[лат. Ildefonsus, Hildephonsus] († 667), св. (пам. зап. 23 янв.), еп. г. Толет (ныне Толедо, Испания), богослов, церковный писатель. В средние века один из самых почитаемых испанских святых. Достоверные сведения о жизни и деятельности И. содержатся в его сочинениях, а также в краткой биографической заметке, составленной 2-м преемником И. на епископской кафедре св. Иулианом (680-690), вероятно лично его знавшим (BHL, N 3917-3918). В заметке, к-рую Иулиан добавил к соч. И. «О знаменитых мужах» (De viris illustribus), приведены лишь основные сведения о святом и его лит. творениях. Текст сохранился в 2 редакциях. Редакция, представленная в самой древней рукописи (León. Biblioteca Capitular. MS 22. Fol. 145v - 146r, IX в.), считается первоначальной (ActaSS. Ian. T. 2. P. 537). Во 2-ю редакцию, более позднюю, внесено сообщение о бегстве И. из дома и о гневе его отца (Flórez. 1750. T. 5. P. 463-464). Существует также особый вариант произведения с интерполированными эпизодами из более поздней агиографической традиции И. (Ledesma. 2005. P. 56-58). А. Брегельман включала в число основных источников также Мосарабскую хронику 754 г. (Braegelmann. 1942. P. 2), испан. исследователи (А. К. Вега, Ф. Ривера Ресио) рассматривали как достоверные сведения, собранные в Житии И., составителем которого считается Толетский еп. Сихила (Сихилан; 774-783). Однако информация, приведенная в Житии и др. памятниках мосарабской эпохи, не всегда согласуется с данными более ранних источников.
Скудные биографические сведения, характеризующие И., могут быть дополнены на основании агиографических произведений, однако информация, к-рая содержится в поздних житиях, вряд ли является достоверной. Сихила утверждал, что И. был учеником св. Евгения и св. Исидора Гиспальского (Севильского). Согласно «Асторгскому сказанию» сер.- 2-й пол. XIII в., И. был сыном Стефана и Луции, знатных жителей Толета, племянником по матери еп. Евгения (вероятно, Евгения II). По мнению Э. Томпсона, отметившего, что среди романского населения Испании герм. имена не получили распространения, родители И. были готами (Thompson. 1969. P. 291). В позднейшей испанской хронике XV в., составление к-рой приписывалось Лиутпранду, рождение И. датировано 607 г. (645 г. испан. эры). Согласно этой хронике, в возрасте 10 лет И. был направлен св. Евгением в г. Гиспалис (ныне Севилья) для обучения у св. Исидора, повлиявшего на его решение стать монахом.
И. возглавлял Толетскую кафедру в годы правления кор. Рекесвинта (653-672), продолжавшего по примеру своего отца Хиндасвинта (642-653) политику укрепления королевской власти. Хиндасвинт, стремясь контролировать церковную жизнь, в 646 г. назначил на Толетскую кафедру архидиак. Евгения вопреки просьбам его наставника св. Браулиона, еп. Цезаравгусты (ныне Сарагоса), к-рый желал видеть Евгения своим преемником. Толетская кафедра была первенствующим престолом королевства (с 610); епископ столичного города, где созывались Соборы, фактически был старшим иерархом в Испании. Епископы Браулион и Евгений не одобряли попытки Хиндасвинта установить контроль над Церковью (Ibid. P. 195-199). На VIII Толетском Соборе (653) Рекесвинт, нуждаясь в поддержке церковной иерархии и аристократии, осудил жесткую политику отца. Благодаря соборному постановлению, согласно которому короля должны избирать епископы вместе с придворной знатью, усилились позиции Толетской кафедры. Укрепившись на королевском престоле, Рекесвинт, так же как и его отец, предпринял попытки ослабить влияние прелатов и знати, что получило отражение в решениях X Собора (656). После этого король перестал созывать Соборы. Большинство исследователей полагают, что после 656 г. отношения Рекесвинта с церковными иерархами были напряженными (Ibid. P. 208-209).
Как аббат крупного Агалийского мон-ря И. был влиятельным церковным деятелем и, вероятно, рассматривался как кандидат на Толетскую кафедру, к-рую в 1-й пол. VII в. занимали бывш. агалийские аббаты Элладий и его ученики Иуст (633-636) и Евгений I (Евгений II; 636-646) (Collins. 2004. P. 167). По свидетельству Иулиана, И. указом короля был насильно доставлен в Толет (описание подобного «насильственного» возведения на кафедру еп. Евгения II по повелению Хиндасвинта в соч. И. «О знаменитых мужах» имеет ряд общих черт с текстом Иулиана). Рекесвинт, рассматривая И. как желательного преемника Евгения II, незадолго до смерти епископа велел перевести агалийского аббата в состав городского клира, а затем назначил его на кафедру. По предположению Томпсона, Рекесвинт пытался ослабить группу романских иерархов на Соборах, вводя в их состав гот. придворную знать, а также назначал готов на епископские кафедры (Thompson. 1969. P. 295-296). Мосарабские авторы VIII в., в т. ч. Сихила, утверждают, что Рекесвинт был жестоким нечестивцем и, вероятно, враждовал с И., однако источник этих сведений неизвестен. То обстоятельство, что общеиспан. Соборы могли созываться только королем и что при И. в Толете не было проведено ни одного Собора, может свидетельствовать в пользу этой версии (Collins. 2004. P. 99-100).
Не располагая достоверными сведениями об И., мосарабские авторы пытались «реконструировать» некоторые его деяния. На X Толетском Соборе (656) был установлен особый праздник в честь Богоматери 18 дек., заменивший празднование Благовещения 25 марта, к-рое приходилось либо на Четыредесятницу (Великий пост), либо на период праздников пасхального цикла, когда, согласно африкан. и испан. традиции, другие праздники не отмечались (Concilium Toletanum X // PL. 84. Col. 441). Сихила приписывал И. составление проприя мессы и гимнов на праздник 18 дек., с этим же празднеством он связывал основные чудеса И. В позднейшей агиографической традиции установление праздника 18 дек. также приписывалось И. Мосарабская хроника 754 г. содержит легендарные сведения о присутствии И. на XI Толетском Соборе (675).
Ряд сюжетов агиографической традиции И. основан не столько на событиях реальной жизни епископа, сколько на его лит. произведениях. Иулиан Толетский разделил сочинения И. на 4 группы: труды на богословские и догматические темы (напр., «De proprietate Patris, Filii et Spiritus Sancti» (О том, что присуще Отцу, Сыну и Святому Духу)), послания, мессы, гимны и проповеди, поэтические и прозаические произведения (эпитафии, эпиграммы). Нек-рые произведения И. остались неоконченными. Большинство творений святого не сохранилось, до наст. времени дошло 4 наиболее значительных сочинения И., а также неск. его писем.
«О знаменитых мужах» (De viris illustribus) - перечень церковных писателей с краткими биографиями и указанием основных трудов. Сочинение известно в 2 авторских редакциях. В 1-й, краткой, отсутствовали гл. 1, посвященная папе Григорию I Великому, и соответствующий раздел пролога, в к-ром И. объяснял необходимость рассказа о св. Григории: о папе уже писал Исидор Гиспальский, которому были известны не все его произведения. В рукописной традиции широко представлена только 2-я редакция с добавлениями: заметкой Иулиана об И. и главой об Иулиане, написанной его преемником еп. Феликсом. Вероятно, сочинение было закончено в Толете ок. 700 г., однако св. Альвар Кордовский (IX в.) сообщал, что видел текст без дополнений. Единственная рукопись с авторским вариантом произведения (Madrid. Real Academia de la Historia. MS 80) также относится к IX в.
В прологе И. отмечает, что начало традиции подобных сочинений было положено блж. Иеронимом Стридонским и его продолжателем Геннадием Массилийским (Марсельским), в вестгот. Испании в нач. VII в. такой труд был создан Исидором Гиспальским. Сочинение И. можно рассматривать как продолжение произведения Исидора, однако оно имеет характерные особенности. И. включил очерки не только о церковных писателях, но и о др. значительных деятелях Церкви - об испан. проповедниках и интеллектуалах, о лит. произведениях к-рых нет сведений. Главы 9 и 12 И. посвятил Исидору и Браулиону, хотя подобные тексты, написанные самим Браулионом, имелись в дополнении к соч. Исидора «О знаменитых мужах».
Произведение И. состоит из 14 глав, единственным неиспан. писателем, упомянутым в перечне, является Григорий I Великий. Семь глав посвящены Толетским епископам VII в. (последний, о к-ром идет речь,- Евгений II). Представляя Толетскую кафедру как центр интеллектуальной жизни Испании, И. стремился рассказать о деятельности авторов, создававших нравственно-аскетические сочинения (напр., Доната Африканца - гл. 2). По мнению Ж. Фонтена, И. хотел дать примеры пастырской деятельности и аскезы и в этом отношении его сочинение приближается к «Диалогам...» Григория Великого (Fontaine. 1971). Однако И. был далек от идеализации героев своего сочинения - в прологе содержатся сведения о личных недостатках и дурных действиях нек-рых Толетских епископов. Соч. «О знаменитых мужах» является источником сведений, нередко уникальных, по истории Церкви в Испании VII в. Особой ценностью обладает информация о Толетской кафедре и о тех епископах, с к-рыми И. был лично знаком.
«О приснодевстве Марии» (De virginitate perpetua Sanctae Mariae), самое известное и распространенное произведение И. в средние века, представляет собой восхваление Богоматери и защиту догмата о Ее приснодевстве от «троих неверных» - еретиков Иовиана и Гельвидия (2-я пол. IV в.), к-рые разделяли антидикомарионитскую т. зр. (признавали девство Богоматери только до Рождества Христова), и некоего иудея (возможно, собирательный образ). 1-я ч. этого пространного богословского трактата посвящена доказательству девства Богоматери после зачатия и во время Рождества Христова (против Иовиана), во 2-й доказывается, что Она хранила девство до успения (против Гельвидия), в 3-й утверждается приснодевство Богоматери в вечности (против иудея). Произведение представляет собой классический образец испано-вестгот. лит. стиля с обилием риторических приемов. Оно начинается пространным молитвенным воззванием к Богоматери. И. почти не приводит богословских аргументов в защиту приснодевства, за исключением неск. отсылок к сочинениям блж. Иеронима Стридонского, также полемизировавшего с Иовианом и Гельвидием. Отказываясь от теологической полемики, И. просто утверждает правосл. учение - отрицание приснодевства Марии является хулой на родившегося от Нее Христа, Сына Всемогущего Бога, Который был способен родиться, сохранив девство Матери. И. делает и обратный вывод - воздавая честь Матери, мы воздаем честь и Сыну. Несмотря на заглавие, соч. «О приснодевстве...» было не столько полемическим трактатом против еретиков и иудеев, сколько благочестивым творением вероучительного характера, составленным И. с целью укрепить и расширить почитание Богоматери.
«О понимании Крещения» (De cognitione baptismi), пособие для готовящихся к принятию Крещения, включает различные катехетические наставления, объяснения сути и значения этого таинства, Символа веры и молитвы «Отче наш». Произведение сопоставимо с соч. Амвросия Медиоланского «О таинствах», однако основными источниками для И. послужили сочинения блж. Августина, Григория Великого и Исидора Гиспальского, из к-рых автор заимствовал целые главы. Произведение носит компилятивный характер и не имеет самостоятельного богословского значения. И. подчеркивал, что стремился создать свод необходимых сведений из Свящ. Писания, творений отцов Церкви и церковной традиции. Выступая против народных суеверий и предрассудков, автор рассматривал таинство Крещения как «сотворение», очищение и восстановление человеческой природы, а также как «усыновление» человека Богом через благодать. Особый интерес в трактате представляют сведения о практике оглашения, об обрядах крещения и конфирмации в Церкви в Испании.
«О пустынном пути» (De itinere deserti), или «О продвижении по духовной пустыне» (De progressu spiritualis deserti),- продолжение трактата «О понимании Крещения», посвящено духовной жизни христианина по Евангелию. Представляет собой аллегорию на библейский сюжет исхода евреев из Египта и их странствий по пустыне. Уподобляя крещение переходу через Чермное м., И. утверждает, что христианину предстоит длительное странствие по духовной пустыне с воспитанием добродетелей, к-рое должно завершиться достижением земли обетованной, т. е. Царства Небесного. Произведение сохранилось в 2 рукописях: Paris. Lat. 1686 (IX в.) содержит полный вариант текста, Paris. Baluze. 287 (XVII в.) - сокращенный.
Сохранились фрагменты переписки И. с Кириком, еп. г. Барцинона (ныне Барселона). В 1-м письме Кирик благодарит И. за посланное соч. «О приснодевстве...», в ответ И. выражает благодарность за похвалы Кирика в адрес его произведения. Во 2-м послании Кирик просит И. написать экзегетический труд, И. обещает это сделать, но ссылается на различные затруднения и неблагоприятные обстоятельства.
И. ошибочно приписывался ряд сочинений: «Эпитафия Леандру, Исидору и Флорентине» (возможно, составлена св. Браулионом; PL. 72. Col. 893-894), «Книжица о венце дев» (Libellus de corona virginis // PL. 96. Col. 285-318), а также 2 хроники якобы вестгот. периода (составлены в XIII в.) - «Продолжение хроники блж. Исидора» и «Об Испании» (De rebus Hispaniae). По свидетельству Иулиана, И. был составителем месс и гимнов, на этом основании ему приписывался ряд литургических текстов, автором к-рых он не был. По мнению Х. Переса де Урбеля, И. был автором гимнов Христу (инципит «Fit porta Christi pervia»), св. Левкадии (инципит «Sanctissimae Leocadiae»), св. Иоанну Крестителю (инципит «Puer hic sonat Iohannes»), святым Косме и Дамиану (инципит «Plebs Deo dicata pollens») (см.: Pérez de Urbel J. Origen de los himnos mozárabes // RBen. 1913. Vol. 30. P. 427). В наст. время И. не рассматривается в качестве автора этих гимнов.
Первое издание трактата «О приснодевстве...» осуществил мон. Мигель де Карранса в связи с контрреформационной полемикой (Sanctissimi Patris Illefonsi Archiepiscopi Toletani... aureus libellus de illibata virginitate Sanctae Mariae. Industria fratris Michaelis Carrançae Valentini. Valentiae, 1556). Др. произведения И. были впервые опубликованы Э. Балюзом (Baluzius S. Miscellaneorum libri VII. P., 1713. T. 6) и впосл. неоднократно переиздавались (напр.: Stephani Baluzii Miscellanea / Ed. J. D. Mansi. Lucca, 1761. T. 2). Кард. Франсиско де Лоренсана, архиеп. Толедский (1772-1800), издал весь корпус сочинений И. в составе собрания творений толетских отцов (Sanctorum Patrum Toletanorum quotquot exstant opera. Madrid, 1782. Toledo, 1972. T. 1. P. 94-451). Взяв за основу текст Балюза, Лоренсана исправил и дополнил его на основе испан. рукописей, выделил произведения сомнительные и неподлинные. В 1851 г. издание Лоренсаны, в т. ч. псевдоэпиграфические произведения, было воспроизведено Ж. П. Минем (PL. 96. Col. 9-330). Критические издания основных сочинений И. были осуществлены в XX в. в Испании, 1-й стала публикация В. Бланко Гарсией трактата «О приснодевстве...» (1937). Исследователи упрекали издателя за то, что он использовал всего 24 рукописи трактата, тогда как к наст. времени известно не менее 55 (Balleros Mateos. 1985. P. 38). Полное критическое издание сочинений И. с переводом на испан. язык было опубликовано в 1971 г. Бланко Гарсией совместно с Х. Кампосом в сер. «Библиотека христианских авторов». В 2007 г. были опубликованы основные трактаты И. в сер. «Corpus Christianorum», подготовленные В. Ярсой Уркиолой («О приснодевстве...», «О понимании Крещения», «О пустынном пути») и К. Кодоньер Мерино («О знаменитых мужах»). Существует критическое издание испан. перевода соч. «О приснодевстве...», выполненного в 1444 г. архипресвитером из Талаверы (Madoz y Moleres J. San Ildefonso de Toledo a través de la pluma del Arcipreste de Talavera: Estudio y ed. crít. de la Vida de San Ildefonso. Madrid, 1943. P. 101-181).
Сведения о почитании И. в Испании в вестготский и мосарабский периоды (до XI в.) немногочисленны. В заметке Иулиана Толетского и в Мосарабской хронике 754 г. И. представлен прежде всего как церковный писатель и богослов. В нач. IX в. Толедский еп. Элипанд называл его в числе «святых досточтимых отцов», установивших православное учение о Богосыновстве. На произведения И. ссылался также аббат Самсон в «Оправдании» (864). Позднее известностью пользовался трактат И. «О приснодевстве...», который был самым распространенным в Испании сочинением после книг Свящ. Писания и богослужебных текстов (Raizman. 1987. P. 38).
Болландисты указывали, что память святого отмечена в «древних рукописных мартирологах», однако приведенная ими запись (ActaSS. Ian. T. 1. P. 535) не соответствует записям в известных мосарабских календарях. В одном из календарей указано, что в день памяти И. 23 янв. положена месса с 6 библейскими чтениями (Calendarium Muzarabicum // PL. 85. Col. 95). В др. фрагментарном календаре указано «преставление господина Ильдефонса, епископа Толетского» (Obitum domni Ildefonsi episcopi Toletano - Ibid. Col. 1050). В Готском бревиарии, составление к-рого приписывалось св. Исидору и И., память И. была добавлена в издании 1502 г. (PL. 86. Col. 1321-1322). Во франк. «исторических мартирологах» IX в. память И. также отсутствует. Базилика св. Левкадии, где находились захоронения Толетских епископов, пришла в упадок после араб. вторжения (711) и, вероятно, во время длительной осады Толедо кордовским халифом Абд ар-Рахманом III в 930-932 гг. была разрушена. В период араб. владычества мощи мн. испан. святых были вывезены в христ. гос-ва на севере полуострова, однако сведения о мощах И. не сохранились. По нек-рым данным, мощи И. или их часть были вывезены в Овьедо (Risco. 1789. P. 289, 292, 357).
О почитании И. в мосарабский период свидетельствует лишь Житие И., написанное на далекой от классических норм мосарабской латыни, авторство к-рого приписывается еп. Сихиле (BHL, N 3919). Агиограф упоминает о своих предшественниках - Урбане, руководителе хора Толетской кафедры, и архидиак. Эвантии (1-я пол. VIII в.), к-рые либо передавали рассказы о деяниях И., либо написали о них пространное сочинение (per eum facta narrabant, uel ex multis pauca progrediamur - Cixila. Vita Ildefonsi. Р. 63). Вопрос о датировке Жития И. остается нерешенным. Болландист Б. де Геффье относил его к X-XI вв. (Gaiffier. 1976). В некоторых рукописях авторство Жития приписывается еп. Элладию († 632), однако в наиболее раннем из сохранившихся манускриптов, созданном в 994 г., автором назван Сихила (Incipit vita vel gesta S. Ildefonsi Toletane sedis metropolitani episcopi a Cixilani eiusdem urbis episcopo edita - Cixila. Vita Ildefonsi. P. 59). Э. Кристис относит составление Жития ко 2-й пол. VIII в., не исключая того что оно могло быть составлено еп. Сихилой (Christys. 2002. P. 21-22). Как и заметка Иулиана, в рукописях Житие используется как пролог к творениям И., чаще всего к трактату «О приснодевстве...». В древнейшей рукописи 994 г. (Escorial. d. I. 1; Loewe G. e. a. Bibliotheca Patrum Latinorum Hispaniensis. Hildesheim etc., 19732. P. 43) в начале Жития добавлен рассказ Иулиана о жизни И., в конце - о его лит. произведениях.
Рассказ Сихилы начинается с того, как Толетский еп. Евгений направил отрока И. учиться к св. Исидору Гиспальскому. По возвращении И. Евгений рукоположил его во диакона и впосл. назначил аббатом ц. святых Космы и Дамиана в пригороде Толета. Тогда же И. составил нотированные мессы в честь этих святых. После смерти Евгения И. был избран на Толетскую епископскую кафедру, к-рая образно названа в Житии «малым Римским престолом» (sedes Romulea). После краткой похвалы святому агиограф приступает к описанию 2 чудес, к-рое составляет основную часть произведения. На праздник св. Левкадии (9 дек.) И. прибыл в посвященную ей базилику и велел открыть саркофаг с мощами мученицы. 30 юношей едва смогли сдвинуть крышку гробницы, которая затем была открыта «руками ангелов». Обнаружив в саркофаге нетленные мощи («они узрели почивающую прекраснейшую деву»), И. воскликнул: «Благодарение Богу, живет Госпожа моя жизнью Ильдефонса!» Присутствующие запели аллилуиарий из мессы, составленной И. (Alleluiaticum quem ipse dominus Ildefonsus nuper fecerat): «Ты создана прекрасной, аллилуия, и аромат твой словно благовоние чистое». В последующей агиографической традиции описанное Сихилой чудо понималось как похвала девству. Приведенный фрагмент песнопения в честь св. Левкадии в целом совпадает с антифоном и респонсорием из мосарабского антифонария (Antiphonarium Mozarabicum de la Catedral de León / Ed. J. Álvarez de Miranda. León, 1928. P. 19). Желая отрезать часть покрова святой, И. попросил присутствующих дать ему нож, однако посреди возбужденной толпы его никто не услышал. При открытии мощей присутствовал кор. Рекесвинт, к-рый представлен агиографом как жестокий тиран. Став свидетелем чуда, он раскаялся и со смирением передал И. собственный кинжал. Отрезав часть покрова, И. положил кинжал Рекесвинта в приготовленный реликварий, чтобы руки грешников не касались освященного предмета.
После рассказа о чуде агиограф со ссылкой на Урбана и Эвантия сообщает, что известно много чудес И., однако он расскажет лишь о нескольких. Так, перед наступлением праздника Богоматери (18 дек.), по обычаю, были совершены 3-дневные литании. В день праздника И. в окружении духовенства направился в соборную церковь, чтобы отслужить мессу, текст к-рой он составил. Туда же прибыл и кор. Рекесвинт. Первыми в храм вошли диакон, субдиакон и младший клирик. Они увидели, что церковь наполнена ярким светом, и не в силах его вынести «едва живые» обратились в бегство. По просьбе собравшихся И. вошел в церковь и увидел Богоматерь, восседающую на епископской кафедре, и в алтаре - хор дев, поющих псалмы. Обратившись к И., Богоматерь поблагодарила его за труды и хвалы Ей: «Прими маленький подарок (munusculum) из руки Моей, который Я принесла тебе из сокровищницы Моего Сына». Богоматерь подарила И. «одеяние» (benedictione tegminis quae tibi delata est), к-рое он должен был носить в дни Ее праздников. Она обещала, что И. «уже в этой жизни будет украшен облачением славы» (в нек-рых рукописях - «церковным облачением»), а после кончины будет причислен к лику праведников. Затем Богоматерь исчезла, И. остался «взволнованный полученной им славой... и в раздумьях о дарованной ему пальмовой ветви победы». Из-за особенностей языка Сихилы рассказ не вполне ясен и не поддается однозначному истолкованию. Согласно внутренней датировке событий, Сихила относил оба чуда к 662 г. (Christys. 2002. P. 23). На этом Житие заканчивается, в некоторых рукописях к нему добавлены перечень сочинений И. и сообщение о его кончине из заметки Иулиана. Некоторые подробности, приведенные Сихилой, не вполне ясны. Так, агиограф дважды вводит в повествование образ надменного кор. Рекесвинта, оба раза с отрицательными характеристиками. Однако он не получает развития в дальнейшем, поэтому причины отрицательного отношения агиографа к Рекесвинту остаются неизвестными.
К Житию И. примыкает сообщение Мосарабской хроники 754 г. (вероятно, составленной в Толете при еп. Сихиле) о том, что на XI Толетском Соборе (675) «блистал... златоустый» И., написавший книги о девстве Богоматери, пользовавшиеся в Испании большим уважением. Это сообщение содержит явный анахронизм - И. скончался задолго до Собора. Мосарабские авторы 2-й пол. VIII в. располагали немногими сведениями о Вестготском королевстве VII в., в основном полученными из деяний Толетских Соборов (Collins. 2004. P. 85). Между 656 и 675 гг. Соборы не созывались, поэтому историографы черпали сведения о кор. Рекесвинте и об И. из преданий. Скорее всего двусмысленная оценка, к-рую хронист дает Рекесвинту (человек «бесчестный, но доброй жизни» (flagitiosus tamen bonimotus)), основана на несохранившихся легендах. Отсутствием точных сведений о деятельности И. можно объяснить также развитие легенды о нем в мосарабскую эпоху (ср.: Ledesma. 2005. P. 53-54). О том, что Сихила мало знал об истории Толетской кафедры в VII в., свидетельствует упоминание им еп. Сисберта (690-693), к-рый якобы первым воссел на престоле, где И. явилась Богоматерь. В наказание за это епископ был смещен и отправлен в ссылку. В действительности еп. Сисберт был низложен на XVI Толетском Соборе (693) по обвинению в заговоре против кор. Эгики. Внимание агиографа сосредоточено на неск. легендарных эпизодах из жизни И., о к-рых Иулиан не упоминает. Одно из важнейших расхождений между сообщениями Иулиана и Сихилы содержится в рассказе о начале церковной карьеры И. Согласно Иулиану, он учился у св. Евгения и был рукоположен во диакона еп. Элладием, тогда как Сихила утверждает, что И. учился также у Исидора Гиспальского и был рукоположен Евгением. Видимо, эти домыслы объясняются желанием агиографа создать идеализированный образ процветающей Церкви в Испании в период вестгот. владычества и подчеркнуть высокий уровень лат. книжности и богословия, одновременно принижая роль светской власти. В VIII в. в толетской общине мосарабов сформировалось почитание 3 епископов - Евгения, И. и Иулиана, к-рые считались отцами Испанской Церкви, выдающимися богословами и церковными писателями. Чтобы подчеркнуть связь между ними и крупнейшим испан. автором, св. Исидором, агиограф представил его наставником И.
Вероятно, в VIII в. почитание И. было ограничено мосарабской общиной Толедо. Положение изменилось после захвата города кор. Леона и Кастилии Альфонсом VI (25 мая 1085). Завоевание имело символическое значение, т. к. Толедо считался древней столицей Испании. В 1088 г. Римский папа Урбан II утвердил права Толедского архиепископа как примаса католич. Церкви в Испании. Несмотря на то что король поддерживал прелатов, непосредственно связанных с Папским престолом и мон-рем Клюни, к-рые стремились к унификации богослужения по рим. образцу (напр., 1-го Толедского архиеп. Бернарда из Седирака (1086-1124)), он разрешил 6 мосарабским приходам Толедо сохранять прежний обряд. Возвращение города под власть христ. правителя способствовало росту почитания местных святых - Евгения, И., Иулиана, что отчасти было связано с влиянием мосарабского обряда. Это отразилось и на распространении празднества в честь Богоматери 18 дек., установление к-рого связывалось с деятельностью И. (Pérez López. 2002. P. 262-264). При архиеп. Иоанне из Кастельморона (1152-1166) на месте разрушенной базилики св. Левкадии была построена новая церковь, при к-рой основан капитул регулярных каноников. В 1209 г. при ней упоминается ц. во имя И.
В XII в. мон. Герман († 1137), впосл. аббат мон-ря св. Мартина в Турне (Франция) (Ep. Hermanni monachi ad Bartholomeum Laudunensem episcopum // PL. 156. Col. 961-962), составил 3-е Житие И. (BHL, N 3920), преимущественно на основе сочинения Сихилы. Житие вместе с трактатом И. «О приснодевстве...» вошло в состав сборника Германа «О чудесах Девы Марии».
Кастильские и франц. прелаты связывали культ И. с особым почитанием Богоматери. Трактат И. «О приснодевстве...» и приложенное к нему Житие, составленное Сихилой, были включены в различные богослужебные книги. С XII в. легенда о явлении Богоматери И. распространялась в составе сборников чудес Богоматери, напр. в латинских «Чудесах Девы Марии» (XIII в.; København. Kongelige Bibliotek. MS Thott 128), где оно помещено в начале произведения и озаглавлено «Об облачении, которое Она принесла архиеп. Ильдефонсу». В рассказе внимание сосредоточено на особом почитании святым Богоматери и установлении празднества в Ее честь, а также на написании И. «изящным стилем замечательной книги о Ее святейшем девстве». В благодарность за это Богоматерь явилась И. и вручила ему альбу. После смерти И. его преемник Сиагрий совершил кощунство - взошел на кафедру, где явилась Богоматерь, и надел альбу, мотивируя это тем, что все люди равны и он также имеет право на то, чем пользовался И. В наказание Сиагрий пал замертво.
Пространный вариант легенды об И. представлен Готье из Куэнси в стихотворном сб. «Чудеса Богоматери» (Miracles de Nostre Dame), составленном между 1218 и 1230 гг., под заглавием «О св. Левкадии, в то время когда архиепископом Толедским был св. Ильдефонс, которому Богоматерь подарила прелатскую альбу». Готье, приор мон-ря Вик-сюр-Эн близ Суасона (1214-1233), где хранилась часть мощей св. Левкадии, составил также пространную поэму «Чудо св. Левкадии» (Miracle de S. Léochade) и описал историю мощей, в т. ч. обретение святыни И. «Чудо...» и «О св. Левкадии...» близки по содержанию, основным источником обеих поэм было Житие, составленное Сихилой и известное Готье как произведение еп. Элладия (Poyán Díaz. 1992. P. 20). В духе куртуазной лит-ры Готье описывал верность И. Богоматери и св. деве Левкадии, главными противниками святого называл отягощенных грехами иудеев и церковников. Независимо от Готье из Куэнси испан. поэт Гонсало де Берсео († до 1264) составил стихотворный сб. «Чудеса Богоматери» (Milagros de Nuestra Sennora), основанный на лат. сборнике, сохранившемся в рукописи Thott 128. Первое повествование Гонсало, «Казула св. Ильдефонса», отмечено влиянием куртуазной лит-ры: И. представлен как верный служитель Девы Марии, защитник Ее приснодевства в полемике с «отступниками». Богоматерь явилась И. во время празднества, устроенного в Ее честь, и поблагодарила его за учрежденный праздник и прекрасную книгу. Гонсало подчеркивает роль И. как «искреннего друга» (amigo natural) Богоматери, вознагражденного за преданное служение. На 2-м плане остаются мотивы пастырского служения И. и восхваления «великого Толедо»; о чуде св. Левкадии не упоминается. В «Песнях о Богоматери» (Cantigas de Santa Maria), составленных на галисийском языке под рук. кор. Леона и Кастилии Альфонса X Мудрого (1252-1284), песнь 2 посвящена И. («О том, как Дева Мария явилась в Толедо св. Ильдефонсу и подарила ему альбу»). Два чуда, описанные Сихилой,- открытие мощей св. Левкадии и явление Богоматери - здесь объединены и связаны общей темой похвалы девству, как в соч. И. «О приснодевстве...».
В сер.- 2-й пол. XIII в. было составлено «Сказание о блж. Ильдефонсе, архиепископе Толетском, по уставу Асторгской Церкви» (Legenda Beati Ildefonsi archiepiscopi Toletani secundum regulam Asturicensis ecclesiae - BHL, N 3922), сохранившееся в рукописи 1308 г. Основываясь на сочинении Сихилы, агиограф сообщил дополнительные сведения об И., привел имена его родителей, «благороднейших толетцев Стефана и Луции». Во 2-й пол. XIII в. Родриго Серратский, доминиканец из мон-ря Св. Креста в Сеговии, составил жития некоторых испан. святых, в т. ч. И. (BHL, N 3921). В целом следуя сочинению Сихилы, агиограф стремился полнее изложить биографию святого, включив в повествование ряд подробностей. Согласно Родриго, родители И. были знатными жителями Толета, отрока воспитал св. Евгений, к-рый послал его к св. Исидору для обучения «всевозможному красноречию, искусствам, богословию и созерцанию». Далее агиограф уточняет, что Исидор преподавал И. «свободные искусства». По возвращении в Толет И. был рукоположен св. Евгением во диакона и скрылся от разыскивавшего его отца в Агалийском мон-ре. Объясняя рассказ Сихилы об открытии мощей св. Левкадии, агиограф подчеркивает, что И. защитил учение о девстве Богоматери и победил некую ересь, которая охватила почти всю Испанию. Родриго приписывает И. перенесение праздника Благовещения на 18 дек., указывая, что это празднество затем распространилось во всей Испании. Агиограф сообщает, что Богоматерь подарила И. альбу, причем его объяснение основано на традиц. истолковании слов Сихилы (у Родриго: «Я принесла тебе ризу из облачений вечной славы, которую ты наденешь в день Моего празднества»). Также приводится рассказ о легендарном преемнике И. Сиагрии, наказанном за кощунственное обращение со святынями, а неясные и ставшие, вероятно, неактуальными замечания Сихилы о нечестивом кор. Рекесвинте из повествования исключены. Составление «Сказания...» и деятельность Родриго Серратского способствовали окончательному оформлению агиографической легенды И. В 1302 г. Толедский архиеп. Гонсало Диас Паломеке (1299-1310) созвал провинциальный Собор в Пеньяфьеле, на к-ром празднование памяти «блж. Ильдефонса, предстоятеля и управителя Толетской патриаршей Церкви» было признано обязательным для всех еп-ств церковной пров. Толедо (Collección de cánoñes. 1851. P. 441).
В нач. XIV в. (между 1303 и 1309 - Salvador Miguel. 1982. P. 120) было составлено стихотворное Житие И. на кастильском языке, возможно основанное на несохранившемся латинском Житии. Автор стихотворного Жития, известный как Бенефициарий из Убеды, обычно отождествляется с архидиак. Гарсией Пересом, буд. епископом Хаэна (1301-1316). Восхваляя благочестие И. и его верное служение Богоматери, агиограф ввел в сочинение нек-рые актуальные церковно-политические моменты, в основном связанные с утверждением примата Толедской кафедры во время споров о юрисдикции с архиеп-ством Севилья в кон. XIII - нач. XIV в. Бенефициарий восхвалял Толедо, в частности капитул ц. св. Левкадии, «осовременивал» мн. реалии вестгот. эпохи: представлял И. как архидиакона еп. Евгения, Агалийский мон-рь (отождествленный им с ц. св. Левкадии) - как общину регулярных каноников. К Житию, составленному Бенефициарием, близко по содержанию прозаическое Житие И. на кастильском языке (Istoria de San Alifonso, Arçobispo de Toledo; изд.: Walsh. 1992. P. 135-144). В 1444 г. Альфонсо Мартинес де Толедо, известный как Архипресвитер из Талаверы († ок. 1470), составил прозаические Жития И. и Исидора Гиспальского на кастильском языке (ранее авторство Архипресвитера оспаривалось исследователями - см.: Baños, Ciceri. 2002. P. 174). Житие И. сохранилось в 3 рукописях XV-XVI вв., где оно сопровождается переводом на кастильский трактата «О приснодевстве...». Являясь членом кафедрального капитула Толедо, Архипресвитер подчеркивал роль И. как св. покровителя города, но также сделал акцент на аскетизме и безупречном церковном служении И., противопоставив святого церковным иерархам и духовенству своего времени.
В XVI-XVII вв. в связи с Контрреформацией и борьбой Толедской кафедры за главенство в Испании почитание И. как служителя Богоматери и как покровителя Толедо приобрело актуальность. Оно распространилось среди боровшихся с протестантизмом иезуитов, не только в Испании, но и в испан. Фландрии и в Лат. Америке. Утверждая католич. культ Богоматери, иезуиты способствовали распространению трактата И. «О приснодевстве...». После перенесения столицы Испании в Мадрид (1561) значение Толедо изменилось и положение города стало ухудшаться, первенство Толедской кафедры оспаривали архиепископы Браги и Сантьяго-де-Компостелы. Был опубликован ряд трудов, посвященных историческому обоснованию примата Толедских архиепископов. В качестве одного из аргументов приводилось явление Богоматери И. (Castejón y Fonseca D., de. Primacía de la Santa Iglesia de Toledo. Madrid, 1645). В соч. «Книга о сошествии Богоматери в св. Толедскую Церковь и Житие ее архиепископа св. Ильдефонса» (1616) иезуит Ф. Портокарреро одновременно выступил как агиограф, проповедник и защитник привилегий Толедской кафедры. Испан. эрудит Х. Томайо де Саласар включил в Испанский мартиролог краткую биографию И. и опубликовал нек-рые агиографические тексты (BHL, N 3922 - Tomayo de Salazar J. Anamnesis, sive commemoratio omnium Sanctorum Hispanorum. Lugduni, 1651. T. 1/1. P. 246-251). Одна из последних попыток составления биографии И. принадлежала эрудиту Г. Майянсу-и-Сискару (Mayáns y Siscar G. Vida de San Ilefonso. Valencia, 1727). Несмотря на критическое отношение к источникам, он в целом следовал поздней агиографической традиции, составил перечень лит. произведений И. и описал обретение мощей святого.
Особая традиция почитания И. возникла в г. Самора, где 26 мая 1260 г. были обретены мощи святого. Подробный рассказ об этом событии составил францисканец Иоанн Эгидий (Хиль де Самора; † ок. 1318). По его мнению, мощи И. вместе с др. святынями были вывезены из Толедо в эпоху араб. завоевания и положены в ц. св. Петра, старом кафедральном соборе Саморы. Вероятно, в действительности перенесение мощей И. следует связывать с деятельностью кор. Астурии Альфонса III (866-910), который в 893 г. пригласил толедских мосарабов переселиться в укрепленную им Самору. По свидетельству Иоанна Эгидия, когда ц. св. Петра была восстановлена после разорения мусульманами, из Толедо в Самору пришел некий пастух и сообщил клирику Диего, что в храме под алтарем Богоматери сокрыты мощи И. и св. Атилана, 1-го еп. Саморы. Однако Диего не поверил пастуху. При еп. Суэро Пересе (1255-1286) во время строительных работ на месте старого храма землекопы случайно обнаружили ковчег с мощами, прикрытый каменной плитой, к-рую они по неосторожности разбили. Сложив обломки, они обнаружили надпись: «Отца Ильдефонса, епископа Толетского» (Patris Aldefonsi episcopi Toletani). После завершения строительства новой ц. св. ап. Петра святыня была помещена в храме. Подробности обретения мощей были впосл. переданы Иоанну Эгидию еп. Суэро Пересом. К сообщению об этом событии агиограф добавил краткое описание прижизненных чудес И., а также описание 14 исцелений от мощей святого в Саморе. Существует 2-я повесть об обретении мощей И. (BHL, N 3924), основанная на сочинении Иоанна Эгидия. Для поклонения мощам И. приходили многочисленные паломники из королевства Леон, Галисии и Португалии. В XIV-XV вв. представители Толедского архиеп-ства добивались возвращения святыни в Толедо. В 1496 г. мощи И. и св. Атилана были помещены в серебряные раки, тогда же над главным алтарем ц. св. Петра для них была устроена особая капелла, закрытая решеткой (частица мощей И. (палец) по просьбе настоятеля ц. св. Петра пресв. Франсиско Альвареса была передана в церковь сел. Торрегамонес близ Саморы). Святыни тщательно охранялись: ключи от 4 замков капеллы были переданы епископу, кафедральному капитулу, братству кавалеров-кубикулариев и городскому совету. Мощи И. выносили из капеллы только при паломничестве к святыне имп. Карла V (1527) и неаполитанского кор. Филиппа II (1554), в 1696 г. мощи были вынесены ради исцеления кор. Карла II (тогда же изготовлена новая серебряная рака). В 1674 и 1990 гг. частицы мощей И. были переданы в кафедральный собор Толедо. 23-24 июня 2007 г., во время торжеств в честь 1400-летней годовщины рождения И., по просьбе Толедского архиеп. кард. Антонио Каньисареса Льоверы рака с мощами святого впервые была привезена в Толедо.
Центром особого почитания святого был г. Овьедо, где хранились реликвии, связанные с именем И. Наиболее ранним свидетельством почитания И. в королевстве Астурия можно считать наречение в честь святого кор. Альфонса I (739-757), сына Петра, наместника Кантабрии (испан. Alfonso - от лат. Ildefonsus, Aldefonsus, Allefonsus). Имя И. носили и др. короли, араб. авторы называли астурийскую династию «сыновья Альфонса» (араб. ). По преданию, после завоевания Испании арабами (711-718) в Овьедо были вывезены мн. святыни, в т. ч. мощи св. Левкадии из Толета, хранившиеся затем в соборе Спасителя. При еп. Пелагии (1101-1130) обострилось соперничество Овьедской кафедры с архиеп-ствами Толедо и Сантьяго-де-Компостела. В числе др. мер, призванных укрепить престиж и подтвердить привилегии кафедры, ок. 1120 г. по указанию еп. Пелагия была составлена «Книга завещаний» (Liber Testamentorum). В ней были записаны легенды о хранившихся в Овьедо святынях: апостолы поместили реликвии Христа и Богоматери в ковчег, к-рый впосл. был вывезен в рим. Африку и затем в Толет, где святыню принял И. После араб. вторжения ковчег был доставлен в Астурию. Кор. Альфонс II (759-842) поместил его в дворцовую капеллу св. Михаила (Cámara Santa), где были собраны и др. святыни, в т. ч. мощи св. Левкадии. Вероятно, по указанию еп. Пелагия был изготовлен новый ковчег в форме алтаря (Arca Santa), обшитый серебряными пластинами с чеканными изображениями и надписью с перечислением святынь (Harris J. A. Redating the Arca Santa of Oviedo // The Art Bull. 1995. Vol. 77. N 1. P. 82-93). По преданию, Пелагий поместил в ковчег казулу, подаренную И. Богоматерью. В древнейших перечнях овьедских святынь нет упоминаний о казуле, однако то, что она хранилась в ковчеге, подтверждается упоминаниями в «Истории Испании» (De rebus Hispaniae) Толедского архиеп. Родриго Хименеса де Рады (1209-1247) и в повести Иоанна Эгидия об обретении мощей И. (см.: Risco. 1789. P. 289). Казула И. среди других реликвий упоминается в описи святынь овьедского собора 1639 г. (Ramallo Asensio G. A. Reactivación del culto a las reliquias en el barroco: La catedral de Oviedo y su Cámara Santa en 1639 // Liño. Oviedo, 2005. N 11. P. 90). По свидетельству Г. Майянса-и-Сискара, казула хранилась в соборе, однако была недоступна для обозрения (Mayáns y Siscar. 1983. P. 63). В 1934 г., во время восстания в Овьедо, капелла св. Михаила была разрушена взрывом, ковчег сильно пострадал, его содержимое утрачено.
Согласно описи, проведенной в 1790-1792 гг. по указанию кард. Лоренсаны, в ризнице кафедрального собора в Толедо хранились святыни, связанные с почитанием И.: реликварии с частицами его мощей и часть покрова св. Левкадии (Rivera Recio J. F. La Catedral de Toledo: Museo de historia // Boletín de la Real Academia de Bellas Artes y Ciencias Históricas de Toledo. Toledo, 1948/1949. N 62/63. P. 126, 131, 145-146). В XVIII в. Майянс-и-Сискар упоминал, что в одном из алтарей собора хранился камень, на к-ром, по преданию, стояла Богоматерь во время явления И. (Mayáns y Siscar. 1983. P. 63).
об И. впервые упоминается в полемическом трактате «Книга победы над крестом» (букв.- «Книга палиц против крестов») кордовского писателя Ахмада ибн аль-Хакка аль-Хазрайи (1125/26-1187), написанном во время пребывания в плену в г. Толедо (1145-1146) под влиянием диспутов с христ. духовенством. Опровергая утверждение о том, что в христ. мире Бог творит чудеса, аль-Хазрайи пересказывает легенду о явлении Богоматери И. и дарении ему облачения.
Благодаря широкому распространению сборников чудес Богоматери, переведенных между 1237 и 1289 гг. со старофранц. на араб. язык, легенда об И. стала известна в Египте и Эфиопии. Сб. «Чудеса Марии» (геэз - ) был переведен с араб. языка на геэз при царе Давиде II (1380-1411) и, начиная с эпохи царя Зара Якоба (1434-1468), приобрел широкую известность в Эфиопской Церкви. Легенда об И. в «Чудесах Марии» получила особое развитие. Согласно этому произведению, первоначально сборник чудес составил еп. «Дэксьос» ( ) из г. «Тельтелья» ( ). Данные формы имен возникли в результате сильного искажения первоначальных старофранц. форм под влиянием араб. языка (Conti Rossini. 1910. P. 610). В благодарность Богоматерь явилась епископу с написанной им книгой в руках и повелела установить празднество в честь Благовещения под названием «Праздник Дэксьоса» ( ) 22 тахсаса (31 дек.), которое следовало также отмечать 22-го числа каждого месяца. Во 2-й раз Богоматерь явилась И. на кафедре. Нечестивый преемник епископа взошел на эту кафедру, однако был убит арх. Рагуилом. В ряде рукописей «Чудес Марии», выполненных в традициях гондарской школы (XVII-XVIII вв.), сохранились миниатюры с изображением Богоматери, принимающей от И. книгу и дарующей ему кафедру, а также облачение (напр., Paris. Aeth. Abbadie. 114. Fol. 7v).
Согласно повести «Завет милосердия» (версия II), Христос даровал спасение каждому, кто почитает Богоматерь, и Та велела И. записать это среди др. Ее чудес. В эфиоп. синаксаре под 22 тахсаса (праздник Благовещения) значится память «Дэксьоса, еп. Тельтельи, которому Мария даровала небесное видение, потому что он написал рассказ о чуде Ее Благовещения» (The Book of Saints. P. 395).
Несмотря на наличие памяти И. в мосарабских календарях, особые службы или отдельные молитвы и песнопения, посвященные ему, в древних литургических памятниках испано-мосарабского обряда не встречаются. Литургическое почитание И. начинается только в XIV в., после того как в 1302 г. празднование его памяти было объявлено обязательным для всей Толедской пров. (согласно XI канону провинциального Собора в Пеньяфьеле). Праздничное богослужение начиналось процессией с пением респонсория «Ecce sacerdos, Sancte Illefonse» (Вот священник, о святой Ильдефонс). Затем совершалось богослужение по чину торжественной службы с 6 чтениями (4 чтения на мессе, 2 на вечерне). Праздник имел октаву (Pérez Lépez J. L. La «Vida de San Ildefonso» del ex beneficiado de Úbeda en su contexto histórico // Dicenda. 2002. Vol. 20. P. 257-258).
В бревиариях рим. обряда часто встречается рифмованная служба И., к-рая включает тексты песнопений для 1-й вечерни (Super psalmos и Ad Magnificat), инвитаторий утрени (Ad Matutinum), антифоны и респонсории для ноктурн, песнопения для laudes (антифоны, Ad Benedictus, на 3-м часе) и для 2-й вечерни (Ad Magnificat) (AHMA. Vol. 17. N 44). Имеются также отдельные гимны И. на вечерне «Celsi confessoris festum venerandum nobis, ut est moris, adest celebrandum» (Наступает время праздновать возвышенного исповедника праздник, который, по обычаю, нам надлежит почитать) (7 четверостиший) и на ноктурнах «Laude devota hymnos decantemus» (С благоговейной хвалой да воспоем гимны) (6 четверостиший) (напр., ркп. Matrit. Ff. 147A, XIV в.; AHMA. Vol. 16. N 289-290).
После обретения мощей И. в Cаморе была составлена рифмованная служба И., к-рая также включает тексты песнопений для 1-й вечерни (Super psalmos и Ad Magnificat), инвитаторий утрени (Ad Matutinum), антифоны и респонсории для ноктурн, песнопения для laudes (антифоны, Ad Benedictus) и для 2-й вечерни (Ad Magnificat) (AHMA. Vol. 17. N 45). Эта служба совершалась только в Саморе. В Саморском бревиарии имеются и отдельные гимны для вечерни «Hic pater confessor, Sanctus Illefonsus» (Этот отец-исповедник, святой Ильдефонс), для ноктурн «Pange, polis Zamorensis, tibi est a Deo datus» (Воспой, град Саморский, тебе Богом данного), для laudes «Pande, pastor egregie» (Возвести, пастырь славный), а также отдельные гимны на обретение мощей И.- для вечерни «Ecce, quem Christi genetrix amavit» (Вот тот, кого возлюбила Рождшая Христа), для ноктурн «Ecce, nunc tempus mediantis umbrae» (Вот полуночное время), для laudes «Ecce, jam sidus rubefecit astrum» (Вот уже день обагрил звезды) (Бревиарий в б-ке кафедрального капитула Саморы [без номера], XV в.; AHMA. Vol. 16. N 293-298).
В кон. XV в. мон. Альфонсо Ортис составил гимны для ноктурн «Christe, salus credentium» (Христе, спасение верующих) (4 четверостишия) и для laudes «Gloriae decus, domine Ildefonse» (Краса славы, господин Ильдефонс) (6 четверостиший) (впервые напечатаны в Толедском бревиарии - Breviarium Toletanum. Hispali, 1493; AHMA. Vol. 16. N 291-292).
В тридентских литургических книгах память И. присутствует только среди памятей местночтимых святых: предписана общая служба учителям Церкви, к-рая в испан. диоцезах дополняется особой молитвой И. и молитвами из общей службы епископам-исповедникам.
Исследователи подразделяют развитие иконографической традиции св. И. на 2 этапа. В XII-XV вв. почитание святого распространялось в связи с завоеванием Толедо (1085) и восстановлением архиепископства и было связано с культом Богоматери (сцены явления Богоматери И.). В XVI-XVII вв. контрреформационная полемика актуализировала почитание И. как покровителя Толедо. Обычно И. изображали в епископском облачении, в митре и с посохом, реже - в монашеской рясе. Большинство сохранившихся изображений происходит из Испании, испанской Фландрии и Италии.
Наиболее ранние изображения И. относятся к XI в., напр. цикл из 4 миниатюр к трактату «О приснодевстве...» (Laurent. Ash. 17-2): «Ильдефонс взывает к Богоматери», «Диспут с Иовианом», «Диспут с иудеями» и «Ильдефонс преподносит трактат Богоматери». Манускрипт был выполнен в 1067 г. архипресв. Соломоном в Толедо и является единственным свидетельством мосарабской иконографии святого. К др. традиции принадлежит «Пармский Ильдефонс» (Parma. Bibl. Palatina. 1650), вероятно созданный на рубеже XI и XII вв. в мон-ре Клюни (Франция). Возможно, рукопись была преподнесена в дар кор. Альфонсу VI или 1-му Толедскому архиеп. Бернарду. Трактат «О приснодевстве...» в «Пармском Ильдефонсе» открывается миниатюрой с изображением св. Иулиана, читающего клирикам и народу составленное им Житие И. На др. миниатюре изображен И. в епископском облачении, готовящийся совершить мессу. Среди иллюстраций к трактату имеется еще 6 изображений И. в монашеской рясе, преподносящего трактат Богоматери и спорящего с еретиками и иудеями. Миниатюры «Пармского Ильдефонса» послужили образцом для небольшой испанской рукописи трактата «О приснодевстве...» (ок. 1200; Matrit. MS 10087). В нач. XIII в. была создана другая рукопись трактата (Ibid. MS 21546) c миниатюрами, на которых И. изображен в епископском облачении: «Ильдефонс совершает мессу», «Ильдефонс перед Богоматерью», «Диспуты с Иовианом, Гельвидием и иудеем», «Открытие мощей св. Левкадии», «Богоматерь вручает Ильдефонсу казулу». В рукописях «Песней о Богоматери» Альфонса X (напр., Matrit. MS 10069, ок. 1257) содержатся миниатюры с изображением открытия мощей св. Левкадии.
В 1226 г. в Толедо началось строительство нового кафедрального собора (Catedral Primada), посвященного Богоматери. В честь И. была освящена одна из капелл деамбулатория, перестроенная в кон. XIV в. на средства кард. Хиля Каррильо де Альборноса. В капелле находится неоклассическое ретабло XVIII в. (Вентура Родригес) с мраморным рельефом на тему явления Богоматери И. (автор М. Ф. Альварес). Капелла Сошествия, по преданию, воздвигнута на месте явления Богоматери. На главном портале собора (портал Часов) сохранились рельефы, выполненные при архиеп. Гонсало Петресе (1280-1299) на сюжеты Жития И.: «Св. Исидор отправляет Ильдефонса в Толет», «Св. Евгений посвящает Ильдефонса в сан архидиакона», «Ильдефонс совершает мессу», «Ильдефонс пишет трактат». Представленные там сцены перенесения и обретения мощей И., а также чудес от мощей редко встречаются в иконографической традиции И. На городских воротах Солнца (кон. XIV в.) помещен рельеф с изображением вручения Богоматерью казулы И. На арке моста Алькантара (не сохр.) находилась статуя И., св. покровителя Толедо (сер. XVI в.; работа А. Берругете), статуи святых Левкадии и Евгения были помещены на др. воротах города. Готическая статуэтка-реликварий из позолоченного серебра И. в епископском облачении (XIV в.) хранится в ризнице толедского собора.
С XV в. изображения И. в епископском облачении и сцен из Жития святого получили широкое распространение в составе живописных и скульптурных композиций заалтарных образов (ретабло). К этому времени относится живописное ретабло из капеллы И. в кафедральном соборе Саморы (Ф. Гальего, 70-е гг. XV в.): в нижнем регистре представлены сцены открытия мощей св. Левкадии, вручения казулы (в центре) и чудес от мощей И. На ретабло 2-й пол. XV в. (Музей коллегиальной церкви, Коваррубиас) представлено 5 сцен: «Проповедь Ильдефонса», «Ильдефонс пишет трактат», «Вручение казулы», «Ильдефонс служит мессу» и «Видение Ильдефонса». От XVI в. сохранилась лишь 1 житийная композиция - ретабло капеллы Сошествия в толедском соборе (Ф. Бигарни, 20-е гг. XVI в.) с 3 сценами: «Проповедь Ильдефонса», «Открытие мощей св. Левкадии» и «Явление Богоматери». В этот период чаще всего встречалась отдельная композиция «Вручение казулы» (напр., рельеф на портале ц. И. в Гранаде; Д. де Аранда, 50-е гг. XVI в.).
От XVII в. сохранилось наибольшее число изображений И., самые известные - 2 картины Эль Греко. На одной из них (1603-1604, госпиталь Милосердия в Ильескасе, Испания) святой изображен взирающим на Богоматерь, на 2-й (1610-1614, Эскориал) - И. в рост, в полном епископском облачении, читает книгу. В XVIII в. количество изображений И. сократилось, наиболее распространенным оставался сюжет «Вручение казулы».