[Аврелий Пруденций Клемент; лат. Aurelius Prudentius Clemens] (348, Сев. Испания - после 405, возможно ок. 410, Италия (?)), лат. христ. поэт.
Сведения о жизни П. содержатся в основном в написанном им предисловии к сборнику стихотворений (Praefatio) (Prudentius. 1949. Vol. 1. P. 2-4). Благодаря ему точно известен год рождения П. (он пишет, что, когда он родился, консулом был Флавий Салия, известный и по др. источникам). Точное место рождения поэта в Сев. Испании неизвестно: в одном из стихотворений (Prudent. Perist. 4. 31) он упоминает «наш Калагуррис» (ныне Калаорра); среди возможных мест его рождения также называют Цезаравгусту (ныне Сарагоса) и Тарракону (ныне Таррагона). Получив риторическое образование, П. занялся адвокатской практикой, а позднее поочередно управлял 2 городами, но точные названия городов, а также занимаемых им должностей неизвестны. Затем по воле принцепса (вероятно, имп. Феодосия I Великого, уроженца Испании) П. был вызван в одну из столиц империи и вошел в круг советников императора.
Неизвестно, занимался ли П. поэтическим творчеством в годы службы. В предисловии он писал, что, уходя в отставку, хочет посвятить себя поэзии и так послужить Богу. Свою прежнюю жизнь он оценивал как суетную и греховную, а отсутствие заслуг хотел компенсировать сочинением христ. стихов. Но возможно, основная часть сочинений, вошедших в его сборник, была создана еще до написания предисловия и оставалась неизданной.
Последние годы жизни П., по-видимому, провел на родине, в Испании. До 404-405 гг. он совершил паломничество в Рим, его впечатления от посещения св. мест отражены в поэмах цикла «О венцах…» (Ibid. 9, 11 и 12). Видимо, ранее он не бывал в Риме, в то время уже утратившем статус столицы. В предисловии к сборнику стихотворений П. сообщал, что ему исполнилось 56 лет, следов., предисловие создано в 404-405 гг. Очевидно, после этого он прожил еще неск. лет, но сведений о его жизни в эти годы нет. Никто из современников П. не упоминал его, но уже в ближайшее столетие он стал знаменитым; первые упоминания о нем встречаются у Сидония Аполлинария (Sidon. Apol. Ep. II 9) и Геннадия Марсельского (Gennad. Massil. De script. eccl. 13).
Собрание стихотворений П. не имеет общего названия, но, возможно, представляет собой единое целое, т. к. внутренняя логика видна в структуре сборника. В его составе чередуются стихотворения и поэмы разных жанров, некоторые имеют греческие названия. Сборник включает 2 цикла лирических стихотворений, при этом один открывает, а другой замыкает собрание, неск. небольших эпических поэм примерно одинакового объема и эпиграммы. В наиболее надежных рукописях порядок сочинений П. следующий: предисловие, «Гимны на каждый день» (Cathemerinon), «О Троице» (De Trinitate), «Апофеоз» (Apotheosis), «Происхождение греха» (Hamartigenia), «Битва души» (Psychomachia), 2 книги «Против Симмаха» (Contra Symmachum), «О венцах мучеников» (Peristephanon), эпилог. Особняком стоит «Двойное подкрепление» (Dittochaeon). В предисловии намечен общий план сборника: П. сообщает, что отныне будет проводить дни в молитвах (указание на «Гимны на каждый день»), защищать веру и бороться с ересью («Апофеоз» и «Происхождение греха»), опровергать языческие заблуждения («Против Симмаха»), воспевать апостолов и мучеников («О венцах…»). Не упоминается только «Двойное подкрепление». В эпилоге поэт вновь выражает надежду на то, что стихи вменятся ему в заслугу перед Богом.
Цикл «Гимны на каждый день» включает 12 стихотворений. П. сочинял гимны не для литургического употребления: они были адресованы образованным христианам для чтения и предназначались для индивидуальной молитвы. Это было первое в истории собрание христ. лирики. Нек-рые гимны повторяют мотивы гимнов свт. Амвросия, еп. Медиоланского, а Cathem. 1 является вольной переработкой гимна «Aeterne rerum Conditor» свт. Амвросия. В поэзии П. ощущается влияние сочинений свт. Амвросия, но были ли они знакомы лично, неизвестно. Гимны П. больше по объему, чем гимны свт. Амвросия, а поэтическое мастерство П. выше. Цикл составляют ежедневные молитвы и молитвы на особые случаи: утренние молитвы (Prudent. Cathem. 1-2), молитвы перед вкушением пищи и после (Ibid. 3-4), на внесение светильника (Ibid. 5), перед сном (Ibid. 6.), перед началом и после окончания поста (Ibid. 7-8), на всякий час (Ibid. 9), об усопшем (Ibid. 10), на январские календы (Ibid. 11), на Богоявление (Ibid. 12). Стихотворные размеры, использованные П., разнообразны: амвросиевский ямбический диметр, обрамляющий весь цикл (Ibid. 1-2, 11-12), гликоней, асклепиадов стих, сапфическая строфа. За метрическое разнообразие П. называли «христианским Горацием» (в один ряд с Горацием его ставил уже еп. Сидоний Аполлинарий).
Далее в рукописях следуют 5 небольших эпических поэм дидактического содержания. Им предпослан гимн «О Троице», своего рода краткий Символ веры, состоящий из 12 гекзаметрических строк. Его часто помещали в поэму «Апофеоз» как 2-е предисловие к ней, однако в действительности гимн - это предисловие ко всем последующим поэмам, каждая из которых в свою очередь имеет собственное предисловие. «Апофеоз» (1084 стиха) рассказывает о Христе как о Боге и Человеке и о распространении Его учения, а также обличает ереси и заблуждения патрипассиан, савеллиан, иудеев, эвионитов и манихеев. Поэма «Происхождение греха» (966 стихов) посвящена борьбе с дуалистическими учениями, к-рые П. связывает с именем еретика Маркиона.
Поэма «Битва души», или «Психомахия» (915 стихов), в эпической форме описывает сражение 7 персонифицированных добродетелей и 7 грехов. Побеждают добродетели, после чего звучат гимн христ. миру и призыв построить храм Богу. Завершает поэму описание храма, построенного добродетелями, образцом для к-рого, возможно, является описание Небесного Иерусалима в Апок. 21. В центре этого храма - Премудрость, т. е. Христос. «Битва души» - 1-й в европ. лит-ре образец аллегорической поэмы.
В 2 книгах «Против Симмаха» (657 и 1132 стиха) П. выступает в качестве критика языческой идеологии, во многом повторяя традиционные для апологетики аргументы о безнравственности языческих богов и нелепости их культов. Обыгрывая миф об Энее и историю почитания в Риме языческих богов, П. делает акцент на том, что все эти боги для Рима чужеродны. Принципиальное отличие П. от ранних апологетов состоит в том, что он писал в эпоху, когда гонимым было уже не христианство, а язычество (при имп. Феодосии I Великом и его сыне имп. Гонории были изданы законы, направленные против язычников, языческие храмы закрывали, а участие в языческих обрядах стало уголовным преступлением). Обращение к Квинту Аврелию Симмаху, к-рый был префектом Рима в 384-385 гг. и консулом в 391 г., отсылает к известному эпизоду с требованием Симмаха вернуть в зал заседаний рим. сената алтарь богини Победы. П. писал поэмы ок. 20 лет спустя, возможно, уже после смерти Симмаха (402). В 1-й книге Симмах упоминается лишь эпизодически (П. указывает на милость императора-христианина, даровавшего сенатору-язычнику почетные должности). Во 2-й книге П. переносит спор Симмаха со свт. Амвросием в свое время и воспроизводит нек-рые аргументы Симмаха, как бы обращая их к новым правителям, Аркадию и Гонорию: боги веками хранили Рим и даровали римлянам много побед, а потому заслуживают почитания. В качестве ответа П. парафразирует аргументы свт. Амвросия: не языческие боги, но воля истинного Бога и доблесть римлян были причинами побед. Симмах выбран в качестве адресата как видный представитель сенатской аристократии, к-рая крепче всех держалась за веру отцов, однако во времена П. уже значительная часть знати добровольно или вынужденно приняла христианство. П., т. о., оказывается апологетом торжествующего имперского христианства, однако о репрессивных мерах в отношении язычников он ничего не говорит.
Название цикла «Peristephanon» по-гречески можно понять двояко: либо как «Περ στεφάνων» (О венцах…), либо как «Περ Στέφανον» (Вокруг Стефана). Во 2-м случае речь идет о том, что мученики следуют примеру первомч. Стефана. Цикл содержит 12 (по аналогии с циклом «Гимнов на каждый день») или 14 стихотворений, в зависимости от того, включаются ли в него поэма о мч. Романе (Prudent. Perist. 10) и эпиграмма о калагуррском баптистерии (Ibid. 8). В цикле выделяют 2 основные темы: испанских и римских святых. Испан. мученики - Еметерий и Хелидоний Калагуррские (Ibid. 1), мц. Евлалия Эмеритская (Ibid. 3), мученики Цезаравгустанские (Ibid. 4), сщмч. Викентий Августопольский (Ibid. 5), сщмч. Фруктуоз, еп. Тарраконский (Ibid. 6). К испан. теме примыкает эпиграмма о калагуррском баптистерии, построенном на месте страдания мучеников Еметерия и Хелидония (Ibid. 8). Рим. мученики - сщмч. Лаврентий (Ibid. 2), мч. Ипполит Римский (Ibid. 11), апостолы Петр и Павел (Ibid. 12), мц. Агния (Агнесса) (Ibid. 14). Свое паломничество в Рим поэт описывает в манере горациевского «путешествия в Брундизий», вставляя в него также рассказ о посещении г. Форум Корнелия (ныне Имола, Италия) с гробницей мч. Кассиана (Ibid. 9). Вне этих 2 групп мучеников - сщмч. Квирин, еп. г. Сисция (Ibid. 7), сщмч. Роман Антиохийский (Ibid. 10), сщмч. Киприан, еп. Карфагенский (Ibid. 13). Относительно сщмч. Киприана П. фиксирует существование легенды о покаявшемся колдуне, впосл. породившей образ сщмч. Киприана, еп. Антиохийского.
Хотя П. свободно перерабатывает существующие Жития святых и порой отходит от исторической версии, цикл «О венцах…» является ценным источником сведений о раннехрист. святых, об их почитании на рубеже IV и V вв., а также о христ. постройках того времени: П. описывает гробницу мц. Евлалии в Эмерите Августе (ныне Мерида, Испания) (Prudent. Perist. 3. 186-200), крипту мч. Ипполита и базилику сщмч. Лаврентия в Риме (Ibid. 11. 154-180 и 215-228), базилику ап. Петра на месте, где ныне находится Ватикан, и базилику ап. Павла на месте его казни (Ibid. 12. 31-53), катакомбы мц. Агнии (Ibid. 14. 1-3).
Во 2-й поэме цикла дается формулировка «римской идеи», насколько она осознавалась в эпоху П.: Рим дал миру единый закон, чтобы подготовить принятие закона Христова во всей ойкумене (Ibid. 2. 417-433). Цикл имеет высокую художественную ценность. Как и в «Гимнах на каждый день», П. использует разнообразные стихотворные размеры: «квадратный стих», ямбический диметр, сапфическую строфу, алкманов стих, алкеев одиннадцатисложник.
Стихотворение в честь сщмч. Романа Антиохийского иногда называют «христианской драмой». Оно содержит 1140 стихов (обычный объем для античной трагедии) и написано обычным размером трагедий - ямбическим триметром. В нем присутствуют диалоги и монологи героев, но нет хоровых партий. Если П. и стремился создать драму, то не для постановки в театре, а для декламации и чтения. Значительное место в этом произведении занимает полемика с язычниками, что сближает его с книгами «Против Симмаха». В стихотворении содержатся ценные сведения о языческих культах, в частности об обряде «taurobolium», характерном для культов Великой Матери и Митры (Ibid. 10. 1011-1050): желающего очиститься помещают в яму под дощатым помостом, на к-ром в жертву приносят быка; кровь быка стекает на посвящаемого, после чего он считается очищенным. В противовес языческим заблуждениям сщмч. Роман излагает основы христ. учения и объясняет, почему христиане идут на мученичество. Разъяренный судья приказывает вырвать сщмч. Роману язык, но тот чудесным образом продолжает говорить и без языка. Рассказ о сщмч. Романе содержит вставной эпизод с мучеником-отроком Варулом (Ibid. 10. 656-860). П. не называет его по имени, но идентификация его с Варулом сомнений не вызывает (память отрока Варула празднуется в один день с памятью сщмч. Романа).
«Двойное подкрепление» (т. е. краткие поучительные истории из ВЗ и НЗ, к-рые могут питать и укреплять душу) - это подборка из 48 (49) строф по 4 гекзаметрических стиха. Каждая строфа представляет собой краткий экфрасис определенного момента Свящ. истории. Подобные надписи могли помещать в церквах рядом с изображениями.
В структуре сборника можно отметить некое восходящее движение, путь души к совершенству: от повседневных молитв христианина через познание христ. учения, битву с грехом в душе, борьбу с ересями и язычеством - к подвигу мученичества и восхождению на небо (именно восхождением на небо мц. Агнии завершается последнее стихотворение цикла «О венцах…»). Центральным произведением в сборнике мн. исследователи считают «Битву души». Хотя поэзия П. тесно связана с христ. имперской идеологией и рим. самосознанием, это - книжная поэзия, к-рая имеет дело скорее с воображаемым миром, нежели с жизненной реальностью.