[лат. Helia, Helias] († 11.04. 1042), св. (пам. зап. 11 апр.), аббат монастыря св. Мартина в Кёльне. Сведения о жизни И. содержатся гл. обр. в Хронике Мариана Скотта (составлена до 1082), который в 1056-1058 гг. подвизался в мон-ре св. Мартина в Кёльне. Об И. упоминается также в 2 Житиях св. Гериберта, архиеп. Кёльнского. Первое Житие составлено мон. Лантбертом из Дойца между 1039 и 1045 гг. (BHL, N 3827-3828), второе - аббатом того же монастыря Рупертом в нач. XII в. (BHL, N 3830). Сообщения о смерти И. приведены в различных версиях ирл. анналов - Ольстерских анналах (компиляция XIII в.), «Анналах Четырёх Наставников» (30-е гг. XVII в.).
И. род. в Ирландии. Согласно Ольстерским анналам и дополнениям к Мартирологу Гормана (XII в.), возможно сделанным в 1-й пол. XVII в. Михалом О Клери, ирл. именем святого было Айлиль, он происходил из церковной общины Мукнам (близ совр. Каслблейни, графство Монахан). Когда и при каких обстоятельствах И. переселился на континент, неизвестно. В 1004 г. он стал преемником Килиана, аббатом бенедиктинского мон-ря св. Мартина, продолжив череду ирл. монахов, управлявших обителью с 975 (избрание аббата Минбрина) по 1103 г. (смерть аббата Альвольда). Вероятно, благодаря архиеп. св. Гериберту (999-1021), к-рый покровительствовал ирландцам, И. возглавил также мон-рь св. Пантелеимона. В 1021 г. И. совершил отпевание архиеп. Гериберта. В источниках отмечаются религиозное рвение И., его стремление к установлению в монашеских общинах строгой дисциплины, основанной на полном послушании братии аббату. Мариан Скотт описывает публичное сожжение в мон-ре св. Пантелеимона богато украшенного миссала, изготовленного неким франк. монахом без благословения настоятеля. Желая реформировать мон-рь св. Пантелеимона, И. переселил туда нек-рых ирл. монахов. Это привело к возникновению конфликта между местной и ирл. братией. Поддерживая герм. монахов, преемник Гериберта архиеп. Пилигрим (1021-1036) потребовал, чтобы ирландцы в короткий срок покинули мон-рь, однако И. не подчинился приказу архиепископа. После скоропостижной смерти архиеп. Пилигрима, в которой ирл. монахи увидели Промысл Божий, вопрос о мон-ре св. Пантелеимона более не поднимался. Новый архиеп. Гериман (1036-1045) также покровительствовал ирл. монахам.
Мариан Скотт указывает, что И. скончался 11 апр. 1042 г., под этим числом память святого значится в Мартирологе Гормана. Гробница святого с эпитафией, написанной элегическим дистихом с леонинской рифмой (Hac tumuli fossa conduntur Praesulis ossa / Heliae miri mirificique viri - В этом могильном рве сокрыты кости предстоятеля Илии, дивного и удивительного мужа), находилась в капелле св. Бенедикта в сев. апсиде монастырской церкви до 1943 г., когда в результате бомбардировки здание храма было разрушено, а гробница утрачена.
Нек-рые позднейшие герм. авторы расходились во мнении относительно статуса И. Иоганн Тритемий в соч. «О знаменитых мужах ордена св. Бенедикта» (1492 - Trithemius J. De viris illustribus Ordinis S. Benedicti. Cap. 141 // Joannis Trithemii Opera pia et spiritualia / Red. Johannes Busaeus. Moguntia, 1605) называл его святым, однако кёльнский антикварий Эгидий Гелений именовал И. блаженным (Gelenius A. De admiranda, sacra et civili magnitudine Coloniae. Coloniae, 1645). Вероятно, в Кёльне не сложилось почитание И., память о к-ром сохранилась в Ирландии. На континенте память святого появляется лишь в поздних бенедиктинских мартирологах (XVI-XVII вв.) под 12 апр. В Римском мартирологе кард. Цезаря Барония память И. отсутствует.