[Николаосцминда, Цминда Николози; груз. ნიკორწმინდა], муж. мон-рь (VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). До 1-й пол. XVI в. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. Расположен в центре одноименного села, в 10 км к юго-западу от г. Амбролаури (груз. историческая пров. Рача). Архитектурный ансамбль, окруженный оградой, включает в себя стоящий на возвышении кафоликон во имя свт. Николая и 3-этажную колокольню 1863 г. к северо-востоку от него. Собор, богато украшенный рельефами и расписанный (1660-1670), в 2007 г. был внесен в предварительный Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Сведения об основании и о раннем периоде существования Н. сохранились в лапидарных надписях кафоликона и в Никорцминдской грамоте (1070-1080). Четырехстрочная надпись на тимпане зап. входа церкви гласит: «Христе, Сыне Божий, возвеличь во здравии и долгоденствии коронованного тобою Баграта, царя абхазов, ранов и куропалата картвелов. И возрасти сына их Георгия, по Твоему изволению, с ходатайством святого первосвященника Николая» (КГН. 1980. Т. 2. С. 54-55, 201). Долгое время ученые (М. И. Броссе, Д. Бакрадзе, А. Кутателадзе) отождествляли царя Баграта с Багратом IV (1027-1072); однако груз. историк и исследователь древностей Г. Бочоридзе убедительно идентифицировал его как Баграта III (978-1014). В научной лит-ре принято его мнение, поэтому время основания храма относят к 1010-1014 гг. Современником Баграта III, представителем царской власти в пров. Рача, являлся эристав эриставов и новелиссим Нианиа (Там же. С. 101, 209). Его имя было упомянуто в надписи на сев. стене храма; со временем облицовочная плита с надписью упала и во 2-й пол. XIX в. была использована при обновлении пола церкви. Надпись сильно пострадала. В 3-й и 4-й строках надписи перед именем Ниании группу графем მფლწეღთისა (т. е. მფარველწინაშეღვთისა - покровителем перед Господом) Броссе ошибочно прочитал как имя Давида Мампали (по др. источникам неизвестен) (Brosset. 1851. P. 56; Уварова. 1894. С. 133; Такаишвили. 1963. С. 84-85; Бочоридзе. 1994. С. 100-101). На зап. фасаде кафоликона справа от окна упомянут модзгвари (მომღვარი - учитель, наставник) Георгий (КГН. 1980. Т. 2. С. 102-103, 209), один из первых настоятелей мон-ря.
В кон. XI в. Н. был крупным религиозным и просветительским центром. По сведениям анонимного автора, настоятеля мон-ря и составителя Никорцминдской грамоты, он «застал (в мон-ре.- Авт.) иадгар наполовину написанным 1; и завершил его полностью; одел в ризы, позолотил их и покрыл [каменьями]». Эти работы стоили «драхканов дукатов 15». Он же купил Параклитик, заплатив стоимость «половины лошади», а эристав эриставов Микел пожертвовал Н. Синаксарь. Священнослужители в Н. были приглашены из Вост. Грузии; на их содержание выделялось «драхканов костантинатов 52 в день Пасхи». В мон-ре большим спросом пользовались драгоценные ткани (в документе названы «златоткань ломоани греческая», «багдадский апи», «златоткань кобай», «одеяние греческое»), из к-рых шили церковные облачения и подушки. В мон-ре хранились коврики и военные доспехи, к-рые часто служили обменным товаром. Н. владел обширными виноградниками, пашнями, лесными угодьями и крестьянами в селах Знаква, Пути (совр. Путиети), Метехара (совр. г. Амбролаури), Джуариса, Николаосцмида (совр. Никорцминда), Бетабрели (все ныне расположены в муниципалитете Амбролаури), Сахади (наименование окрестностей Н.), Захлеули (видимо, в окрестностях Н.), Качаети, Хевхмели (на западе от Н.), Шхро (ныне - название источника к западу от Н.), Величрули (Велишеули; не локализуется), Шкмери и др. Н. владел землями и крепостными и за пределами Рачи, в пров. Окриба (села Боботи, Надарбазеви, Джуариса и др.). В Н. и владениях мон-ря (Сацире, Мухура, Хивши и др.) были возведены жилые здания для насельников и хозяйственные постройки марани (помещения для хранения вина), давильни, хлева, амбары.
Монастырю покровительствовали крупные феодалы: Иоанн, сын Липарита Багваши, представители родов Кахаберис-дзе, Цорбели, Циркуалелис-дзе и др. (Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 38-44; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 39-44). Некоторые грузинские исследователи предполагают, что ктиторами и владетелями Н. являлись рачинские эриставы Кахаберис-дзе (побочная ветвь рода Багваши) (Бердзнишвили. 1979. С. 38-40; Чачхунашвили. 1986. С. 23-24). Первым рачинским эриставом из рода Багваши был Рати I (30-40-е гг. XI в.) (Бахтадзе. 2003. С. 226-227). Его сын Кахабер стал родоначальником ветви Кахаберис-дзе. Он упоминается в надписи на одной из икон Н. (XI в.), где сказано: «Я, Кахабер, в монашестве Кирилл, сын благословенного эристава эриставов Рати (Рати I.- Авт.), оковал икону сию Распятия в утешение и возрадование грешной души моей и в долгоденствие сына моего, эристава эриставов, Рачинского эристава Рати (Рати II.- Авт.)» (Кондаков. 1890. С. 61; Чубинашвили. 1959. С. 595). Также имя Кахабера упомянуто в надписи на поясной иконе Спасителя из мон-ря Кацхи (Чубинашвили. 1959. С. 594-595) и в строительной надписи ц. вмч. Георгия из Патара-Они (КГН. 1980. Т. 2. С. 104, 209; Бахтадзе. 2003. С. 227). По мнению Ф. Жордании, Кахабер-Кирилл был настоятелем мон-ря и автором Никорцминдской грамоты (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 44). П. С. Уварова считала, что Кирилл и Кахабер - это разные лица, отец и сын, деятели 2-й пол. XII в. (Уварова. 1894. С. 138).
На зап. стене зап. притвора кафоликона высечены имена других Кахабера и Рати; там же расположена и др. надпись, в к-рой упомянут эристав эриставов Рати с дочерью Евфимией (КГН. 1980. Т. 2. С. 168-170, 220-221). Надписи датируются XII-XIII вв. Кахабер, эристав Рачи и Таквери, известен и по др. груз. источникам: так, он присутствовал при помазании на царство груз. царицы Тамары (1184-1207/13) (История и восхваление венценосцев // КЦ. 1959. Т. 2. С. 27; То же. 2008. С. 255). Рати отождествляют с эриставом Рати Кахаберис-дзе, ктитором мон-ря Мгвимеви (Бахтадзе. 2003. С. 229-231). В зап. части юж. притвора кафоликона находились надписи «Герасим» (возможно, Кутаисский еп. Герасим († 1526)) и «помилуй [?] католикоса» (Кутателадзе. 1894. С. 52; Такаишвили. 1963. С. 85).
После вымирания рода Кахаберис-дзе (XIII-XIV вв.) слава Н. постепенно угасла. В дарственной грамоте Н. царя Имерети Баграта III (1544) сказано, что ко времени учреждения здесь архиерейской кафедры (30-е гг. XVI в.) мон-рь находился в состоянии упадка. Баграт III пожертвовал Н. 64 дыма крестьян и 13 выморочных владений в 15 селах, в т. ч. в Никорцминде, Сакуртхеули, Укеши, Тлуги, Земо-Тлуги, Хотеви и др. (Какабадзе С. С. 1967. С. 76-77; ПГП. 1977. Т. 6. С. 651-652). Цари Имерети Георгий II (1565-1583), Леван (1583-1590) и Баграт IV (1660-1680), удельные князья Дадиани, Цулукидзе и Джандиери щедро одаривали Н. землями и крестьянами как в Раче, так и в Имерети, устанавливали в пользу монастыря разного рода налоги (трудовая повинность, натуральное обложение) (Пурцеладзе. 1881. С. 129; Какабадзе С. Н. 1912. С. 9-11; Он же. 1921. Т. 1. С. 64; Какабадзе С. С. 1967. С. 77; ПГП. 1977. Т. 6. С. 658-659; Аннотированный словарь. 1991. Т. 1. С. 324), а также жертвовали Н. церковные книги и утварь. Крестьян дарили мон-рю и Никорцминдские архиереи (Дарственная грамота еп. Никорцминдского Давида (Сакварелидзе), 1559 г. // ПГП. 1970. Т. 3. С. 262-263). В нач. 50-х г. XVII в. Н. посетили рус. послы - стольник Н. Толочанов и дьяк А. Иевлев. В материалах посольства с. Никорцминда именуется «город Рачи». В статейном списке Иевлева сохранилось ценное описание кафоликона: «А в городе церьковь каменная, большая, делом пречюдна, во имя Николы Чюдотворца. Снаружи у церкви резаны по каменю на обрез праздники господские, и пророки, и апостолы, и мученики. А в церкви стенное писмо. А местные образы обложены венцы и ризы золотом, и киоты обложены серебром; и чеканены по местам празники и святые, а венцы украшены по золоту мусиею, и каменьем, и жемчюги. А церковные сосуды, потир и блюдечка, и крест воздвизальной золотые. И Евангилье обложены доски, и поля закрыты золотом. А около церкви ограда каменная, сделаны двое ворот. Да в той же церкви погребены ближние царские сродичы, и гробы прикрыты бархаты и отласы золотными и завешены запонами. А гробницы их устроены в стенах в церковных» (Иевлев. 1969. С. 35). За оградой мон-ря был расположен царский «чердак», уставленный богато украшенными иконами и крестами (Толочанов. 1970. С. 188). Возможно, речь идет об утвари, принадлежавшей ризнице Н.
О связях Н. с др. церковными центрами в Грузии и за ее пределами свидетельствует греч. надпись, сделанная на одном из крестов: «Честный и животворящий крест принадлежит мне, Лаврентию, иеромонаху из обители Иверской святого града Иерусалима. 1664» (Кондаков. 1890. С. 60; Уварова. 1894. С. 138; Каухчишвили. 2004. С. 151). Видимо, ему же («Лаврентию, иеромонаху и протосинкеллу лавры Св. Гроба») принадлежит авторство греч. надписи на кресте из мон-ря Коринта (около Ахалгори; утрачен) (Каухчишвили. 2004. С. 39). Мон-рем в тот период управлял настоятель в чине архимандрита (Грамота царя Имерети Баграта IV царю Алексею Михайловичу, 1669 г. // Переписка на иностранных языках... 1861. С. 83).
Во 2-й пол. XVII в. Н. стал усыпальницей князей Цулукидзе. В надписи, выполненной письмом мхедрули на серебряном дискосе из Агарской ц. во имя вмч. Георгия, указано, что Мераб Цулукидзе посадил на престол Никорцминдского епископа своего родного брата Симеона, а в кафоликоне Н. выстроил гробницу (Кутателадзе. 1894. С. 59-60; Такаишвили. 1963. С. 41-42). «Великий боярин» Мераб Цулукидзе (Переписка на иностранных языках... 1861. С. 83) хорошо известен по разным источникам; при нем резиденцией этого рода стала крепость Хотеви близ Н., там же была устроена еще одна родовая усыпальница (Соселия. 1981. Т. 2. С. 52-54). По его указу была обновлена стенная роспись Н. в 1672 г. Изображение представителей разных поколений рода Цулукидзе (некоторых - с моделью церкви в руках и с благословляющей десницей Спасителя) визуально декларировало их заслуги и права на обитель. Между 1696-1700 гг. усыпальницу Цулукидзе в Н. посетил католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742) и «исправил все незаконное» (Дарственная грамота Мераба Цулукидзе Бичвинтской Богоматери // Какабадзе С. Н. 1921. Т. 1. С. 85). Из надгробных плит уцелела лишь одна (1806 г.), в сев.-зап. апсиде, эпитафия посвящена Георгию Цулукидзе. Сохранились 2 дарственные грамоты, выданные им Н. (Там же. Т. 2. С. 100, 116).
В 60-х гг. XVIII в. Н. подвергся нападению турок, «которые многое разрушили и украли драгоценности из церкви» (Гюльденштедт. 2002. С. 122). Возможно, в это время была разрушена колокольня, о постройке к-рой говорится в приписке неизвестного лица на оборотной стороне грамоты Баграта III (Какабадзе С. С. 1967. С. 77). Со временем обрушились сев. притвор кафоликона и ограда. Царская семья продолжала покровительствовать Н. В 1778 г. царь Имерети Соломон I освободил крестьян Н. от гос. податей, в 1792 г. передал в дар мон-рю сел. Богаули «со всеми жителями и всеми их землями» (Пурцеладзе. 1881. С. 129). В 1807 г. царица Мария Дадиани пожертвовала Н. выморочные земли Кации Цулукидзе в селах Схвава и Химши (Хаханашвили. 1891. С. 113-116). На поминание души царевны Варвары, сестры Соломона II, кафоликону были преподнесены в дар серебряные лжица и звездица (Кут. 1852, 1853; Такаишвили. 1963. С. 93; Бочоридзе. 1994. С. 116).
После присоединения Грузии к России и упразднения автокефалии ГПЦ монастырская жизнь в Н. замерла. В 20-х гг. XIX в. по инициативе архиеп. Имеретинского Софрония (Цулукидзе) в архиерейской резиденции при кафоликоне было открыто ДУ для детей дворян и священнослужителей Рачинского у., которое просуществовало до 70-х гг. XIX в. Все попытки возобновить учебный процесс в ДУ, а также работу гостиницы для паломников оставались тщетными. В 1863 г. жители с. Никорцминда воздвигли к востоку от церкви колокольню, сведения о чем на мхедрули сохранились в надписи на ее западной стене. Колокол был пожертвован Г. Гегешидзе в 1846 г.; в дарственной надписи село названо Ликорисцминдой (Бочоридзе. 1994. С. 122). В кон. 80-х гг. XIX в. в кафоликоне были проведены ремонтные работы: заменены побитые и выпавшие облицовочные плиты, обновлено перекрытие; во время работ в интерьере были обнаружены гробницы царских «сродич», о к-рых писали Н. Толочанов и А. Иевлев (Там же. С. 93). Был поднят вопрос о реставрации настенной живописи, но решить эту проблему не удалось. Известны имена нескольких священников, служивших в кафоликоне Н. в XIX - нач. XX в.: Максим Канделаки (до 1837), Терентий Кобахидзе (до 1837), Николай Канделаки (до 1845), Иоанн Канделаки (1818-1824), Давид Канделаки (1837-1859), Роман Канделаки (1848-1863), Симеон Канделаки (1857-1872), Георгий Канделаки (1853-1867), Григорий Джанелидзе (1867-1893), Амвросий Попхадзе (1893-1905), Фома Канделаки (1905-1917) (Кезевадзе. 2005. С. 24).
В 1923 г. церковь была закрыта. Часть древностей удалось спасти благодаря усилиям Г. Бочоридзе, их перевезли в Кутаисский государственный историко-этнографический музей. Село было переименовано в Синатле (Свет). В кон. 80-х гг. XX в. ему вернули историческое название, в церкви было возобновлено богослужение. Архитектурный комплекс Н. сильно пострадал во время землетрясения 1991 г.: частично был разрушен зап. притвор кафоликона, треснули купол и барабан, юго-сев. часть фасада, большая часть юж. части перекрытия обрушилась. Реставрационные работы при непосредственном участии еп. Никорцминдского Авраама (Гармелии) проводились почти до кон. 90-х гг. XX в. (Двали. 1996). В 2012 г. была отреставрирована настенная роспись. В авг. 2015 г. прошли праздничные торжества, приуроченные к 1000-летию постройки храма. По инициативе католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) был установлен ежегодный праздник никорцминдоба (накануне Успенского поста, 31 июля по ст. ст.).
По сведениям исследователей, в XIX в. ризница Н. еще была «весьма богата не только иконами и обыкновенной утварью, но и предметами более ценными» (Уварова. 1894. С. 136). Древности Н. были выявлены и изучены М. Броссе (Brosset. 1851. P. 57-59), Н. П. Кондаковым и Д. З. Бакрадзе (Кондаков. 1890. С. 58-63), П. С. Уваровой (Уварова. 1894. С. 136-140), А. Кутателадзе (Кутателадзе. 1894. С. 45-58), исп. Амвросием (Хелаей; католикос-патриарх Грузии 1921-1927) (Амвросий (Хелая). 2011. С. 179-197), прав. Евфимием Такаишвили (Такаишвили. 1963. С. 89-103), Г. Бочоридзе (Бочоридзе. 1994. С. 110-122), Г. Чубинашвили.
До нач. XX в. в обители в деревянном ковчеге хранилась частица мощей (локоть) свт. Николая. Согласно преданиям, эта святыня была привезена из Византии по случаю бракосочетания царевны Елены, племянницы визант. имп. Романа III Аргира, и царя Грузии Баграта IV в 1030 г. В 20-х гг. XX в. мощи были перенесены в Кутаисский музей (ныне утрачены). Бочоридзе также писал о мощевике с ящичками для разных частиц, изготовленном из доски.
В 20-30-х гг. XX в. погибла икона Спасителя (XVIII в., доска) в окладе XI в. (позолоченное серебро; 129,5×84 см по данным Такаишвили; 112×84,5 см по данным Бочоридзе). Трехстрочная дарственная надпись Кирилла-Кахабера в нижней части оклада указывала на то, что оклад принадлежал древней иконе, на к-рой было изображено Распятие. Оклад был украшен медальонами из чеканного серебра; поясные изображения святых в нижней части сопровождались пояснительными надписями: «св. Георгий», «св. Феодор», «св. Димитрий». Верхнее поле украшали медальоны с изображениями Христа, Пресв. Богородицы и архангела.
Сохранился резной триптих «отличного стиля и хорошей техники» предположительно X-XI вв. (Национальный музей Грузии. Р 1; слоновая кость; центральная часть - 13×12,6 см, боковые створки - 11,4×5,7 см и 11,4×5,9 см) с изображением Успения Пресв. Богородицы, вырезанным из цельного куска, к к-рому сверху и снизу прикреплены планки. Задняя сторона складня гладко отполирована, левая прорезана трещиной; голова одного из ангелов, а также большая часть верхней планки обломаны. Крылья ангелов вырезаны из отдельных кусочков слоновой кости. На боковых внутренних створках изображены по 4 стоящие фигуры в 2 ряда: в верхнем ряду - святители (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий), в нижнем - святые воины, из к-рых 2 (ближе к центру) - в коротких туниках, с копьем в одной руке и щитом в другой, 2 других (ближе к краю) одеты неодинаково и расположены по-разному. На внешних сторонах створок - 4 стоящие фигуры, изображенные в 2 ряда, между ними - архидиаконы Стефан и Лаврентий. Н. П. Кондаков считал икону образцом визант. работы; однако Г. Чубинашвили на основе художественно-стилистического и сравнительного анализа доказал, что она изготовлена местными мастерами. В 1925 г. триптих был перевезен в Тифлис.
Известны также икона Пресв. Богородицы с Младенцем (80,5×59 см) в серебряном позолоченном окладе с надписью: «Мы, Богом венчанный царь царей Георгий (царь Имерети Георгий II (1565-1583).- Авт.), с сыном нашим Леоном, оковали сей лик Пресвятой Богородицы в преуспеяние царствования нашего, во здравие сына нашего Леона и во спасение душ наших»; икона Спасителя (благословляет правой рукой, в левой держит сферу), созданная на доске, с надписью хуцури: «Иисус Христос»; писанная на доске икона вмч. Георгия, поражающего дракона (XVIII в.; 25,7×36 см), на заднем плане изображены Пресв. Богородица и царица св. Александра. Икона свт. Николая (XVIII в.; 119×94,5 см), благословляющего правой рукой и с Евангелием в левой, вставлена в оклад, покрытый серебряными пластинами. На верхнем поле вычеканен Деисус (Христос, Богоматерь, св. Иоанн Предтеча, архангелы по сторонам), на боковых полях помещены фигуры апостолов: Павла, Матфея, Симеона, Фомы, Луки, Матфия (все - слева), Петра, Иоанна, Андрея, Варфоломея, Филиппа, Марка (все - справа). Все фигуры, кроме архангелов, сопровождаются пояснительными надписями. Икона Божией Матери с Младенцем в серебряном окладе (XVIII в.; 31,2×25,7 см), нимб Богородицы украшен 5 драгоценными камнями, надпись мхедрули на нижнем поле оклада указывает на то, что икону украсил моурави Симеон Джанелидзе. Такаишвили в своих заметках также упоминает неск. икон, созданных рус. мастерами: «Погребение Христа», свт. Николая, Спасителя.
Во время антирелигиозной кампании 20-х гг. XX в. утрачен выносной крест (2-я пол. XVI в.; 29×29,5 см), пожертвованный Давидом Цулукидзе и его супругой Парсангиджавар Лашхишвили, сведения о чем сохранились в дарственной надписи на яблоке креста. Распятие и 3 поясных изображения апостолов в медальонах (диаметр 5,55 см; Матфей в центре, по сторонам - Марк и Лука) были выполнены из перегородчатой эмали; крест был украшен драгоценными камнями (3 бирюзы, 10 яхонтов, 4 рубина) и 17 жемчужинами; над распятым Христом была помещена надпись по-грузински: «Ие [Иисус] Хе [Христос], царь иудеев». Ап. Матфей представлен седовласым, в голубом хитоне и синем гиматии с красным клавом, нимб зеленого цвета с красной каймой, Евангелие в белом переплете с разноцветными камнями. Апостолы Марк и Лука черноволосые (ап. Лука с лысиной), в зеленых хитонах и темно-синих гиматиях с клавом желтоватого цвета, нимбы у обоих синие с красной каймой, Евангелия схожи с Евангелием ап. Матфея. Надписи греческие. К нач. 20-х гг. XX в. медальоны были уже значительно повреждены. Длинное древко креста было обито серебром и оканчивалось золотым яблоком с утвержденным на нем серебряным чеканным сионом с изображениями сцены «Благовещение», фигур великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста, великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона; надписи на сионе были выполнены на груз. языке: «Крест Христов», «Богородица», «Положение во гроб», «Иоанн Евангелист». Сохранились 2 деревянных небольших креста афонской работы: крест 1664 г. (Кут. 1848; 23,2 (с древком) × 8 см) в серебряной филигранной оправе, в репьях - голубая эмаль, резные и ажурные изображения Распятия и др. сцен, по древку проходит греч. надпись иером. Лаврентия; крест (Кут. 1849; 10×5,5 см) в серебряной оправе (поврежден).
В Кутаисском музее хранятся предметы утвари Н.: дискос серебряный (Кут. 1847, 1-я пол. XVIII в.) с дарственной надписью Зилдастана, воспитателя царевича Давида Нарина; потир серебряный (Кут. 1838, XVII в.) с надписью на ножке, указывающей, что потир был изготовлен и преподнесен в дар «Кутаисской Богоматери» владетельным князем Самегрело (Мегрелии) Леваном II Дадиани (1611-1657) в ознаменование его победы над царем Имерети (впосл. Зилдастан пожертвовал потир монастырю Челиши, о чем говорится в надписи на центральной части сосуда); потир серебряный (XVIII в.) с дарственной надписью Марии Шенгелия, воспитательницы Мераба и Георгия Цулукидзе; серебряный кувшин (Кут. 1853); кадило архиерейское серебряное в виде купольной церкви, с колокольчиками (Кут. 1846), а также мирохранительница серебряная с позолотой, серебряная малая чаша.
Среди предметов шитья сохранились: большая плащаница (Кут. 1863, 1702 г.; 75×85 см) с изображением сцены «Снятие с Креста» и 4-строчной золотой надписью, посвященной свт. Николаю; большой воздух (Кут. 1857; 44×63 см) с изображением Христа с архангелами в центре и эмблемами 4 евангелистов в углах, грузинские и греческие заглавные буквы вышиты на атласе серебряными и золотыми нитками; воздух (Кут. 1855, 1667 г. (?); 40×15 см), вышитый золотыми ниттями, с изображениями Христа Еммануила в центре и архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила по углам, с греческими (сверху и справа от изображения Христа) и грузинскими (снизу и слева) надписями; воздух (Кут. 1856, 1667 г. (?); 41×42 см) с вышитыми золотыми нитками фигурами Христа Еммануила (в центре) и символами евангелистов (по углам), с грузинской и греческой надписями. По мнению Бочоридзе, воздухи Кут. 1857, 1855 и 1856 были созданы одним мастером и являются образцами местного искусства. В музее также хранятся происходившие из Н. 3 покрова с изображением свт. Николая (Кут. 1858, 1859 и 1860), 3 воздуха сравнительно раннего периода, 4 антиминса 1822 г. (3 из них повреждены). А. Кутателадзе и прав. Евфимий Такаишвили упоминают вязанный гарусными нитками покров с большой иконы свт. Николая, преподнесенный монастырю кнг. Марией Эристави (урожденная Цулукидзе) в 1845 г.
Среди происходивших из Н. предметов облачения можно назвать митру, украшенную камнями и серебряными иконками (утрачена); пояс, вышитый золотыми нитками (Кут. 1854, поврежден); пару поручей, вышитых серебряными и золотыми нитками (Кут. 1862); палицу (Кут. 1861, сильно повреждена).
Во время 1-й экспедиции прав. Евфимия Такаишвили в Рачу (1919) он обнаружил рукописные книги Н., сваленные в беспорядке, многие были повреждены. Самой древней из найденных им рукописей оказался агиографическо-гомилетический сборник (XI в.; 175 л.; 22×14 см) в кожаном переплете на деревянной основе, содержавший Житие свт. Николая (Л. 1-79 об.), Похвалу свт. Николаю прп. Андрея Критского (Л. 79 об.- 122) и Житие прп. Марии Египетской (Л. 122 об.- 175). Текст основной части (Л. 1-154 об.) был выполнен письмом нусхури на пергамене; др. часть (Л. 155-175) написана на синей бумаге. Заказчиком рукописи являлся эристав эриставов Иоване Дадиани (Л. 1, 122), крупный сановник и приближенный царя Грузии Баграта IV; рукопись была поновлена еп. Никорцминдским Сильвестром (Кутателадзе. 1894. С. 45-47; Такаишвили. 1963. С. 95-96). В описи, составленной Бочоридзе в 20-х гг. XX в., эта рукопись уже не числилась.
Частично сохранился агиографический сборник, начинавшийся с Жития апостолов Петра и Павла, выполненный письмом нусхури на пергамене; заглавия написаны киноварью. К кон. XIX в. начальная часть (86 л.) была утрачена, сохранились 80 л. (4 листа 11-й тетради; тетради 12-16, 18-21). В нескольких местах упомянуто имя переписчика Иване Инчихуисдзе, в поздних приписках указаны имена еп. Цагерского Антония (Кавтарадзе), Адама Силагадзе, Кобахидзе, Канделаки (Кутателадзе. 1894. С. 54-58; Такаишвили. 1963. С. 98).
Синаксарь (Кут. 162, XVI-XVII вв.; 159 л.; 40×26 см) был написан на бумаге письмом нусхури в 2 столбца (на каждой странице 39-46 строк, заглавия выполнены киноварью). Переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением. Начало и конец Синаксаря утрачены; сохранилась часть, содержащая чтение из кн. Бытия (Л. 1-2 об.), синаксарные Жития святых за 1-15 сент. (Л. 2 об.- 5), Минею за 1 сент.- 30 нояб. (Л. 6-159 об.) (Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 315-316). Триодь постная (Кут. 171, XVI-XVII вв.; 210 л.; 40×27 см) в кожаном на деревянной основе переплете с тиснением, написанная на бумаге письмом нусхури в 2 столбца (заглавия выполнены киноварью), содержит надпись, сделанную переписчиком текста: «От голода голова пошла кругом, ошибся, не проклинайте меня» (Там же. С. 326). Минея (Кут. 163, XVI-XVII вв.; 162 л; 40×25,5 см) без переплета сохранилась не полностью (30 нояб.- 23 февр.) и была выполнена на бумаге письмом нусхури в 2 столбца по 40 строк. Между текстами, посвященными Рождеству Христову и Богоявлению, помещены ямбы (Л. 62-63, 95 об.- 96 об.) (Там же. С. 316).
Минея 1562 г. была заказана царем Имерети Георгием II и написана на бумаге письмом нусхури в 2 столбца по 40 строк (заглавия выполнены киноварью), изначально содержала полный годовой комплект текстов в 5 книгах (Такаишвили. 1963. С. 102-103). Сохранились тексты за март (Кут. 164; 114 л.; 40×26, переписчик - Иоване Чумбуридзе) и за период с кон. июня по авг. (Кут. 165; 156 л.; 37×25; переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением; переписчик Зосиме Каргаретели) (Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 316-317). Сохранилась еще одна Минея 1562 г., заказанная Георгием II (бумага, нусхури), переписанная Зосиме Каргаретели (Там же. С. 98).
Псалтирь 1565 г. была также заказана Георгием II (бумага, нусхури) и переписана в 2 столбца Иоване Чумбуридзе. После текста Псалтири имелась вставка на др. бумаге, на к-рой, выполненный отличающимся от предыдущего почерком, размещался синодик царей и католикосов Грузии с припиской: «Христос, возвеличь душою и телом в обеих жизнях Богом венчанного царя царей Георгия». Третья часть рукописи представляет собой гимны, посвященные Пресв. Богородице, и другие песнопения, выполненные хорошим почерком в XV-XVI вв. В приписках упомянут еп. Ацкурский Мануил (Чхетидзе; 2-я пол. XVI в.), занимавший до этого Никорцминдскую кафедру. В приписке более позднего времени, выполненной письмом мхедрули, упомянуты некий Иоване Патарадзе и его супруга Танана (Такаишвили. 1939; он же. 1963. С. 98-102).
Четвероевангелие 1581 г. (Кут. 2095; 20,5×15,5×5,7 см; бумага, нусхури в 2 столбца) в кожаном на деревянной основе переплете Кондаков ошибочно датировал XIII в. Рукопись украшена заставками в виде киноварных плетений. Книга хранилась в серебряном окладе, остались следы позолоты (Кут. 60; 21×16×7 см). Рисунок выполнен чеканом и резцом по деревянной основе, в виде горельефа, отличается тонкостью линий и высоким уровнем исполнения. На лицевой стороне изображено Распятие с предстоящими Пресв. Богородицей, подпершей левой рукой голову, и ап. Иоанном с Евангелием в руках. Сверху помещены фигуры 2 ангелов, под крестом - череп Адама. Над Распятым помещена надпись: «Ие [исус] Хе [Христос], царь иудеев». Из камней, украшавших оклад, уцелели 2 аметиста и яхонт. На боковой створке представлены фигуры 4 евангелистов. На обороте помещена сцена «Сошествие во ад», изображения фигур отличаются удлиненностью пропорций, имеется пояснительная надпись «Воскресение». Верхняя боковая створка украшена изображением ангела, обращающегося к мироносицам и сидящего внутри свода Гроба Господня на сфере; над гробом надпись - «Гроб Христов». По полям пущен орнамент. Внутри оклада были сделаны 3 надписи, поясняющие, что заказчиками оклада и Четвероевангелия, пожертвовавшими их в Н., были Давид Цулукидзе и его жена Парсангиджавар Лашхишвили (Уварова. 1894. С. 139-140; Такаишвили. 1963. С. 96-97; Бочоридзе. 1994. С. 120-121). В Кутаисском музее хранятся еще несколько церковных книг из Н. XVI-XIX вв. (Такаишвили. 1963. С. 97-98, 103; Бочоридзе. 1994. С. 121-122).
С т. зр. плана кафоликон Н. входит в группу многоапсидных храмов. Церкви этого типа характерны для определенного периода груз. зодчества, встречаются пяти- и более апсидные церкви, временной диапазон ограничен периодом кон. X - нач. XI в. (Джабуа. 2012. С. 146-152): это храмы Олтиси, Гогиуба, Киагмис-Алти, Бочорма, Кацхи, Ноджихеви, Кумурдо и Н. Наибольшее сходство имеют планы Н. и Кумурдо. Кафоликон Н. в плане представляет радиально расположенные 5 апсид ярко выраженной подковообразной формы; прямоугольный зап. рукав и глубокая алтарная вима удлиняют здание по вост.-зап. оси. Внешне храм имеет форму креста. К апсиде алтаря с севера и юга прилегают 2-этажные боковые пастофории (жертвенник и диаконник). Апсидные часовни, приблизительно такой же прямоугольной планировки, расположены в зап. части церкви по обе стороны западного рукава.
В интерьере переход с полуколонн апсиды на барабан купола осуществляется с помощью 6 парусов. Храм имеет 3 входа: в центре зап. рукава и в юго-зап. и сев.-зап. апсидах. Перед зап. и юго-зап. входами находится притвор, к-рый был пристроен через неск. лет после строительства храма, предположительно в 20-х гг. XI в. (Северов, Чубинашвили. 1947. С. 23; Аладашвили. 1957. С. 18; Бочоридзе. 1994. С. 95-96; Беридзе. 2014. Т. 1. С. 275). Интерьер храма хорошо освещен окнами апсид храма и зап. рукава, а также 12 окнами барабана.
В 1-й пол. XI в. груз. рельеф, развитие к-рого началось в VIII-IX вв., шагнул на значительную ступень. Фасадный декор кафоликона Н.- один из лучших образцов завершающего этапа развития рельефа (Аладашвили. 1957. С. 7). На фасадах Н. встречаются как геометрические и растительные украшения, так и фигуративные изображения отдельных святых и праздников. Единая декоративная аркада объединяет в одно целое орнаментальный декор фасадов и способствует созданию художественного ансамбля (Там же. С. 14; Хундадзе. 2017. С. 218).
Во фронтоне вост. фасада над средней декоративной аркой в широком обрамлении помещена рельефная композиция «Преображение Господне», по обеим сторонам изображены святые воины вмч. Георгий и вмч. Феодор на конях. Над центральным окном находится большой рельефный крест. Аркада и наличники 3 окон со стороны фасада богато украшены декоративными орнаментами; для окон дополнительным акцентом служат широкие орнаментальные брови. В центре фронтона зап. фасада над центральной аркой изображен Спаситель, по обеим сторонам от него расположены 2 орнаментированных диска. На тимпане входа фасада находится образ св. Иоанна Предтечи, перед стоящим Спасителем представлены фигуры святых воинов - поражающего имп. Диоклетиана вмч. Георгия и поражающего дракона вмч. Феодора.
В тимпане юж. притвора представлена композиция «Вознесение Креста ангелами». Во фронтоне юж. фасада помещена сцена «Второе пришествие Господне» в кратком иконографическом изводе, где изображены Спаситель и трубящие ангелы; сцену сопровождает надпись: «Второе пришествие Иисуса Христа» (КГН. 1980. Т. 2. С. 98-99; Хундадзе. 2017. С. 218). По содержанию обе композиции связаны с образом Спасителя как Судии, помещенном на зап. фасаде храма, их символически объединяет эсхатологическая тема Второго пришествия (Аладашвили. 1996. С. 11). Сев. фасад в отличие от 3 остальных относительно скромно украшен: в тимпане двери помещены поясные изображения архангелов с копьями в руках.
Богато украшенный барабан по всему периметру опоясан аркадой и резными наличниками окон. В нижней части барабана изображены реальные и фантастические животные и птицы, а также полуфигуры святых отцов, к-рые облачены в омофор, с Евангелием в левой руке и прижатой к груди правой рукой. По предположению Т. Хундадзе, один из отцов - покровитель Н. свт. Николай (Хундадзе. 2016. С. 84; Она же. 2017. С. 219).
Рельефы встречаются также в интерьере храма. Звездообразный 8-лучевой свод юж. притвора украшен орнаментальным декором: тимпанообразное пространство на концах рукавов заполнено рельефами реальных и фантастических животных. У неск. фигур животных имеются надписи: «Жар-птица», «Страус», «Курица-дракон» (Аладашвили. 1957. С. 18; КГН. 1980. Т. 2. С. 99-100; Хундадзе. 2017. С. 219).
По мнению Г. Чубинашвили и Н. Северова, над оформлением фасада кафоликона Н. работали 3 мастера. Главному мастеру, к-рый был автором всей архитектуры здания, принадлежит бóльшая часть фасадного декора; 2-й мастер мог сделать, к примеру, крест на вост. фасаде, наличники отдельных окон на зап., сев. и юж. фасадах; 3-му мастеру принадлежат орнаментальное украшение верхней части храма и декор барабана (Северов, Чубинашвили. 1947. С. 19-23; Аладашвили. 1957. С. 31-51; Она же. 1977. С. 146-182).
Колокольня сооружена из камня, на зап. стене письмом мхедрули выполнена строительная надпись, согласно к-рой колокольня выстроена на средства местного населения в период управления Имеретинской епархией свт. Гавриила (Кикодзе). Бочоридзе указывал, что на колокольне был колокол, содержавший надпись мхедрули, согласно к-рой его в 1846 г. пожертвовал храму некий Г. Гегешидзе на поминовение своей души и души своего отца Нония (Бочоридзе. 1994. С. 122).
Роспись кафоликона была выполнена приблизительно в 60-70-х гг. XVII в. Архитектурная особенность церкви определила иконографическую схему росписи, представленную стройной художественной системой. Относительно большая плоскость стен дала возможность мастерам разместить довольно сложно составленные сюжетные композиции и множество фигур святых на минимально раздробленных окнами плоскостях. Местами роспись утрачена. Несмотря на повреждения, хорошо просматривается общая иконографическая схема, что дает возможность определить художественный стиль и манеру. Иконографическая программа, обширная и разнообразная, осложнена рядом символических тем. Фресками покрыты не только стены, но и опоры, пилястры, входы и косяки окон. Регистры разграничены довольно широкими орнаментальными полосами, отдельные сцены - относительно узкими полосами коричневато-красного цвета.
В конхе алтарной апсиды помещен 3-фигурный Деисус. На стенах вимы раскрыта многофигурная композиция Божественной литургии. В 3-м регистре представлен ряд апостолов, развернутых в 3/4, с закрытыми кодексами. В 4-м регистре расположены фигуры святителей, совершающих Божественную литургию, с раскрытыми свитками в руках; слева помещена фигура диакона с кадильницей в руках. Фигуры обращены к размещенной посередине литургической композиции «Поклонение Жертве», в центре к-рой находится потир с Младенцем Христом в нем.
В куполе храма по груз. традиции изображена композиция «Вознесение Креста ангелами». Ниже помещены фигуры 12 пророков с открытыми свитками, под ними, между окнами,- 12 фигур отцов Церкви. Завершающий регистр росписи барабана состоит из 7 сюжетных композиций: «Жертвоприношение Авраама», «Ветхозаветная Троица», «Вознесение прор. Илии», «Ворон кормит прор. Илию», «Рождество Пресв. Богородицы», «Успение Пресв. Богородицы», «Брак в Кане Галилейской».
В 4 боковых рукавах храма и в их конхах живопись распределена также в 4 регистра, здесь помещены композиции праздников, изображения отдельных святых и ктиторов. Просмотр ансамбля росписи начинается с юго-вост. апсиды, в конхе к-рой раскрыта многоэпизодная композиция «Рождество Христово», во 2-м регистре помещены сцены «Сретение Господне» и «Крещение Господне». В конхе юго-зап. апсиды находится композиция «Преображение Господне», во 2-м регистре - сцены «Воскрешение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». В конхе сев.-зап. апсиды - «Распятие Господне», во 2-м регистре - «Введение во храм Пресв. Богородицы» и «Снятие со Креста». В конхе сев.-вост. апсиды помещена сцена «Вознесение Господне», во 2-м регистре - сцены «Сошествие во ад» и «Уверение Фомы». Зап. рукав занимает многофигурная композиция «Страшный суд»: в люнете представлены композиции «Моление о втором пришествии», затем «Свернутое небо», «Рай», «Отверстый храм», «Огненная река», фигуры праведников и грешников.
Эсхатологической тематикой проникнута вся живопись кафоликона Н.: «Вознесение Креста ангелами», триумф христианства, и «Страшный суд» воспринимаются как предвестники Второго пришествия. Диагональное расположение 4 апсид образует монограмму Христа, сцены, изображенные по диагонали, связаны друг с другом с т. зр. их богословского прочтения: «Рождество Христово» с «Распятием Господним» (идея жертвы), «Преображение Господне» с «Вознесением Господним» (идея Богоявления). Исходя из того же принципа читаются и сцены в регистрах: «Сретение Господне» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (принесение Младенца, приход юной Богородицы в храм); «Крещение Господне», «Снятие со Креста» и «Оплакивание Христа» (идея жертвы); «Воскрешение Лазаря» и «Сошествие во ад», «Вход Господень в Иерусалим» и «Уверение Фомы» (идея воскресения и победы над смертью). Т. о., во всех сценах конх 4 рукавов присутствует идея воскресения Господня. В интерьере повествование о земной жизни Христа начинается с композиции «Рождество Христово» (юго-зап. стена), тему развивают композиции на других стенах, завершает ее сцена «Вознесение Господне» (в сев.-вост. конхе).
В конховых композициях изображения довольно статичны; напротив, в сценах следующего регистра движения фигур более динамичны. Третий и 4-й регистры, занятые полноростовыми фигурами святых воинов, расположенными с равными интервалами, развернутыми в 3/4 фигурами апостолов и святых, а также ктиторским рядом со строго фронтальными фигурами, по-своему завершают цикл единой системы живописи, как бы создавая опору для всей росписи.
Ктиторский ряд представлен изображениями членов семейства Цулукидзе; в нижнем регистре юго-зап. апсиды вместо ктиторского ряда находится сцена «Чудеса вмч. Георгия». Мн. фигуры ктиторов достаточно сильно повреждены, нек-рые изображения полностью утрачены; все фигуры были снабжены надписями. В нижнем регистре юго-вост. апсиды из 4 ктиторов читается изображение только одного - Пааты Цулукидзе. Также сохранились изображения Мераба Цулукидзе, Бежана Цулукидзе, Георгия Цулукидзе и др., часто представленных вместе с супругами и известных по историческим документам и эпиграфическим материалам. Значение ктиторских фигур подчеркнуто их увеличенными размерами.
Для колорита росписи характерна гамма холодных тонов, часто встречаются темно-серые, коричневые, зеленые, черновато-синие тона, местами использована желтоватая охра. Особенно преобладает пигмент гвоздичного цвета разных тонов (от красно-коричневого до бледно-розового). Рисунок условный, сухой и однообразный, местами схематичный. Над росписью кафоликона Н. трудились 2 группы мастеров, различия в их манере исполнения особенно заметны в разработке ликов, а также в колорите и графичности.
Роспись церкви соответствует стилистике груз. настенной росписи своего времени (XVII в.), для к-рой характерно снижение общего художественного уровня живописи. Композиции содержат много деталей, они декоративны. В отличие от изображений XVI в. фигуры более телесны. В целом росписи Н. отличаются утратой монументальности, что вызвано разницей в построении фигур в каждом регистре, в их размерах.