[церковнослав. и древнерус. от ], ударный сигнальный инструмент из дерева, камня или металла, используемый в христ. традиции наряду с колоколом для созыва на богослужение, а также (в мон-рях) на трапезу.
В Греции общими названиями для Б. являются «σήμαντρον» (от σημαίνω - давать знак; ср. церковнослав. ) и «κόπανος» (др. значение - молоток, к-рым ударяют в Б.), «σύμβολον» встречается редко, «τάλαντον» обозначает деревянное Б., «ἁγιοσίδερο(ν)» (ἅγιον σίδηρο(ν) букв.- священное железо) или «ἁγιοσήμαντρον» - металлическое Б.
В церковнослав. текстах Б. также называют « », « », « », « », « » (металлическое Б. и колокол - см. ст. Кампан) (Типикон. Гл. 7. С. 36; Гл. 9. С. 43; Требник большой. Л. 73). Термин « » (от - указывать, стучать (по металлическому предмету), звучать) перешел в болг. (где он служит еще и названием бильницы - места, где повешено Б.), серб., хорват., словен., рус. языки.
В рус. лит-ре синонимами Б. являются слова «семандр», или «симандр» (от греч. σήμαντρον), «ток», «тока» (ср. румын. toacă; отсюда, вероятно, и глагол «токотити» - тихо стучать), «доска» или «чугунная доска». Др. слав. названия Б.: серб. клепаљце, клопотак; болг. зьнкало (металлическое Б.- Казанский. С. 303); словен. klopotiz, klopačka; польск. klepadlo; чеш. klepavka, klepetalo (малое клепало). В Румынии и Молдавии распространено название «тоакэ» (toacă), «токонелеле» (toconelele).
В Грузии Б. носят названия «дзели» (მელი), «сальпинги» (სალფინგი), в Армении - «кочнак» (կռչճակ), «жамгар» (ժամգար; этим же словом называют молоток, к-рым ударяют в Б.).
В Коптской Церкви Б. известны под названиями «така» (taqa; как деревянное с металлическими подвесками-колечками, так и металлическое), «канда» (qanda; деревянное; также название эфиоп. барабана), в Эфиопской Церкви - «дэвэль» ( букв.- звучать; деревянное, каменное; обычно используется набор из 2-4 каменных Б., так нередко называли и сам приход, т. е. территорию, на к-рой был слышен звук Б., с XVIII в. этим же словом стали называть колокол). Араб. название Б.- «накус» ( от сир. ; ныне также обозначает колокол), а его изогнутой колотушки - «вабиль» ( ).
В функции Б. в зап. традиции используются колотушки и трещотки. В испаноязычных странах, Португалии и на Филиппинах трещотки называются «matraca» или «matraqueta» (от араб. - молоток); во Франции - «tarabat» (устар., от араб. - возбуждаться, оживляться или от лат. trabs - бревно, дерево), «crécelle» или «cloche de bois» (деревянный колокол); в англоязычных странах - «cog rattle» (букв.- зубчатая трещотка); в Германии в ср. века Б.-колотушка называлась «Tavel» (от лат. tabula - доска), позднее - «Knarre», «Schnarre», «Schlagholz», «Aufschlagplatten».
Б. является одним из древнейших звуковых орудий человечества. На христ. Востоке его употребление засвидетельствовано с IV в. Первоначально, очевидно, были в ходу каменные и деревянные Б., т. к., во-первых, во времена гонений громкий сигнал к началу богослужения был невозможен, во-вторых, металлические колокола и колокольчики имели репутацию «языческих» атрибутов. Прп. Иоанн Кассиан, опиравшийся в своем Уставе на практику егип., палестинских и месопотамских мон-рей, говорит о звуке удара (лат. sonitus pulsantis) в двери келий, созывающего на молитву или др. общее дело (Ioan. Cassian. De inst. coenob. II 17; IV 12). В «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского, описан существовавший в палестинских мон-рях обычай созывать монахов к утреннему богослужению, ударяя по келиям «будильным молотком» (греч. ἐξυπνιστικὸν σφυρίον - Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). Vita 43; рус. пер.: Гл. 88. C. 150). В Уставе прп. Пахомия Великого (Precepts. 3, 9, 22, 26) содержатся указания о созыве братьев на богослужебные собрания, для слушания поучений старших или на трапезу с помощью определенного сигнала (см. ниже). В житии настоятеля копт. Белого мон-ря Шенуте (1-я пол. V в.), составленном Висой, сказано, что к вечерней службе там созывали с помощью стука, к-рый, судя по более поздней практике, производился специальной колотушкой (Житие Шенуте. Гл. 91, примеч. 30).
В VI - нач. VII в. использование деревянных Б. (ξύλον букв.- дерево) зафиксировано в Житии прп. Феодосия Киновиарха, написанном Феодором, еп. Петрийским (Казанский. С. 312), и в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха (Евкратийского) (Гл. 11, 50, 104, 105). Упоминания об использовании различных видов Б.- великого и малого, деревянного и металлического - встречаются в полных Типиконах XI-XII вв.: Патриарха Алексия Студита 1034 г., известном по более поздним слав. спискам (ГИМ. Син. № 330. Л. 202об., 246об., 247, 254об., 263об., XII-XIII вв.), мон-ря Спасителя в Мессине (Messin. gr. 115. Fol. 171, 179v, 184, 256v, 1131 г.), а также в сочинениях Патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона (XII в.) и в более поздних памятниках.
Сир. название Б., перешедшее в араб. язык и в фарси, встречается в Персии в перечислениях муз. инструментов эпохи Сасанидов (III-VII вв.), что позволяет предположить, что Б. попало туда вместе с распространением христианства (со II в.).
В Армянской Церкви Б. известно с VI в. С сер. X в. оно сосуществовало с колоколами, затем в связи с запретами колокольных звонов (в 986 и 1000) в ряде арм. городов деревянное Б.-кочнак преобладало и сохранялось вплоть до XIX в.
На Западе с VII в. Б., называемые «lignum sacrum» (лат., букв.- священное дерево), стали заменяться колоколами. Колотушки или трещотки остались в употреблении, но лишь в т. н. «пост колоколов» на Страстной неделе (с четверга по субботу). В источниках встречаются упоминания таких функциональных разновидностей Б., как келейное, трапезное, для чина Viaticum (Hieronymi Magii Anglarensis De tintinnabulis liber postumus. Amst., 1664. P. 76-78).
В IX в. в Византии продолжали использовать Б., несмотря на появление колоколов, к к-рым долгое время относились как к языческим атрибутам. Патриарх Феодор Вальсамон писал, что «у латинян существует другой обычай созывать народ в храмы, ибо они употребляют один знак, разумею - кампан» (Μελέται ἤτοι ἀποκρίσεις // PG. 138. Col. 1074; рус. пер. по изд.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 9-10). По свидетельству Антония, архиеп. Новгородского, «колокола не держат в святей Софеи; но бильцо мало в руце держа, клеплют на заутрени… била же держат по ангелову учению, а в колоколы латины звонят» (Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в кон. XII ст. СПб., 1872. Стб. 84). На христ. Востоке обычай использования Б. сохранился, в частности, благодаря запрещению колоколов на всей территории Османской империи (в К-поле вплоть до 1856).
Одно из первых летописных свидетельств о Б. и бильницах на Руси - в Киево-Печерском мон-ре - относится к XI в. (Феодосий Печерский, прп. Соч. // Уч. зап. 2-го отд. АН. 1856. Т. 2. № 26. С. 210), источники XIV в. свидетельствуют, что Б. и колокола («звоны») сосуществовали равноправно (подробнее см.: Казанский. С. 306). В России Б. употреблялись гл. обр. в мон-рях (в приходских храмах - лишь «великие» Б.). Изображение большого Б. с 2 молотками имеется на гербе г. Кириллова (утвержден в 1781), возникшего как слобода при Кириллове Белозерском мон-ре.
В 90-х гг. XX в. в крупных городах России началось возрождение практики ударений в металлические Б.; используются, в частности, звонницы с комплектами Б. определенного строя.
Деревянные Б. изготовлялись из твердых пород дерева, на Афоне и в К-поле - только из каштанового, в восточноевроп. странах - из клена, ясеня, березы. Металлические Б. делали из железа, меди, чугуна, колокольной бронзы. Иногда к деревянному Б. прикреплялись металлические пружины, издающие при ударе и сотрясении дополнительный звон. Каменные Б. используются и ныне в мон-рях Сирии и Эфиопии; в XIX в. они были зафиксированы на юге Польши, в Венгрии и Далмации (круглое, подобное большой каменной шине), в России они были известны в XV в., в частности в Соловецком мон-ре во времена игуменства прп. Зосимы (в описи «Библиотека и архив Соловецкого монастыря за 1676 г.» упоминается «клепало каменное строения преподобного Зосимы».- Оловянишников. С. 11). В XIX в. в афонской Великой лавре ко всенощному бдению призывали ударами в деревянное Б., потом в металлическое, затем в колокол. В наст. время в греч. мон-рях Афона по великим праздникам можно услышать совместное звучание Б. и колоколов: ритмизованные удары в деревянное Б. накладываются на колокольный звон.
По размеру выделяют 2 типа Б.: большое - «великое» (самые большие, праздничные, Б. также называются «тяжкая») и малое - бильце (бильцо), первоначально, видимо, ручное, позднее стало помещаться на плечо. Ударяют в него молотком (или 2 молотками) из того же материала, что и само Б., производя звуки различной высоты в небольшом диапазоне.
Традиционно критерием для классификации Б. являлся характер их звучания - «ударение» (греч. κροῦσμα), с V в. это специальный термин, обозначающий призыв к богослужению (Cyril. Scythopolit. Vita Sabae. P. 159, 160). Великое ударение производится в большое деревянное Б. в виде длинной доски или бруса 2-4 м длиной, от 10 до 90 см шириной, 4-7 см толщиной, прямой или дугообразной формы; такое Б. подвешивается горизонтально (реже вертикально) на веревке, продетой в дырки в доске или в кольца, ввинченные в нее. Доска может иметь по краям малые резонаторные отверстия, причем 3 отверстия символизируют Св. Троицу, 4 и 5 располагают в форме креста (Anoyanakis. P. 95). Б. великого ударения висело либо у входа в храм, либо вблизи, в бильнице; в него могли ударять 2 чел. 4 молотками. По описаниям Евстафия, митр. Солунского (XII в.), существовал также обычай ударять в деревянное Б. на крыше храма. Малое ударение производится в деревянное Б. (или бильце) в форме бруса или коромысла (кладется на плечо), короткого двухлопастного весла (его держат за «талию») и т. п. Ударение в такое Б. производят 1 или 2 молотками то по одному концу, то по др.
Медное или железное ударение (в церковной лит-ре иногда обозначается как «ударение в кампан») производится в металлическое Б. в виде бруса, утолщающегося к центру, чаще дугообразного; ударяют металлическим молотком или крупными гвоздями. Формы металлических Б. более разнообразны. По свидетельству В. Г. Григоровича-Барского, в греч. мон-рях в нач. XIX в. ударение в железное клепало, как более торжественное, производилось только по праздничным дням, когда на вечерне поется «Блажен муж», в обычные же дни совершалось ударение в великое деревянное Б. Существует также традиция «железного ударения» при погребении монахов: «Егда же приидет время пети исходное пение над лежащим, идет кандиловжигатель, и ударяет в тяжкая железа, творя статии три, и тако собираются вся братия...» (Требник большой. Л. 108). Подобный обычай зафиксирован на фреске XVI в. в греч. метеорском мон-ре Анапавса, изображающей погребение прп. Ефрема Сирина: за гробом идут монахи с Б. (но скорее всего с деревянным).
регулируется Типиконом (отдельные указания содержатся также в Триодях Постной и Цветной; в копт. богослужебных книгах имеются специальные указания на использование Б.-накуса в определенные моменты службы). В соответствии с древними уставами в Б. должен был ударять кандиловжигатель (в греч. мон-рях этот обычай сохранялся до XIX в.: после зажигания лампад он производил 21 медленный удар в большое Б., между ударами клал по 5 земных поклонов, затем начинал благовест, а в праздничные дни после благовеста ударял еще 12 раз «в честь апостолов».- Казанский. С. 313), с XV в. это стало обязанностью параекклисиарха. Ныне в Б. и колокол ударяет звонарь, или пономарь, иногда - церковный сторож. В жен. мон-рях в Б. ударяют послушницы или монахини, называвшиеся в прошлом колотайщицами, ныне - звонари́цами.
Предписание сопровождать ударения в Б., в частности благовест ко всенощному бдению, чтением священных текстов может восходить к обычаю, зафиксированному в Уставе прп. Пахомия Великого: братья, собиравшиеся по сигналу на богослужение, должны были читать по пути в церковь что-либо из Писаний (Precepts. 3), то же должен был делать подававший ударением сигнал к трапезе (Precepts. 36). Св. Кириак (V в.), «ударяя в било перед началом службы, не прежде оканчивал звон, как прочтя непорочны [Пс 118 - М. Е.]» (Cyril. Scythopolit. Vita Cyriaci. P. 227). Уставы XIV в. позволяют заменить непорочны Символом веры и 50-м псалмом.
В совр. афонском Уставе в определенные моменты богослужения предписывается использование следующих видов Б.: деревянного ручного (τάλαντον), больших деревянных будничного и праздничного (κόπανος), железных будничного и праздничного (σιδεράκι) (Святогорский устав. С. 28, 30).
Средневек. христ. авторами Б. осмысливалось как знаковый новозаветный инструмент - в противопоставление ветхозаветному рогу (трубе) - шофару ( [šofar] - Исх 19. 16 и др.).
Блж. Иероним при переводе на латынь Устава прп. Пахомия Великого употребил выражение «звук трубы» (лат. vox tubae), видимо, в качестве метафоры для стука деревянного Б., созывающего братьев на богослужебное собрание (Precepts. 3, 9). Прп. Иоанн Лествичник (VI в.) писал, вероятно, имея в виду Б.: «...по гласу духовной трубы видимо собираются братия...» (Лествица. Слово 19 (3)). Метафорическое сравнение Б. с трубой встречается в стихах прп. Феодора Студита (VIII-IX вв.). В интерполяциях в текст «Сказания о Церкви» свт. Германа К-польского (нач. VIII в.) говорится, что Б. «изображает трубы ангельские и возбуждает подвижников к борьбе с невидимыми врагами» и что оно есть «образ гвоздей, которыми были прободены руки и ноги Господа, что отозвалось во всех концах вселенной» (Bornert. Commentaires. P. 130-131). Одно из толкований сакральной символики Б. содержится в сочинении, приписываемом свт. Софронию, Патриарху Иерусалимскому (1-я пол. VII в.): «Било знаменует трубы ангельские, в которые вострубят ангелы в последний день и звуком их возбудят все народы» (Отрывок из слова о Божественном священнодействии. 5). Патриарх Феодор Вальсамон (XII в.) считал, что «ударение в железное или медное било выражает нам образ будущего суда и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к суду общему», в то время как великое ударение (в деревянное Б.) было изобретено «для благовестия Божественного Евангелия и для чтения прочих священных книг» (цит. по: Вениамин. Новая скрижаль. С. 425). Симеон, архиеп. Фессалоникийский (XIV-XV вв.), описал созыв братии к полунощнице: «В полночь или немного спустя, когда ударят в било, во образ последней ангельской трубы, встают все от сна, как от смерти» (De sacra precatione. 304). Т. о., круг ассоциаций, связанный с трублением в шофар, метафорически был перенесен на заменившее его Б., что было осмыслено как один из актов преодоления «ветхозаветного человека». Однако вплоть до XIX в. встречались локальные традиции призыва к богослужению трублением (в отдельных районах Альп, во Франции, в Сванетии (Грузия)). Груз. название Б. «сальпинги» (от греч. σάλπιγξ - труба, так в Септуагинте переведено евр. ) этимологически закрепило семантическую преемственность трубного гласа и звучания Б.
Арм. поэту вардапету Григору Нарекаци (рубеж X-XI вв.) принадлежит «Молитва, написанная в виде толкования таинства клепала - древа блаженного и благоденственного», где Б. изображается как «новое орудие музыкальное [т. е. стоящее как бы над гуслями, цитрами и кимвалами.- М. Е.] … свирель новая, иного вида, / Принятая нами вместо старой, что не пустозвонит по-язычески / И не звучит суетно-грубо по-иудейски» (Книга скорбных песнопений. 92 (8)).
Б. посвящены стихотворения Афанасия, архиеп. Имбросского (Allatius L. De templis Graecorum recentioribus. Colonia, 1645. Epist. I 3. P. 4-5).
Деревянное Б. (из сандала и др. пород), аналогичное христ. (по форме, функции, способам ударений, сопровождаемых чтением священных текстов), под санскр. названием «ганди» (gandi; вероятно, от gandih, букв.- ствол дерева) используется в культе буддизма ваджраяны (ламаизме) всех национальных разновидностей (тибет., монг., бурят., тув., калм. и др.), что может рассматриваться в качестве аргумента в пользу влияния несторианства на ритуалы тибет. буддизма (в Тибете известны и каменные Б.). Прародина ганди - Др. Индия, и его история насчитывает ок. 1 тыс. лет. С кон. IV в. оно упоминается в кит. переводах инд. сутр и в словарях. В IX в. появляется перевод на кит. язык «Сутры о ганди», принадлежащей инд. ученому Дхармашрибхадре. Подобные Б. деревянные и металлические инструменты используются в буддийских культах стран Вост. Азии, напр., аналогичное по форме древнеармянскому япон. деревянное Б. «хан» (букв.- доска) подвешивается у входа в храм в япон. дзэнских мон-рях. Появление подобного инструмента в Японии также может быть связано с активным распространением в Азии в VII в. несторианства, дошедшего не только до Китая, но и до древнего дальневост. гос-ва Бохай (VII-X вв.), с к-рым Япония поддерживала культурные контакты.
В иудейском синагогальном богослужении в ср. века использовалось деревянное Б.- накоша ( [nakoša]), вырезанное в форме рога (шофара). Оно встречалось в евр. общинах Зап. Европы вплоть до нач. XX в. под названием «Schulklopfer».
Как повествует один из ранних хадисов, христ. Б. едва не было заимствовано мусульманами: Мухаммад был поставлен перед выбором, использовать ли Б.-накус или евр. рог шофар, но предпочел др. способ созыва на богослужение - голосом: азан (араб. ). См. также статьи Благовест, Звон.