Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРЕМОНСТРАНТЫ
58, С. 79-87 опубликовано: 22 октября 2024г.


ПРЕМОНСТРАНТЫ

Аббатство Флореф (Бельгия). Фотография. 2005 г. Фото: Grandmont/Wikimedia Commons
Аббатство Флореф (Бельгия). Фотография. 2005 г. Фото: Grandmont/Wikimedia Commons

Аббатство Флореф (Бельгия). Фотография. 2005 г. Фото: Grandmont/Wikimedia Commons
[Лат. praemonstratenses; франц. prémontrés; офиц. название - орден регулярных каноников премонстрантов; лат. candidus et canonicus ordo praemonstratensis; OPraem; др. наименования - норбертины, белые каноники], католич. орден регулярных (уставных) каноников. Ядром ордена П. стало аббатство Премонтре (лат. Praemonstratus, или Pratum monstratum; ныне деп. Эна, Франция), основанное в 1120 г. католич. св. Норбертом Ксантенским († 1134) при поддержке Варфоломея, еп. Лана (1113-1151). Св. Норберт взял за основу Августина устав, обычный для регулярных каноников, но при этом ориентировался также на образ жизни и духовные практики монахов ордена цистерцианцев. Он проповедовал аскетизм (в т. ч. усиленные посты и полный отказ от мяса) и апостольскую бедность. По примеру цистерцианцев св. Норберт выбрал для П. облачение из белой (неокрашенной) шерсти, символизировавшее соединение священнослужения и покаянной жизни. Основатель П., прославившийся как талантливый проповедник, к его мнению прислушивались мн. представители фламандской и нем. знати. Поэтому на 1-м этапе важным путем расширения влияния новой общины стала передача П. имений и «частных» церквей, принадлежавших знатным семьям. Мон-рь Флореф (ныне на территории Бельгии) основан в 1121 г. на месте церкви, подаренной графом Намюра Готфридом I и его женой. Ок. 1122 г. католич. св. Готфрид, граф Каппенберга († 1127), и его жена Ютта передали замок Каппенберг (ныне близ г. Зельм, земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия) св. Норберту, чтобы он основал там муж. и жен. мон-ри, и сами принесли обеты в новых обителях. Брат Готфрида, Отто, основал мон-ри во Фарларе (близ г. Косфельд, земля Сев. Рейн - Вестфалия; ок. 1122) и в Ильбенштадте (ныне в г. Ниддаталь, земля Гессен; 1123). В 1124 г. св. Норберт приехал в Антверпен по приглашению препозита местной коллегиальной ц. св. Михаила для борьбы с последователями ереси Танхельма (убитого в 1115) (об этой ереси см.: Epistola Traiectensis Ecclesiae ad Fridericum episcopum Coloniensem de Tanchelmo seductore (1112-1114) // PL. 170. Col. 1312-1316). После успешной проповеди св. Норберт получил прозвание Антверпенский апостол, а ц. св. Михаила была преобразована в аббатство П. Влияние П. распространялось также вокруг Премонтре, в диоцезах Лана и Суасона. В 1122 г. к П. присоединилась община каноников в Кюиси (ныне Кюиси-э-Жени, деп. Эна). В 1124 г. св. Норберт стал служить в ц. св. Мартина в Лане. Ок. 1125 г. основан мон-рь в Вивьере (ныне деп. Эна), в 1153 г. переведенный в Вальсери (ныне Кёвр-э-Вальсери, деп. Эна). Обители во Флорефе, в Кюиси и Лане наряду с аббатством Премонтре считались первенствующими в ордене П.

Аббатство Авербоде (ныне на территории Бельгии). Гравюра в кн.: Sanderus A. Chorographia Sacra Brabantiae. Brux., 1659
Аббатство Авербоде (ныне на территории Бельгии). Гравюра в кн.: Sanderus A. Chorographia Sacra Brabantiae. Brux., 1659

Аббатство Авербоде (ныне на территории Бельгии). Гравюра в кн.: Sanderus A. Chorographia Sacra Brabantiae. Brux., 1659
28 июня 1124 г. папские легаты кард. Пьетро Пьерлеони (антипапа Анаклет II в 1130-1138) и Григорий санкционировали создание нового ордена. Папа Римский Гонорий II (1124-1130) подтвердил это решение буллой «Apostolicae disciplinae» от 16 февр. 1126 г. (Jaffé. RPR. N 7244; PL. 166. Col. 1249-1251). В том же году 18 июля св. Норберт был избран на архиепископскую кафедру Магдебурга. В 1128 г. он назначил аббатом Премонтре своего ученика, католич. блж. Гуго из Фос-ла-Виль († ок. 1164; оставил пост аббата в 1161). С деятельностью Гуго из Фос-ла-Виль связано оформление структур ордена. Были приняты первые статуты (в 1128/29, по другой версии - между 1131 и 1134), в значительной степени повторявшие цистерцианские. Статуты предусматривали ежегодный созыв генерального капитула, на котором должны были присутствовать настоятели всех мон-рей (в 1143 папа Римский Целестин II (1143-1144) запретил епископам препятствовать поездкам аббатов на генеральный капитул). Капитул собирался в аббатстве Премонтре на праздник св. Дионисия (9 окт.). Папа Римский Иннокентий II (1130-1143) буллой «Sacra vestri ordinis» от 12 апр. 1131 г. провозгласил аббатство Премонтре материнской обителью ордена П., а «обычаи» этого аббатства обязательными для всех членов ордена. Новая редакция статутов обнародована на капитуле 1154 г. (утверждена 3 янв. 1155 папой Римским Адрианом IV (1154-1159)). Первоначально, в соответствии с наставлениями св. Норберта, все мон-ри П. были двойными (мужскими и женскими). Монахини должны были жить в строгом затворе и помимо участия в богослужениях обеспечивать быт каноников (в частности, заниматься шитьем, починкой одежды и стиркой). Несмотря на принятое капитулом 1137 г. решение, что муж. и жен. конвенты должны находиться друг от друга на расстоянии не менее 1 лиги (ок. 3-4 км), во мн. случаях двойные мон-ри сохранялись до XIII в., а в некоторых регионах (напр., во Фризии) - до эпохи Реформации. Первоначально в мон-рях П. подвизалось большое количество братьев-мирян (см. Конверсы), занятых сельскохозяйственными работами, а также выполнявших роль слуг. В XIII в. их число значительно уменьшилось, к XIV в. большинство земельных владений стали сдавать в аренду, так что надобность в братьях-мирянах отпала. При этом в самих мон-рях жило большое число слуг-мирян.

В XII - 1-й пол. XIII в. орден П. распространился почти по всей территории католич. мира. Как правило, П. приглашали в свои владения и предоставляли им средства местные аристократы или епископы. В большинстве случаев мон-ри П., в соответствии с наставлениями св. Норберта, возникали на некотором отдалении от городов. Главными центрами деятельности ордена оставались сев. и вост. районы Французского королевства (Шампань, Пикардия, Артуа и др.), Фландрия, Н. Лотарингия. Помимо первенствующих мон-рей (в Премонтре, Лане, Флорефе, Кюиси, Антверпене) в этом регионе уже к кон. 30-х гг. XII в. был основан целый ряд обителей, впоследствии сыгравших важную роль в жизни ордена: Бон-Эсперанс (ныне коммуна Эстин, Бельгия; 1127), Гримберген (ныне пригород Брюсселя; 1128), Парк (близ Лувена; 1129), Мариенверд (ныне пров. Гелдерланд, Нидерланды; 1129), Тонгерло (ныне на территории г. Вестерло, Бельгия; 1130), Брен (ныне деп. Эна, Франция; 1130), Теруан (ныне деп. Па-де-Кале, Франция; 1131), Лик (ныне деп. Па-де-Кале, Франция; 1132), Викуань (ныне деп. Нор, Франция; 1132), Берне (ныне пров. Сев. Брабант, Нидерланды; 1134), Авербоде (ныне пров. Фламандский Брабант, Бельгия; ок. 1135), Постел (ныне на территории коммуны Мол, Бельгия; ок. 1138) и др.

Обители П. возникали и в соседних регионах. Во Фризии 1-й мон-рь Мариенгарде (близ дер. Халлюм, ныне пров. Фрисландия, Нидерланды) основал в 1163 г. католич. св. Фредерик Халлюмский († 1175), приходский священник, ставший каноником в мон-ре Мариенверд. Особенностью распространения П. в этом регионе было то, что обители основывали не представители знати, а местные религ. общины, присоединявшиеся к ордену. В В. Лотарингии возникли мон-ри Рьеваль (ок. 1124), Сент-Круа в Меце (до 1130), Бельваль (до 1130), Сен-Поль в Вердене (до 1135) и др. В В. Бургундии центром распространения ордена стало аббатство Леонна (Кюарнен) близ оз. Жу (ныне кантон Во, Швейцария; основано в 1126 как бенедиктинское, не позднее 1134 передано П.). Вероятно, П. туда пригласил местный сеньор Эбальд I де Грансон, брат еп. Варфоломея Ланского, покровителя св. Норберта. Неск. позднее П. появились в Нормандии и зап. регионе: наиболее крупными обителями были Этуаль (ныне Отон, деп. Луар и Шер, Франция; 1130), Ла-Люсерн (ныне деп. Манш, Франция; 1143), Арден (ныне в г. Сен-Жермен-ла-Бланш-Эрб, деп. Кальвадос, Франция; 1144), Сийи (ныне Сийи-ан-Гуфферн, деп. Орн, Франция; 1151), Фалез (ныне деп. Кальвадос; 1159), Льё-Дьё (ныне в г. Жар-сюр-Мер, деп. Вандея, Франция; 1197). В 80-х гг. XII в. возник единственный в Бретани мон-рь П.- Бопор (ныне деп. Кот-д'Армор, Франция).

В центральных областях Франции и на юге присутствие П. было менее заметным, в Провансе мон-рей этого ордена не было вовсе. В Центр. Франции распространение П. было связано с деятельностью католич. св. Гильберта († 1152), рыцаря, вступившего в орден П. и ок. 1150 г. основавшего мон-рь в Нёффонтене (ныне Сен-Дидье-ла-Форе, деп. Алье). Крупнейшей дочерней обителью монастыря в Нёффонтене стало аббатство св. Андрея близ Клермона (ныне Клермон-Ферран; ок. 1169; традиция, относящая основание к 1149, скорее всего ошибочна). На юге Франции важным центром П. стало аббатство Ла-Каз-Дьё (ныне деп. Жер). Его основали ок. 1135 г. каноники из Лана, приглашенные местным рыцарем Бернардом де Тронсаном и Вильгельмом II, архиеп. Оша (1126-1170), для борьбы с ересью петробрусиан. Среди дочерних обителей аббатства Ла-Каз-Дьё были Комблонг (ныне деп. Арьеж; 1131 или 1138), Сен-Жан-де-ла-Кастель (ныне деп. Ланды; 40-е гг. XII в.), Артус (ныне деп. Ланды; ок. 1160).

Аббатство Драйборо близ Берика-апон-Туид (Шотландия). Фотография. 2018 г. Фото: Anna Caterina Rossi/Flickr
Аббатство Драйборо близ Берика-апон-Туид (Шотландия). Фотография. 2018 г. Фото: Anna Caterina Rossi/Flickr

Аббатство Драйборо близ Берика-апон-Туид (Шотландия). Фотография. 2018 г. Фото: Anna Caterina Rossi/Flickr
В 1166 г. каноники из Ла-Каз-Дьё по приглашению Эрменголя VII, графа Урхеля (1154-1184), приехали в Каталонию, где основали приорат (с 80-х гг. XII в. аббатство) Бельпуч, ставший центром ордена П. в королевстве Арагон. В 1230 г., после завоевания Мальорки, каноники из Бельпуча основали там приорат Арта. В 1210 г. аббатству Ла-Каз-Дьё передали во владение также бывш. бенедиктинский мон-рь Урдакс в Наварре. Независимо от этого шло распространение ордена П. в центральной и зап. частях Пиренейского п-ова. В 40-х гг. XII в. юноши из знатных кастильских родов Санчо Ансурес и Доминго Гомес приехали во Францию и вступили в мон-рь П. в Лане. Нек-рое время спустя они вернулись на родину, где родственница Санчо Ансуреса, Майор Перес, выделила им земельный участок. Приехавшие каноники из Ла-Каз-Дьё основали там мон-рь Санта-Мария-де-Ретуэрта (близ Вальядолида, 1146). Первым аббатом этого мон-ря стал Санчо Ансурес. Одновременно с этим Доминго Гомес основал др. общину П.- на «Святой горе» близ Осмы. Ок. 1150-1154 гг. Альфонсо VII, король Леона (1126-1157) и Кастилии (1127-1157), построил для этой общины новый монастырь в Ла-Виде (ныне Ла-Вид-и-Барриос). Этот же монарх основал мон-ри Ибеас-де-Хуаррос (1151), Агилар (основан в 1152 в Эррера-де-Писуэрга, в 1169 перенесен на новое место), Альба-де-Тормес (ок. 1154), Сан-Пелайо-де-Серрато (близ Паленсии; между 1145 и 1159). Его сын, Фернандо II, король Леона (1157-1188), основал аббатство Сьюдад-Родриго (1165-1168), его внук, Альфонсо VIII, король Кастилии (1158-1214),- монастырь Санта-Крус-де-Монсон (1176, в 1627 переведен в Вальядолид). В 1178 г. П. из Кастилии и Гаскони получили от папы Римского разрешение не приезжать на генеральный капитул, а собирать свой собственный в Ретуэрте.

Аббатство Роггенбург (Германия). Фотография. 2007 г. Фото: Claudio Klingler/Wikimedia Commons
Аббатство Роггенбург (Германия). Фотография. 2007 г. Фото: Claudio Klingler/Wikimedia Commons

Аббатство Роггенбург (Германия). Фотография. 2007 г. Фото: Claudio Klingler/Wikimedia Commons
В 1143 г. каноники из фламандского мон-ря Лик приехали в Англию по приглашению линкольнширского рыцаря Петра из Гоксхилла, к-рый основал мон-рь Ньюхаус в своем замке. Ньюхаус стал материнской обителью для мон-рей Алник (в Нортумберленде; 1147), Уэлбек (в Ноттингемшире; 1153), Крокстон (в Стаффордшире; 1159-1162) и др. К сер. XIII в. в Англии насчитывалось ок. 30 обителей П., большинство были небогатыми, располагались в отдалении от крупных городов.

В 80-х гг. XII в. франц. каноники из Амьена по приглашению Риса ап Грифида, правителя королевства Дехейбарт, приехали в Уэльс, где был основан мон-рь Талли (близ Кармартена). Английские П. из Алника ок. 1150 г. основали на юге Шотландии монастырь Драйборо (близ Берика-апон-Туид). Между 1148 и 1154 гг. Фергус, лорд Галлоуэя, пригласил в свои владения каноников из Премонтре, которые основали монастырь Соулсит. В 70-х гг. XII в. каноникам из Соулсита передали собор Уитхорна (см. в ст. Ниниан). В Ирландии англо-нормандский барон Джон де Курси, захвативший Ольстер, ок. 1180 г. основал мон-рь П. рядом со своим замком Каррикфергус (в Ольстере), пригласив каноников из Драйборо. Независимо от этого в нач. XIII в. в Коннахт по приглашению местного правителя (вероятно, Катала Кробдерга) и при поддержке архиеп. Феликса О Руане (1201-1225) прибыли каноники из континентальной Европы. Они основали мон-рь близ собора в Туаме. Позднее, ок. 1220 г., Кларе Мак Малин, архидиакон собора в Элфине, основал мон-рь П. на месте древней церкви на острове на оз. Лох-Ке (Лох-Кей, Коннахт, ныне графство Роскоммон). Ок. 1228 г. в эту обитель перешло большинство монахов из соседнего цистерцианского аббатства Бойл. Лох-Ке был крупнейшим мон-рем П. в Ирландии. Впоследствии в Коннахте возникли еще 3 общины П.

Аббатство в Хебдуве (Польша). Фотография. 2017 г. Фото: Yakub Halun/Wikipedia Commons
Аббатство в Хебдуве (Польша). Фотография. 2017 г. Фото: Yakub Halun/Wikipedia Commons

Аббатство в Хебдуве (Польша). Фотография. 2017 г. Фото: Yakub Halun/Wikipedia Commons
На герм. землях наибольшее распространение П. получили в Вестфалии, Гессене и на прирейнских территориях. Крупнейшим аббатством П. стал Штайнфельд (ныне на территории Кёльна). Первоначально это была община регулярных каноников (создана в 1097 на месте жен. мон-ря), к-рая ок. 1138 г. присоединилась к ордену П. Статус «имперских монастырей» (см. ст. Имперская церковь) имели Вадгассен (ныне земля Саар, Германия; основан в 1135 канониками из Премонтре, приглашенными Гизелой, графиней Саарбрюккена, и Альбероном де Монтрёем, архиеп. Трира (1132-1152); был 2-м по значению нем. мон-рем П. после Штайнфельда) и Арнштайн (ныне земля Рейнланд-Пфальц; основан в 1139 канониками из Магдебурга на территории замка, подаренного Людвигом III, графом Арнштайна). В ряде случаев П. передавали бывш. бенедиктинские мон-ри, в т. ч. в 1248 г.- старинное аббатство Лорш (ныне земля Гессен; основан в сер. VIII в.). Статус «имперских монастырей» имели также неск. общин П. в Швабии. Каноники из Премонтре приехали туда в сер. 20-х гг. XII в. и основали Мёнхсрот (ныне Рот-ан-дер-Рот; 1126) и Урсберг (1126-1128). Позднее возникли аббатства Роггенбург (1126), Вайсенау (1145), Мархталь (ныне Обермархталь; 1175) и Шуссенрид (1183). Из Урсберга распространение ордена шло на баварских землях, где возникли мон-ри Нойштифт во Фрайзинге (1141-1142; основан еп. Оттоном Фрайзингским (1138-1158)), Остерхофен близ Пассау (ок. 1128; преобразован из бенедиктинского мон-ря по инициативе католич. св. Оттона, еп. Бамберга (1102-1139)) и другие. Каноники из Мёнхсрота приехали в Тироль, где ок. 1138 г. по инициативе Регинберта, еп. Бриксена (1125-1139), им передали бенедиктинский мон-рь Вильтен (ныне район Инсбрука).

Др. важным регионом распространения ордена в Свящ. Римской империи стала Саксония, что связано с избранием св. Норберта архиепископом Магдебургским (1126). В 1131 г. при поддержке архиепископа было основано аббатство Готтесгнабен (ныне на территории г. Кальбе, земля Саксония-Анхальт), в том же году св. Норберт получил папское разрешение создать общину П. при кафедральном капитуле Магдебурга. К П. перешли кафедральные соборы Хафельберга (ныне земля Саксония-Анхальт; 1144) и Бранденбурга (ныне Бранденбург-ан-дер-Хафель; 1161). П. составили кафедральный капитул новой кафедры Ратцебурга (ныне земля Шлезвиг-Гольштейн; ок. 1154), основанной за землях ободритов, захваченных Генрихом Львом, герцогом Саксонии (1142-1180) и Баварии (1156-1180). Между 1139 и 1146 гг. П. передали старинный мон-рь Кведлинбург.

Аббатство Флореф (ныне на территории Бельгии). Литография. Сер. XIX в.
Аббатство Флореф (ныне на территории Бельгии). Литография. Сер. XIX в.

Аббатство Флореф (ныне на территории Бельгии). Литография. Сер. XIX в.
Во 2-й пол. XII-XIII в. немецкие П. принимали участие в миссионерской деятельности в Балтийском регионе. Ок. 1150 г. по приглашению Ратибора I, герц. Померании (1135-1156), каноники из Хафельберга основали на о-ве Узедом (Зап. Померания) аббатство Гробе (вскоре разрушено, восстановлено в 1177, в 1184 перенесено на новое место, с 1309 - в Пудаглу). Позднее в Померании были основаны еще неск. мон-рей. В нач. XIII в. из Померании П. приехали в Ливонию. С 1211 г. до 70-х гг. XIV в. община П. составляла кафедральный капитул Риги. Саксонские П. пользовались фактической автономией от остальных П., их главой был препозит кафедрального капитула Магдебурга. Они отличались от всего ордена порядком богослужений и облачениями (эти отличия объяснялись традициями магдебургского капитула).

Распространение ордена шло также в странах Сев. и Центр. Европы. Ок. 1155 г. по приглашению Эскиля, архиеп. Лунда (1138-1177), П. прибыли в Датское королевство. Первые мон-ри П. были основаны в Эведе (близ Лунда) и Томмерупе (оба в Сконе, ныне Швеция), они считались дочерними обителями аббатства Премонтре. В 1176 г. каноникам из Штайнфельда передали кафедральный капитул Бёрглума в Сев. Ютландии. В последнее десятилетие XII в. они основали дочернюю обитель в Тёнсберге (Норвегия). В 1-й пол. XIII в. Хакон IV, король Норвегии (1217-1263), основал мон-рь П. в Драгсмарке (ныне лён Бохуслен, Швеция).

Между 1126 и 1140 гг. по приглашению воеводы Петра Власта П. из Франции (вероятно, из Лана) приехали в Польшу. Был основан монастырь в Косьцельна-Веси (близ Калиша), между 1180 и 1193 гг. его перенесли в Бреславль (ныне Вроцлав). Неск. позже (ок. 1149) каноники из пражского Страговского мон-ря основали общину в Бжеско (с 1279 в Нове-Бжеско, с XV в. в Хебдуве). Этот мон-рь стал центром польск. округа; к кон. средневековья в нем насчитывалось более 10 мон-рей П. (большинство - женские).

В Чешское королевство П. пригласил Генрих (Индржих) Здик, еп. Оломоуца (1126-1150), к-рый познакомился с деятельностью ордена во время поездки на Св. землю (1137-1138). В 1140-1143 гг. при поддержке еп. Генриха и чеш. кн. Владислава II (1140-1172, с 1158 король) каноники из Штайнфельда основали Страговский мон-рь (др. название - «Гора Сион»; ныне район Праги), ставший одним из главных центров ордена. Ок. 1145 г. было основано аббатство в Литомишле (с 1343 центр диоцеза; в 1425 разорено гуситами, официально упразднено в 1554). В 1149 г. П. передали бенедиктинское аббатство Желив. Важными церковными центрами в Богемии стали монастыри Милевско (1184-1187) и Тепла (близ Хеба; 1193), в Моравии - Лука (ныне на территории г. Зноймо; 1190).

Во 2-й пол. XII в. П. из Франции и Лотарингии основали несколько мон-рей в Венгерском королевстве: в Надьвараде (ныне Орадя, Румыния; между 1162 и 1172), Бозоке (ныне Бзовик, Словакия; 70-е гг. XII в., преобразован из бенедиктинского аббатства), Гарабе (ок. 1171), Надьоласе (ныне Манджелос, Сербия; ок. 1179-1181, к 1297 преобразован в бенедиктинское аббатство) и др. Новые обители открывались на протяжении всего XIII в. (в общей сложности более 30).

В Италии орден П. не получил большого распространения, хотя уже в 1133 г. П. передали бенедиктинский мон-рь в Тоди (Умбрия). В дальнейшем мон-ри П. возникали гл. обр. в Сицилийском королевстве: в Барлетте (1149), Бриндизи (1180), Граттери (на о-ве Сицилия; не позднее 1182) и Камероте (1194). В XIII в. папы Римские передали П. ряд древних бенедиктинских мон-рей, пришедших в упадок: святых Кирика и Иулитты в Мичильяно (близ Риети; 1215), святых Севера и Мартирия в Орвието (1126), святых Бонифация (Вонифатия) и Алексия на Авентине в Риме (1231).

Общины П. возникли также во владениях крестоносцев на Ближ. Востоке. В 1136 г. папа Римский Иннокентий II отправил на Св. землю в качестве проповедников группу каноников из Флорефа во главе с Амальриком. Там при поддержке Вильгельма I, лат. патриарха Иерусалимского (1130-1145), фламандца по происхождению, в 1137/38 г. они основали мон-рь прор. Аввакума близ Рамлы. В 1141 г. к северо-востоку от Иерусалима был основан мон-рь св. Самуила (ныне Неби-Самуэль). Это место, где, по преданию, был похоронен прор. Самуил, иерусалимский кор. Балдуин II подарил католич. св. Бернарду Клервоскому, а тот в свою очередь передал П. После разгрома крестоносцев эмиром Салах-ад-Дином (Саладином) в битве при Хаттине (1187) часть каноников обоих мон-рей были убиты мусульманами, остальные перебрались в Акру (ныне Акко, Израиль) и на Кипр, где ок. 1189 г. кор. Амальрик (Амори) де Лузиньян передал им мон-рь Белапаис (уничтожен после захвата острова турками в 1571). В Акре община П. сохранялась до взятия города мусульманами (1291). В XIII в. неск. общин П. существовали также на территории Латинской Романии: мон-ри св. Николая близ К-поля, Калаврита (близ Патр) и Гермокастрон (близ Фив).

В период расцвета ордена, к сер. XIII в., действовало ок. 500 обителей П. С кон. XII в. они начали объединяться в округа (лат. circaria; впервые упом. в статутах 1174 г.). Буллой папы Римского Александра III (1159-1181) «In Apostolicae Sedis specula» от 27 апр. 1177 г. был закреплен статус аббата Премонтре как главы ордена, подтверждены его права (в т. ч. право проводить визитации всех мон-рей и при необходимости выносить дисциплинарные санкции), а также принят регулярный созыв генерального капитула, по образцу ордена цистерцианцев. В 1188 г. папа Климент III разрешил передавать под упр. П. приходские церкви. В связи с быстрым ростом ордена личная визитация монастырей аббатом Премонтре стала невозможна, поэтому в каждом округе назначались особые должностные лица (лат. circatores; по 2 на округ), совершавшие визитации. На практике между отдельными округами сохранялись значительные различия, в т. ч. в сфере богослужения. Для их преодоления в XIII-XIV вв. генеральными капитулами были изданы 2 литургических сборника (т. н. Usus I и Usus II). В их основе лежал галло-рим. обряд, заметно было влияние богослужебных традиций монашеских орденов (особенно цистерцианцев).

Католический св. Норберт Ксантентский. Медаль. Аверс. 1627 г. (Национальный музей, Прага) Фото: Donat Stark/Wikimedia Commons
Католический св. Норберт Ксантентский. Медаль. Аверс. 1627 г. (Национальный музей, Прага) Фото: Donat Stark/Wikimedia Commons

Католический св. Норберт Ксантентский. Медаль. Аверс. 1627 г. (Национальный музей, Прага) Фото: Donat Stark/Wikimedia Commons
П. активно занимались благотворительной деятельностью, при монастырях имелись странноприимные дворы (госпитали) и больницы. Много внимания П. уделяли образованию духовенства, создавали школы (согласно статутам 1154 г., школы должны были действовать при каждом конвенте), ряд мон-рей являлись крупными центрами книжного дела (иллюминированная Флорефская Библия, 50-60-е гг. XII в., и др.). К ордену П. принадлежали католич. богословы Ансельм, еп. Хафельберга (1129-1155) и архиеп. Равенны (1155-1158), Захария Хризополитан (XII в.), Филипп из Арвена († 1183), Адам из Драйборо (Адам Скот; ок. 1140 - ок. 1212), писатель-мистик католич. св. Герман Иосиф († 1241), хронисты Роберт Осерский († 1212), Бурхард Урсбергский († 1230/31) и Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), папа Римский Григорий VIII (окт.-дек. 1187). В 1252 г. была создана коллегия П. в Парижском ун-те.

C кон. XIII в. П., подобно многим др. католич. орденам и религ. конгрегациям, вступили в период кризиса. Это было связано как с внутренними процессами (ослабление церковной дисциплины относительно личного имущества, питания и др.), так и с внешними событиями. Коммуникацию между округами ордена затрудняли военные конфликты (Столетняя война (1337-1453) и др.), церковные расколы (особенно схизма в католической Церкви (1378-1417)). В XV в. мн. мон-ри на территории Чешского королевства были разорены гуситами. В 1409 г. антипапа Александр V, избранный Пизанским Собором 1409 г. (см. в ст. Пизанские Соборы), по просьбе Пьера III д'Эрми, аббата Премонтре (1392-1423), исключил все мон-ри ордена из юрисдикции диоцезальных епископов (впосл. это решение папы Римские подтверждали в 1476, 1578, 1598, 1615). Изданные в 1505 г. новые статуты закрепили мн. послабления, существовавшие ранее на практике.

Тяжелым событием для ордена стала Реформация. На протяжении XVI в. прекратили существование мон-ри на Британских о-вах, в Скандинавских странах, Балтийском регионе, сев. и вост. частях Германии. Во Фризии каноники Адриан Янсен и Жак (Иаков) Лакуп в числе др. католич. священнослужителей были убиты в 1572 г. гёзами-кальвинистами (в 1867 канонизированы Римско-католической Церковью как горкумские мученики; подробнее см. в ст. Нидерланды). Большинство монастырей в Венгерском королевстве были разорены турками-османами. Значительной проблемой стала также практика передачи мон-рей в комменду. Она затронула в т. ч. и аббатство Премонтре (в 1533-1572), что парализовало управление орденом. Среди противников практики комменды был Никола Псом, аббат мон-ря Сен-Поль в Вердене (1546-1548) и князь-епископ Вердена (1548-1575),- один из видных участников Тридентского Собора (1545-1563).

Реформирование ордена началось при Жане Депрюэ, аббате Премонтре в 1572-1596 гг., богослове, участнике коллоквиума с протестантами в Пуаси (1561). Он восстановил регулярный созыв генерального капитула (собирался 7 раз в 1574-1586), лично проводил визитации орденских мон-рей. В 1568 г. П. вошли в число духовных орденов, которым папской буллой «Quod a nobis» от 9 июля 1568 г. разрешалось иметь собственный Бревиарий. В 1578 г. был опубликован общий для ордена Миссал. Начиная с XVII в. в литургических книгах П. отразилось движение в сторону тридентского богослужения. Важным успехом Депрюэ стала офиц. канонизация Норберта Ксантенского (1582), а позднее и др. деятелей начального этапа истории ордена. Папа Римский Бенедикт XIII (1724-1730) утвердил почитание некоторых П.: в 1725 г.- Гильберта из Нёффонтена и Лудольфа, еп. Ратцебурга (1236-1250), в 1728 г.- Готфрида Каппенбергского, Фредерика Халлюмского, Эвермода, еп. Ратцебурга (1154-1178), Исфрида, еп. Ратцебурга (1179-1204), Сиарда из Мариенгарде († 1230). Деспрюэ пытался добиться перенесения мощей св. Норберта из лютеран. Магдебурга в Страговский мон-рь в Праге, но это удалось сделать лишь в 1626-1627 гг., во время Тридцатилетней войны (1618-1648). Реформы продолжились и при преемниках Депрюэ - Франсуа де Лонпре (1596-1613) и Пьере Госсе (1613-1635). Для подготовки квалифицированных кадров в ордене в 1618 г. была открыта коллегия св. Норберта в Риме (ликвидирована в 1812). Также были созданы коллегии при ун-тах Саламанки (1568), Лувена (1571), Кёльна (1615), Праги (1628), восстановлена коллегия П. при Парижском ун-те, пришедшая в упадок в XV в. В 1623-1662 гг. действовала также коллегия П. в Дуэ. В 1630 г. были приняты новые статуты, действовавшие до ХХ в. В них, в частности, подчеркивалось, что П. (в отличие от монахов) не должны полностью покидать мир, для них характерно сочетание созерцательной и активной (проповедничество, приходское служение) жизни.

Видным деятелем реформы в ордене был также Серве де Лерюэльс (1560-1631), каноник мон-ря Сен-Поль в Вердене. В 1596 или 1597 г. он был назначен генеральным викарием ордена, проводил визитации мон-рей П. на территории Свящ. Римской империи. В 1617 г. из-за разногласий с аббатом Премонтре, П. Госсе, Лерюэльс добился от папы Римского Павла V (1605-1621) разрешения на создание конгрегации «древней строгости» (antiqui rigoris), ее центром стал мон-рь Сент-Мари-Мажёр, основанный в 1608 г. при ун-те, находившемся под управлением иезуитов в лотарингском г. Понт-а-Мусон (ныне деп. Мёрт и Мозель, Франция). В 1620 г. аббат П. Госсе предоставил конгрегации автономию. Впосл. к ней присоединилось более 20 мон-рей (гл. обр. в Лотарингии и Нормандии).

В испанских мон-рях П. в качестве борьбы с коммендой с 30-х гг. XVI в. возникла практика выбора настоятеля не пожизненно, а на срок в 3 года. Это стало одной из причин нарастания противоречий (с 1573) между испанскими П. и аббатами Премонтре, закончившихся в 1598-1600 гг. расколом ордена. В 1624 г. испан. П. создали собственную семинарию в Мадриде.

С кон. XVII в. распространение получили объединения братьев-мирян, при этом их историю возводили к Теобальду (Тибо) Великому (1093-1152), графу Блуа и Шампани, которого св. Норберт в 1122 г. отказался принять в мон-рь, убедив вместо этого вести благочестивую жизнь в миру. В 1751 г. «третий орден» П. был официально утвержден папой Римским Бенедиктом XIV (1740-1758). В 1923 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) объявил «третий орден» П. древнейшим в Римско-католической Церкви. Среди известных П. Нового времени были франц. художники братья Ресту - Эсташ (1655-1743) и Жак (ок. 1650 - ок. 1701), нем. проповедник и драматург Себастьян Зайлер (1714-1777), естествоиспытатели Иоганн Цан (1641-1707) и Прокоп Дивиш (Вацлав Дивишек; 1698-1765).

Новый кризис орден пережил в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. В результате политики иозефинизма в 80-х гг. XVIII в. были закрыты мн. мон-ри П. во владениях Габсбургов. После разделов Речи Посполитой (1772-1795) почти все мон-ри П., оказавшиеся на территории Российской империи, были закрыты в 1819 г. В прусской части все мон-ри были упразднены в 1810-1838 гг., на землях, присоединенных к Австрийской империи, сохранились лишь жен. обители Звежинец (в Кракове) и Имбрамовице. Французская революция 1789-1799 гг. привела к упразднению мон-рей П. во Франции (к 1791). Член ордена П., пресв. Пьер Адриен Тулорж (1757-1793), тайно служивший в Нормандии в 1792-1793 гг., был казнен революционными властями (в 2012 беатифицирован как мученик за веру). В 1796-1804 гг. были секуляризированы большинство мон-рей в Нидерландах и на герм. землях. В Испании монастыри П. были закрыты либеральным правительством в 1835 г. Пост главы ордена оставался вакантными после смерти последнего аббата Премонтре - Жана-Батиста л'Экюи (1834).

Аббатство Авербоде (Бельгия). Фотография. 2011 г. Фото: Johann Bakker/Wikimedia
Аббатство Авербоде (Бельгия). Фотография. 2011 г. Фото: Johann Bakker/Wikimedia

Аббатство Авербоде (Бельгия). Фотография. 2011 г. Фото: Johann Bakker/Wikimedia
Возрождение ордена началось в Нидерландах, где П. служили в ряде приходов, а также сохранялось преемство аббатов Берне (с 1629 до кон. XVIII в. их резиденция находилась в Вилворде, близ Брюсселя, позднее - в Хесвейке). В 1824 г. король Нидерландов Виллем I (1815-1840) официально подтвердил деятельность аббатства, хотя реальное возрождение общинной жизни произошло лишь в 1847 г. После отделения Бельгии от Нидерландов (1830) принятое там религ. законодательство позволило возродить в 1834-1847 гг. ряд мон-рей: Авербоде, Гримберген, Парк, Постел, Тонгерло.

В 1858 г. бывш. монах-траппист Эдмон Бульбон основал на месте мон-ря августинцев в Фриголе близ Тараскона (ныне деп. Буш-дю-Рон, Франция) общину, в к-рой стремился возродить идеалы и нормы жизни первых П. (с 1869 аббатство, в 1898 перешло под юрисдикцию генерального настоятеля ордена П.). В 1859 г. каноники из Гримбергена возродили мон-рь в Монде в Нормандии. По инициативе Жозефа Кристиана Эрнеста Бурре, еп. Родеза (1871-1896, с 1893 кардинал), в Конке был основан приорат П. (1873), в ведение к-рого передали один из главных средневек. паломнических центров Франции - мон-рь Сент-Фуа. После принятия антиклерикальных законов в 1903 г. французские П. уехали в Бельгию, вернулись в 20-х гг. XX в.

Попытка возродить централизованные органы управления орденом была предпринята в 1869 г., однако избранный генеральным настоятелем Иероним Йозеф Цайдлер (1790-1870), аббат Страговского мон-ря, скончался до того, как был утвержден в должности папой Римским. Лишь в 1883 г. следующий генеральный капитул, собравшийся в Вене, избрал главой ордена Зикмунда Антонина Стари (1829-1905), также аббата Страговского мон-ря. В 1897 г. должность генерального настоятеля ордена П. была отделена от управления к.-л. мон-рем; резиденцией главы ордена стал Рим.

С кон. XIX в. П. начали создавать общины за пределами Европы (в США, Канаде, Бразилии и др.). В 20-х гг. XX в. орден возобновил деятельность в Германии. Первыми были открыты мон-ри в Баварии - Шпайнсхарт (1921) и Виндберг (1923). После установления социалистических режимов в Венгрии и Чехословакии мон-ри П. в этих странах были закрыты (1950), возрождены после 1989 г.

По состоянию на 2020 г. мужская ветвь ордена разделена на 7 округов: английский (по 8 общин в США и Индии, 2 - в Великобритании, по 1 - в Ирландии, Австралии, ЮАР), богемский (4 общины в Чехии, 2 - в Словакии), брабантский (6 общин во фламандской части Бельгии, 3 - в Нидерландах, по 1 в Чили и Дании), венгерский (2 общины в Венгрии, 1 - в Румынии), немецкий (5 общин в Германии, 3 - в Австрии), португальский (8 общин в Бразилии, 1 - в Австрии) и французский (4 общины во Франции, по 1 - в валлонской части Бельгии, Канаде и Демократической Республике Конго). Жен. ветвь ордена представлена в Словакии (5 общин), США, Чехии (3 общины), Испании, Польше, Нидерландах (по 2 общины), Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Швейцарии, Венгрии, Бразилии (по 1 общине). Финансирование общин в основном осуществляется за счет действующих при них учреждений и предприятий: школ, ферм, лесных хозяйств, типографий, сыроварен и др. Бельг. аббатства (в т. ч. Нотр-Дам-де-Леф в Динане, Тонгерло, Гримберген), известные со средних веков как центры пивоварения, получают средства от использования их названий в совр. марках пива. В ордене состоят ок. 1200 каноников (в т. ч. ок. 900 священников) и ок. 200 канонисс. П. издают ж. «Analecta Praemonstratensia» (с 1925; в Тонгерло, позднее в Авербоде) и серию «Bibliotheca analectorum praemonstratensium» (с 1957).

Ист.: Bibliotheca Praemonstratensis Ordinis / Ed. J. Le Paige. P., 1633. Pars 1-2; Hugo C. L. Sacri et Canonici Ordinis Praemonstratensis Annales. Nancy, 1734-1736. 2 vol.; Leuckfeld J. G. Antiquitates Praemonstratenses. Magdeburg; Lpz., 1721; Collectanea Anglo-Premonstratensia / Ed. F. A. Gasquet. L., 1904-1906. 3 vol. (Camden 3rd Series; 6, 10, 12); Formularium Praemonstratense / Ed. J. Evers // Analecta Praemonstratensia. 1932. Vol. 8. P. IV-XVII, 15-94; 1933. Vol. 9. P. 159-297; L'Ordinaire de Prémontré d'après des manuscrits du XIIe et du XIIIe siècle / Éd. P. F. Lefèvre. Louvain, 1941; Les Statuts de Prémontré Réformés sur les ordres de Grégoire IX et d'Innocent IV au XIIIe siècle / Éd. P. F. Lefèvre. Louvain, 1946; Coutumiers liturgiques de Prémontré du XIIIe et du XIVe siècle / Éd. P. F. Lefèvre. Louvain, 1953; Acta et decreta Capitulorum Generalium Ordinis Praemonstratensis. Averbode, 1966-1984. 5 vol.; Les Statuts de Prémontré au milieu du XIIe siècle / Éd. P. F. Lefèvre, W. M. Grauwen. Averbode, 1978; Das Ordensrecht der Prämonstratenser vom Späten 12. Jh. bis zum Jahr 1227: Der «Liber Consuetudinum» und die Dekrete des Generalkapitels / Hrsg. B. Krings // Analecta Praemonstratensia. 1993. Vol. 69. P. 107-242; Regestum Archivi antiqui Curiae Generalitiae Ordinis Praemonstratensis in Urbe / Ed. B. Ardura. Averbode, 2006.
Лит.: Petit F. La spiritualité des Prémontrés au XIIe et XIIIe siècles. P., 1947; idem. La réforme des prêtres au Moyen Âge: Pauvreté et vie commune. P., 1968; idem. Norbert et l'origine des Prémontrés. P., 1981; Backmund N. Monasticon Praemonstratense. Straubing, 1949-1956. 3 vol.; idem. Die mittelalterlichen Geschichtsschreiber des Prämonstratenserordens. Averbode, 1972; idem. Geschichte des Prämonstratenserordens. Grafenau, 1986; Barbarossa und die Prämonstratenser. Göppingen, 1989; Ardura B. Abbayes, prieurés et monastères de l'Ordre de Prémontré en France dès origines à nos jours: Dictionnaire historique et bibliographique. Nancy, 1993; idem. Prémontrés: Histoire et spiritualité. St.-Étienne, 1995; Hagiologion: Lebensbilder der Heiligen, Seligen und grossen Gestalten des Prämonstratenser-Ordens / Hrsg. G. Wolf, D. De Clerck. Windberg, 1999; Gribbin J. A. The Premonstratensian Order in Late Medieval England. Woodbridge, 2001; Penth S. Prämonstratenser und Staufer: Zur Rolle des Reformordens in der staufischen Reichs- und Territorialpolitik. Husum, 2003; Abbatiat et abbés dans l'ordre de Prémontré / Éd. D.-M. Dauzet, M. Plouvier. Turnhout, 2005; Norbert von Xanten und der Orden der Prämonstratenser: Sammelband zur historischen Vortragsreihe im Norbertjahr 2009/2010 in Magdeburg / Hrsg. S. Ullrich, C. Dölken. Magdeburg, 2010; Grandes et petites figures de l'ordre de Prémontré: Les prémontrés et la justice: Actes officiels des 36e et 37e colloques du Centre d'Études et de Recherches Prémontrées. Auvergne, 2010 - Normandie, 2011 / Éd. M. Plouvier. Laon, 2017.
С. Г. Мереминский
Рубрики:
Премонстранты