Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕТРА И ПАВЛА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
56, С. 150-151 опубликовано: 26 апреля 2024г. 


ПЕТРА И ПАВЛА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Петропавловский мон-рь в с. Боканча-Скит. Фотография. 2019 г. Фото: azbyka.ru
Петропавловский мон-рь в с. Боканча-Скит. Фотография. 2019 г. Фото: azbyka.ru

Петропавловский мон-рь в с. Боканча-Скит. Фотография. 2019 г. Фото: azbyka.ru
(Бэлцкой и Фэлештской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдовы), находится в с. Боканча-Скит р-на Сынджерей (Сынжерейского), Республика Молдова. Основан в 1869 г. как скит Вознесения Господня Гыржавского мужского монастыря (Хыржаука) на земельном участке, приобретенном у землевладельца Леона Боканчи. Изначально предполагалось переселить на эту землю крестьян из с. Гыржавка (Гиржавка, Хыржаука), проживавших слишком близко от Вознесенской обители. Однако они отказались переезжать, после чего архиеп. Кишинёвский и Хотинский Антоний (Шокотов) распорядился организовать на этом участке монастырское хозяйство. В 1869-1872 гг. в скиту была возведена небольшая каменная ц. во имя апостолов Петра и Павла. В начальный период хозяйством скита управляли экономы, одним из первых (c 1872) был иеромон. Илиодор (Зават).

В 1918 г., после установления на территории Бессарабской губ. оккупационного режима Королевства Румыния, скит вместе с др. обителями и приходами Кишинёвской епархии перешел в юрисдикцию Румынской Православной Церкви (с 1925 Румынский Патриархат). В 1920 г. стал самостоятельным и получил название Боканча по имени бывш. владельца усадьбы. В нек-рых источниках указывается, что скит в 20-х гг. XX в. был преобразован в мон-рь, однако в документах межвоенного периода значится именно скит Боканча. Его 1-м настоятелем был протосинкелл Гурий Тэуту (с 1 oкт. 1920 по 1923). В 1922 г. в скиту проживали 12 насельников, в т. ч. протосинкелл, иеродиакон и 2 монаха. В хозяйстве было 10 га виноградников, 2 га садов, 20 га земли использовалось для выращивания овощей, 3 га не обрабатывалось, также имелось озеро.

В 1923-1924 гг. скитом руководил протосинкелл Герасим (Кися), к-рого сменил протосинкелл Дионисий (Хараз) (с 1 дек. 1924 по 1926). В 1926-1927 гг. игуменом был Иона (Ханкотэ), в 1927-1928 гг. обителью руководил иером. Афиноген, игум. Иона в эти годы оставался духовником. С 1933 по 1940 г. во главе монашеской общины находился протосинкелл Иоаким (Вишан). В 1933 г. в скиту проживали 20, а в 1936 г.- 19 насельников.

В 1940 г., после установления в Бессарабии советской власти, в скиту оставались несколько священников для совершения богослужений и для хозяйственных работ. Вскоре были конфискованы все монастырские земли и крупный рогатый скот. Скит был закрыт, разорен, иконы и церковная утварь сожжены, а монахи изгнаны. Петропавловскую ц. превратили в склад зерна, а затем приспособили для сушки табака. Настоятельские покои были отданы тракторной бригаде, а в кельях расположился детский сад.

По-видимому, в годы Великой Отечественной войны мон-рь вновь стал действующим. В 1944-1947 гг. его настоятелем был иером. Аверкий (Мереуца). В 1947 г. мон-рь в документах значился как экономически слабый, малочисленный по составу (3 монаха). Он не имел необходимой материальной базы (рабочего скота, сельхозмашин и т. д.) и являлся нерентабельным. В связи с этим властями было принято решение обитель закрыть, а монахов перевести в др. мон-ри.

В 1992 г. иеромон. Варфоломеем (Сырбу) обитель была восстановлена как скит Хынковского женского монастыря. В 1996 г. скитом временно управляла мон. Варвара, а иеромон. Варфоломей был духовником. В 1994-1997 гг. в скиту проводились ремонтные работы, к 1998 г. здесь проживали 12 монахинь.

В 1998 г. скит был преобразован в муж. мон-рь, настоятелем был назначен иеромон. (ныне архимандрит) Пахомий (Жугэнару). В 2001 г. в П. и П. м. проживали 12 насельников. Среди святынь мон-ря - иконы Успения Пресв. Богородицы, Божией Матери с Младенцем на троне, равноапостольных Константина и Елены (все - 1-й. пол. XIX в.). В обители часто проходят пасхальные муз. фестивали.

Лит.: Anuarul Eparhiei Chişinăului şi Hotinului (Basarabia). Chişinău, 1922. P. 6; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов. М., 2009. Т. 1: 1940-1953. С. 240, 314-316, 366, 721; Mănăstiri şi schituri din Republica Moldova: Studii enciclopedice. Chişinău, 2013. P. 136-147.
Л. П. Алферьева