[лат. confraternitates, associationes ecclesiasticae; франц. confréries; нем. Bruderschaften; англ. confraternities], объединения мирян и духовенства, созданные с религ. и др. целями (благотворительности, светского и духовного образования, строительства новых храмов и заботы о поддержании существующих, прежде всего своего, братского, прихода), к-рые закреплены в уставе или традиции. Истоки Б. следует, видимо, искать в многочисленных культовых сообществах эпохи античности (рим. жреческие коллегии и др.).
В средневек. Европе существовали разнообразные формы Б.: молитвенные побратимства (наиболее частая форма в раннем средневековье), городские Б. (родственные ремесленным и торговым гидьдиям); сугубо религ. Б. Побратимства могли именоваться «amicitia (fraternae dilectionis)», «caritas (fraterna)», «caritas et unanimitas», «familiaritas», «societas (fraterna)», «consortium fraternitatis», «communio», «unitas fraternae dilectionis», «conventio», «foedus». Многочисленными были и формы объединений частных лиц в городах, имевших духовные цели.
Существенным, если не единственным импульсом для возникновения Б. в ср. века была потребность в организации похоронных обрядов и поминальных молитв об усопших, реализовавшаяся в молитвенных побратимствах. Впервые «молитвенное побратимство епископств и монастырей» засвидетельствовано, видимо, на Соборе в Аттиньи (762). Расцвет института Б. приходится на XI-XII вв. В зрелом и позднем средневековье особое развитие получили священнические Б., члены к-рых вели совместный образ жизни и проводили богослужения. Т. о. клирики образовывали единое сообщество в рамках различных территориальных капитулов, собираясь регулярно на совместные богослужения и молебны, а также для поминания усопших членов Б. («братчиков» и сестер). В Сев. Германии, напр., собрания священников проходили в первых числах месяца (календы), отчего и возникло наименование «календные Б.».
В Б. могли входить также миряне, обладавшие разными правами. Теоретическим обоснованием появления такого рода Б. было убеждение в существовании некоего «сообщества святых» внутри Церкви (Corpus Christi Mysticum), учения о «церковном сокровище», о возможности стяжания и взаимообмена духовными благами (члены Б. получали привилегии на отпущение грехов). Общественный элемент, как и момент личного выбора, являлся основополагающим для Б.; с этим связаны были культурные, общественно-благотворительные и экономические цели. В свободно возникавших Б. находила оформление некая связь между индивидуумом и обществом, в к-рой нуждались средневек. люди и к-рая была способна соединить духовное и мирское.
Б. существовали в рамках церковного права, извлекая из такого положения различные имущественные и сословные выгоды. Архиеп. Гинкмар Реймсский в капитулярии 852 г. требовал, чтобы деятельность Б. (наряду с гильдиями) была ограничена церковной и благотворительной сферами (PL. 125. Col. 777). Провинциальные Соборы развитого и позднего средневековья стремились запретить злоупотребления в деятельности Б. В целом они не имели определенного статуса ни в церковной, ни в сословно-городской сфере. Опасность их отпадения в виде сект и значительное увеличение числа Б. (особенно в XV в.) привели к запрету новых образований или к требованиям епископского или церковного дозволения.
В европ. странах Б. часто оказывали большое влияние на общественную организацию и городское управление (напр., в Марселе, Авиньоне, Турне). Активная роль Б. в жизни городов иногда прослеживается даже по городской топографии. В XIV-XV вв. Б. стали наиболее влиятельными структурами социальной жизни. Оформление их проходило через уставы (устные или письменные), совместные трапезы и пиршества, а также религ. посвящение определенным церквам, капеллам и алтарям. Имущество составлялось из вступительных и ежегодных взносов, пожертвований и завещаний и, как правило, было самоуправляемым. В нек-рых случаях выдвигались и др. ограничения: исключение из Б. лиц несвободного статуса, обязательное требование того, чтобы все члены были «полноправными горожанами и достойными людьми», соображения нравственности (праздность, супружеская неверность, пьянство). Вообще Б. должны были получать разрешения светских и (или) церковных властей, но не имели никаких связывающих их деятельность предписаний. Численность Б. в разных городах сильно варьировалась, значительные различия были и в их социальном положении. Можно выделить 2 основные формы: Б., сформировавшиеся параллельно с установившимися социальными и экономическими орг-циями и корпорациями (цеховые братства, гильдии, городские советы и проч.), и общего характера, связывающие различных людей (обоих полов) для достижения четких целей. В числе последних - Б., создававшиеся при городских госпиталях, для опеки нищих, больных, странников.
С нач. XV в. растет число сугубо религ. Б.: Тела Христова, Девы Марии, паломнические (напр., для паломников в Сантьяго-де-Компостела). Б., посвященные к.-л. святому, наряду с его почитанием занимались и др. деятельностью, как правило попечительского характера (св. Себастиана - для стрелков, св. Урбана - для виноградарей). Важную роль эти Б. играли в заботе о спасении души и поминании усопших (особенно св. Анны). Нек-рые были основаны с целью обеспечения регулярного поминания усопших. Религ. Б., объединенные почитанием одного святого покровителя, нередко имели смешанный социальный характер. Напр., Б. св. Катарины и св. Гертруды в Швеции в XV в. включали дворян, горожан и свободных крестьян, для к-рых участие в таком Б. было средством социального возвышения. Рост активности Б. приходится на период Контрреформации, во мн. городах Европы, напр. франц., религ. Б. были оплотом католицизма и препятствовали развитию реформационного движения. Папа Климент VIII конституцией «Quaecumque» от 7 дек. 1604 г. официально регламентировал деятельность таких Б. и порядок их утверждения Римской курией.
В разнообразных уставах утверждалась цель Б., оговаривались условия приема, записывались права и обязанности членов, а также адм. предписания: о выборах управляющего, о предоставлении отчетов правления (мастера или шаффера) на собраниях членов и проч., ведение списков усопших из числа братий, подготовка совместных трапез. Средства для выполнения задач Б. (богослужения, совместный быт, благотворительная деятельность) складывались из сборов в монете и натуральными продуктами (особенно воском), ежегодных взносов, пожертвований, завещаний и арендных плат.
Благодаря деятельности иезуитов и др. католич. монашеских орденов уже в XVII в. Б. распространяются в Америке. XVIII век стал эпохой упадка и даже запрещения церковных братств, что связано с влиянием Французской революции 1789 г. и реформами «просвещенных» монархов (в Австрии, напр., все Б. были упразднены указом имп. Иосифа II). Однако в XIX в. Б. вновь возрождаются, в т. ч. и в Нов. Свете, более того, возникают орг-ции, объединяющие сразу множество мелких местных братств (т. н. архибратства). Мн. Б. на рубеже XIX-XX вв. были преобразованы в монашеские конгрегации.
В совр. каноническом праве католич. Церкви Б. рассматриваются как сообщества христиан, учреждаемые офиц. декретом Церкви и находящиеся под ее началом, а также обладающие статусом юридического лица. Они должны иметь устав, определяющий характер, структуру, цели (содействовать общественному богопочитанию либо христ. вероучению или же др. делам апостольства мирян, а именно: начинаниям евангелизации, совершению дел благочестия или христ. благотворительности) и способы их достижения (CIC. Can. 298-329, 677 § 2). Практически все Б. имеют свою форму, используют особые ритуалы, жесты, символы, к-рые являются их отличительными признаками.