[итал. Sant' Apollinare in Classe] (далее А. К.), возведена (532-536 или 535-538) в бывш. портовом пригороде Классе на месте погребения первого еп. Равенны сщмч. Аполлинария, обращавшего в I в. жителей города в христианство. Храм создан еп. Урсицином (532-536) на средства состоятельного жителя города Юлиана Аргентария, освящен в 549 г., после перехода Равеннской кафедры от ариан к правосл. Церкви. Это типичная североитал. базилика с открытой изнутри балочной кровлей, просторным центральным нефом, отделенным аркадами от боковых (опираются на 24 колонны греч. мрамора с визант. базами и капителями), с большой полукруглой апсидой с востока (в IX в. под ней устроена крипта), с нартексом (поздняя реконструкция) и круглой в плане колокольней (достроена в кон. X в.) с запада.
Интерьер А. К. претерпел много изменений: присутствуют разные хронологические слои худож. декора (ок. 549, 671-677, IX в., XII в.), мозаики неоднократно поновлялись, утрачена мраморная облицовка, снятая по приказу Дж. Малатесты в 1449 г. для украшения «Темпьето Малатестиани» в Римини. К первоначальному убранству А. К. относятся мозаики алтаря, являющиеся одной из самых сложных по замыслу программ юстиниановской эпохи. В своде конхи представлена двухчастная композиция с символическим изображением Преображения Христова. В центре, в медальоне, на голубом фоне, усыпанном звездами, изображен крест с оглавным образом Христа в средокрестии. По сторонам медальона, вверху на золотом фоне в облаках - полуфигуры пророков Моисея и Илии, внизу (у подножия креста) - 3 агнца, символические изображения апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во 2-м регистре, представляющем преображенную землю, центральным является изображение сщмч. Аполлинария в епископском облачении, в рост, с воздетыми в молении руками (жест оранта). Справа и слева от фигуры святого расположено по 6 агнцев - традиц. для алтарных росписей сюжет, представляющий 12 апостолов.
К сер. VI в. относятся изображения 4 епископов (Урсицина, Урса, Севера, Экклезия), помещенные в простенках окон апсиды, на крайних из к-рых сохранились композиции 2-й пол. VII в. «Жертвоприношение Авеля, Мелхиседека и Авраама» (справа) и «Передача привилегий Равеннской Церкви имп. Константином IV с братьями аббату Репарату» (слева). На триумфальной арке мозаики IX в.: в верхнем регистре - медальон с изображением Господа Вседержителя в окружении символов евангелистов; ниже - символическое изображение городов Иерусалима и Вифлеема, из врат к-рых выходят 12 агнцев-апостолов; на боковых сторонах - архангелы Михаил и Гавриил с лабарумами в руках (VI в.) и погрудные изображения евангелистов Матфея и Луки (XII в.).
Из А. К. происходит коллекция каменных резных саркофагов (погребения епископов VI-VII вв.) т. н. равеннского типа, дающая представление о переходном итало-визант. этапе от античных форм к христ. погребальным сооружениям. Значительная часть их сохраняется в боковых нефах базилики вместе с памятниками ранней эпиграфики. Интерес для истории христ. искусства представляет собрание архитектурных деталей А. К., среди к-рых престол времени архиеп. Максимиана (1-я пол. VI в., реставрация 1753), 8 колонн от первоначальных кивориев и др.
[итал. Sant' Apollinare Nuovo] (далее А. Н.), воздвигнута кор. остготов Теодорихом Великим как дворцовая (до 526) и посвящена Спасителю; после утраты арианами Равенны переосвящена в честь св. Мартина Турского. Освящение престола в память сщмч. Аполлинария, еп. Равеннского, состоялось в сер. IX в., после перенесения в А. Н. мощей святого. тогда же базилика получила название «Новая» (Nuovo или In Nuovo), дабы отличить ее от др. городских церквей с тем же посвящением, гл. обр. от А. К., где первоначально покоились мощи священномученика.
А. Н.- трехнефная базилика с открытой изнутри балочной кровлей, с повышенным средним нефом, отделенным от более низких боковых нефов аркадами на 24 колоннах греч. мрамора с капителями коринфского ордера, сделанными в кон. V - нач. VI в. мастерскими в окрестностях К-поля.
Первоначальное (до 526) мозаичное убранство было изменено при еп. Агнелле (60-е гг. VI в.). От мозаичной росписи, украшавшей весь интерьер А. Н., в наст. время уцелели 3 горизонтальных регистра на боковых стенах центрального нефа. В верхнем регистре представлен самый ранний из известных в церковной декорации развернутый цикл евангельских событий. 26 сюжетов, относящихся к остгот. периоду росписей, расположены по 2 сторонам нефа: на сев.- Чудеса, на юж.- Страсти и Воскресение Христово. Ниже, между нишами окон, изображены 32 фигуры в рост, с нимбами, держащие в руках свитки и кодексы (до 526), в к-рых видят ветхозаветных пророков и новозаветных святых. Над аркадами помещены процессии праведных мужей (на юж. стене 26 фигур) и жен (на сев. стене 22 фигуры), принадлежащие 2-му периоду декорации. Фигуры святых показаны в легком 3-четвертном развороте, подчеркивающем их движение, к-рое направлено с запада на восток. Во главе шествия святых мужей - св. Мартин, еп. Турский, первым предстоящий Иисусу Христу, восседающему на троне в окружении 4 ангелов. На противоположной стене, впереди процессии святых жен, изображены волхвы - святые Валтасар, Мельхиор и Гаспар, предстоящие Богоматери на престоле с Младенцем Христом на руках, также в окружении ангелов. В зап. части нефа сохранились изображения дворца Теодориха и порта Равенны, Классе, к-рые, как и образы Спасителя и Богоматери, сохранились (в неск. измененном виде) с остгот. периода. Первоначально ряд с процессией святых занимали изображения придворных кор. Теодориха и его супруги, возглавлявших свою свиту. Фрагменты его можно видеть, напр., на фоне колоннады дворца, в нише к-рого сохранилась мозаика с предполагаемым изображением кор. Теодориха.