Название композиции, основанной на сюжете из ВЗ (Исх 3. 1-6) и получившей развитие в христ. иконографии в связи с образом Божией Матери.
Одним из ранних примеров введения в изображение сцены на горе Хорив образа Божией Матери является миниатюра фрагмента «Христианской топографии» Космы Индикоплова, подшитой к «Физиологу» в рукописи из б-ки Евангелической школы в Смирне (кон. XI в., Smyrn. Evang. В 8. Fol. 166/166v; рукопись сгорела в 1922): над изображением прор. Моисея, снимающего сандалии перед горящим кустом, помещен уподобляемый горе образ Божией Матери с Младенцем (см.: Этингоф О. Е. Иконография ветхозаветных прообразов Богоматери средневизант. периода // Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI- XIII вв. М., 2000. С. 21-22. Ил. 29). На миниатюре в Гомилиях Иакова Коккиновафского о Пресв. Деве (Vat. gr. 1162. Fol. 54v, 2-я четв. XII в.) раскрыта тема Воплощения - в горящем кусте изображен Христос Еммануил. В зап. конхе ц. Богоматери мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун в Египте сохранилась уникальная композиция «Благовещение с пророками» (XII в.), где прор. Моисей представлен держащим свиток со словами о Неопалимой Купине, а над Богоматерью изображено дерево, окруженное огнем. На иконе «Богоматерь с пророками (Киккотисса)» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) и на близкой к ней по иконографии иконе кон. XII в. (ГЭ) прор. Моисей, входящий в число пророков, окружающих Богоматерь на престоле, показан стоящим рядом с горой, на к-рой изображен объятый пламенем куст. Богоматерь в горящем кусте помещена в центре верхнего поля створки иконы-диптиха «Богоматерь с Младенцем. Мч. Прокопий» (4-я четв. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае).
Еще один вариант иконографии представлен на иконе «Св. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина»» (XIII в.; см. фотографию из архива К. Вайцмана: vrc.princeton.edu/sinai/items/show) - изображение Богоматери буквально оплетено ветвями горящего куста с мелкими зелеными листочками, у Ее ног, в меньшем масштабе,- снимающий сандалию прор. Моисей. Этот же мотив присутствует и в росписи алтаря придела Иакова, брата Господня (XV в.), в кафоликоне мон-ря вмц. Екатерины на Синае.
В рус. памятниках изображение «Н. К.», близкое к палеологовской традиции, включено в росписи храмов Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря (1313), Успения Пресв. Богородицы в дер. Мелётово Псковской обл. (1465), Благовещенского собора Московского Кремля (сер. XVI в.) и св. ворот Кириллова Белозерского мон-ря (1585); шитый образ имеется на большом саккосе митр. Фотия (нач. XV в., ГММК), на пелене «Неопалимая Купина, с избранными святыми» (кон. XV-XVI в., ГРМ).
Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ).
Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062 // ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).
Общая идея иконографии «Н. К.» - прославление Пресв. Богородицы, послужившей великой тайне Боговоплощения. Одним из главных смысловых акцентов является также Божественное достоинство Младенца Христа. Младенец, сидящий на руках Матери, есть Сын Божий, Господь, владычествующий над ангелами, и Мессия, о Котором говорили пророки. Важное место в данной иконографии также занимают темы мироустройства и грядущего конца времен. Т. о., икона Божией Матери «Н. К.» является одним из типичных богословско-дидактических сюжетов, отличающихся широким охватом событий священной истории и подробным раскрытием темы Божественного домостроительства.
Иконография «Н. К.» обладает большой вариативностью: ни одна из икон XVI в. не повторяет другую, они различаются как трактовкой ключевых элементов композиции, так и деталями. Основу изображения составляет образ Богоматери с Младенцем на фоне звезды, образованной 2 ромбами. Голова Пресв. Богородицы повернута к правому плечу, что связывает центральную часть композиции с окружающими изображениями. Типологически образ Божией Матери с Младенцем имеет в основе такие варианты «Одигитрии», как Тихвинская и Грузинская иконы Божией Матери. На большинстве икон мафорий Богоматери имеет традиц. вишневый цвет, но украшен облачным рисунком - так подчеркивается сравнение Богоматери с небом или облаком (напр., Ис 19. 1). На иконе из Ростова Великого мафорий синего цвета, по его краю идет текст: «Что Тя наречем, Обрадованная; небо, яко воссияла еси Солнце Правды» (эти слова из богородична 1-го часа часто можно встретить на иконах данного сюжета). Цвет мафория иногда близок к алому, при этом облачные мотивы получают более эффектное живописное решение, что расширяет круг возможных ассоциаций (напр., с такими прообразами, как огненный и облачный столп, указующий путь избранному народу (Исх 13. 21, Пс 77. 14, Пс 104. 39), или покрытая облаком и осененная славой Господней Синайская гора (Исх 24. 15-17) (см. иконы: 60-х гг. XVI в., КБМЗ; 1604-1605, ЕМИИ). На отдельных иконах в изображении мафория находит отражение сравнение Богоматери с горящей Купиной, так, напр., на иконе из Успенской ц. на Апухтинке 2-й пол. XVI в. (ГТГ) и на иконе XVII в. (АМИИ) мафорий имеет зеленый цвет, хотя и сохраняет волнистый облачный рисунок; кроме того, на 1-й иконе на мафории показаны язычки огня.
Ромбообразные лики на челе и плечах Богоматери являются олицетворением звезд, символизирующих Ее приснодевство. На груди Пресв. Богородицы представлены символические изображения, имеющие прообразовательное значение: наиболее часто на иконах XVI в. встречаются гора, город и красный медальон с ликом юного царя. Гора - наиболее известный прообраз Богоматери, основанный на текстах ВЗ: Дан 2. 31-45 и Ав 3. 3, а также Ис 24. 23, Пс 67. 16-17, 77. 68, 14. 1, 22. 3 и др. Изображение города в виде крепостных стен, согласно восходящей к текстам ВЗ и НЗ (Пс 47. 34, Зах 1. 16, Мф 5. 35 и др.) надписи на иконе Н. Г. Строганова (1604-1605, ЕМИИ),- это «Град Царя Великого». В текстах Свящ. Писания в случаях, когда гора и град упоминаются вместе (Зах 8. 3, Ис 2. 2-3 и др.), речь идет о горе Сионской и граде Иерусалиме. Красный медальон с ликом юного царя не имеет однозначного объяснения. Наиболее вероятно, что данный образ является олицетворением солнца. Так изображается солнце в иллюстрациях к «Христианской топографии» Космы Индикоплова, в сюжетах на тему Сотворения мира на иконах, на миниатюрах и на шитых плащаницах XV-XVI вв. (напр., на т. н. Пучежской плащанице, 1441, ГММК). Этот образ мог быть заимствован из пророчества Малахии («взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» - Мал 4. 2; см. также: Ис 41. 2). Т. е. облачный рисунок и изображение солнца на мафории Богоматери могут быть связаны, но уже в XVI в. образ царя-солнца в медальоне предпочитали заменять образом Христа Еммануила. На иконах к указанным символическим изображениям могут быть добавлены: лествица («лествица Иакова»), радуга (символ завета с Ноем), «источник запечатленный» (Песн 4. 12), древо (7-й икос Акафиста Богоматери) или горящий куст, реже - изображения книги, киота, ковчега или храма Премудрости.
Окружающее образ Пресв. Богородицы с Младенцем сияние Славы в виде 8-конечной звезды, образованное путем наложения синего ромба на красный, означает прославление Ее как «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», т. е. превосходящей близостью к Богу все ангельские чины. Синий ромб, на фоне к-рого показаны изображения ангелов, обозначает небо, мир горний, а красный (с символами евангелистов) - землю, просвещенную светом евангельского учения. Это сияние символизирует Славу Господа Вседержителя, к которой причастна и Пресв. Богородица, послужившая Воплощению Христову. Форма ореола может также напоминать о пророчестве Валаама («Возсияет звезда от Иакова» - Числ 24. 17). В Акафисте Богоматерь также прославляется как Звезда, являющая Солнце (1-й икос).
На иконах XVI-XVII вв. изображение Богоматери окружают тексты, помогающие уяснить значение сюжета. Их состав и местонахождение не имеют жесткой регламентации: тексты могут быть приведены в разном порядке, количество фрагментов может быть сокращено или увеличено. По краю нимба Божией Матери, как правило, приводятся слова из тропаря: «Пророцы проповедаша, апостоли научиша, мученицы исповедаша, и мы веровахом Богородицу Тя воистину сущую: темже и величаем Рождество Твое неизреченное» (богородичен отпустительный на вечерне и утрене, 3-й глас). На нимбе Иисуса Христа встречаются разные варианты текстов, чаще: «Ты еси Бог и Царь миру и Ты создатель [всея твари]» (икона 40-х гг.- сер. XVI в. (КБМЗ)).
Одной из самых устойчивых является надпись, расположенная обычно по краям синего ромба: «Юже Даниил гору нарече мысленную / Аввакум грезн (от горы) / от неяже ядше живи будем, а не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ». Она состоит из 3 частей. Первая опирается на богослужебные тексты (напр., канон на Благовещение Пресв. Богородицы); 2-я восходит к пророчеству Аввакума о имеющей особое благословение «горе приосененной» (Авв 3. 3), варианты толкования могут быть такими: «Гора синайская святая Богородица, а купина утроба Девыя, а грезн [т. е. «виноградная гроздь»] есть Христос» (цит. по: Словарь древнерусского языка XI-XIV вв. М., 1989. Т. 2. С. 387); слова 3-й части являются окончанием тропаря предпразднства Рождества Христова «Готовися, Вифлееме…» (4-й глас) и имеют отчетливый евхаристический смысл, который содержится и в толкованиях видения прор. Моисеем Неопалимой Купины. Еще одна надпись посвящена искупительным страданиям Спасителя; всякий раз ее текст разнится, но место практически всегда остается неизменным - по контуру фигуры Богоматери: «Творец и Содетель всея твари / иже в наше естество оболкися свыше небес не отлучеся / с нами совокупишася / волею терпев страсти / юже съискупи от клятвы вражия / и воскресе из гроба тридневно своим воскресением» (цитируется по наиболее подробной поновительской надписи на иконе 40-х гг.- сер. XVI в., КБМЗ). Все выявленные тексты посвящены тайне Рождества Христова, они прославляют Богоматерь и повествуют о спасении человечества, которое стало возможным благодаря Боговоплощению.
Значительное место в иконографии занимает тема служения ангелов. Судя по текстам, ангелы являются одновременно управителями различных природных стихий, «духами Божиими» (Ис 11. 2-3) и ангелами Страшного Суда. Распоряжение различными стихиями приписывается ангелам во многих сочинениях (напр., в Книге Еноха, «Христианской топографии» Космы Индикоплова). Отождествление «семи духов Божиих» с ангелами 7 Церквей Апокалипсиса есть, напр., в толковании свт. Андрея Кессарийского на Откровение Иоанна Богослова.
В синем ромбе представлены 5 ангелов: по 2 справа и слева от Богоматери и один внизу. Сверху чаще изображается херувим или серафим, слева - «Ангела облака и дуги»: один из ангелов держит радугу, его изображение часто сопровождают надписи такого рода: «Постави знамение на небеси чудно, сиречь завет между Богом и людьми» (Быт 9. 13-14), другой ангел держит облако, текст при его изображении может быть следующим: «Возводяй облаки от последних земли» (Пс 134. 7). Справа в синем ромбе изображены ангел, обращенный к Младенцу, и ангел, держащий за ногу фигурку крылатого человечка - олицетворение ветра; на иконе 1604-1605 гг. (ЕМИИ) при этом изображении помещен текст: «Изводяй ветры от сокровищ своих» (Пс 134. 7; см. также: Откр 7. 1). В нижнем углу синего ромба помещен ангел с кадилом и свечой. Тексты, в основу к-рых положены слова Пс 140. 2, могут быть развернутыми («Ангели приносит молитву яко и кадило к Богу, свыше приемля благословение на ня изливая» (икона из ГМЗРК)) или краткими («Ангел приносит кадило и свещу» - надпись на иконе из ЕМИИ).
В разноцветных небесных сегментах, размещенных между лучами сияния, также представлены ангелы. Первая часть традиц. надписи у ангела в 1-м, верхнем левом сегменте обычно является обобщающей по отношению к изображению всех ангелов, а текст «Творяй ангелы духи служебныя» свидетельствует об обращении не только к Пс 103. 4 («Ты творишь ангелами Твоими духов»), но и к словам ап. Павла, называвшего ангелов «духами служебными» (Евр 1. 14). Ангел в 1-м сегменте традиционно изображается с 2 сосудами, наполненными, согласно надписям, снегом и инеем (упоминаются чаще всего), реже - горящей серой (жупелом), пеплом, зноем, грозами. Ангел во 2-м сегменте, «ангел росы и мглы», «подающий очищение» (иногда назван и «духом силы»), держит фигурку человечка («духа стихии») и ковчежец; судя по текстам, «природный дух» с маленьким жезлом связан с появлением росы, а в ковчежце находится мгла. Изображенного в 3-м сегменте «ангела мороза и льда», «творящего благоразумно», иногда называют «духом благоразумия». Однако, несмотря на устойчивость надписи в 3-м сегменте, изображения ангелов здесь разнообразны. Обычно левой рукой ангел касается венца на голове, реже держит книгу или ковчежец, в к-ром могут быть заключены различные стихии. Ангел в 4-м сегменте именуется в надписях «ангелом отсеченья (противу верующих и глаголящих)», к-рым «подаст чашу горести и гнева Бога Вседержителя»; иногда этот ангел называется «духом благочестия». На большинстве ранних икон «Н. К.» он представлен в хитоне и гиматии, с кон. XVI в. чаще изображается в воинском облачении, атрибутами этого ангела являются меч, ножны, свеча или чаша. Ангел в 5-м сегменте, «дух разума», «гласом, сиречь блистанием», связан со стихией грозы. Он несет большую плоскую чашу, напоминающую по форме щит, в к-рой помещена фигурка гения стихии. Ангел в 6-м сегменте держит «домик» в виде башни, в который помещен «дух», испускающий из уст молнию (?). Согласно большинству надписей, это «дух молние опаленья», связанный со Вторым пришествием, проявляющий «будущаго Суд». Изображения в 5-м и 6-м сегментах являются устойчивыми. Ангел в 7-м сегменте, «дух страха Божия», «проявляющий Пришествие Христово», несет 6-гранную чашу, в к-рую помещена маленькая скорчившаяся фигурка гения стихии (изображается не всегда), из чаши «вырастает» стилизованное 3-лепестковое растение. Ангел в 8-м сегменте, «дух премудрости, ангел огня палящего», «показующий будущая», держит широкую чашу с фигуркой сидящего в ней в огне духа, выдыхающего огонь (видимо, дух огня). Позже фигурка духа и сосуд, в к-рый он был помещен, были заменены округлым предметом (облако? камень?) или др. атрибутами.
В 4 углах икон «Н. К.» изображаются сцены, иллюстрирующие ветхозаветные пророчества о рождении Спасителя. В большинстве икон слева сверху представлено «Явление Моисею Неопалимой Купины», справа вверху - композиция «Древо Иессеево», слева внизу - «Врата Иезекиилевы», справа внизу - «Лествица Иакова». На иконах XVI-XVII вв. эти сцены соединяются лентами с надписями, поясняющими сюжеты.
Существуют 2 основных варианта иконографической схемы «Н. К.», связанные с изображением пророческих сцен. В 1-м, наиболее распространенном, 4 пророческих сюжета расположены в углах иконы. Второй вариант иконографии, представленный, в частности, иконами 40-х гг.- сер. XVI в. (КБМЗ), 2-й пол. XVI в. из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), рубежа XVI и XVII вв. из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), возник под воздействием композиции «Древо Иессеево» - изображение Иессея с корнем древа находится в центре нижнего поля иконы, а побеги древа, огибая звезду с образом Богоматери и Младенца, окружают изображения царей-пророков Давида и Соломона на боковых полях. В верхних углах помещена сцена видения прор. Моисеем Неопалимой Купины: справа - ангел, указыващий прор. Моисею на горящий куст, слева - сам горящий куст. В центре верхнего поля располагается основанная на ветхозаветных пророчествах композиция «Ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову» Данный вариант иконографии имеет более ясную логику прочтения, чем 1-я иконографическая схема, поскольку в нем наглядно представлена смысловая вертикаль, связанная с темами Воплощения и Искупления (Иессей - Богоматерь с Младенцем - «Ты еси иерей…»). Кроме того, изображение видения прор. Моисею на верхнем поле размещено таким образом, что пророк обращен не только к горящему кусту, но и к композиции «Ты еси Иерей», напоминающей о теме Предвечного Совета, предвидении Жертвы Христовой до творения мира. Тема «Древо Иессеево» имеет большое значение и в случае с изображениями ангелов, к-рые символизируют действия Духа Господня, почивающего на «Отрасли от Корня Иессеева», то есть на Христе (Ис 11. 2-3).
Отдельно стоит вариант иконографии «Н. К.», представленный иконой из Кириллова Белозерского монастыря (60-е гг. XVI в., в окладе XVII в., КБМЗ), а также иконой из ПИАМ (XVI в.?), где вокруг звезды расположены 10 медальонов, в которых ангелы изображены в рост (в 1-м случае - 3, во 2-м случае - 2) и имеют другие, нежели на большинстве икон, атрибуты. Изображения «духов стихий» отсутствуют. Богоматерь в синем ромбе окружена херувимами или серафимами. На образе из КБМЗ пророческие сцены, по всей видимости, отсутствуют. На еще одной иконе из ПИАМ (XVI в.?) в ромбах представлено тронное изображение Богоматери с Младенцем. В композицию обеих псковских икон (их изучение затруднено по причине записей) также включены образ Господа Саваофа (в верхней части) и помимо 4 пророческих сцен изображения пророков с атрибутами, что дало В. Д. Сарабьянову основание предположить существование в Пскове особой редакции «Похвалы Богоматери», средником к-рой служило изображение «Н. К.» (Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в рус. иконографической традиции // ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 48). При существенных отличиях иконографии тексты, размещенные по краям ромбов, аналогичны приведенным выше.
Наиболее древние из сохранившихся икон «Н. К.» - большеразмерные местные иконы храмов. Для них специально изготавливались доски с широкими полями, на которых помещались пророческие сцены. В кон. XVI в. появляются иконы, где пророческие сцены размещены в углах ковчега. Следует отметить, что такое расположение сцен влечет за собой изменение пропорций звезды, образованной ромбами. Она немного уменьшается в размерах, и ее стороны все чаще приобретают вогнутые очертания. Подобный рисунок звезды станет типичным для икон более позднего времени. Достаточно рано встречается принятая в поздних иконах форма сияния с изображением синей небесной сферы или сфер (напр., на иконе 2-й пол. XVI в. из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ) и на аналогичной иконе из собрания Д. И. Силина (см.: Лихачёв Н. П. Мат-лы по истории рус. иконописания. СПб., 1906. Ч. 2. № 398)).
Уже в иконах XVI в. можно отметить, что сложные детали иконографии подвергаются переосмыслению или упрощению (что будет особенно характерно для т. н. народной иконы). Встречаются лишь отдельные случаи усложнения иконографии, когда в композицию под влиянием сюжетов «Похвала Богоматери» и «Древо Иессеево» включается большое число пророков и дополнительные ветхозаветные сюжеты. Напр., на иконе посл. четв. XVII в. (бывш. собрание В. А. Бондаренко) центральную композицию с образом Божией Матери окружают 16 пророков в медальонах, фон иконы сплошь заполнен растительными побегами; к этой иконе близок образ из соборного храма Яренска Архангельской обл. (Лебедев В. К. Икона Богоматери «Неопалимой Купины» в соборном храме г. Яренска Вологодской епархии. М., 1906).
В целом, особенно учитывая нестабильный характер текстов и их размещение, можно говорить о том, что богословский смысл иконографии был довольно быстро утрачен. Тексты толкований на иконах XVII-XIX вв. представляют собой маловразумительные надписи почти еретического содержания, а сама икона «Н. К.» по преимуществу воспринимается как образ, защищающий от пожара и грозы. Так, икона - богословский трактат о Воплощении Спасителя превращается в народном сознании в образ Богоматери, защищающей от стихийных бедствий. Однако именно такое упрощенное понимание образа способствовало его широкой популярности.
Чудотворными иконами «Н. К.» (празд. 4 сент.) в нач. XX в. почитались: икона в Благовещенском соборе Московского Кремля, к-рая была «принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 г. и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст» (Поселянин Е. Богоматерь. С. 565; Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 4. С. 720), на этой иконе была изображена Богоматерь «Знамение» (Извеков Н. Л. Московский придворный Благовещенский собор. М., 1911); 2 иконы в московской ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Нов. Конюшенной слободе, одна из к-рых происходила из Грановитой палаты Кремлевского дворца (Поселянин Е. Богоматерь. С. 565-566); икона 1822 г. в Троицкой ц. г. Славянска Харьковской губ., по молитве к которой прекратились пожары (Там же. С. 566); икона в с. Кубенском Вологодской губ. (Там же).
В кон. XIX в. в Москве существовали 4 престола в честь иконы «Неопалимая Купина»: в приделе в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1649-1652); в приделе в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Зачатьевском мон-ре (первоначально отдельно стоящий храм-часовня, построенный в 1766-1768; собор разрушен в советское время, ныне восстановлен); в храме в Нов. Конюшенной слободе - построен Д. Колошиным, стремянным конюхом царя Феодора Алексеевича (1680, разрушен в советское время); в приделе в ц. свт. Климента, папы Римского, на Пятницкой ул. (1756-1758) (Забелин И. Е. Построение первой на Руси ц. в честь Пречистой Богородицы Неопалимой Купины // Археол. изв. и заметки. М., 1893. Т. 1. № 1. С. 4-12).