Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОВОГРУДСКАЯ И СЛОНИМСКАЯ ЕПАРХИЯ
51, С. 580-585 опубликовано: 1 марта 2023г.


НОВОГРУДСКАЯ И СЛОНИМСКАЯ ЕПАРХИЯ

Белорусского Экзархата РПЦ, существовала в 1942-1944 гг. как Новогрудская и Барановичская, восстановлена 19 февр. 1992 г. как Новогрудская и Лидская, с 25 дек. 2014 г. имеет совр. название. Территория епархии охватывает Дятловский, Кореличский, Новогрудский и Слонимский районы Гродненской обл. Белоруссии. Епархия разделена на 4 благочиннических округа в соответствии с границами районов, составляющих ее территорию. Кафедральный город - Новогрудок. Кафедральный собор - во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. Правящий архиерей - архиеп. Гурий (Апалько; с 4 авг. 1996 епископ, с 2007 архиепископ). В 2018 г. в епархии насчитывалось 58 приходов, 3 мон-ря (2 мужских и женский), совершали служение 69 священников и 10 диаконов. При ЕУ существуют отделы: по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, образования и катехизации, по работе с молодежью, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по тюремному служению.

Первое упоминание Новогородка (ныне Новогрудок) связано с походом св. кн. Ярослава Мудрого в Литву в 1044 г. При вел. кн. Литовском Миндовге (1195-1263) Новогородок стал центром Великого княжества Литовского (ВКЛ) и средоточием церковной жизни в Зап. Руси. Ок. 1317 г. К-польская Патриархия для правосл. населения ВКЛ учредила Литовскую митрополию с центром в Новогородке. Первым ее главой был митр. Феофил. Литовская митрополия существовала в периоды: ок. 1317 - ок. 1330 г., 1354/55 - 1361 гг. В 1415 г. в Новогородке была совершена хиротония во епископа с возведением в сан Литовского митрополита Григория Цамблака. В 1451 г. Новогородок посетил свт. Иона, митр. Киевский и всея Руси. В 1458 г. произошло разделение общерус. митрополии на Киевскую (см. Западнорусская митрополия) и Московскую. Западнорусские Киевские митрополиты жили в Новогородке (один из районов Новогрудка жители поныне называют Митрополия). В XIV в. столица ВКЛ переместилась в Вильно. Из Новогородка митрополиты часто ездили в Вильно, где кафедральным являлся Успенский собор.

С 1-й пол. XII в. в Новогородке существовал храм во имя св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставший кафедральным собором Литовской митрополии, затем Западнорусской митрополии; при храме с XIV в. известен мужской мон-рь. В 1517-1519 гг. на месте старого храма на средства кн. Константина Ивановича Острожского и Киевского митр. Иосифа II (Солтана) был построен новый Борисоглебский собор. После заключения в 1596 г. Брестской унии собор в Новогородке являлся кафедрой униат. Киевских митрополитов, в XVIII в. имел статус одной из 4 митрополичьих вспомогательных кафедр (конкафедр). Собор снова стал православным в 1839 г.

Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Территория Новогрудского воеводства (существовало в 1507-1795, ранее было Новогрудское наместничество) входила в митрополичью Киевскую епархию. Для литовско-белорус. части епархии были важны институты митрополичьих наместников (протопопов) и кафедральных (соборных) клиросов. На Виленском Соборе 1509 г. среди др. протопопов присутствовали новогрудский и слонимский. Наряду с протопопами в нач. XVI в. в Слониме действовали светские представители Киевского митрополита - десятинники из числа митрополичьих дворян. Клирос имелся при Борисоглебском соборе в Новогрудке (клирошане упоминаются в королевской грамоте 1517 г. о пожаловании собору сел). В нач. 1596 г. в Новогрудке состоялся Собор Западнорусской митрополии.

Лавришевский мужской монастырь в окрестностях Новогрудка, основанный в XIII в., является одной из древнейших западнорус. обителей. В 1530 г. мон-рь был разорен, вероятно татарами, возобновлен ок. 1590 г. на др. месте - в пределах совр. дер. Лавришево Новогрудского р-на. Под 1280 г. упоминается церковь в Гольшанах (ныне деревня Ошмянского р-на), храм на территории старого Гольшанского замка просуществовал до XIV в. Под 1386 г. упоминается деревянная ц. вмч. Димитрия Солунского на территории совр. агрогородка Щорсы Новогрудского р-на, в ней находилась местночтимая чудотворная икона вмч. Димитрия. По преданию, храм был построен по обету, данному родоначальником магнатского рода Хребтович в благодарность вмч. Димитрию за избавление от гибели во время неудачной битвы с татарами. В XIV в. была построена церковь в мест. Крево (ныне деревня Сморгонского р-на). В 1508 г. в Дятлове кн. Константин Острожский заложил храм во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1532 г. заботами виленского воеводы, канцлера ВКЛ Альбрехта (Альберта) Гаштольда был заложен православный храм свт. Николая Чудотворца в Юратишках (ныне Ивьевского р-на). В 1533-1550 гг. в пос. Мир (ныне Кореличского р-на) на месте более древнего храма была воздвигнута каменная ц. Св. Троицы. В сер. XVI в. был построен храм в Белице (ныне Лидского р-на), в 1586 г.- храм на территории совр. дер. Ст. Переволока Слонимского р-на. В 1568 г. в Новогрудке действовали 10 правосл. церквей: Воскресенская, Крестовоздвиженская, Свято-Троицкая, Успенская, Покровская, Иоанновская, Николаевская, Борисоглебская, Симеоновская и Параскевинская (Пятницкая). В 1595 г. Новогрудок получил герб с изображением арх. Михаила.

В 1622 г. Константин Долмат основал в Дятлове Преображения Господня Дятловичский мужской монастырь, к-рый сразу же был приписан к Киево-Печерскому мон-рю (см. Киево-Печерская лавра), во главе Дятловичского мон-ря стояли киево-печерские монахи. (Возможно, Дятловичский мон-рь был основан ранее - в 1570.) Дятловичский мон-рь, располагавший обширными владениями, являлся крупнейшим правосл. мон-рем в Полесье, благодаря поддержке Киево-Печерского мон-ря он не был захвачен униатами в период господства унии, сохранялся как важнейший центр Православия на белорус. землях. В регионе существовали 2 др. мужских мон-ря: Троицкий в Гольшанах, известный с 1556 г., и Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный в с. Голдове (ныне деревня Лидского р-на), основанный в 1633 г. и в 1650 г. приписанный к виленскому Свято-Духову мон-рю (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь).

После принятия Брестской унии духовенство литовско-белорус. части Киевской епархии сразу же почти в полном составе присоединилось к унии, поскольку здесь была сильна власть митрополита, жившего в Новогрудке (униат. митрополиты жили в городе до сер. XVIII в.). Однако местная шляхта и большинство магнатов до сер. XVII в. оставались православными или протестантами. Сразу после Брестского Собора 1596 г. униат. Киевский митр. Михаил (Рагоза) подчинил себе виленский клирос и клирос Новогрудка. Митрополит отнял в пользу униат. митрополичьей кафедры обширные владения Дятловичского мон-ря в Полесье, в нач. XVII в. они были возвращены архим. Киево-Печерского мон-ря Елисеем (Плетенецким) при помощи казаков. 20-26 июля 1617 г. в Новогрудке собрался 1-й капитул униат. монашества, что считается офиц. учреждением ордена св. Василия Великого (см. Василиане). В этом же году при Борисоглебском соборе в Новогрудке была создана муж. община василиан, в сер. XVII в. в городе появились василианки. В 1617, 1671, 1684, 1686 гг. в Новогрудке прошли съезды ордена св. Василия Великого. К 1793 г. униат. Церковь имела в Новогрудском воеводстве мон-ри: Новогрудский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский. В XVII-XVIII вв. существовал Новогрудский собор (адм. округ) униат. митрополичьей епархии.

В 1793 г. была учреждена правосл. Минская епархия с центром в Слуцке, в состав к-рой вошли присоединенные к России по 2-му разделу Речи Посполитой (1793) белорус. земли; в 1798 г. епископская кафедра из Слуцка была перенесена в Минск. По 3-му разделу Польши (1795) центры униат. Киевско-Виленской митрополичьей епархии - Вильно и Новогрудок - присоединились к Российской империи. Минская епархия включала благочиния, впосл. составившие территорию Новогрудской и Лидской епархии: Лидское, Любчанское, Новогрудское, Ошмянское и Слонимское. С 1840 г. зап. часть буд. Новогрудской епархии входила в состав Литовско-Виленской епархии (см. Виленская и Литовская епархия). С 1900 г. в связи с выделением из Литовской епархии ставшей самостоятельной Гродненской кафедры (см. Гродненская и Волковысская епархия) территория Новогрудской епархии входила в состав Минской, Литовской и Гродненской епархий.

На восстановление старых и постройку новых правосл. церквей российское правительство выделяло средства из казны. Нехватка правосл. храмов компенсировалась передачей для нужд правосл. зданий упраздненных католич. костелов и мон-рей, к-рые в большинстве своем располагались на месте древних правосл. церквей, ликвидированных в годы унии. В XIX в. в регионе появилась новая правосл. обитель - Покровский муж. мон-рь в мест. Боруны (ныне деревня Ошмянского р-на), основанный в 1692 г. униатами и в 1833 г. присоединившийся к правосл. Церкви. В 1913 г. был возрожден Лавришевский мон-рь (как подворье Минского архиерейского дома). В годы 3-го польского восстания (1863-1864) территория епархии оказалась в зоне вооруженных столкновений, правосл. население в своем большинстве поддерживало царское правительство.

После подписания в 1921 г. Рижского мирного договора территория буд. Новогрудской епархии вошла в состав Польши. В окт. 1920 г. по благословению свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, для районов Зап. Белоруссии, отошедших Польше, была учреждена Пинско-Новогрудская епархия (см. Пинская и Лунинецкая епархия), к-рую возглавил еп. Пантелеимон (Рожновский). В авг. 1921 г. архиерей прибыл в Новогрудок, где разместилось ЕУ. В янв. 1922 г. еп. Пантелеимон был отстранен от управления епархией из-за нежелания поддерживать автокефалистские планы польск. властей. В 1923 г. Новогрудок стал частью Гродненской епархии, с 1925 г. входившей в неканонически провозглашенную Польскую автокефальную Православную Церковь. В 1923-1939 гг. епархия имела название «Гродненская и Новогрудская». 17 окт. 1939 г., после вхождения Зап. Белоруссии в состав СССР, патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил архиеп. Пантелеимона (Рожновского) на восстановленную Пинско-Новогрудскую кафедру и поручил ему управление воссоединенными западнобелорус. территориями в звании экзарха Московской Патриархии. 24 июня 1940 г. архиеп. Пантелеимон возглавил Гродненскую и Вилейскую кафедру, Новогрудок отошел Виленской епархии.

В 1919-1939 гг. наблюдались случаи притеснения православных со стороны римо-католиков. Так, в 1919 г. в Лиде подвергся нападению римо-католиков прот. Иосиф Коялович, брат историка И. О. Кояловича. У православных отбирали храмы, к-рые переоборудовали под костелы. Были изъяты Михайловский собор в Лиде, Свято-Троицкая ц. в Слониме, Крестовоздвиженская ц. в с. Белица, Крестовоздвиженский храм Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, Борунский монастырь и др. Для противодействия экспансии католиков и распространению безбожия создавались правосл. братства. В 1938 г. по территории Гродненской епархии был совершен крестный ход с чудотворной Жировицкой (Жировичской) иконой Божией Матери. При этом положение православных в Зап. Белоруссии (в составе Польши) было значительно лучше, чем в Вост. Белоруссии (в составе СССР), где верующие подвергались жестоким гонениям.

В сент. 1939 г. территория Польши оказалась разделена между СССР и фашистской Германией. В период безвластия, когда польск. власти бежали из страны, а советская власть еще не пришла, приняли мученическую кончину от рук местных безбожников настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с. Шиловичи Слонимского повята прот. Андрей Куц с супругой, настоятель храма Успения Пресв. Богородицы в с. Волковичи Новогрудского повята прот. Николай Недзведский и иерей Владимир Буко (с. Князиковцы). Постановлением Синода Белорусской Православной Церкви от 4 июня 2011 г. в лике священномучеников был канонизирован свящ. Киприан Климуц. В 1930-1939 гг. о. Киприан совершал пастырское служение на приходе в с. Ятра (ныне деревня Новогрудского р-на). После установления в регионе советской власти священник в 1939 г. был арестован, осужден, в 1942 г. скончался в заключении.

В период немецко-фашистской оккупации Белоруссии была учреждена кафедра в Новогрудке. Такое решение принял в 1942 г. Собор белорус. епископов. Управляющим епархией с титулом «епископ Новогрудский и Барановичский» был назначен еп. Вениамин (Новицкий), живший на покое в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре. Из-за неприбытия еп. Вениамина в Белоруссию управление Новогрудской епархией осуществлял Витебский и Полоцкий еп. Афанасий (Мартос). Летом 1944 г. ввиду наступления Красной Армии белорус. архиереи по приказу нем. властей эмигрировали.

В период оккупации ряд священнослужителей пострадали как от нем. властей, так и от советских партизан. В 1943 г. в застенках гестапо принял мученическую кончину клирик Спасо-Преображенского собора в Слониме свящ. Василий Малишевский. В этом же году в концентрационном лагере в Колдычеве под Барановичами был замучен со своей супругой настоятель храма Рождества Пресв. Богородицы в с. Ятра свящ. Борис Кирик. Отец Борис и его супруга были убиты за оказание помощи партизанам. В 1942 г. в праздник Воздвижения Креста Господня был убит партизанами настоятель Петропавловской ц. в с. Валевка Новогрудского р-на свящ. Антоний Калиновский. Батюшку расстреляли за то, что в проповеди он обличил партизан за мародерство и грабеж местных жителей. В 1944 г. бойцами польск. Армии Крайовой был убит настоятель Александро-Невской ц. в дер. Крево прот. Михаил Левончук вместе с дочерью и племянницей. Причиной расправы стало выступление священника в защиту Православия, против «ополячивания» правосл. белорусов.

После окончания Великой Отечественной войны территория Новогрудской епархии входила в состав Гродненской епархии (упразднена в 1952), затем Минской епархии. В 1954 г. на территории Дятловского, Кореличского, Новогрудского и Слонимского районов насчитывалось 47 церквей, служение совершал 31 священник. В 1957 г. имелось 77 церквей, служили 43 священника. Согласно отчетам уполномоченных Совета по делам РПЦ по Гродненской обл., в Слонимском и Дятловском районах совершалось большое количество таинств Крещения и Брака. Так, во всех храмах Гродненской обл. в 1958-1959 гг. было совершено 1551 крещение, из них 753 крещения (48%) отмечено в храмах на территории Слонимского и Дятловского районов. Из 330 таинств Брака по области 155 (46%) было совершено в храмах Слонимского и Дятловского районов. В 1959 г. в ходе нового этапа гонений на Церковь началось массовое закрытие храмов. В 1961 г. на территории Дятловского, Кореличского, Новогрудского и Слонимского районов действовали 49 церквей, служили 40 священников и 2 диакона. В Слониме был взорван величественный Спасо-Преображенский собор, в Сморгони разрушен Спасо-Преображенский храм, обращена в склад Воскресенская ц. в Ошмянах, переоборудован под архив Борисоглебский собор в Новогрудке. К 1 янв. 1965 г. на территории названных районов, составлявших Новогрудское благочиние Минской епархии, действовали 33 храма. Прихожане ц. прор. Илии в дер. Суринке Слонимского р-на на протяжении 28 лет боролись за сохранение храма. Власти сняли настоятеля прихода с регистрации, закрыли церковь и пытались превратить ее в склад. Однако жители Суринки стояли на защите своей святыни. До открытия храма в 1988 г. суринцы оберегали его и даже сумели отремонтировать. В 1991 г. на территории 4 районов, ныне образующих Н. и С. е., действовали 24 храма, совершали служение 26 священников.

Постановлением Синода Белорусского Экзархата от 7 июня 1991 г. было учреждено Новогрудское викариатство Минской епархии, епископом Новогрудским определено быть архим. Константину (Горянову; ныне митрополит), ректору Минской ДС, возрожденной в 1989 г. в Жировичском мон-ре.

Протодиак. Георгий Пшенко, протодиак. Павел Бубнов

1992-2018 гг.

19 февр. 1992 г. согласно постановлению Синода РПЦ была образована Новогрудская и Лидская епархия, к-рую возглавил еп. Константин, сохранивший пост ректора Минской ДС. В епархию вошли приходы на территории Дятловского, Ивьевского, Кореличского, Лидского, Новогрудского, Островецкого, Ошмянского, Слонимского и Сморгонского районов Гродненской обл. В епархии насчитывалось 89 приходов, совершали служение 55 священников и 2 диакона. В 1993 г. было положено начало возрождению древней Лавришевской обители: еп. Новогрудский и Лидский Константин и архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Православной Церкви Савва (Грыцуняк) освятили место, где ранее стоял монастырский храм.

17 июля 1996 г. еп. Константин был назначен епископом Тихвинским, ректором С.-Петербургских духовных школ, епископом Новогрудским и Лидским был избран архим. Гурий (Апалько), наместник Жировицкого ставропигиального мон-ря. Хиротония архим. Гурия состоялась 4 авг. 1996 г. в Успенском соборе Жировицкого монастыря. В 2007 г. преосвященный Гурий был возведен в сан архиепископа.

В 1998 г. на месте Лавришевской обители еп. Гурий освятил храм во имя прп. Елисея Лавришевского, позже возле храма построили братский корпус. В 2001 г. при храме появилась приходская община. В 2007 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви был образован Свято-Елисеевский Лавришевский мужской мон-рь, в 2009 г.- мужской мон-рь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в дер. Вел. Кракотка Слонимского р-на.

В 1999 г. в Слониме начали работу Новогрудские епархиальные курсы, на базе к-рых в 2000 г. открылось Слонимское ДУ. В 2003 г. на территории уч-ща был учрежден слонимский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь. В уч-ще имеются 3 очных отд-ния - катехизаторское, регентское и иконописное, на них обучаются женщины. С 1998 г. ежемесячно выходят «Новогрудские епархиальные ведомости». С 2009 г. издается детский правосл. ж. «Колыбель». На новогрудском радио выходит передача «Свет веры». Ежегодно накануне дня памяти прп. Елисея Лавришевского (5 нояб. по н. с.) в Новогрудке проводятся Свято-Елисеевские образовательные чтения.

С 25 дек. 2013 по 25 дек. 2014 г. существовало Сморгонское вик-ство Новогрудской епархии, Сморгонским епископом был Петр (Карпусюк). 25 дек. 2014 г. от Новогрудской епархии была отделена Лидская и Сморгонская епархия, территория к-рой включила Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский районы Гродненской обл. Архиерею Новогрудской епархии было определено иметь титул «Новогрудский и Слонимский». Титул викарного архиерея был изменен - «епископ Дятловский».

Протодиак. Павел Бубнов

Святыни

Наиболее известными святынями епархии являются местночтимые иконы Божией Матери: Новогрудская Замковая (не сохр.), Мирская-Почаевская (в Свято-Троицком храме в пос. Мир), Подлипская «Достойно есть» (в алтаре храма св. прор. Илии в пос. Любча Новогрудского р-на), Мижевичская-Смоленская (в храме Рождества Пресв. Богородицы в дер. Мижевичи Слонимского р-на), Колпенская (в Свято-Троицком храме в дер. Деревной Слонимского р-на), Вензовецкая (в храме св. апостолов Петра и Павла в дер. Вензовец Дятловского р-на).

Монастыри

Действующие: Лавришевский (мужской, близ дер. Гнесичи Новогрудского р-на, основан в XIII в., в 1530 разорен, возобновлен ок. 1590 на др. месте - в пределах совр. дер. Лавришево Новогрудского р-на, в нач. XVII в. отпал в унию, закрыт в 1836, существовал в 1913-1915 как подворье Минского архиерейского дома, возрожден в 2007), слонимский Благовещенский (женский, в Слониме, основан в 2003), во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (мужской, в дер. Вел. Кракотка Слонимского р-на, основан в 2009).

Упраздненные монастыри на территории современных Новогрудской и Лидской епархий: новогрудский Борисоглебский кафедральный (мужской, известен c XIV в., в 1617 отпал в унию), Дятловичский Преображенский (мужской, основан в 1622 или 1570, до 1786 был приписан к Киево-Печерской лавре, закрыт в 1855), Гольшанский Троицкий (мужской, в мест. Гольшаны, ныне агрогородок Ошмянского р-на, известен с 1556, закрыт униатами в XVII в.), Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный (мужской, в с. Голдове, ныне деревня Лидского р-на, основан в 1633, в 1650 приписан к виленскому Свято-Духову мон-рю), Борунский Покровский (мужской, в мест. Боруны, ныне деревня Ошмянского р-на, основан в 1692 как униатский, в 1833 преобразован в православный, в 1874 упразднен, в 1886 возрожден как скит виленского Свято-Духова мон-ря, в 1919 захвачен римо-католиками).

Лит.: Описание церквей и приходов Минской епархии. Мн., 1879. Вып. 9: Новогрудский у.; Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в ист., гос. и церк. жизни. Мн., 1990р; он же. (Афанасiй (Мартас)). Матэрыялы да гiсторыi Праваслаўнай Беларускай Церквы. Жыровiцы, 2004; Коласаў Л. Дзяцелавiцкi манастыр // Памяць: Лунiнецкi раён. Мн., 1995. С. 82-88; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002; она же. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Рос. империи: Пересоздание наследия. М., 2010; Вялiкае Княства Лiтоўскае: Энцыкл.: У 3 т. / Гал. рэд.: Г. П. Пашкоў. Мн., 2005-2010; Киприанович Г. Я. Ист. очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве. Мн., 2006; Новогрудской епархии - 690. Жировичи, 2007; Шафорост С., прот. Наиболее почитаемые иконы Божией Матери в Новогрудской епархии: Дипл. соц. / Минская ДС. Жировичи, 2008; Artemiusz (Kishchanka), biskup. Historia prawosławnej diecezji Grodzieńskiej w latach 1921-1939: Dis. Warsz., 2012; Зубко В., свящ. Церк. жизнь на территории совр. Гродненской епархии в 1945-1991 гг. Гродно, 2013; Горны А. С. Сiнодзiк пацярпелых за веру i Царкву Хрыстовую ў Гродзенскай епархii: ХХ ст. Гродна, 2014.
Протодиак. Георгий Пшенко

Католичество

На территории Н. и С. е. действуют более 10 католич. костелов, к-рые входят в 3 деканата Гродненского диоцеза: Новогрудский, Слонимский и Дятловский.

Главным католич. храмом края является Преображенский костел в Новогрудке, построенный в 1740 г. При храме в 1929-1943 гг. существовала община конгрегации Сестер Святой Семьи из Назарета (назаретанок). Одиннадцать монахинь этой общины, включая настоятельницу Аделю Мардосевич, были расстреляны фашистами 1 авг. 1943 г. В 1991 г. останки сестер были перезахоронены в боковой часовне Преображенского костела, в 2000 г. Римский папа Иоанн Павел II причислил их к лику блаженных. Также в костеле находится католич. Новогрудская чудотворная икона Божией Матери. До 1831 г. в Новогрудке действовал монастырь францисканцев, закрытый после польского восстания. Монастырский костел, построенный в 1780 г., в 1846 г. был преобразован в правосл. Никольский собор, в наст. время являющийся кафедральным собором Н. и С. е. В 1709-1773 гг. существовал Новогрудский иезуитский коллегиум, имевший с 1713 г. филиал (резиденцию) в Слониме.

Вторым крупным центром католичества в регионе стал Слоним. Древнейшим католич. храмом является приходский костел св. Андрея, построенный до 1493 г. из дерева и отстроенный в камне в 1775 г. В 1630 г. в Слониме был основан мон-рь бернардинцев, в 1635-1645 гг. построен костел Св. Троицы. После упразднения мон-ря в 1864 г. костел перешел к православным, освящен в 1867 г. во имя Св. Троицы. Второй сохранившийся в Слониме костел - в честь Непорочного Зачатия Девы Марии - был построен в 1664-1670 гг. при мон-ре бернардинок, основанном в 1645 г. Община бернардинок была упразднена в Слониме в 1864 г. С 1927 г. при костеле действовала община конгрегации Сестер Непорочного Зачатия с начальной школой и интернатом для сирот. Последняя настоятельница обители - Казимира Воловская была казнена в 1942 г. фашистами за укрывательство евреев (причислена к лику святых в 1999). Вместе с ней были расстреляны законоучительница детского приюта при общине мон. Богумила Ноишевская и духовник обители свящ. Адам Штарк из ордена иезуитов, беатифицированные католич. Церковью. Свои мон-ри с костелами, ныне не сохранившимися, имели в Слониме до сер. XIX в. доминиканцы, бенедиктинки, францисканки, мариавитки, а также конгрегация латеранских каноников и филиал Новогрудского коллегиума иезуитов (лат. обряда). Не позднее 2012 г. в Слониме появилась греко-католич. Троицкая община, к-рая своего храма не имеет.

Греко-католики края в 90-х гг. XX в. претендовали на костел Пресв. Девы Марии в предместье Слонима, бывш. имении Альбертин (ныне в черте города), построенный миссией иезуитов вост. обряда в 1937 г. в период активизации неоунии (первоначально освящен в честь Покрова Пресв. Богородицы). В 1942 г. миссия была разгромлена фашистами, ее руководитель - экзарх Белорусской греко-католической Церкви Антоний Неманцевич - был расстрелян, костел после 1944 г. не действовал. Мон-рь иезуитов и костел использовались с 1944 г. под школу. В наст. время альбертинский костел из-за малочисленности в Слониме греко-католиков используется в основном римско-католич. общиной, хотя изредка там совершаются и литургии визант. обряда. В 1991 г. часть здания келейного корпуса Альбертинской миссии была передана правосл. общине для устройства храма, освященного во имя прмч. Афанасия Брестского 18 сент. 1991 г. Новогрудским и Лидским еп. Константином.

Лит.: Грыгор'ева В. В., Завальнюк У. М., Навiцкi У. I. Канфесii на Беларусi (Канец XVIII - XX стст.). Мн., 1988; Краўцэвiч А. Гарады i замкi Беларускага Панямоння XIV-XVIII стст.: Планiроўка, культурны слой. Мн., 1991; Ярмусiк Э. С. Эканамiчная, рэлiгiйная i нацыянальная палiтыка акупантаў [у Гродна] // Памяць: Гродна: Гiсторыка-дакументальная хронiка. Мн., 1999. С. 366-376; он же. Католический костел в Беларуси в 1945-1990 гг.: Монография. Гродно, 2006; он же. Палiтычныя рэпрэсii супраць каталiцкага духавенства ў 1944-1953 // Беларускi гiстарычны часопiс. Мн., 2006. № 5. С. 24-28; он же. Канфесiйная гiсторыя Беларусi. Мн., 2016.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Новогрудская и Слонимская епархия Белорусского Экзархата РПЦ Епархии Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви
См.также:
БОРИСОВСКАЯ И МАРЬИНОГОРСКАЯ епархия Минской митрополии Белорусского экзархата
ГУРИЙ (Апалько Николай Петрович; род. 1956), архиеп. Новогрудский и Слонимский
ЛАВРИШЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новогрудской и Лидской епархии Белорусского Экзархата)
ЛИДСКАЯ И СМОРГОНСКАЯ ЕПАРХИЯ Белорусского Экзархата РПЦ