Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АГИОС
1, С. 253-254 опубликовано: 31 марта 2008г.


АГИОС

[Агиа; греч. ἅγιος, ἁγία], святой, святая.

Арх. Михаил. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г.
Арх. Михаил. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г.

Арх. Михаил. Мозаика ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г.

1. В греч. церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости.

2. Встречается как устойчивое словосочетание с именами изображаемых святых в надписях на иконах, фресках, миниатюрах, предметах прикладного искусства. Наиболее ранний пример употребления слова «А.» известен в копт. искусстве, в частности на светильниках кон. V в., на рельефе рубежа V-VI вв. В ряде случаев употребляется по отношению к Богородице (надпись «῾Αγία Μαρία» на мозаике кон. VI в. в ц. Панагии Ангелоктисты, Кипр). Надписание А. присутствует на лабаруме (хоругви), рипидах, представляя собой начальный текст песнопения, прославляющего Творца: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» (Ис 6. 3). В этом же значении А. помещается на протодиаконском (в древности на диаконском) ораре. Среди особенностей употребления А. в церковнослав. языке можно назвать следующие: к окончанию греч. слова в муж. роде добавляется ( ); в жен. роде окончание приобретает различные варианты написания (    ); не всегда сохраняется определенный артикль (ὁ или ἡ); ï иногда заменяется на и проч. В рус. иконографической традиции до XIV в. употреблялось только греч. слово «А.», имевшее неск. вариантов написания (см. рис.). С XIV в. наряду с греч. написанием начинает появляться и рус. перевод слова «А.» (икона мучениц Параскевы, Варвары и Ульяны. Кон. XIV - нач. XV в. (ГТГ)), к-рый со временем полностью вытесняет греч. слово.

3. В рус. ното-линейных рукописях 2-й пол. XVII в. появление над текстом слова «А.» указывало на то, что данное песнопение исполнялось при погребении или поминовении усопших (см. Трисвятое).

Лит.: Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С. 32-33; Ägypten Schätze aus dem Wüstensand. Wiesbaden, 1996. Abb. 52, 136, 139b, 143.
М. С. Трубачева
Ключевые слова:
Церковная музыка. Основные понятия Агиография. Основные понятия Иконопись. Основные понятия Агиос, 1). В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2). Встречается как устойчивое словосочетание с именами изображаемых святых в надписях на иконах Агиос, в русских ното-линейных рукописях 2-й пол. XVII в. появление над текстом слова «Агиос» указывало на то, что данное песнопение исполнялось при погребении или поминовении усопших
См.также:
A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения
АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада
АДОПИСЬ, АДОПИСНАЯ слова, относящиеся главным образом к характеристике икон, на которых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола
АЛЬТ название певческого голоса и исполняемой им партии
АМБИТУС категория григорианского лада
АНАЛОЙНАЯ ИКОНА особый тип небольших икон, предназначенных для положения на аналой
АНТИФОН богослужебн. песнопения
АССИСТ клеящий состав, в русск. иконописи
БАС самый низкий муж. певч. голос
БЕССРЕБРЕНИКИ