Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕРГАМ
55, С. 358-360 опубликовано: 22 февраля 2024г.


ПЕРГАМ

[Греч. Πέργαμον; ныне Бергама, Турция], древнегреческий, римский и визант. город в Сев.-Зап. Анатолии; одна из древнейших кафедр христ. Церкви. Наиболее ранние археологические находки, свидетельствующие о поселении П., датируются кон. VIII в. до Р. Х. Согласно древнегреч. мифологической традиции, П. был основан троянцами. Основатель города - Пергам, сын Андромахи и Гелена, носил имя в память о цитадели Трои, к-рая называлась Пергамом. В письменных источниках П. впервые упомянут в 400/399 г. до Р. Х. в «Анабасисе» греч. историка Ксенофонта. В эпоху эллинизма прежде малозаметный П. стал столицей Пергамского царства династии Атталидов (ок. 281-133 гг. до Р. Х.), одним из крупнейших политических и культурных центров античной ойкумены. Наиболее значительные строительные и художественные проекты в П. были реализованы при царях Евмене I (263-241), Аттале I (241-197), Евмене II (197-159) и Аттале II (159-138). Цари П. стремились превратить столицу во вторые Афины и в достижении этой цели вполне успешно соперничали с птолемеевской Александрией. В 1-й пол. II в. здесь была собрана б-ка из 200 тыс. свитков книг, которая уступала лишь Александрийской. Вся центральная часть П. на акрополе во II в. до Р. Х. была превращена в единый комплекс дворцов, храмов и общественных зданий. По заказам царей П. были созданы знаменитые произведения искусства: Пергамский алтарь Зевса и Афины, скульптурная группа «Лаокоон». В П. работали философы Гегесин (глава Платоновской академии во II в. до Р. Х.), Кратипп (учитель Цицерона, I в. до Р. Х.), Аполлодор (учитель Октавиана Августа, I в. до Р. Х.).

С кон. III в. до Р. Х. П. поддерживал постоянный союз с Римской республикой. По мере роста могущества римлян увеличивалась зависимость П. от них. В 133 г. до Р. Х. по завещанию Аттала III Пергамское царство было передано Риму и преобразовано в 1-ю римскую провинцию в Азии. Согласно Плутарху, в 43 г. до Р. Х. Пергамская б-ка была целиком вывезена в Александрию Марком Антонием в подарок Клеопатре, чтобы возместить потери Александрийской б-ки от пожара 48 г. Позднее Октавиан Август вернул в П. часть свитков, и б-ка продолжала существовать еще неск. столетий. В рим. эпоху П. долго сохранял значение важного культурного и политического центра, в кон. I в. до Р. Х. был одним из первых городов востока Римской империи, где началось развитие культа императора. В П., как и в Эфесе, был построен алтарь божественному Октавиану Августу. В качестве центра имп. культа в 113 г. до Р. Х. П. первым в Азии получил титул «неокорос»; П. был известен как самый красивый город в М. Азии (таким его считал Плиний Старший). В сер. II в. по Р. Х. его территория заняла обширную равнину, примыкавшую с запада к акрополю. В 123 г. имп. Адриан сделал П. митрополией, возвысив его над соперничавшими с ним Эфесом и Смирной. В эти же годы была предпринята новая масштабная перестройка городского центра и храмов. Особое внимание было уделено местному храму Асклепия: он превратился в общеимперский центр паломничества и развития медицины. Аристократия П. была тесно связана с рим. патрицианскими фамилиями; выходец из П. Элий Юлий Квадрат был рим. консулом в 94 и 105 гг. Среди известных деятелей культуры, которые работали в П. в рим. эпоху, были Плиний Старший (I в.), Плиний Младший (нач. II в.), Элий Аристид (II в.), Эдесий (IV в.), учителя имп. Юлиана Отступника Оривасий и Максим Эфесский (IV в.), философ Евнапий Сардский (рубеж IV и V вв.). Уроженцем П. был медик Гален (II в.), работавший в лечебницах при храме Асклепия.

«Красная базилика» в Пергаме. 1-я пол. II в. Фотография. 2013 г. Фото: И. Н. Попов
«Красная базилика» в Пергаме. 1-я пол. II в. Фотография. 2013 г. Фото: И. Н. Попов

«Красная базилика» в Пергаме. 1-я пол. II в. Фотография. 2013 г. Фото: И. Н. Попов
П.- один из первых городов империи, где появились христиане в апостольский век. Церковь (община христиан) в П. упоминается в Откровении Иоанна Богослова как одна из 7 церквей (Откр 2. 12-13). По словам апостола, община в П. жила там, где был расположен «престол сатаны» (вероятно, имеются в виду многочисленные языческие храмы города). Также, согласно апостолу, в П. погиб сщмч. Антипа (пам. 11 апр.), один из немногих раннехрист. мучеников, о к-рых упоминается в НЗ (традиционно он считается 2-м епископом П.). В V в. над могилой св. Антипы в П. был построен христ. храм. После мученической кончины св. Антипы община в П. не распалась. Во главе ее в кон. I в. по Р. Х. стояли другие, неизвестные по именам люди, к к-рым обращался ап. Иоанн Богослов в тексте Откровения; стремясь укрепить веру христиан-пергамцев, он указывал им, что недопустимо следовать учениям прорицателя Валаама, а также николаитов (Откр 2. 14-17).

Согласно Апостольским постановлениям (IV в.) (VII 46), 1-м епископом П. был свт. Гаий (пам. 5 нояб., 4 янв.), апостол от 70, поставленный самим ап. Иоанном Богословом и, возможно, также упоминаемый в НЗ. В позднейших христ. текстах (преимущественно католических) все упоминания о лицах с этим именем, встречающиеся в НЗ, воспринимали как сведения об одном и том же человеке (Деян 19. 29; 20. 4; 1 Кор 1. 14, 16; Рим 16. 23; 3 Ин 1). Совр. наука относится к анализу этих сведений с большой осторожностью; считается, что скорее всего речь идет о 2 или 3 людях. Так или иначе текст НЗ никак не связывает св. Гаия с П.; известие о нем как о епископе впервые появляется только в Апостольских постановлениях. В трактате Предестината о ересях (сер. V в.) есть упоминание о том, что епископ П. Феодот созвал Собор из 7 епископов и осудил ересь некоего Колорбасия (PL. 53. Col. 591-592). Предположительно эти события могли происходить во II в. Достоверность этого упоминания также не может быть четко определена. Ок. сер. II в. были казнены Пергамские мученики свт. Карп, Папил(а), Агафодор и Агафоника (пам. 13 окт). Вероятно, после гибели мучеников община христиан в П. пришла в упадок; почти 200 последующих лет о ней нет никаких известий.

П. пострадал от землетрясения в 262 г. и вскоре после этого был разграблен готами. Город и его храмы были восстановлены лишь частично, хотя полного упадка П. в позднеантичную эпоху не произошло. Единственное крупное общественное здание в П. этого времени - христ. церковь, возведенная на агоре в нижнем городе в V в. Тогда же гигантский храм Сераписа был перестроен в христ. базилику, получившую название «Красная базилика». Еще одна церковь возникла на месте Асклепейона, к-рый, по мнению археологов, уже в это время был отделен пустырями от основной городской застройки и стал пригородом П. Почти все комплексы эллинистических храмов и дворцов на акрополе были превращены в частные постройки.

В сер. IV-V в. христианская община П. переживала период наивысшего подъема. В 343 г. кафедру П. занимал еп. Евсевий, присоединившийся на Сардикийском Соборе к арианской партии; его подпись есть под письмами, которые группа ариан отправляла из Филиппополя Собору в Сардике. В 360 г. еп. Драконтий был низложен за то, что перешел на кафедру П. из обл. Галатия (Socr. Schol. Hist. eccl. II 42-43; Sozom. Hist. eccl. IV 24). В 363 г. еп. Варлаам участвовал в Антиохийском Соборе, на котором Восточная Церковь подтвердила свою приверженность Никейскому Символу веры (Socr. Schol. Hist. eccl. III 25). В 431 г. еп. Филипп участвовал в Эфесском III Вселенском Соборе и поддержал его деяния. В 449 г. еп. Евтропий присутствовал на 2-м Эфесском Соборе, где, как и многие представители Восточных Церквей, подпал под влияние Диоскора. Через 2 года Евтропий по неизвестной причине уклонился от участия во Вселенском IV Соборе в Халкидоне, но от его имени соборные акты подписал архиеп. Стефан Эфесский. В хронике сиро-яковитского писателя Дионисия Телль-Махрского (IX в.) упоминается епископ П. Иоанн, занимавший кафедру в сер. VI в. и якобы принадлежавший к монофизитской Церкви.

С VII в. начался необратимый упадок П. Городская территория вновь значительно сократилась. Визант. имп. Констант II Погонат (641-668) выстроил новые стены, которые охватили лишь верхнюю часть акрополя (сохр. до наст. времени); большинство построек на нижних склонах акрополя и на равнине с этого времени были заброшены. В 663 и 716 гг. П. разграбили арабы. В X-XIII вв. город несколько увеличился, хотя занимал по-прежнему лишь верхнюю часть акрополя.

Сведения о Церкви в П. в средние века отрывочны. В 681 г. в заседаниях Вселенского VI Собора в К-поле принимал участие епископ П. Феодор; еп. Василий был участником Вселенского VII Собора в Никее в 787 г.; еп. Мефодий присутствовал на К-польском Соборе в 879 г. Неск. имен предстоятелей кафедры П. известны по их печатям IX-XIII вв. В кон. XII в. П. получил статус церковной митрополии и тем самым был выведен из подчинения митрополии Эфеса. Последний известный в визант. эпоху епископ П. Арсений занимал кафедру в период правления имп. Андроника II Палеолога (1282-1328).

Во время вторжения тюрок-сельджуков в М. Азию, в кон. XI в., Византия временно потеряла П., но освободила его от завоевателей после 1097 г. Ок. 1170 г. имп. Мануил I Комнин выстроил новую стену заселенной части акрополя. Тем не менее средневековый П. ничем не напоминал античную столицу, он превратился в густо застроенную крепость. Узкие улицы были хаотично расположены; здания, сложенные из грубо обработанного камня и античных сполий, не превышали 2 этажей. Внутри средневековых стен археологами найдены 2 небольшие церкви IX-X вв., построенные из сполий. Одна находилась на месте античного храма Афины, другая - на террасе театра. Ок. 1250 г. Феодор II Дука Ласкарь (никейский император в 1254-1258), посетивший П., оставил описание города. Высокообразованный автор был разочарован его видом. Местные жители не знали ничего о древних зданиях и не могли показать, где они находились. Феодор видел театр, крепостные стены и, сопоставляя современные ему дома с античными, сравнил их с мышиными норами (Theodore Lascaris. Epist. 80 / Ed. N. Festa. Florence, 1898. P. 107-108). Вскоре после 1302 г. П. был захвачен тюрками султаната Карасы; в 50-х гг. XIV в. город вошел в состав султаната Османов.

В совр. К-польской Православной Церкви кафедра П. имеет статус титулярной митрополии. С 21 июня 1986 г. митрополитом П. является известный греч. богослов Иоанн (Зизиулас).

«Красная базилика»

(Тур. Кызыл-Авлу), храмовая постройка римской и христианской эпохи, является крупнейшим в Азии относительно сохранным зданием, которое на протяжении ряда столетий было христ. храмом. Построена в 1-й пол. II в. по Р. Х. как храм егип. богов Исиды и Сераписа, вероятно по инициативе имп. Адриана. Если в большинстве остальных памятников П. и всей зап. части М. Азии в качестве основного строительного материала использовали местные сорта камня-известняка, то «Красная базилика» почти целиком выстроена из кирпича, подобного тому, который в 1-й пол. II в. был распространен в Риме и Италии. Первоначально все строения были облицованы мрамором (ныне полностью утрачен). Базилика и ее пристройки составляют лишь часть гигантского храмового комплекса, изначально его длина была 270 м, а ширина - 100 м. Он был ориентирован на восток и обнесен высокой стеной-оградой, внутри нее располагался большой двор, вероятно украшенный портиками. Вост. часть двора занимали сама базилика (размеры 60×26 м, высота сохранившихся стен 19 м), служившая целлой храма, и 2 постройки в виде ротонд по бокам от нее (диаметр 12 м, высота 18 м). В комплекс этого храма входили также примыкавший к нему мост через р. Селинунт и большое число гидротехнических подземных сооружений (водопроводы), к-рые, по предположению археологов, могли служить для подачи воды во время особого праздничного ритуала, символически воспроизводившего разливы Нила.

В V в. базилика и ротонды перестроили в христ. церкви. Главная из них была посвящена ап. Иоанну Богослову. Ее вост. стена была заменена алтарной апсидой; внутреннее пространство разделено 2 колоннадами с аркадами на 3 нефа, согласно уже сложившейся традиции христ. архитектуры. Большая базилика была разрушена и оставлена христианами предположительно в период араб. наступления на К-поль в кон. VII - нач. VIII в. Однако и позднее христ. храмы в ротондах продолжали действовать, по крайней мере до XIV в. В наст. время одна из ротонд используется как мечеть; большая базилика, 2-я ротонда и др. остатки храмового комплекса музеефицированы.

Известные древние и средневековые епископы П.

Гаий, ап. от 70 (?); сщмч. Антипа, Феодот (II в.), сщмч. Карп; Евсевий (342/3), Драконтий (360; низложен); Варлаам (363), Филипп (431), Евтропий (449-451), Иоанн (558-566, монофизит), Феодор (681), Василий (787), Мефодий (879), Георгий (IX-X вв.), Андрей (IX-X вв.), Пофос (X в.), Лев (X-XI вв.), неизвестный (1036), Георгий (1256), неизвестный (1274), Арсений (1294-1316).

Лит.: LeQuien. OC. T. 1. Col. 713-716; Gelzer H. Pergamon unter Byzantinern und Osmanen. B., 1903; Foss C. Archaeology and the «Twenty Cities» of Byzantine Asia // AJA. 1977. Vol. 81. P. 479-481; idem. Pergamon // ODB. Vol. 3. P. 1628; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 130-131; Radt W. Pergamon: Geschichte und Bauten, Funde und Erforschung einer antiken Metropole. Köln, 1988; Reidt K. Die byzantinische Wohnhauser des 11. bis 14. Jh. in Pergamon // DOP. 1990. Vol. 44. P. 195-204; idem. The Urban Economy of Pergamon // The Economic History of Byzantium / Ed. A. Laiou. Wash., 2002. Vol. 2. P. 615-621; Pergamon: Citadel of the Gods / Ed. H. Koester. Harrisburg, 1998.
И. Н. Попов
Ключевые слова:
Страноведение. Турция Города античные Города византийские Пергам, древнегреческий, римский и византийский город в Северо-Западной Анатолии; одна из древнейших кафедр христ. Церкви
См.также:
ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви
ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви
КИРР [Кир], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви
КЕСАРИЯ КАППАДОКИЙСКАЯ город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви
КОНСТАНТИНОПОЛЬ [в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский)
АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции
АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
АМИС город на юж. побережье Чёрного моря, возник в VII в.