[Греч. Μαρκιανὸς καὶ Μαρτύριος] († 343 или ок. 355), мученики К-польские (пам. 25 окт.). Обстоятельства мучения этих святых изложены в «Церковной истории» Созомена (Sozom. Hist. eccl. IV 3). Они были приближенными сщмч. Павла I, архиеп. К-польского. Созомен называет Маркиана иподиаконом, а Мартирия - певцом (псалтом) и чтецом (анагностом). После изгнания сщмч. Павла и его мученической смерти К-польский архиеп. Македоний I стал расправляться с его сторонниками. Он отдал М. и М. на суд префекту Филиппу, возложив на них ответственность за народное возмущение в К-поле, во время которого был убит магистр конницы Ермоген (342), и за противодействие Македонию. М. и М. были приговорены к казни и обезглавлены. Они были похоронены за стеной К-поля. К этому месту люди боялись приближаться из-за появлявшихся привидений, но после погребения мучеников страхования там прекратились, а возле гробницы М. и М. стали происходить исцеления от недугов и беснования. Свт. Иоанн Златоуст начал строить над их гробницей храм, а завершил строительство архиеп. К-польский Сисиний (соч. Patria Constantinopoleos приписывает возведение этого храма имп. Феодосию II - Patria CP. III 188. T. 2. P. 275).
Агиографическая традиция сохранила Мученичество М. и М. в 2 версиях: пространной и краткой. В обеих дается предыстория мученической кончины святых: церковная борьба в К-поле в правление императора-арианина Констанция II, начавшаяся после смерти свт. Александра I, архиеп. К-польского, ход к-рой изложен на основе «Безглавой истории» IV в. В краткой версии (BHG, N 1028y; Hieros. Sab. 27, XI в.) оба мученика названы чтецами и говорится, что их жестоко бичевали перед казнью. В отличие от текста Созомена названо место погребения - у Мелантиадисийских ворот (к-рые вели к городку Мелантиада, расположенному к северо-западу от К-поля - Franchi de' Cavalieri. 1962. P. 419). Пространная версия (BHG, N 1028z; Paris. gr. 1468, XI в.) добавляет, что М. и М. были еще и нотариями (нотариусами в составе клира Св. Софии). Упоминается, что они поднимали народ против еретиков, а на суде перед епархом смело обличали приверженцев ереси. М. и М. были казнены за городом и похоронены у Мелантиадисийских ворот, где от их мощей начали происходить исцеления. Др. Мученичество М. и М. (BHG, N 1029; ActaSS. Oct. T. 11. P. 575-577; PG. 115. Col. 1289-1293) было создано Симеоном Метафрастом на основе пространной версии, но в нем опущен ряд деталей (напр., указание на Мелантиадисийские ворота). Неизданной остается Похвала диакона и хартофилакса Прокопия (BHG, N 1029с).
Сохранились также краткие синаксарные сказания, к-рые следуют вышеупомянутым источникам. Согласно Синаксарю К-польской ц., М. и М. были чтецами, писцами, нотариями и учениками сщмч. Павла. Ворота в этом тексте названы не Мелантиадисийскими, а Меландисийскими, в качестве строителя храма указан свт. Иоанн Златоуст (SynCP. Col. 161-162). В Минологии имп. Василия II говорится, что М. и М. обличали ариан; подобно своему учителю, были схвачены епархом Филиппом; их мучили и заключили в мрачную темницу, где морили голодом. Затем М. и М. привели на суд и пытались склонить к арианской ереси, но не смогли их убедить и приговорили к казни (зарезали ножами на краю стен) (PG. 117. Col. 125). Это сказание вошло в состав нестишного Пролога (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 254-256). Др. вариант сказания представлен в стишных Прологах (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2. С. 76-77). В домакариевских Четьих-Минеях, напр. в РГБ. Вол. № 591, посл. четв. XV в. (Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 82) встречается перевод сокращенной версии греч. Мученичества М. и М. (BHG, N 1028y). ВМЧ включает перевод Мученичества (BHG, N 1028y) и сказания из нестишного и стишного Прологов (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1864, 1867-1870). Перевод Метафрастова Мученичества (BHG, N 1029) содержится только в южнослав. рукописях (Иванова. Biblioth. Hagiogr. C. 266-267).
Иконография святых складывается в кругу художников, создававших книжную иллюминацию для столичного визант. скриптория; их образы появлялись чаще всего в сборниках житий святых. Древнейший пример, миниатюра Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 137, 1-я четв. XI в.), показывает мучение святых. На фоне архитектурного ансамбля, состоящего из купольной церкви с алтарем и портиком-нартексом, а также из портика-галереи, палач закалывает, словно домашний скот одного из святых. Другой святой, видимо М., стоит слева, ожидая своей участи (руки связаны за спиной). Оба святых молоды, у них короткие волнистые русые волосы, небольшие бородки. Облачены в диаконские одежды: на М. длинная туника золотистого цвета, на Мартирии - голубого; плащ наподобие фелони у М. вишневый с золотистыми складками, у Мартирия - сиреневый. Между святыми, чьи лики спокойны и прекрасны, видна композиционная связь, призванная обозначить духовное единство: взгляд М. направлен на мученичество товарища, а погибающий под ножом Мартирий смотрит прямо на М. Художник использует мотивы поздней античности, связанные с темой прославления подвига мучеников как подражателей искупительной Жертвы Христа: М. стоит между 2 ниш, обрамленных порфировыми колоннами и облицованных пурпурными плитами, что делает их похожими на экседры алтарей в христ. базиликах эпохи равноап. имп. Константина Великого. Кровь из раны Мартирия усиливает яркость красок, к-рыми переданы архитектурные детали этого небесного подобия К-польской Вел. Церкви. Образы святых в синих длинных туниках и с черными плащами на плечах парно изображены на маргинальной миниатюре на полях Евангелия с Минологием на год (Vat. gr. 1156. Fol. 263 r, 3-я четв. XI в.). Оба молоды, с темными волосами и короткими бородками, с крестами в руках, у М. одно плечо полностью прикрыто фелонью. В белых диаконских одеждах и в виде безбородых юношей святые изображены на многофигурной минейной миниатюре с рядами святых (Vind. gr. 6. Fol. 2v, XI в.) и при текстах их Житий: в начале житийного текста как стоящие рядом в паре (ГИМ. Син. греч. 175. Л. 217, XI в.) и в его же конце как обезглавленные (Л. 218 об.). В поздневизант. период их фигуры в составе минейных циклов появляются в греко-грузинской рукописи кон. XV в.- в белых диаконских одеждах, с орарями («Афонская книга образцов», РНБ. O. I. 58. Л. 83). В минейных циклах храмовых росписей на Балканах сцена их мучения изображена как усекновение мечом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18). Парное изображение святых есть в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (1348). Композиции имп. минологиев средневизант. времени в упрощенной форме повторяются в поздних рукописях для визант. аристократии, напр. в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 14 v), где на 1-м плане лежат обезглавленное тело и глава. Основу композиции представляет заклание одного из святых. При этом взгляд святого обращен к молящемуся.
В афонских стенописях фигуры М. и М. известны в мон-ре Ватопед (1311/12), где располагаются в наосе кафоликона в среднем ярусе юж. певницы в сонме мучеников и воинов; в том же ярусе сев. певницы написаны святые Флор и Лавр; в том же мон-ре в парекклисионе св. Врачей (кон. XIV - нач. XV в.) медальоны с их изображениями расположены на арке, соединяющей сев.-зап. столп и зап. стену. К-польское происхождение мучеников, вероятно, повлияло на их почитание в сонме столичных святых. Поэтому их единоличные образы и сцена мучения в XVI в. встречаются в росписях неск. мон-рей, выполненных критскими мастерами: в старом соборе мон-ря Ксенофонт (ок. 1544), в наосе кафоликона мон-ря Дионисиат, там же в парекклисионе Акафиста (оба - 1546/47, мастер Дзордзис Фукас), в парекклисионе свт. Николая Чудотворца в кафоликоне Вел. Лавры (1559, мастер Франгос Кателанос), в наосе кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68), в ватопедском парекклисионе Панагии Парамифии (1677/78). Сцена казни святых входит в состав минейных циклов: в трапезных мон-рей Вел. Лавра (2-я четв. XVI в., мастер Феофан Стрелицас Вафас) и Дионисиат (1602/03, мастер мон. Даниил); в великих папертях (лити) кафоликонов мон-рей: Кутлумуш (1539/40, мастер мон. Макарий), Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Фукас), Ксенофонт (1564, мастер мон. Феофан), Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Фукас).
В рус. подлинниках у святых могли отмечаться возрастные различия. В иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в. сказано: М. «аки Флор рус», в красном плаще, средней тунике темно-красного цвета (багор с белилом), нижняя - синяя; Мартирий «млад аки Димитрий Селунский», в сине-зеленых одеждах, с розовым нижним платьем; левой непокровенной рукой святой указывал на свою главу (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 179; Большаков. Подлинник иконописный. С. 42). У акад. В. Д. Фартусова в руководстве для иконописцев (1910) есть уточнение, что М. был чтецом, средних лет, с небольшой бородой, изображать его следовало в стихаре, в руках мог быть свиток с текстом. Мартирий был в том же возрасте, «иподиакон», облачен в стихарь с перекрещенным на груди орарем (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 57).