Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЕСТИТУТ
59, С. 517-518 опубликовано: 14 марта 2025г. 


РЕСТИТУТ

[Лат. Restitutus] (сер.- 2-я пол. IV в.), свт. (пам. зап. 29 авг., 9 дек.), еп. Карфагена. Сведения о Р., к-рый возглавлял Североафриканскую Церковь в период активных споров вокруг арианства, немногочисленны. Об участии Р. в полемике можно судить гл. обр. на основе документов, включенных свт. Иларием, еп. Пиктавийским († 367), в антиарианское соч. «Исторические фрагменты» (CPL, N 434-459). При этом имеется значительный массив источников, позволяющих воссоздать историко-богословский контекст деятельности Р.

Был избран на Карфагенскую кафедру не ранее 345/8 г., когда его предшественник, свт. Грат, созвал Собор, на к-ром, в частности, произошел офиц. отказ от практики перекрещивания раскольников и еретиков, крещенных с произнесением тринитарной формулы (Concilia Africae A. 345 - A. 525 / Ed. C. Munier. Turnholti, 1974. P. 2-10. (CCSL; 149); см. также в ст. Карфагенские Соборы). Известно об участии Р. в Соборе зап. епископов, открывшемся в июле 359 г. по инициативе имп. Констанция II (337-361) в Аримине (ныне Римини, Италия) и призванном наряду с Селевкийским Собором на Востоке одобрить вероисповедную формулу, приемлемую для различных церковных партий, вовлеченных в арианские споры (см. ст. Аримино-Селевкийский Собор). Поскольку мнение о необходимости уточнения или пересмотра Никейского Символа веры разделялось в это время большинством епископов Востока и частью зап. епископата, император склонялся к поддержке антиникейской оппозиции. В результате епископы, собравшиеся в Селевкии, одобрили в качестве компромиссной 4-ю сирмийскую формулу, или «датированную веру», включенную в соборное послание Констанцию от 22 мая 359 г. В указанной формуле Сын Божий именовался подобным Отцу во всем (ὅμοιος κατὰ πάντα), а термин «сущность» (οὐσία) отвергался как не имеющий основания в Свящ. Писании и приводящий к разделению Церкви (см., напр.: Theodoret. Hist. eccl. II 18). Т. о., критиковалась и позиция строгих никейцев, исповедовавших единосущие, и т. зр. омиусиан, выраженная в 3-й сирмийской формуле с ее учением о подобосущии (см. в ст. Сирмийские формулы).

21 июля 359 г. большинство участников Ариминского Собора, включая Р., отказались одобрить 4-ю сирмийскую формулу, предложенную имп. посланниками Валентом, еп. Мурсы (ныне Осиек, Хорватия), и Урсакием, еп. Сингидуна (ныне Белград, Сербия) (см. Валент и Урсакий), заявили о своей верности учению Вселенского I Собора и отлучили от церковного общения указанных епископов, а также Герминия, еп. Сирмии (ныне Сремска-Митровица, Сербия), и еп. Гаия (Hilar. Pict. Fragm. hist. A V 3 // CSEL. 65. P. 86). Тем не менее оппозиция, поддержавшая составленное в Селевкии определение, была весьма влиятельна. В результате 2 посольства - во главе с Р. и под рук. епископов Валента и Урсакия - должны были доставить Констанцию II послания, составленные соответственно в никейском (Ep. synodi Ariminensis ad Constantium imperatorem // Athanas. Alex. De Synod. 10; Socr. Schol. Hist. eccl. II 37; Sozom. Hist. eccl. IV 18; Theodoret. Hist. eccl. II 19 [греч. текст]; Hilar. Pict. Fragm. hist. A V 1 // CSEL. 65. P. 78-85 [лат. пер.]) и омийском (Ibid. A VI // CSEL. 65. P. 87-88) духе. Император не принял правосл. делегацию, приказав ей отбыть в Адрианополь и находиться там до принятия им решения. Др. участникам Собора было запрещено покидать Аримин.

Вскоре Валент и Урсакий встретились с Р. и сопровождавшими его лицами во фракийском г. Ника и настояли на подписании ими новой догматической формулы, в целом соответствовавшей 4-й сирмийской, однако подразумевавшей исповедание простого подобия Сына Отцу (слова «во всем» были сознательно пропущены). Затем Р. способствовал принятию участниками Ариминского Собора этой формулы, получившей название «никской веры» (подробнее о соборных заседаниях в Аримине и Селевкии: Hieron. Adv. Lucifer. 17-19 // CCSL. 79B. P. 43-50; Sulp. Sev. Chron. II 40-45 // CSEL. 1. P. 93-99). В источниках отсутствуют сведения о том, в какой степени Карфагенская Церковь усвоила т. н. никскую веру. В любом случае через 3 года североафрикан. епископы под влиянием свт. Афанасия I Великого, архиеп. Александрийского, составившего послание об Ариминском и Селевкийском Соборах (Athanas. Alex. De Synod.), отказались от поддержки омийства. Точная дата смерти Р. неизвестна, terminus ante quem для нее - 391/2 г., когда на кафедре находился свт. Генефлий.

Согласно указателю, составленному Поссидием, еп. Каламским (Possid. Indiculus librorum, tractatus et epistolarum S. Augustini. VIII // PL. 46. Col. 16), блж. Августин, еп. Гиппонский, произнес перед своей паствой проповедь, посвященную, по всей видимости, перенесению мощей Р. (De depositione Restituti, episcopi Carthaginis; не сохр.). В Карфагенском календаре, архетип которого датируется 1-й третью VI в., под 29 авг. упомянут (однако без указания кафедры) епископ Реститут (PL. 13. Col. 1222). Вероятно, возникновение почитания Р. было связано с забвением, возможно сознательным, той роли, которую он сыграл в принятии Североафриканской Церковью «никской веры». Нельзя исключать также последующего отвержения Р. указанной формулы, возвращения в Православие и даже мученической кончины от сторонников донатизма (Restitutus. 1982. P. 969). В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония в качестве даты памяти Р. указано 9 дек. (MartRom. Comment. P. 575).

Лит.: Hefele K. J., von. Conciliengeschichte: Nach den Quellen bearbeitet. Freiburg i. Br., 18732. Bd. 1. S. 697-722 (расширенный франц. пер.: Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1. Pt. 2. P. 929-955); Болотов. Лекции. Т. 4. С. 69-80; Zeiller J. L'arianisme en Afrique avant l'invasion vandale // RH. 1934. Vol. 173. N 3. P. 535-540; Restitutus (1) // Prosopographie chrétienne du Bas-Empire. P., 1982. [Vol.] 1: Prosopographie de l'Afrique chrétienne (303-533) / Éd. A.-M. La Bonnardière et al. P. 968-969; Захаров Г. Е. Послание Парижского Собора 360(1) г. вост. епископам: Пер. и коммент. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2013. Вып. 4(53). С. 130-135.
Е. А. Заболотный
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Реститут (сер.- 2-я пол. IV в.), епископ Карфагена, святитель (пам. зап. 29 авг., 9 дек.)
См.также:
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)
АВИТ Алцим Экдиций (ок. 450 – ок. 518 или 525), еп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 5 февр.)