[лат. Caesar Flavius Valens Augustus] (328, Цибалы, Паннония, совр. Винковци, Хорватия - 9.08.378, близ Адрианополя, Фракия, совр. Эдирне, Турция), восточноримский имп. (с 28 марта 364), младший брат имп. Валентиниана I, к-рый сделал его своим соправителем в восточной части империи. В. продолжил политику имп. Констанция II, чем вызвал недовольство городской знати и легионов, которые провозгласили императором Прокопия, племянника Юлиана Отступника (28 сент. 365). Разбив Прокопия во Фригии, В. казнил его (27 мая 366). В 60-х гг. В. совершил 2 карательные экспедиции за Дунай против вестготов Атанариха, нанеся им существенный урон. Перед 2-м походом принял крещение в К-поле от арианского еп. Евдоксия. С 368 г., воспользовавшись персид. походами в Армению, В. сумел утвердить на престоле Зап. Армении своих ставленников: сначала царя Папа, а позднее Вараздата. Рим. войска успешно отражали попытки вторжений персов в Зап. Армению до 371 г., когда был заключен договор с шаханшахом Шапуром II, предусматривавший признание союза империи и Зап. Армении. Тем самым были укреплены позиции империи на Востоке, пошатнувшиеся после неудачного персид. похода имп. Юлиана в 363 г.
По оценкам современников, В. был плохо образован, «простоват», часто доверял предсказателям, отличался грубым нравом и иногда был жесток, но тем не менее проявил себя достаточно способным администратором. В нач. 70-х гг. IV в. в Вост. Европу вторглись племена гуннов, к-рые в причерноморских степях разгромили племенные союзы готов и алан, что стало причиной резкого изменения ситуации на дунайской границе империи, а затем и разрушительного кризиса на Балканах и в Центр. Европе. В 376 г. В. дал разрешение союзным империи вестготам во главе с Фритигерном поселиться на землях рим. Мёзии на правах федератов. Однако рим. администрация не сумела установить прочные отношения с союзниками в новой обстановке, и уже в нач. 377 г. вестготы восстали против империи и опустошали Фракию и Македонию. Попытки сдержать варваров с помощью местных военных сил не дали результатов, и в 378 г. В. собрал в К-поле основную армию Восточной империи, перебросив ее с персид. границы. 9 авг. 378 г. В. вступил в сражение с вестготами под Адрианополем, но его войска были разбиты, а сам император погиб (по одной из версий, сгорел в деревянном доме). С походом В. под Адрианополь связан рассказ Феодорита Кирского о предсказании прп. Исаакия Далматского о грядущей катастрофе и гибели императора как о каре за притеснение правосл. Церкви (Theodoret. Hist. eccl. IV 34).
В сфере религ. политики В. вернулся к принципам, сложившимся при имп. Констанции II. Офиц. религией в Восточной империи вновь стало умеренное арианство, к-рое базировалось на определениях Аримино-Селевкийского и К-польского Соборов 359-360 гг. В течение своего правления В. находился под влиянием этой партии во главе с имп. Домникой и арианским еп. К-поля Евдоксием. Однако при сохранении офиц. арианства правительство было вынуждено считаться с большим влиянием на Востоке омиусиан и никейцев, в т. ч. святителей Афанасия Великого и Василия Великого, которые пользовались поддержкой имп. Валентиниана и папы Римского Либеллия. Ок. 366 г. на Соборе в Тиане (Каппадокия) значительная часть омиусиан перешла на позиции никейского вероисповедания. Большинство фактов преследования православных при В. не были связаны с непосредственными распоряжениями императора, а стали результатом противоборства религ. партий внутри городских общин, как это было в Александрии с Афанасием Великим, к-рый был возвращен на кафедру с согласия В. В то же время были изгнаны со своих кафедр правосл. епископы Мелетий Антиохийский, Македоний Константинопольский и Петр Александрийский (преемник свт. Афанасия) как предстоятели столичных общин, где властям была необходима абсолютная лояльность. В К-поле по приказу В. были сожжены на корабле 70 именитых правосл. граждан (в т. ч. священники), к-рых обвинили как зачинщиков беспорядков в столице, происшедших после изгнания Македония. Поддерживая арианство в крупных городах, В. тем не менее не проводил настойчивой политики по его распространению. Относительная индифферентность императора-военного к церковным делам сделала возможным постепенное укрепление позиций никейского вероисповедания на Востоке и фактически подготовила торжество Православия, закрепленное на Всел. II Соборе в К-поле (381).