(Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 26.12.1872, дер. Вослома Рыбинского у. Ярославской губ.- 4.09.1937, Ярославль), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основателей катакомбного движения истинно православных христиан (ИПХ) в России. В 1887-1891 гг. учился в Нижегородском кадетском корпусе им. гр. А. А. Аракчеева. Под впечатлением встречи со св. прав. Иоанном Кронштадтским, под влиянием чтения «Исповеди» блж. Августина и, возможно (по мнению А. А. Золотарёва), под влиянием личной драмы А. Ухтомский принял решение поступить в 1891 г. в МДА, к-рую окончил в 1895 г. со степенью канд. богословия за курсовое соч. «О гневе Божием». Во время учебы в академии А. Ухтомский испытал сильное влияние инспектора архим. (впосл. митр.) Антония (Храповицкого), бывшего его духовником. Идеи архим. Антония об автономном от гос-ва существовании Церкви, возобновлении Патриаршества и проведении Поместных Соборов оказали сильное воздействие на представления А. Ухтомского о церковно-гос. отношениях.
9 нояб. 1895 г. при содействии архим. Антония А. А. Ухтомский был определен преподавателем рус. и церковнослав. языков в Казанское муж. ДУ. 2 дек. 1895 г. в Казани архим. Антонием кн. Ухтомский был пострижен в монашество с именем А., 5 дек. рукоположен во иеродиакона, 6 дек.- во иеромонаха, 7 дек. причислен к братии казанского архиерейского дома с оставлением в звании учителя ДУ. Указом Святейшего Синода от 5 авг. 1897 г. назначен инспектором Александровской (Ардонской) миссионерской ДС на Кавказе, где много внимания уделял не только христ. образованию детей осетин, но и воспитанию в них патриотизма. 22 окт. 1897 г. еп. Владикавказским Владимиром (Сеньковским) назначен членом Ардонского отд-ния Владикавказского епархиального училищного совета. 9 апр. 1898 г. Святейшим Синодом награжден наперсным крестом, 27 июля 1899 г. возведен в звание соборного иеромонаха ставропольского Донского мон-ря.
23 июля 1899 г. назначен наблюдателем Миссионерских курсов при КазДА и наместником казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. С 23 авг. 1900 г. член совета свт. Гурия Казанского братства и член Казанского епархиального училищного совета. В 1905 г., когда, по словам А., «явно обнаружилась сплоченная поддержка магометан всем отпавшим от Православия инородцам», основал при братстве свт. Гурия Об-во христ. взаимопомощи для охранения православных от «иноверной кабалы». Полагал, что подобные инициативы должны исходить от приходского духовенства.
В мае 1907 г. обер-прокурор Святейшего Синода П. П. Извольский вызвал А. в С.-Петербург с поручением изложить проект улучшения миссионерского дела в Казанской епархии, где наблюдалось массовое отпадение крещеных татар в магометанство и усиление исламского прозелитизма. Результатом обсуждения проекта стало учреждение 3-го, миссионерского, Мамадышского викариатства. 3 сент. 1907 г. А. был утвержден епископом Мамадышским, викарием Казанской епархии, с назначением председателем педагогического совета Миссионерских курсов Казани и настоятелем казанского Преображенского миссионерского мон-ря, в к-ром 3 окт. 1907 г. состоялось наречение А. во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. Речь А. при наречении явилась программой его архипастырской деятельности дореволюционного периода: «Будущий Собор Всероссийский и немедленное… воцерковление русского народа, т. е. развитие в нем сознательной церковности всеми средствами,- вот к чему я и призываюсь послужить, так я понимаю свое дальнейшее служение Церкви Божией» (Известия по Казанской епархии. 1907. № 42. С. 1308).
4 окт. в кафедральном Благовещенском соборе состоялась хиротония А. во епископа Мамадышского, к-рую возглавил архиеп. Казанский Димитрий (Самбикин). В обязанности А. входило заведование делами о присоединении иноверных к правосл. Церкви, о Крещении евреев и язычников, о назначении епитимий светским лицам по судебным приговорам, о назначении катехизаторов по церквам Казанской епархии, руководство миссионерской деятельностью мон-рей среди инородческого населения. Будучи председателем совета братства свт. Гурия, А. активизировал деятельность братства, добившись открытия Трехсвятительского крещено-татарского муж. скита (с 1911 мон-рь), Покровской крещено-татарской жен. общины (1908), множества новых инородческих приходов, настаивал на совершении богослужения на инородческих языках. Мать А. кнг. А. Ф. Ухтомская пожертвовала на устройство Покровской общины 108 дес. земли и значительные средства. А. являлся основателем и председателем учрежденного 4 февр. 1909 г. кружка сестер - сотрудниц братства свт. Гурия. При кружке под редакцией А. издавался просветительский ж. «Сотрудник братства святителя Гурия» (1909-1911), целью к-рого было «ознакомить русское общество и деятелей инородческого просвещения с положением инородческого дела не только в Казанской епархии, но и в епархиях смежных с нею» (Там же. 1911. № 36-37. С. 1034-1035). С 1909 г. по благословению архиеп. Казанского Никанора (Каменского) А. заведовал назначениями псаломщиков в инородческие приходы Казанской епархии. На миссионерском съезде в Киеве в 1908 г. А. был председателем 8-го противомусульманского отдела. В 1910 г. А. являлся помощником председателя на миссионерском съезде в Казани .
25 июля 1911 г. назначен на викарную Сухумскую кафедру. Перевод был для А. неожиданным и чрезвычайно огорчил его. В день отъезда архипастыря провожало такое количество верующих, что только при помощи полиции ему удалось добраться до кареты, а затем сесть на пароход. 29 авг. 1911 г. А. отбыл из Казани в Сухуми, где продолжил миссионерскую работу, учредив 1-й печатный церковный орган в епархии - «Сотрудник Закавказской миссии» (1912-1916). За короткое время управления Сухумским вик-ством А. способствовал открытию новых храмов и школ, посетил все подведомственные ему приходы, много служил, снискав уважение как рус., так и абхазско-груз. паствы.
22 дек. 1913 г. А. был переведен на Уфимскую кафедру. Активно занимался благотворительной деятельностью: способствовал открытию и содержанию приютов, оказывал помощь сиротам, бедным, инвалидам, вел духовно-просветительскую работу: организовывал школы и уч-ща, создавал народные б-ки, учредил неск. периодических изданий. В 1914 г. А. обратился к уфимским земцам с призывом объединить усилия Церкви и земства для помощи церковноприходским школам, в ответ на обращение земские собрания Уфимского, Златоустовского, Стерлитамакского и др. уездов выделили епархии необходимые суммы на финансирование школ. Разделяя многие идеи славянофильства, А. в 1916 г. основал и стал председателем Восточнорусского культурно-просветительского об-ва, имевшего целью «содействие развитию духовных и материальных сил русской народности в восточной части России», в частности, через «сближение местного инородческого населения с русским народом на почве взаимного уважения и приобщения к русской образованности и гражданственности». При об-ве А. учредил ж. «Заволжский летописец» (1916-1918), кряшенскую (см. Кряшены) газ. «Дус» (Друг) (1916-1918); поддерживал издание газеты на чуваш. языке. Являлся членом Уфимского губернского попечительства детских приютов, попечительства о глухонемых, губернского попечительства о тюрьмах и др. губернских комитетов и об-в.
В 1914 г. в «Уфимских ЕВ» А. опубликовал «Письма к пастырям Уфимской епархии» (отд. изд.: Уфа, 1915), где изложил свое понимание задач совр. церковной жизни. По мнению А., характерная для синодального периода зависимость Церкви от гос-ва стала причиной превращения приходского духовенства в требоисполнителей, а высшей церковной иерархии - в гос. чиновников, что разрушило органичную связь между духовенством и паствой и привело к оскудению веры в народе. Оценивая церковно-гос. отношения в Российской империи как цезарепапистские, А. критиковал вмешательство обер-прокуроров и Г. Е. Распутина в дела Церкви. Восстановление церковной жизни А. видел в возрождении прихода, усилении активности мирян, во влиянии приходского духовенства на общественную жизнь посредством учреждения в приходах под руководством настоятеля школ, больниц, богаделен, б-к, ремесленных уч-щ и др. Предпосылками приходской реформы, по мнению А., должны были стать широкая автономия приходов во всем, что касается их внутренней жизни (в т. ч. выборность духовенства), и нравственная безупречность пастырей. Обязательным для пастырского служения А. считал «полное нравственное его (священника.- А. Ж.) объединение с приходом, когда пастырь живет горем и радостью своей паствы» (Письма к пастырям. С. 123).
А. сочувственно отнесся к Февральской революции 1917 г., являлся одним из немногих правосл. епископов, одобрявших отделение Церкви от гос-ва. В 1917 г. выдвигался кандидатом в члены Учредительного собрания от уфимских правосл. приходов. На съезде духовенства Уфимской епархии 30 апр. 1917 г. был принят проект «Устава православных приходов Уфимской епархии», в основе к-рого лежали идеи А.: объединение верующих в общину, выборность клира, приходская благотворительность, реализация высоких этических идеалов христ. жизни и проч. По инициативе обер-прокурора В. Н. Львова, видевшего в А. прежде всего либерального архиерея, Уфимский епископ 14 апр. 1917 г. был введен в состав нового Святейшего Синода. При поддержке Львова и В. М. Родзянко А. стал одним из кандидатов на Петроградскую кафедру. Являлся членом Предсоборного совета и Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. Был разочарован деятельностью Собора как не решившего, по его мнению, проблему церковного строительства, но избрание Патриарха считал великим событием.
Очень важной для А. являлась идея примирения Русской Церкви со старообрядчеством. В старообрядческих общинах А. находил элементы идеальной приходской жизни: независимость от гос-ва, единение верующих вокруг прихода, древнее благочестие, сохранение традиций древнерус. богослужения и проч. А. полагал, что «для оживления засохшего ствола синодальной церковности необходима старообрядческая прививка», высоко ценил единоверие. На Поместном Соборе 1917-1918 гг. поддержал инициативу делегатов от единоверцев свящ. Симеона Шлеева (впосл. сщмч. еп. Симон) и своего брата А. А. Ухтомского (впосл. академик АН СССР) о даровании единоверцам епископа. 31 мая 1917 г. вместе с еп. Угличским Иосифом (Петровых) и свящ. Симеоном Шлеевым А. присутствовал на Соборе старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии, проходившем на Рогожском кладбище в Москве, подписал «Обращение» к Собору, имел длительные беседы со старообрядческими архиереями. На предложение единоверцев о воссоединении старообрядцы ответили, что оно «в настоящее время неосуществимо и даже вредно для чистоты древнего благочестия». В том же году А. председательствовал на единоверческом съезде в Н. Новгороде.
После Октябрьской революции первоочередную задачу церковной жизни А. видел в усилении автономии приходов, что позволило бы путем обособления и развития общинно-хозяйственной жизни спасти верующих от растлевающего влияния большевизма. В 1918 г. А. составил «Письма к верующим большевикам», к «тем русским людям, которые запутались в социалистических тенетах и задыхаются в партийной ненависти и не знают, как выбраться на верный путь жизни» (За родную землю. 1918. № 7). До революции жестко критиковавший социализм, А. с 1917 г. приспосабливал терминологию своих проповедей к новой общественно-политической действительности, провозглашая, напр., «истинный социализм духа» (христианство) в противовес политическому социализму (большевизму). В 1918 г. в Уфе А. отлучил от причастия «грабителей чужих имений», резко высказывался против «злобы и жестокости Красной Армии», против засилья в рядах большевиков «нерусских людей», поддержал восстание Чехословацкого корпуса, освободившего Уфу от большевиков. В сент. 1918 г. реорганизовал «Заволжский летописец» в ж. «Народ-хозяин», основал и редактировал ж. «Уфимский церковно-народный голос», а также ж. «За родную землю», в к-ром публиковал «Письма к русскому народу». Поддержал создание антибольшевистского Временного всероссийского правительства (Уфимской директории) на Уфимском гос. совещании 23 сент. 1918 г., формирование Добровольческой армии. В нояб. 1918 г. на Сибирском церковном совещании в Томске А. был избран членом Высшего временного церковного управления Сибири, с нояб. 1918 по окт. 1919 г. возглавлял духовенство 3-й армии адм. А. В. Колчака.
В янв. 1919 г. уфимскими единоверцами А. заочно был избран единоверческим епископом Саткинским. В февр. 1920 г. арестован в г. Новониколаевске (совр. Новосибирск), освобожден после заявления 4 нояб. 1920 г. о лояльности советской власти. 28 февр. 1921 г. вновь арестован в Омске за призыв «организовывать крестьянские союзы», в тюрьме заболел цингой. 5 ноября 1921 г. переведен в Бутырскую тюрьму Москвы. В 1921 г. указом свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, назначен епископом Томским, но на кафедру не прибыл, поскольку находился в заключении. В авг. 1922 г. А. был внезапно оправдан советской властью в надежде на поддержку им обновленчества и на участие в 1-м съезде «Живой церкви». 10 авг. в газ. «Правда» было опубликовано письмо А. «Во имя правды», в к-ром говорилось: «Считаю мое освобождение Московским трибуналом актом глубокого великодушия по отношению ко мне и государственной мудрости. Ныне уфимские проекты… да будут нормой русской религиозно-общественной жизни и христиан, и евреев, и мусульман на территории РСФСР» (Правда. 10 авг. 1922. С. 5). Через неделю после освобождения А. заболел психическим расстройством, лечился в частной московской клинике.
9 мая 1922 г. был арестован Патриарх Тихон, 18 июня с посланием «К архипастырям, пастырям и всем чадам Русской Православной Церкви» обратился Заместитель Патриарха сщмч. митр. Агафангел (Преображенский), призывавший епархиальных архиереев не подчиняться обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ) и временно управлять своими епархиями самостоятельно. 14 нояб. 1922 г. А. вернулся в Уфу и, ссылаясь на послание митр. Агафангела, провозгласил автономию Уфимской епархии, утвержденную в дек. 1922 г. епархиальным съездом. Возглавил хиротонии (признанные впосл. Патриархом Тихоном) неск. викарных епископов: Бирского Трофима (Якобчука), Стерлитамакского Марка (Боголюбова), Староуфимского Аввакума (Боровкова), Давлекановского Иоанна (Пояркова), викарии должны были осуществлять на практике самоуправление отдельных частей епархии. Существуют свидетельства о тайных хиротониях, совершенных А. для разных епархий.
Активно выступал против обновленческого ВЦУ. 24 февр. 1923 г. арестован и осужден на 3 года ссылки в Ср. Азию. В ссылке по благословению Патриарха Тихона совершал тайные архиерейские хиротонии и монашеские постриги. Тайно постриг в монашество буд. архиеп. Симферопольского свт. Луку (Войно-Ясенецкого) и направил его в Пенджикент для осуществления над ним архиерейской хиротонии епископами Болховским сщмч. Даниилом (Троицким) и Суздальским Василием (Зуммером). 17 апр. 1924 г. А. послал письмо Патриарху Тихону, в к-ром призывал Первосвятителя к более решительным действиям против обновленчества и к скорейшей реформе церковной жизни на основе выборности духовенства, автономности епархий, создания вокруг приходов трудовых кооперативных общин. В 1925 г. возведен в сан архиепископа (?). 28 авг. 1925 г. в Полторацке (совр. Ашхабад) предпринял попытку соединения с беглопоповцами с совершением над собой Миропомазания и произнесением «Исповедания веры». 16 сент. 1925 г. вместе с еп. Руфином рукоположил для беглопоповцев еп. Климента (Логинова), к-рый не был принят своим согласием и присоединился к старообрядцам Белокриницкой иерархии в сущем сане с поручением ему временного заведования приходами Иркутской епархии.
В нач. 1926 г. А. вернулся в Уфу, не признал Местоблюстительства сщмч. митр. Петра (Полянского), позднее - заместительства митр. Сергия (Страгородского) и созданного при митр. Сергии Временного Патриаршего Священного Синода: «Я в силу 76 апостольского правила и 23 правила Антиохийского Собора не могу признать передачи управления всею Русскою Церковью по каким-то тайным духовным завещаниям. Эта игра в завещания совсем не канонична... Я не считаю митрополита Петра Крутицкого способным понимать церковную жизнь… Митрополита Сергия, человека крупных способностей, я считаю способным на всякие компромиссы. С распутинцами он был распутинец - без малейших протестов - целых 14 лет. В 1922 году с живоцерковниками он стал живоцерковником, позорно признав ВЦУ и изменив Патриарху Тихону, признал разбойника Варавву» (Ответы на вопросы, предложенные А. собранием благочинных 3 июля 1926 г.- Зеленогорский. С. 194). Письмом митр. Сергия от 26 апр. 1926 г. прихожане Симеоновской ц. Уфы уведомлялись, что указом митр. Петра А. запрещен в служении «за общение с беглопоповцами и принятие от них помазания миром, за незаконные хиротонии» и что дело А. «будет предметом особого суждения православных архиереев». Однако расследование, проведенное 3 викариями Уфимской епархии (февр. 1927), не выявило документов о запрещении А. митр. Петром. Часть правосл. духовенства Уфимской епархии признала запрещение А. в служении и сочла неканоническими епископские хиротонии, совершенные им в Уфе после 1921 г. (когда он был назначен епископом Томским). Др. часть уфимской паствы на съезде правосл. клириков и мирян (16-19 окт. 1927), констатировав отсутствие документов, подтверждающих запрещение А. митр. Петром, признала его «архиепископом областной Церкви автономной Башкирской республики» (Зеленогорский. С. 144).
В июне 1927 г. А. был вызван в Москву, арестован и 8 июля приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, где продолжал совершать тайные хиротонии. Резко выступил против «Декларации» митр. Сергия (Страгородского). 17 окт. 1928 г. арестован в г. Кзыл-Орда, 18 янв. 1929 г. приговорен к 3 годам тюремного заключения, к-рое отбывал в одиночной камере ярославского политизолятора. С 13 окт. 1931 по апр. 1932 г. находился в Москве, посещал храмы непоминающих и церкви старообрядцев Белокриницкой иерархии. 14 апр. 1932 г. арестован по делу Московского филиала «Всесоюзного центра «Истинное Православие»», приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. В 1932-1934 гг. находился в ссылке в Алма-Ате. В 1934 г. вызван в Москву, арестован и 14 мая 1934 г. приговорен к 3 годам тюремного заключения, к-рое отбывал в ярославском политизоляторе. 27 марта 1937 г. осужден ОСО при НКВД СССР на 3 года ИТЛ без права переписки, срок отбывал в Волголаге НКВД (г. Рыбинск). При пересмотре дела 3 сент. 1937 г. приговорен тройкой при УНКВД СССР по Ярославской обл. к расстрелу. Расстрелян в тюрьме Ярославля.
А. опубликовал более 100 статей и брошюр, оставил множество сочинений в рукописях, созданных в 20-30-х гг. и посвященных полемике с обновленчеством («Можно ли верить обновленцам? Житие обновленческого епископа Зосимы-Александра-Зосимы», «Десять писем о церковном обновлении» и проч.), церковно-гос. и внутрицерковным отношениям («Письма о церковно-общественной жизни», «Об истинно-церковной жизни и о подделках ее (о православии со взломом)», «О радостях митрополита Сергия», «О модернизированной Церкви, или О сергиевском «Православии»», «О Церкви легальной и о церквях легальных» и проч.), духовной жизни христиан в условиях господства атеизма («О формах жизни и ее содержании», «О покаянии и посте», «О деятельном христианстве», «О простоте и чистоте христианской жизни», «О жизненности христианства», «О содержании веры» и проч.), старообрядчеству («Десять писем о старообрядчестве», «История моего старообрядчества» и проч.).
А. имел многочисленных почитателей среди клириков и мирян - «андреевцев», настроенных антиобновленчески и «антисергиански». Являлся автором термина «истинно православные христиане» и одним из вдохновителей движения ИПХ, к катакомбной Церкви присоединилась значительная часть тайно хиротонисанных А. архиереев: Вениамин (Троицкий), сщмч. Иерофей (Афонин), Макарий (Васильев) и др.
А. почитается в Уфимской и Казанской епархиях РПЦ. В 1981 г. канонизирован Русской Православной Церковью за границей.