[Ватиканская апостолическая б-ка; лат. Biblioteca Apostolica Vaticana], гос. б-ка Ватикана, одна из древнейших и богатейших научных б-к мира. Офиц. датой ее основания считается 1475 год. Находится в юрисдикции Римско-католической Церкви, размещается в Ватиканском дворце. В наст. время фонды В. б. насчитывают ок. 72 тыс. лат., греч. и вост. рукописей и более миллиона печатных книг, в т. ч. 7200 инкунабул. С 1881 г. доступ в читальные залы открыт ученым, специалистам-историкам; в открытом доступе - ок. 80 тыс. томов.
История папских книжных собраний старше истории собственно В. б. Первые упоминания о папской б-ке относятся ко 2-й пол. IV в. Эта б-ка, созданная папой Дамасом I, являлась одновременно архивом (scrinium) и собранием книг. Первое здание б-ки было построено при базилике Сан-Лоренцо в Риме в V в. При папе Агапите I (535-536) был организован скрипторий. В 817 г. папа Пасхалий I ввел должность библиотекаря Римской Церкви. Впосл. папская б-ка приходит в упадок. Но уже книжная коллекция папы Бонифация VIII (1294-1303) считалась самой значительной в Европе. Согласно инвентарю 1295 г., она насчитывала 442 рукописи (419 лат. и 23 греч.), однако преемникам Бонифация VIII не удалось ее сохранить. Часть собрания была потеряна, часть перевезена вслед за папами в Перуджу, потом в Ассизи и, наконец, в Авиньон. Там пополнившаяся коллекция оставалась и после возвращения понтификов в Рим; лишь в XVII в. часть ее вошла в собрание семьи Боргезе, к-рое было возвращено Св. престолу в кон. XIX в. По окончании схизмы в католической Церкви в XV в. значительный вклад в пополнение книжных собраний внес папа Евгений IV (1431-1447): в каталоге 1445 г. указано более 340 лат., а также неск. греч. и евр. кодексов. При папе Николае V (1447-1455) был открыт доступ ученым к папской б-ке, фонды к-рой систематически расширялись за счет покупок рукописей на европ. и вост. книжных рынках (в частности, после взятия турками К-поля в 1453 часть имп. б-ки оказалась в Риме). По заказам Николая V работали лучшие переписчики и миниатюристы. Папской б-кой заведовал ученый-эрудит, переводчик с греч. Джованни Тортелли. В инвентаре 1455 г. насчитывалось уже ок. полутора тыс. единиц хранения (в т. ч. 807 лат. и 353 греч. кодекса, среди к-рых были сочинения античных историков Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Полибия). Папа Сикст IV (1471-1484) буллой «Ad decorem militantis Ecclesiae» от 15 июня 1475 г. положил офиц. начало В. б., к-рой были отведены помещения в Апостольском дворце, определены условия финансирования и комплектования - на пополнение фондов и реставрацию рукописей регулярно выделялись ассигнования. Управление было поручено библиотекарю (gubernator et custos) и 2 его помощникам - хранителям б-ки (впосл. префект и вице-префект). Первым офиц. библиотекарем В. б. стал гуманист Платина. В год основания б-ка насчитывала 2527 кодексов, а в более позднем каталоге Платины (1481) их было уже ок. 3500. В тот период книги выдавались читателям и на руки. Папа Юлий II (1503-1513) передал В. б. дополнительные помещения, а в кон. XVI в. папа Сикст V (1585-1590) поручил архит. Доменико Фонта́не строительство нового здания. Просторный богато декорированный читальный зал на верхнем этаже получил известность как Сикстинский зал (Salone Sistino). Тогда же была учреждена Ватиканская типография (1587). В XVI в. увеличение влияния В. б. отразилось и на структуре управления: папа Павел III учредил сан кардинала-библиотекаря Римской Церкви. Б-ка располагала собственным штатом специалистов книжного дела (корректоры и скрипторы, реставраторы, переплетчики и др.).
В 1585 г. кардиналом-библиотекарем стал Антонио Карафа, богослов и знаток греч. языка, активный деятель Тридентского Собора. Работавшая под его руководством комиссия по исправлению текста Вульгаты широко использовала фонды В. б. В 1591 г. значительная часть б-ки Карафы влилась в фонды В. б. (более 150 лат. и греч. манускриптов), чуть позднее - в собрание кард. Фульвио Орсини (413 манускриптов, в т. ч. более 100 греч.). Папа Павел V (1605-1621) приобрел для В. б. 28 рукописей из мон-ря св. Колумбана в Боббио. В нач. XVII в. братья Ранальди начали создание нового каталога лат. манускриптов (1620), классифицировали греч. рукописи, под к-рые была отведена специальная зала (т. н. Bibliotheca graeca).
В 1623 г. герц. Максимилиан Баварский после взятия в ходе Тридцатилетней войны г. Гейдельберга передал папе Григорию XV военный трофей - Палатинскую б-ку, собранную курфюрстами Пфальца. Она вошла в В. б. отдельным фондом (Fondo Palatino - более 3500 рукописей, в т. ч. 1956 лат. и 432 греч.), как и все последующие крупные приобретения. В 1657 г. папа Александр VII выкупил у наследников богатейшее книжное собрание урбинского герц. Федериго да Монтефельтро (Fondo Urbinate - 1767 лат. и итал., 165 греч. и 128 вост. рукописей). В 1689 г. папа Александр VIII выкупил коллекцию швед. кор. Кристины, собранную ею большей частью в годы жизни во Франции (Fondo Reginense - 2120 лат. и 190 греч. кодексов).
В 1746 г. в В. б. по завещанию перешла коллекция рим. библиофила и археолога маркиза Алессандро Каппони (Fondo Capponiano, 288 кодексов). В 1748 г. фонды б-ки пополнились собранием Оттобони, в основе к-рой была коллекция папы Александра VIII (Fondo Ottoboniano - 3394 лат. и 473 греч. рукописи; нек-рые греч. кодексы этого собрания происходили из мон-рей Афона). В 1804 г. в состав В. б. было включено собрание кард. Стефано Борджа. В период руководства католич. Конгрегацией по распространению веры он собрал уникальную коллекцию рукописей (в Fondo Borgiano помимо 768 лат. входят 276 араб., 178 сир., 136 копт., 88 арм. рукописей, а также кодексы на др. редких языках, в т. ч. один манускрипт XVI в. из доколумбовой Мексики). Во время оккупации Рима войсками Наполеона часть В. б., согласно Толентинскому договору (1797), была вывезена во Францию и возвращена в Рим только после 1815 г. Вслед. этого перемещения нек-рые коллекции были утеряны. Кард. Анджело Маи, префект В. б. с 1819 г., более 40 лет посвятил выявлению древних палимпсестов в ее рукописных фондах. Результаты его открытий публиковались 4 многотомными сериями в 20-40-х гг. XIX в. В 1885 г. его личное собрание рукописей вошло в состав В. б.
В кон. XIX в. наблюдался нек-рый упадок деятельности б-ки, отчасти из-за политических потрясений эпохи, отчасти из-за того, что отсутствие полноценного справочного аппарата составляло серьезное препятствие в научных исследованиях. Папа Лев XIII предпринял шаги по модернизации В. б. В 1881 г. он снял все ограничения для ученых, подчеркнув фундаментальное значение фондов б-ки для исторических исследований. В 1885 г. был открыт ныне действующий читальный зал. В 1888 г. опубликовано «Положение о деятельности Ватиканской апостолической библиотеки», в к-ром детально описывались ее адм. структура и предоставляемые ею услуги. Под рук. Франца Эрле (в 1895-1914 - хранитель, затем префект; в 1929-1934 - кардинал-библиотекарь) и Эжена Тиссерана (пропрефект в 1930-1936, кардинал-библиотекарь в 1957-1971) на рубеже XIX-XX вв. были опубликованы новые каталоги и описания фондов В. б. Эрле организовал в Сикстинском зале постоянную экспозицию рукописей о фресках, к-рыми расписан зал; разработал правила описания рукописей и приступил к созданию карточного каталога печатных изданий; основал мастерскую по реставрации рукописей (1896); начал издание научной сер. «Studi e testi» (Исследования и тексты, с 1899; к наст. времени издано более 300 выпусков) для публикации реставрированных текстов и наиболее значимых работ о них.
В 1891 г. В. б. пополнилась фондом Боргезе (Fondo Borghese), включающим часть бывш. папской авиньонской б-ки. Важнейшее приобретение В. б. в нач. XX в.- б-ка Барберини, собранная в XVII в. усилиями кард. Франческо Барберини (Fondo Barberiniano - 10041 лат., 595 греч., 160 вост. манускриптов, а также более 30 тыс. печатных изданий). Особый интерес представляет вошедшая в нее часть б-ки аббатства Гроттаферрата - центра греко-визант. исследований. В 1921 г. в В. б. было включено собрание библиофила Дж. Ф. Де Росси (Fondo Rossiano - 1196 рукописей, 2500 инкунабул и более 6000 редких книг). В 1923 г. итал. правительство безвозмездно передало В. б. коллекцию, собранную папой Александром VII, к-рая затем пополнялась 3 кардиналами из семейства Киджи (Fondo Chigiano - 3916 рукописей, в т. ч. 54 греч., 28 тыс. др. мат-лов), при условии что будет сокращен период летних каникул и продлено ежедневное время работы б-ки. Среди главных сокровищ собрания - сборник гомилий свт. Василия Великого, пасхальная литургия свт. Григория Богослова, хроника Джованни Виллани с 225 миниатюрами, неск. рукописей гуманистов.
С 1971 г. для читателей открыт журнальный зал, располагающий более чем 1000 научных периодических изданий на различных языках. В. б. использует правила каталогизации и схему классификации Б-ки Конгресса США. Имеет 2 основных отдела: Ватиканский фонд и Палатинскую б-ку. С 1952 г. начато фотокопирование рукописей, с 1964 г.- репродуцирование редких печатных книг. С 1985 г. создается электронный каталог В. б. В 1997 г. был составлен и включен в международную базу данных ISTC полный каталог ватиканской коллекции инкунабул, насчитывающей 8300 томов.
С 1934 г. при В. б. действует школа библиотечного дела. Б-ка ведет широкую издательскую деятельность, организовываются выставки, в числе к-рых юбилейная выставка, посвященная 500-летию основания В. б. (Рим, 1975), «Славянские рукописи и документы по истории Болгарии в Ватиканской апостолической библиотеке» (София-Рим, 1978-1979), «Византийские кодексы нестоличного происхождения в Ватиканской апостолической библиотеке» (Рим, 1988), «Ренессансные литургические кодексы в Ватиканской апостолической библиотеке» (Рим, 1995) и др.
Слав. фонд состоит не менее чем из 101 кодекса, их отрывков и грамот XI-XX вв., написанных глаголицей, кириллицей и латиницей (чеш. и часть хорват.), что составляет ок. половины от общего числа слав. рукописей в хранилищах Италии (Capaldo M. Les manuscrits slaves et leur étude en Italie // Полата книгописьная. Nijmegen, 1978, N 1. С. 24-28). Отдельные слав. рукописи, такие как лицевая Хроника Константина Манасси (Vat. slav. 2) и, вероятно, «Служебник митрополита Исидора» (Vat. slav. 14), находятся в б-ке со 2-й пол. XV в. Начало формирования отдельного фонда (первоначально самостоятельных Vaticani slavi и Vaticani illirici) относится к 1686 г. В наст. время основное число слав. памятников собрания входит в состав фондов Vaticani slavi (70 ед. хр.) и Borgiani illirici (17 ед. хр.). Последний представляет в основном собрание кард. Стефана Борджа († 1804), поступившее в В. б. в 1902 г. вместе с коллекцией Коллегиума Конгрегации по распространению веры; отдельные слав. рукописи находятся в составе неслав. фондов. Фонд Vaticani slavi продолжает пополняться за счет отдельных приобретений и дарений (рукописи, начиная с Vat. slav. 24).
При относительно небольших размерах фонда среди слав. рукописей В. б. имеется ряд важных в научном отношении памятников. Здесь находятся 2 из древнейших рукописей, входящие в старослав. канон,- глаголическое Ассеманиево Евангелие и кириллический Ватиканский палимпсест. Для истории болг. средневек. книжно-письменной традиции большое значение имеют Барберинский славянский палимпсест, лицевая Хроника Манасси, написанная для царя Иоанна Александра (Vat. slav. 2), сборник богослужебный посл. трети XIV в. (Vat. slav. 26). Ватиканский список Хроники Манасси, украшенный 69 миниатюрами, является также ценнейшим памятником болг. изобразительного искусства сер. XIV в. Серб. рукописи представлены начиная с 1-й пол. XIII в. (Ватиканское сербское Евангелие), среди более поздних интерес представляют литургический свиток 3-й четв. XIV в. (Vat. slav. 9), атрибутированный Л. Цернич писцу Иоанникию (иером. Иоанну), работавшему в Палестине и на Синае (Цернић Л. Белешке о писарима неких српских рукописа у манастиру Свете Катарине на Синаjу // Археографски прилози. Београд, 1982. [Кн.] 4. С. 19-20), украшенное полихромными заставками Евангелие попа Никодима нач. XV в. (Vat. slav. 5) и древнейший (1460-1470) список слав. перевода естественно-научного соч. Симеона Сифа (Vat. gr. 17-48). Письменность боснийских патаренов представлена в В. б. «Апокалипсисом христианина Радослава» сер. XV в., украшенным антропоморфными и зооморфными инициалами и снабженным своеобразным автопортретом писца (Borg. illir. 12). Фонд Borgiani illirici располагает редким по богатству собранием хорвато-глаголических пергаменных богослужебных и церковно-учительных рукописей XIV-XV вв., таких как Миссал 2-й пол. XIV в. (Borgiani illirici. 4), совр. ему 2-томный Бревиарий (Borgiani illirici. 5-6), включающий один из древнейших списков глаголической службы святым Кириллу и Мефодию «Зерцало» (1445) - сборник поучений в переводе со старочеш. (Borgiani illirici. 9), и др. Уникальный образец книжности «народного христианства» представляет собой пергаменный глаголический свиток-амулет (Vat. slav. 11) рубежа XIV-XV вв., содержащий молитвы-заговоры - своеобразный прототип позднейших кириллических Абагаров. Старшие древнерус. памятники В. б. относятся к рубежу XIV-XV вв. Это пергаменные «Служебник митрополита Исидора» (Vat. slav. 14), в работе над к-рым принимал участие руководитель владычной канцелярии при митр. Киприане протодиак. Спиридон, писец Евангелия 1393 г., Киевской Псалтири 1397 г. и Морозовского Евангелия, и миниатюрная тайнописная Псалтирь с восследованием, написанная «полусловицей». Из рукописей украинско-белорус. происхождения XVI-XVIII вв. в собрании В. б. значительный интерес представляют Великий Требник Западнорусской митрополии 40-х гг. XVI в. (Borg. illir. 15), отличающийся богатством содержания (см.: Ваврик М. Цiнний памя'тник обрядовости Кïивськоï митрополiï XV-XVI ст. // Analecta Ordinis S. Basilii Magni. Romae, 1963. Vol. 4 (10). Fasc. 3-4. С. 391-460), и Сборник полемический 20-х гг. XVII в. (Vat. slav. 12), включающий список Пространного жития Кирилла (Константина) Философа редкой юго-зап. группы.
Среди приобретений ХХ в. в фонде Vaticani slavi довольно много поздних (XVIII-XIX вв.) старообрядческих рукописей. В 1985 г. совокупный слав. рукописный фонд В. б. получил подробное описание (параллельно на болг. и итал. языках), снабженное библиографией и историей фондов.
В XVIII в. в составе В. б. были сформированы антикварные и художественные собрания. В 1738 г. приобретена значительная коллекция греч. и рим. монет кард. Алессандро Альбани (фонд Medagliere), уступавшая лишь коллекциям франц. королей. Поступавшие из рим. катакомб предметы времен раннего христианства (изделия из слоновой кости, эмали, бронза, художественное стекло, терракота и др.) стали основой созданного в 1757 г. Музея церковного искусства (Museo Sacro). В 1767 г. из него был выделен Музей светского искусства (Museo Profano). В наст. время оба музея являются частью Ватиканских музеев. В период наполеоновских войн нумизматическая коллекция была утрачена; фонд Medagliere восстановлен после 1815 г. В наст. время Нумизматический кабинет обладает одной из самых значительных коллекций рим. монет эпохи республики. Кабинет эстампов и рисунков насчитывает в своих фондах более 40 тыс. гравюр XVI-XVIII вв.