Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОРЦМИНДА
51, С. 60-65 опубликовано: 18 января 2023г.


НИКОРЦМИНДА

Монастырь Никорцминда
Монастырь Никорцминда

Монастырь Никорцминда

[Николаосцминда, Цминда Николози; груз. ნიკორწმინდა], муж. мон-рь (VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). До 1-й пол. XVI в. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. Расположен в центре одноименного села, в 10 км к юго-западу от г. Амбролаури (груз. историческая пров. Рача). Архитектурный ансамбль, окруженный оградой, включает в себя стоящий на возвышении кафоликон во имя свт. Николая и 3-этажную колокольню 1863 г. к северо-востоку от него. Собор, богато украшенный рельефами и расписанный (1660-1670), в 2007 г. был внесен в предварительный Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История

Сведения об основании и о раннем периоде существования Н. сохранились в лапидарных надписях кафоликона и в Никорцминдской грамоте (1070-1080). Четырехстрочная надпись на тимпане зап. входа церкви гласит: «Христе, Сыне Божий, возвеличь во здравии и долгоденствии коронованного тобою Баграта, царя абхазов, ранов и куропалата картвелов. И возрасти сына их Георгия, по Твоему изволению, с ходатайством святого первосвященника Николая» (КГН. 1980. Т. 2. С. 54-55, 201). Долгое время ученые (М. И. Броссе, Д. Бакрадзе, А. Кутателадзе) отождествляли царя Баграта с Багратом IV (1027-1072); однако груз. историк и исследователь древностей Г. Бочоридзе убедительно идентифицировал его как Баграта III (978-1014). В научной лит-ре принято его мнение, поэтому время основания храма относят к 1010-1014 гг. Современником Баграта III, представителем царской власти в пров. Рача, являлся эристав эриставов и новелиссим Нианиа (Там же. С. 101, 209). Его имя было упомянуто в надписи на сев. стене храма; со временем облицовочная плита с надписью упала и во 2-й пол. XIX в. была использована при обновлении пола церкви. Надпись сильно пострадала. В 3-й и 4-й строках надписи перед именем Ниании группу графем მფლწეღთისა (т. е. მფარველწინაშეღვთისა - покровителем перед Господом) Броссе ошибочно прочитал как имя Давида Мампали (по др. источникам неизвестен) (Brosset. 1851. P. 56; Уварова. 1894. С. 133; Такаишвили. 1963. С. 84-85; Бочоридзе. 1994. С. 100-101). На зап. фасаде кафоликона справа от окна упомянут модзгвари (მომღვარი - учитель, наставник) Георгий (КГН. 1980. Т. 2. С. 102-103, 209), один из первых настоятелей мон-ря.

Интерьер вост. части кафоликона. 1010–1014 гг. Роспись 1600–1670 гг.
Интерьер вост. части кафоликона. 1010–1014 гг. Роспись 1600–1670 гг.

Интерьер вост. части кафоликона. 1010–1014 гг. Роспись 1600–1670 гг.

В кон. XI в. Н. был крупным религиозным и просветительским центром. По сведениям анонимного автора, настоятеля мон-ря и составителя Никорцминдской грамоты, он «застал (в мон-ре.- Авт.) иадгар наполовину написанным 1; и завершил его полностью; одел в ризы, позолотил их и покрыл [каменьями]». Эти работы стоили «драхканов дукатов 15». Он же купил Параклитик, заплатив стоимость «половины лошади», а эристав эриставов Микел пожертвовал Н. Синаксарь. Священнослужители в Н. были приглашены из Вост. Грузии; на их содержание выделялось «драхканов костантинатов 52 в день Пасхи». В мон-ре большим спросом пользовались драгоценные ткани (в документе названы «златоткань ломоани греческая», «багдадский апи», «златоткань кобай», «одеяние греческое»), из к-рых шили церковные облачения и подушки. В мон-ре хранились коврики и военные доспехи, к-рые часто служили обменным товаром. Н. владел обширными виноградниками, пашнями, лесными угодьями и крестьянами в селах Знаква, Пути (совр. Путиети), Метехара (совр. г. Амбролаури), Джуариса, Николаосцмида (совр. Никорцминда), Бетабрели (все ныне расположены в муниципалитете Амбролаури), Сахади (наименование окрестностей Н.), Захлеули (видимо, в окрестностях Н.), Качаети, Хевхмели (на западе от Н.), Шхро (ныне - название источника к западу от Н.), Величрули (Велишеули; не локализуется), Шкмери и др. Н. владел землями и крепостными и за пределами Рачи, в пров. Окриба (села Боботи, Надарбазеви, Джуариса и др.). В Н. и владениях мон-ря (Сацире, Мухура, Хивши и др.) были возведены жилые здания для насельников и хозяйственные постройки марани (помещения для хранения вина), давильни, хлева, амбары.

Монастырю покровительствовали крупные феодалы: Иоанн, сын Липарита Багваши, представители родов Кахаберис-дзе, Цорбели, Циркуалелис-дзе и др. (Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 38-44; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 39-44). Некоторые грузинские исследователи предполагают, что ктиторами и владетелями Н. являлись рачинские эриставы Кахаберис-дзе (побочная ветвь рода Багваши) (Бердзнишвили. 1979. С. 38-40; Чачхунашвили. 1986. С. 23-24). Первым рачинским эриставом из рода Багваши был Рати I (30-40-е гг. XI в.) (Бахтадзе. 2003. С. 226-227). Его сын Кахабер стал родоначальником ветви Кахаберис-дзе. Он упоминается в надписи на одной из икон Н. (XI в.), где сказано: «Я, Кахабер, в монашестве Кирилл, сын благословенного эристава эриставов Рати (Рати I.- Авт.), оковал икону сию Распятия в утешение и возрадование грешной души моей и в долгоденствие сына моего, эристава эриставов, Рачинского эристава Рати (Рати II.- Авт.)» (Кондаков. 1890. С. 61; Чубинашвили. 1959. С. 595). Также имя Кахабера упомянуто в надписи на поясной иконе Спасителя из мон-ря Кацхи (Чубинашвили. 1959. С. 594-595) и в строительной надписи ц. вмч. Георгия из Патара-Они (КГН. 1980. Т. 2. С. 104, 209; Бахтадзе. 2003. С. 227). По мнению Ф. Жордании, Кахабер-Кирилл был настоятелем мон-ря и автором Никорцминдской грамоты (Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 44). П. С. Уварова считала, что Кирилл и Кахабер - это разные лица, отец и сын, деятели 2-й пол. XII в. (Уварова. 1894. С. 138).

На зап. стене зап. притвора кафоликона высечены имена других Кахабера и Рати; там же расположена и др. надпись, в к-рой упомянут эристав эриставов Рати с дочерью Евфимией (КГН. 1980. Т. 2. С. 168-170, 220-221). Надписи датируются XII-XIII вв. Кахабер, эристав Рачи и Таквери, известен и по др. груз. источникам: так, он присутствовал при помазании на царство груз. царицы Тамары (1184-1207/13) (История и восхваление венценосцев // КЦ. 1959. Т. 2. С. 27; То же. 2008. С. 255). Рати отождествляют с эриставом Рати Кахаберис-дзе, ктитором мон-ря Мгвимеви (Бахтадзе. 2003. С. 229-231). В зап. части юж. притвора кафоликона находились надписи «Герасим» (возможно, Кутаисский еп. Герасим († 1526)) и «помилуй [?] католикоса» (Кутателадзе. 1894. С. 52; Такаишвили. 1963. С. 85).

Крест. Розетка. Резьба фасада кафоликона. 1010–1014 гг.
Крест. Розетка. Резьба фасада кафоликона. 1010–1014 гг.

Крест. Розетка. Резьба фасада кафоликона. 1010–1014 гг.

После вымирания рода Кахаберис-дзе (XIII-XIV вв.) слава Н. постепенно угасла. В дарственной грамоте Н. царя Имерети Баграта III (1544) сказано, что ко времени учреждения здесь архиерейской кафедры (30-е гг. XVI в.) мон-рь находился в состоянии упадка. Баграт III пожертвовал Н. 64 дыма крестьян и 13 выморочных владений в 15 селах, в т. ч. в Никорцминде, Сакуртхеули, Укеши, Тлуги, Земо-Тлуги, Хотеви и др. (Какабадзе С. С. 1967. С. 76-77; ПГП. 1977. Т. 6. С. 651-652). Цари Имерети Георгий II (1565-1583), Леван (1583-1590) и Баграт IV (1660-1680), удельные князья Дадиани, Цулукидзе и Джандиери щедро одаривали Н. землями и крестьянами как в Раче, так и в Имерети, устанавливали в пользу монастыря разного рода налоги (трудовая повинность, натуральное обложение) (Пурцеладзе. 1881. С. 129; Какабадзе С. Н. 1912. С. 9-11; Он же. 1921. Т. 1. С. 64; Какабадзе С. С. 1967. С. 77; ПГП. 1977. Т. 6. С. 658-659; Аннотированный словарь. 1991. Т. 1. С. 324), а также жертвовали Н. церковные книги и утварь. Крестьян дарили мон-рю и Никорцминдские архиереи (Дарственная грамота еп. Никорцминдского Давида (Сакварелидзе), 1559 г. // ПГП. 1970. Т. 3. С. 262-263). В нач. 50-х г. XVII в. Н. посетили рус. послы - стольник Н. Толочанов и дьяк А. Иевлев. В материалах посольства с. Никорцминда именуется «город Рачи». В статейном списке Иевлева сохранилось ценное описание кафоликона: «А в городе церьковь каменная, большая, делом пречюдна, во имя Николы Чюдотворца. Снаружи у церкви резаны по каменю на обрез праздники господские, и пророки, и апостолы, и мученики. А в церкви стенное писмо. А местные образы обложены венцы и ризы золотом, и киоты обложены серебром; и чеканены по местам празники и святые, а венцы украшены по золоту мусиею, и каменьем, и жемчюги. А церковные сосуды, потир и блюдечка, и крест воздвизальной золотые. И Евангилье обложены доски, и поля закрыты золотом. А около церкви ограда каменная, сделаны двое ворот. Да в той же церкви погребены ближние царские сродичы, и гробы прикрыты бархаты и отласы золотными и завешены запонами. А гробницы их устроены в стенах в церковных» (Иевлев. 1969. С. 35). За оградой мон-ря был расположен царский «чердак», уставленный богато украшенными иконами и крестами (Толочанов. 1970. С. 188). Возможно, речь идет об утвари, принадлежавшей ризнице Н.

О связях Н. с др. церковными центрами в Грузии и за ее пределами свидетельствует греч. надпись, сделанная на одном из крестов: «Честный и животворящий крест принадлежит мне, Лаврентию, иеромонаху из обители Иверской святого града Иерусалима. 1664» (Кондаков. 1890. С. 60; Уварова. 1894. С. 138; Каухчишвили. 2004. С. 151). Видимо, ему же («Лаврентию, иеромонаху и протосинкеллу лавры Св. Гроба») принадлежит авторство греч. надписи на кресте из мон-ря Коринта (около Ахалгори; утрачен) (Каухчишвили. 2004. С. 39). Мон-рем в тот период управлял настоятель в чине архимандрита (Грамота царя Имерети Баграта IV царю Алексею Михайловичу, 1669 г. // Переписка на иностранных языках... 1861. С. 83).

Рождество Христово. Роспись конхи юго-вост. апсиды кафоликона. 1660–1670 гг.
Рождество Христово. Роспись конхи юго-вост. апсиды кафоликона. 1660–1670 гг.

Рождество Христово. Роспись конхи юго-вост. апсиды кафоликона. 1660–1670 гг.

Во 2-й пол. XVII в. Н. стал усыпальницей князей Цулукидзе. В надписи, выполненной письмом мхедрули на серебряном дискосе из Агарской ц. во имя вмч. Георгия, указано, что Мераб Цулукидзе посадил на престол Никорцминдского епископа своего родного брата Симеона, а в кафоликоне Н. выстроил гробницу (Кутателадзе. 1894. С. 59-60; Такаишвили. 1963. С. 41-42). «Великий боярин» Мераб Цулукидзе (Переписка на иностранных языках... 1861. С. 83) хорошо известен по разным источникам; при нем резиденцией этого рода стала крепость Хотеви близ Н., там же была устроена еще одна родовая усыпальница (Соселия. 1981. Т. 2. С. 52-54). По его указу была обновлена стенная роспись Н. в 1672 г. Изображение представителей разных поколений рода Цулукидзе (некоторых - с моделью церкви в руках и с благословляющей десницей Спасителя) визуально декларировало их заслуги и права на обитель. Между 1696-1700 гг. усыпальницу Цулукидзе в Н. посетил католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742) и «исправил все незаконное» (Дарственная грамота Мераба Цулукидзе Бичвинтской Богоматери // Какабадзе С. Н. 1921. Т. 1. С. 85). Из надгробных плит уцелела лишь одна (1806 г.), в сев.-зап. апсиде, эпитафия посвящена Георгию Цулукидзе. Сохранились 2 дарственные грамоты, выданные им Н. (Там же. Т. 2. С. 100, 116).

Архангелы. Рельеф тимпана сев. входа кафоликона. 1010–1014 гг.
Архангелы. Рельеф тимпана сев. входа кафоликона. 1010–1014 гг.

Архангелы. Рельеф тимпана сев. входа кафоликона. 1010–1014 гг.

В 60-х гг. XVIII в. Н. подвергся нападению турок, «которые многое разрушили и украли драгоценности из церкви» (Гюльденштедт. 2002. С. 122). Возможно, в это время была разрушена колокольня, о постройке к-рой говорится в приписке неизвестного лица на оборотной стороне грамоты Баграта III (Какабадзе С. С. 1967. С. 77). Со временем обрушились сев. притвор кафоликона и ограда. Царская семья продолжала покровительствовать Н. В 1778 г. царь Имерети Соломон I освободил крестьян Н. от гос. податей, в 1792 г. передал в дар мон-рю сел. Богаули «со всеми жителями и всеми их землями» (Пурцеладзе. 1881. С. 129). В 1807 г. царица Мария Дадиани пожертвовала Н. выморочные земли Кации Цулукидзе в селах Схвава и Химши (Хаханашвили. 1891. С. 113-116). На поминание души царевны Варвары, сестры Соломона II, кафоликону были преподнесены в дар серебряные лжица и звездица (Кут. 1852, 1853; Такаишвили. 1963. С. 93; Бочоридзе. 1994. С. 116).

После присоединения Грузии к России и упразднения автокефалии ГПЦ монастырская жизнь в Н. замерла. В 20-х гг. XIX в. по инициативе архиеп. Имеретинского Софрония (Цулукидзе) в архиерейской резиденции при кафоликоне было открыто ДУ для детей дворян и священнослужителей Рачинского у., которое просуществовало до 70-х гг. XIX в. Все попытки возобновить учебный процесс в ДУ, а также работу гостиницы для паломников оставались тщетными. В 1863 г. жители с. Никорцминда воздвигли к востоку от церкви колокольню, сведения о чем на мхедрули сохранились в надписи на ее западной стене. Колокол был пожертвован Г. Гегешидзе в 1846 г.; в дарственной надписи село названо Ликорисцминдой (Бочоридзе. 1994. С. 122). В кон. 80-х гг. XIX в. в кафоликоне были проведены ремонтные работы: заменены побитые и выпавшие облицовочные плиты, обновлено перекрытие; во время работ в интерьере были обнаружены гробницы царских «сродич», о к-рых писали Н. Толочанов и А. Иевлев (Там же. С. 93). Был поднят вопрос о реставрации настенной живописи, но решить эту проблему не удалось. Известны имена нескольких священников, служивших в кафоликоне Н. в XIX - нач. XX в.: Максим Канделаки (до 1837), Терентий Кобахидзе (до 1837), Николай Канделаки (до 1845), Иоанн Канделаки (1818-1824), Давид Канделаки (1837-1859), Роман Канделаки (1848-1863), Симеон Канделаки (1857-1872), Георгий Канделаки (1853-1867), Григорий Джанелидзе (1867-1893), Амвросий Попхадзе (1893-1905), Фома Канделаки (1905-1917) (Кезевадзе. 2005. С. 24).

В 1923 г. церковь была закрыта. Часть древностей удалось спасти благодаря усилиям Г. Бочоридзе, их перевезли в Кутаисский государственный историко-этнографический музей. Село было переименовано в Синатле (Свет). В кон. 80-х гг. XX в. ему вернули историческое название, в церкви было возобновлено богослужение. Архитектурный комплекс Н. сильно пострадал во время землетрясения 1991 г.: частично был разрушен зап. притвор кафоликона, треснули купол и барабан, юго-сев. часть фасада, большая часть юж. части перекрытия обрушилась. Реставрационные работы при непосредственном участии еп. Никорцминдского Авраама (Гармелии) проводились почти до кон. 90-х гг. XX в. (Двали. 1996). В 2012 г. была отреставрирована настенная роспись. В авг. 2015 г. прошли праздничные торжества, приуроченные к 1000-летию постройки храма. По инициативе католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) был установлен ежегодный праздник никорцминдоба (накануне Успенского поста, 31 июля по ст. ст.).

Святыни

По сведениям исследователей, в XIX в. ризница Н. еще была «весьма богата не только иконами и обыкновенной утварью, но и предметами более ценными» (Уварова. 1894. С. 136). Древности Н. были выявлены и изучены М. Броссе (Brosset. 1851. P. 57-59), Н. П. Кондаковым и Д. З. Бакрадзе (Кондаков. 1890. С. 58-63), П. С. Уваровой (Уварова. 1894. С. 136-140), А. Кутателадзе (Кутателадзе. 1894. С. 45-58), исп. Амвросием (Хелаей; католикос-патриарх Грузии 1921-1927) (Амвросий (Хелая). 2011. С. 179-197), прав. Евфимием Такаишвили (Такаишвили. 1963. С. 89-103), Г. Бочоридзе (Бочоридзе. 1994. С. 110-122), Г. Чубинашвили.

Мощи

До нач. XX в. в обители в деревянном ковчеге хранилась частица мощей (локоть) свт. Николая. Согласно преданиям, эта святыня была привезена из Византии по случаю бракосочетания царевны Елены, племянницы визант. имп. Романа III Аргира, и царя Грузии Баграта IV в 1030 г. В 20-х гг. XX в. мощи были перенесены в Кутаисский музей (ныне утрачены). Бочоридзе также писал о мощевике с ящичками для разных частиц, изготовленном из доски.

Иконы

В 20-30-х гг. XX в. погибла икона Спасителя (XVIII в., доска) в окладе XI в. (позолоченное серебро; 129,5×84 см по данным Такаишвили; 112×84,5 см по данным Бочоридзе). Трехстрочная дарственная надпись Кирилла-Кахабера в нижней части оклада указывала на то, что оклад принадлежал древней иконе, на к-рой было изображено Распятие. Оклад был украшен медальонами из чеканного серебра; поясные изображения святых в нижней части сопровождались пояснительными надписями: «св. Георгий», «св. Феодор», «св. Димитрий». Верхнее поле украшали медальоны с изображениями Христа, Пресв. Богородицы и архангела.

Сохранился резной триптих «отличного стиля и хорошей техники» предположительно X-XI вв. (Национальный музей Грузии. Р 1; слоновая кость; центральная часть - 13×12,6 см, боковые створки - 11,4×5,7 см и 11,4×5,9 см) с изображением Успения Пресв. Богородицы, вырезанным из цельного куска, к к-рому сверху и снизу прикреплены планки. Задняя сторона складня гладко отполирована, левая прорезана трещиной; голова одного из ангелов, а также большая часть верхней планки обломаны. Крылья ангелов вырезаны из отдельных кусочков слоновой кости. На боковых внутренних створках изображены по 4 стоящие фигуры в 2 ряда: в верхнем ряду - святители (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий), в нижнем - святые воины, из к-рых 2 (ближе к центру) - в коротких туниках, с копьем в одной руке и щитом в другой, 2 других (ближе к краю) одеты неодинаково и расположены по-разному. На внешних сторонах створок - 4 стоящие фигуры, изображенные в 2 ряда, между ними - архидиаконы Стефан и Лаврентий. Н. П. Кондаков считал икону образцом визант. работы; однако Г. Чубинашвили на основе художественно-стилистического и сравнительного анализа доказал, что она изготовлена местными мастерами. В 1925 г. триптих был перевезен в Тифлис.

Известны также икона Пресв. Богородицы с Младенцем (80,5×59 см) в серебряном позолоченном окладе с надписью: «Мы, Богом венчанный царь царей Георгий (царь Имерети Георгий II (1565-1583).- Авт.), с сыном нашим Леоном, оковали сей лик Пресвятой Богородицы в преуспеяние царствования нашего, во здравие сына нашего Леона и во спасение душ наших»; икона Спасителя (благословляет правой рукой, в левой держит сферу), созданная на доске, с надписью хуцури: «Иисус Христос»; писанная на доске икона вмч. Георгия, поражающего дракона (XVIII в.; 25,7×36 см), на заднем плане изображены Пресв. Богородица и царица св. Александра. Икона свт. Николая (XVIII в.; 119×94,5 см), благословляющего правой рукой и с Евангелием в левой, вставлена в оклад, покрытый серебряными пластинами. На верхнем поле вычеканен Деисус (Христос, Богоматерь, св. Иоанн Предтеча, архангелы по сторонам), на боковых полях помещены фигуры апостолов: Павла, Матфея, Симеона, Фомы, Луки, Матфия (все - слева), Петра, Иоанна, Андрея, Варфоломея, Филиппа, Марка (все - справа). Все фигуры, кроме архангелов, сопровождаются пояснительными надписями. Икона Божией Матери с Младенцем в серебряном окладе (XVIII в.; 31,2×25,7 см), нимб Богородицы украшен 5 драгоценными камнями, надпись мхедрули на нижнем поле оклада указывает на то, что икону украсил моурави Симеон Джанелидзе. Такаишвили в своих заметках также упоминает неск. икон, созданных рус. мастерами: «Погребение Христа», свт. Николая, Спасителя.

Кресты

Во время антирелигиозной кампании 20-х гг. XX в. утрачен выносной крест (2-я пол. XVI в.; 29×29,5 см), пожертвованный Давидом Цулукидзе и его супругой Парсангиджавар Лашхишвили, сведения о чем сохранились в дарственной надписи на яблоке креста. Распятие и 3 поясных изображения апостолов в медальонах (диаметр 5,55 см; Матфей в центре, по сторонам - Марк и Лука) были выполнены из перегородчатой эмали; крест был украшен драгоценными камнями (3 бирюзы, 10 яхонтов, 4 рубина) и 17 жемчужинами; над распятым Христом была помещена надпись по-грузински: «Ие [Иисус] Хе [Христос], царь иудеев». Ап. Матфей представлен седовласым, в голубом хитоне и синем гиматии с красным клавом, нимб зеленого цвета с красной каймой, Евангелие в белом переплете с разноцветными камнями. Апостолы Марк и Лука черноволосые (ап. Лука с лысиной), в зеленых хитонах и темно-синих гиматиях с клавом желтоватого цвета, нимбы у обоих синие с красной каймой, Евангелия схожи с Евангелием ап. Матфея. Надписи греческие. К нач. 20-х гг. XX в. медальоны были уже значительно повреждены. Длинное древко креста было обито серебром и оканчивалось золотым яблоком с утвержденным на нем серебряным чеканным сионом с изображениями сцены «Благовещение», фигур великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста, великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона; надписи на сионе были выполнены на груз. языке: «Крест Христов», «Богородица», «Положение во гроб», «Иоанн Евангелист». Сохранились 2 деревянных небольших креста афонской работы: крест 1664 г. (Кут. 1848; 23,2 (с древком) × 8 см) в серебряной филигранной оправе, в репьях - голубая эмаль, резные и ажурные изображения Распятия и др. сцен, по древку проходит греч. надпись иером. Лаврентия; крест (Кут. 1849; 10×5,5 см) в серебряной оправе (поврежден).

Церковная утварь

В Кутаисском музее хранятся предметы утвари Н.: дискос серебряный (Кут. 1847, 1-я пол. XVIII в.) с дарственной надписью Зилдастана, воспитателя царевича Давида Нарина; потир серебряный (Кут. 1838, XVII в.) с надписью на ножке, указывающей, что потир был изготовлен и преподнесен в дар «Кутаисской Богоматери» владетельным князем Самегрело (Мегрелии) Леваном II Дадиани (1611-1657) в ознаменование его победы над царем Имерети (впосл. Зилдастан пожертвовал потир монастырю Челиши, о чем говорится в надписи на центральной части сосуда); потир серебряный (XVIII в.) с дарственной надписью Марии Шенгелия, воспитательницы Мераба и Георгия Цулукидзе; серебряный кувшин (Кут. 1853); кадило архиерейское серебряное в виде купольной церкви, с колокольчиками (Кут. 1846), а также мирохранительница серебряная с позолотой, серебряная малая чаша.

Среди предметов шитья сохранились: большая плащаница (Кут. 1863, 1702 г.; 75×85 см) с изображением сцены «Снятие с Креста» и 4-строчной золотой надписью, посвященной свт. Николаю; большой воздух (Кут. 1857; 44×63 см) с изображением Христа с архангелами в центре и эмблемами 4 евангелистов в углах, грузинские и греческие заглавные буквы вышиты на атласе серебряными и золотыми нитками; воздух (Кут. 1855, 1667 г. (?); 40×15 см), вышитый золотыми ниттями, с изображениями Христа Еммануила в центре и архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила по углам, с греческими (сверху и справа от изображения Христа) и грузинскими (снизу и слева) надписями; воздух (Кут. 1856, 1667 г. (?); 41×42 см) с вышитыми золотыми нитками фигурами Христа Еммануила (в центре) и символами евангелистов (по углам), с грузинской и греческой надписями. По мнению Бочоридзе, воздухи Кут. 1857, 1855 и 1856 были созданы одним мастером и являются образцами местного искусства. В музее также хранятся происходившие из Н. 3 покрова с изображением свт. Николая (Кут. 1858, 1859 и 1860), 3 воздуха сравнительно раннего периода, 4 антиминса 1822 г. (3 из них повреждены). А. Кутателадзе и прав. Евфимий Такаишвили упоминают вязанный гарусными нитками покров с большой иконы свт. Николая, преподнесенный монастырю кнг. Марией Эристави (урожденная Цулукидзе) в 1845 г.

Среди происходивших из Н. предметов облачения можно назвать митру, украшенную камнями и серебряными иконками (утрачена); пояс, вышитый золотыми нитками (Кут. 1854, поврежден); пару поручей, вышитых серебряными и золотыми нитками (Кут. 1862); палицу (Кут. 1861, сильно повреждена).

Рукописи и книги

Во время 1-й экспедиции прав. Евфимия Такаишвили в Рачу (1919) он обнаружил рукописные книги Н., сваленные в беспорядке, многие были повреждены. Самой древней из найденных им рукописей оказался агиографическо-гомилетический сборник (XI в.; 175 л.; 22×14 см) в кожаном переплете на деревянной основе, содержавший Житие свт. Николая (Л. 1-79 об.), Похвалу свт. Николаю прп. Андрея Критского (Л. 79 об.- 122) и Житие прп. Марии Египетской (Л. 122 об.- 175). Текст основной части (Л. 1-154 об.) был выполнен письмом нусхури на пергамене; др. часть (Л. 155-175) написана на синей бумаге. Заказчиком рукописи являлся эристав эриставов Иоване Дадиани (Л. 1, 122), крупный сановник и приближенный царя Грузии Баграта IV; рукопись была поновлена еп. Никорцминдским Сильвестром (Кутателадзе. 1894. С. 45-47; Такаишвили. 1963. С. 95-96). В описи, составленной Бочоридзе в 20-х гг. XX в., эта рукопись уже не числилась.

Частично сохранился агиографический сборник, начинавшийся с Жития апостолов Петра и Павла, выполненный письмом нусхури на пергамене; заглавия написаны киноварью. К кон. XIX в. начальная часть (86 л.) была утрачена, сохранились 80 л. (4 листа 11-й тетради; тетради 12-16, 18-21). В нескольких местах упомянуто имя переписчика Иване Инчихуисдзе, в поздних приписках указаны имена еп. Цагерского Антония (Кавтарадзе), Адама Силагадзе, Кобахидзе, Канделаки (Кутателадзе. 1894. С. 54-58; Такаишвили. 1963. С. 98).

Синаксарь (Кут. 162, XVI-XVII вв.; 159 л.; 40×26 см) был написан на бумаге письмом нусхури в 2 столбца (на каждой странице 39-46 строк, заглавия выполнены киноварью). Переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением. Начало и конец Синаксаря утрачены; сохранилась часть, содержащая чтение из кн. Бытия (Л. 1-2 об.), синаксарные Жития святых за 1-15 сент. (Л. 2 об.- 5), Минею за 1 сент.- 30 нояб. (Л. 6-159 об.) (Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 315-316). Триодь постная (Кут. 171, XVI-XVII вв.; 210 л.; 40×27 см) в кожаном на деревянной основе переплете с тиснением, написанная на бумаге письмом нусхури в 2 столбца (заглавия выполнены киноварью), содержит надпись, сделанную переписчиком текста: «От голода голова пошла кругом, ошибся, не проклинайте меня» (Там же. С. 326). Минея (Кут. 163, XVI-XVII вв.; 162 л; 40×25,5 см) без переплета сохранилась не полностью (30 нояб.- 23 февр.) и была выполнена на бумаге письмом нусхури в 2 столбца по 40 строк. Между текстами, посвященными Рождеству Христову и Богоявлению, помещены ямбы (Л. 62-63, 95 об.- 96 об.) (Там же. С. 316).

Минея 1562 г. была заказана царем Имерети Георгием II и написана на бумаге письмом нусхури в 2 столбца по 40 строк (заглавия выполнены киноварью), изначально содержала полный годовой комплект текстов в 5 книгах (Такаишвили. 1963. С. 102-103). Сохранились тексты за март (Кут. 164; 114 л.; 40×26, переписчик - Иоване Чумбуридзе) и за период с кон. июня по авг. (Кут. 165; 156 л.; 37×25; переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением; переписчик Зосиме Каргаретели) (Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 316-317). Сохранилась еще одна Минея 1562 г., заказанная Георгием II (бумага, нусхури), переписанная Зосиме Каргаретели (Там же. С. 98).

Псалтирь 1565 г. была также заказана Георгием II (бумага, нусхури) и переписана в 2 столбца Иоване Чумбуридзе. После текста Псалтири имелась вставка на др. бумаге, на к-рой, выполненный отличающимся от предыдущего почерком, размещался синодик царей и католикосов Грузии с припиской: «Христос, возвеличь душою и телом в обеих жизнях Богом венчанного царя царей Георгия». Третья часть рукописи представляет собой гимны, посвященные Пресв. Богородице, и другие песнопения, выполненные хорошим почерком в XV-XVI вв. В приписках упомянут еп. Ацкурский Мануил (Чхетидзе; 2-я пол. XVI в.), занимавший до этого Никорцминдскую кафедру. В приписке более позднего времени, выполненной письмом мхедрули, упомянуты некий Иоване Патарадзе и его супруга Танана (Такаишвили. 1939; он же. 1963. С. 98-102).

Четвероевангелие 1581 г. (Кут. 2095; 20,5×15,5×5,7 см; бумага, нусхури в 2 столбца) в кожаном на деревянной основе переплете Кондаков ошибочно датировал XIII в. Рукопись украшена заставками в виде киноварных плетений. Книга хранилась в серебряном окладе, остались следы позолоты (Кут. 60; 21×16×7 см). Рисунок выполнен чеканом и резцом по деревянной основе, в виде горельефа, отличается тонкостью линий и высоким уровнем исполнения. На лицевой стороне изображено Распятие с предстоящими Пресв. Богородицей, подпершей левой рукой голову, и ап. Иоанном с Евангелием в руках. Сверху помещены фигуры 2 ангелов, под крестом - череп Адама. Над Распятым помещена надпись: «Ие [исус] Хе [Христос], царь иудеев». Из камней, украшавших оклад, уцелели 2 аметиста и яхонт. На боковой створке представлены фигуры 4 евангелистов. На обороте помещена сцена «Сошествие во ад», изображения фигур отличаются удлиненностью пропорций, имеется пояснительная надпись «Воскресение». Верхняя боковая створка украшена изображением ангела, обращающегося к мироносицам и сидящего внутри свода Гроба Господня на сфере; над гробом надпись - «Гроб Христов». По полям пущен орнамент. Внутри оклада были сделаны 3 надписи, поясняющие, что заказчиками оклада и Четвероевангелия, пожертвовавшими их в Н., были Давид Цулукидзе и его жена Парсангиджавар Лашхишвили (Уварова. 1894. С. 139-140; Такаишвили. 1963. С. 96-97; Бочоридзе. 1994. С. 120-121). В Кутаисском музее хранятся еще несколько церковных книг из Н. XVI-XIX вв. (Такаишвили. 1963. С. 97-98, 103; Бочоридзе. 1994. С. 121-122).

Ист.: Dubois de Montpéreux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 2; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l'Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 12: Atlas du voyage sous les auspices du prince Vorontzof; Переписка на иностранных языках груз. царей с российскими государями от 1639 по 1770 г. / Сост., предисл.: М. И. Броссе. СПб., 1861; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства // ЗОЛКА. 1875. Т. 1. Кн. 2. С. 113-114; Пурцеладзе Д. Грузинские церковные гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Село Никорцминда // Иверия. Тифлис, 1889. № 174. 7 авг. С. 1 (на груз. яз.); Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии / Груз. надписи прочтены Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Моарули. Село Никорцминда: Рачинский у., 23 авг. // Иверия. 1891. № 190. 7 сент. С. 3 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Гуджары. Кутаиси, 1891 (на груз. яз.); Кутателадзе А. Село Никорцминда // Моамбе (Вестник). Тифлис, 1894. № 7. Ч. 2. С. 45-61 (на груз. яз.); Уварова П. Христианские памятники // МАК. 1894. Т. 4. С. 127-140; Мерквиладзе С. Письмо из Рачи // Иверия. 1902. № 211. 5 окт. С. 2-3 (на груз. яз.); Какабадзе С. Н. Церковные грамоты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. 2 т. (на груз. яз.); Такаишвили Е. Синодик царей и католикосов в Никорцминдской рукописи. П., 1939 (на груз. яз.); он же. Археологическое путешествие в Рачу в 1919 и 1920 гг. Тб., 1963 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), исп. Путешествие по Рача-Лечхуми // Грузинская лит-ра. Тб., 2011. Т. 12. С. 7-62 (на груз. яз.); Описание рукописей. Тб., 1953. Т. 1 / Сост.: Е. Николадзе (на груз. яз.); История и восхваление венценосцев // КЦ. 1959. Т. 2. С. 1-114; он же. То же // Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 243-302; Какабадзе С. С. Груз. документы Ин-та народов Азии АН СССР. М., 1967; Иевлев А. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., составленный Алексеем Иевлевым / Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (рус. текст, груз. пер.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг. / Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1970 (рус. текст, груз. пер.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР / Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов / Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тб., 1984. Т. 1 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / Пер. с нем.: Т. К. Шафрановская. СПб., 2002; Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.).
Лит.: Какабадзе С. Н. Законодатель Баграт Куропалат. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; он же. Рачинский триптих из слоновой кости // Он же. Вопросы истории груз. искусства. Тб., 1970. Т. 1. С. 206-235; Бадридзе Ш. Некоторые замечания о строительной надписи Никорцминды // Мнатоби (Светоч). Тб., 1961. № 6. С. 181-183 (на груз. яз.); Бердзнишвили М. Груз. исторические источники XI в. по социально-экономической истории Грузии. Тб., 1979 (на груз. яз.); Соселия О. Очерки из социально-политической истории Зап. Грузии эпохи феодализма. Тб., 1981. Т. 2 (на груз. яз.); Чачхунашвили Ц. К истории храма Никорцминда // Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1986. № 1. С. 23-24 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен, XI-XVII вв. / Сост.: Д. Клдиашвили и др. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Исторические памятники и древности Рача-Лечхуми. Тб., 1994 (на груз. яз.); Двали М. Никорцминда - что было сделано для ликвидации последствий землетрясения 1991 г. // Дзеглис мегобари. 1996. № 1 (92). С. 13-17 (на груз. яз.); Бахтадзе М. Институт эриставства в Грузии. Тб., 2003 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Церкви и священнослужители Рачи во времена экзархата. Кутаиси, 2005 (на груз. яз.).
Г. Чеишвили

Архитектура

План кафоликона мон-ря Никорцминда
План кафоликона мон-ря Никорцминда

План кафоликона мон-ря Никорцминда
С т. зр. плана кафоликон Н. входит в группу многоапсидных храмов. Церкви этого типа характерны для определенного периода груз. зодчества, встречаются пяти- и более апсидные церкви, временной диапазон ограничен периодом кон. X - нач. XI в. (Джабуа. 2012. С. 146-152): это храмы Олтиси, Гогиуба, Киагмис-Алти, Бочорма, Кацхи, Ноджихеви, Кумурдо и Н. Наибольшее сходство имеют планы Н. и Кумурдо. Кафоликон Н. в плане представляет радиально расположенные 5 апсид ярко выраженной подковообразной формы; прямоугольный зап. рукав и глубокая алтарная вима удлиняют здание по вост.-зап. оси. Внешне храм имеет форму креста. К апсиде алтаря с севера и юга прилегают 2-этажные боковые пастофории (жертвенник и диаконник). Апсидные часовни, приблизительно такой же прямоугольной планировки, расположены в зап. части церкви по обе стороны западного рукава.

Преображение Господне. Рельеф фронтона вост. фасада кафоликона. 1010–1014 гг.
Преображение Господне. Рельеф фронтона вост. фасада кафоликона. 1010–1014 гг.

Преображение Господне. Рельеф фронтона вост. фасада кафоликона. 1010–1014 гг.

В интерьере переход с полуколонн апсиды на барабан купола осуществляется с помощью 6 парусов. Храм имеет 3 входа: в центре зап. рукава и в юго-зап. и сев.-зап. апсидах. Перед зап. и юго-зап. входами находится притвор, к-рый был пристроен через неск. лет после строительства храма, предположительно в 20-х гг. XI в. (Северов, Чубинашвили. 1947. С. 23; Аладашвили. 1957. С. 18; Бочоридзе. 1994. С. 95-96; Беридзе. 2014. Т. 1. С. 275). Интерьер храма хорошо освещен окнами апсид храма и зап. рукава, а также 12 окнами барабана.

В 1-й пол. XI в. груз. рельеф, развитие к-рого началось в VIII-IX вв., шагнул на значительную ступень. Фасадный декор кафоликона Н.- один из лучших образцов завершающего этапа развития рельефа (Аладашвили. 1957. С. 7). На фасадах Н. встречаются как геометрические и растительные украшения, так и фигуративные изображения отдельных святых и праздников. Единая декоративная аркада объединяет в одно целое орнаментальный декор фасадов и способствует созданию художественного ансамбля (Там же. С. 14; Хундадзе. 2017. С. 218).

Во фронтоне вост. фасада над средней декоративной аркой в широком обрамлении помещена рельефная композиция «Преображение Господне», по обеим сторонам изображены святые воины вмч. Георгий и вмч. Феодор на конях. Над центральным окном находится большой рельефный крест. Аркада и наличники 3 окон со стороны фасада богато украшены декоративными орнаментами; для окон дополнительным акцентом служат широкие орнаментальные брови. В центре фронтона зап. фасада над центральной аркой изображен Спаситель, по обеим сторонам от него расположены 2 орнаментированных диска. На тимпане входа фасада находится образ св. Иоанна Предтечи, перед стоящим Спасителем представлены фигуры святых воинов - поражающего имп. Диоклетиана вмч. Георгия и поражающего дракона вмч. Феодора.

Второе пришествие Господне. Рельеф фронтона юж. фасада кафоликона. 1010–1014 гг.
Второе пришествие Господне. Рельеф фронтона юж. фасада кафоликона. 1010–1014 гг.

Второе пришествие Господне. Рельеф фронтона юж. фасада кафоликона. 1010–1014 гг.

В тимпане юж. притвора представлена композиция «Вознесение Креста ангелами». Во фронтоне юж. фасада помещена сцена «Второе пришествие Господне» в кратком иконографическом изводе, где изображены Спаситель и трубящие ангелы; сцену сопровождает надпись: «Второе пришествие Иисуса Христа» (КГН. 1980. Т. 2. С. 98-99; Хундадзе. 2017. С. 218). По содержанию обе композиции связаны с образом Спасителя как Судии, помещенном на зап. фасаде храма, их символически объединяет эсхатологическая тема Второго пришествия (Аладашвили. 1996. С. 11). Сев. фасад в отличие от 3 остальных относительно скромно украшен: в тимпане двери помещены поясные изображения архангелов с копьями в руках.

Богато украшенный барабан по всему периметру опоясан аркадой и резными наличниками окон. В нижней части барабана изображены реальные и фантастические животные и птицы, а также полуфигуры святых отцов, к-рые облачены в омофор, с Евангелием в левой руке и прижатой к груди правой рукой. По предположению Т. Хундадзе, один из отцов - покровитель Н. свт. Николай (Хундадзе. 2016. С. 84; Она же. 2017. С. 219).

Рельефы встречаются также в интерьере храма. Звездообразный 8-лучевой свод юж. притвора украшен орнаментальным декором: тимпанообразное пространство на концах рукавов заполнено рельефами реальных и фантастических животных. У неск. фигур животных имеются надписи: «Жар-птица», «Страус», «Курица-дракон» (Аладашвили. 1957. С. 18; КГН. 1980. Т. 2. С. 99-100; Хундадзе. 2017. С. 219).

По мнению Г. Чубинашвили и Н. Северова, над оформлением фасада кафоликона Н. работали 3 мастера. Главному мастеру, к-рый был автором всей архитектуры здания, принадлежит бóльшая часть фасадного декора; 2-й мастер мог сделать, к примеру, крест на вост. фасаде, наличники отдельных окон на зап., сев. и юж. фасадах; 3-му мастеру принадлежат орнаментальное украшение верхней части храма и декор барабана (Северов, Чубинашвили. 1947. С. 19-23; Аладашвили. 1957. С. 31-51; Она же. 1977. С. 146-182).

Колокольня сооружена из камня, на зап. стене письмом мхедрули выполнена строительная надпись, согласно к-рой колокольня выстроена на средства местного населения в период управления Имеретинской епархией свт. Гавриила (Кикодзе). Бочоридзе указывал, что на колокольне был колокол, содержавший надпись мхедрули, согласно к-рой его в 1846 г. пожертвовал храму некий Г. Гегешидзе на поминовение своей души и души своего отца Нония (Бочоридзе. 1994. С. 122).

Лит.: Северов Н. П., Чубинашвили Г. Н. Памятники груз. архитектуры. М., 1947. Т. 1: Кумурдо и Никорцминда. С. 17-23; Аладашвили Н. Рельефы Никорцминда: О фасадной скульптуре в средневековой Грузии. Тб., 1957 (на груз. яз.); она же. Монументальная скульптура Грузии. Тб., 1977. С. 144-187; она же. Эсхатологическая тема, развитая в средних веках в груз. скульптуре // Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1996. № 1(92). С. 8-12 (на груз. яз.); КГН. 1980. Т. 2: Надписи Зап. Грузии. Ч. 1: IX-XIII вв. С. 54-55, 98-103, 168-170; Бочоридзе Г. Исторические памятники и древности Рача-Лечхуми. Тб., 1994. С. 92-122 (на груз. яз.); Джабуа Н. Архитектурные типы христ. храмов в средних веках в Грузии. Тб., 2012. С. 146-152 (на груз. яз.); Беридзе В. История груз. архитектуры. Тб., 2014. Т. 1. С. 273-275; Т. 2. С. 101-102. Ил. 255 (на груз. яз.); Хундадзе Т. Недавно обнаруженный рельеф из Джалаурта // Древности Грузии. Тб., 2016. Вып. 19. С. 80-88 (на груз. яз.); она же. Архитектурная скульптура XI в. // Дадиани Т., Квачадзе Э., Хундадзе Т. Грузинская скульптура средних веков. Тб., 2017. С. 216-257.
Н. Читишвили

Роспись

Роспись кафоликона была выполнена приблизительно в 60-70-х гг. XVII в. Архитектурная особенность церкви определила иконографическую схему росписи, представленную стройной художественной системой. Относительно большая плоскость стен дала возможность мастерам разместить довольно сложно составленные сюжетные композиции и множество фигур святых на минимально раздробленных окнами плоскостях. Местами роспись утрачена. Несмотря на повреждения, хорошо просматривается общая иконографическая схема, что дает возможность определить художественный стиль и манеру. Иконографическая программа, обширная и разнообразная, осложнена рядом символических тем. Фресками покрыты не только стены, но и опоры, пилястры, входы и косяки окон. Регистры разграничены довольно широкими орнаментальными полосами, отдельные сцены - относительно узкими полосами коричневато-красного цвета.

Деисус. Божественная литургия. Роспись конхи апсиды кафоликона. 1660–1670 гг.
Деисус. Божественная литургия. Роспись конхи апсиды кафоликона. 1660–1670 гг.

Деисус. Божественная литургия. Роспись конхи апсиды кафоликона. 1660–1670 гг.

В конхе алтарной апсиды помещен 3-фигурный Деисус. На стенах вимы раскрыта многофигурная композиция Божественной литургии. В 3-м регистре представлен ряд апостолов, развернутых в 3/4, с закрытыми кодексами. В 4-м регистре расположены фигуры святителей, совершающих Божественную литургию, с раскрытыми свитками в руках; слева помещена фигура диакона с кадильницей в руках. Фигуры обращены к размещенной посередине литургической композиции «Поклонение Жертве», в центре к-рой находится потир с Младенцем Христом в нем.

В куполе храма по груз. традиции изображена композиция «Вознесение Креста ангелами». Ниже помещены фигуры 12 пророков с открытыми свитками, под ними, между окнами,- 12 фигур отцов Церкви. Завершающий регистр росписи барабана состоит из 7 сюжетных композиций: «Жертвоприношение Авраама», «Ветхозаветная Троица», «Вознесение прор. Илии», «Ворон кормит прор. Илию», «Рождество Пресв. Богородицы», «Успение Пресв. Богородицы», «Брак в Кане Галилейской».

В 4 боковых рукавах храма и в их конхах живопись распределена также в 4 регистра, здесь помещены композиции праздников, изображения отдельных святых и ктиторов. Просмотр ансамбля росписи начинается с юго-вост. апсиды, в конхе к-рой раскрыта многоэпизодная композиция «Рождество Христово», во 2-м регистре помещены сцены «Сретение Господне» и «Крещение Господне». В конхе юго-зап. апсиды находится композиция «Преображение Господне», во 2-м регистре - сцены «Воскрешение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». В конхе сев.-зап. апсиды - «Распятие Господне», во 2-м регистре - «Введение во храм Пресв. Богородицы» и «Снятие со Креста». В конхе сев.-вост. апсиды помещена сцена «Вознесение Господне», во 2-м регистре - сцены «Сошествие во ад» и «Уверение Фомы». Зап. рукав занимает многофигурная композиция «Страшный суд»: в люнете представлены композиции «Моление о втором пришествии», затем «Свернутое небо», «Рай», «Отверстый храм», «Огненная река», фигуры праведников и грешников.

Роспись купола кафоликона. 1660–1670 гг.
Роспись купола кафоликона. 1660–1670 гг.

Роспись купола кафоликона. 1660–1670 гг.

Эсхатологической тематикой проникнута вся живопись кафоликона Н.: «Вознесение Креста ангелами», триумф христианства, и «Страшный суд» воспринимаются как предвестники Второго пришествия. Диагональное расположение 4 апсид образует монограмму Христа, сцены, изображенные по диагонали, связаны друг с другом с т. зр. их богословского прочтения: «Рождество Христово» с «Распятием Господним» (идея жертвы), «Преображение Господне» с «Вознесением Господним» (идея Богоявления). Исходя из того же принципа читаются и сцены в регистрах: «Сретение Господне» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (принесение Младенца, приход юной Богородицы в храм); «Крещение Господне», «Снятие со Креста» и «Оплакивание Христа» (идея жертвы); «Воскрешение Лазаря» и «Сошествие во ад», «Вход Господень в Иерусалим» и «Уверение Фомы» (идея воскресения и победы над смертью). Т. о., во всех сценах конх 4 рукавов присутствует идея воскресения Господня. В интерьере повествование о земной жизни Христа начинается с композиции «Рождество Христово» (юго-зап. стена), тему развивают композиции на других стенах, завершает ее сцена «Вознесение Господне» (в сев.-вост. конхе).

В конховых композициях изображения довольно статичны; напротив, в сценах следующего регистра движения фигур более динамичны. Третий и 4-й регистры, занятые полноростовыми фигурами святых воинов, расположенными с равными интервалами, развернутыми в 3/4 фигурами апостолов и святых, а также ктиторским рядом со строго фронтальными фигурами, по-своему завершают цикл единой системы живописи, как бы создавая опору для всей росписи.

Ктиторский ряд представлен изображениями членов семейства Цулукидзе; в нижнем регистре юго-зап. апсиды вместо ктиторского ряда находится сцена «Чудеса вмч. Георгия». Мн. фигуры ктиторов достаточно сильно повреждены, нек-рые изображения полностью утрачены; все фигуры были снабжены надписями. В нижнем регистре юго-вост. апсиды из 4 ктиторов читается изображение только одного - Пааты Цулукидзе. Также сохранились изображения Мераба Цулукидзе, Бежана Цулукидзе, Георгия Цулукидзе и др., часто представленных вместе с супругами и известных по историческим документам и эпиграфическим материалам. Значение ктиторских фигур подчеркнуто их увеличенными размерами.

Для колорита росписи характерна гамма холодных тонов, часто встречаются темно-серые, коричневые, зеленые, черновато-синие тона, местами использована желтоватая охра. Особенно преобладает пигмент гвоздичного цвета разных тонов (от красно-коричневого до бледно-розового). Рисунок условный, сухой и однообразный, местами схематичный. Над росписью кафоликона Н. трудились 2 группы мастеров, различия в их манере исполнения особенно заметны в разработке ликов, а также в колорите и графичности.

Роспись церкви соответствует стилистике груз. настенной росписи своего времени (XVII в.), для к-рой характерно снижение общего художественного уровня живописи. Композиции содержат много деталей, они декоративны. В отличие от изображений XVI в. фигуры более телесны. В целом росписи Н. отличаются утратой монументальности, что вызвано разницей в построении фигур в каждом регистре, в их размерах.

Лит.: Бочоридзе Г. Исторические памятники Рача-Лечхуми // Вестник музея Грузии. Тифлис, 1928. Вып. 5. С. 166-222 (здесь: 202-209) (на груз. яз.); он же. Исторические памятники и древности Рача-Лечхуми. Тб., 1994. С. 92-122. Ил. 33-43 (на груз. яз.); Какабадзе С. Предварительные сведения о нек-рых эпиграфических материалах Зап. Грузии // Исторический сб. Тифлис, 1929. Т. 4. С. 102-111 (на груз. яз.); Беридзе В. Никорцминда. Тб., 1959 (на груз. яз.); Чачхунашвили Ц. Никорцминда. Тб., 1988 (на груз. яз.); Хускивадзе И. Роспись храма Никорцминда // Древности Грузии. Тб., 2003. Вып. 3. С. 109-126. Рис. 1-6. Ил. 1-4 (на груз. яз.); Никорцминда // Духовная сокровищница Грузии. Тб., 2005. Т. 1. С. 192-195 (на груз. яз.); Джапаридзе Н. Неизвестные фрески Никорцминды // Историани. Тб., 2011. № 8. С. 6-7 (на груз. яз.).
И. Чичинадзе
Ключевые слова:
Мощи, в современном руссском языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания Монастыри Грузинской Православной Церкви Рукописи, миниатюры Декоративно-прикладное искусство. Грузия Настенная роспись (Грузия) Никорцминда [Николаосцминда, Цминда Николози], мужской монастырь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя святителя Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)
См.также:
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия
ГАРЕДЖИ комплекс пещерных мон-рей в Грузии
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении
ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви
ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона
ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ))
ИШХАНИ муж. мон-рь и кафедра Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви
МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)
АВИТ (сер. V в. – 530), аббат Миси, прп. (пам. зап. 17 июня)