(Козмины, Кузьмины), фамилия неск. иконописцев 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.; в документах упоминаются ок. 30 ее носителей. Нек-рые из иконописцев могли работать вместе, однако родственные связи не прослеживаются; география мест жительства обширна: Москва, Ярославль, Кострома, Вологда, Новгород, Калуга. Лишь о нек-рых из К. сохранилось достаточно документального материала, чтобы составить представление об их биографии и творческой деятельности.
кормовой иконописец, упоминается в документах 1675-1685 гг. Он участвовал в создании икон для ц. Нерукотворного образа Спасителя, «что у государя на сенях», в Московском Кремле (1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. № 16641), для царских врат Успенского собора во Владимире, находившихся «в починке» в Оружейной палате (1678; образы Московских святителей Петра, Алексия и Ионы; Там же. Ч. 33. № 959. Л. 362), для дворцовых церквей прмц. Евдокии (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. № 16932) и св. Иоанна Белградского (1679), для ц. прп. царевича Иоасафа в с. Измайлове (дек. 1679; Там же. Ч. 12. Т. 2. № 18444), для собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря в Москве (1685; Там же. Ч. 14. № 23427). Летом 1680 г. «был у стенного письма у западных дверей» в московском Успенском соборе (Там же. Ч. 12. Т. 2. № 18977).
костромской иконописец, деятельность к-рого прослеживается по документам 1670-1689 гг., возможно, являлся учеником ярославского мастера Севастьяна Дмитриева Башки (Кочетков. Словарь иконописцев. С. 340). В 1670 г. его вызвали в Москву для написания местных икон для дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя; в следующем году он участвовал в росписи Успенского собора Ростова и в создании для него икон (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 10. № 13556), писал иконы для царя вместе с Гурием Никитиным и др. своими земляками (Там же. Ч. 11а. Т. 2. № 15477). В марте 1673 г. был вызван в Москву в составе костромской артели и поступил на службу в Оружейную палату Московского Кремля в качестве кормового иконописца 2-й статьи (Там же. Ч. 10а. № 14052, 14095). В 1676 г. он снова участвовал в создании икон («деисусов и праздников») и расписывал стены в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце (Там же. Ч. 11а. Т. 2. № 16069), в том же году, согласно царскому указу, стал получать жалованье в числе др. костромских иконописцев (Брюсова. 1984. С. 316). В июле 1679 г. выполнил иконы для ц. Покрова Пресв. Богородицы с. Измайлова. Участвовал в росписи ц. прор. Илии в Ярославле (1680; его имя содержится в летописи на юж. стене храма) и Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме вместе с Гурием Никитиным (1684). Костромские мастера во главе с Василием К. и Василием Осиповым расписывали Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве (1689; Она же. 1982. С. 257-260), после смерти Никитина оба иконописца возглавили костромскую артель. В. Г. Брюсова приписывает Василию К. авторство клейм Феодоровской иконы Божией Матери в чудесах Гурия Никитина (КГОИАХМЗ, кон. XVII в.; см.: Там же. С. 134-144), обнаруженной в 1960 г. С. И. Масленицыным в ц. Нерукотворного образа Спасителя на Запрудне в Костроме (реставрирована Н. В. Дунаевой в 1969). Брюсова также предполагает, что Василий К. мог принимать участие в создании еще одного списка Феодоровской иконы Божией Матери (КГОИАХМЗ, кон. XVII в.) в качестве ученика Гурия Никитина, выполнившего «доличное» письмо (Там же. С. 144).
упоминается в документах с 1684 г. как 1-й жалованный иконописец Кириллова Белозерского мон-ря. По заказу строителя Ниловой Сорской пуст. мон. Корнилия он писал икону св. Иоанна Крестителя, «местную в киот», оплату за которую получил в 1689 г. (Опись Кирилло-Белозерского монастыря и приписанной к нему Ниловой пуст. 1689 г. // СПбФИРИ. Ф. 115. Д. 693. Л. 22). В 1695-1696 гг. «по указу государей властей, а по челобитью вдовы Татьяны Лукьяновы дочери Обухова монастырские иконники Иван Козмин с товарыщи» написали Богородичную запрестольную икону в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Звоз на р. Шексне (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Д. 618 (1695-1696 гг.). Л. 67).
в 1668-1670 гг. выполнил ок. 450 копий Владимирской иконы Божией Матери, большинство по заказу патриарха, часть «на красках», часть «на золоте» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 67, 69, 73).
Осипов К. упоминается, согласно сохранившемуся договору, в настенной летописи Знаменского собора Вел. Новгорода (1702) как иконописец дворцового села Плёс Костромского у. (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. № 1031. Л. 552 об., 553).
Двое иконописцев с фамилией К. известны в Троице-Сергиевом монастыре:
(Лифантий, Вонифатий), травщик 1-й статьи, упоминается в документах 1656-1678 гг.
иконописец 2-й статьи, отмечен в документах 1660-1679 гг. Некоторые заказы они выполняли совместно. Так, в 1662 г. они работали над стенописью ц. Феодора Стратилата в Богоявленском монастыре на Троицком подворье в Москве (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 7. № 7994). В апр. 1669 г. на указ царя монастырским иконописцам «Внифантию и Семену Козьминым со товарищи» написать иконы для ц. Нерукотворного образа Спасителя «самым добрым мелочным писмом» монастырские власти ответили, что эти иконописцы заняты работой над книгой, «а других добрых мастеров в монастыре нет» (Забелин. 1850. С. 118-119). В 1670 г. они делали миниатюры для кн. «О душевном лекарстве» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. № 12829) и вместе с другими иконописцами создали 6 икон для ц. Нерукотворного образа Спасителя (Там же. № 12713. Л. 3-7). В 1671-1673 гг. иконописцы Троице-Сергиева монастыря написали 12 икон по указу царя, однако некоторые пришлось переписать из-за ошибок в иконографии и не удовлетворившего заказчиков стиля письма (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ч. 9. № 12829). В сент. 1657 г. Нифонт К. вместе с Симоном Ушаковым и нек-рыми царскими кормовыми иконописцами выполнил стенопись «на дорогах у внешних сторон на церкви» на патриаршем дворе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 43. Л. 82 об., 83 об.). В 1666 г. он «был у стенного письма» в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце и в Оружейной палате (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 8. № 10629). Семен К. летом 1660 г. в составе иконописной артели во главе с Иваном Филатьевым «чинил стенное письмо» в Успенском соборе (Там же. Ч. 6. № 7001). В кон. 60-х гг. XVII в. он участвовал в росписи некоторых зданий Московского Кремля, напр. «подзоров и рези около Грановитой палаты» (Там же. Ч. 8. № 11162). Последнее упоминание о нем относится к 1679 г., когда он писал иконы для Покровского собора в с. Измайлове (Забелин. 1894. С. 173).
московский кормовой иконописец 2-й статьи, упоминается в 1677-1680 гг. Он много работал для домовых церквей Теремного дворца Московского Кремля: в числе др. иконописцев «был у письма» «Распятия, пророков и ангелов к жертвеннику» в ц. Нерукотворного образа Спасителя (апр. 1677; РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 11б. Т. 3. № 16641) и участвовал в ее стенописи (1679); писал иконы праотцев в ц. прмц. Евдокии, а затем «икону стихиры Евангельския да в кругах 12 икон праотеческих» для той же церкви (1678; Там же. Ч. 12. Т. 1. № 16932; Ч. 33. № 959. Л. 363 об.); олифил иконы для ц. Воскресения Христова (1678; вместе с Исайей Ананьиным и Петром Фёдоровым - Извеков Н. Д., прот. Церковь во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912. С. 6); писал Деисус, праздники и местные иконы для ц. св. Иоанна Белградского. Летом 1680 г. иконописец «был у стенного письма над задными дверьми» в московском Успенском соборе (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 12. Т. 2. № 18977, 19557, 19558). Вместе с др. жалованными иконописцами писал сцену апостольской проповеди для ц. Сретения Господня «на сенях» (Там же. № 18977). Среди его работ, выполненных за пределами Московского Кремля, можно назвать иконы для царских врат Успенского собора во Владимире (1678, вместе с Афанасием К. и Иваном Васильевым), роспись южной и северной дверей, а также местные иконы и Деисус в «полотняной церкви» кн. Михаила Черкасского (Забелин. 1894. С. 169, 173).