Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАВРИСТЫ
42, С. 241-244 опубликовано: 22 октября 2020г.


МАВРИСТЫ

Аббатство Сен-Ван в Вердене. XIII в.
Аббатство Сен-Ван в Вердене. XIII в.

Аббатство Сен-Ван в Вердене. XIII в.
[Франц. mauristes], монахи франц. католич. конгрегации св. Мавра, входившей в орден бенедиктинцев. Создание конгрегации М. стало частью масштабной реформы католич. монашества в период после Тридентского Собора (1545-1563). Ко 2-й пол. XVI в. бенедиктинское монашество в Зап. Европе находилось в упадке: в результате Реформации были ликвидированы мн. мон-ри в Германии и все - в Англии и в Скандинавских странах. Во Франции по Болонскому конкордату (1516) право назначения аббатов перешло к королю, широкое распространение получила практика комменды; многие мон-ри были уничтожены во время религиозных войн во Франции (1562-1598). Одним из центров движения за обновление монашества путем возвращения к строгому соблюдению первоначального бенедиктинского устава стал мон-рь Сен-Ван в Вердене (Лотарингия). В 1601 г. к реформе присоединился Сент-Идульф в Муайенмутье (ныне деп. Вогезы). В 1604 г. папа Римский Климент VIII объединил оба мон-ря в конгрегацию святых Витона и Хидульфа (ваннисты). Уже через неск. лет конгрегация включала более 40 мон-рей. Во Франции распространению реформы способствовал, в частности, Лоран Бенар (1573-1620), приор коллегии Клюни в Париже. Однако из-за того что в нач. XVII в. Лотарингия относилась к Свящ. Римской империи, а не к Французскому королевству, присоединение французских мон-рей к конгрегации святых Витона и Хидульфа оказалось затруднено. В 1618 г. на генеральном капитуле ваннистов было принято решение о создании во Франции самостоятельной конгрегации реформированных бенедиктинских мон-рей. Это решение получило поддержку французского кор. Людовика XIII и кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье. Новая конгрегация, названная во имя св. Мавра, ученика прп. Венедикта Нурсийского, была официально утверждена папой Римским Григорием XV (булла от 17 мая 1621). Центром конгрегации М. стало аббатство Блан-Манто (до 1631), а затем аббатство Сен-Жермен-де-Пре (оба в Париже). Название в честь св. Мавра подчеркивало приверженность М. традициям первых бенедиктинцев и одновременно не вызывало ассоциаций с к.-л. определенным мон-рем. Лишь в 1750 г. мощи св. Мавра были перенесены из упраздненной коллегиальной церкви Фоссе (ныне Сен-Мор-де-Фоссе, деп. Валь-де-Марн) в аббатство Сен-Жермен-де-Пре (уничтожены осенью 1793 вместе с др. монастырскими святынями и церковным убранством).

При 1-м генеральном настоятеле Грегуаре Тариссе (занимал пост в 1630-1648) в конгрегацию М. входило более 88 монастырей, разделенных на 6 провинций: Франции, Нормандии, Бретани, Бургундии, Шезаль-Бенуа и Гаскони. В 1634 г. по инициативе кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье, стремившегося сосредоточить в своих руках управление всеми франц. бенедиктинскими обителями, была создана объединенная конгрегация Клюни и св. Мавра, просуществовавшая 10 лет (см. ст. Клюнийская конгрегация). На генеральном капитуле 1645 г. по инициативе Тарисса были приняты конституции М. Во главе отдельных мон-рей стояли приоры, избиравшиеся на 3 года (с возможностью однократного переизбрания). Провинциями руководили визитаторы (также избирались на 3 года с правом однократного продления полномочий); при них действовал местный орган управления, включавший всех приоров и по делегату от каждой общины данной провинции. Высшая власть принадлежала собиравшемуся 1 раз в 3 года генеральному капитулу (включал по 4 делегата от каждой провинции, 6 визитаторов, 2 ассистентов и генерального настоятеля), к-рому принадлежало право назначения на все должности, также он имел законодательные и исполнительные полномочия. В промежутках между созывами генеральных капитулов управление осуществляли генеральный настоятель (избирался на 3 года с правом переизбираться неограниченное число раз) и генеральный совет (собирался раз в год). С 1623 по 1733 г. существовала также должность генерального прокуратора конгрегации М. в Риме при Папском престоле. В кон. XVII в. конгрегация М. переживала расцвет: она объединяла 178 мон-рей, в нее входило ок. 3 тыс. монахов (1675).

В 1-й пол. XVIII в. в нек-рых обителях М. получил распространение янсенизм. В 1729 г. на генеральном капитуле М. в Муайенмутье большинство выступило против признания осуждавшей янсенизм буллы папы Римского Климента XI «Unigenitus» (1713); генеральным настоятелем был избран лидер этой группы Ж. Б. Алейдон (1671-1733). В июне 1729 г. он был арестован французскими властями, стремившимися добиться от духовенства признания папской буллы, и около года содержался в заключении в Орлеане. Генеральному прокуратору П. Малоэ пришлось уехать из Рима, возникла реальная угроза упразднения конгрегации. Кризис удалось урегулировать при посредничестве кард. А. П. де Тиара де Бисси (1657-1737), аббата-коммендатора Сен-Жермен-де-Пре. В 1735 г. новый генеральный настоятель Э. Менар и др. представители М. подписали письмо с выражением покорности папе Римскому Клименту XII (1730-1740) и с признанием буллы «Unigenitus».

Солемское аббатство св. Петра. XI в., XIX в.
Солемское аббатство св. Петра. XI в., XIX в.

Солемское аббатство св. Петра. XI в., XIX в.
Во 2-й пол. XVIII в. среди М. возникло движение за ослабление чрезмерно суровых требований устава. В 1765 г. 28 монахов Сен-Жермен-де-Пре обратились к кор. Людовику XV (1715-1774) с письмом, осуждавшим сложившиеся практики. Это стало причиной серьезного конфликта внутри конгрегации, генеральный настоятель М. Ж. Дельрю и др. лидеры М. сурово осудили авторов письма. Однако этот конфликт и политика французских властей, направленная на ограничение влияния монашеских орденов и конгрегаций (в 1766 была создана Комиссия по делам монашествующих, франц. Commission des réguliers), сделали необходимым составить новую версию конституции М. (принята на генеральном капитуле в 1769; опубл. в 1770), но в ней практически не содержалось послаблений по сравнению с предыдущей версией. Наиболее значительным новшеством стало включение в состав генерального капитула делегатов из числа рядовых монахов (Lemoine. 1965. P. 243-246).

Конгрегация М. была ликвидирована в 1790 г., во время Французской революции (1789-1799). 2 сент. 1792 г. в Париже казнили последнего генерального настоятеля Амбруаза Шеврё и 2 монахов-М. (беатифицированы Римско-католической Церковью в 1926). После реставрации во Франции династии Бурбонов вернувшимися из эмиграции М. была предпринята попытка возродить конгрегацию, закончившаяся неудачей. В 1817 г. конгрегация была формально упразднена папой Римским Пием VII. В 1837 г. папа Римский Григорий XVI создал во Франции бенедиктинскую конгрегацию во главе с аббатством Солем; она стала правопреемницей всех франц. бенедиктинцев, в т. ч. и М.

Продолжая традиции средневек. «ученого монашества», М. уделяли огромное внимание высокому уровню образованности монахов. В каждой провинции существовали 1 или 2 мон-ря, предназначенные для подготовки новициев, а также несколько обителей, где велись научные исследования. Принесению монашеских обетов и монашескому постригу предшествовал 2-летний период новициата, а рукоположению во священники - не менее 5 лет обучения, включавшего изучение не только теологии и философии, но и древних языков (в т. ч. древнегреческого и древнееврейского), а также истории. М. заботились о комплектовании монастырских б-к в соответствии с запросами ведущих ученых как новейшими печатными изданиями, так и старинными рукописями. Главным интеллектуальным центром конгрегации было аббатство Сен-Жермен-де-Пре, куда привлекали наиболее способных монахов из других мон-рей. М. также поддерживали контакты с историками-эрудитами, пользовались их б-ками, состояли с ними в переписке, организовывали в Сен-Жермен-де-Пре регулярные собрания для обсуждения различных научных проблем. Видные ученые-М. предпринимали длительные путешествия по Франции и Зап. Европе для сбора необходимых материалов (Knowles. 1959. P. 174).

В 1-й период (ок. 1640-1665) основное место в ученых занятиях М. занимало издание трудов раннехристианских (напр., editio princeps Варнавы апостола послания, подготовленное Н. Ю. Менаром, опубл. в 1645) и средневек. авторов (Ланфранка, архиеп. Кентерберийского, Гвиберта Ножанского и др.). Наиболее крупной фигурой этого периода был Л. д'Ашери (1609-1685), библиотекарь в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Его важнейшим трудом стал многотомный сборник материалов по истории Церкви (Spicilegium, sive Collectio veterum aliquot scriptorum qui in Galliae bibliothecis, maxime Benedictinorum, latuerunt. P., 1655-1677. 13 vol.). Именно д'Ашери разработал программу систематических богословских и исторических штудий, предпринятых М.

Во 2-й период (1665-1707) как выдающийся исследователь проявил себя младший современник и коллега д'Ашери, Ж. Мабильон (1632-1707). Он не только был собирателем древностей и плодовитым историком, но и внес важный вклад в становление научной критики источников, заложил основы ряда специальных исторических дисциплин (дипломатики, лат. палеографии, сфрагистики и др.). В 1667 г. Мабильон и д'Ашери начали подготовку издания «Деяний святых ордена бенедиктинцев» (Acta Sanctorum ordinis S. Benedicti. P., 1668-1701. 6 in 9 vol.). Большое значение для становления церковной истории и научного источниковедения имел спор М. с болландистами относительно древних (меровингских и ранних каролингских) грамот из архивов Сен-Дени и Клюни (см. ст. Мабильон). Параллельно с этим шла работа по изданию трудов отцов Церкви: Кассиодора (Rouen, 1679. 2 vol.), блж. Августина (P., 1681-1700. 11 vol.), блж. Иеронима Стридонского (P., 1693-1706. 5 vol.), свт. Илария Пиктавийского (P., 1693), свт. Амвросия Медиоланского (P., 1686-1690. 2 vol.), свт. Григория I Великого (P., 1705. 4 vol.). Издатель трудов блж. Иеронима Стридонского Ж. Марсьяне (1647-1717) подготовил новое критическое издание Вульгаты (1695).

В 3-й период (1708-1741) ведущей фигурой среди М. стал византинист и знаток греч. языка Б. де Монфокон (1655-1741), заложивший основы греч. палеографии как научной дисциплины (Palaeographia Graeca, sive, De ortu et progressu literarum graecarum. P., 1708). Именно в этом труде впервые появляется термин «палеография». Монфокону принадлежит и 1-я попытка создать сводный каталог рукописных собраний Европы (Bibliotheca bibliothecarum manuscriptorum nova. P., 1739. 2 vol.). Он также подготовил к публикации труды свт. Афанасия I Великого (P., 1698. 3 vol.) и свт. Иоанна Златоуста (P., 1718-1738. 13 vol.), 2-томный сборник творений греч. отцов Церкви (Collectio nova patrum Graecorum. P., 1706-1707. 2 vol.), критическое издание Гекзапл Оригена (P., 1713. 2 vol.). Параллельно коллеги Монфокона работали над изданием трудов и др. греч. богословов: свт. Кирилла Иерусалимского (P., 1720), свт. Василия Великого (P., 1721-1730. 3 vol.), Оригена (P., 1733-1759. 4 vol.). В XIX в. большинство подготовленных М. изданий были перепечатаны в «Патрологии» Ж. П. Миня и т. о. по-прежнему активно использовались исследователями (в отдельных случаях вплоть до наст. времени). Э. Мартен (1654-1739) сыграл заметную роль в становлении исторической литургики (De antiquis Ecclesiae ritibus. Antw., 1736-1738. 4 vol. и др.). Совместно с Ю. Дюраном (1682-1771) он совершал длительные поездки по мон-рям Франции (1709-1713), Германии и Нидерландов (1718), собирал древние рукописи и документы. Результаты разысканий были представлены в многотомных сборниках (Thesaurus novus anecdotorum. Р., 1717. 5 vol.; Veterum scriptorum et monumentorum historicarum, dogmaticorum, moralium; amplissima collectio. P., 1724-1733. 9 vol.). Мартен также опубликовал заключительный, 6-й том «Анналов ордена бенедиктинцев» (P., 1739), издание к-рых начал Мабильон.

Собранные Мартеном и Дюраном материалы были использованы в монументальном труде по истории Церкви во Франции «Христианская Галлия» (Gallia christiana), работу над ним начал маврист Д. де Сент-Март (1650-1725). Он успел опубликовать первые 3 т. (P., 1715-1725), затем М. издали еще 10 т. (P., 1728-1785), последние 3 тома об оставшихся неохваченными церковных провинциях Тура, Безансона и Вьена (P., 1856-1865) подготовил к изданию Ж. Б. Оро (1812-1896). «Христианская Галлия» имела огромный успех и послужила образцом для аналогичных публикаций в др. регионах Европы («Italia sacra», «España sagrada», «Illyria sacra» и др.). В качестве приложения к «Христианской Галлии» было запланировано издание свода постановлений франц. Соборов, но из-за начавшейся революции вышел в свет только 1-й т. (Conciliorum Galliae collectio / Ed. P.-D. Labat. P., 1789). М. писали и об истории отдельных мон-рей (Felibien D. Histoire de l'Abbaye de St. Denis. P., 1706; Bouillart J. Histoire de l'Abbaye de St. Germain des Prés. P., 1724). Важной работой этого периода стало новое, вдвое увеличенное издание «Словаря средневековой и варварской латыни» Ш. Дюканжа (P., 1733-1736. 6 vol.). В 1766 г. П. Карпантье (1697-1767) опубликовал 4 т. дополнений к «Словарю…». М. продолжили работу по изучению текстов Свящ. Писания: П. Сабатье (1682-1742) подготовил 1-е издание старолат. перевода Библии (Sabatier P. Bibliorum sacrorum latinae versiones antiquae, seu Vetus Italica. Reims, 1743-1749. 3 vol.).

В последний период истории конгрегации (1742-1790) силы М. были направлены гл. обр. на публикацию многотомных трудов по церковной и светской истории. Так, была издана «Литературная история Франции» (Histoire littéraire de la France), начатая А. Риве (1683-1749) и продолженная Ф. Клеманом (1714-1793). В 1733-1763 гг. были опубликованы 12 томов, после чего издание приостановилось (доведено до 1167). С 1814 г. публикацию «Литературной истории Франции» возобновила Академия надписей и изящной словесности (на 2016 опубл. в общей сложности 43 тома). Др. монументальным проектом этого периода стало «Собрание историков Галлии и Франции» (Recueil des historiens des Gaules et de la France), начатое М. Буке (1685-1754). В 1738-1786 гг. М. успели издать 13 томов, с 1806 г. публикацию продолжила Академия надписей и изящной словесности. Этот свод источников послужил образцом для создания аналогичных собраний в др. странах Европы в XIX в., в т. ч. «Monumenta Germaniae Historica». В целом с сер. XVIII в. в трудах М. все больше места занимала не патрология или история Церкви, а светская история, в т. ч. работы по истории отдельных франц. провинций и городов (Morice P.-H. Histoire ecclésiastique et civile de Bretagne. P., 1750-1756. 2 vol.; Plancher U., Merle Z. Histoire générale et particulière de Bourgogne. Dijon, 1739-1781. 4 vol. и др.). Нередко такие работы предпринимались по заказу влиятельных лиц или издателей. В 1762 г. генеральный настоятель Дельрю обратился к кор. Людовику XV с предложением использовать научный потенциал М. для создания исторических трудов по заказу монарха. Среди наиболее крупных ученых этого периода были Р. П. Тассен (1697-1777) и Ш. Ф. Тутен (1700-1754), подготовившие «Новый трактат о дипломатике» (Nouveau traité de diplomatique. P., 1750-1765. 6 vol.), к-рый развивал идеи Мабильона. В 1750 г. Ш. Клемансе (1703-1778) совместно с Дюраном и М. Дантином (1688-1746) опубликовал пользовавшийся большой популярностью справочник по исторической хронологии «Искусство устанавливать даты» (L'Art de vérifier les dates. P., 1750. 2 vol.), впосл. многократно переиздававшийся (подробнее библиографию изданий М. см.: Baudot. 1928. Col. 423-442).

М. занимались не только интеллектуальным трудом. В период расцвета, когда конгрегация насчитывала 3-4 тыс. монахов, одновременно работало ок. 40 ученых, а также их помощники, сборщики материалов, переписчики и т. д.; т. о. в научную деятельность было вовлечено лишь неск. сот человек. При этом даже монахи, занятые штудиями, не освобождались от участия в ежедневных богослужениях, предписанных уставом. Важное место в подготовке новициев и в целом монашеской жизни занимали регулярные медитации, «духовные упражнения». В этом отношении М. мало чем отличались от мн. других монашеских объединений эпохи Контрреформации (см.: Barbeau. 2002).

Лит.: Tassin R.-P. Histoire littéraire de la congrégation de Saint-Maur. Brux., 1770; Robert U. Supplément à l'Histoire littéraire de la congrégation de Saint-Maur. P., 1881; Broglie E., de. Mabillon et la société de l'abbaye de Saint-Germain-des-Prés à la fin du XVIIe siècle, 1664-1707. P., 1888. 2 vol.; Nouveau supplément à l'Histoire littéraire de la congrégation de Saint-Maur / Éd. U. Berlière et al. P., 1908-1932. 3 vol.; Baudot J. Mauristes // DTC. T. 10. Col. 405-443; Bergkamp J. U. Dom Jean Mabillon and the Benedictine Historical School of Saint-Maur. Wash., 1928; Martène E. Histoire de la Congrégation de Saint-Maur / Éd. G. Charvin. P.; Ligugé, 1928-1954. 9 vol.; Knowles D. Presidential Address: Great Historical Enterprises. II. The Maurists // TRHS. 1959. Vol. 9. P. 169-187; Hesbert R.-J. La congrégation de Saint-Maur: Éléments d'une théologie de la vie monastique // Revue Mabillon. N.S. P., 1961. Vol. 51. P. 109-156; Lemoine R. Histoire des Constitutions de la congrégation de Saint-Maur // Études d'histoire du droit canonique dédiées à G. Le Bras. P., 1965. Vol. 1. P. 215-248; Weitlauff M. Die Mauriner und ihr historisch kritisches Werk // Historische Kritik in der Theologie: Beiträge zu ihrer Geschichte / Hrsg. G. Schwaiger. Gött., 1980. S. 153-209; Ultee M. The Abbey of St. Germain des Prés in the XVIIth Cent. New Haven, 1981; Bugner M. Cadre architectural et vie monastique des bénédictins de la congrégation de Saint-Maur. Nogent-le-Roi, 1984; Chaussy Y. Les bénédictins de Saint-Maur. P., 1989-1991. 2 vol.; Hurel D.-O. L'histoire de la Congrégation de Saint-Maur: Quelques réflexions à propos d'un ouvrage recent // StMon. 1993. Vol. 35. P. 449-462; idem. The Benedictines of the Congregation of St.-Maur and the Church Fathers // The Reception of the Church Fathers in the West: From the Carolingians to the Maurists / Ed. I. Backus. Leiden, 1997. Vol. 2. P. 1009-1038; idem. Les mauristes, consommateurs et producteurs de livres aux XVIIe et XVIIIe siècles // Les religieux et leurs livres à l'époque moderne. Clermont-Ferrand, 2000. P. 177-194; idem. L'historiographie de la congrégation de Saint-Maur aux XIXe-XXe siècles: Bilan et perspectives de recherche // Revue Mabillon. N.S. 2002. T. 74. N 13. P. 7-24; idem. Les mauristes et les Lumières // RBen. 2004. Vol. 114. N 2. P. 382-394; idem. Les mauristes, historiens de la Congrégation de Saint-Maur aux XVIIe et XVIIIe siècles // Écrire son histoire: Les communautés régulières face à leur passé: Actes du 5e colloque intern., Saint-Étienne, 6-8 nov. 2002. Saint-Étienne, 2006. P. 257-274; idem. Mauristes et Bollandistes // AnBoll. 2008. Vol. 126. P. 337-369; L'érudition mauriste à Saint-Germain-des-Prés / Éd. P. Gasnault. P., 1999; Королев Г. И. Медиевистическая археография за рубежом: Тр. XVI-XVIII вв.: [Учеб. пособие]. М., 2001; Les mauristes à Saint-Germain-des-Prés: Actes / Éd. J.-C. Fredouille. Turnhout, 2001; Barbeau T. La spiritualité dans la congrégation de Saint-Maur: Bilan et perspectives d'étude // Revue Mabillon. N.S. 2002. Vol. 74. N 13. P. 35-51; Chédozeau B. La congrégation de Saint-Maur et le renouveau architectural du monachisme dans les abbayes du Bas-Languedoc // Ibid. P. 67-88; Leroy H. Les procédures juridiques et canoniques de réforme des monastères: L'exemple de la congrégation de Saint-Maur // Ibid. P. 25-34; Lenain Ph. Histoire littéraire des bénédictins de Saint-Maur. Louvain-la-Neuve, 2006-2014. 4 vol.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Бенедиктинцы, католический монашеский орден святого Бенедикта Монашеские ордена и конгрегации Римско-католической Церкви Мавристы, монахи французской католической конгрегации святого Мавра, входившей в орден бенедиктинцев
См.также:
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
БЕНЕДИКТИНЦЫ католич. монаш. орден св. Бенедикта
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников
АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы
АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина