Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕТКОВИЦА
55, С. 529-530 опубликовано: 15 марта 2024г. 


ПЕТКОВИЦА

Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г.
Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г.

Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г.
Название неск. монастырей во имя прп. Параскевы (Петки) Сербской Православной Церкви. 1. П., жен. обитель Шабацко-Валевской епархии, находится в одноименном селе, у подножия горы Цер, в 30 км от г. Шабац (Сербия). Исходя из архитектуры храма, основание обители датируется XIII или 1-й пол. XV в., когда среди сербов распространилось почитание прп. Параскевы (Петки). Первым письменным упоминанием обители считается надпись 1561 г. (не сохр.), найденная в древней монастырской церкви. В П. действовал скрипторий: по повелению митр. Зворникского Павла расодер Роман 2 окт. 1576 г. закончил здесь список Типика, постриженик обители митр. Бачский и Сегединский Георгий 24 мая 1579 г. вложил в нее Типик (переписанный тем же Романом) и 20 июня 1581 г.- Евангелие, 18 апр. 1590 г. иером. Панкратий завершил здесь список Псалтири. В 1629 г. в мон-ре Тавна свящ. Стоян переписал Минею, взятую из П. для копирования. В тур. описи 1604 г. отмечено, что П. имеет доход в 600 аспри. В 1-й пол. XVIII в. в обители действовала школа для буд. священнослужителей, в к-рой преподавали иером. Иоанникий и игум. Георгий. Во время австро-тур. войны, в 1789-1790 гг., в монастырских зданиях стоял австр. гарнизон, что, вероятно, вызвало опустение обители, о к-ром сообщается в 1804 г. Монашеская жизнь в П. вскоре возобновилась, в 1827 г. Праздничную Минею обители подарил Еврем Обренович (см. в ст. Обреновичи), управитель Шабацкой нахии. В 1836 г. благодаря помощи серб. кн. Милоша Обреновича мон-рь был восстановлен. После смерти настоятеля архим. Пахомия Херцеговчича (1844) П. недолго являлась метохом соседнего мон-ря Чокешина. В 1858 г. в обители возвели большой конак, в 1862 г. надстроили алтарную апсиду до высоты нефа, пробили вход в храм с сев. стороны и расписали его внутренние и внешние стены. В тот же период были разбиты сад и виноградник. В число братии в 1871-1872 гг. входил буд. еп. Скопский Фирмилиан (Дражич). Вероятно, после разбора в 1862 г. столбов, поддерживавших купол церкви, по стенам пошли трещины, из-за чего в ней перестали совершать службы и в 1885 г. разобрали. 15 июля 1887 г. заложен храм в моравском стиле на средства торговца Йосифа Куртовича, впосл. в храме поставили иконостас работы Николы Марковича. Во время первой мировой войны П. разграбили, игум. Севастиан (Перич) с братией был интернирован, но впосл. вернулся в обитель. Восстановление обители начал игум. Лукиан Бирчанин (1919-1922). В период с 1923 по 1929 г. в П. жили рус. монахи: в 1923 г. настоятелем был еп. Севастопольский Вениамин (Федченков), согласно воспоминаниям которого в тот период в обители жили 20-25 монахов (Вениамин (Федченков), митр. Записки архиерея. М., 2002. С. 140-141, 874). Затем настоятелем был рус. архим. Аристарх (Родионов). В 1930-1933 гг. в П. жили 19 монахинь и 3 послушницы рус. происхождения и 4 монахини и 8 послушниц - сербского, настоятельницей была игум. Сидония. Но вскоре сестры постепенно перешли в мон-ри Жича, Врачевшница, Драча и Дивостин, а П. в 1935 г. была обращена в муж. обитель. После окончания второй мировой войны и проведения аграрной реформы у П. из 694 га земли (570 га леса, 105 га пашни и ок. 20 га садов, виноградников и огородов) осталось только 8 га земли, в т. ч. 2 га леса. С 1951 г. П. вновь стала жен. монастырем.

2. П., жен. мон-рь Сремской епархии; см. в ст. Фрушка-Гора.

3. П., жен. мон-рь Шумадийской епархии, находится близ сел. Страгари на сев.-вост. склоне горы Рудник. Исходя из датирования небольшого храма (наос 9,5×6 м), нижнего слоя росписи (сохр. только образ Христа Пантократора в люнете над входом в припрату, отличается высоким уровнем исполнения и близостью к фрескам мон-рей Милешева и Сопочани) и каменного резного иконостаса последними десятилетиями XIII в., а нартекса, юж. параклиса, припраты и верхнего слоя живописи (в зап. части храма и в припрате, выделяется сцена Успения Пресв. Богородицы) - 2-й пол. XIV в., предполагается, что П. основана в кон. XIII в. и обновлена при кн. Лазаре (1375-1389). После тур. завоевания (1459) упоминания о мон-ре отсутствуют; вероятно, он опустел. В 1968/69 г. в обители прошли археологические и реставрационные работы, благодаря к-рым храм получил первоначальный вид. Комплекс был восстановлен в период с 1996 по 2004 г. В 2004 г. в П. возобновлена монашеская жизнь.

Лит.: Милићевић М. Манастири у Србиjи // ГСУД. 1867. Т. 21. С. 84-85; Витковић Г. Извештаj Максима Ратковића, ексарха београдског митрополита, 1733 // Там же. 1884. Т. 56. С. 218-219; Милутиновић Д. О старини ман-ра Петковице // Старинар. Сер. 1. Београд, 1885. Књ. 2. С. 73-93; Поповић А. М. Поменик Шабачко-ваљевске епархиjе. Београд, 1940. С. 129-152; Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 246-247; Ранковић Љ. Манастир Петковица под Цером. Шабац, 1982. С. 11-31, 35-36, 39; Стоjановић. Записи. 1982. Књ. 1. Бр. 741, 742, 756, 808, 1143 1200; 1983. Књ. 2. Бр. 4051; 1984. Књ. 3. Бр. 4971; 1986. Књ. 4. Бр. 6383; Зироjевић О. Цркве и манастири на подручjу Пећке патриjаршиjе до 1683 г. Београд, 1984. С. 164; Милеуснић С. Водич кроз ман-ре у Србиjи. Београд, 1995. С. 294-295; Црква: Календар Српске православне патриjаршиjе за просту 2006. г. Београд, 2006. С. 500.
Лит.: Српска православна епархиjа шумадиjска, 1947-1997: Шематизам. Крагуjевац, 1997. С. 215-218; То же, 1998. Крагуjевац, 1999. С. 133.
Л. Пузович