Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРУДЕНЦИЙ
58, С. 522-525 опубликовано: 12 декабря 2024г. 


ПРУДЕНЦИЙ

[Аврелий Пруденций Клемент; лат. Aurelius Prudentius Clemens] (348, Сев. Испания - после 405, возможно ок. 410, Италия (?)), лат. христ. поэт.

Жизнь

Сведения о жизни П. содержатся в основном в написанном им предисловии к сборнику стихотворений (Praefatio) (Prudentius. 1949. Vol. 1. P. 2-4). Благодаря ему точно известен год рождения П. (он пишет, что, когда он родился, консулом был Флавий Салия, известный и по др. источникам). Точное место рождения поэта в Сев. Испании неизвестно: в одном из стихотворений (Prudent. Perist. 4. 31) он упоминает «наш Калагуррис» (ныне Калаорра); среди возможных мест его рождения также называют Цезаравгусту (ныне Сарагоса) и Тарракону (ныне Таррагона). Получив риторическое образование, П. занялся адвокатской практикой, а позднее поочередно управлял 2 городами, но точные названия городов, а также занимаемых им должностей неизвестны. Затем по воле принцепса (вероятно, имп. Феодосия I Великого, уроженца Испании) П. был вызван в одну из столиц империи и вошел в круг советников императора.

Неизвестно, занимался ли П. поэтическим творчеством в годы службы. В предисловии он писал, что, уходя в отставку, хочет посвятить себя поэзии и так послужить Богу. Свою прежнюю жизнь он оценивал как суетную и греховную, а отсутствие заслуг хотел компенсировать сочинением христ. стихов. Но возможно, основная часть сочинений, вошедших в его сборник, была создана еще до написания предисловия и оставалась неизданной.

Последние годы жизни П., по-видимому, провел на родине, в Испании. До 404-405 гг. он совершил паломничество в Рим, его впечатления от посещения св. мест отражены в поэмах цикла «О венцах…» (Ibid. 9, 11 и 12). Видимо, ранее он не бывал в Риме, в то время уже утратившем статус столицы. В предисловии к сборнику стихотворений П. сообщал, что ему исполнилось 56 лет, следов., предисловие создано в 404-405 гг. Очевидно, после этого он прожил еще неск. лет, но сведений о его жизни в эти годы нет. Никто из современников П. не упоминал его, но уже в ближайшее столетие он стал знаменитым; первые упоминания о нем встречаются у Сидония Аполлинария (Sidon. Apol. Ep. II 9) и Геннадия Марсельского (Gennad. Massil. De script. eccl. 13).

Творчество

Собрание стихотворений П. не имеет общего названия, но, возможно, представляет собой единое целое, т. к. внутренняя логика видна в структуре сборника. В его составе чередуются стихотворения и поэмы разных жанров, некоторые имеют греческие названия. Сборник включает 2 цикла лирических стихотворений, при этом один открывает, а другой замыкает собрание, неск. небольших эпических поэм примерно одинакового объема и эпиграммы. В наиболее надежных рукописях порядок сочинений П. следующий: предисловие, «Гимны на каждый день» (Cathemerinon), «О Троице» (De Trinitate), «Апофеоз» (Apotheosis), «Происхождение греха» (Hamartigenia), «Битва души» (Psychomachia), 2 книги «Против Симмаха» (Contra Symmachum), «О венцах мучеников» (Peristephanon), эпилог. Особняком стоит «Двойное подкрепление» (Dittochaeon). В предисловии намечен общий план сборника: П. сообщает, что отныне будет проводить дни в молитвах (указание на «Гимны на каждый день»), защищать веру и бороться с ересью («Апофеоз» и «Происхождение греха»), опровергать языческие заблуждения («Против Симмаха»), воспевать апостолов и мучеников («О венцах…»). Не упоминается только «Двойное подкрепление». В эпилоге поэт вновь выражает надежду на то, что стихи вменятся ему в заслугу перед Богом.

Цикл «Гимны на каждый день» включает 12 стихотворений. П. сочинял гимны не для литургического употребления: они были адресованы образованным христианам для чтения и предназначались для индивидуальной молитвы. Это было первое в истории собрание христ. лирики. Нек-рые гимны повторяют мотивы гимнов свт. Амвросия, еп. Медиоланского, а Cathem. 1 является вольной переработкой гимна «Aeterne rerum Conditor» свт. Амвросия. В поэзии П. ощущается влияние сочинений свт. Амвросия, но были ли они знакомы лично, неизвестно. Гимны П. больше по объему, чем гимны свт. Амвросия, а поэтическое мастерство П. выше. Цикл составляют ежедневные молитвы и молитвы на особые случаи: утренние молитвы (Prudent. Cathem. 1-2), молитвы перед вкушением пищи и после (Ibid. 3-4), на внесение светильника (Ibid. 5), перед сном (Ibid. 6.), перед началом и после окончания поста (Ibid. 7-8), на всякий час (Ibid. 9), об усопшем (Ibid. 10), на январские календы (Ibid. 11), на Богоявление (Ibid. 12). Стихотворные размеры, использованные П., разнообразны: амвросиевский ямбический диметр, обрамляющий весь цикл (Ibid. 1-2, 11-12), гликоней, асклепиадов стих, сапфическая строфа. За метрическое разнообразие П. называли «христианским Горацием» (в один ряд с Горацием его ставил уже еп. Сидоний Аполлинарий).

Начало поэмы Пруденция «Психомахия». Лист из сборника. 1001–1100 гг. (Paris. lat. 989. Fol. 126r)
Начало поэмы Пруденция «Психомахия». Лист из сборника. 1001–1100 гг. (Paris. lat. 989. Fol. 126r)

Начало поэмы Пруденция «Психомахия». Лист из сборника. 1001–1100 гг. (Paris. lat. 989. Fol. 126r)

Далее в рукописях следуют 5 небольших эпических поэм дидактического содержания. Им предпослан гимн «О Троице», своего рода краткий Символ веры, состоящий из 12 гекзаметрических строк. Его часто помещали в поэму «Апофеоз» как 2-е предисловие к ней, однако в действительности гимн - это предисловие ко всем последующим поэмам, каждая из которых в свою очередь имеет собственное предисловие. «Апофеоз» (1084 стиха) рассказывает о Христе как о Боге и Человеке и о распространении Его учения, а также обличает ереси и заблуждения патрипассиан, савеллиан, иудеев, эвионитов и манихеев. Поэма «Происхождение греха» (966 стихов) посвящена борьбе с дуалистическими учениями, к-рые П. связывает с именем еретика Маркиона.

Поэма «Битва души», или «Психомахия» (915 стихов), в эпической форме описывает сражение 7 персонифицированных добродетелей и 7 грехов. Побеждают добродетели, после чего звучат гимн христ. миру и призыв построить храм Богу. Завершает поэму описание храма, построенного добродетелями, образцом для к-рого, возможно, является описание Небесного Иерусалима в Апок. 21. В центре этого храма - Премудрость, т. е. Христос. «Битва души» - 1-й в европ. лит-ре образец аллегорической поэмы.

В 2 книгах «Против Симмаха» (657 и 1132 стиха) П. выступает в качестве критика языческой идеологии, во многом повторяя традиционные для апологетики аргументы о безнравственности языческих богов и нелепости их культов. Обыгрывая миф об Энее и историю почитания в Риме языческих богов, П. делает акцент на том, что все эти боги для Рима чужеродны. Принципиальное отличие П. от ранних апологетов состоит в том, что он писал в эпоху, когда гонимым было уже не христианство, а язычество (при имп. Феодосии I Великом и его сыне имп. Гонории были изданы законы, направленные против язычников, языческие храмы закрывали, а участие в языческих обрядах стало уголовным преступлением). Обращение к Квинту Аврелию Симмаху, к-рый был префектом Рима в 384-385 гг. и консулом в 391 г., отсылает к известному эпизоду с требованием Симмаха вернуть в зал заседаний рим. сената алтарь богини Победы. П. писал поэмы ок. 20 лет спустя, возможно, уже после смерти Симмаха (402). В 1-й книге Симмах упоминается лишь эпизодически (П. указывает на милость императора-христианина, даровавшего сенатору-язычнику почетные должности). Во 2-й книге П. переносит спор Симмаха со свт. Амвросием в свое время и воспроизводит нек-рые аргументы Симмаха, как бы обращая их к новым правителям, Аркадию и Гонорию: боги веками хранили Рим и даровали римлянам много побед, а потому заслуживают почитания. В качестве ответа П. парафразирует аргументы свт. Амвросия: не языческие боги, но воля истинного Бога и доблесть римлян были причинами побед. Симмах выбран в качестве адресата как видный представитель сенатской аристократии, к-рая крепче всех держалась за веру отцов, однако во времена П. уже значительная часть знати добровольно или вынужденно приняла христианство. П., т. о., оказывается апологетом торжествующего имперского христианства, однако о репрессивных мерах в отношении язычников он ничего не говорит.

Название цикла «Peristephanon» по-гречески можно понять двояко: либо как «Περ στεφάνων» (О венцах…), либо как «Περ Στέφανον» (Вокруг Стефана). Во 2-м случае речь идет о том, что мученики следуют примеру первомч. Стефана. Цикл содержит 12 (по аналогии с циклом «Гимнов на каждый день») или 14 стихотворений, в зависимости от того, включаются ли в него поэма о мч. Романе (Prudent. Perist. 10) и эпиграмма о калагуррском баптистерии (Ibid. 8). В цикле выделяют 2 основные темы: испанских и римских святых. Испан. мученики - Еметерий и Хелидоний Калагуррские (Ibid. 1), мц. Евлалия Эмеритская (Ibid. 3), мученики Цезаравгустанские (Ibid. 4), сщмч. Викентий Августопольский (Ibid. 5), сщмч. Фруктуоз, еп. Тарраконский (Ibid. 6). К испан. теме примыкает эпиграмма о калагуррском баптистерии, построенном на месте страдания мучеников Еметерия и Хелидония (Ibid. 8). Рим. мученики - сщмч. Лаврентий (Ibid. 2), мч. Ипполит Римский (Ibid. 11), апостолы Петр и Павел (Ibid. 12), мц. Агния (Агнесса) (Ibid. 14). Свое паломничество в Рим поэт описывает в манере горациевского «путешествия в Брундизий», вставляя в него также рассказ о посещении г. Форум Корнелия (ныне Имола, Италия) с гробницей мч. Кассиана (Ibid. 9). Вне этих 2 групп мучеников - сщмч. Квирин, еп. г. Сисция (Ibid. 7), сщмч. Роман Антиохийский (Ibid. 10), сщмч. Киприан, еп. Карфагенский (Ibid. 13). Относительно сщмч. Киприана П. фиксирует существование легенды о покаявшемся колдуне, впосл. породившей образ сщмч. Киприана, еп. Антиохийского.

Хотя П. свободно перерабатывает существующие Жития святых и порой отходит от исторической версии, цикл «О венцах…» является ценным источником сведений о раннехрист. святых, об их почитании на рубеже IV и V вв., а также о христ. постройках того времени: П. описывает гробницу мц. Евлалии в Эмерите Августе (ныне Мерида, Испания) (Prudent. Perist. 3. 186-200), крипту мч. Ипполита и базилику сщмч. Лаврентия в Риме (Ibid. 11. 154-180 и 215-228), базилику ап. Петра на месте, где ныне находится Ватикан, и базилику ап. Павла на месте его казни (Ibid. 12. 31-53), катакомбы мц. Агнии (Ibid. 14. 1-3).

Во 2-й поэме цикла дается формулировка «римской идеи», насколько она осознавалась в эпоху П.: Рим дал миру единый закон, чтобы подготовить принятие закона Христова во всей ойкумене (Ibid. 2. 417-433). Цикл имеет высокую художественную ценность. Как и в «Гимнах на каждый день», П. использует разнообразные стихотворные размеры: «квадратный стих», ямбический диметр, сапфическую строфу, алкманов стих, алкеев одиннадцатисложник.

Стихотворение в честь сщмч. Романа Антиохийского иногда называют «христианской драмой». Оно содержит 1140 стихов (обычный объем для античной трагедии) и написано обычным размером трагедий - ямбическим триметром. В нем присутствуют диалоги и монологи героев, но нет хоровых партий. Если П. и стремился создать драму, то не для постановки в театре, а для декламации и чтения. Значительное место в этом произведении занимает полемика с язычниками, что сближает его с книгами «Против Симмаха». В стихотворении содержатся ценные сведения о языческих культах, в частности об обряде «taurobolium», характерном для культов Великой Матери и Митры (Ibid. 10. 1011-1050): желающего очиститься помещают в яму под дощатым помостом, на к-ром в жертву приносят быка; кровь быка стекает на посвящаемого, после чего он считается очищенным. В противовес языческим заблуждениям сщмч. Роман излагает основы христ. учения и объясняет, почему христиане идут на мученичество. Разъяренный судья приказывает вырвать сщмч. Роману язык, но тот чудесным образом продолжает говорить и без языка. Рассказ о сщмч. Романе содержит вставной эпизод с мучеником-отроком Варулом (Ibid. 10. 656-860). П. не называет его по имени, но идентификация его с Варулом сомнений не вызывает (память отрока Варула празднуется в один день с памятью сщмч. Романа).

«Двойное подкрепление» (т. е. краткие поучительные истории из ВЗ и НЗ, к-рые могут питать и укреплять душу) - это подборка из 48 (49) строф по 4 гекзаметрических стиха. Каждая строфа представляет собой краткий экфрасис определенного момента Свящ. истории. Подобные надписи могли помещать в церквах рядом с изображениями.

В структуре сборника можно отметить некое восходящее движение, путь души к совершенству: от повседневных молитв христианина через познание христ. учения, битву с грехом в душе, борьбу с ересями и язычеством - к подвигу мученичества и восхождению на небо (именно восхождением на небо мц. Агнии завершается последнее стихотворение цикла «О венцах…»). Центральным произведением в сборнике мн. исследователи считают «Битву души». Хотя поэзия П. тесно связана с христ. имперской идеологией и рим. самосознанием, это - книжная поэзия, к-рая имеет дело скорее с воображаемым миром, нежели с жизненной реальностью.

Соч.: Carmina / Ed. J. Bergman. Vindobonae, 1926. (CSEL; 61); idem. / Ed. M. P. Cunningham. Turnhout, 1966. (CCSL; 126); Himnos a los mártires / Ed. M. J. Bayo. Madrid, 1946; Prudentius / Ed., transl. H. J. Thomson. L., 1949-1953. 2 vol.; Предисловие; Гимн на пение петуха; Гимн Троице; О венцах; Надписи к историческим картинам; Послесловие // ПСЛЛ, IV-VII / Отв. ред.: С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров. 209-219; Les sept passions de Prudence (Peristephanon 2. 5. 9. 11-14) / Introd., comment. P.-Y. Fux. Freiburg, 2003; Contra Symmachum / Hrsg., übers. H. Tränkle. Turnhout, 2008; Сочинения / Пер.: Р. Л. Шмараков. М., 2012; Поэты имперского Рима / Пер.: Т. Л. Александрова. М., 2013. С. 106-251.
Лит.: Цветков П. И. Аврелий Пруденций Клемент: Исслед. М., 1890; Cunningham M. P. The Nature and Purpose of the «Peristephanon» of Prudentius // Sacris Erudiri. Turnhout, 1963. Vol. 14. P. 40-45; Malamud M. A. A Poetics of Transformations: Prudentius and Classical Mythology. Ithaca (N. Y.); L., 1989; Palmer A.-M. Prudentius on the Martyrs. Oxf., 1989; Bastiaensen A. A. R. Prudentius in Recent Literary Criticism // Early Christian Poetry / Ed. J. den Boeft, A. Hilhorst. Leiden, 1993. P. 101-134; Roberts M. Poetry and the Cult of the Martyrs: The Liber Peristephanon of Prudentius. Ann Arbor, 1993; Evenepoel W. Le martyr dans le «Liber peristephanon» de Prudence // Sacris Erudiri. 1996. Vol. 36. P. 5-35; Мязина О. Б. Представления об императорской власти и ист. судьбах Рима в контексте полемики христианства и язычества на рубеже IV-V вв.: По мат-лам творчества Пруденция: Дис. Каз., 2002; Lühken M. Christianorum Maro et Flaccus: Zur Vergil- und Horazrezeption des Prudentius. Gött., 2002; Schmidt Ch. Der Liber Peristephanon des Prudentius als Kommentar authentischer Märtyrerberichte der lateinisher Tradition: Diss. Bochum, 2003; Альбрехт М., фон. История римской лит-ры / Пер. с нем.: А. И. Любжин. М., 2005. Т. 3. С. 1484-1498; Heinz C. Mehrfache Intertextualität bei Prudentius. Fr./M., 2007; Розенблюм Е. М. Идеал поведения мученика в поэме Пруденция «О венцах» // Antiquitas Juventae. Саратов, 2008. Вып. 4. С. 150-175; Gosserez L. Théâtralité du «Peristephanon» de Prudence // Jeux de voix: Énonciation, intertextualité et intentionnalité dans la littérature antique: Actes du coll., Lausanne 3-6 mai 2006 / Ed. D. van Mal-Maeder, A. Burnier at al. Bern; B., 2009. P. 347-368; O' Hogan C. Prudentius and the Landscapes of Late Antiquity. Oxf., 2016.
Т. Л. Александрова
Ключевые слова:
Поэты латинские Пруденций [Аврелий Пруденций Клемент] (348 - после 405), латинский христианский поэт
См.также:
АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (1125 или 1130 – 1203), западноевр. средневек. поэт и богослов, цистерцианец
АНТОНИЙ (кон. IV в.), лат. христ. поэт, автор поэмы "Против язычников"
АРАТОР (ок. 480 - после 550), латинский христианский поэт