[румын. Niculiţel], археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния). Согласно местным преданиям, этимология названия Никулицел происходит от двойного уменьшительно-ласкательного варианта имени Николай (Niculai - Niculiţa - Niculiţel) - так звали пастушка, к-рый обнаружил на этом месте крест; позже здесь было основано с. Никулицел.
Примерно с IX в. до Р. Х. эта местность была населена гетами, с III в. до Р. Х. входила в состав гос-ва царя Москона, идентифицированного по монетам с надписью: «B ΑΣΙΛΕW Σ ΜΟΣΚΟΝW Σ» (Царь Москон). На возвышенности, известной под названием La Cetăţuia (Ла-Четэцуя - У крепости), к-рая доминирует над населенным пунктом с юго-запада, находятся руины крепостного сооружения, в к-ром был найден многочисленный археологический материал римского, византийского и славянского происхождения. Обилие нумизматического материала, а также земляной вал, опоясывающий населенный пункт с юга и юго-запада, ц. во имя св. Афанасия, к-рая, по-видимому, является перестройкой визант. капеллы, свидетельствуют о том, что в позднюю античность и раннее средневековье Н. представлял собой скорее квазигородское поселение, чем сельское. Оно располагалось в хинтерланде Новиодуна, ставшего при рим. имп. Константине I Великом базой рим. флота на Дунае, где находились «префектура Юпитерова берегового легиона, пятая старшая пехотная когорта» (praefectura ripae legionis primae Joviae, cohortis quintae pedaturae superioris) и вспомогательная часть - «первый Константинов отряд» (milites primi Constantiani).
В христианский период на эти территории распространялась юрисдикция Вичинской епископии К-польского Патриархата, документально засвидетельствованной с 1250 г. и с 1261 г. возведенной в ранг митрополии. После перевода митр. Вичинского Иакинфа в 1359 г. в Валахию и образования Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата Вичинская митрополия была упразднена. Ее канонические территории перешли в юрисдикцию Дристрийской митрополии (Силистрия) Болгарской Православной Церкви (см. Доростольская епархия), в к-рой находились после тур. завоевания Добруджи, вплоть до включения этих земель в состав Румынии в 1878 г., после чего они перешли в юрисдикцию Нижнедунайской епископии Румынской Церкви, в 1990 г. вошли в состав Томисской архиепископии, в 2008 г.- Тулчской епископии Румынской Православной Церкви.
были раскрыты на сев.-вост. окраине с. Никулицел, в местности Ла-Плэчинтэ, где находилась возвышенность, защищенная с юга и юго-востока оврагом, образованным потоками дождевой воды, стекающей с холма Пьятра-Рошие (Красный камень). Местность была загромождена камнями и кирпичами, а также разрушенными стенами. Расширение села в сторону этого места привело к изменению ландшафта: овраг был засыпан, что изменило направление водного потока. Остатки каменных зданий использовали при строительстве домов; большие половодья рубежа 60-х и 70-х гг. ХХ в. обнажили летом 1971 г. часть купола крипты. В сент. 1971 г. здесь были начаты археологические раскопки, приведшие 29 сент. к полному раскрытию наиболее известного памятника Н., т. н. крипты Четырех мучеников.
Крипта располагалась под алтарем базилики. Полукруглая алтарная апсида (внутренний диаметр 6 м), как это нередко встречается в раннехрист. базиликах, не была строго ориентирована на восток, ее направление несколько смещено в сторону севера. Два более тонких фундамента отделяют центральный неф шириной 7,5 м от пресвитерия и боковых нефов шириной по 2,4 м. На них, возможно, опирались ряды колонн, отделявшие центральный неф от боковых. Следы колонн не сохранились, однако найденный в раскопе фрагмент ионической капители может указывать на их наличие. Длина нефа приблизительно 10 м. Пол настлан плитами из римского кирпича, чаще всего квадратного, расположенного в шахматном порядке. У входа был ряд больших круглых плит, также из кирпича. Подобный тип 3-нефной базилики встречается на территории Добруджи, наиболее близкие аналоги отмечены в Истрии, Томисе (Томах), Новиодуне и Тропеум Траяни, а также в Сев. Болгарии в Ятрусе, они характерны для IV-VI вв. Этому периоду соответствует и рим. керамика, обнаруженная во время раскопок.
Под алтарем расположена крипта, трапециевидная в плане (бóльшая сторона обращена к интерьеру). Со всех сторон стены крипты увенчаны тимпанами в форме полукруглых арок различных размеров. Тимпан над входом был слегка поврежден еще в античное время. Крипта покрыта куполом из кирпича и глиноземистого раствора с примесью дробленого кирпича с завершением в виде усеченного конуса, который, видимо, обозначал расположение престола. Стены крипты, как и фундамент стен базилики, были воздвигнуты из нетесаного камня, извлеченного из карьера Н. (черный известняк типа Gutenschtein), стянутого глиноземистым раствором. Прямоугольный вход в крипту, расположенный в юго-зап. части, обрамлен крупными блоками из известняка мелового периода, принесенного из карьеров Бабадага и обработанного ломом. Вход был закрыт плитой из того же материала, закрепленной кирпичными клиньями и раствором, а в соседние блоки были введены 4 железные печати, закрепленные свинцом. Под известняковой плитой, закрывающей вход, расположен 3-ступенчатый порог из того же материала, закрепленный камнями и раствором. Между порогом и плитой была возведена кирпичная стена, по материалу идентичная половому настилу нефа, поверхностно оштукатуренная. Т. о., вход был полностью замаскирован. Пол в интерьере крипты покрыт 3 плитами бабадагского известняка, на к-рых был возведен погребальный ковчег трапециевидной формы из тонких еловых досок, соединенных врезными шпонками (ласточками), углы скреплены медными пластинами, прибитыми гвоздями. Крышка 2-скатная, с 2 фронтонами, также сделана из досок. Все внешние поверхности и фронтоны ковчега украшены линиями, образующими ромбовидную сетку.
Внутри ковчега находятся скелетированные мощи 4 мучеников, аккуратно положенные, согласно христ. традиции, ногами на восток. Мощи хуже сохранились в области торса, у 2 мучеников справа (т. е. с юж. стороны) отсутствуют черепные кости, у 2 других черепа сохранились фрагментарно; элементов одеяния не найдено. Внутренние стены крипты имеют форму полукруглых тимпанов. После возведения кирпичного купола, арки к-рого расположены в 4 углах погребального помещения, они были оштукатурены известью с песком. Арки, обрамляющие стены, были закрашены 2 полосами (выполненная красной охрой толщиной 5 см, белой известью 6 см). В верхней части стен по обе стороны входа выскоблены 2 надписи, также раскрашенные красной охрой. Буквы (высота 7-8 см, толщина 4,5-6 см) наклонены вправо. Выделяются Ε и Σ округлой формы полумесяца, более близкие к скорописи формы букв Μ, Λ, Α и W . Над обеими надписями расположены хризмы, выполненные в той же технике, что и надписи, в форме простого креста с буквой R , завершающей столб креста. Надпись слева от входа гласит: «ΜΑΡΤU ΡΕΣ C ΡΙΣΤΟΥ» (Мученики Христовы), справа - «ΜΑΡΤU ΡΕΣ ΖW ΤΙΚΟΣ ΑΤΤΑΛΟΣ ΚΑΜΑΣΙΣ ΘΙΛΙΠΠΟΣ» (Мученики Зотик, Аттал, Камасий, Филипп). По типу каллиграфии надписи относят к IV-V вв., их аналоги встречаются в Александрийской хронике, составленной в кон. IV в., а на территории Добруджи - в надгробных надписях юриста (νομικός) сирийского происхождения Симпликия (Συνπλίκιος), захороненного в Каллатисе вместе с супругой Мельтис, и в надписи из Томиса, посвященной «блаженному Тимофею Диниасом, недавно просвященным Эммануилом (т. е. крещенным с именем Эммануил.- Авт.)», датированных V в. Монограммный крест подобной формы известен и по другим памятникам римско-византийской эпохи (егип. покровец кон. IV в., перстень неизв. происхождения V в. из Нантского музея, надпись в Ульмете времен визант. имп. Юстиниана I). В растворе 3-ступенчатого порога у входа в крипту была обнаружена серебряная монета плохой сохранности. Ее атрибуция предположительна и соотносится с монетными эмиссиями типа CONCORDIA AUG или AV GG с крестом на реверсе 395-408 гг. (Baumann. 2004. P. 135-136).
На основе архитектурных, палеографических и нумизматических характеристик, установленных благодаря исследованиям 1971 г., крипта и базилика были датированы кон. IV - 1-й пол. V в., а их возникновение связывали с историческими условиями того времени. Предполагалось, что, когда территория Добруджи подвергалась частым набегам гуннов, мощи мучеников были перенесены в более защищенное место и помещены в запечатанную крипту, расположенную под одновременно построенной базиликой (со стратиграфической т. зр. между базиликой и криптой наблюдается абсолютное соответствие: основа стен базилики соразмерна максимальной высоте стен крипты, повсеместно прослеживается та же строительная система и использованы те же материалы).
Три мученика (Зотик, Аттал и Филипп) носят довольно распространенные греч. имена, в то время как у 4-го, Камасия, имя скорее малоазийского происхождения. В Сирийском Мартирологе 411/2 г. под 4 июня упоминается только мч. Филипп в Новиодуне (Die drei ältesten Martyrologien. 1903. P. 13), в Мартирологе Иеронима упомянуты все 4 мученика с повторами и разновидностью в названиях городов и именах, характерных для данного источника. Под 4 июня: «Nividuno Zotici Attali... Camasi... Itali Philippi... Camas»; под 6 июня: «Niveduno... Itali Zotici Camari Philippi Attali»; под 6 июля: «Zeti... Philippi... Zotici... Zeti Philippi... Neveduno Zotici» (ActaSS. 1931. T. 2. Pars 2. P. 302, 307, 355; Bratož. 2004. P. 241). Это уникальный случай, когда данные письменных источников получили полное подтверждение благодаря археологическим находкам.
В 1972 г. В. Николэеску-Плопушор и В. Вольская произвели антропологическую экспертизу, согласно к-рой было установлено, что скелеты принадлежат мужчинам в возрасте ок. 55, 50-55, 40-45 и 35 лет (лежат в направлении с юга на север). В 2 случаях на конечностях были обнаружены следы пыток, однако установить, каким именно способом святые были замучены, не удалось. Также экспертиза установила, что все 4 мученика вели аскетический образ жизни и что данное захоронение первично,- это исключило предыдущую гипотезу о перенесении останков из др. места (Baumann. 2004. P. 141-142).
Во время раскопок 1973 г. в результате выемки одного из известковых блоков порога был обнаружен вход на нижний уровень крипты, закрытый 2 известковыми плитами: верхняя оштукатурена снаружи, на нижней - греч. надпись: «W ΔΕ ΚΕ W ΔΕ / ΙCW Ρ / ΜΑΡΤU ΡW Ν», к-рую А. Штефан перевела как: «Здесь и там - кровь мучеников». Нижний уровень крипты был разделен на 2 части положенными на край 2 известковыми плитами, предназначенными для поддержки покрытия пола верхнего уровня. Стены нижнего уровня представляют собой единое строение с верхним, но покрыты известковыми плитами. Пол настлан кирпичными плитами, стянутыми раствором. Изучение строения привело к выводу, что крипта изначально строилась как 2-уровневая. Оба отсека нижнего уровня были наполовину заполнены черно-суглинистым грунтом. Непосредственно у входа в юж. отсек был установлен керамический сферический сосуд с 2 ручками, прикрепленными к венчику, внутри сосуд из серой керамики имеет форму усеченного конуса (Ibid. P. 141-146).
В 1975 г. грунт был изъят и просеян, что позволило обнаружить 110 мелких, плохо сохранившихся костных фрагментов. Экспертиза, проведенная в Антропологическом кабинете Академии Румынии Д. Николэеску-Плопушор, установила, что костные останки принадлежат 2 мужчинам 45-55 лет и что они были перенесены вместе с грунтом из др. места. Установлено также, что эти мученики были сожжены на костре и жили намного раньше 4 известных по именам мучеников - при перезахоронении останков во время постройки крипты их имена были утрачены (Ibid. P. 147). В грунте, изъятом из овального колодца перед входом в крипту, который обеспечивал первоначальный доступ к ней, был найден археологический материал, отнесенный к кон. IV - нач. V в. На расстоянии 3,2 м от входа в крипту на глубине 0,57 м от уровня пола базилики были обнаружены остатки прямоугольной конструкции из кирпича (2,5´ 1,7 м), она была определена как гипогей. Судя по идентичности состава грунта в ней и на нижнем уровне крипты, скорее всего это было место первоначального захоронения 2 безымянных мучеников. Нумизматический материал, найденный в яме над гипогеем, позволил заключить, что данное строение разрушено не ранее 375 г., и уточнить хронологию постройки базилики и крипты (Ibid. P. 148-150). В 1981 и 1985 гг. археологические исследования были продолжены.
По результатам всех археологических исследований и антропологических экспертиз были сделаны заключения: 1) базилика в Н. была сооружена в кон. IV в. на месте бывш. владения типа villa rustica, на территории к-рого находился гипогей, построенный в раннюю эпоху св. Константина I Великого, с захоронением 2 безымянных мучеников (скорее всего местного происхождения), сожженных на костре; 2) строительство базилики и крипты было практически одновременным, охватило гипогей таким образом, что он, так же как и крипта, оказался в пространстве пресвитерия; его ориентация в пространстве, возможно, определила нек-рое смещение направления базилики и крипты в сторону севера; 3) захоронение 4 известных по именам мучеников было первичным, возможно, их кончина связана с историческим контекстом (поражение римлян в битве с готами при Адрианополе, 378); 4) в нач. V в. к базилике пристроили нартекс и атриум (Ibid. P. 174-177).
По решению Синода Румынской Православной Церкви 1973 г. мощи 4 мучеников перенесены из крипты Н. и упокоены в мон-ре Кокош (см. разд. «Тулчская епископия» в ст. Мунтении и Добруджи митрополия), расположенном в 6 км от с. Никулицел. В 1994-1997 гг. реставрировали ансамбль базилики с криптой; по проекту архит. А. Сион возвели в соответствии с параметрами плана древней базилики защитное строение, охватившее весь комплекс, создав экомузейное пространство.
В результате археологических исследований 1953 г. в лесу, на холме Ла-Четэцуя, в 3 км к западу от с. Никулицел, были обнаружены руины небольшой церкви (6,5´ 2,5 м), 3-лепестковой в плане. Фундамент церкви возведен непосредственно на скале, здание сооружено из фрагментов рим. кирпича, добытого из расположенного по соседству большого земляного вала, и колотого камня; связующий раствор сделан из желтой глины. Довольно тонкие стены (0,6-0,7 м) и слабый по концентрации раствор не позволяют предположить наличие сводового перекрытия. По-видимому, перекрытие было плоским с опорой на деревянные балки (Moisescu. 2001. P. 24). Трехлепестковый план (наиболее ранний известный пример - в Добрудже) аналогичен плану группы известных памятников XI-XII вв. на Балканах: церквей Панагии Кумбелидики в Кастории, св. Илии в Фессалонике, вмч. Пантелеимона и св. Наума в Охриде - и в более близкой к Добрудже области - напр., т. н. церкви № 28 из внешней крепости Плиски (Theodorescu. 1976. P. 128). Исследование найденных в раскопе 7 монет позволяет датировать церковь кон. XII в., самое позднее - нач. XIII в. Учитывая, что 3-лепестковый план характерен в первую очередь для монастырского зодчества, а также то, что в непосредственной близости от церкви найдены остатки ряда сооружений, можно предположить здесь наличие скита или мон-ря, спрятанного за земляным валом в лесу. Это подтверждает и топонимика: с XVII в. с. Никулицел в документах называли Мэнэстириште (Moisescu. 2001. P. 25).
Археологические и архитектурные зондирования храма в 1974 г. выявили в комплексе ц. св. Афанасия, датировавшейся по поздним перестройкам XVIII-XIX вв., основу более древней церкви. После окончания работ церковь стали датировать последними десятилетиями XIII в., она была внесена в реестр национальных памятников Румынии и вписана в планы реставрационных работ, которые были проведены в 1977 и 1980 гг. Древняя основа церкви относится к типу вписанного креста - купольного строения без свободных опор. Изначально здание было относительно небольших размеров (11,5×6,5 м) и в неск. этапов было увеличено. Церковь возведена на фундаменте из карьерного камня, усаженного на сеть вбитых в грунт тонких деревянных свай,- прием, широкоизвестный в византийской архитектурной традиции. Для самой постройки был использован кирпич из старых разрушенных строений рим. времени (Moisescu. 2001. P. 38). Первоначально церковь имела полукруглую алтарную апсиду, перекрытую конхой, с 3 окнами, расположенными радиально по отношению к продольной оси церкви, и с нишами в толще стен, предусмотренными для пастофориев. Над крестообразным в плане нефом возвышалась глава с барабаном цилиндрической формы внутри и 6-гранным снаружи, с прорезями окон на каждой из 6 сторон, завершающаяся куполом. Глава опиралась на 3 равного размера и слегка заостренные арки и 4-ю, западную, более вытянутую до величины коробового свода. В западной части нефа, в толще северной и южной стен, предусмотрены 2 глубокие ниши с арочным завершением. Довольно узкий нартекс, вход в который снаружи прорезан в северной стене, покрыт поперечным коробовым сводом. Северный и южный фасады ритмизованы рядами высоких глухих арок с полукруглым завершением.
Согласно обнаруженным археологическим материалам, церковь изначально покрывала черепица, а пространство вокруг на уровне земли вымощено крупными квадратными кирпичами, скрепленными известковым раствором. Во время раскопок и архитектурного зондирования объекта были обнаружены небольшие фрагменты стенописи визант. происхождения довольно высокого художественного уровня (Ibid. P. 39).
Датировка церкви была пересмотрена и определена на основе нумизматического материала, обнаруженного при раскопках, 1-й пол. XIV в. В первые десятилетия XV в. церковь перестала действовать - возможно, это было связано с османской кампанией 1420 г. Богослужение восстановлено в нач. XVI в.- для расширения внутреннего пространства зап. стена нартекса была отодвинута на 1,3 м, возведена новая стена на каменно-кирпичном фундаменте. В это же время по прежнему контуру восстановлена разрушенная стена алтарной апсиды. В XVIII в. зап. стена нартекса для расширения пространства была отодвинута еще дальше. В 1880 г. снесли разделительную стену между нефом и нартексом, заменив ее обширной аркой; переделали несущую часть крыши, положили новую кровлю; полукруглый профиль карниза переделан в прямоугольный, венчающий части глухих арок; к зап. фасаду пристроена деревянная башня-колокольня.
Подобный тип храма, купольный, без свободных опор, довольно хорошо известен по ряду болгарских памятников XI-XIV вв. (Чанева-Дечевска. 1988. С. 94 и др.), а также по византийским и сербским памятникам. В качестве наиболее близких аналогий в лит-ре приводились болг. памятники (включающие нартекс) - наиболее ранние примеры от X-XI вв. (церкви близ Велики-Преслава Делидушка, Бял-Бряг (церковь № 2) и Селиште) до храмов 1-й пол. XIV в. (Спасовица близ Кюстендила, Долна-Каменица (Успенская ц.) и ц. св. Апостолов в Никополе), а также кипрская ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (2-я пол. XII в.), где при отсутствии нартекса есть, как и в ц. св. Афанасия, в зап. части нефа боковые ниши с арочным завершением и слегка заостренный профиль арок, поддерживающих барабан главы (Moisescu. 2001. P. 40-41). Известны и серб. параллели: напр., церкви Вознесения в Кюстендиле, св. Василия в Хрусии (близ мон-ря Хиландар на Афоне) и Преображения в Будисавци (Apetrei. 2009. P. 203. N 518). Данный тип плана (почти квадратной конфигурации и без нартекса) встречался в Сев. Добрудже и ранее - в раскрытом при археологических раскопках фундаменте церкви в визант. крепости Диногетия близ совр. с. Гарвэн (сер. XI - сер. XII в.) (Theodorescu. 1974. P. 98-100). Наиболее близкой аналогией ц. св. Афанасия по форме плана, разделению и организации внутреннего пространства является 1-я церковь, выстроенная при дворе валашских воевод в Арджеше (Moisescu. 2001. P. 41; Apetrei. 2009. P. 203). Ее фундамент был обнаружен во время раскопок внутри более поздней сохранившейся до наст. времени ц. свт. Николая (1351-1352) и датирован от ок. 1200 г. до периода между 1279 и 1290 гг. (Moisescu. 2001. P. 28-29).
Изучение архитектурного типа ц. св. Афанасия, специфика расположения входа с сев. стороны нартекса, захоронения и др. косвенные данные повлияли на гипотезу ученых о принадлежности церкви двору местного правителя, находящегося в даннических отношениях с татарами, занявшими Исакчу. Эти события были отражены в редком для данного периода и региона письменном источнике - сочинении араб. географа Абу-ль-Фиды, к-рый под 1331 г. указал: «Исакджи (Исакча.- Авт.) - это город в Эль-Улаке (Стране Валахов.- Авт.)... большинство его жителей исповедуют ислам» (Baumann. 2004. P. 120). Археологические изыскания выявили всего 4 захоронения, относящиеся к первоначальному периоду существования церкви (2 - в нартексе и 2 - в непосредственной близости от стен церкви). Это подтверждает гипотезу о церкви как о придворной (число захоронений после восстановления храма в нач. XVI в.- 66, что указывает на то, что она была приходской в этот период) (Apetrei. 2009. P. 204). Церковь действующая.