Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОРДЕНЫ ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ
53, С. 106-111 опубликовано: 13 июля 2023г.


ОРДЕНЫ ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ

католич. рыцарские организации-братства, возникшие в рамках крестоносного движения с нач. XII в. на Св. земле, а затем и в др. регионах, где происходили столкновения католиков с мусульманами и язычниками: от Пиренейского п-ова до Прибалтики и М. Азии. Возникновению О. д.-р. способствовали социальные и религ. процессы в Зап. Европе в XI-XII вв., связанные с церковными реформами, созданием ордена цистерцианцев и общин регулярных каноников, постепенной «христианизацией» светского рыцарства в рамках движения «Божиего мира» и попытками привлечения рыцарей для защиты католич. Церкви. На появление первых О. д.-р. напрямую повлияла ситуация, сложившаяся в Иерусалимском королевстве после 1-го крестового похода (1096-1099) (см. Крестовые походы).

Возникновение О. д.-р.

Магистр ордена госпитальеров Раймонд де Пюи предлагает помощь Балдуину I, кор. иерусалимскому. Роспись во дворце гросс-мейстеров Мальтийского ордена в Ла-Валетте. Худож. Н. Назони. 1724 г.
Магистр ордена госпитальеров Раймонд де Пюи предлагает помощь Балдуину I, кор. иерусалимскому. Роспись во дворце гросс-мейстеров Мальтийского ордена в Ла-Валетте. Худож. Н. Назони. 1724 г.

Магистр ордена госпитальеров Раймонд де Пюи предлагает помощь Балдуину I, кор. иерусалимскому. Роспись во дворце гросс-мейстеров Мальтийского ордена в Ла-Валетте. Худож. Н. Назони. 1724 г.
Первой рыцарской общиной подобного рода стали тамплиеры (храмовники), основавшие в 1118/19 г. под рук. Гуго де Пейна, рыцаря из Шампани, небольшое братство при лат. патриархе Иерусалимском с целью защиты и сопровождения паломников к св. местам, в особенности по дороге из Яффы в Иерусалим. Иерусалимский кор. Балдуин I (1110-1118) предоставил новому братству помещения на Храмовой горе, в связи с чем новая община приняла название тамплиеров (франц. temple - храм). На Соборе в Труа в 1129 г. был составлен устав новой орг-ции, не получившей на тот момент папского утверждения. Согласно уставу, тамплиеры должны были носить в качестве отличительного знака, вероятно по примеру цистерцианцев, плащи белого цвета и приносить, вступая в орден, монашеские обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Влиятельным покровителем тамплиеров был католич. богослов, монах-цистерцианец Бернард Клервоский, сначала настроенный к ним скептически; ему принадлежит трактат «О похвале новому рыцарству» (De laude novae militiae, 1132). Сочинение Бернарда Клервоского представляет собой фактически апологию не только нового ордена, но и феномена О. д.-р. в целом. В трактате Бернард Клервоский противопоставил аскетическое «новое рыцарство», ведущее войну с врагами христ. веры, светскому рыцарству, которое погрязло в бессмысленных войнах и заботилось только о внешнем облике и украшениях для одежд и оружия. Тем не менее идея совмещения военной деятельности и монашеских обетов была встречена современниками критически, и Гуго де Пейну († 1136/37) при жизни так и не удалось добиться от Папского престола признания тамплиеров. Новый глава братства - Робер де Краон - отправился в 1138 г. в Европу, и на этот раз усилия ордена увенчались успехом. В марте 1139 г., в преддверии Латеранского II Собора, папа Римский Иннокентий II (1130-1143) буллой «Omne datum optimum» официально утвердил орден тамплиеров и предоставил новому братству ряд привилегий. Тамплиеры и все их нынешнее и буд. имущество были объявлены находящимися под защитой Папского престола. Орден напрямую подчинялся папе Римскому и освобождался от контроля со стороны местных светских и церковных властей, равно как и от любых видов налогов и десятин. Тамплиерам гарантировались самоуправление и самостоятельные выборы новых предстоятелей-магистров, а также право на изменение положений устава. Разрешалось принимать в орден священников, переходивших в подчинение магистра ордена. Т. о., булла 1139 г., законодательно утвердив новый тип церковной орг-ции, в значительной мере повлияла на распространение О. д.-р.

Альберто Арингьери, ректор ордена иоаннитов на Родосе. Роспись капеллы св. Иоанна Крестителя в кафедральном соборе Сиены. 1504–1505 гг. Худож. Пинтурикьо
Альберто Арингьери, ректор ордена иоаннитов на Родосе. Роспись капеллы св. Иоанна Крестителя в кафедральном соборе Сиены. 1504–1505 гг. Худож. Пинтурикьо

Альберто Арингьери, ректор ордена иоаннитов на Родосе. Роспись капеллы св. Иоанна Крестителя в кафедральном соборе Сиены. 1504–1505 гг. Худож. Пинтурикьо

В то время как орден тамплиеров изначально являлся исключительно военным братством, иные О. д.-р. были основаны как благотворительные общины. Община госпитальеров (иоаннитов, позднее Мальтийский орден) возникла во 2-й пол. XI в., т. е. еще до 1-го крестового похода, как странноприимный дом (госпиталь) св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме для ухода за христ. паломниками, больными и нуждающимися. После образования Иерусалимского королевства папа Римский Пасхалий II (1099-1118) в 1113 г. утвердил госпиталь св. Иоанна в качестве отдельного братства с правом избрания собственного предстоятеля-магистра. Милитаризация госпитальеров происходила постепенно в течение XII в. вместе с переходом под их контроль замков и укреплений лат. Востока и участием в различных военных кампаниях. О вооруженных братьях (fratres armorum) ордена впервые упоминается в статутах 1182 г. Тевтонский орден основан в 1190 г., во время осады Акры (ныне Акко, Израиль) в ходе 3-го крестового похода (1189-1192), как полевой госпиталь для немецкоязычных крестоносцев, но уже в 1198 г. был преобразован в рыцарский «орден дома Пресвятой Девы Марии тевтонов в Иерусалиме», хотя и не располагал на тот момент никакими владениями в городе, находившемся под контролем мусульман. В 1199 г. папа Римский Иннокентий III (1198-1216) утвердил создание Тевтонского ордена: его члены как военные должны были следовать уставу тамплиеров, а в том, что касалось госпитальной деятельности,- уставу иоаннитов. В 1209-1220 гг. в ордене оформились собственные «обычаи» (consuetudines), впосл. многократно редактировавшиеся и обновлявшиеся. Орден св. Лазаря (лазариты) возник в XII в. в Иерусалиме как госпиталь для ухода за прокаженными и в дальнейшем сохранил эту специализацию уже в качестве О. д.-р. Милитаризация лазаритов происходила постепенно и завершилась к XIII в. Во время 3-го крестового похода в Акре был основан небольшой англ. госпиталь св. Томаса (Фомы), названный в честь канонизированного в 1173 г. Кентерберийского архиеп. Фомы Бекета (1162-1170) и состоявший из каноников-августинцев. Ок. 1228 г. орден св. Томаса начал исполнять и военные функции, а в 1236 г. папа Римский Григорий IX (1227-1241) утвердил для общины устав Тевтонского ордена. В целом О. д.-р. этой группы совмещали медицинскую и благотворительную деятельность с защитой паломников и военными операциями против «врагов Христа».

Замок Калатрава в Кастилии. 1213–1217 гг.
Замок Калатрава в Кастилии. 1213–1217 гг.

Замок Калатрава в Кастилии. 1213–1217 гг.

Помимо Св. земли целый ряд О. д.-р. был создан на Пиренейском п-ове и в Прибалтике. К Реконкисте в испан. королевствах изначально привлекались тамплиеры и госпитальеры, но поскольку их первоочередной задачей оставались защита и поддержка христ. владений на Св. земле, во 2-й пол. XII в. возникли местные О. д.-р. В 1158 г. группа цистерцианцев, рыцарей и мирян основала в кастильском замке Калатрава военную общину для защиты этого укрепления от арабов. В 1164 г. орден Калатрава был утвержден папой Римским Александром III (1159-1181). Новое братство приняло цистерцианский устав и было подчинено цистерцианскому мон-рю Моримон. Схожий путь прошел орден Алькантара, основанный в Леонском королевстве как военное братство для обороны замка Сан-Хулиан-де-Перейро и утвержденный папой Александром III в 1176 г. (точная дата возникновения этого ордена неизвестна, но, по-видимому, это произошло незадолго до его признания папой). Ок. 1187 г. братство было подчинено ордену Калатрава и приняло устав цистерцианцев; затем в течение нек-рого времени оно называлось также орденом Трухильо. В 1218 г. братство получило в дар от ордена Калатрава замок Алькантара, и с этого времени орг-ция стала соответственно называться орденом Алькантара. Король Леона Фернандо II (1157-1188) основал в 1170 г. военное братство для защиты г. Касереса. В 1171 г. Педро Гудестейс, архиепископ Сантьяго-де-Компостелы (1168-1173), передал братству Касереса знамя ап. Иакова Зеведеева и вступил в качестве почетного члена в новый орден, получивший название в честь своего покровителя - «вассалы и воины св. Иакова» (vasalli et milites sancti Jacobi), или орден Сантьяго. В 1175 г. папа Александр III утвердил новый орден, к-рый получил Августина устав. В королевстве Арагон в 1173 г. леонский аристократ и рыцарь ордена Сантьяго Родриго Альварес де Саррия основал новый орден - Монтегаудио (Mons Gaudii, лат.- «гора радости», по названию горы, с к-рой христ. пилигримам открывался вид на Иерусалим). Кор. Альфонсо II Целомудренный (1164-1196) способствовал усилению ордена, в 1174 г. он пожаловал Родриго Альваресу де Саррию недавно отвоеванную у мусульман крепость Альфамбра. В 1176-1178 гг. Родриго Альварес де Саррия находился на Св. земле; там он получил ряд земельных пожалований от Балдуина IV, кор. Иерусалимского (1174-1185), его сестры Cибиллы и Рейнальда Шатильонского. В 1180 г. следовавший цистерцианскому уставу орден Монтегаудио был утвержден папой Александром III. В 1181-1182 гг. Родриго Альварес де Саррия расширил владения ордена за счет пожалований в Италии, Арагоне и Кастилии.

В Португалии в 1175-1176 гг. по инициативе кор. Афонсу I (1139-1185) возникло новое военное братство для защиты г. Эвора и юж. рубежей королевства. Изначально братство Эвора следовало бенедиктинскому уставу, но в 1187 г. оно было подчинено ордену Калатрава и приняло устав цистерцианцев. В 1211 г. братству был дарован замок Авиш, с 1215 г. за орденом закрепилось название - орден Авиш (или Авишский орден святой Марии).

В ходе Реконкисты возникли и др. О. д.-р., напр. основанный в Арагоне на рубеже XII и XIII вв. орден Сан-Хорхе-де-Альфама (св. Георгия Альфамского) или созданный в Кастилии в 1270 г. орден Санта-Мария-де-Эспанья (Пресв. Девы Марии Испанской), члены которого должны были сражаться с маврами на море. Решающую роль в создании О. д.-р. на Пиренеях сыграли местные правители, способствовавшие усилению и развитию военных сообществ, а также папа Римский Александр III, признавший эти братства и наделивший их значительными привилегиями.

Шиллинг Ливонского ордена. Аверс. 1543 г.
Шиллинг Ливонского ордена. Аверс. 1543 г.

Шиллинг Ливонского ордена. Аверс. 1543 г.

В Прибалтике первым из О. д.-р. стал орден «братьев воинства Христова в Ливонии» (fratres milicie Christi de Livonia), основанный в 1202 г. монахом-цистерцианцем Теодерихом (Дитрихом) Трейденским с разрешения католич. епископа Риги Альберта Буксгевдена (1199-1229) для защиты христ. общины в Ливонии и военной поддержки Рижского католич. еп-ства. В 1202-1204 гг. папа Иннокентий III утвердил новый орден, даровал рыцарям устав ордена тамплиеров и постановил о его подчинении Рижским католич. епископам. Символом ордена являлся красный крест с расположенным под ним острием вниз мечом, в связи с чем за орг-цией позднее закрепилось обиходное название «братья меча» или «меченосцы» (лат. gladiferi; средневерхненем. swertbrüdere). Ок. 1228 г. епископ Пруссии Христиан († 1245) основал орден «воинов Христовых в Пруссии» (milites Christi de Prussia) для защиты епископства и борьбы с языческими племенами пруссов. Кн. Конрад Мазовецкий (1199-1247) и Гюнтер Прус, еп. Плоцка (1223, 1227-1232), пожаловали новому ордену ряд владений вокруг замка Добрин (ныне Добжинь, Польша), что, как и в случае с испано-португ. О. д.-р., отразилось на названии орг-ции - «Братья-рыцари Христовы из Добрина» (milites Christi fratres de Dobrin). Добринский орден утвержден папой Римским Григорием IX уже в кон. 1228 г., он должен был следовать уставу тамплиеров.

Т. о., О. д.-р. на Пиренейском п-ове и в Прибалтике изначально создавались как военные орг-ции для решения конкретных задач по обороне пограничных регионов, замков или городов. Для О. д.-р. этой группы была характерна связь с орденом цистерцианцев, при этом руководящую и направляющую роль для дальнейших действий этих орденов играли не столько Римские понтифики, сколько местные светские и духовные властители - короли Кастилии, Леона, Арагона и Португалии, архиепископы Сантьяго-де-Компостелы, епископы Риги и Пруссии и т. д.

Структура и распространение О. д.-р.

В течение XII-XIII вв. только 3 ордена - тамплиеры, госпитальеры и позднее тевтонские рыцари - превратились из небольших братств, действовавших на Св. земле, в мощные международные организации с многочисленными владениями в Средиземноморье, Зап. и Вост. Европе. Доказанная в ходе мн. военных кампаний на лат. Востоке эффективность этих орденов привлекала светских и духовных правителей, к-рые либо с помощью щедрых пожалований призывали тамплиеров, госпитальеров или тевтонских рыцарей в свои регионы, либо пытались создать новые ордены по их подобию. Др. фактором являлись пожертвования отдельных аристократов, благочестивых мирян и проч., видевших в деятельности О. д.-р. по защите христ. паломников и св. мест богоугодное дело, к-рому надлежало способствовать по мере возможности. О. д.-р. на Пиренейском п-ове также получали земельные владения вне своих основных зон деятельности, но в целом оставались привязанными к испанско-португальскому пограничью с араб. территориями, поскольку, как правило, находились в непосредственной зависимости от местных покровителей. В 1230 г., после призвания кн. Конрадом Мазовецким, Тевтонский орден начал военные операции в Прибалтике и вскоре инкорпорировал в свой состав действовавшие там ранее Добринский орден в Пруссии (в 1235) и орден меченосцев в Ливонии (в 1237). К 1238 г. Тевтонский орден стал единственным духовно-рыцарским орденом в регионе.

Духовным и адм. центром 3 крупнейших О. д.-р. до 1291 г. оставалась Св. земля. Главное отделение тамплиеров размещалось на Храмовой горе в Иерусалиме. Центр деятельности госпитальеров находился в иерусалимском госпитале св. Иоанна Крестителя. После падения Иерусалима в 1187 г. тамплиеры и госпитальеры перенесли свои штаб-квартиры в Акру, отвоеванную у мусульман в ходе 3-го крестового похода. Там же разместилась и главная резиденция новообразованного Тевтонского ордена. Влияние О. д.-р. на лат. Востоке значительно возросло после катастрофы 1187 г., поскольку из-за отсутствия сильной королевской власти в этот период только О. д.-р., обладавшие мощными военными и экономическими ресурсами, были в состоянии поддерживать существование христ. владений в регионе. Тем не менее О. д.-р. было сложно противостоять усилившемуся во 2-й пол. XIII в. давлению мамлюков, свергнувших в 1250 г. династию Айюбидов в Египте и успешно отразивших натиск монголов в 1260 г. В 1265-1291 гг. мамлюки практически полностью захватили остатки христианских владений и в мае 1291 г. взяли столицу Иерусалимского королевства - Акру. Тамплиеры, госпитальеры и тевтонские рыцари, понесшие большие потери при обороне города, эвакуировали орденский персонал на Кипр, покинув при этом все еще находившиеся под их контролем укрепленные пункты на побережье Св. земли. Тамплиеры и госпитальеры продолжили операции против мамлюков с Кипра, пытаясь частично отвоевать утраченные владения, в то время как Тевтонский орден сначала перенес свою центральную резиденцию в Венецию, а затем, в 1309 г.,- в Мариенбург (ныне Мальборк, Польша) в Пруссии, связав свою дальнейшую деятельность с Прибалтикой.

В адм. отношении крупнейшие О. д.-р. делили свои европ. владения на провинции (приораты у госпитальеров, баллеи у Тевтонского ордена), основной задачей к-рых было финансовое и материальное обеспечение военной деятельности орг-ций. Управление провинциями осуществлялось местными руководителями (провинциальными магистрами, ландкомтурами, приорами и т. д.). Треть доходов провинций, а в случае необходимости и половина, направлялась в центральные отделения орденов (т. н. респонсии, лат. responsiones). Одной из важных задач тамплиеров и госпитальеров стала морская транспортировка пилигримов из Европы на Св. землю, приносившая также хороший доход. Госпитальеры создали самую разветвленную сеть владений в Зап. Европе и Средиземноморском регионе, тамплиеры располагались гл. обр. во Франции, Арагоне и Англии, Тевтонский орден владел обширными земельными комплексами в Италии, Свящ. Римской империи и Прибалтике. Европ. владения О. д.-р. представляли собой важный резерв для призыва новых братьев-рыцарей и постоянного восполнения неизбежных потерь, понесенных в ходе военных кампаний. Базовой территориально-адм. единицей О. д.-р. являлись отдельные «дома»-конвенты с прилегавшей территорией (назывались командориями, прецепториями, коммендами, комтурствами и т. д.). В районах боевых действий речь шла, как правило, об укрепленных замках, в то время как далекие от пограничной войны отделения О. д.-р. состояли из сельскохозяйственных угодий, зернохранилищ, виноградников и проч.

О. д.-р. имели схожие внутренние структуры. Во главе орденов находились пожизненно избираемые магистры (также они назывались великие или верховные магистры), руководившие орг-циями, согласно коллегиальному принципу управления, совместно с др. высокопоставленными братьями и в соответствии с постановлениями генеральных капитулов - регулярно проводившихся собраний высших должностных лиц и представителей орденских провинций или прецепторий. Каждый орден следовал своему уставу, утвержденному папами Римскими, и своду дополнительных законов. Основная часть членов О. д.-р. являлись мирянами, принявшими монашеские обеты нестяжания, целомудрия и послушания. В братствах поддерживалась строгая внутренняя дисциплина, при этом самым серьезным наказанием за нарушение устава являлось исключение из орг-ции и перевод в др. орден. Дисциплинарные положения уставов О. д.-р. не предполагали наказания в виде смертной казни или возвращения к мирской жизни. Члены крупнейших О. д.-р. делились на 3 основные группы: братьев-рыцарей, братьев-священников и служащих братьев-сержантов. Главной обязанностью братьев-рыцарей и братьев-сержантов была военная деятельность, братья-священники совершали богослужения и занимались пастырским душепопечением. В социальном отношении для вступления в О. д.-р. от братьев-рыцарей изначально не требовалось наличие благородного происхождения, однако со временем этот статус стал доступен только для знати. Основу братьев-рыцарей составляли представители низших слоев европ. аристократии, для которых членство в О. д.-р. давало хорошую возможность повысить социальный статус и построить карьеру. Братья-сержанты и братья-священники могли относиться как к благородному сословию, так и к городскому патрициату. Количество представителей высшей европ. знати в О. д.-р. было ограниченным. На Пиренейском п-ове О. д.-р. состояли только из 2 классов: братьев-рыцарей и братьев-священников. Помимо этих основных групп, все О. д.-р. были так или иначе связаны с дополнительными категориями: т. н. временными рыцарями (milites ad terminum), собратьями или представительницами жен. общин ордена, жертвовавшими О. д.-р. значительные суммы либо собственность; донатами, приносившими обет послушания и принимавшимися на службу в зависимости от нужд орденов и проч. Жен. общины получили распространение в орденах тамплиеров, госпитальеров, Калатрава, Сантьяго, св. Лазаря и в Тевтонском ордене.

Женщины вступали в О. д.-р. в качестве сестер; они приносили монашеские обеты. Сестры жили, как правило, в отдельных от братьев-рыцарей общинах, проводя время в молитвах и занимаясь сельскохозяйственными работами. Жен. общины получили распространение в орденах тамплиеров, госпитальеров, Калатрава, Сантьяго, св. Лазаря и в Тевтонском ордене.

Символика О. д.-р.

Отличительными признаками орденов являлись используемые их членами плащи с изображениями крестов различной формы и с возможными дополнительными элементами. Члены большинства О. д.-р. носили по примеру цистерцианцев плащи белого цвета. Черный цвет плащей госпитальеров восходил к бенедиктинским корням этой орг-ции. Символика могла меняться со временем. Так, госпитальеры изначально носили обычный белый «латинский» крест на черных или красных плащах, но с кон. XV в. официально изменили символ на 8-конечный крест, позднее названный мальтийским после установления власти ордена над Мальтой. Красный крест использовали тамплиеры и созданные по их подобию меченосцы, а также ордены Калатрава и Сантьяго. При этом крест меченосцев располагался над изображением меча, а в Добринском ордене был принят знак красной звезды над мечом. Символом Тевтонского ордена являлся черный «латинский» крест. Ордены св. Лазаря, Алькантара и Авишский использовали кресты зеленого цвета.

Военные функции О. д.-р.

Одной из главных составляющих деятельности О. д.-р. являлось ведение войны с врагами христ. веры, при этом общая численность орденских контингентов никогда не превышала неск. сотен рыцарей. Дисциплина и выучка, а также хорошее знание местности, на к-рой на постоянной основе размещались ордены, превращали эти небольшие группы в элитные отряды лат. Востока, в «регулярную армию», не связанную временными обетами крестоносцев или ограничениями вассальной службы. Важное значение имело также хорошее знание О. д.-р. особенностей местного климата и боевой тактики вражеских войск. Так, в XIII-XIV вв. рыцари Тевтонского ордена играли руководящую роль в организации «рейз» (нем. Reisen) - регулярных походов европ. знати против язычников-литовцев, поскольку прекрасно ориентировались в сложной местности прусско-литов. пограничья («Великой пущи»), учитывали климатические факторы и достаточно хорошо знали обычаи противника. Помимо участия в походах О. д.-р. активно сооружали новые и укрепляли уже имевшиеся замки на Св. земле, в Прибалтике и на Пиренейском п-ове. Финансовые и военные ресурсы позволили О. д.-р. покрыть пограничные зоны сетью крепостей. Яркими примерами архитектурной деятельности О. д.-р. являются замок госпитальеров Крак-де-Шевалье (ныне Калъат-эль-Хусн, Сирия) и замок Тевтонского ордена Мариенбург.

В сражениях отряды О. д.-р. часто несли весьма серьезные потери, прежде всего в рядах братьев-рыцарей. В битвах при Крессоне и Хаттине (1187) против султана Салах ад-Дина погибло множество тамплиеров и госпитальеров: по приказу султана 200 пленных рыцарей этих орденов были обезглавлены как самые опасные враги мусульман. В битве при Форбии (1244) против египетско-хорезмийской армии тамплиеры, госпитальеры, тевтонские рыцари и лазариты потеряли практически всех своих братьев, находившихся на Св. земле. В битве при Сауле (1236) против литовцев была уничтожена примерно половина состава ордена меченосцев, включая магистра. В сражении с литовцами при Дурбе (1260) Тевтонский орден потерял 150 братьев вместе с магистром ливонского отделения. В Грюнвальдской битве (1410) против армий Польского королевства и Великого княжества Литовского Тевтонский орден потерял ок. 200 братьев-рыцарей, в т. ч. верховного магистра Ульриха фон Юнгингена.

Упадок О. д.-р.

После утраты Св. земли в 1291 г. деятельность орденов подверглась серьезной критике, на них возлагалась ответственность за разгром христиан на Востоке. В 1307-1314 гг. франц. кор. Филипп IV Красивый (1285-1314), руководствуясь не вполне ясными мотивами, уничтожил орден тамплиеров на территории Французского королевства (подробнее см. ст. Тамплиеры). В 1312 г. папа Климент V (1305-1314) постановил распустить орден тамплиеров и передать орденское имущество госпитальерам. Из тамплиеров, действовавших на Пиренеях, были образованы орден Монтеса и орден Христа, перешедшие в юрисдикцию ордена Калатрава. Госпитальеры в свою очередь сосредоточились на покорении о-ва Родос и др. островов архипелага Додеканес, где в 1310-1522 гг. располагалось центральное отд-ние ордена. В нач. 1523 г. под давлением турок-османов госпитальеры покинули Родос и с 1530 г. осуществляли свою деятельность на о-ве Мальта вплоть до оккупации острова войсками Наполеона Бонапарта (1798). В 1798-1801 гг. центр ордена временно находился в Российской империи в связи с покровительством имп. Павла I Петровича (1796-1801), избранного в 1798 г. великим магистром Мальтийского ордена. С 1834 г. штаб-квартира ордена располагается в Риме. В качестве Суверенного военного ордена госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского на Родосе и Мальте орг-ция существует до сих пор, занимаясь медицинской и благотворительной деятельностью. Тевтонский орден потерял свои владения в Прибалтике после секуляризации Пруссии в 1525 г. и Ливонии в 1561/62 г. Орден продолжил свою деятельность в Свящ. Римской империи, перейдя в кон. XVI в. под покровительство династии Габсбургов и участвуя в войнах против турок-османов. После наполеоновских войн Тевтонский орден сохранил владения только в Австрии и Тироле. В 1923-1929 гг. орг-ция была преобразована в священнический орден, существующий в данном качестве и в наст. время. Испанско-португ. ордены потеряли свое значение после завершения Реконкисты в 1492 г. и были подчинены напрямую правящим монархам. Ассоциация орденов Сантьяго, Калатрава, Алькантара и Монтеса существует ныне в виде общественной орг-ции.

Лит.: Benninghoven F. Der Orden der Schwertbrüder: Fratres Milicie Christi de Livonia. Köln; Graz, 1965; Forstreuter K. Der Deutsche Orden am Mittelmeer. Bonn, 1967; Riley-Smith J. The Knights of St. John in Jerusalem and Cyprus, c. 1050-1310. L., 1967; idem. Hospitallers: The History of the Order of St. John. L., 1999; idem. The Knights Hospitaller in the Levant, c. 1070-1309. Basingstoke, 2012; Luttrell A. The Hospitallers in Cyprus, Rhodes, Greece and the West, 1291-1440: Collected Studies. L., 1978; idem. Latin Greece, the Hospitallers and the Crusades, 1291-1440. L., 1982; idem. The Hospitallers of Rhodes and Their Mediterranean World. Aldershot etc., 1992; idem. The Hospitaller State on Rhodes and Its Western Provinces, 1306-1462. Aldershot, 1999; idem. Studies on the Hospitallers after 1306: Rhodes and the West. Aldershot etc., 2007; Die geistlichen Ritterorden Europas / Hrsg. J. Fleckenstein, M. Hellmann. Sigmaringen, 1980; Ordines Militares: Colloquia Torunensia Historica: Yb. for the Study of the Military Orders. Toruń, 1983-[2017]. Vol. 1-[22]; Gli Inizi del Cristianesimo in Livonia-Lettonia: Atti del Colloquio intern. di storia eccl. in occasione dell'VIII centenario della Chiesa in Livonia (1186-1986), Roma 24-25 giugno 1986 / Ed. M. Maccarrone. Vat., 1989; Forey A. The Military Orders from the 12th to the Early 14th Cent. Basingstoke, 1992; idem. Military Orders and Crusades. Aldershot, 1994; Nicholson H. J. Templars, Hospitallers and Teutonic Knights: Images of the Military Orders, 1128-1291. Leicester; L.; N. Y., 1993; eadem. The Knights Hospitaller. Woodbridge, 2001; eadem. The Knights Templar: A New History. Stroud, 2002; Barber M. The New Knighthood: A History of the Order of the Temple. Camb., 1994; The Military Orders. L.; N. Y., 1994-2017. 6 vol. in 7; Militia sacra: Gli ordini militari tra Europa e Terrasanta / A cura di E. Coli, M. De Marco, F. Tommasi. Perugia, 1994; Mendicants, Military Orders, and Regionalism in Medieval Europe / Ed. J. Sarnowsky. Aldershot, 1999; Militzer K. Von Akkon zur Marienburg. Marburg, 1999; idem. Die Geschichte des Deutschen Ordens. Stuttg., 2012; Selwood D. Knights of the Cloister: Templars and Hospitallers in Central-Southern Occitania, 1110-1300. Woodbridge, 1999; The Crusades and the Military Orders: Expanding the Frontiers of Medieval Latin Christianity / Ed. Z. Hunyadi, J. Laszlovszky. Bdpst., 2001; Demurger A. Chevaliers du Christ: Les ordres religieux-militaires au Moyen-Âge (XIe-XVIe siècles). P., 2002; Ayala Martínez C., de. Las Órdenes Militares hispánicas en la Edad Media, siglos XII-XV. Madrid, 2003; Las Órdenes Militares en la Europa Medieval / Ed. F. N. Portela, C. de Ayala Martínez. Barcelona, 2005; Boas A. Archaeology of the Military Orders: A Survey of the Urban Centres, Rural Settlements and Castles of the Military Orders in the Latin East (c. 1120-1291). L.; N. Y., 2006; Hospitaller Women in the Middle Ages / Ed. A. Luttrell, H. J. Nicholson. Aldershot, 2006; International Mobility in the Military Orders (12th to 15th Cent.): Travelling on Christ's Business / Ed. J. Burgtorf, H. J. Nicholson. Cardiff, 2006; The Hospitallers, the Mediterranean and Europe: FS f. A. Luttrell / Ed. K. Borchardt et al. Aldershot, 2007; Burgtorf J. The Central Convent of Hospitallers and Templars: History, Organization, and Personnel (1099/1120-1310). Leiden, 2008; Morton N. The Teutonic Knights in the Holy Land, 1190-1291. Woodbridge, 2009; idem. The Medieval Military Orders, 1120-1314. Harlow, 2013; On the Margins of Crusading: The Military Orders, the Papacy and the Christian World / Ed. H. J. Nicholson. Farnham, 2011; Sarnowsky J. On the Military Orders in Medieval Europe: Structures and Perceptions. Farnham, 2011; Bom M. M. Women in the Military Orders of the Crusades. N. Y., 2012; Islands and Military Orders, c. 1291 - c. 1798 / Ed. E. Buttigieg, S. Phillips. Farnham, 2013; Deeds Done Beyond the Sea: Essays on William of Tyre, Cyprus and the Military Orders Presented to P. Edbury / Ed. S. B. Edgington, H. J. Nicholson. Farnham, 2014; Бессуднова М. Б. Специфика и динамика развития русско-ливонских противоречий в посл. трети XV в. Липецк, 2016; The Templars and Their Sources / Ed. K. Borchardt et al. L.; N. Y., 2017; Communicating the Middle Ages: Essays in Honour of S. Menache / Ed. I. Shagrir et al. L.; N. Y., 2018.
А. В. Баранов
Ключевые слова:
Римско-католическая Церковь. История. Средние века Крестоносцы - см. Крестовые походы Ордены духовно-рыцарские, католические рыцарские организации-братства, возникшие в рамках крестоносного движения с нач. XII в. на Святой земле, а затем и в др. регионах, где происходили столкновения католиков с мусульманами и язычниками: от Пиренейского полуострова до Прибалтики и Малой Азии
См.также:
АВИНЬОН город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП распространенное название периода в истории папства (1309 - 1377)
АДРИАН I († 795), папа Римский (в 772–795)
АДРИАН II (792 – 872), папа Римский (867 – 872)
АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
АДРИАН IV (Николай Брейкспир; 1110/20 – 1159), папа Римский (1154 – 1159)