В пространной редакции соч. «О палестинских мучениках», сохранившейся в сир. переводе, указано, что вместе с П., Н. и Патермуфием пострадал Илия, к-рый, однако, здесь не назван пресвитером; христиане были казнены в Фени (Θαίνοι) в 9-й день месяца элула (19 сент.). Епископские кафедры, возглавляемые П. и Н., неизвестны. Согласно свт. Епифанию Кипрскому, П. был сторонником Мелетия, еп. Ликопольского, и его спутником в изгнании (Epiph. Adv. haer. 68. 2). Мч. Патермуфий упоминается в «Библиотеке» патриарха Фотия среди исповедников, к-рым сщмч. Памфил и Евсевий Кесарийский, находясь в заключении, отправили «Апологию Оригена» (Phot. Bibl. 118 // PG. 103. Col. 397).
В большинстве визант. синаксарей П., Н., Патермуфий и Илия упоминаются под 19 сент. вместе с др. 150 мучениками. Вероятно, это добавление было сделано на основе отрывка из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в к-ром говорится, что вместе с П. и Н. было сожжено множество др. христиан (Euseb. Hist. eccl. VIII 13. 5). Можно также предположить, что речь идет об исповедниках, к-рые, согласно 8-й гл. «О палестинских мучениках», были сосланы на палестинские рудники по приказу префекта Фирмилиана и у каждого из к-рых была изувечена левая нога и выколот правый глаз (Euseb. De mart. Palaest. 8). В заметке из Синаксаря К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 19 сент. говорится, что 100 мучеников происходили из Египта, другие 50 родились в Палестине. За проповедование Христа они претерпели мучения «на земле Зоора» (ἐπ τῆς χώρας Ζωώρας), затем были отосланы на работы в рудники и за отказ поклониться идолам сожжены заживо. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сказание о святых также помещено под 19 сент. и в целом повторяет заметку Синаксаря К-польской ц., однако здесь в заголовке Патермуфий не упоминается и говорится, что 100 египтян-христиан были казнены сразу же (без ссылки в рудники). В нек-рых визант. стишных синаксарях (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.) под 17 сент. отмечены отдельные памяти епископов П. и Н., 46 мучеников, пострадавших в Палестине, а также Илии и Патермуфия. В греч. печатной Минее (Венеция, 1592) помимо этих памятей под указанным числом обозначена память 100 мучеников, Илия не упоминается (SynCP. Col. 53). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память святых помещена под 17 сент. В сказании говорится, что епископы П. и Н., Патермуфий и Илия, происходившие из Египта, и 50 мучеников из Палестины пострадали от огня, а 100 др. егип. мучеников были усеченны мечом. Подобное сказание под тем же числом приводится иеромон. Макарием Симонопетрским в «Новом синаксаристе». В комментариях указано, что среди последних могли быть 39 мучеников, казненных вместе со сщмч. Сильваном, еп. Газским, и, возможно, со св. Иоанном Египтянином.
В Палестино-грузинском календаре X в. (Sinait. iber. 34) память П., Н., Патермуфия и Илии помещена под двумя датами: помимо традиц. дня памяти 19 сент. под 11 сент. содержится память П. и пострадавших с ним (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89, 91, 328, 334).
Память П., Н., Патермуфия и Илии с др. 150 мучениками отмечена под 19 сент. в Иеронимовом Мартирологе (MartHieron. P. 516; MartHieron. Comment. P. 517). Под этим же числом она вошла в зап. «исторические» мартирологи IX в. (Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда). В Мартирологе Флора по имени названы только епископы П. и Н., число пострадавших с ними не уточняется, но говорится, что они были клириками. Это указание, вероятно, было заимствовано из лат. перевода «Церковной истории» Евсевия, выполненного Руфином Аквилейским (Rufin. Hist. eccl. VIII 14). В Римском Мартирологе (80-е гг. XVI в.) кард. Ц. Барония под этим же числом содержится краткая заметка о П., Н. и Илии, который ошибочно назван епископом Египта (MartRom. P. 405). В совр. редакции Римского Мартиролога сан Илии исправлен на пресвитера (MartRom. (Vat.). P. 495).
В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., память П., Н., не названных здесь епископами, Патермуфия, Илии, не названного пресвитером, а также 150 мучеников указана под 19 сент.; в остальном сказание соответствует заметке из Синаксаря К-польской ц. (славянский и греческий текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 92-94). В стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в., память святых смещена на 17 сент.; здесь отдельно поминаются 100 мучеников, пострадавших в Египте, 46 мучеников, сожженных огнем, Патермуфий и Илия, также пострадавшие в огне. В краткой заметке, относящейся к 46 мученикам, упоминаются 2 епископа П. и Н. и 2 «славных мужа» Патермуфий и Илия. Они и еще 100 христиан происходили из Египта, 50 других, пострадавших с ними,- из Палестины; далее приводятся сведения из сказаний визант. синаксарей (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 69-70). В ВМЧ митр. Макария память святых, как и в визант. календарях, содержится под 19 сент.; имя Патермуфий передано как Петремуфий, П. и Н. не названы епископами, а Илия - пресвитером, в остальном заметка повторяет сказание из Синаксаря К-польской ц. (ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1253-1254). В «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского, краткое сказание о святых содержится под 17 сент.; в нем повествуется, что 156 мучеников пострадали за Христа в г. Тир, в Финикии, при имп. Диоклетиане и воеводе Ветурине. Среди них было 2 епископа из Египта - П. и Н., свящ. Зинон, 2 славных мужа - Патермуфий и Илия ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 89 об.). В современной редакции «Житий святых» Димитрия Ростовского под 17 сент. говорится, что мученики пострадали ок. 310 г., во время гонений имп. Максимиана, по именам упоминаются только П. и Н.