Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОТЦЫ ЦЕРКВИ
53, С. 579-580 опубликовано: 14 сентября 2023г.


ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Святые отцы. Миниатюра из Евангелия. 3-я четв. XI в. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 126r)
Святые отцы. Миниатюра из Евангелия. 3-я четв. XI в. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 126r)

Святые отцы. Миниатюра из Евангелия. 3-я четв. XI в. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 126r)
[Греч. πατέρες τῆς ἐκκλησίας; лат. patres ecclesiastici], наименование христ. писателей, признанных Церковью наиболее авторитетными истолкователями церковного учения (др. название - святые отцы). Слово «отец» в этом выражении употребляется в значении «наставник», по аналогии с библейским употреблением. Так, напр., ап. Павел, обращаясь к коринфским христианам, писал: «...хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4. 15; ср.: 4 Цар 2. 3-5, 12; Гал 4. 19). В раннехрист. время это наименование применялось к христ. учителям вообще, независимо от того, были они писателями или нет. Само по себе наставничество в вере уже воспринималось как отношение отцовства и сыновства. По словам сщмч. Иринея Лионского (II в.), «кто научен кем-либо, называется сыном учителя, а этот - отцом его» (Iren. Adv. haer. IV 41. 2). В частности, отцами назывались катехизаторы: «Наставивших (τοῦς κατηχήσαντας) мы прямо называем отцами»,- писал Климент Александрийский (II-III вв.) (Clem. Alex. Strom. I 1. 1). Преимущественно это именование относилось к епископам, в чью обязанность входило возрождать верующих к новой жизни, преподавая им христ. учение и церковные таинства. В IV в., с началом эпохи великих догматических споров, «отцами», «святыми отцами» стали называть церковных писателей (сначала только епископов), бывших истинными представителями и выразителями церковного Предания. Так, свт. Афанасий I Великий в «Послании африканским епископам» указывал, что Вселенский I Собор определил отношение Бога Сына к Богу Отцу термином «единосущный», опираясь на «свидетельство отцов» (Athanas. Alex. Ep. ad Afros. 7), подразумевая под ними свт. Дионисия Римского и свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского. Впосл. (с V в.) к О. Ц. стали причислять и авторитетных церковных писателей, не имевших епископского сана (преимущественно монашествующих).

Формальных критериев, по к-рым тот или иной церковный писатель может быть признан О. Ц., в первоначальный период истории Церкви не было. В V в. зап. богослов Викентий Леринский в соч. «Памятные записки» впервые выделил 3 признака, определяющие содержание понятия «отец Церкви»: ортодоксальность (православность), древность и личная святость (Vincent. Lirin. Common. 4, 21, 28). По его словам, нормой веры и ее письменного выражения может быть согласное свидетельство «только тех отцов, которые, живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верой почить о Христе, или блаженно умереть за Христа» (Ibid. 28). Впоследствии в зап. патрологии были сформулированы 4 критерия, или непременных условия, которым должен удовлетворять истинный О. Ц.: святость жизни (sanctitas vitae), ортодоксальность учения (doctrina orthodoxa), признание Церкви (approbatio ecclesiae) и древность (antiquitas). Авторов, не удовлетворяющих одному или более из этих критериев, но тем не менее принадлежащих к Церкви (Евсевий Кесарийский, Лактанций и мн. др.), принято относить к категории «церковных писателей». Правосл. патрология в целом принимает эти критерии, за исключением последнего, считая древность несущественным и слишком формальным признаком (см.: Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс; М., 1992. С. 9; Епифанович С. Л. Лекции по патрологии. СПб., 2010. С. 44). Исторические примеры показывают, что для признания авторитета св. отца в этом признаке не было надобности. Так, на Вселенском III Соборе (431) и на Вселенском IV Соборе (451) при чтении святоотеческих свидетельств делались ссылки на сочинения авторов, живших в IV-V вв., напр. блж. Августина († 430), свт. Кирилла Александрийского († 444) и др. Кроме того, мн. правосл. патрологи не считают возможным ограничивать существование О. Ц. временными рамками: поскольку Церковь пребывает до скончания века и никогда не лишена благодатных даров, «во всех веках могут быть мужи с качествами, необходимыми для отцов Церкви» (Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 1. С. XI).

Признание (approbatio) Церкви, т. е. удостоверение святости и православия церковных писателей, совершается как в форме церковного прославления св. отцов, так и на основании ссылок на них как на св. отцов на Вселенских Соборах. Напр., на III Вселенском Соборе были прочитаны свидетельства из творений сщмч. Петра I, еп. Александрийского, святителей Афанасия Великого, Аттика К-польского, Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Феофила I, архиеп. Александрийского, сщмч. Киприана Карфагенского, свт. Амвросия Медиоланского; на IV Вселенском Соборе к ним добавлены ссылки на творения святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Илария Пиктавийского и блж. Августина. На Вселенском V Соборе в качестве величайших наставников были перечислены 8 греч. О. Ц. (Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл К-польский) и 4 латинских (Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Лев Великий) (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 13-14; ДВС. Т. 3. С. 302).

На Западе одним из первых офиц. списков О. Ц., наиболее авторитетных в области раскрытия церковного вероучения, был перечень, содержащийся в приписываемом папе Римскому Геласию I «Декрете о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах» (V-VI вв.). В качестве безусловно ортодоксальных авторов здесь названы Киприан Карфагенский, Григорий Богослов, Василий Великий, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Феофил Александрийский, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, пресв. Иероним Стридонский, «благочестивейший муж» Проспер Аквитанский и Лев Великий. Впосл. в католич. традиции сложился перечень «великих отцов Церкви», получивших за выдающуюся ученость (eruditio eminens) наименование «великие учители Церкви» (magni ecclesiae doctores). К ним были отнесены 4 лат. О. Ц.- Амвросий, Иероним, Августин, Григорий I Великий (Двоеслов) и 4 греческих - Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; ряд др. восточных и западных церковных писателей получили титул «учитель Церкви» (подробнее см. в ст. Doctor Ecclesiae). В правосл. традиции наименование «учитель Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно используется как почетный титул («великие Вселенские учители») для обозначения знаменитейших из О. Ц.- Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в большинстве случаев его применяют к наиболее выдающимся церковным писателям, не удостоенным звания О. Ц. (напр., Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Иероним, Августин, Феодорит, еп. Кирский).

Творения О. Ц. составляют особый вид церковного Предания наряду с Преданием апостольским - святоотеческое Предание. Догматически авторитет О. Ц. основывается на признании их особой богопросвещенности (отсюда такие их наименования со времен Вселенских Соборов, как «богоносные», «богоглаголивые» и т. п.). «Послание Восточных Патриархов о православной вере» представляет О. Ц. орудиями Св. Духа: «Учит Дух Святой Церковь чрез святых отцов и учителей Кафолической Церкви. Ибо как все Писание, по общему признанию, есть слово Духа Святого не потому, что Он непосредственно изрек его, но говорил в нем чрез апостолов и пророков; так и Церковь научается от живоначального Духа, но не иначе, как чрез посредство святых отцов и учителей... почему мы не только убеждены, но и несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины; ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения» (Посл. Вост. Патриархов. 12).