(Нестерович Иван Гаврилович; 25.01.1783, с. Ст. Дмитрушки, близ Умани - 18.05.1864, Толгский мон-рь), архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. Возможно, серб по происхождению. Род. в семье священника. Две сестры архиерея были замужем за священниками. В 1792-1799 гг. обучался в униат. василианском уч-ще в г. Умани, хорошо изучил польск. язык, свободно пользовался им в личной переписке. В окт. 1800 г. поступил в философский класс Киево-Могилянской академии, в 1801 г. перевелся в класс богословия. По окончании академии в мае 1804 г. был оставлен в ней по рекомендации ректора архим. Иринея (Фальковского; впосл. епископ Смоленский), преподавал нем. язык и др. дисциплины.
В 1811 г. по прошению Кишинёвского митр. Гавриила (Банулеску-Бодони) и по рекомендации Бендерского еп. Димитрия (Сулимы) И. Нестерович был направлен в Яссы в главное Молдовлахийское уч-ще, преподавал там русскую словесность и греч. язык. В 1812 г. перемещен в Кишинёв, принимал участие в устройстве Кишинёвской ДС и пансиона для молдав. юношества при ней. 11 нояб. 1813 г. митр. Гавриилом (Банулеску-Бодони) пострижен в монашество с именем Ириней, затем рукоположен во иерея. С 25 мая 1817 г. И.- архимандрит Курковского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. Служил префектом, а с 19 февр. 1821 г.- ректором Кишинёвской ДС, был членом духовной консистории. Гр. М. С. Воронцов поручил ему заведовать местными ланкастерскими школами. Познакомился с А. С. Пушкиным. В 1824 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. Исполнял обязанности законоучителя 1-го кадетского корпуса. Выпускник этого учебного заведения Г. Д. Похитонов вспоминал, что И. уважали директор и офицеры кадетского корпуса. Текст проповедей он не писал заранее, говорил просто. Воспоминания Похитонова почти дословно передал Н. С. Лесков в рассказе «Кадетский монастырь» (Лесков. 1957. С. 342-343). Однако из-за расхождения во взглядах на воспитание кадетов с директором Пажеского и Сухопутного корпусов ген.-адъютантом Н. И. Демидовым И. вскоре был уволен из 1-го кадетского корпуса.
31 янв. 1826 г. И. был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. И. считал важным обстоятельством то, что это была 1-я хиротония, совершенная во время царствования имп. Николая I. 22 авг. того же года И. присутствовал на коронации императора в Москве. В нояб. 1828 г. ввиду разделения епархии на Пензенскую и Саратовскую получил титул «епископ Пензенский и Саранский». И. заботился об искоренении язычества среди мордвы, решительно боролся со старообрядчеством, поощрял переход старообрядцев в единоверие. При И. начался процесс перевода иргизских старообрядческих мон-рей в единоверческие. Имел репутацию строгого и требовательного архипастыря. Объезжая епархию, посылал в Пензу неграмотных священников и заставлял их обучаться чтению, письму и правильному совершению богослужения. 3 дек. 1827 г. обязал священников после литургии разъяснять прихожанам заповеди Господни, Символ веры, обучать их молитвам. При подготовке к проповедям пользовался сочинениями франц. проповедников и нем. философскими трактатами. Требовательность И. многим не нравилась, современники публично критиковали его. По преданию, И. любил повторять: «Хотя имя мое, Ириней, значит мир, но я ни с кем не мог быть в мире».
26 июля 1830 г. И. был назначен на Иркутскую, Нерчинскую и Якутскую кафедру с возведением в сан архиепископа, в окт. того же года прибыл в Иркутск. В огромной по площади епархии накопилось много проблем: необходимо было вести активную миссионерскую деятельность, увеличить число священнослужителей и поднять уровень их образования. И. направлял в улусы бурят талантливых проповедников в качестве миссионеров, в т. ч. в 1831 г. семинариста Е. И. Добросердова (см. свт. Герасим, еп. Астраханский). И. составил для него секретную инструкцию, в к-рой призывал не афишировать цель миссии, а просто посещать дома бурят, в особенности лам, в качестве путника; действовать с любовью, кротостью, терпением; предлагать крещение только после длительного обучения. Также архиерей поручил Добросердову следить за нравственным состоянием местного духовенства. И. стал побуждать клириков к более активной деятельности, обязал причт регулярно изучать Свящ. Писание и богослужебные книги, требовал во всем порядка и благочестия, за проступки переводил священников на должности дьячков, посылал провинившихся на неск. месяцев в мон-рь. За короткое время управления епархией ему удалось наладить расстроенное делопроизводство Иркутской духовной консистории, упорядочить работу духовных уч-щ.
И. был сторонником независимости Церкви от гражданской администрации. Он сразу же вступил в конфликт с ген.-губернатором Вост. Сибири А. С. Лавинским, иркутским городничим А. Н. Муравьёвым и др. чиновниками. В течение неск. лет И. и его противники посылали жалобы друг на друга в С.-Петербург, в т. ч. на имя имп. Николая I. Архиерей открыто обличал низкопоклонничество духовенства перед светскими чиновниками, особые почести, оказываемые им во время богослужения, пороки светского общества, вызывая враждебную реакцию мн. людей. Из-за утомительной борьбы и интриг за неск. лет в архиерейском сане И. превратился в немощного человека, поведение к-рого многие объясняли сумасшествием. Лавинский в письме императору донес о «помрачении разума архиепископа Иринея». «Душевный недуг» архиерея преподносился на страницах светских журналов как сенсация или как скандал. И. называли «последним представителем духовной оппозиции местной светской власти», «последним клерикалом и ультрамонтаном» (Ириней (Нестерович), архиеп. Иркутский. 1882. Т. 35. С. 562). Были проведены «секретные исследования» о «беспорядках, происшедших по Иркутской епархии» и о «предосудительных действиях» архиепископа. После этого, выслушав мнение Святейшего Синода, имп. Николай I 28 июня 1831 г. повелел отстранить И. от должности, запретить в священнослужении и отправить в Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-рь под надзор. И. получил указ об увольнении не в печатном, а в письменном виде. Он выразил сомнение в его подлинности, отказался оставлять кафедру и призвал городское население поддержать своего архиерея. Эти события вошли в историю как «бунт архиепископа Иринея». Имп. Николай I потребовал от Синода разобраться в действиях И. и при необходимости снять с него сан. По распоряжению обер-прокурора Синода кн. П. С. Мещерского указ об отстранении И. от должности был срочно отпечатан в количестве 500 экз. и отправлен генерал-губернатору Вост. Сибири для распространения по Иркутской епархии. 22 окт. того же года, получив печатный экземпляр указа, И. подчинился. 26 нояб. он был вывезен из города под конвоем и 18 дек. того же года доставлен в Вологду.
В Вологодском архиерейском доме были проведены допрос и медицинское освидетельствование архиепископа. 30 дек. 1831 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) сообщил в Синод о его полной вменяемости: «...ни по разговорам, ни по телодвижениям, ни по другим действиям, никакого расстройства умственных способностей не замечается» (см. подробнее: Головщиков. 1893. С. 5-6). В Прилуцком мон-ре И. вел подвижническую жизнь, много писал, в т. ч. ряд статей для духовных журналов. В 1837-1840 гг. Синод присылал к И. старообрядцев для их увещевания. В бумагах архиерея сохранилось его соч. «О происхождении двуперстнаго, троеперстнаго и именословнаго крестного сложения». Вологодский еп. Стефан сочувствовал И. и хорошо отзывался о нем в донесениях Синоду. Следующий Вологодский архиерей, свт. Иннокентий (Борисов), с любовью относился к ссыльному архипастырю. Указом Синода от 7 февр. 1839 г. И. получил разрешение совершать богослужения, это известие архиерей встретил со слезами. В нояб. 1841 г. по ходатайству свт. Иннокентия И. дозволялся выход за пределы обители; он познакомился со мн. жителями Вологды, принимал участие в делах монастыря, помогал бедным. Горожане любили и уважали архипастыря, считая безвинно пострадавшим, прозорливым и юродивым. 17 апр. 1848 г. И. был назначен настоятелем Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря. 25 мая того же года под колокольный звон всех городских церквей он прощался с жителями Вологды, при выезде из города благословил его. В Толгском монастыре за 2 года до смерти И. приготовил для себя дубовый гроб, выкопал могилу около Спасской ц. монастыря, где и был погребен.
И. был награжден орденами св. Анны 2-й (1818) и 1-й (1829) cтепени, св. Владимира 3-й степени (1824). После смерти в его бумагах было найдено много заметок, неоконченных статей, черновиков писем Московскому свт. Филарету (Дроздову), Новгородскому митр. Серафиму (Глаголевскому), Ярославскому архиеп. Нилу (Исаковичу), Кишинёвскому еп. Иринарху (Попову), Тобольскому архиеп. Евлампию (Пятницкому) и проч. Большая часть книжного собрания И., оставшегося в Иркутске, была передана в Иркутскую ДС, а в 1920 г. поступила в Иркутский гос. ун-т. Помимо печатных изданий XVIII-XIX вв. в б-ке И. хранились и рукописные сочинения, в т. ч. «Хрисмологион, сиречь книга преречнословная» (XVII в.) Николая Спафария и «Молдавский летописец» (XVIII в.) архим. Варфоломея (Мазэряну).
Известен гравированный портрет И. 1879 г. работы Л. А. Серякова, изданный в качестве приложения к ж. «Русская старина» (1879. Т. 26. Нояб.; отдельный лист в ЦАК МДА), а затем в кн. «Русские деятели в портретах, гравированных акад. Л. Серяковым» (СПб., 1882. Т. 1; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 153-154). И. представлен вполоборота влево, по пояс, в архиерейской мантии и черном клобуке, на груди панагия, ордена св. Анны и св. Владимира, правой рукой именословно благословляет, в левой держит архиерейский жезл с навершием в виде змеиных голов и сулоком. Он сравнительно молод, с крупными правильными чертами лица и темной бородой средней величины, внизу раздвоенной. О существовании раннего портрета И. в одной из келий братского корпуса упоминается в описи имущества Вознесенского мон-ря в Иркутске 1840 г. (ГА Иркутской обл. Ф. 121. Оп. 1. Д. 221. Л. 10).
В собрании ВГИАХМЗ хранятся 3 живописных, профессионально исполненных портрета, ранее считавшиеся изображениями еп. Евлампия (Пятницкого) (см.: ПЭ. Т. 17. С. 154-156). Один из портретов поясной, репрезентативного характера, имеет подпись худож. Н. И. Катина с датой 1848 г., когда Вологодскую кафедру занимал еп. Евлампий. Погрудный портрет, поступивший из Духовской ц. Вологды, является своего рода натурным этюдом к этому парадному полотну, к-рое происходит из Димитриева Прилуцкого монастыря. Третий портрет (из вологодского древлехранилища, куда поступил в 1902 от мещанина Н. В. Серебрякова) написан масляными красками на бумаге, наклеенной на холст, полностью идентичен по иконографии погрудному варианту; на обороте подрамника надпись: «Еп. Ириней».
Можно предположить, что на всех портретах изображен И., проживавший под надзором в Димитриевом Прилуцком монастыре до 1848 г. Инспектор Вологодской губ. гимназии Ф. Н. Фортунатов упомянул в воспоминаниях, что Катин написал портрет И. для Прилуцкого мон-ря «старанием отца казначея Илариона по заказу А. Г. Волковой» (Фортунатов Ф. Н. Воспоминания вологжанина о преосв. архиеп. Иринее, пребывавшем на покое в Спасо-Прилуцком вологодском монастыре, с присовокуплением извлечений из писем архиепископа. Вологда, 1868. С. 106-107). Портрет И. числится в документах мон-ря, он находился в настоятельских кельях (Главная опись Спасо-Прилуцкого мон-ря 1914 г.; ВГИАХМЗ. Отд. письменных источников. Ф. 3. Оп. 1. Д. 22. Л. 107; Савваитов П. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 19144. С. 52). Судя по дате, парадный портрет был создан в связи с назначением И. настоятелем Толгского Введенского монастыря и отъездом его из Вологды.
И. представлен вполоборота влево, в рясе и черном клобуке, на груди панагия с ростовым образом Божией Матери, орденский знак и звезда св. Анны 1-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. На большом портрете 1848 г. в руках И.- четки и листы бумаги (указание на ученые занятия). Из надписи на обороте следует, что это часть большого комплекса произведений («Съ правой стороны нижний рядъ 1 м. отъ дверей»). На всех портретах архиерей имеет узнаваемый облик (темные глаза, густую окладистую бороду с проседью, бородавку возле переносицы) и аналогичную трактовку лица в академической манере; отличия от более условного гравированного портрета объясняются передачей возрастной характеристики И.