнее - чудо об Исаие Травкове. Уникальна рукопись, изданная в Ниловой Столобенской пуст. и хранившаяся в ее б-ке. Она была написана во время правления имп. Екатерины II Алексеевны (ее имя упомянуто в конце Жития) (РГБ ОР. Ф. 200. № 15. Л. 35-40, кон. XVIII в.). Это единственный список, в котором подробно и полно повествуется о чудесах Н. с 1620 по 1683 г., включая исцеление у св. мощей. Жития 30-40-х гг. XIX в. (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 387, 1099) включают краткое хронологическое описание Ниловой Столобенской пуст. и новые чудеса с 1598 по 1784 г.
В XIX в. появилась 4-я редакция Жития Н., к-рую можно определить как особую: «Житие преподобного и Богоносного Отца нашего Нила Столобенского с кратким повествованием об основании монастыря Ниловой пустыни и обретения Святых мощей преподобного Нила и о прочея для сей обители касающемся» (Там же. Д. 351, 2 июля 1818 г.). Автор Жития неизвестен, оно помещено в простой тетради, на сопроводительном листе-обложке записано, возможно, рукой прот. В. П. Успенского: «Рукопись Жития и чудеса преподобного Нила Столобенского с кратким повествованием об основании монастыря Ниловой пустыни, с обретением святых мощей и о прочем до сея обители касающемся 1818 года, как вариант к статьям подобного рода и прежним и позднейшим. Труд разумный, самостоятельный, послуживший отчасти основанием для первой печатной исторической записки о Ниловой пустыни 1853 года, но на основании уже готовых данных без проверки с разными официальными [!] бумагами Ниловой пустыни. В ней 22 листика на четвертки. Впрочем, последние два листика это прибавок из летописи и хронологии пустыни». Фактически 4-я редакция представляет собой пересказ Жития рус. лит. языком. Рукопись имеет особую ценность, поскольку содержит уникальные материалы по истории строительства Ниловой Столобенской пуст., а также сведения о создании 1-го скульптурного образа Н.; в ней содержится описание чуда исцеления купца И. И. Медроникова 19 окт. 1789 г. К 4-й редакции примыкает «Житие преподобного и Богоносного Отца нашего Нила Столобенского» (РГБ ОР. Ф. 310. № 1144), к-рое представляет собой фактически проповедь, произнесенную настоятелем Ф. Ф. Прусавецким в день памяти преподобного «на всенощном бдении в Осташковском Троицком соборе декабря 7 дня 1827 года». Житие-проповедь включает общеизвестные сведения о святом, основное же внимание уделено истории и хозяйству мон-ря.
Впервые Житие Н. было напечатано в 1661 г. в «Прологе», изданном в Москве, под 7 дек. (это проложное Житие было позднее помещено также в рукописном сборнике 1798 г. (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 399. Л. 17-22)). В XVIII в. оно было опубликовано во 2-м издании кн. «Жития святых» Димитрия Ростовского. С 1856 г. широкую известность приобрела краткая редакция Жития, написанная известным церковным писателем XIX в. А. Н. Муравьёвым и напечатанная в 6-м т. 12-томного издания «Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских».
Наибольшую популярность имело Житие, напечатанное небольшой книгой в 1905 г. в Москве. Повествование полностью изменилось: от текста XVI-XVII вв. остался только сюжет, к-рый едва прочитывался и угадывался в пышных и ярких церковно-исторических описаниях, включавших выдержки из Свящ. Писания; на 1-й план выступили церковно-ораторские элементы.
После возрождения иноческой жизни в Ниловой Столобенской пуст. в 90-х гг. XX в. иером. Митрофан (Заридзе) опубликовал Житие Н., содержавшее основные сведения о святом. В 2008 г. в сб. «Святые покровители Ниловой пустыни» вновь было опубликовано Житие Н., при этом впервые оно было дополнено чудесами исцеления XIX-ХХ вв. (монаха Ниловой пуст. Евлампия, крестьянина Московской губ. Ивана Афанасьева, жительницы Вел. Лук А. Н. Зайцевой, жены вышневолоцкого помещика М. И. Тельнева, солдата Владимира Милькова во время Великой Отечественной войны), а также описанием чуда появления 9 июля 2005 г. над Ниловой пуст. яркой радуги вокруг солнца. В 2017 г. в кн. Т. В. Барсегян (Куксинской) «Нилова пустынь. Монастырь и мир» опубликовано Житие Н., дополненное описанием совр. чудес, записанных братией мон-ря.
Согласно древнейшей редакции Жития, Н. род. в одном из селений Жабенского погоста (в кон. XV в. в этот погост входило более 300 сел, деревень, пустошей). Согласно спискам Жития 3-й редакции, местом рождения Н. называется собственно Жабенский погост (т. е. его адм. центр). Мирское имя Н. неизвестно. О его родителях информации также нет, только в 3-й редакции Жития сообщается, что они были «священнического чина» (РГБ ОР. Ф. 138. № 49). Отрок рано осиротел, после чего удалился в Крыпецкий во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь, где принял монашеский постриг и был наречен Нилом во имя прп. Нила Синайского. Подвижническая жизнь инока была вскоре замечена настоятелем и братией Крыпецкого мон-ря. Не желая принимать похвалы людей, Н. попросил у настоятеля благословение уйти в безлюдное пустынное место, чтобы подвизаться перед очами Единого Всевидящего Бога, и получил благословение на пустынножительство.
Покинув Крыпецкий мон-рь, Н. в 1515 г. нашел тихое место в дремучем лесу на берегу р. Черёмухи (Серемхи) в Кравотынской волости (ныне сев.-вост. часть Осташковского р-на Тверской обл.), где срубил небольшую часовню и келью, в к-рой прожил 13 лет. В келье находился образ Пресв. Богородицы с Младенцем. Питался Н. полевым «быльем» и желудями, позднее возделывал землю, душу свою укреплял непрестанными богомыслием, постом, бдением и молитвами. В пустыни Н. духовно окреп, отражая многочисленные нападки диавола. Жители окрестных селений стали приходить к пустыннику, чтобы просить у него молитв и наставления.
В 1527/28 г., избегая людской славы, Н. снова ушел в пустынное место - на о-в Столбной на оз. Селигер, к-рый уже не покидал в течение 27 лет вплоть до кончины. Оказавшись на острове, Н. ископал себе в горе пещеру, в к-рой и прожил 1-ю зиму, позднее построил часовню и келью. Все время он проводил в молитвах и трудах, возделывал землю, иногда принимал подаяния от окрестных жителей. Н. не позволял себе прилечь даже на малое время; в случае крайнего изнеможения он стоял, опираясь руками на деревянные крюки, вбитые в стену кельи, и в таком положении пользовался кратковременным отдыхом. Всегда памятуя о смерти и желая достойно к ней подготовиться, Н. задолго до кончины выкопал себе в часовне могилу и поставил там вытесанный собственными руками гроб, подходил к нему каждый день и молился. Духовником Н. являлся прп. Сергий - игумен соседнего Николаевского Рожковского муж. мон-ря (на берегу оз. Селигер).
На о-ве Столбном Н. испытал множество скорбей и трудностей пустынножительства, нападки от демонов и злых людей, к-рые, завидуя пришельцу, владевшему островом, пытались вырубить здесь лес и завести пашню. Нападали на пустынника и разбойники-кочененки, жившие неподалеку от г. Торжка.
Очистившись от страстей, Н. удостоился особых даров Св. Духа, которые проявились в дивных знамениях, чудесах. Н. получил дары прозрения и исцеления. На о-в Столбной к Н. приходило множество людей, жаждавших получить от него наставление, совет, утешение, молитвенную помощь, духовное и физическое исцеление.
Н. скончался на о-ве Столбном и был погребен в срубленной им часовне игум. Сергием и братией Николаевского Рожковского мон-ря.
Почитание Н. стало складываться еще при его жизни. После кончины Н. начали совершаться чудеса у его гробницы. Через неск. лет по его преставлении на остров приходили иноки из различных обителей, в т. ч. насельник новгородского мон-ря игум. Антоний, вместе с к-рым в течение 3 лет на Столбном прожил пришедший из Николаевского Рожковского мон-ря инок Герман (буд. прп. Герман Столобенский). Точных сведений о времени канонизации Н. нет. Возможно, его прославление произошло в 60-90-х гг. XVI в., поскольку 1-й иконный образ (Н. изображен на иконе Спасителя вместе с Тверскими святыми - преподобными Макарием Калязинским, Ефремом Новоторжским и Параскевой Ржевской) известен со времени правления царя Иоанна IV Васильевича Грозного.
В 1591-1594 гг. на острове вокруг построенного Германом с помощью холмогорца Б. Козьмина и др. паломников деревянного храма в честь Богоявления Господня сложилась монашеская община, в 1594 г. основана Нилова Столобенская в честь Богоявления мужская пустынь. В 1595 г. иноками-инокописцами Иовом и Нифонтом из Оршина мон-ря в честь Вознесения Господня (см. Оршин в честь Вознесения Господня женский монастырь) для надгробной часовни Н. были выполнены 3 образа святого (в полный рост, на фоне строений обители и в житии).
27 мая 1667 г. при рытье рва под фундамент каменного Богоявленского собора были обретены нетленные мощи Н. Этому событию предшествовали чудесные знамения: 10 днями ранее рыбаки ночью видели большой огненный столп над монастырем, опустившийся на землю; за 2 дня 2 рыбака видели горящую свечу над гробницей Н., а в самый день обретения иером. Александру во время дневного сна явился Н., повелевший ему воспрянуть ото сна. Грамотой новгородского митр. Питирима (впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 10 июня 1667 г. (ТГОМ. КОФ 1843/8) был установлен день обретения св. мощей Н., ставший одним из самых почитаемых церковных праздников в Верхневолжье. Святые мощи Н. были помещены в дубовую раку (в 1678 обложена чеканным серебром), к-рую временно поместили в деревянной ц. Покрова Пресв. Богородицы. После завершения строительства рака с мощами была перенесена в Богоявленский собор. У мощей находился чудотворный образ Богородицы из кельи Н., получивший название «Владимирская Селигерская (Келейная) икона Божией Матери». В 1699-1701 гг. в Ниловой Столобенской пуст. у больничных келий возвели больничную 5-главую ц. во имя Н. (в 1701 освящена архиеп. Тверским и Кашинским Сергием; в 1723 переосвящена во имя Всех святых), в 1751-1755 гг. на месте св. ворот была возведена надвратная ц. во имя Н.
К 1756 г. относится начало общерус. почитания Н.: указом Синода его имя было помещено в святцы, а службы ему на день преставления (7 дек.) и день обретения мощей (27 мая) - в Четьи-Минеи. В том же году грамотой еп. Тверского Вениамина был установлен ежегодный крестный ход в день обретения мощей Н. из Осташковских слобод (позднее г. Осташков) в Нилову Столобенскую пуст., а также дано разрешение обносить в этот день мощи вокруг мон-ря. В это время в XVIII - нач. XX в. в мон-ре проводилась большая ярмарка, в кон. XIX - нач. XX в. в пустынь прибывало до 90 тыс. богомольцев и паломников.
В 1764 г. мощи Н. были помещены в новый кипарисовый гроб, положенный в серебряную вызолоченную раку. Ценным источником, повествующим о чудесах исцеления у мощей Н. и его молитвенном предстательстве в XIX в., являются записи, собранные иноками Ниловой Столобенской пуст., хранившиеся до 1928 г. в ризнице обители (ГАТвО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 1463 (Новейшие чудеса Н. Столобенского 1863, 1864, 1866, 1889, 1890)).
В 1687 г. на месте пустыни на р. Черёмуха был установлен деревянный крест с образом Н., в 1710 г. возведена деревянная часовня, а в нач. XX в.- каменный храм во имя св. Живоначальной Троицы с приделами во имя Н. и в честь Казанской иконы Божией Матери. В кон. ХХ в. на месте кельи Н. установлен деревянный крест; над его сохранившимся колодцем в 2001 г. устроена кровля и возведен крест.
В 1792 г. в с. Жабны был сооружен 2-ярусный храм (нижний ярус - каменный, верхний - деревянный) с престолом во имя Н. (в 1879 горел, вскоре восстановлен, вновь освящен в 1885; с 2006 - скит Ниловой Столобенской пуст.). На кладбище, где, по преданию, были погребены родители Н., в кон. XIX - нач. ХХ в. воздвигнута каменная часовня (впосл. разрушена, возобновлена в 2011).
В XVIII-XIX вв. в окрестностях Ниловой пуст. Н. посвящались престолы в храмах в честь Успения Пресв. Богородицы на Николо-Рожке, Введения во храм Пресв. Богородицы в с. Кравотынь.
За пределами тверских земель один из старейших приделов во имя Н. существовал (не позднее нач. XVIII в.) в храме святых Петра и Павла в Ст. Руссе (разрушена не позднее 40-х гг. XX в.); в 1890 г. в юго-зап. углу ограды этой церкви построена часовня, освященная во имя Н. (разрушена в 30-х гг. XX в.).
В 1775-1776 гг. в С.-Петербурге на средства осташковского купца Олейникова была построена ц. во имя Н. (освящена 30 окт. 1776), ставшая приписной к Троицкому собору (упразднена после пожара в 1809). В 1810 г. придел во имя Н. был устроен в храме св. Димитрия Солунского на Славкове ул. в Новгороде, на Торговой стороне.
С кон. XVIII в. придел во имя Н. существовал в ц. Пророка Божия Илии в с. Ильинском Угличского у. (в храме хранился крест с частицами мощей Н.). В 1796 г. в с. Михновка близ Смоленска была построена кладбищенская ц. во имя Н. над захоронениями представителей рода Щукинских. В нач. XIX в. при содействии купца З. Сорокина устроен придел во имя Н. в ц. Спаса Преображения «за верхом» в Калуге.
В Москве с XIX в. придел во имя Н. существовал в соборе Покрова Пресв. Богородицы Покровского муж. монастыря (ныне московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы ставропигиальный женский монастырь), в 1862 г. аналогичный придел устроен иждивением А. В. Мазуриной в ц. Георгия Победоносца в Ст. Лучниках, в 1899 г.- в соборе Страстной иконы Божией Матери Страстной иконы Божией Матери женского монастыря в Москве.
В 1845 г. в Бурятии, в отрогах Саянских гор, архиеп. Иркутским, Нерчинским и Якутским Нилом (Исаковичем) была устроена Нилова пуст. и освящена ц. во имя Н. (разрушена в 30-х гг. XX в., ныне на месте пустыни бальнеологический курорт).
В 1858 г. в с. Опеченский Рядок в Боровичском у. Новгородской губ. была построена церковь, освященная во имя Н. В 1864 г. придел, носящий его имя, создан в ц. свт. Николая Чудотворца Гончарного в г. Болхове. В 1883-1889 гг. в Трубчевске на источнике Н. была построена и в февр. 1889 г. освящена часовня, в 1910 г. придел во имя Н. устроен в Троицком соборе г. Трубчевска. В 1897 г. в с. Борисоглебском Сычёвского у. возведена деревянная 2-престольная ц. во имя Н. и прп. Нила Сорского.
Приделы во имя Н. существовали также в храмах Костромской, Псковской, Тульской и др. епархий.
Указом Тверской духовной консистории от 15 янв. 1902 г. в Осташкове было открыто Об-во хоругвеносцев прп. Нила, Столобенского чудотворца. 14 сент. 1914 г. рабочие Путиловского завода в С.-Петербурге совершили крестный ход, встречавший на Николаевском вокзале прибывшую из Ниловой Столобенской пуст. икону Н. с частицей его св. мощей.
25 февр. 1919 г. была вскрыта рака с мощами Н. После закрытия Ниловой Столобенской пуст. мощи Н. в 1928 г. были вывезены с о-ва Столбного и помещены в Осташковский краеведческий музей. В 1930 г. музей был перенесен в летний храм Вознесенского собора закрытого в 1928 г. осташковского в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря (туда же были помещены и мощи Н.). В 1947 г. в ц. Вознесения Господня (бывш. Вознесенском соборе) возобновлены богослужения, в 1950 г. над мощами Н. была устроена сень.
В 1991 г. Нилова Столобенская пуст. была возрождена. 9 июля 1995 г. состоялось перенесение туда мощей Н. Торжественную церемонию возглавлял патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в ней приняли участие епископ (впосл. митрополит) Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), епископ (впосл. митрополит) Истринский Арсений (Епифанов), епископ (впосл. митрополит) Петрозаводский и Олонецкий Мануил (Павлов), архиепископ (впосл. митрополит) Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин), архиепископ (впосл. митрополит) Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий), архиепископ Костромской и Галичский (впосл. митрополит) Александр (Могилёв), наместник Ниловой Столобенской пуст. архим. Вассиан (Шуста) с братией, жители Верхневолжья и многочисленные паломники. Тогда же была возобновлена традиция ежегодного крестного хода из Осташкова в Нилову Столобенскую пуст., а в самой пустыни установлен праздник перенесения мощей Н. Иноки мон-ря занимаются сбором сведений о чудесах Н. в XX - нач. XXI в. В июле 2011 г. в Ниловой Столобенской пуст. открыт и освящен музей «Наследие преподобного Нила».
В 2003-2004 гг. в дер. Соснице Осташковского р-на Тверской обл. был построен храм во имя преподобных Н. и Германа Столобенских (освящен 5 июня 2005 архиеп. Тверским и Кашинским Виктором).
Н. почитается старообрядцами-поповцами Белокриницкой иерархии.
Иконография Н. богата и разнообразна. Формирование иконографического типа святого происходило в тверской и московской иконописной среде под влиянием особой атмосферы почитания его в Ниловой пуст., где бережно хранилась память о внешнем облике пустынника. Впервые образ Н. был представлен на «штилистовой» иконе Спасителя вместе с прп. Макарием Калязинским, прп. Ефремом Новоторжским и мц. Параскевой. Икона принадлежала царю Иоанну IV Грозному, была пожертвована им в Борисоглебский мон-рь в Торжке, до нач. ХХ в. находилась в соборе этой обители. Скорее всего она была написана в Москве царским изографом для государя, совершавшего в 60-х гг. XVI в. поездку по тверским землям (ГАТвО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 1465. Л. 6. Записка архим. Ниловой пуст. Арсению о древней иконе Н. Сост. А. К. Жизневский, председатель Тверской УАК. 14 янв. 1871 г.).
После основания Ниловой пуст., в 1595 г., пришли из Оршина Вознесенского мон-ря иноки-иконописцы Иов и Нифонт и выполнили для надгробной часовни 3 образа Н.: 1-й - ростовой (святой в монашеском одеянии); 2-й - изображение преподобного на фоне обители («остров весь написан»); 3-й - житийный. Ранние иконы преподобного не сохранились. Очевидно, они стали образцом для мастеров, создававших позднее изображения Н. В деревянном Богоявленском соборе обители еще до открытия св. мощей преподобного в 1667 г. находился ростовой образ, упомянутый в «Книге переписной Ниловой пустыни 1636 года» (составлена во время настоятельства свт. Нектария (Теляшина)): «Образ Нила-чудотворца на празелени 10 пядей» (РГБ. Ф. 200. № 104. Л. 5. Переписные книги Ниловой Столобенской пуст. XVII в.). Икона считалась чудотворной, в 1-й трети XIX - нач. ХХ в. располагалась в правой части иконостаса придела Благовещения Пресв. Богородицы в Богоявленском соборе пустыни.
Нагробная икона Н. послужила образцом для шитого покрова, исполненного в 40-х гг. XVII в. Он описан в «Книге переписной Ниловой пустыни 1647 года»: «На верху гробницы икона преподобного Нила-чудотворца девяти пядей, на празелени, и покрыт образ покровом темно-лазоревым атласом. А на том покрове вышит Преподобный Нил-чудотворец. И венец около главы вышит золотом. А около покрова вышиты тропарь и кондак Преподобному Нилу-чудотворцу» (Там же. Л. 47). Известен покров Н. 1663/64 г. (вклад И. М. Милославского «на многоцелебный гроб» святого, СПГИАХМЗ) на голубовато-зеленом шелке, сплошь зашитом золотым и серебряным орнаментом «на аксамитное дело». Голова Н. покрыта островерхим схимническим куколем, в правой руке свиток, над головой святого - образ Св. Троицы, на кайме вкладная надпись. У Н. широкие плечи и сравнительно мелкие черты лица: близко посаженные глаза с большими контрастными подглазиями, длинный прямой нос и средней величины светлая борода, более узкая и округлая на конце.
В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. рекомендовалось изображать Н., «новогородского чудотворца», под 7 дек. «подобием стар, сед, аки Макарий Желтоводский, брада поуже, риза преподобническая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 208; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 95 об.). В руководстве для иконописцев, составленном ок. 1910 г. акад. В. Д. Фартусовым, значилось: «…типа русского, старец, лицом худ, с большою седой бородой; одежда - очень убогая и грубая власяница, мантия. В руках можно ему писать хартию с его изречением: «Зде покой мой, зде вселюся во век века». Или: «Се покой мой, се жилище мое»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 96). Существует значительное число вариантов изображения Н. Его писали и в схимническом куколе, и с непокрытой головой. На иконах XVII в. лик Н. вытянутый, утонченный, в памятниках XVIII в.- округлый, борода более длинная и окладистая, совершенно седая; в XIX в. создавались иконы в академической манере, на к-рых облик Н. напоминает портрет седовласого старца с заострившимися чертами лица.
Наиболее ранние сохранившиеся иконы Н. относятся ко 2-й четв.- сер. XVII в. (ГТГ, ГИМ, ГМЗК, ЦМиАР, частные собрания). Это небольшие, т. н. раздаточные, иконы, к-рые приобретались паломниками на память о посещении Ниловой обители. В XVII - нач. ХХ в. данный тип икон Н.- с видом основанной им пустыни («иконы основания») - был самым распространенным. На них преподобный написан в монашеских одеждах, стоящим в молении на земле острова справа или слева от строений мон-ря, его взор обращен к небу. Положение рук различно: они согнуты в локтях и простираются к мон-рю (моление Н. за обитель); подняты вверх (сугубая молитва перед Господом); персты правой сложены в благословляющем жесте или для крестного знамения, в левой опущенной изображен свиток; обе руки сложены на груди. Поскольку первые иконы Н. (в т. ч. с видом мон-ря) создавались как надгробные, тема его погребения вводилась в изображение архитектурного комплекса обители. Над св. воротами, в основании монастырских сооружений, представлено преставление Н. (или его гробница, над ней - образ Спаса Еммануила). Впосл. эта композиция на иконах практически не встречается, за исключением редких произведений XIX в. с изображением мощей преподобного (икона из ГРМ).
С сер. XVIII в. создавались иконы Н. на фоне мон-ря, в верхней части к-рых изображен не Спас на облаке, а «Богоявление (Крещение) Господне» (престольный праздник собора Ниловой пуст.). С 1-й пол. XIX в. вверху, как правило, помещали Владимирскую (Селигерскую) икону Божией Матери - чтимый келейный образ Н. (с 1667 находился у раки со св. мощами). В собрании музея Ниловой Столобенской пуст. «Наследие прп. Нила» имеется небольшая икона кон. XVIII в., на к-рой Н. предстоит в молении Нерукотворному образу Спасителя (из собрания А. И. Буркина). Расположение фигуры Н. также изменялось: в ранних памятниках он показан стоящим на острове, омываемом водами Селигера, позднее - на облаке над ним или поодаль от обители, на противоположном берегу озера. С относительной топографической точностью передавались очертания острова, а также его растительность; со 2-й пол. XIX в. ландшафт утратил конкретные формы: на иконах не изображалась вся территория острова, на мн. памятниках растительность почти отсутствует; вода озера передана так обобщенно, что восприятие мон-ря, расположенного на острове, утрачивается. Иконы Н. с монастырским комплексом в разные периоды его строительной истории хранятся в ГИМ, ГМЗК, ГЭ, ЦМиАР, ГМИР, ТГОМ и др.
На большинстве икон точно передан вид монастырских сооружений, по ним можно судить об изменении ансамбля обители на протяжении XVII - нач. XX в. На ранних иконах комплекс монастыря предстает как Небесный град Иерусалим: св. место, обнесенное оградой, внутри к-рой возвышаются храмы, различные сооружения, растут деревья. В «Книге переписной Ниловой пуст. 1647 года» упоминается уникальная икона в алтаре Богоявленского собора: образ «Нила, в длину семи пядей, а поперек шести пядей, на празелени. А в среднике писан горний Иерусалим, и монастырь, и церкви, и Преподобный Нил стоящий, цата серебряная, басменная, позолоченная» (РГБ. Ф. 200. № 104. Л. 51). С сер. XVIII в. образ мон-ря изменился: вместо огражденного Небесного града Иерусалима появился большой, спланированный на регулярной основе комплекс, включающий территорию монастырского двора с Богоявленским собором, надвратными храмами во имя апостолов Петра и Павла и Н., больничной ц. Всех святых, трапезной палатой, архиерейскими и братскими корпусами, гостиным и конным дворами, фруктовым садом. Образцом для иконописцев служили гравюры с изображением Ниловой пуст., выполненные в 50-60-х гг. XVIII в. Они печатались с гравировальных досок, созданных рус. мастерами в Москве. Заказчиком являлся статс-секретарь имп. Екатерины II гр. А. В. Олсуфьев. С кон. XVIII в. издавалось много гравюр с изображением построек Ниловой пуст., где здания пронумерованы, внизу дан их перечень. На нек-рых иконах также цифрами обозначены постройки обители, в частности на образах 1774 г. (иконописец П. В. Баклашев, КХМ), 80-х гг. XVIII в. (ГМИР). В кон. XIX в. появились живописные иконы Н. (в масляной технике на дереве или холсте), на которых натуралистически точно передана архитектура мон-ря, его отражение в воде озера; Н. показан седовласым старцем (образ кон. XIX - нач. ХХ в. из собрания А. И. Буркина, музей «Наследие прп. Нила»; НГОМЗ). Подобная икона З. Жильцова (1889, ГМИР) повторена в 50-х гг. XX в. в стенописи Вознесенского собора в Осташкове.
Имеются единичные примеры, когда архитектура зданий Ниловой пуст. на иконах не соответствует их реальному облику: на иконе кон. XVIII в. (ТГОМ) иконописец обобщенно, без проработки деталей, изобразил мон-рь. На уникальной аналойной иконе кон. XIX - нач. XX в. (из собрания А. И. Буркина, музей «Наследие прп. Нила») Н. представлен дважды: стоящим со свитком в руке, указывая на мон-рь, и в коленопреклоненном молении, в руке - игуменский посох; мон-рь показан символически как образ Небесного Иерусалима. На иконе кон. XIX в. работы И. С. Чирикова, выполненной для серии аналойных икон-святцев домовой Введенской ц. великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге (ГРМ), Н. предстает на фоне романтического пейзажа с вымышленными храмами, палатами, лесом.
В XIX в. получили распространение литографии и хромолитографии с видом мон-ря и молящимся на облаках Н. Особой популярностью пользовались печатные листы, выполненные по оригиналам осташковского худож. Я. М. Колокольникова-Воронина (ГИМ, Осташковский КМ, музей «Наследие прп. Нила» и др.), а с нач. ХХ в.- хромолитография по рисунку худож. Лужкова «Вид Ниловой пустыни с процессией крестного хода, совершаемого ежегодно 27 мая из города Осташкова в обитель» (1906, музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Известна хромолитография «Прп. Нил Столобенский», отпечатанная в 1907 г. в типографии рус. Ильинского скита на Афоне (музей «Наследие прп. Нила»). На ней изображены Н., стоящий в юго-вост. части о-ва Столбного, комплекс обители и в небе ангелы с иконой Божией Матери.
Вторую значительную группу икон составляют житийные образы Н. В «Книге переписной 1647 года» сообщается, что в сенях перед трапезной палатой в Богоявленском соборе находилась «икона чудотворца Нила, вверху семи пядей, а поперек шести пядей. В среднике писан Горний Иерусалим. Здесь же, в среднике, писан остров Столобное, монастырь, и церкви, и Преподобный Нил-чудотворец, в рост. А около той иконы написаны чудеса в лицах, 64 изображения… у чудотворца Нила венец и цаты резные, позолоченные… И всех крестов у иконы чудотворца Нила 14… И у той же иконы пелена - в среднике атлас, на золотом фоне, а крест нашитый, червчатый, а вокруг атлас зеленый, кисти шелковые, а лампада на железном подсвечнике, налита воском, поставлена у гробницы чудотворца Нила» (РГБ. Ф. 200. № 104. Л. 57). Несомненно, это была чудотворная почитаемая икона Н.
В наст. время самый ранний известный образ Н. с житием относится к нач. XVIII в. (между 1702 и 1710, частное собрание). Очевидно, он повторяет иконографическую схему ранней надгробной житийной иконы Н. В среднике - образ святого на фоне Ниловой Столобенской пуст., вокруг 20 клейм с подробным повествованием о жизни преподобного, об обретении его св. мощей, о чудесах у гроба. Состав ряда клейм соответствует др. житийным циклам, но есть нигде не встречающиеся композиции: «Принесение святого от купели в дом свой», «Не восхоте играти со сверстниками своими». На уникальной житийной иконе Н. с 14 клеймами, исполненной осташковским иконописцем в 1780 г. (Осташковский КМ), сюжетный ряд посвящен исключительно молитвенному пустынническому подвигу святого.
В сер. XVIII - нач. ХХ в. состав клейм житийных икон Н. расширился, создавались образы, включавшие 52-54 клейма, подробно рассказывавшие о житии и преставлении Н., об исцелениях у его гроба. Таких икон известно немного: посл. четв. XVIII в. (1791?, ВГИАХМЗ, происходит из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст.); рама с клеймами жития сер. XIX в. (ГМИР); 40-50-х гг. XIX в., написанная осташковским иконописцем для часовни поселья Ниловой пуст. Сиговка (ц. Казанской иконы Божией Матери с. В. Котицы Осташковского р-на Тверской обл.); выполненная в 1902 г. мастером из Торжка Н. И. Новосёловым для храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при имп. стеклянном заводе в С.-Петербурге (вклад осташковского мещанина В. И. Хрусталёва, ГЭ) и др. Гравюра резцом 1777 г. изготовлена по заказу архим. Феодосия (Буйкова) (гравировальная доска - ТОКГ). В музее Ниловой пуст. хранится икона с 10 житийными клеймами сер.- 3-й четв. XIX в., последнее нижнее клеймо представляет «Успение Пресв. Богородицы». Возможно, образ происходит из ц. Успения Пресв. Богородицы на Николо-Рожке, где в 1861 г. был устроен придел во имя Н. (храм возвели в 1763-1768 на месте упраздненного Николаевского Рожковского мон-ря, постриженик к-рого прп. Герман основал Нилову пуст.). Известны иконы с 12 и 18 клеймами, архитектура обители на них трактована довольно произвольно (музей «Наследие прп. Нила», собрание А. И. Буркина). В среднике последнего произведения помещен рельефный образ Н., нек-рые клейма не имеют аналогов («Игумен Герман вручает епископу письмо о составлении Жития прп. Нила», «Игумен Герман пишет Житие прп. Нила»).
К наиболее ранним памятникам с образом Н. принадлежит цикл из 38 миниатюр в лицевом Житии нач. XVII в. из б-ки гр. Ф. А. Толстого (РНБ. Q. I. 329). Рукопись создана неизвестным иноком в Троицкой Герасимовой пуст. в Вологде. Каждая миниатюра исполнена темперой на отдельном листе, имеет расширенное описание сюжета. Цикл содержит и традиц. сюжеты, и самобытные композиции: «Чудо о рыболове», «Прп. Нил принимает рыбу», «Чудо о дровосеке», «Прп. Нил сделал гроб, приходил к нему плакать». Вначале Н. представлен младенцем, затем юношей, молодым иноком; на о-ве Столбном - в зрелом возрасте, в его темно-русых волосах и бороде заметна первая седина, и, наконец, старцем в схиме, с крупными выразительными чертами лица, с окладистой седой бородой. На иллюстрации к «Чуду об образе прп. Нила» подписаны имена иноков-иконописцев - старца Иова и его ученика Нифонта.
Во 2-й пол. XIX в. появились хромолитографии с сюжетами Жития Н., многие из них, как и иконы, имели 52 клейма (РГБ, СПГИАХМЗ, музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Эстампы печатались в мастерской Троице-Сергиевой лавры, в московской мастерской И. А. Морозова (70-80-е гг. XIX в., нач. XX в.).
Редкий по иконографии образ Н. с 12 праздниками кон. XVII в. (из собрания Н. П. Лихачёва, ГРМ) выполнен провинциальным иконописцем скорее всего для к.-л. сельской церкви на Севере или в Верхневолжье. Вместо традиц. образа Воскресения Христова в среднике представлен Н. на фоне мон-ря - икона свидетельствует об особом почитании Н. в крестьянской среде. Необычные образы «Преставление прп. Нила Столобенского» (ТОКГ, музей «Наследие прп. Нила») созданы в 1882 г. Ф. Ф. Пуклиным, в 1883 г.- А. Н. Шумихиным. Образцом для мастеров послужили клейма житийных икон, где в интерьере кельи изображено тело Н., повисшее на крюках, вбитых в стену. Сохранился образ преподобного, молящегося пред иконой Богоматери с Младенцем в интерьере кельи (в книге на аналое текст: Пс 50. 1), созданный в 1910 г. (музей «Наследие прп. Нила»).
Изредка встречаются поясные или ростовые фронтальные изображения Н. на золотом, охристом или зеленоватом фоне, напр. иконы посл. трети XIX в. (музей «Наследие прп. Нила»), нач. XX в. (собор Покровского мон-ря в Москве). Подобные изображения имеются в настенных росписях московских храмов, напр. ц. Покрова на рву (вост. часть придела св. Василия Блаженного, ок. 1905, мастера из Палеха). На большой иконе рубежа XIX и XX вв. (собрание Ф. Р. Комарова) святой написан прямолично, он сидит, погруженный в глубокую молитву, опираясь на крюки; иконописный образ восходит к ранним скульптурам Н. Поясное изображение Н. 1-й пол. XIX в. было в интерьере ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в дер. Кравотынь Осташковского р-на Тверской обл. (не сохр.). В XIX - нач. ХХ в. получили распространение подобные миниатюрные образки, выполненные в технике темперы, чеканки и штамповки по металлу, росписи по эмали (музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Встречаются изводы с поясным образом Н. и его изображением на фоне обители, иногда его писали с Владимирской (Селигерской) иконой Божией Матери в руках. На минейных иконах кроме фронтальной фигуры под 27 мая встречается сюжет «Обретение св. мощей прп. Нила Столобенского» (эмалевая минея на май, 3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь в Финляндии).
В кон. XIX - нач. ХХ в. создавали много заказных икон с образами Н. и тезоименитых святых заказчика и его семьи. Сохранились изображения Н. со свт. Николаем Чудотворцем, блгв. кн. Александром Невским и вмч. Пантелеимоном, преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, равноап. имп. Константином, прп. Кириллом Новоезерским и др. Часто на таких иконах помещалось скульптурное изображение святого (напр., «Господь Вседержитель с прп. Нилом Столобенским и свт. Николаем Чудотворцем», «Прп. Нил Столобенский, с ангелом-хранителем и избранными святыми» и др. (музей «Наследие прп. Нила»)). Небольшие «раздаточные» образки Н. писали в Осташковском, Ржевском, Зубцовском, Старицком и др. районах В. Волги. Они могли быть монохромными или яркими по цветам (синий, вишневый, красный, белый и черный), что характерно для крестьянских мастеров. Н. представлен сидящим, опирающимся на крюки или костыли. Своеобразна композиция резной иконы с фигурой Н., сидящего в келье за столом и читающего книгу (музей «Наследие прп. Нила»). Часто резные иконки столобенского пустынника украшали окладами из серебряной фольги, бисером, цветным стеклом, помещали в деревянные киоты. В стиле академической живописи выполнен образ Н. в клейме на Андрониковской иконе Божией Матери, с Тверскими и избранными святыми кон. XIX в. (после 1896, тверской мастер, музей «Наследие прп. Нила»). Икона «Избранные святые, с врезанным крестом-распятием» была выполнена «в воспоминание 17 октября 1888 года чудесного спасения Его Императорского Величества Великого Государя Императора Александра Александровича и всего Августейшего Семейства от смертной опасности. От усердия прихожан 1894 года 19 месяца января» (музей «Наследие прп. Нила»). Построение образа напоминает композиции минейных икон. В собрании музея Ниловой пуст. есть еще одна редкая икона кон. XIX в.: Н. показан в виде столпника. Образ Н. на столпе имеется также на позолоченной серебряной дарохранительнице 2-й пол. XIX в. работы столичного мастера (музей «Наследие прп. Нила»).
Иконы Н., небесного покровителя Верхневолжья, находились в красном углу дома у каждого жителя этих мест, часто помещались над входом в жилые и общественные здания. Образ преподобного украшал фасад входной Светлицкой башни Ниловой Столобенской пуст. В Осташкове в 70-х гг. XVIII в. на месте древней крепости были установлены 4 вальских столба, в небольшой нише на каждом из них размещался образ Н. с неугасимой лампадой. Нередко Н. изображали вместе с др. Тверскими чудотворцами - прп. Ефремом Новоторжским, Макарием Калязинским, Арсением Тверским (кон. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова). Вместе с прп. Ефремом Н. (в схиме, руки с четками на груди) представлен под образом Спаса Нерукотворного на крупной золотофонной иконе посл. четв. XIX в. (музей «Наследие прп. Нила»).
Центром изготовления икон Н. являлась Нилова Столобенская пуст., где работали осташковские иконники и живописцы, туда приглашали мастеров из Москвы, С.-Петербурга, Твери, Владимира, Палеха, Мстёры и др. мест. В обители находились древние иконы, служившие образцами для мастеров. Кроме того, мон-рь заказывал иконы в Москве, С.-Петербурге и др. ведущих художественных центрах России. Значительное влияние на верхневолжских мастеров оказал кормовой иконописец московской Оружейной палаты Исаия Ананьин, к-рый в 1667-1669 гг. написал 70 икон для иконостаса Богоявленского собора - первого каменного сооружения не только Ниловой пуст., но и всего Верхневолжья. Большинство икон Н. были созданы в соответствии с «живоподобными» традициями, но есть и произведения в древнерус. манере. Авторами мн. икон Н. являлись мастера из Осташкова, где сложилось неск. художественных династий (Митины-Потаповы, позднее - Уткины, Колокольниковы-Воронины, Верзины, Глазухины, Конягины).
С нач. XVIII в. образ Н. включали в композицию «Собор Новгородских святых», напр. на 2 небольших образах «Новгородские чудотворцы» 1726 и 1728 гг. письма свящ. Георгия Алексеева (ГИМ, ГТГ), на образе нач. XVIII в. из бывш. собрания А. М. Постникова (ГРМ). Н. представлен на иконе «Собор Тверских святых» из Троицкой ц. Кашина (Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине / Под ред. И. А. Виноградова. Тверь, б. г. С. 23-27). Первая композиция с фигурами 46 верхневолжских святых была создана инокинями Сретенского мон-ря в Кашине в 90-х гг. XIX - 1902 г. по заказу Тверской УАК под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), тщанием кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина. Образ Н. присутствует и на старообрядческих иконах «Собор русских святых» кон. XVIII - XIX в. разных иконописных центров (МИИРК, ГРМ, ГТГ, НКПИКЗ).
В XX в. образ Н. встречается в произведениях мон. Иулиании (Соколовой), в частности в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; Н. в группе Тверских чудотворцев) и на рисунках к лицевым святцам рус. святых (между 1959 и 1962, частное собрание). В 90-х гг. XX в., когда возродили Нилову пуст., для Богоявленского собора московскими иконописцами были выполнены образ на раку со св. мощами Н. и икона, представляющая святого на фоне обители. В 2002 г. А. В. Мельниковой в иконописной школе при МДА создан ростовой прямоличный образ Н. с моделью мон-ря в руке.
В кон. ХХ - нач. XXI в. в Верхневолжье появились иконы Н. с видом обители, повторявшие образцы XVII в. (святой на фоне деревянных строений мон-ря XVI в., Богоявленский собор Ниловой пуст.). Шитая пелена этого извода создана Н. Волгиной (музей «Наследие прп. Нила»). Разработаны новые варианты иконографии: на большой иконе из Богоявленского собора Ниловой пуст. Н. написан на облаках вместе с др. прославленными настоятелями обители - прп. Германом Столобенским и свт. Нектарием (Теляшиным), внизу - монастырский ансамбль с входной Светлицкой башней и насыпной дамбой, соединяющей остров с материком. Работа иконописца прот. Анатолия Волгина (деревянная ц. во имя преподобных Н. и Германа Столобенских в с. Сосница Осташковского р-на Тверской обл.) представляет Н. в молении Спасу на фоне пустынного острова с горой и в ней пещерой, над пещерным проемом - келейный образ Божией Матери, внизу - св. мощи преподобного. Условно передано вдали изображение оз. Селигер и Осташкова. В нач. 2000-х гг. в Твери В. П. Михайловым была выполнена житийная икона Н. с 54 клеймами (последние 2 клейма посвящены перенесению св. мощей Н. из Вознесенского собора Осташкова в Нилову пуст. 9 июля 1995). В наст. время осташковские ювелиры начали производить нательные серебряные иконки святого в технике чеканки.
Скульптурный образ Н. первоначально был создан в 80-90-х гг. XVIII в. в Ниловой Столобенской пуст. в связи с открытием в 1777 г. пещеры Н. До закрытия монастыря он находился на ее месте - ц. Покрова Пресв. Богородицы (с 40-х гг. XX в. (?) до нач. XXI в.- в ц. Вознесения Господня (бывш. Вознесенском соборе Знаменского мон-ря) в Осташкове, в наст. время - в музее «Наследие прп. Нила»). Первая скульптура Н. «в совершенный Его образ и возраст» почиталась чудотворной (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. № 1099. Л. 19), что явилось одной из причин широкого распространения скульптурных образов Н. в XVIII-XX вв.
Иконографические источники скульптурного образа - Житие Н. и его надгробные иконы. Композиция произведения передает внутреннее молитвенное состояние пустынника, согбенная поза отражает практику исихазма. Святой сидит в полной схиме с опущенной вниз головой, положив руки на колени. Так, согласно Житию, мастер показывает провисшее на крюках-костылях тело Н. (в нек-рых памятниках создается впечатление, что он стоит). Из-под мантии Н. видны рукава подрясника, голова покрыта высоким остроконечным куколем (капюшоном) с изображением Голгофского креста, часто в руке преподобного четки. Его лицо худощавое, со впалыми щеками, с заостренным прямым носом, глубоко посаженными прикрытыми или полуприкрытыми глазами, недлинной, более узкой на конце бородой. Не исключено, что в этом образе скульптор воплотил портретные черты Н. Скульптурный первообраз святого отмечен влиянием стиля барокко, отразившегося в сложной моделировке облачений.
Последующие скульптуры Н. передают разнообразные иконографические варианты. По-разному мастера изображали крюки (или костыли), окружающую обстановку, келью или часовню с полуциркульной аркой (ЦМиАР, ТОКГ, частные собрания). Редко встречаются скульптурные изображения Н., сидящего на ступенях подиума, в основании которого лежат 6 резных облаков (небо). В одном небольшом киоте, украшенном окладом из фольги, стеклами и бисером, установлены 2 скульптурных образа Н. (нач. XX в., ТОКГ). По-видимому, киот был выполнен крестьянином-самоучкой, мог находиться в семье, где отец и сын имели имя Нил, и каждый из них поклонялся принадлежавшему ему скульптурному образу святого. Существовали аналогичные киоты с 3 скульптурами, изображением Н. с книгой в руках (музей «Наследие прп. Нила»). Стилистические особенности барокко, присущие ранним памятникам, постепенно сменились чертами классицизма, а также упрощенного народного примитива.
В письменных источниках не удалось обнаружить имен резчиков. Скорее всего первый скульптурный образ Н. выполнил осташковский мастер, известный резчик-скульптор Кондратий Семёнов Конягин (в иночестве Кесарь), к-рый много работал в Ниловой пуст., стал послушником и пострижеником мон-ря. В обители он переписал творения прп. Симеона Нового Богослова (РГБ. Ф. 200. № 55). Храмовые скульптуры изготовлялись только ведущими резчиками, к-рым поручалось создавать иконостасы для монастырских и приходских храмов Верхневолжья. Небольшие скульптуры Н. делали в обители помощники и ученики скульпторов. Помимо них резьбой занимались также верхневолжские крестьяне и жители Осташкова, имевшие минимальные профессиональные навыки, а также мастера из Ржева, Старицы, Зубцова.
Скульптуры разнообразны по размеру и назначению. Большие памятники являлись храмовыми образами, они датируются от 80-90-х гг. XVIII в. до сер. XIX в. (ГРМ, Нилова пуст., Осташковский КМ, ТГОМ, Торопецкий КМ, Музей истории г. Боровичи и Боровичского края, ц. Казанской иконы Божией Матери с. В. Котицы и др.). Храмовая скульптура Н. из старообрядческой общины в Латгалии (Латвия) находится в музее г. Прейли; из Троицкой ц. Хубецкого погоста (ныне территория Маловишерского р-на Новгородской обл.), в Успенской ц. дер. Бор этого же района. Скульптурный образ Н. 1-й пол. XIX в. (ГРМ; происходит из Бежецкого у. Тверской губ.) отличается от др. произведений: у него большое круглое лицо, полные щеки, широкий, испещренный глубокими морщинами лоб, крупный короткий нос, недлинная округлая борода, глаза прикрыты. Простодушно-открытый характер образа, уровень исполнения (проработка рук, интенсивность окраски) свидетельствуют о работе мастера из крестьянской среды. Сохранилось множество небольших «раздаточных» скульптур (размер от 15 до 30 см), к-рые приобретались паломниками и богомольцами в Ниловой пуст. и почитались наряду с иконами. Во многих случаях скульптура уплощалась, почти превращаясь в рельеф.
Для создания скульптурных образов Н. мастера использовали местные породы деревьев, в основном липу и сосну. Обычно скульптура представляла собой монолитный блок, в памятниках крупного размера вырезались отдельные части, к-рые прикреплялись к основной заготовке. Для большей выразительности, в соответствии с традицией, поверхность скульптуры раскрашивалась. В отличие от древнерус. скульптурных произведений, имевших яркую полихромную окраску, образы Н. сдержанно монохромны: темные одежды со светлыми крестами, светло-желтый с красноватым оттенком цвет тела, седые светло-серые или белые, иногда русые - борода и брови. В музее Ниловой пуст. хранятся редкие позолоченные скульптурные образы Н., выполненные осташковскими резчиками в кон. XVIII - 30-40-х гг. XIX в., 3-створчатый складень с образом преподобного в центральной части нач. XX в. (из собрания А. И. Буркина).
В XIX - нач. ХХ в. скульптуры Н. изготавливались также из фарфора и фаянса, папье-маше, терракоты, отливались из металла (из собрания А. И. Буркина, музей «Наследие прп. Нила»). На одной из них куколь святого покрыт ажурной тонкой сеткой, украшенной стеклянными бусинами, на других - схима подвижника закрыта черным бархатом с вышивкой или образ дополнен широким венцом из золотой фольги. Подобные украшения свидетельствуют о народном почитании Н. На скульптуре сер. XIX в. (частное собрание, С.-Петербург) на груди пустынника нарисован лавровый венок.
В 70-х гг. XX в. скульптурные образы Н. выполняли нек-рые резчики, скорее всего из Загорска и его окрестностей. Образцом для них явились «раздаточные» скульптуры, выполненные в традициях классицизма. После открытия Ниловой пуст., в 90-х гг. XX в., местные мастера в Осташкове, а также в соседних районах (Пеновском, Селижаровском, Кувшиновском) стали создавать скульптурные образы Н. (резные по дереву, гипсовые раскрашенные).
В 2003 г. в Ниловой Столобенской пуст. установлен бронзовый памятник Н. (скульпторы Б. М. Сергеев, О. Н. Панкратова).