в Новгороде, на правом берегу р. Волхов.
Мон-рь основан прп. Антонием Римлянином, согласно духовной грамоте преподобного (известна в 2 списках: 2-й пол. XVI и XVII в.), а также НПЛ, при свт. Никите, еп. Новгородском, т. е. не позднее янв. 1109 г. (время кончины святителя), на земле, купленной преподобным на собственные средства. Зафиксированные в купчей прп. Антония (известна в тех же рукописях, что и духовная грамота) границы монастырских земель воспроизводят реалии не XII в., а 2-й пол. XVI в.
По мнению В. Л. Янина, А. Р. м. был кончанским и находился под патронатом Плотницкого конца Новгорода. Игуменом прп. Антоний был поставлен лишь зимой 1131/32 г., в первый год епископства свт. Новгородского Нифонта. В 1147 г. перед кончиной прп. Антоний назначил преемником своего ученика инока Андрея, к-рый настоятельствовал до 1157 г. Известны имена также нек-рых др. игуменов А. Р. м. древнейшего периода: Алексий (1157-1162), Мануил (с 1162), Моисей († 1187), Власий (с 1187). В 30-50-х гг. XII в. в мон-ре трудился доместик (регент хора) диак. Кирик, автор трактата, посвященного счету времени и основным понятиям юлианского календаря, и один из авторов «Вопрошания» к архиеп. Нифонту.
В 1117-1119 гг. в А. Р. м. при прп. Антонии был возведен каменный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (сохранился), где впосл. покоились до обретения мощи прп. Антония. В 1127 г. построена ныне утраченная каменная трапезная церковь, что свидетельствует о существовании в обители общежительного устава. В 1365 г. свт. Алексием, архиеп. Новгородским, над зап. святыми вратами возведена надвратная Сретенская ц., разобранная в нач. XIX в. в связи со строительством на этом месте настоятельского корпуса. В 1386 г., при подходе войск св. блгв. кн. Димитрия Донского к Новгороду, А. Р. м. был сожжен новгородцами, затем восстановлен. Постройки мон-ря горели также в 1378, 1396, 1467 гг. В 1533-1536 гг. возведена трапезная Сретенская ц., после чего надвратная церковь была освящена во имя прп. Иоанна Лествичника. В сер. XVI в. рядом с Троицким собором сооружен храм, «иже под колоколы», во имя прп. Антония Великого, храм обрушился в 1804 г. и был разобран до основания (фундамент обнаружен при раскопках В. А. Булкина и Г. М. Штендера в 80-х гг. XX в.).
После разгрома Новгорода царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1570 г. были казнены все 20 насельников А. Р. м. во главе с настоятелем Геласием, мон-рь запустел. Позже царь снял опалу, и в 1580 г. из Москвы прибыл новый настоятель игум. Кирилл (Завидов; 1580-1584). Собрав братию и возобновив строгий общежительный устав, он начал подготовку к обретению мощей прп. Антония, к-рое состоялось в 1597 г. (в том же году произошла и общерус. канонизация святого). Мощи святого были положены в окованную серебром раку в Рождественском соборе, в 1731 г. переложены в новую, также окованную серебром, кипарисовую раку. При раке находилась ветвь осоки, с к-рой, по преданию, прп. Антоний приплыл из Рима. В особом приделе у зап. стены собора хранился камень, на к-ром, согласно житию, преподобный приплыл из Рима в Новгород. Инок обители Нифонт в соч. «О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598) описал чудеса, совершившиеся в мон-ре при обретении мощей преподобного. Наставником Нифонта был инок А. Р. м.- иконописец прп. Анания, написавший для обители немало икон. В память преподобного в 1-ю пятницу после праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня) был учрежден крестный ход из новгородского Софии Св. собора в А. Р. м.
В нач. XVII в. А. Р. м. был разорен швед. отрядами, затем восстановлен. В 1651 г. в нем была учреждена архимандрития. В 1656 г. мон-рь посетил Антиохийский Патриарх Макарий, о чем сохранилось свидетельство Патриаршего архидиак. Павла Алеппского. Не раз посещали обитель и члены царствующего дома. Особое покровительство мон-рю оказывали Новгородские митрополиты Макарий (1652-1663) и Питирим (1664-1672), следствием чего стала активная строительная деятельность в обители. В 70-х гг. XVII в. в трапезной палате деревянные перекрытия были заменены каменными сводами, надстроена столпообразная колокольня, а над юж. вратами возведена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (разобрана в 1805). В 1698 г. к северу от надвратной ц. прп. Иоанна Лествичника попечением воеводы П. М. Апраксина выстроили каменную больницу с ц. во имя св. Александра Невского (разобрана в нач. XIX в.). В 1699-1701 гг. к западу от собора были возведены казначейские кельи, в 1715-1722 гг.- юж. линия корпусов (кельи, квасоварня, баня и др.) с оградой, в 1718 г. между трапезной палатой со Сретенской ц. и казначейскими кельями построена келарская палата. В 1708-1723 гг. А. Р. м. стал кафедральным, в нем размещалась резиденция Новгородских викарных епископов. В XVIII-XIX вв. 25 настоятелей А. Р. м. стали архиереями. В 1775 г., после того как сгорел новгородский Сокольницкий мон-рь, в А. Р. м. были перенесены мощи преподобных братьев Алфановых, помещены в приделе во имя ап. Иоанна Богослова Рождественского собора, где почивают и в наст. время. В нач. XIX в. в мон-ре были сооружены настоятельский корпус, примыкающий к казначейским кельям (автор проекта - архит. В. С. Поливанов), юж. святые врата, к наст. времени утратившие венчающую их колокольню, главный семинарский корпус (закончен в 1890 г., автор проекта - епархиальный архит. А. И. Борщов).
А. Р. м. относился к числу наиболее влиятельных и богатых новгородских мон-рей. По количеству земельных владений во 2-й пол. XV в. (588 обжей) он занимал 4-е место после Юрьева, Варлаамиева Хутынского и Аркажского мон-рей. Вотчины А. Р. м. располагались гл. обр. в Водской и Шелонской пятинах. Вероятно, в 1-й пол. XIII в. св. блгв. кн. Александр Ярославич Невский даровал обители Бронницкий перевоз через Мсту, что позволило собирать немалые пошлины с купцов, проезжавших по московской дороге. Св. Александр Невский особо почитался в А. Р. м., в XVII в. икона с изображением св. князя находилась рядом с храмовым образом Рождества Богородицы в местном ряду иконостаса. После присоединения Новгорода к Москве во 2-й пол. XV в. у А. Р. м. было конфисковано 300 обжей земли. В XVI-XVII вв. обитель упрочивала свое положение за счет частных пожалований и собственных приобретений. Владения А. Р. м. располагались в Обонежской пятине, в погостах: Дмитриевском на Капше, Михайловском в Гедевичах, Тервинском, Оштинском за Онегом; в Бежецкой пятине, в погостах: Волочке Держкове, Сопинском Богородицком, Покровском; в Деревской пятине, в погостах: Бронницком Буховском, Деманском; в Водской пятине, в погосте Антоновском на Волхове. По штатам 1764 г. (см. Секуляризация церковных имуществ в России) А. Р. м. был отнесен ко 2-му классу. К мон-рю был приписан скит «Забудущие родители» (забытые родители) в Боровичском у., в 1917 г. преобразованный в самостоятельную Пятницкую пуст. В сер. 1900-х гг. в мон-ре было 14 монахов и 10 послушников. Среди настоятелей А. Р. м.- сщмч. архим. Владимир (Богоявленский), впосл. митр. Киевский; буд. Патриарх Московский и всея Руси архим. Алексий (Симанский), составивший житие прп. Антония, к-рое зачитывалось на праздничных службах в обители; архим. Арсений (Стадницкий); архим. Димитрий (Сперовский). В А. Р. м. принял монашеский постриг буд. еп. Кирилловский сщмч. Варсонофий (Лебедев), в 1909-1916 гг. служивший миссионером-проповедником в Новгородской епархии.
Новгородская ДС. 30 окт. 1740 г. по инициативе архиеп. Амвросия (Юшкевича) указом императрицы Анны Иоанновны при А. Р. м. была учреждена семинария по образцу Киевской. На ее содержание было ассигновано 7859 р. 37 к. в год, что превосходило финансирование др. семинарий, из этих денег 300 р. полагалось на комплектование б-ки. В 1745 г. число учащихся превышало 300 чел. Настоятель мон-ря обычно являлся одновременно ректором семинарии, многие насельники А. Р. м. были преподавателями. Первоначально в семинарии было 4 класса, в 1741-1742 гг. добавились классы пиитики, риторики, рисования и иконописи, после 1745 г.- философии и богословия. Свидетельством высокого уровня преподавания в семинарии стал перевод из нее высших классов в С.-Петербург с целью поднять уровень Александро-Невской семинарии (1788). Первый выпуск окончивших полный семинарский курс состоялся в 1754 г., одним из 28 первых выпускников был постриженик А. Р. м. буд. еп. Воронежский свт. Тихон (Соколов). В нач. XIX в. благодаря усилиям еп. Старорусского Евгения (Болховитинова) ДС стала центром изучения новгородских церковных древностей. В 1860-1866 гг. ректором семинарии являлся архим. А. Р. м. Макарий (Миролюбов), автор исследований по истории новгородских храмов, мон-рей, архиерейского дома, в 1911-1913 гг. семинарию возглавлял архим. Алексий (Симанский). Выпускниками семинарии в XIX в. были: этнограф, исследователь древнерус. текстов Е. В. Барсов, философ, ректор С.-Петербургского ун-та М. И. Владиславлев. Преподаватели семинарии являлись членами Новгородского об-ва любителей древностей (архиеп. Старорусский Димитрий (Сперовский)) и церковно-археологического об-ва, созданного в 1913 г. еп. Арсением (Стадницким).
Семинария обладала прекрасной б-кой, основу к-рой составило переданное архиеп. Амвросием (Юшкевичем) книжное собрание новгородского архиерейского дома, включавшее в себя б-ку новгородской школы Иоанникия и Софрония Лихудов; в 1742 г. в б-ку вошло собрание архиеп. Феофана (Прокоповича). Согласно каталогу 1806 г., семинарская б-ка состояла из 8565 томов, из них: 2864 - на лат. языке, 848 - на рус., 258 - на нем., 236 - на греч., 137 - на франц., 57 - на древнеевр., 124 наименования на исп., итал., араб. и др. языках.
В 1918 г. ДС была закрыта, в ее помещениях открылся педагогический техникум, 1 окт. 1919 г. преобразованный в Новгородский практический ин-т народного образования, к-рый в 1932 г. был включен в Новгородский гос. ун-т. 3 марта 1920 г. был упразднен А. Р. м., вскоре после закрытия в мон-ре поселили коммуну из бывш. беспризорников. Собор Рождества Пресв. Богородицы нек-рое время действовал как приходской храм. Последний настоятель (с 1913) архим. Тихон (Тихомиров) 4 апр. 1920 г. был хиротонисан во епископа Кирилловского. Свидетельства о репрессиях в отношении братии мон-ря в 1918-1920 гг. отсутствуют. В янв. 1925 г. б-ка семинарии, фонд к-рой насчитывал 30 тыс. экз., была передана Новгородскому губернскому музею, к 2001 г. книжное собрание Новгородской ДС находится в РНБ, б-ке Новгородского гос. объединенного музея-заповедника и др. Планируется передача РПЦ Рождественского собора со статусом приходского храма при Новгородском ун-те, в к-ром создано межфакультетское отд-ние богословия.
- первый из известных храмов Новгорода, построенный не по княжескому заказу, однако его архитектура близка т. н. группе киево-новгородских храмов, возведенных княжескими мастерами в 1113-1119 гг. (ц. Благовещения на Городище, ц. свт. Николая на Ярославовом дворище, Георгиевский собор Юрьева мон-ря). Храм имеет апсиды, поднятые во всю высоту фасада, и башню для входа на хоры, примыкающую к сев. части нартекса. Архитектурные формы собора, неск. уступающего по размерам храмам «княжеской группы» демонстрируют завершение процесса сложения собственной, новгородской, традиции, местной является и строительная техника (кладка из волховской плиты, булыжника и кирпича). Предельная лаконичность фасадов, их плоские и узкие лопатки, отвечающие внутреннему членению храма, окна с бровками 2-уступчатого профиля, ныне утраченные декоративные пояса (зубчатый на архивольтах закомар и аркатурный на барабанах глав не сохранились) указывают на влияние романского зодчества. Башня в сев.-зап. части собора имеет цилиндрическую форму и увенчана главой того же размера, что и 2-я, центральная, расположенная над юго-зап. частью нартекса. В интерьере преобладает четко выделенный подкупольный крест, рукава к-рого значительно шире угловых объемов. Наос вытянут с севера на юг и благодаря 8-гранности средней пары столпов (характерны для зодчества XI в.) организован как единое пространство. Вост. столпы имеют т-образную форму, благодаря чему алтарь заметно обособлен от наоса. Этому же способствовала алтарная преграда, состоявшая из барьера, поставленного между алтарными столпами, и темплона, крепившегося на воздушных связях нижнего регистра на высоте ок. 4,75 м от уровня древнего пола. Вероятно, к темплону крепилась завеса, закрывавшая алтарный проем. Высокая алтарная преграда, типология к-рой чрезвычайно важна для эволюции высокого рус. иконостаса, была установлена в соборе сразу после постройки. Ок. 1122 г. зап. стена храма была растесана, образовав т. о. 3-ю пару столпов; с запада пристроен нартекс с хорами, куда ведет увенчанная куполом сев.-зап. башня с приделом преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого; 3-я глава открывалась на хоры в юго-зап. углу.
В 1125 г. собор был расписан. В 1378, 1386, 1396 и 1467 гг. пострадал от пожаров. В XVI в. собор получил щипцовое покрытие. В кон. XVI в. к нему была пристроена небольшая паперть, где положили камень, на к-ром, по преданию, прп. Антоний приплыл в Новгород. В 1671 г. пристроен юж. придел во имя прп. Антония Римлянина, в 1680 г.- сев. придел во имя ап. Иоанна Богослова. В 1699 г. во всю ширину собора была возведена новая паперть. В XVIII в. были растесаны окна, собор получил 4-скатное покрытие и огромные луковичные главы. В таком виде он сохранился до наст. времени.Росписи 1125 г. сосредоточены в вост. части собора. В алтаре фрагментарно сохранился 2-ярусный святительский чин, в алтарной арке расположены медальоны с образами преподобных Герасима и Харитона, изображения первосвященников Моисея и Аарона. В дьяконнике роспись посвящена св. Иоанну Предтече, сохранились композиции «Поднесение главы Предтечи Иродиаде» и «Второе обретение главы Предтечи» и фрагменты «Пира Ирода» и «Первого обретения главы Предтечи». В арке дьяконника расположено неск. фигур неизвестных святых. В жертвеннике, тема росписи к-рого посвящена Богородице, представлено «Введение во храм» и фрагменты композиции «Рождество Богородицы». Роспись сев. и юж. стен наоса, располагавшаяся в 5 регистров, сохранилась фрагментарно в виде 2 узких полос. 2 верхних яруса занимали сцены из земной жизни Иисуса Христа (фрагмент «Пира в Кане Галилейской» на сев. стене), 3-й ряд - медальоны с изображением святых, под ним - чин святителей. Нижнюю зону занимали 2 большие композиции - «Успение Богородицы» на сев. стене и «Рождество Богородицы» на юж. стене. Участки росписи хорошей сохранности расположены на зап. гранях алтарных столпов - древняя штукатурка сохранилась на всю высоту граней, что позволяет реконструировать по отпечаткам оригинальную конструкцию древней алтарной преграды. Над темплоном изображены 2 пары целителей - святые Кир и Иоанн на сев. столпе и святые Флор и Лавр на юж., над ними «Благовещение».
Для фресок собора характерно плотное письмо, напряженный колорит, к-рый строится на сочетании густых насыщенных тонов. Лики имеют неклассические крупные черты и написаны по светлой карнации красноватыми и оливковыми тенями, создающими пластически выразительную форму, поверх к-рой выполнен жесткий темный рисунок. Фрески А. Р. м. обнаруживают прямые стилистические параллели со мн. визант. памятниками монументальной живописи кон. XI - нач. XII в. (ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), 1105/6 г.; Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в. и др.).
Иконостас собора Рождества Богородицы (XVI-XVIII вв.) состоит из 6 рядов: местного, деисусного, праздничного, пророческого, праотеческого, страстного (сохранились не в полном объеме) и царских врат (утрачены). Сохранились 4 бруса расписных (НГМ. Инв. № 37379, 37380, 37381, 37382) и 2 бруса резных тябел (НГМ. Инв. № 33971, 33972) XVI в.
О существовании древних предалтарных образов свидетельствуют обнаруженные В. М. Ковалёвой и Г. М. Штендером на предалтарных столпах следы тябловых креплений XII в. Согласно монастырской описи 1696 г., деисусный чин состоял из 13 икон (было еще 2 «узких» образа по бокам), праздничный - из 12, пророческий - из 19, праотеческий - из 19 икон. Стилистические и материальные признаки икон свидетельствуют, что «Спас на престоле в Силах», «Ап. Павел» и «Ап. Петр» из деисусного чина и местный образ «О Тебе радуется» - наиболее ранние, возможно, в иконостас были включены позднее. К 60-70-м гг. XVI в. относятся праздничный и пророческий ряды. Остальные иконы деисусного чина, кроме указанных 3, написаны на др. досках и вошли в чин, дополнив или заменив ранние иконы, уже в кон. XVI в. Праотеческий чин добавлен в сер. XVII в. Страстной ряд из 6 икон написан по гравюрным образцам Библии Пискатора в 1716 г., когда по инициативе новгородского митр. Иова и игум. мон-ря Иоакима для иконостаса была создана резная барочная рама, в проемах к-рой не могли поместиться все иконы. Деисусный чин был сокращен на 3, праздничный ряд - на 1, пророческий и праотеческий - на 7 икон.
Наиболее ранней из дошедших до наст. времени икон местного ряда является «О Тебе радуется», написанная, возможно, в ознаменование венчания на царство в 1548 г. царя Иоанна IV Васильевича Грозного, изображенного среди рус. вел. князей. К сер. XVI в. относится житийный образ свт. Николая. Иконы «София, Премудрость Божия», «Рождество Богородицы с житием» и «Апостолы Петр и Павел» стилистически связаны с произведениями мастерской царя Бориса Феодоровича Годунова и, по-видимому, наряду с патрональной иконой его семьи (не сохранилась) были царскими вкладами. В кон. XVI в., вероятно после обретения мощей прп. Антония Римлянина в 1597 г., иконы иконостаса Рождественского собора были украшены серебряными окладами.