[серб. Иринеj] (Чирич Иван; 1.05.1884, Сремски-Карловци - 5.04.1955, Нови-Сад), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ), церковный писатель. Начальную школу окончил в Сремски-Карловци, гимназию - в Нови-Саде. 6 окт. 1902 г. зачислен в МДА, к-рую окончил в 1906 г. со степенью магистра. Затем на философском фак-те в Вене защитил докт. диссертацию по семитологии. В нач. 1908 г. принял постриг в мон-ре Хопово и был рукоположен во диакона; в 1910 г. стал протодиаконом, в 1912 г.- архидиаконом. С апр. 1909 г. библиотекарь Патриаршей б-ки в Сремски-Карловци, с сент.- преподаватель ВЗ (читал также и литургику) в Карловацкой семинарии, впосл. экстраординарный, затем ординарный профессор. В июне-июле 1913 г. сопровождал группу из 40 семинаристов в Киев и Москву.
5 июня 1919 г. на Архиерейском Соборе СПЦ избран на кафедру Тимокской епархии. Вскоре был рукоположен во иерея, возведен в сан архимандрита и 15 июня в соборной церкви Белграда Сербским митр. Димитрием (Павловичем) хиротонисан во епископа. В кон. 1921 г. переведен на кафедру Бачской епархии. В 1927 г. по поручению СПЦ служил на православных приходах в Подкарпатской Руси (см. ст. Закарпатье). Временно управлял Вршацкой, Банатской (дважды) и Темишварской епархиями. И. выступал против попыток заключения конкордата между Сербией и Ватиканом; 5 дек. 1936 г. вместе с митр. Гавриилом V (Дожичем; впосл. Патриарх Сербский) и еп. Жичским Николаем (Велимировичем) обратился от имени СПЦ к сербскому премьер-министру М. Стоядиновичу с соответствующим призывом (Гласник Српске православне цркве за 1936. г. Београд, 1937. С. 32). Принимал активное участие в экуменическом движении, входил в состав комитета движения «Мир через религию» (с 1928), комитета 1-го международного религиозно-психологического конгресса (Вена, 1930), англикано-правосл. научной комиссии (1931) и комиссии по объединению англикан. и правосл. Церквей (см. ст. Ламбетские конференции). И. как представитель СПЦ принимал участие в движении за объединение церквей («Вера и Устройство»), во Всемирном союзе по практическому христианству, дважды избирался председателем исполнительного комитета, а в 1939 г.- главой Всемирного союза Международного содружества народов при посредстве Церкви (ныне Всемирный совет Церквей).
После оккупации Венгрией территории Бачской епархии 8 июля 1941 г. в «Циркуляре» от имени Св. Синода И., ставший членом верхней палаты парламента Венгрии, призвал священство выполнять приказы оккупационных властей и содействовать поддержанию мира и порядка. Во время войны основал епархиальную больницу. По его ходатайству 2800 детей и 189 матерей с младенцами в г. Нови-Сад были освобождены из венг. концлагеря под г. Шарвар. После окончания войны И. 17 месяцев находился под домашним арестом по обвинению в «бездействии по защите сербов». На Преображение 1946 г., во время совершения литии, возле церкви был жестоко избит коммунистами. Похоронен в крипте соборной ц. вмч. Георгия Победоносца в г. Нови-Сад.
Изучал правосл. серб., визант., рус. и румын. церковное пение, подготовил учебник. Занимался переводами с древнеевр., лат., греч., франц., рус., нем., венг. языков. Перевел с греч. языка службу мясопустной недели (О страшном Суду: Служба месопусне недеље. Сремски Карловци, 1925), вечерние молитвы (Вечерње молитве. Нови Сад, 1922), вечернюю службу в воскресение Пятидесятницы (Вечерња служба у недељу свете педесетнице. Нови Сад, 1928), воскресные службы (Осмогласник недељне службе. Нови Сад, 1988). И. был членом комиссии по переводу Свящ. Писания на серб. язык. Автор неск. переводов текстов ВЗ и комментариев к ним. Одним из первых в Сербии И. начал научное исследование ВЗ, его труды занимают важное место в серб. богословской науке. Основные экзегетические работы И.: «Псалмы из часослова», «Книга пророка Амоса», «Паримия», «Книга пророка Захарии», «Введение в книгу о Судьях».