Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
51, С. 535-539 опубликовано: 21 февраля 2023г.


НОВГОРОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Новгородский мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. Нач. XX в.
Новгородский мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. Нач. XX в.

Новгородский мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Фотография. Нач. XX в.

Находился к северу от средневек. Неревского конца Софийской стороны Новгорода, на левом берегу р. Волхов. Местность, где появилась обитель, еще до сер. XII в. осваивалась монашествующими (Петрова и др. 2000. С. 130-131). Недалеко от Н. С. м. находились Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь и Лазарева обитель, возникшие не позднее 1-й пол. XII в.

Первоначально Н. С. м. был мужским. Основан до 1162 г., когда «у Святого Духа Съшествия поставиша игуменось Саву» (НПЛ. С. 31). Поставление 1-го известного игумена обители совершил, очевидно, еп. Новгородский свт. Аркадий. До монашеского пострига он служил приходским священником («попина святого Савы» - Там же. С. 218), вероятно, в ц. прп. Саввы Освященного на Космодемьянской ул. Неревского конца, неподалеку от Н. С. м. Не исключено, что Савва, подобно Новгородскому свт. Иоанну (Илие) (1165-1186), был одним из собеседников Новгородского свт. Нифонта (1130-1156) (см. разд. «Савин» новгородского лит. произведения, состоявшего из вопросов и ответов,- «Въпрашание Кюриково, еже вопроша епископа Ноугородьского Нифонта, и инех» - ПДРКП. № 2. Стб. 52-57).

В 1357 г., при архиеп. Новгородском свт. Моисее, в мон-ре был построен каменный собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (НПЛ. С. 364). В 1386 г. Н. С. м. в числе др. пригородных обителей новгородцы сожгли при приближении войск блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 346). К концу периода новгородской независимости Н. С. м. являлся одним из крупнейших землевладельцев на Новгородщине. В кон. XV в. обитель имела 358 обеж в 3 новгородских пятинах, а также 274 двора с 367 тяглецами (Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 204). В Водской пятине Н. С. м. принадлежали вотчины в Григорьевском Кречневском, Дмитриевском Гдицком и Дмитриевском Городенском погостах, в Деревской - 22 деревни у г. Демон (Демянск), в Шелонской - неск. деревень в Логовищском погосте. В ходе великокняжеских конфискаций кон. XV в. у Н. С. м. были изъяты почти все владения в Шелонской и Водской пятинах, в 1500 г.- деревня в Деревской пятине (Гневушев А. М. Очерки экон. и соц. жизни сельского населения Новгородской обл. после присоединения Новгорода к Москве. К., 1915. Т. 1. Ч. 1. Прил. С. 86-87, 100, 200). В отличие от др. новгородских мон-рей Н. С. м. удалось сохранить нек-рые свои владения в новгородских пятинах.

В 1526-1530 гг., при игум. Тихоне, в Н. С. м., согласно грамоте Новгородского архиеп. свт. Макария (буд. митр. Московский и всея Руси), был введен общежительный устав. Кроме игумена в штат мон-ря должны были входить 2 священника, диакон и 9 монахов (АИ. Т. 1. С. 531-534. № 292). Ок. 1557 г. в обители была построена каменная ц. Св. Троицы с трапезной и келарской (ризничной) палатами, представляющая собой 2-этажное прямоугольное в плане здание, увенчанное 5 куполами и украшенное многопрофильными порталами в интерьере, килевидными завершениями арок и аркатурных фризов, крупными розеттами; храм находился на 2-м этаже. В помещении ризничной палаты, по предположению Э. А. Гордиенко, первоначально находился придел во имя свт. Николая Чудотворца (Гордиенко. 2001. С. 193, 345-347, 430. Примеч. 351).

Под 1560 г. в Новгородской III летописи 2-й пол. XVII в. приводятся сведения о чудесах в Н. С. м., происходивших у почитаемой иконы Сошествия Св. Духа на апостолов (очевидно, храмового образа монастырского собора): «...июня во 2-й день, на праздник Сошествия Святаго Духа, в Духове манастыре в церкви каменной от иконы Духа Святаго, на утрени, бысть чудо преславно: бысть жена очима слепа, и исцеление получи единому оку, и того же дни на обедни и другим оком простил ю Дух Святый... Того же лета, июня в 2-й день, от тое же иконы Духа Святаго бысть исцеление отрочати 12 лет: бысть очима болен, и получи исцеление своей очной болезни, и отъиде в дом, благодаряще Бога, сын крестьянина Юрьева манастыря деревни Морин (дер. Морины в Поозерье.- М. П.)». Под 1564 г. приводится рассказ о др. чудесном событии: «...апреля в 17 день подняся огнь о Духа Святаго от церкви в Духове манастыри, и паде тот огнь на Вяжицком дворе, на Яковлеве улицы, и чюдо то многие люди видели и ужасошася; и после того видения бысть, в трети день поднялася на Вяжицком дворе церковь Рожество Богородицы Николая Мирликийского чюдотворца» (НовгорЛет. С. 335-336; ср.: ПСРЛ. Т. 30. С. 156). В Новгородской II летописи кон. XVI - нач. XVII в. под 1566 г. говорится, что «месяца февраля в 9 день простил Дух Святыи падную болезнь, а та болезнь от родства и Славны Юрьа Бобровника Коженина» (ПСРЛ. Т. 30. С. 156).

Церковь во имя Св. Троицы с трапезной палатой. Ок. 1553 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Церковь во имя Св. Троицы с трапезной палатой. Ок. 1553 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Церковь во имя Св. Троицы с трапезной палатой. Ок. 1553 г. Фотография. 10-е гг. XXI в.

По писцовой книге 1582 г., в Н. С. м. находились «церковь каменная Живоначальная Троица, да церковь каменная Дух Святой, да церковь каменная ж Никола Чудотворец с трапезою с каменною» (Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 1. С. 123. Примеч. 5; см. также: Секретарь. 2011. С. 319). Согласно духовной грамоте 1581 г. старца Варлаама, очевидно, в 80-х гг. XVI в. (не ранее 1582) была сооружена каменная 3-пролетная звонница (с 4 зазвонными колоколами), увенчанная 3 шатрами, с «часовой» кельей и проскурной палатой. Один из больших колоколов (67 пудов) был отлит на пожалование царя Феодора Иоанновича и конюшего (буд. царя) Бориса Феодоровича Годунова, др. колокол пожертвовал новгородский дьяк С. А. Костин. Известно также о колоколе, пожертвованном в обитель в 1588 г. старицей Параскевой. В Свято-Троицкой ц. стоял позолоченный иконостас, в местном ряду к-рого находились чтимая икона Сошествия Св. Духа и 11 деисусных икон. Очевидно, в 80-х гг. XVI в. была сооружена и каменная ограда с вост. и юж. воротами; над вост. воротами возвышался надвратный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом (?) во имя прп. Александра Свирского (не исключено, впрочем, что это был храм, находившийся над др. воротами); рядом со 2-ми воротами, во рву (они вели к колодцу), имелась каменная поварня (Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 1. С. 124; Петров. 1999; Гордиенко. 2001. С. 413). К XVIII в. эти монастырские постройки уже не упоминаются.

К 1574-1595 гг. относятся документы, тематически связанные с Н. С. м., они сохранились в составе монастырской копийной книги кон. XVII в. (НГОМЗ. № 11217; см.: Тихомиров М. Н. Рукописи Новгородского музея // НИС. 1939. Вып. 5. С. 28. № 82). Среди них следует отметить жалованную грамоту царя Феодора Иоанновича, выданную игум. Ионе и строителю Варлааму на устроение соляной варницы в Ст. Руссе с освобождением Н. С. м. от «лубничной» пошлины (20 дек. 1586), а также грамоты того же правителя о приписке к Н. С. м. Богоявленского мон-ря на р. Веряже (12 сент. 1587) и о пожаловании Н. С. м. вотчины приписного Троицкого мон-ря на Исаде (10 янв. 1589); обе грамоты подтверждены царем Борисом Годуновым 11 янв. 1599 г. (Анкудинов, Баранов. 2003. С. 348-349. № 5-7). Нек-рые документы Н. С. м. 2-й пол. XVI в. (в т. ч. жалованные грамоты царя Феодора Иоанновича) были обнаружены архим. Макарием (Миролюбовым) в б-ке Юрьева новгородского мон-ря. В 1582 г. царь Феодор Иоаннович освободил Н. С. м. «от ямских податей и приметных денег и зелейной и котельной поделки, от городового дела, от найма подмоги охотникам, от полоняничных денег и подъема архиепископов, от татарского корма и от иных государевых податей», в 1584 г. пожаловал ладожскую тоню рыбной ловли на Исаде для поминовения царя Иоанна IV Васильевича Грозного и царевича Иоанна Иоанновича, в 1587 г. отдал в безоброчное владение (кроме 2 «лубяных» денег) 2 соляные варницы в Ст. Руссе. Царь Феодор Иоаннович также выдал Н. С. м. ободную тарханную грамоту на монастырские вотчины, в к-рой, в частности, говорилось о снабжении игумена подводами при поездках в Москву на день Св. Духа «со святою водою и с просфирою» и на обратный путь «о Дмитриеве дне»; все указанные пожалования подтверждались последующими государями. Мон-рь был ружным. Как следует из царской грамоты 1627 г., в 1589 г. игумену, диакону и пономарю полагалось панихидных и кормовых денег по окладу 9 р. 18 алтын с деньгою (Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 1. С. 125-127). По жалованной грамоте 1589 г. царя Феодора Иоанновича, к обители был приписан Богоявленский мон-рь с Водской дороги с вотчинами, располагавшимися в Деревской и Обонежской пятинах. В 1586-1591 гг., при игум. Ионе и строителе Варлааме, Н. С. м. принадлежали сады, дворы, амбар и лавка, к-рая являлась собственностью одного из старцев (Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в. 2001. С. 61, 69, 102, 177, 187).

В 1598 г. игум. Феогност принимал участие в Земском соборе, избравшем на царство Бориса Феодоровича Годунова (ААЭ. Т. 2. № 7. С. 42).

Во время швед. оккупации Новгорода (1611-1617) в Н. С. м. были разорены каменные церкви, сожжены кельи и ограда. В грамоте царя Михаила Феодоровича 1624 г. говорилось, что «Духов монастырь от немецких людей разорен, и государевы жалованные грамоты немецкие люди у них поимали» (Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 1. С. 124. Примеч. 7).

По росписи новгородских церквей и обителей 1615 г., Н. С. м. значился как «бывший мужской, а ныне женской, Духов, а в нем храм Сошествие Святаго Духа, да Троица Живоначальная; в трапезе на воротех придел Пресвятыя Рождество - а все каменные» (Опись Новгорода 1617 г. / Подгот. к публ.: М. Е. Бычкова. М., 1984. Ч. 2. С. 322. (Памятники отеч. истории; Вып. 3)).

К 1617 г., однако, Н. С. м. был возобновлен как мужской. При игум. Александре восстановили и освятили собор, в к-ром был установлен резной позолоченный иконостас, возобновились богослужения. Всего храмы Н. С. м. украшали 169 икон деисусного, праздничного и пророческого рядов, 68 пядничных икон и образ «на рези золочен». В обители проживали игумен, 7 старцев и 7 слуг. К 1617 г. в мон-ре хранились «40 книг печатных и писменых, 2 книги харатейных (пергаменных.- М. П.), 2 колокола невелики с Пушечного двора». Мон-рь владел 4 садами, а также вотчиной под Ладогой, относительно состояния к-рой иноки не смогли сообщить что-либо определенное («а сколко крестьян и бобылей и что живущего под ними, того де они не ведают») (Там же. Ч. 1. С. 97-98).

К 20-м гг. XVII в. Н. С. м. по своему статусу входил в число 4 новгородских «болших монастырей» (вместе с Юрьевым, Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы и Варлаамиевым Хутынским в честь Преображения Господня мон-рями) (Там же. Ч. 2. С. 259). По писцовой книге 1623 г., Н. С. м. имел в городе свои дворы и сады (Писцовые и переписные книги. 2003. С. 7, 9-10, 12, 14, 103, 126 и др.).

В 1626 г. отмечено существование «проезжих каменных ворот» («Духовских»), которые ранее вели к Н. С. м., но «обрушились». По переписной книге 1646 г., при игум. Алимпии в обители по-прежнему находились каменные Свято-Духовский собор и Свято-Троицкая ц. с трапезной и приделом свт. Николая Чудотворца. На св. воротах был устроен каменный храм с 2 престолами - в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя прп. Александра Свирского; «а в церквах образы и книги и ризы и колокола - строенье государево и монастырское»; обитель имела 5 дворов с 14 слугами (Новгород Великий в XVII в.: Док-ты по истории градостроительства. М., 1986. Вып. 1. С. 14; Вып. 2. С. 238).

Согласно уставу Софийского собора, на праздник Сошествия Св. Духа Божественную литургию, молебен Св. Духу и водоосвящение в мон-ре совершал Новгородский архиерей. Во время литургии изготовлялись «вощаники» со св. водой и «зазадравные» просфоры, отправлявшиеся царю в Москву. Затем для владыки, соборного духовенства и представителей власти готовился стол с «Богородичным» хлебом; трапеза сопровождалась «чтением», подавались чаши о государевом здравии (Голубцов. Чиновник. С. 229-230).

Согласно выписи из отписных книг, составленной 11 янв. 1653 г. по распоряжению патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова), в Н. С. м. хранилось 19 рукописных книг, пригодных для использования в «печатном деле исправления ради», в т. ч. Жития прп. Корнилия (Комельского?) «чюдотворца», «казанских чудотворцев» святителей Гурия и Варсонофия, прп. Александра Свирского, 2 устава, 3 Пролога, «Беседы» свт. Григория, папы Римского, службы прп. Антонию Римлянину, сборники произведений свт. Иоанна Златоуста, «Торжественник» свт. Иоанна Златоуста, 5 Соборников, «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, сборник, содержащий евангельские толкования (Опись книгам, в степенных монастырях находившихся, составленная в XVII в. // ЧОИДР. 1848. № 6. Смесь. С. 42).

В 1644 (1652?) г. в Н. С. м. была введена архимандрития. В кон. XVII в. Н. С. м. владел в Водской пятине селами, деревнями и починками в Михайловском погосте на Волхове, а также пустошью и огородными местами в Григорьевском Кречневском погосте, в Деревской пятине ему принадлежала также вотчина в Демянском погосте. Кроме того, обитель продолжала владеть вотчинами приписного Богоявленского мон-ря в Коломенском погосте Деревской пятины, землями в Мытенском, Волотовском и Троицком-на-Златне погостах Обонежской пятины. В Новгороде Н. С. м. принадлежали пустые дворы и сады на Дослане ул. Софийской стороны. По повелению царя Алексея Михайловича Н. С. м. вместе с Хутынским и Тихвинским мон-рями должен был поставлять рыбу «на царский обиход», добывая ее в р. Волхов и озерах Ладожском и Ильмень (Секретарь. 2011. С. 321).

3 нояб. 1685 г., во время пожара, в Н. С. м. сгорели деревянные кельи. Согласно переписной книге 1686 г., в обители имелось только 2 престола - Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца (Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 1. С. 125); Свято-Духовский храм в это время, вероятно, перестраивался.

Вслед. реформ царя Петра I Алексеевича экономическое состояние рус. мон-рей, включая Н. С. м., ухудшилось. В 1715 (1713?) г. Н. С. м. был приписан вместе с 776 крестьянами в различных погостах к новоучрежденной Александро-Невской лавре (ОДДС. Т. 7. С. 312). В 1722 г. в Н. С. м. проживали 13 монахов во главе с архим. Ионой, к-рый в 1723 г. участвовал в церемонии встречи мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского во время перенесения святыни в С.-Петербург, в 1738 г.- 4 старца и архим. Артемий. К 1764 г. к Н. С. м. кроме Богоявленского монастыря были приписаны новгородские Благовещенский монастырь на Мячине оз. (в 1750), Перетенский и Крутецкий Никольский монастыри близ г. Боровичи (в 1763), а также Чернозерская и Менюжская обители Шелонской пятины (после 1737) с их вотчинами и угодьями.

В 1764 г., при игум. Павле, Н. С. м. был причислен к 3-му классу с игуменским управлением; приписные обители обращены в приходские церкви. 5 марта 1786 г. по указу имп. Екатерины II Алексеевны насельников Н. С. м. перевели в заштатный Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. В Н. С. м. были переселены инокини новгородских Михалицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря и Евфимиевского жен. мон-ря в Плотниках. Сверх штата в обители было велено содержать престарелых вдов, к-рым выдавалось жалованье, полагавшееся ранее одной из 2 игумений вышеназванных переведенных мон-рей. Обитель, обращенная в женскую, была причислена ко 2-му классу (ПСЗ. Т. 22. № 16338). Первой настоятельницей стала игум. Павла (Щепотова; † 1799).

Согласно описям, к кон. XVIII в. над вост. воротами находилась колокольня, 2-этажные настоятельские и сестринские кельи располагались соответственно возле Свято-Духовского и Свято-Троицкого храмов. Настоятельница (1799-1819) игум. Вриенна (Лукина (Литвинова?); 19 февр. 1743 - 26 окт. 1819) инициировала в Н. С. м. новое строительство. В 1800 г. собор был «возобновлен», на нижнем этаже в 1802 г. устроена ц. в честь Рождества Христова. Однако в 1817-1820 (1815-1817?) гг. обветшавший собор (построен в 1357) был разобран, на его месте выстроен новый 2-этажный собор в стиле классицизма с верхним престолом в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и приделом Нерукотворного образа Спасителя, нижним престолом в честь Рождества Христова и приделами свт. Митрофана Воронежского и Казанской иконы Божией Матери (освящен, вероятно, позже, ок. 40-50-х гг. XIX в.). В 1812 г. в Свято-Троицком храме был устроен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери; в 1821 г. рядом с приделом появилась ризница. В 1806-1807 гг. велось строительство ограды с 4 башнями и 2 воротами; над зап. воротами предполагалось построить колокольню. Вне мон-ря находились каменная часовня (1806) и гостиный двор (1806).

В кон. XVIII в., после прокладки Петербургской ул. при перепланировке Новгорода, внешние стены обители были «спрямлены», образовался подход с западной стороны. В 1-й пол. XIX в. местоположение Н. С. м. определялось как «близ большого городового земляного валу у Санкт-Петербургской заставы» (ИРИ. Т. 4. С. 66), к кон. XIX в.- «на выезде, у Петербургской заставы» (Зверинский. С. 137; Денисов. С. 598).

Новый этап истории Н. С. м. связан с активной деятельностью настоятельницы (1820-1841) игум. Максимиллы (Шишкиной; 5 нояб. 1768 - 5 апр. 1841), сестры О. П. Шишкиной (1791-1854), фрейлины имп. Александры Феодоровны. Игум. Максимилла, будучи «кавалерственной дамой ордена св. Екатерины», в 1817 г. была восприемницей при миропомазании вел. кнг. Александры Феодоровны. В период ее настоятельства к северу от Троицкого храма была построена теплая ц. ап. Иоанна Богослова с больницей (1828-1829), рядом с собором (близ апсиды) возведены 3-ярусная колокольня, сестринский корпус (1825-1830), у юж. стены ограды - др. келейный корпус (1836-1844; проект новгородского архит. И. Ф. Соколова). Постройка в сер. XIX в. игуменского корпуса завершила формирование ансамбля каменных зданий в стиле позднего классицизма.

В 1829 г. в Н. С. м. проживали 95 чел. (30 монахинь, 2 послушницы, 63 послушницы сверх штата). В 1834 г. по ходатайству игум. Максимиллы (Шишкиной) Н. С. м. был отнесен к 1-й классу. В 1864 г., при игум. Сосипатре, в монастыре проживали 156 насельниц, в т. ч. 37 монахинь. Обитель неоднократно посещали представители Дома Романовых - царь Александр I Павлович (в т. ч. 6 июля 1825), вел. кнг. Елена Павловна с вел. княжнами Марией и Елизаветой Михайловнами (1826), имп. Александра Феодоровна с вел. кн. Константином Николаевичем и вел. кнж. Александрой Николаевной (в 1832 и 1835), цесаревич Александр Николаевич (буд. имп. Александр II Николаевич; 3 мая 1837) и др. Все они щедро одаривали мон-рь. Так, имп. Александр I пожертвовал в общей сложности 26 тыс. р. на строительство монастырских зданий (кроме того, А. А. Аракчеев в 1825 передал еще 6 тыс. р.). Высочайшие посетители жертвовали ризы, напрестольные ткани, а также значительные суммы на постройку и ремонт зданий. Так, при царе Николае I Павловиче из казны было выделено 52 тыс. р. на возведение колокольни и келий.

К 1861 г. в монастырской б-ке хранились печатные Евангелия 1636 и 1644 гг. (последнее было передано в 1649 в Михалицкий жен. монастырь Ростовским митр. Варлаамом († 1652)), рукописный синодик 1744 г., а также 37 свитков, в т. ч. царские жалованные грамоты кон. XVI-XVII в. (Макарий (Миролюбов), архим. Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях // ЧОИДР. 1861. Кн. 2. Отд. 3. С. 30-32). Печатное Евангелие (1637), в XIX в. хранившееся в б-ке новгородского Софийского собора, было пожаловано в обитель царем Михаилом Феодоровичем 19 дек. 1639 г. (Он же. 2003. Ч. 1. С. 126; Ч. 2. С. 171). Особо почитались чудотворная икона Сошествия Св. Духа на апостолов (сер. XIV в.) в серебряной, частично позолоченной ризе (в надписи под ней указывались случаи чудотворения, имевшие место в XVI в.- Там же. Ч. 2. С. 71, 158), образ свт. Николая Чудотворца с др. святыми (традиционно он относился к 1500 г.; после раскрытия реставраторами датировка изменена на XIII в.; ныне в ГРМ: Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976. Кат. 1), сребропозлащенный крест 1627 г. с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия Солунского и «трости» прп. Антония Римлянина (крест пожертвован игум. Леонидом), сребропозлащенный крест 1664 г. (вклад архим. Киприана), деревянный посох Новгородского свт. Моисея с железным наконечником. В соборе находились частицы мощей свт. Моисея (принесены в мон-рь 12 мая 1693, при архим. Никодиме) и вмц. Евфимии Всехвальной (принесены в обитель в апр. 1788 из Евфимиева мон-ря в Плотниках). Имелись колокола 1568, 1588 и 1589 гг. и 2 колокола 1678 г. (Макарий (Миролюбов). 2003. Ч. 2. С. 282-283, 288-289). Известно также, что до 1917 г. в храме свт. Василия Великого в дер. Чернавино (ныне дер. Б. Чернавино Волховского р-на Ленинградской обл.) хранился серебряный вызолоченный напрестольный крест с частицами «трости» прп. Антония Римлянина и гроба прп. Александра Свирского. Согласно надписи на его лицевой стороне, крест был «сделан» 21 июня «лета 7172», т. е. в 1664 г., «в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своих родителех».

По указу Новгородской духовной консистории в 1888 г. Свято-Духов собор был разобран и на его месте возведен одноименный храм (1892) - большая 2-этажная 4-столпная 3-нефная 3-апсидная постройка. На 2-м этаже имелись приделы в честь Рождества Христова и в честь Казанской иконы Божией Матери, на 1-м этаже - свт. Митрофана Воронежского и вмц. Евфимии Всехвальной. Собор был перекрыт многоскатной кровлей и увенчан 8-гранным световым барабаном со сферическим куполом. С зап. стороны к храму примыкал настоятельский корпус сер. XIX в.

В 1910 г. к юж. фасаду трапезной Свято-Троицкого храма на пожертвования потомственного почетного гражданина В. Л. Морозова был пристроен трапезный корпус с приделом во имя св. князей Владимира и Михаила Тверского и мц. Наталии. В нач. XX в. помимо храмов в Н. С. м. имелись 2 часовни (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при въезде в мон-рь с запада и во имя Всех святых на монастырском кладбище), колокольня, 7 каменных и не менее 18 деревянных келейных корпусов, хозяйственные постройки. К 1908 г. обитель владела 353 дес. земли, ежегодно получала из казны 1847 р. В XIX в. в обители проживали от 50 до 110 чел., в 1912 г.- 155 насельниц, в т. ч. 49 инокинь и 62 послушницы. Общей была только трапеза, имущество находилось в личной собственности, полного общежития, видимо, не было (Секретарь. 2011. С. 322). В июле 1905 г. Н. С. м. возглавила последняя настоятельница, игум. Нина (Володина), поступившая в обитель летом 1876 г., принявшая постриг 31 янв. 1898 г. и служившая казначеей. 27 мая 1908 г. «за усердную службу» игум. Нина была награждена золотым наперсным крестом, 11 мая 1914 г.- Библией от Синода, 12 июня того же года - золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4301. Л. 212-214).

В февр. 1919 г. Новгородская городская управа разрешила военным частям занять монастырский двор и часть построек. В связи с нехваткой средств на содержание сестер и причта игум. Нина была вынуждена неоднократно обращаться в органы епархиального управления с ходатайством о сокращении монастырского штата и продаже земельных участков. Мон-рь был закрыт в марте 1920 г., несмотря на протест Совета объединенных коллективов верующих Новгорода. В мае-июне того же года ликвидационная комиссия приступила к обследованию обители. Землю и сельскохозяйственный инвентарь передали Новгородскому губ. земельному отделу, постройки вместе с насельницами определили в ведение Новгородского губ. отдела труда и социального обеспечения. Храмы передали в пользование «коллектива верующих». В 1923 г. в настоятельском корпусе разместилось Новгородское губ. архивное бюро, в 1925 г. в юго-вост. части Н. С. м.- обувная фабрика. В 1927 г. закрыли Свято-Духовскую ц., в 1929 г.- Троицкую ц., в которой кроме архивохранилища размещалась городская столовая; в 1928-1930 гг. ликвидированы оба монастырских кладбища - старое и новое. В трапезной, хозяйственных и жилых постройках были оборудованы жилые помещения и склады пригородного совхоза «Григорово», там же располагались фабричные цеха. Во 2-й пол. 30х гг. XX в. были разобраны на кирпич ограда с башнями и воротами, колокольня. 14 авг. 1941 г., во время боев за Новгород, в Свято-Троицкой ц. произошел пожар. В 1944-1945 гг. монастырские постройки были вновь оборудованы под хранилище и отделы архивной службы Новгородской обл. Келейный корпус XIX в., примыкавший к Свято-Троицкой ц., в 1946 г. был разобран на кирпич, оставшиеся разрушенные корпуса мон-ря переданы Новгородскому областному отделу пищевой промышленности для обустройства под жилье и производственные помещения. В сер. XX в. была разобрана Иоанно-Богословская ц.

В 50-60-х гг. XX в. территория Н. С. м. была застроена жилыми домами. От архитектурного ансамбля Н. С. м. сохранились собор Сошествия Св. Духа на апостолов (1892; отреставрирован в первые послевоенные годы и в 1984-1987), Свято-Троицкий храм с трапезной (ок. 1557; реставрировался в 1958-1960 и в 1983-1986), а также 3 каменных корпуса, перестроенные в советское время. В сохранившихся зданиях Н. С. м. располагается архив Новгородской обл. (ГАНО). Документы из Н. С. м. находятся в ОПИ НГМ (Ф. 45) и СПбФИИ РАН (Колл. 172).

Арх.: ОПИ НГМ. Ф. 45. Оп. 1. Д. 1 (сб. док-тов 2-й пол. XVII в.); РГАДА. Ф. 96. Д. 7 (опись 1617 г.); Ф. 125. Оп. 1. Д. 16; Ф. 280. Оп. 3. Д. 163. Л. 1-72 (описание мон-ря и его вотчин, 1764 г.); ГАНО. Ф. 516. Оп. 1. Д. 3; Ф. Р-482. Оп. 2. Д. 407. Л. 34-47 (1919 г.); Ф. Р-819. Оп. 4. Д. 393, 394 (1928 г.), 395 (1926-1929 гг.).
Ист.: ДАИ. Т. 1. С. 148-149. № 97; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 653; Новгородские писцовые книги. СПб., 1862. Т. 2. Стб. 505, 551-553; 1868. Т. 3. Стб. 11, 13, 59, 60, 62, 196, 240, 701; 1905. Т. 5. Стб. 8, 95; АЮБДР. Т. 2. С. 184. № 139; РИБ. Т. 2. Стб. 485-489. № 142; Т. 5. Стб. 222-224. № 86; Стб. 251-274. № 90; Стб. 546-550. № 206; Стб. 926-927. № 383; НовгорЛет. С. 33, 62, 63, 234, 335, 336; Голубцов. Чиновник. С. 54, 99, 122, 124, 168, 179; Лихачёв Н. П. Духовное завещание старца Варлаама 1590 г. // ИРГО. 1909. Вып. 3. С. 110-112; ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1; Т. 16, 30, 42, 43; НПЛ; Анпилогов Г. Н. Новые док-ты о России кон. XVI - нач. XVII в. М., 1967. С. 412-415; Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в.: Сб. док-тов / Сост.: К. В. Баранов. СПб., 2001; Анкудинов И. Ю., Баранов К. В. Акты новгородского Духова мон-ря 1574-1595 гг. // РД. 2003. Вып. 9. С. 339-353; Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов / Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003 (по указ.).
Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 66-69; Ратшин. Монастыри. С. 389-390; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 121-131, 173, 334, 536; Ч. 2 (по указ.); Строев. Списки иерархов. Стб. 43, 89-90; Зверинский. Т. 1. № 179. С. 137-138; Валдайский С., свящ. Новгородский 1-кл. Свято-Духов жен. мон-рь: Кр. ист. описание. Новг., 19102; Петров Д. А. Проблемы ист. топографии Новгорода. М., 1999. С. 169-186; Ядрышников В. А. Формирование ансамбля Свято-Духова монастыря в Новгороде // НовгАВ. 1999. Вып. 1. С. 27-36; он же. Духов (Свято-Духов) [мон-рь] // Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 2009. С. 304; Петрова Л. И. и др. Топография пригородных мон-рей Новгорода Великого // НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 95-157; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики // КЦДР. 2001. [Вып.:] Севернорус. мон-ри. С. 93-94; Гордиенко Э. А., Ядрышников В. А. [Церковь] Троицы с трапезной палатой в Духовом мон-ре // Там же. С. 510-511; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 345-348; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах Елизаветинского и Генерального межеваний // НовгАВ. 2005. Вып. 5. С. 227-295; Секретарь Л. А. Мон-ри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 318-329; ГАНО: Фонды дорев. периода: Путев. М., 2013.
М. В. П.