Г. Н. создал новый стиль лит. речи, насыщенный образностью и неологизмами. Его поэзия - это некая сфера бесконечного творения, духовного восхождения и обожения, представленная лирическим монологом, парафразой, это путь обожения «внутреннего человека».
Г. Н. является автором «Толкования Песни Песней» (977), «Духовных песнопений» (Таги и гандзы), а также мн. гимнов и поучений. Главное его сочинение - грандиозная поэма «Книга скорбных песнопений» (1003). Автор придавал ей роль посредника между Богом и людьми, призванного служить во спасение христиан всего мира. Средневек. толкователи называют ее «богодухновенной книгой», «божественной книгой», «священной книгой», для многих она являлась святыней.
Г. Н. принято считать родоначальником арм. Возрождения, в своем творчестве отчасти предвосхитившим европ. Возрождение. Так, он развивает идеи «личного» начала, созидания, всемогущества слова, богодухновенности, богопочитания и «внутреннего обряда». В «Книге скорбных песнопений» он придавал большое значение личному духовному опыту: перед тем, «что своими глазами зрел, более в ответе, чем пред всем Евангелием» (27. 6). Человек «соприроден Богу своим творческим даром» (46. 2), он участвует в божественном созидании, в духовно-мыслительном движении разумного космоса.
Г. Н. выступает как создатель новых поэтических жанров: сборник духовных песнопений, написанный им, был призван преобразовать и форму, и содержание церковных обрядов. По сохранившимся сведениям, за реформаторские идеи Г. Н. (как и его отец Хосров Андзеваци и учитель Анания Нарекаци) обвинялся нек-рыми в ереси. Его творчество оказало большое влияние на арм. средневек. культуру, в особенности на школы поэтического искусства в Ани (X-XI вв.) и Киликии (XII-XIII вв.). В XII в. Армянская Апостольская Церковь причислила Г. Н. к лику святых.
Изучение творчества Г. Н. сложилось в особую область арменоведения - нарекациведение. Произведения Г. Н. изданы в оригинале на древнеарм. языке (грабаре) и в переводах, в частности, «Книга скорбных песнопений» переведена на арм., рус., англ., франц., нем. и др. языки.
Впервые образ Г. Н. встречается в роскошно декорированной рукописи «Книги скорбных песнопений», созданной в 1173 г. в Скевре (?), в Киликии, писцом и, вероятно, худож. Григором Мличеци для архиеп. Нерсеса Ламбронаци (Матен. 1568; пергамен, 15,5´ 11,7 см). Рукопись содержит 4 портрета Г. Н.: «Григор-философ» (л. 7 об.), «Григор-стражник» (Л. 55 об.), «Григор-отшельник» (Л. 120 об.), Г. Н., коленопреклоненный перед Христом (Л. 178 об.- название портрета не читается). Названия портретов связаны с текстом 72-й гл. поэмы. На каждой из миниатюр Г. Н. изображен с нимбом, на золотом фоне с узкой полоской позема. Все портреты расположены на разворотах рядом с титульными листами глав, подобно образам евангелистов в иллюминированных Евангелиях.
«Григор-философ» представлен так же, как изображались пишущие евангелисты, «Григор-стражник» (эпитет выражает древнегреч. значение имени Григор) изображен в молитвенном предстоянии к Христу, в рост, с крестом в правой и книгой в левой руке - образ, повторяющий портрет царевича Иоасафа из визант. Псалтири 1054 г. (РНБ. Греч. 266. Л. 1 об.). Лик Г. Н. на всех миниатюрах «комниновского» типа наделен ярко выраженной индивидуальной характеристикой, с присущими национальными чертами: большими черными глазами под длинными, дугообразно выписанными бровями, чуть удлиненным орлиным носом, усами над маленьким ртом, небольшой бородой, обрамляющей лицо. Одежда - хламида, скрепленная на груди фибулой, и хитон - везде разного цвета, всегда контрастного. Каждый портрет передает настроение, продиктованное особенностями иконографии. Так, изображение в молении коленопреклоненного Г. Н. (Л. 178 об.) является наиболее экспрессивным из всех перечисленных.
Сохранилось неск. портретов в ряде поздних рукописей: Г. Н. в монашеском одеянии Армянской Апостольской Церкви вместе с заказчиком рукописи под арками (б-ка Армянского Патриархата в мон-ре ап. Иакова, в Иерусалиме - Jerus. Arm. № 2010. Л. 30, 1691-1692 гг.); Г. Н. в коленопреклоненном молении перед Пресв. Богородицей (б-ка Конгрегации мхитаристов в Венеции - Venez. Mechit. № 978. Л. 366, 1601 г., № 1555. Л. 2 об., 1649 г., № 899. Л.10 об., 1692 г., № 603. Л. 2, 328, 1762 г. ).
Г. Н. вошел как мелод-новатор, основоположник ряда музыкально-поэтических жанров - гандза, тага, мегеди, ордорака (см. в ст. Армянский обряд, разд. «Церковное пение и гимнография»). Муз. творчество Г. Н., знаменуя собой расцвет арм. духовной монодии, связано с предыдущим (V-IX вв.) и последующим (XI-XV вв.) периодами ее развития. Таги, принадлежащие Г. Н., определяют такие черты, как свободно-мелодическое мышление, преодоление канонических требований арм. осмогласия, мелизматический склад песнопений. В них заметно влияние народной импровизационной инструментальной музыки, древних эпических песнопений, муз. фольклора. С именем Г. Н. связано формирование нового певч. сборника праздничных песнопений - Гандзарана, выстроенного по принципу контраста. Музыкально-поэтический компонент сборника составляют произведения нарративно-речитативного (гандз, ордорак), лирико-созерцательного, торжественно-гимнического (таг, мегеди) характера. Из 36 произведений этих жанров, созданных Г. Н. (многие имеют именной акростих; тексты с невмами изд. А. Кешкерян по древним рукописям), в устной традиции сохранились мелодии 6, к-рые были записаны во 2-й пол. XIX в.: «Очи - море» (во имя Пресв. Богородицы), «Птица», «Шла телега с горы Масис», «Птице, птице», «Глас грозный» (все на Воскресение Христово) и «Драгоценная роза» (на Преображение Господне). Яркие образы природы, описание человеческой красоты Богородицы, элементы звукоподражания пению птиц в мелизматике тагов приближают музыкально-поэтическое творчество Г. Н. к ренессансному мироощущению. Еще в средневековье мелодии тагов Г. Н. приобрели значение образцов высокого мастерства. Нек-рые указания и обозначения для голоса на полях средневек. списков «Книги скорбных песнопений» свидетельствуют, что отдельные ее фрагменты также пелись.