Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК
33, С. 91-96 опубликовано: 22 мая 2018г.


КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК

Прп. Нестор, летописец Печерский. Гравюра на меди Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1702. Дек. Л. 257 об. (РГБ)
Прп. Нестор, летописец Печерский. Гравюра на меди Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1702. Дек. Л. 257 об. (РГБ)

Прп. Нестор, летописец Печерский. Гравюра на меди Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1702. Дек. Л. 257 об. (РГБ)
первый оригинальный памятник патерикового жанра в древнерус. книжности, основная часть которого была создана в 1-й трети XIII в., включает повествования о насельниках Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра), о событиях из истории обители, произведения др. жанров. Первые рассказы о Киево-Печерском монастыре и его подвижниках (преподобных Дамиане, Иеремии, Матфее, Исаакии) находим в созданном прп. Нестором Житии прп. Феодосия Печерского (кон. XI - нач. XII в.) и в «Повести временных лет» (нач. XII в., далее ПВЛ) (рассказ помещен под 1074), но именно благодаря К.-П. п. известно о внутренней жизни первого рус. мон-ря, основанного в отличие от княжеских ктиторских мон-рей более раннего времени пострижеником Афона - прп. Антонием Печерским. К.-П. п. был популярным чтением в Др. Руси, сохранился во мн. рукописях; его традициям следовали в XVI в. составители Иосифо-Волоколамского патерика.

Патерики (греч. πατερικόν - отечник) пришли в древнерусскую книжность в болг. переводах в XI в., когда на Руси познакомились с «Лавсаиком» - переводом творения Палладия, еп. Еленопольского, Синайским патериком, основанным на «Луге духовном» («Лимонис», «Лимонарь») Иоанна Мосха (позже появились новые переводы и редакции этого памятника, где новеллы располагались тематически (по добродетелям) или по алфавиту (напр., Азбучно-Иерусалимский патерик)).

Историческое ядро памятника

Начало К.-П. п. было положено посланием Владимиро-Суздальского еп. свт. Симона († 22 мая 1226), постриженика Киево-Печерского монастыря, к своему духовному сыну - молодому иноку этой обители Поликарпу, позднее продолжившему агиографический труд своего наставника. Оба автора К.-П. п. были людьми начитанными в греч. патристической лит-ре, греч. и рус. агиографии, рус. летописях и др. Созданные ими тексты дают основание полагать, что они использовали ряд рус. произведений: Житие прп. Феодосия Печерского, несохранившееся Житие прп. Антония Печерского, ПВЛ, монастырский синодик, древний Ростовский летописец.

Свт. Симон, еп. Владимирский и Суздальский. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 276 об. (РГБ)
Свт. Симон, еп. Владимирский и Суздальский. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 276 об. (РГБ)

Свт. Симон, еп. Владимирский и Суздальский. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 276 об. (РГБ)

Свт. Симон приступил к своему труду ради наставления Поликарпа, отвечая на послание последнего, в котором Поликарп выражал недовольство жизнью в Киево-Печерском мон-ре. Эпистолярная часть послания свт. Симона представляет собой поучение, к-рое в новеллистической части подкрепляется рассказами о добродетельных и греховных поступках печерских монахов, сохранившимися в монастырском предании. Дидактические обращения к Поликарпу присутствуют не только во вступлении, но и в заключительной части каждой новеллы. Сочинение еп. Симона соответствует традиции патериков, которым свойственны 2 жанровые модели: поучение и патериковая новелла; повторяется и такая черта греч. патериков, как «парность» составителей («Лавсаик» обращен к знатному и добродетельному мужу Лавсу, являвшемуся заказчиком сочинения; «Луг духовный» создавался Иоанном Мосхом по впечатлениям его путешествия вместе с учеником Софонием по знаменитым монастырям и др.).

Перефразируя «Паренесис» прп. Ефрема Сирина, свт. Симон укоряет Поликарпа за «высокоумие», роптание на игумена, стремление к власти, желание покинуть мон-рь, не подобающие монаху. Святитель призывает своего духовного сына к смиренному участию в жизни монастыря и в братском богослужении, обличает его пренебрежение уставом. Общежительный Студийский устав был введен в обители прп. Феодосием Печерским, но в дальнейшем от него были отступления, о чем свидетельствуют многие сюжеты патерика. Для свт. Симона неоспорима ценность монастырского общего жития. Он утверждает, что ни чтение Псалтыри, ни пение псалмов в келье не стоят одного возгласа «Господи, помилуй» на братском богослужении. Святитель пишет о значимости общей трапезы: братская пища сотворяется от «божественного огня», и он сам, Симон, находясь вдали от обители, отдал бы все яства за «единую крупицу» обеда, приготовленного в мон-ре для братии.

Симон порицает Поликарпа за желание уйти из Печерской обители, чтобы принять игуменский или епископский сан, и пишет, что был бы счастлив вернуться в мон-рь и быть в нем погребенным. Епископ приводит неск. примеров в подтверждение своих слов об особой благодатности пребывания и погребения в Печерской обители. Первым в послании приведен рассказ о явлении прп. Онисифору Прозорливцу прп. Антония Печерского, который сказал о недопустимости погребения в монастырской пещере грешника, но затем простил его, потому что «положенныи сде всяк помилован будет, аще и грешен будет» (Древнерус. патерики. 1999. С. 23). Еп. Симон пишет о прп. Афанасии Затворнике Киево-Печерском, который после бывшего ему видения призывал братию молиться, «да скончаетеся сде и со святыми отци погребени быти в пещере» (Там же. С. 27). Рассказы о преподобных Еразме и Арефе Затворнике посвящены прославлению нестяжательности, при этом свт. Симон похвалил Поликарпа за щедрость, напомнив, что стараниями последнего сооружены две двери в монастырском храме. Следующее наставление касается необходимости со смирением переносить укоризну и не поддаваться гневу, этой же теме посвящено повествование о поссорившихся монахах прп. Тите и Евагрии. В повести о прп. Николае Святоше рассказывается о подвижнической жизни в Киево-Печерском мон-ре представителя черниговского княжеского дома Святослава Давидовича, принявшего постриг несмотря на отговоры братьев, и удостоившегося за смирение дара исцеления. Завершается послание свт. Симона рассказами о подвигах преподобномучеников Евстратия и Никона Печерских.

Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 285 (РГБ)
Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 285 (РГБ)

Прп. Поликарп, архим. Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 285 (РГБ)

Предания о чудотворениях, сопровождавших строительство Успенского собора в Киево-Печерском мон-ре, стали складываться в XI в., что отразилось в Житии прп. Феодосия и в несохранившемся Житии прп. Антония. Однако именно в К.-П. п. в «Слове о создании церкви Печерской» свт. Симона подробно рассказано о чудесах и знамениях, к-рые сопутствовали возведению, росписи и освящению каменного Успенского собора. Строительство храма было связано с представителями соседних с Русью народов: с варягом Симоном, пожертвовавшим золотые венец и пояс (пояс стал мерой при возведении храма), и греками - приглашенными в Киев зодчими и живописцами (см. Двенадцать греков, преподобных, Киево-Печерских), что придает монастырским событиям международный масштаб. В ходе работы текст свт. Симона из нравоучительного послания Поликарпу стал трудом, написанным «для всех». Это ясно из вступительной фразы «Слова о создании церкви Печерской» в старшем списке К.-П. п.: «Приидоу же на другая сказания, оуведят вси, яко Самого Господа промыслом и волею, Того Пречистыя Матере молитвою и хотением создася и свершися боголепная и великая церькы святыя Богородица Печерьская» (РНБ. Q.п.I.31. Л. 125б-в, 1406 г.).

Вторая часть К.-П. п. принадлежит перу инока Киево-Печерской обители Поликарпа, корреспондента свт. Симона, по-видимому, создавшего свое произведение после кончины своего духовного отца. Поликарп стремился следовать форме текстов свт. Симона, но излагал дидактические наставления только в предисловиях. Инок предварил сказания о черноризцах посланием к игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Акиндину. Поликарп пишет, что игумен «некогда» просил его рассказать о прежде живших печерских иноках, но Поликарп в беседе смог сообщить лишь «мало нечто», поэтому он решил записать известные ему от свт. Симона «дивных и блаженых муж житиа, и деяниа, и знамениа» (Древнерус. патерики. 1999. С. 36). Во вступлении к повести о прп. Марке Печернике Поликарп говорит, что подражает составителям древних патериков.

«Венец Пресвятой Богородицы». Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ)
«Венец Пресвятой Богородицы». Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ)

«Венец Пресвятой Богородицы». Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ)

В отличие от свт. Симона Поликарп адресует свой труд в первую очередь монахам («да и сущии по нас черноризци уведят благодать Божию, бывшую в святем сем мести» - Там же) и значительное внимание уделяет правильному выбору пути монашеского делания. Мн. написанные Поликарпом повести посвящены опасностям подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем монастырском житии. Поликарп рассказал о тяжких искушениях, к-рым подверглись самовольно ушедшие в затвор прп. Исаакий и Никита (впосл. еп. Новгородский, святитель). Печерские «святи отци отинудь не повелеша» затвориться Лаврентию (впосл. еп. Туровский, святитель), который осуществил свое желание лишь в др. мон-ре. Поликарп рассказывает о единственном случае, когда подвиг затворничества увенчался победой над страстями: прп. Иоанн «себе отлучив на Божию волю и Того заповеди непорочно сохранив, в чистоте же соблюд тело свое и душу, кроме всякоа скверны плотскиа и душевныа» (Там же. С. 46).

В ряде повестей Поликарп обличает недостойные действия одержимых наживой или жестоких князей, к-рые преследуют духовных лиц и подвергают их насилию. Бог карает князей за их действия и прощает тех, кто покаялся. Как высшие образцы добродетели представлены Поликарпом печерские монахи - бескорыстные неустанные труженики преподобные: иконописец Алипий, лекарь Агапит, Прохор, наделяющий в голодные годы людей хлебом и солью, Марк Печерник. В повестях К.-П. п. обычно изложены один или неск. эпизодов из жизни насельников обители. Глава об иконописце Алипии (отсутствует в Арсениевской редакции К.-П. п.) выделяется среди др. новелл, поскольку в ней изложен почти весь жизненный путь инока. Это связано с тем, что Алипий оказался в мон-ре мальчиком: родители отдали его учиться иконописи у расписывавших Успенский собор греч. изографов.

Редакции К.-П. п.

Киево-Печерский патерик (Арсениевская редакция). Список. Нач. XV в. (РНБ. Q.n.I.31. 1406 г.)
Киево-Печерский патерик (Арсениевская редакция). Список. Нач. XV в. (РНБ. Q.n.I.31. 1406 г.)

Киево-Печерский патерик (Арсениевская редакция). Список. Нач. XV в. (РНБ. Q.n.I.31. 1406 г.)
Памятник существует в ряде редакций. Наиболее ранним списком представлена Арсениевская редакция - РНБ. Q.п.I.31, 1406 г. Она получила название по имени выходца из Киево-Печерской обители Тверского еп. свт. Арсения, «замышлением» которого она была создана в Твери в самом нач. XV в. для насельников основанного свт. Арсением Жёлтикова в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (обитель была создана по образцу Киево-Печерского монастыря, в ней имелся храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских). Свт. Арсений дополнил древнейшую часть памятника Житием прп. Феодосия Печерского, службой ему и Похвалой. Особенностью Арсениевской редакции является отсутствие эпистолярной части в посланиях свт. Симона и Поликарпа. Служба прп. Феодосию содержится в древнейшей рукописи данной редакции; в дальнейшем сборник, составленный «замышлением» свт. Арсения, переписывался и распространялся вне Жёлтикова мон-ря как четий, без службы прп. Феодосию.

Во 2-й четв. XV в. была создана Феодосиевская редакция памятника, о составителе к-рой кроме имени, приведенного в тексте, ничего не известно. В данной редакции К.-П. п., так же как и в Арсениевской, опущены, хотя и непоследовательно, личные обращения Симона и Поликарпа (Феодосий в ряде случаев изменил обращения Поликарпа к игум. Акиндину на обращения ко «всем христолюбцам»), а также др. фрагменты. Сокращению не подверглось начало послания свт. Симона (до той части, где говорится о желании Поликарпа получить игуменство или епископство). В данной редакции добавлены разделы, напрямую не связанные с историей Киево-Печерского мон-ря: о равноап. кнг. Ольге, равноап. кн. Владимире (Василии) Святославиче, св. кн. Михаиле Всеволодовиче Черниговском. По-видимому, повествования о крещении равноапостольных Ольги и Владимира заимствованы из ПВЛ. Две названные редакции сближает древность языка, свидетельствующая о том, что от времени составления повествовательного ядра до создания данных редакций памятник едва ли испытывал существенные изменения.

Древний протограф во многом отразился в Основной редакции К.-П. п., датировка к-рой вызывает споры, поскольку ранние ее списки неизвестны (редакция представлена в рукописях начиная с рубежа XV и XVI вв.), и она не сохранилась в первоначальном виде (списки отличаются по составу и композиции). Ядро Основной редакции состоит из произведений свт. Симона и Поликарпа, а также летописного по своему происхождению «Сказания о первых черноризцах печерских»; в разных списках Основной редакции древнейшая часть дополнена Житием прп. Феодосия, Похвалой святому, летописным по происхождению «Сказанием, чего ради прозвася Печерский монастырь» и др. текстами. В Основной редакции наиболее полно сохранены эпистолярные части сочинений Симона и Поликарпа.

Три ранние редакции (Арсениевская, Феодосиевская и Основная) не восходят друг к другу. В Арсениевской редакции сохранен первоначальный порядок глав. Об этом свидетельствует первая фраза в «Слове о создании церкви Печерской» свт. Симона, к-рое в указанной редакции начинается так: «Прииду же и на другая сказания». Очевидно, что так может начинаться повествование, к-рому предшествовал некий рассказ того же автора. Составитель Основной редакции переставил «Слово…» на первое место - до сказаний о печерских подвижниках и опустил эти слова.

Титульный лист. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ)
Титульный лист. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ)

Титульный лист. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ)

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. в Киево-Печерском мон-ре были созданы 2 Кассиановские редакции К.-П. п. Время составления Кассиановской 1-й редакции приведено в тексте - 1460 г. с указанием, что она создана «повелением инока Кассиана, крилошанина печеръскаго». В подобной приписке в Кассиановской 2-й редакции, составленной в 1462 г. по поручению митрополичьего наместника Акакия, Кассиан назван уже уставщиком. В Кассиановских редакциях К.-П. п. историю обители дополняют новые тексты, в основном летописного происхождения. Таковы повествования о перенесении мощей прп. Феодосия, о пострижении кн. прп. Николая Святоши, о внесении имени прп. Феодосия в синодик, о свт. Нифонте Новгородском, о преставлении архим. прп. Поликарпа и поставлении попа Василия (обе редакции), «Вопрос благоверного князя Изяслава о латынех» (Кассиановская 2-я редакция) и др. 2-я Кассиановская редакция отличается от 1-й систематизацией материала и расположением его в хронологическом порядке. В обеих названных версиях К.-П. п., как и в Основной редакции, сохранены полные тексты посланий Симона и Поликарпа. В обеих Кассиановских редакциях можно отметить появление имени Нестора в заглавии «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь» и в повествовании о перенесении мощей прп. Феодосия.

В 1635 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) еп. Сильвестр (Косов) (постриженик Киево-Печерского мон-ря, буд. Киевский митрополит) в типографии Киево-Печерского монастыря издал К.-П. п. на польск. языке (Paterikon, albo Żywoty ss. ojców Pieczerskich). Основываясь на Кассиановской 2-й редакции, составитель перекомпоновал памятник, выстроив его по сюжетно-тематическому принципу, и дополнил жизнеописаниями авторов сказаний - прп. Нестора Летописца, свт. Симона и Поликарпа. 40-50-ми гг. XVII в. датируется редакция К.-П. п., созданная архим. Киево-Печерского мон-ря Иосифом (Тризной), она сохранилась в единственном списке. В этой редакции К.-П. п. дополнен извлечениями из Тверского сборника, Ипатьевской и Никоновской летописей. На основе указанных редакций XVII в. в 1661 г. в Киеве по инициативе архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентия (Гизеля) было подготовлено новое издание патерика, с иллюстрациями. Здесь были устранены мн. тексты, не имеющие отношения к истории обители, которыми оброс патерик в процессе своего бытования. Вместе с тем расположение глав не вернулось ни к первоначальному, ни к хронологическому. Соблюдая последовательность текстов по авторам, составитель сначала поместил произведения, связанные с Нестором, затем сказания Поликарпа и свт. Симона, в самом конце приведены эпистолярные разделы посланий последних авторов. Перешли в эту редакцию и жития Нестора, Симона и Поликарпа из редакции Сильвестра (Косова). Издание 1661 г. было перепечатано почти без изменений в 1678 г., затем в 1792 г.- с заменой иллюстраций.

К истории текста К.-П. п. ученые обратились в XIX в. А. М. Кубарев выделил 3 рукописные (по числу известных ему списков) и одну печатную (К., 1661) редакции. Митр. Макарий (Булгаков) назвал 10 редакций, особенно отметил лит. достоинства печатной редакции 1661 г., в к-рой повествования о подвижниках, по его мнению, были приведены в строгое соответствие с церковной нормой; церковному историку было известно 28 списков памятника. А. А. Шахматов и Д. И. Абрамович обосновали представление о 2 древнейших редакциях памятника: Основной и Арсениевской. Шахматов пришел к выводу, что Арсениевская редакция возникла независимо от Основной. Абрамович считал, что составитель Арсениевской редакции К.-П. п. использовал Основную редакцию, дополнив ее рядом текстов и сделав нек-рые сокращения. В 1969 г. Р. Поп выразил сомнение в раннем происхождении Основной редакции, основываясь на данных языка и на датировке списков. Л. А. Ольшевская вернулась к концепции Абрамовича, утверждая, что развитие памятника шло линейно: от Основной редакции через Арсениевскую и Феодосиевскую к Кассиановским редакциям. Исследование Е. Л. Конявской показало, что более ранние, чем в Основной редакции, чтения, порядок следования глав и состав статей обнаруживаются в Арсениевской редакции; получила подтверждение концепция Шахматова о независимом друг от друга возникновении Арсениевской и Основной редакций.

Изд.: Патерик Киево-Печерского мон-ря / Ред.: Д. И. Абрамович. СПб., 1911; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1930; БЛДР. 1997. Т. 4. С. 296-495; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999.
Лит.: Тимковский Р. Ф. Краткое исследование о патерике прп. Нестора, летописца российского // Зап. и труды ОИДР. 1815. Ч. 1. С. 53-74; Кубарев А. М. Описание харатейного списка Патерика Печерского // ЧОИДР. 1847. № 9. С. 23-30; он же. О редакциях Патерика Печерского вообще // Там же. 1858. Кн. 3. С. 95-128; Макарий (Булгаков), еп. Обзор редакций Киево-Печерского патерика, преимущественно древних // ИОРЯС. 1856. Т. 5. Вып. 3. Стб. 129-167; Викторова М. А. Составители Киево-Печерского патерика и позднейшая его судьба. Воронеж, 1871; Яковлев В. А. Древнекиевские религиозные сказания. Варшава, 1875; Шахматов А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись // ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 3. С. 795-844; он же. Житие Антония и Печерская летопись // ЖМНП. 1898. Ч. 313. № 3. Отд. 2. С. 105-149; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. С. 293-309; Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как ист.-лит. памятнике. СПб., 1902; История рус. лит-ры / Ред.: А. С. Орлов и др. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 338-346; Воронин Н. Н. Политическая легенда в Киево-Печерском патерике // ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 96-102; Еремин И. П. Киево-Печерский патерик // Худож. проза Киевской Руси ХI-ХIII вв. М., 1957. С. 317-326; Перетц В. Н. Киево-Печерский патерик в польском и укр. переводе // Славянская филология: IV Междунар. съезд славистов: Сб. ст. М., 1958. Сб. 3. С. 174-188; Дуйчев И. Эпизод из Киево-Печерского патерика // ТОДРЛ. 1969. Т. 24. С. 89-92; Поп Р. Древнейший отрывок Послания Симона Поликарпу // Там же. С 93-100; Bubner F. Das Kiever Paterikon: Eine Untersuchung zu seiner Struktur und den literarischen Quellen: Diss. Augsburg, 1969; Адрианова-Перетц В. П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI-XIII вв. // Истоки рус. беллетристики. Л., 1970. С. 101-107; Ольшевская Л. А. Киево-Печерский патерик: АКД. М., 1979; она же. Патерик Киево-Печерский // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 308-313; Кусков В. В. Жанровое своеобразие Киево-Печерского патерика // Методология литературоведческих исслед.: Ст. о рус. лит-ре. Praha, 1982. С. 38-47; Конявская Е. Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика // ВМУ: Филол. 1983. № 2. С. 3-11; она же. Нравственное значение Киево-Печерского патерика в древнерус. культуре ХV в. // ГДРЛ. 1992. Сб. 3. С. 288-312; она же. Авторское самосознание создателей Киево-Печерского патерика // Филол. науки. 2000. № 4. С. 86-93; она же. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика и Тверской Жёлтиков мон-рь // ДРВМ. 2005. № 3(21). С. 41-42; она же. Древнейшие редакции Киево-Печерского патерика // Там же. 2006. № 1(23). С. 32-45; она же. Греческая тема в Киево-Печерском патерике // Проблемы филологии: Язык и лит-ра. 2010. № 2. С. 85-92; Башлыкова М. Е. К вопросу о почитании святых подвижников, на основе текстов Киево-Печерского патерика // Макарьевские чт. 2000. Вып. 7. С. 381-389; она же. Топика житий в Киево-Печерском патерике редакции 1661 г.: АКД. М., 2008; она же. О некоторых особенностях структуры житий святых в составе Киево-Печерского патерика // ГДРЛ. 2010. Сб. 14. С. 690-707; Alberts P. Die Gedruckten Ausgaben des Vaterbuches des Kiewer Hohlenklosters im 17. Jh. // ДРВМ. 2001. № 2(4). С. 1-14; Ранчин А. М. Из наблюдений над пространственной структурой в сказаниях Киево-Печерского патерика // ГДРЛ. 2004. Сб. 11. С. 367-379; Кошелева Н. В. Киево-Печерский патерик: Библиогр. указ., 1661-2008 гг. Екатеринбург, 2009 [Библиогр.]; Поппэ А. Студиты на Руси: Истоки и начальная история Киево-Печерского мон-ря. К., 2011.
Е. Л. Конявская

Иллюстрации к сюжетам К.-П. п.

Прп. Антоний. Киево-Печерский патерик. 1661. Л. 1 об. (РГБ)
Прп. Антоний. Киево-Печерский патерик. 1661. Л. 1 об. (РГБ)

Прп. Антоний. Киево-Печерский патерик. 1661. Л. 1 об. (РГБ)
появляются в 1-м издании на церковнослав. языке, напечатанном в типографии Киево-Печерского монастыря в 1661 г. Это были гравюры на дереве - ксилографии, в большинстве созданные лаврским мон. Илией и др. мастерами, известными по именам или монограммам: Прокопий, КР, КП. Гравюры, имеющие подпись мастера Илии, нередко включали даты, к-рые позволяют определить период их создания 1652-1660 гг., в основном это 1656 г. Мастер Илия, инок сначала Львовского Онуфриевского, а затем Киево-Печерского мон-ря, к моменту создания гравюр имел уже большой опыт работы и заслуженную славу мастера (в 1645-1649 он создал 133 гравюры для лицевой Библии, ориентируясь на Библию Пискатора).

Чудо на Пасху. Киево-Печерский патерик. 1661. Л. 286 об. (РГБ)
Чудо на Пасху. Киево-Печерский патерик. 1661. Л. 286 об. (РГБ)

Чудо на Пасху. Киево-Печерский патерик. 1661. Л. 286 об. (РГБ)

На титульном листе К.-П. п., изданного в 1661 г., помещено изображение Киево-Печерского мон-ря с произрастающей из его пещер виноградной лозой с образами святых, символизирующей происхождение печерской святости. На обороте титульного листа - гравюра. Далее следуют «Успение Пресв. Богородицы, с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием». В К.-П. п. включены также изображения «Покров Божией Матери над обителью», Российского герба, более 40 иллюстраций к житиям и сказаниям, входящим в состав патерика, планы Антониевых и Феодосиевых пещер и в конце книги - композиция «Венец Пресвятой Богородицы».

Чудо на Пасху. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Дек. Л. 270 об. (РГБ)
Чудо на Пасху. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Дек. Л. 270 об. (РГБ)

Чудо на Пасху. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Дек. Л. 270 об. (РГБ)

К моменту появления издания К.-П. п. 1661 г. иконографический канон был разработан только для изображений преподобных Антония и Феодосия. Иконография др. печерских святых создавалась граверами в процессе работы, и позже сюжеты появившихся гравюр почти без изменений повторялись в изданиях патерика более 2 столетий. Часть гравюр представляет собой ростовые фронтальные изображения печерских преподобных; другие построены по принципу житийных икон: в центре помещено крупное изображение святого, обычно фронтальное, по сторонам и внизу или только в нижней части - сцены из его жития. На гравюре, предваряющей Житие прп. Антония, в клеймах даны сюжеты в след. порядке: пострижение прп. Антония на Св. Горе Афон, молитвенные подвиги святого в пещере, приход в Киев (1661. Л. 1 об.).

Преподобные Спиридон и Никодим просфорники. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Дек. Л. 217 (РГБ)
Преподобные Спиридон и Никодим просфорники. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Дек. Л. 217 (РГБ)

Преподобные Спиридон и Никодим просфорники. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Дек. Л. 217 (РГБ)

Патерик с 1-й серией гравюр переиздавался в 1678 г. и в июне 1702 г. В дек. 1702 г. типография Киево-Печерского мон-ря выпустила новое издание Патерика, украшенное мастером Леонтием Тарасевичем. Иллюстрациям Тарасевича, созданным в технике гравюры на меди, свойственно стремление к высокой художественности, тонкая проработка деталей, разработанный задний план с изображением монастырской жизни (монахи несут воду, ловят рыбу, разговаривают с паломниками). Иногда художник изменяет композиционную трактовку сюжетов, напр., сюжеты боковых клейм «Принесение прп. Ефремом Студийского устава из Константинополя» и «Поставление прп. Ефрема в епископы» перемещены на поле центрального изображения подвижника (1661. Л. 136; 1702. Л. 134). В нек-рых случаях сцены жития дополнены новыми сюжетами. Так, на гравюре с образом прп. Прохора в центре представлены сцены раздачи святым народу хлеба и соли во время голода (1702. Л. 187 об.). Наиболее часто на гравюрах Тарасевича в отличие от гравюр мастера Илии изображения развернуты в др. сторону или изменен порядок следования 2 клейм. И лишь в отдельных случаях сокращено количество клейм или изменен сюжет. У мастера Илии образ прп. Феодосия окружают клейма со сценами его подвигов в пещере во время Великого поста, разговор со вдовой, просившей его защиты от несправедливого судьи, моление перед кончиной, преставление преподобного, перенесение его мощей в Великую Печерскую церковь (1661. Л. 415). У Тарасевича сохранены сюжеты только 2 клейм - перенесение мощей преподобного и его молитвенные подвиги, которые благодаря подписи: «Подвиг его в нощи и бдение» воспринимаются как обобщенное изображение иноческих молитв. Три изображения связаны с др. эпизодами Жития прп. Феодосия: разговор с матерью, к-рая уговаривает его вернуться домой; получение золота от ангела для покупки пищи для братии; поучение братии перед кончиной (1702. Л. 40 об.). Небольшие сюжетные клейма у обоих мастеров часто расположены с нарушением порядка следования эпизодов Жития святого, что характерно для церковного искусства эпохи барокко. Композиции в гравюрах Тарасевича построены по законам прямой перспективы, гравюры мастера Илии следуют иконописной традиции.

Прп. Иоанн Многострадальный. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1895. Л. 143 (РГБ)
Прп. Иоанн Многострадальный. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1895. Л. 143 (РГБ)

Прп. Иоанн Многострадальный. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1895. Л. 143 (РГБ)

Трактовка сюжетов у Тарасевича более конкретна. Так, создавая иллюстрацию к Сказанию об освящении церкви Печерской, мастер Илия изобразил храм, стоящих по сторонам от него преподобных Антония и Феодосия, и парящего голубя - символ Св. Духа (1661. Л. 118 об.). Тарасевич же представил многолюдный крестный ход на освящение и его конкретный момент, когда все были свидетелями одного из чудес - певчим из пустого храма отвечал ангельский глас (1702. Л. 116 об.). К художественным новшествам изображения следует отнести и то, что некоторые участники шествия представлены со спины. Нередко в гравюрах Тарасевича появляются бытовые детали - предметы утвари, или животные, напр. кот или 2 кролика у ног святого. С особой реалистичностью изображены монахи - молящиеся или сидящие за столом с книгами, как напр., на гравюре с образом прп. Нестора Летописца (1702. Л. 257 об.). В большинстве иллюстраций Тарасевича земля у ног святых украшена диковинными цветами, заимствованными из западноевроп. гравюр.

В К.-П. п., изданном в дек. 1702 г., новой гравюрой стало изображение «Богоматери Азовской», прославляющей взятие Азова в 1696 г. российскими войсками во главе с Петром I.

Художественное оформление К.-П. п. дек. 1702 г. было образцом для мастеров, трудившихся над украшением последующих изданий. В 1759 г. К.-П. п. был напечатан в Москве, а через год - в Киеве. Для московского издания мастер ПД (Пастухов Дмитрий?) выполнил 26, вероятно, пробных гравюр на меди - копии из издания дек. 1702 г. Эти гравюры известны лишь в одном экземпляре К.-П. п. (РГБ). Для киевского издания была создана новая серия иллюстраций по образцу гравюр Тарасевича в технике ксилографии. Их мастера известны по подписям под гравюрами: Евагрий, С: I:, Филипп Б., Филипп Григ. и др.; полностью было дано только имя гравера Якова Кончаковского. До кон. XVIII в. эта серия гравюр была переиздана 8 раз. Большинство досок использовалось печатниками вплоть до 1872 г. И только для издания К.-П. п. 1883 г. была выполнена новая серия иллюстраций, с к-рыми патерик был переиздан в 1895 г.

На протяжении XVII-XIX вв. только в лаврской типографии К.-П. п. был переиздан ок. 30 раз. О популярности входивших в его состав гравюр свидетельствует появление отдельного выпуска с 40 гравюрами печерских преподобных, вышедшего в Киеве после июня 1702 г. Среди гравюр этого издания были не вошедшие в состав патерика изображения прп. Илии Муромца, св. мучеников Феодора, Иоанна и др. святых. В XVIII в. наиболее известной стала интерпретация патериковых сюжетов в гравюрах Тарасевича, к-рые издавались отдельно, как эстампы, и на протяжении 2 веков служили образцами для киевских художников.

Лит.: Ровинский Д. А. Подробный словарь рус. граверов XVI-XIX вв. СПб., 1895; Титов Ф. И., прот. Типография Киево-Печерской лавры: Ист. очерк (1606-1616-1721 гг.). К., 1916 [1918]; Попов П. М. Матерiали до словника укр. граверiв. К., 1926; Сводный кат. рус. книги кирилловской печати XVIII в. / Сост.: А. С. Зернова, Т. Н. Каменева. М., 1968; Запаско Я. П., Iсаєвич Я. Д. Пам'ятки книжкового мистецтва: Кат. стародрукiв, виданих на Украïнi. Львiв, 1981. Кн. 1: (1574-1700); 1984. Кн. 2: (1701-1800); Києво-Печерськi патерики з колекцiï Музею книги i друкарства Украïни: Кат. / Авт. упоряд.: В. Гончарук. К., 2003.
М. Е. Башлыкова
Ключевые слова:
Агиография. Источники Патерики Киево-Печерский патерик, первый оригинальный памятник патерикового жанра в древнерусской книжности (см. также Патерик, или Отечник Киево-Печерский)
См.также:
АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
АГАФАНГЕЛ секретарь арм. царя Трдата IV (298-330) - см. «Агафангел»
«АГАФАНГЕЛ» название, закрепившееся за сочинением Агафангела, секретаря арм. царя Трдата IV
ACTA SANCTORUM крупнейшее собрание житий, текстов и документов о жизни святых
АКТЫ МУЧЕНИКОВ документы судебных процессов против христиан в Римской империи
«ANALECTA BOLLANDIANA» ежегод. периодическое издание об-ва иезуитов-болландистов в Брюсселе (Бельгия)