Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАНАМА
54, С. 387-399 опубликовано: 27 ноября 2023г.


ПАНАМА

[Республика Панама, испан. República de Panamá], государство в Центр. Америке, на Панамском перешейке. На севере омывается Карибским м., на юге - Тихим океаном, на западе граничит с Коста-Рикой, на востоке - с Колумбией. Территория - 74,18 тыс. кв. км. Столица - Панама (430,2 тыс. чел.); дистрикт Панама, включающий муниципалитеты Токумен (74,9 тыс. чел.), Чилибре (53,9 тыс. чел.), Пакора (52,4 тыс. чел.), Лас-Кумбрес (32,8 тыс. чел.), Анкон (29,7 тыс. чел.) и др.,- 880,6 тыс. чел.; в городской агломерации, включающей в т. ч. Сан-Мигелито (315 тыс. чел.),- более 1 млн чел. (перепись 2010 г.). Крупные города - Ла-Чоррера (62,8 тыс. чел., в агломерации - более 100 тыс. чел.), Аррайхан (41 тыс. чел., в агломерации - более 100 тыс. чел.), Колон (34,6 тыс. чел., в агломерации - более 100 тыс. чел.), Давид (82,9 тыс. чел.), Сантьяго-де-Верагуас (31 тыс. чел., в агломерации - более 60 тыс. чел.). Офиц. язык - испанский. Административно-территориальное деление: 10 провинций и 3 автономные области (комарки). П.- член ООН (1945), МВФ (1946), МБРР (1946), ОАГ (1948), Движения неприсоединения (1976), Группы Рио (1986), Центральноамер. интеграционной системы (1991), Ассоциации карибских гос-в (1996), ВТО (1997). География. Панамский перешеек возник 3-4 млн лет назад: в результате перемещения Тихоокеанской и Карибской тектонических плит сформировалась дуга из островов вулканического происхождения, которые в течение неск. тысяч лет покрывались отложениями, образовав перешеек между Сев. и Юж. Америкой. На западе П., от границы с Коста-Рикой к центру страны, тянется хребет Центр. Кордильера, в зап. части к-рого расположены неск. вулканов, в т. ч. высшая точка страны - вулкан Бару (ранее Чирики, 3475 м). Вдоль атлантического побережья расположены хребты Кордильера-де-Сан-Блас и Серрания-дель-Дарьен, продолжающийся в Колумбии. На юго-востоке П. берет начало хребет Серрания-дель-Баудо, к-рый также уходит на территорию Колумбии. Стране принадлежит свыше 1600 островов, их общая площадь составляет 1160 кв. км, большинство расположены в Тихом океане. Самые крупные острова - Койба (493 кв. км) и Рей (234 кв. км). В П. насчитывается ок. 500 рек, самые крупные - Чукунаке (231 км), Туира (230 км), Баяно (206 км). В самой низкой части Панамского перешейка пролегает Панамский канал - искусственный водный путь (81,6 км), соединяющий воды Атлантического и Тихого океанов. В стране субэкваториальный жаркий и влажный климат. Среднемесячные температуры колеблются мало и составляют +27° С в течение всего года. В П. выражены 2 климатических сезона: влажный и сухой. Первый длится с мая по нояб., 2-й - с дек. по апр. На побережье Карибского м. ежегодное количество осадков достигает 3500 мм, на побережье Тихого океана - ок. 2300 мм.

Население

Население П., по данным переписи 2010 г., составляет 3 405 813 чел. (по официальной оценке на 2016 г.- 4 037 043 чел.). Из них 70,4% составляют испаноязычные панамцы, 9,2% - потомки выходцев с Антильских островов (антильянос), 12,3% (417,6 тыс. чел.) - индейцы: нгобе (гуайми) - 260 тыс. чел., гуна (куна, туле) - 80,5 тыс. чел., эмбера - 31,3 тыс. чел., бугле - 24,9 тыс. чел., воунаан - 7,3 тыс. чел., насо (терибе) - 4 тыс. чел., бокота - 1,9 тыс. чел., бри-бри - 1 тыс. чел., др. племена - 460 чел.; не заявившие об этнической принадлежности - 5,9 тыс. чел. В П. проживают также американцы США (4% населения), китайцы (1,5%), французы (1%), итальянцы (1%), индийцы, арабы и др.

Среднегодовой прирост населения составил 1,5% (2010), рождаемость - 18,95 на 1 тыс. чел., смертность - 5 на 1 тыс. чел. (2015), показатель фертильности - 2,5 ребенка на 1 женщину (2016). Средняя продолжительность жизни (2010) - 77,6 лет (мужчины - 74,85 года, женщины - 80,5 лет). В возрастной структуре: 28,9% - дети в возрасте до 14 лет, 64 % - лица от 15 до 64 лет, 7% - лица 65 лет и старше (2010). Городское население - 73% (2008). Уровень грамотности - 94,5% (2010).

Государственное устройство

П.- унитарное государство, форма правления - президентская республика. Действующая конституция страны принята 11 окт. 1972 г. (последняя редакция - 2004 г.). Президент, избираемый на 5-летний срок с правом одного переизбрания, является главой государства и правительства. Законодательная власть представлена однопалатной Национальной ассамблеей, состоящей из 71 депутата, которых избирают путем всеобщего голосования на 5 лет. Судебную власть возглавляет Верховный суд, члены которого утверждаются Национальной ассамблеей по представлению правительства на 10-летний срок. Крупнейшие политические партии: Демократическая перемена, Революционно-демократическая партия, Панамистская партия.

Религия

Собор Благовещения Пресв. Богородицы в г. Панама. 1947 г. Фото: Omar Upegui R.
Собор Благовещения Пресв. Богородицы в г. Панама. 1947 г. Фото: Omar Upegui R.

Собор Благовещения Пресв. Богородицы в г. Панама. 1947 г. Фото: Omar Upegui R.
По данным статистического обследования домашних хозяйств 2009 г., большинство населения П. исповедует католицизм (69,7%). Ок. 21% являются протестантами различных деноминаций, 0,3 - буддистами, 0,2 - мусульманами, 0,1 - иудеями, 0,2% - представителями др. конфессий и религий. Не исповедуют ни одной религии или являются атеистами 8,5% населения. Число католиков в П. постепенно сокращается, протестантов - увеличивается: в 1998 г. католиками считали себя 81,9% населения, протестантами - 12,1, представителями др. конфессий и религий - 0,8, не исповедующими ни одной религии или атеистами - 3,2%.

Православие

Интерьер собора. Фото: Dr. Ermolaos Antoniadis B./comunidadgriega.com.pa
Интерьер собора. Фото: Dr. Ermolaos Antoniadis B./comunidadgriega.com.pa

Интерьер собора. Фото: Dr. Ermolaos Antoniadis B./comunidadgriega.com.pa
Первая крупная миграция правосл. греков в П. была в кон. ХIX в., когда французы предприняли попытку строительства Панамского канала. Вторая миграционная волна пришлась на 1903-1914 гг. и была связана со строительством канала американцами. После окончания строительства греки селились в городах Колон и Панама. Первым священником Константинопольской Православной Церкви (КПЦ) в П. был иерей (?) Герасим, который проводил богослужения для греч. общины г. Колона в частном доме. В 1938 г. в Колоне построена 1-я православная ц. во имя св. Антония (Сан-Антонио; впосл. здание было повреждено вандалами и сейчас не используется). В 1947 г. в г. Панаме построена ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (ныне соборная). 30 июля 1996 г. решением Синода КПЦ на территории стран Центр. Америки, Колумбии, Венесуэлы и стран Карибского бассейна была образована Панамская митрополия. 2 дек. 1996 г. 1-м митрополитом Панамским избран епископ Дорилейский Афинагор (Анастасиадис). Изначально кафедральным городом митрополии был г. Панама, но затем кафедра перенесена в г. Мехико. 31 авг. 2005 г. епархия была переименована в Мексиканскую митрополию.

Часовня Покрова Пресв. Богородицы над захоронением прот. Владимира Ульянцева. 1991 г. Фото: Александр Горбунов/pravmir.ru
Часовня Покрова Пресв. Богородицы над захоронением прот. Владимира Ульянцева. 1991 г. Фото: Александр Горбунов/pravmir.ru

Часовня Покрова Пресв. Богородицы над захоронением прот. Владимира Ульянцева. 1991 г. Фото: Александр Горбунов/pravmir.ru
В 1991 г. П. посетила делегация Русской Православной Церкви во главе с протопресв. Матфеем Стаднюком, настоятелем Богоявления собора в Елохове (Москва), для освящения часовни, построенной в 1986 г. П. В. Ульянцевым (1928-2009) над захоронением своего отца, прот. Владимира Ульянцева (ок. 1900-1981), рус. эмигранта 1-й волны. В 1998 г. П. посетил председатель ОВЦС, митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев; ныне Патриарх Московский и всея Руси). Он договорился с правительством страны об аренде в г. Панаме участка земли с домом, к-рый впосл. был выкуплен, в доме обустроены храм и квартира священника. В том же году решением Синода РПЦ в г. Панаме в юрисдикции Аргентинской и Южноамериканской епархии учрежден приход Московского Патриархата в честь Покрова Пресв. Богородицы, в который был назначен постоянный священник. Прихожанами являются гл. обр. немногочисленные русскоязычные жители г. Панамы: лица, вступившие с панамцами в брак (первые русскоговорящие женщины, вышедшие замуж за панамских специалистов, получавших образование в СССР, переехали в П. во 2-й пол. 60-х гг. XX в.), сотрудники дипломатической миссии РФ и их семьи, предприниматели, моряки, временные работники и т. д. Есть небольшое число панамцев, принявших Православие. Общее число постоянных прихожан - до 30 чел.

Римско-католическая Церковь

Представлена архиепископством-митрополией Панама, к-рой подчиняются еп-ства Читре, Сантьяго-де-Верагуас, Давид, Колон-Гуна-Яла, Пенономе, а также апостолическим викариатом Дарьен и территориальной прелатурой Бокас-дель-Торо. Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1923 г. В 2016 г. в П. насчитывалось более 200 католич. приходов. 30 июня 1958 г. основана Епископская конференция П.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканская Церковь представлена диоцезом Панама, к-рый входит в состав Англиканской Церкви центрального региона Америки (Iglesia Anglicana de la Región Central de América), являющейся членом Англиканского содружества. Диоцез включает 2 прихода, 27 миссий и 4 проповеднических стана (ок. 3 тыс. прихожан). Кафедра - собор св. Луки в г. Панаме (освящен в 1924).

Лютеранство представлено небольшими орг-циями: Евангелическо-лютеран. церковью Панамы (Evangelical Lutheran Church of Panama; 6 конгрегаций, 200 чел.; основана амер. Лютеранской церковью - Миссурийский синод; в 1941 ее представители начали работу среди англоязычного населения П., в 1980 - среди испаноязычного); Лютеранской церковью Искупителя (Iglesia Luterana El Redentor; ок. 200 чел.; основана ок. 1980); Евангелическо-лютеран. церковью в Коста-Рике (Evangelisch-Lutherische Kirche in Costa Rica; пастор этой церкви 2 раза в год посещает немецкоговорящие общины в П. (ок. 100 чел.); находится в составе Евангелической церкви Германии; в П. действует с 50-х гг. XX в.).

Большинство баптистов объединены в Панамскую баптист. конвенцию (Convención Bautista de Panamá; 106 общин, 7573 чел.; данные за 2006). В 1866 г. в П. начали проповедовать первые миссионеры-баптисты из Ямайки при поддержке Баптистского миссионерского об-ва. С учреждением зоны Панамского канала (1903) в стране появились англоязычные миссии Южной баптист. конвенции США. П. стала центром распространения баптизма в другие страны Центр. Америки. В 1956 г. образованы Панамская баптист. конвенция, а также теологическая семинария в Аррайхане (ныне действует также семинария в г. Панаме). В 1962 г. в П. начали работу представители Зарубежного миссионерского об-ва консервативных баптистов (Conservative Baptist Foreign Mission Society) и орг-ции «Баптисты свободной воли» (Free Will Baptists; ок. 750 чел. в нач. XXI в.). В 1976 г. в П. открыла миссию консервативная баптист. организация «Баптистское библейское братство» (Baptist Bible Fellowship).

Меннониты представлены Объединенной евангелической церковью братьев-меннонитов в Панаме (La Iglesia Evangélica Unida de los Hermanos Menonitas de Panamá; 13 общин, 550 членов (2010), является членом Всемирной меннонитской конференции; в П. с 1964) и Церковью братьев во Христе (Iglesia Hermanos en Cristo; 1 община, 20 чел.).

Методисты, впервые прибывшие в П. в 1811 г., представлены 2 организациями: дистриктом Коста-Рика и Панама в составе Методистской церкви в Карибском регионе и в Америках (Methodist Church in the Caribbean and the Americas; основана как автономная в 1967), исторически связанной с брит. методизмом, и Евангелической методист. церковью Панамы (Iglesia Evangélica Metodista de Panamá; 11 общин, ок. 1,1 тыс. чел.), исторически связанной с североамериканским методизмом (в 1906 Нью-Йоркский совет зарубежных миссий Методистской епископальной церкви в Америке направил в П. 1-го миссионера Дж. Элкинса; автономия получена в 1973). По данным за 2005 г., общее число методистов составляло ок. 12 тыс. чел. в 267 общинах.

Адвентисты седьмого дня, присутствующие в П. с кон. XIX в., образуют Миссию Панамского союза (346 общин, ок. 81,5 тыс. чел.), которая включает 6 локальных структур (3 миссии и 3 конференции) и входит в состав Межамериканского отд-ния Генеральной конференции.

Движение святости представлено Церковью Назарянина (Iglesia del Nazareno; 22 общины, 1646 чел. (2009); в П. с 1953), Евангелическим миссионерским союзом Панамы (ок. 800 чел. (нач. XXI в.); основан в 1953), Церковью Бога (Андерсон) (Iglesia de Dios (Anderson); ок. 700 чел. (нач. XXI в.), в П. с 1906), Евангелической церковью новой жизни (Iglesia Evangélica do Nova Vida; ок. 700 чел. (нач. XXI в.); в П. с 1967).

Армия спасения (Ejército de Salvación) существует в стране с 1904 г. (официально признана в 1946), в нач. XXI в. насчитывала ок. 400 приверженцев. П. входит в Сев. территорию Лат. Америки, образованную в 1976 г.

Пятидесятники двух и трех духовных кризисов состоят в нескольких орг-циях: Ассамблеях Бога (ок. 50 тыс. чел.; в П. с 1967), Церкви Бога (Кливленд) (Iglesia de Dios E. C. Panamá; 295 общин, 112 миссий, 21 тыс. чел.; в П. с 1935), Международной церкви четырехугольного Евангелия (Iglesia del Evangelio Cuadrangular; более 30 тыс. чел. (2005); в П. с 1928), Церкви Бога пророчеств (Iglesia de Dios la Profecía; ок. 1,5 тыс. чел. (нач. XXI в.); в П. с 1962). Пятидесятники-унитарии представлены Объединенной пятидесятнической церковью в Панаме (Iglesia Pentecostal Unida de Panamá; ок. 2 тыс. чел. (нач. XXI в.); существует с 1980). В П. действуют также независимые латиноамер. пятидесятнические организации (статистические данные на нач. XXI в.): Национальная пятидесятническая апостолическая церковь (Iglesia Apostólica Pentecostal Nacional; ок. 3 тыс. чел.), Пятидесятническая евангелическая церковь (Iglesia Evangélica Pentecostal; ок. 3 тыс. чел.), Евангелическая церковь (Iglesia Evangélica; ок. 1,6 тыс. чел.). Евангелики представлены Международной миссионерской орг-цией «Ethnos 360» (основана в 1942 под названием «New Tribes Mission», в П. с 1952; в нач. XXI в. насчитывала ок. 4 тыс. приверженцев) и Евангелической миссией Панамы (Misión Evangélica de Panamá; на нач. XXI в. ок. 700 чел.; основана в 1958). Харизматы входят в орг-цию «Icthus Internaсional» (возникла в 1964 в Гватемале), появившуюся в П. в 1983 г. и насчитывавшую в нач. XXI в. ок. 850 приверженцев.

К Церквам Христа (см. Ученики Христа) в нач. XXI в. относились ок. 5 тыс. верующих (гл. обр. граждане США, работавшие в г. Панаме).

Новоапостольская церковь (с центром в Цюрихе) в нач. XXI в. насчитывала в П. ок. 600 последователей.

Иеговы свидетели, по данным самой орг-ции, имели в П. 17,7 тыс. приверженцев в 321 общине (2018).

Межденоминационная Центральноамериканская миссия (Central American Mission), созданная в 1890 г. в США для проповеди среди жителей стран Центр. Америки и существующая в П. с 1944 г., в нач. XXI в. насчитывала ок. 1,2 тыс. приверженцев. Межденоминационные англоговорящие общины (Union Churches), изначально возникшие в зоне Панамского канала, в нач. XXI в. насчитывали ок. 600 верующих.

Последователями Церкви Иисуса Христа святых последних дней (см. Мормоны), по статистике самой орг-ции, являются 55,5 тыс. чел. (73 прихода, 14 центров семейной истории, 1 миссия). Первые мормоны появились в П. в 1941 г., это были военные, прибывшие в зону Панамского канала. В 1961 г. П. посетил член Кворума 12 апостолов старейшина М. Дж. Ромни, который встретился с Президентом страны Р. Ф. Чиари Ремоном (1960-1964). В 1965 г. орг-ция мормонов официально была признана правительством П. В 1988 г. амер. миссионеры были вынуждены покинуть страну, но местные миссионеры продолжали работу. В 1989 г. в г. Панаме создана миссия, в 2008 г. построен храм.

Экуменические организации

В 1986 г. создан Экуменический комитет Панамы (Comité Ecuménico de Panamá, COEPA), связанный со Всемирным Советом Церквей. В него входят представители Евангелической методистской церкви Панамы, Римско-католич. Церкви, англикан. диоцеза Панама, Баптистской церкви Калвари, Методистской церкви в Карибском регионе и Америках, К-польской Православной Церкви и Русской Православной Церкви (2018). В состав Латиноамериканского совета Церквей (Consejo Latinoamericano de Iglesias, CLAI), также связанного со Всемирным Советом Церквей, входят: англикан. диоцез Панама, Евангелическая методистская церковь Панамы, Методистская церковь в Карибском регионе и Америках, Евангелическо-лютеранская церковь Панамы. Часть протестант. деноминаций входит в состав Панамского евангелического братства (Confraternitat Evangélica Panameña), связанного со Всемирным евангелическим альянсом. Действует также Панамский евангелический альянс (Alianza Evangélica de Panamá; основан в 1941 как Федерация религиозных работников Перешейка (Isthmian Religious Workers Federation)), объединяющий представителей Ассамблей Бога, амер. лютеран, амер. методистов, консервативных баптистов и часть евангеликов.

Иудаизм

Иудаизм исповедует 0,1% жителей П. (2010). Первыми поселившимися в П. евреями были обращенные в христианство испанцы и португальцы, продолжавшие тайно исповедовать иудаизм. После провозглашения независимости от Испании в 1821 г. и вхождения П. в состав Вел. Колумбии в стране поселились евреи-сефарды из Ямайки и ашкеназы из Центр. Европы. В сер. XIX в. в П. прибыли сефарды с Карибских островов и ашкеназы из Нидерландов. В 1867 г. в П. нашла приют многочисленная группа евреев с о-ва Сент-Томас, пострадавшего от урагана, землетрясения и цунами. Евреи-иммигранты селились гл. обр. в г. Панаме. 14 мая 1876 г. евреи-сефарды основали благотворительное об-во «Кол Шеэрит» и погребальное братство «Хевра Кадиша». 17 марта 1918 г. открыт 1-й молитвенный дом об-ва. В 1933 г. евреи из Средиземноморья основали в П. ортодоксальную общину «Шевет Ахим». Конгрегация «Бет-Эль» создана ашкеназами, эмигрировавшими в 30-х гг. XX в. из Европы. Все конгрегации, а также ряд др. орг-ций, таких как ложа «Бней-Брит» и отд-ние Международной жен. сионистской орг-ции, входят в Центральный общинный совет евреев П.

Ислам

Ислам, по разным оценкам, исповедует от 0,2 до 4,4% населения. Мусульмане проживают гл. обр. в городах Панама, Колон и Пенономе. Первыми мусульманами в П. были рабы мандинка, завезенные в XVI в. испанцами для работы на золотых приисках. Большинство из них исповедовало одновременно и ислам, и традиц. африкан. религии. В 1904-1913 гг. в П. переехали мусульмане, жившие на Индийском субконтиненте и в Ливане. В 1929 г. прибыла группа из Бомбея, к-рая организовала Мусульманское индо-пакистанское суннитское об-во (впосл. названное Мусульманской миссией Панамы). В 70-х гг. ХХ в. в г. Панаме построена мечеть. В кон. 60-х гг. XX в. в П. начали приезжать мусульмане араб. происхождения, большинство из к-рых поселились в Колоне. В 1977 г. имам Абдул Малик начал работу с местным населением в Колоне.

Буддизм

В 1968 г. в П. организовано буддистское об-во «Сока Гаккай Интернашенал Панама». В 1996 г. последователи Школы настоящего Будды основали Буддистскую ассоциацию Панамы. В 2006 г. открыт 1-й буддистский храм.

Индуизм

Иммиграция индуистов в П. началась со строительством Панамского канала. В 1987 г. в г. Панаме построен индуистский храм.

Новые религиозные движения

Бахаисты (см. Бахаи религия) появились в стране в 1940 г. В 1946 г. в г. Панаме открыто 1-е местное духовное собрание. В 1961 г. было избрано 1-е национальное духовное собрание. В 1967 г. началось строительство панамского храма Бахаи, который был открыт в 1972 г. Согласно оценкам, эту религию в П. исповедуют ок. 42 тыс. чел. (2015). В стране проживают ок. 850 растафари, гл. обр. в городах Колон и Ла-Чоррера, расположенном на территории пров. Зап. Панама. В нач. 2000-х гг. растафари основали Панамский альянс растафари. В 2005 г. в П. состоялась 1-я испано-американская встреча растафари. В П. действует храм Международного об-ва сознания Кришны. Муниты в нач. XXI в. насчитывали в П. ок. 500 сторонников (гл. обр. среди переселенцев из Юж. Кореи). В П. также проживает небольшое количество неоязычников, существуют неск. ковенов традиц. викки и одиночные последователи эклектической викки. В стране есть отд-ние Международной языческой федерации.

Традиционные верования

Народ гуна исповедует монотеистическую религию ибеоргун. Согласно религ. убеждениям этого народа, бог создал землю, солнце и все сущее. После этого он послал на землю неск. героев. Они должны вести за собой людей и передавать им знания об обычаях, к-рым необходимо следовать. Самым великим из героев считается Ибеоргун. По представлениям гуна, люди после смерти отправляются на небо, где живут вечно в мире и равенстве. Большинство гуна проживают на востоке карибского побережья П.- в комарках Гуна-Яла, Мадунганди и Куна-де-Варганди. Основной закон комарки Гуна-Яла (2013) гласит, что ибеоргун - религия гуна, и поэтому ее будут исповедовать в Гуна-Яле и преподавать во всех образовательных центрах комарки (ст. 8), а «любой религиозный культ или движение, действующие против целостности и культурных, социальных и духовных ценностей народа гуна, будут выдворены из Гуна-Ялы». Религия ибеоргун является основной и для жителей комарки Куна-де-Варганди (ст. 16 закона № 34 от 25 июля 2000 «Об образовании комарки Куна-де-Варганди»).

Народы нгобе и бугле исповедуют синкретическую религию мама-татда (в переводе с языка нгобе - «мама-папа»; имеются в виду Дева Мария и Иисус Христос). В этой религии сочетаются элементы католицизма и анимизма: раскрашивание лиц, ритуал «канталеле», во время к-рого женщины поют и танцуют, а мужчины поют и ритмично хлопают на протяжении неск. часов. 22 сент. 1962 г. у молодой индейской девушки Бесико Крунингроб (офиц. имя - Делия Бехерано де Атенсио), по ее заверениям, было видение, после к-рого она начала проповедовать Евангелие. Ее стали называть Мама Чи (Маленькая мама). 14 сент. 1964 г. Бесико умерла. Ее дочь, которой на момент смерти матери было 2 года, стала впосл. новым духовным лидером религии мама-татда. В наст. время эта религия является самой исповедуемой в комарке Нгобе-Бугле, что зафиксировано в ее Основном законе.

В религии индейцев эмбера большое значение имеет общение с духами хаи, к-рое осуществляется с помощью шаманов (хаибанас). По мнению эмбера, существует 3 вида хаи: дохура (духи воды), вандра (матери животных и растений, обитающие в верховьях рек) и антумия (духи дремучего тропического леса и живущих в нем животных, в к-рых превращаются души умерших людей). Согласно верованиям эмбера, духи являются частью природы, их могут видеть только шаманы.

Религиозное законодательство

Собор Пресв. Девы Марии ла Антигуа в г. Панама. 1690–1796 гг. Архитекторы Х. де Веласко, Н. Родригес. Фото: Архив БРЭ
Собор Пресв. Девы Марии ла Антигуа в г. Панама. 1690–1796 гг. Архитекторы Х. де Веласко, Н. Родригес. Фото: Архив БРЭ

Собор Пресв. Девы Марии ла Антигуа в г. Панама. 1690–1796 гг. Архитекторы Х. де Веласко, Н. Родригес. Фото: Архив БРЭ
В конституции и законах страны закреплено право на свободу вероисповедания (ст. 35). Запрещена религ. дискриминация (ст. 19). Конституция признаёт католицизм религией, которую исповедует большинство населения страны (ст. 35). Религ. ассоциации обладают статусом юридического лица и имеют право распоряжаться своим имуществом в рамках закона (ст. 36). Священнослужители могут занимать гос. должности в сферах социального обеспечения, образования, вести научно-исследовательскую деятельность (ст. 45). Как государственные, так и частные образовательные орг-ции не должны делать различий по религ. воззрениям при приеме буд. учеников (ст. 94). В гос. школах изучают основы католичества, но вопрос о присутствии ребенка на этих уроках и посещении религ. обрядов решается родителями или опекунами (ст. 107). Создание партий по религ. принципу запрещено (ст. 139).

История

С древнейших времен до обретения независимости

Люди появились на территории совр. П. примерно за 11-10 тыс. лет до Р. Х. Самая ранняя керамическая культура Центр. Америки - Монагрильо (2500-1200 гг. до Р. Х.) - была основана на выращивании кукурузы. Производство керамики и золотых из-делий достигло высокого уровня в культурах Б. Кокле (150 г. до Р. Х.- 700 г. по Р. Х.), каменная скульптура изготовлялась в Баррилес (500-800 гг. по Р. Х., культурный ареал Б. Чирики). До прибытия европейцев П. находилась вне зон влияния обеих доколумбовых цивилизаций - мезоамериканской и андской.

К моменту завоевания на территории П. жило, по разным оценкам, от 250 тыс. до 1 млн чел.- носителей языков чибча, чоко и куэва. В наст. время считается, что чибча (бoльшая часть совр. индейцев П.) сформировались на территории зап. П. и вост. Коста-Рики, а затем расселились по территории Колумбии (ранее ее считали прародиной чибча). Чоко жили по всему тихоокеанскому побережью Колумбии и на юге П. Куэва селились в Дарьене на побережье Атлантического океана и были полностью истреблены испанцами к 1535 г. Территории куэва были позже заселены гуна.

Первым европейцем, открывшим в 1501 г. Панамский перешеек, был испан. конкистадор Родриго де Бастидас († 1527). В 1502 г. на вост. побережье П. высадился Х. Колумб (1451-1506). Он основал в устье р. Белен поселение Санта-Мария-де-Белен, к-рое вскоре было разрушено индейцами. В 1508 г. карибское побережье П. вошло в состав новообразованной пров. Верагуа, первым губернатором которой был Диего де Никуэса († 1511), основавший в 1510 г. г. Номбре-де-Дьос. В том же году Васко Нуньес де Бальбоа (ок. 1475-1519) заложил на зап. берегу р. Атрато г. Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен (на территории совр. деп. Чоко, Колумбия), названный в честь Пресв. Девы Марии ла Антигуа. На побережье Карибского м. была возведена часовня Санта-Мария-ла-Антигуа. По сообщению Б. де Лас Касаса, город основан на месте разрушенного поселения индейцев, оказавших сопротивление испанцам, а часовня была обустроена в доме местного касика Семако. В 1511 г. Нуньес де Бальбоа добился контроля над Верагуа и был назначен «губернатором и капитаном» Дарьена. Узнав от индейцев о богатстве инков, Нуньес де Бальбоа снарядил экспедицию и отправился на поиски сокровищ. Он пересек Панамский перешеек и 25 сент. 1513 г. стал 1-м европейцем, вышедшим к Тихому океану, к-рый назвал Южным морем. После этого Нуньес де Бальбоа был назначен губернатором и генерал-капитаном Дарьена и аделантадо побережья открытого им моря.

9 сент. 1513 г. по просьбе арагонского кор. Фернандо II Католика (1479-1516) папа Римский Лев Х издал буллу «Pastoralis officii debitum», к-рой учредил 1-е в континентальной Америке и 4-е в Новом Свете еп-ство Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен, включившее территорию совр. П. и части совр. Колумбии. Построенная ранее часовня Санта-Мария-ла-Антигуа стала кафедральной церковью. Первым во епископа был рукоположен францисканец Хуан де Кеведо Вильегас (1513-1519), прибывший в Дарьен в 1514 г. вместе с др. францисканцами и конкистадором Педро Ариасом де Авилой (Педрариас Давила) (ок. 1440-1531), назначенным губернатором новообразованной пров. Кастилья-дель-Оро, в к-рую вошли территории современных П., Коста-Рики и Никарагуа. 15 авг. 1519 г. Ариас де Авила основал на тихоокеанском берегу перешейка г. Нуэстра-Сеньора-де-ла-Асунсьон-де-Панама (Панама - название существовавшего на этом месте поселения индейцев; предположительно означает: «место, где много рыбы»). Город, ставший адм. центром пров. Кастилья-дель-Оро, быстро обрел важное значение в качестве отправной точки колонизации Юж. Америки, особенно Перу. В том же году Ариас де Авила обвинил Нуньеса де Бальбоа в государственной измене и, несмотря на протесты еп. Кеведо, казнил его. После казни еп. Кеведо был вынужден уехать в Испанию, где доложил имп. Карлу V о плохом обращении Ариаса де Авилы с индейцами и предложил ограничить власть королевских наместников в Новом Свете для защиты местного населения от произвола. Лас Касас выдвинул против еп. Кеведо обвинения в стяжательстве и пренебрежении интересами местного населения, но последний смог показать себя защитником индейцев. Вскоре после приезда в Испанию он заболел и 24 дек. 1519 г. скончался в Барселоне.

В 1520 г. еп-ство Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен было переименовано в еп-ство Панама, во главе поставлен доминиканец Висенте де Пераса (1520-1526), прибывший в Новый Свет в 1524 г. По одной из версий, он перенес резиденцию в г. Панаму и спустя неск. месяцев после приезда скончался (возможно, был отравлен по приказу Ариаса де Авилы). Согласно др. данным, Пераса был епископом до 1526 г., затем освобожден от должности. После него епископскую кафедру занимали францисканец Мартин де Бехар (1527-1530) и доминиканец Висенте де Вальверде. Существует версия, что именно Бехар перенес центр епископства в г. Панаму. Первое офиц. упоминание о г. Панаме как о центре епископства встречается в 1534 г. в папской булле о назначении Томаса де Берланги епископом Панамы. По поводу сроков пребывания Берланги в статусе епископа также нет единых данных. Расхождения возникают в последней дате - называют 1537, 1542, 1544, 1545 г. В 1535 г. было начато строительство деревянного собора в г. Панаме, в 1540 г. собор сгорел и впосл. был восстановлен в дереве.

26 февр. 1538 г. имп. Карл V издал королевскую седулу о создании Королевской аудиенсии Панамы на континенте. Аудиенсия являлась административно-судебным органом и фактически исполняла функции верховного органа власти; начала работу в 1539 г. Ее 1-м президентом был Франсиско Перес де Роблес (1539-1543), к-рый сменил последнего губернатора Кастильи-дель-Оро, Педро Васкеса де Акунью (1536-1539), взяв на себя его полномочия. Королевской седулой от 20 нояб. 1542 г. Королевская аудиенсия П. была упразднена, и территория П. была отнесена к генерал-капитанству Гватемала в составе вице-королевства Нов. Испания. Вскоре изменения коснулись также и церковного деления. 12 янв. 1546 г. еп-ство Панама перешло из подчинения архиеп-ству Севилья (в Испании) в юрисдикцию архиеп-ства Лима (в Перу); тогда же часть его территории была выделена в новое еп-ство Попаян (ныне в Колумбии).

2 мая 1550 г. П. вошла в пров. Тьерра-Фирме, подчинявшуюся вице-королевству Перу. 8 сент. 1563 г. Королевская аудиенсия Панамы была восстановлена и начала работать в 1565 г., после 1571 г. она включала территории совр. П. и часть Колумбии (пров. Чоко) и подчинялась вице-королю Перу.

Во времена колонизации численность индейцев резко сократилась. С XVI в. испанцы ввозили в П. рабов из Африки для работы на банановых плантациях и в рудниках. Одновременно с освоением и колонизацией новых земель шел процесс христианизации местного населения. По соглашению с Папским престолом испанская монархия поддерживала католические миссии в Новом Свете и назначала кандидатов на должности высших иерархов, в т. ч. на должность епископа Панамы. Еще еп. Кеведо считал, что обратить индейцев в христианство возможно, только переселив их в постоянные поселения, где за ними можно было бы осуществлять надзор и пасторское попечение. При поддержке испан. короны миссионеры основывали подобные «индейские поселения», нек-рые из них впосл. выросли в города. Для индейцев принятие новой веры было сопряжено со сменой традиц. образа жизни и культуры. Испанизация и христианизация нередко встречали упорное, в т. ч. вооруженное, сопротивление, особенно в регионе Дарьен. Важную роль в евангелизации местного населения сыграли католич. ордены. Основанные в г. Панаме мон-ри стали центрами распространения христианства в Центр. Америке и служили перевалочным пунктом для следовавших в Перу монахов и священников. Вместе с первыми конкистадорами в П. пришли францисканцы. В 1522 г. в г. Панаме мерседарии основали свой 1-й мон-рь в континентальной Америке. В 1571 г. здесь же был основан доминиканский мон-рь. В 70-х гг. XVI в. в П. появились иезуиты, к-рые помимо миссионерской работы занимались образованием местного населения. В 1594 г. в г. Панаме иезуиты основали коллегию св. Игнатия Лойолы. Нек-рые ее ученики впосл. вступили в Об-во Иисуса и стали миссионерами, преподавателями и теологами. Среди них был миссионер Агустин Уртадо (1638-1677), который в 1677 г. претерпел мученическую смерть в Перу от индейцев, к-рым он проповедовал. В 1598 г. из Лимы в г. Панаму прибыли 4 монахини конгрегации Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии, к-рая на протяжении всей колониальной эпохи оставалась единственной жен. конгрегацией в стране. В 1604-1610 гг. в г. Панаме был основан августинский мон-рь св. Иосифа, в 1612 г. при нем открылась семинария. К 1610 г. в г. Панаме насчитывалось ок. 5 тыс. жителей, действовали 6 мон-рей и госпиталь св. Себастьяна, основанный ок. 1521 г. Деревянный собор к тому времени находился в плохом состоянии и не вмещал всех прихожан. В 1619-1626 гг. по инициативе еп. Франсиско де Камара-и-Рая (1614-1624) был возведен каменный собор, освященный в честь Успения Пресв. Девы Марии. В 1620 г. городские власти П. для управления госпиталем св. Себастьяна пригласили представителей ордена госпиталитов св. Иоанна Божия (бонифратров), из к-рого в том же году направили в П. 4 бонифратров из Лимы. Впосл. число госпиталитов увеличилось, и они смогли наладить стабильную работу госпиталя.

Руины кафедрального собора в Ст. Панаме. Почтовая открытка. 20-е гг. XX в.
Руины кафедрального собора в Ст. Панаме. Почтовая открытка. 20-е гг. XX в.

Руины кафедрального собора в Ст. Панаме. Почтовая открытка. 20-е гг. XX в.
28 янв. 1671 г. г. Панама был разграблен и подожжен пиратами во главе с Г. Морганом (1635-1688). 21 янв. 1673 г. губ. А. Фернандес де Кордоба-и-Мендоса (1671-1673) по благословению еп. Антонио де Леон-и-Бесерры (1672-1676) начал строительство нового города близ порта Анкон с тем же названием. В 1674 г. там был возведен деревянный кафедральный собор, восстановлены действовавшие в Ст. Панаме мон-ри и коллегия иезуитов. В 1688 г. по инициативе еп. Лукаса Фернандеса де Пьедраиты (1676-1688), известного южноамер. историка, автора труда «Общая история завоеваний Нового королевства Гранада» (опубл. в 1688), началось строительство совр. собора г. Панамы, к-рое продлилось 108 лет. В 1702 г. епископ Панамы, августинец Хуан де Аргуэльес (1699-1711), уроженец Лимы, основал в г. Панаме госпиталь Санто-Томас-де-Вильянуэва.

Еп. Франсиско Хавьера де Луна Виктория-и-Кастро. XVIII в.(?) (собор Пресв. Девы Марии ла Антигуа в г. Панама)
Еп. Франсиско Хавьера де Луна Виктория-и-Кастро. XVIII в.(?) (собор Пресв. Девы Марии ла Антигуа в г. Панама)

Еп. Франсиско Хавьера де Луна Виктория-и-Кастро. XVIII в.(?) (собор Пресв. Девы Марии ла Антигуа в г. Панама)
В 1698 г. в П. прибыли первые протестанты: 1,2 тыс. колонистов из Шотландии, нек-рые из них были пресвитерианами, предприняли неудачную попытку основать у карибского побережья на п-ове Дарьен торговую колонию. В кон. 1699 г. они были вынуждены покинуть ее.

Удаленность Перу была основной причиной плохого управления аудиенсией Панамы. 27 мая 1717 г. она была вновь упразднена, а ее территория переведена под юрисдикцию аудиенсии Перу. В 1718 г. П. вошла во вновь образовавшееся вице-королевство Нов. Гранада. 1 июля 1722 г. аудиенсия Панамы была восстановлена, с 1739 г. она стала подчиняться воссозданному вице-королевству Нов. Гранада. 20 июня 1751 г. аудиенсия была упразднена из-за финансовых трудностей. В П. было создано генерал-комендантство, к-рое подчинялось аудиенсии Лимы, а с 1752 г. - аудиенсии Боготы.

3 июня 1749 г. по инициативе панамского свящ. Франсиско Хавьера де Луны Виктория-и-Кастро (1695-1777) королевским указом при коллегии иезуитов в г. Панаме были основаны 3 кафедры - философии, морального богословия и схоластики, тем самым коллегия была преобразована в Королевский и папский ун-т св. Ксаверия. Ун-т работал в течение 18 лет, его 1-м ректором был приехавший из Кито (ныне в Эквадоре) Эрнандо де Каверо, затем эту должность занимал местный уроженец Хуан Антонио Гарсия Хиральдо. В 1751 г. Луна Виктория-и-Кастро стал первым панамцем, рукоположенным во епископа Панамы. Он использовал собственные средства для финансирования ун-та и продолжения строительства собора в г. Панаме. В 1758 г. он был поставлен на кафедру г. Трухильо (Перу). 27 февр. 1767 г. кор. Испании Карл III (1759-1788) подписал Прагматическую санкцию об изгнании иезуитов из испанских владений. 2 авг. того же года иезуиты П. были заключены в тюрьму и лишены имущества, ун-т св. Ксаверия закрыт. Чтобы получить высшее образование, панамские студенты были вынуждены ехать за границу, гл. обр. в Лиму.

В 1796 г. еп. Ремихио де ла Санта-и-Ортега (1792-1797) торжественно освятил кафедральный собор г. Панамы. В 1797-1813 гг. епископом Панамы был местный уроженец Мануэль Хоакин Гонсалес де Акунья-и-Санс Мерино, придерживавшийся строгих консервативных позиций. Во время Войны за независимость в Лат. Америке (1810-1826) он вступил в конфликт с представителями светских властей, поддерживавшими либеральные настроения в обществе. После его внезапной смерти новый епископ был назначен только в 1815 г. Им стал сочувствующий либеральным идеям Хосе Ихинио Дуран-и-Мартель (1815-1823), к-рый в 1821 г. решительно поддержал провозглашение независимости П. от Испании и был одним из подписавших Акт о независимости. Одновременно с провозглашением независимости П. добровольно вошла в состав Вел. Колумбии. В 1830 г. была принята Конституция Вел. Колумбии, которая объявила католицизм гос. религией и запретила исповедание др. религий. В 1831 г. апостольской конституцией «Sollicitudo Ecclesiarum» Папский престол признал Вел. Колумбию, но в том же году это гос-во распалось и П. вошла в состав Нов. Гранады. 22 апр. 1836 г. папа Григорий XVI издал буллу «Romanorum Pontificum», согласно которой еп-ство Панама перешло в подчинение архиеп-ства Богота. 8 нояб. 1840 г. ген. Т. Эррера объявил о создании Государства Перешейка, к-рое просуществовало до 31 дек. 1841 г.

Большое влияние на развитие П. оказала калифорнийская «золотая лихорадка». Через Панамский перешеек лежал самый короткий путь от вост. побережья в Калифорнию, поэтому территория П. представляла стратегическую ценность для США. 12 дек. 1846 г. США заключили с Нов. Гранадой договор о свободном и беспошлинном транзите через Панамский перешеек, а в 1850 г. начали строительство Панамской железной дороги, к-рое было завершено в 1855 г. В том же году П. стала федеральным штатом в составе республики Нов. Гранада. В 1853 г. в Нов. Гранаде была принята конституция, к-рая впервые признавала свободу вероисповедания. В 1863 г., с образованием Соединённых Штатов Колумбии, название было изменено на суверенный штат Панама, а в 1886 г., после того как страна стала называться Республика Колумбия,- на Департамент Панама. В 1886 г. Конституция Республики Колумбии признала католич. религию основной для колумбийцев и одновременно закрепила принцип свободы вероисповедания. У религ. орг-ций появилась возможность получить юридический статус. В 1887 г. Папским престолом и правительством Колумбии был подписан конкордат, к-рый обеспечил независимость католич. Церкви от гражданской власти и ее право создавать религ. ордены и учреждения в Колумбии, в т. ч. на территории Панамы. Конкордат признавал законным только брак, заключенный по католич. обряду, и предусматривал обязательное религ. обучение во всех классах гос. школ.

Англиканская церковь Иисуса Христа у Моря. 1865 г. Архит. Дж. Ренвик Мл. Фото: Rodolfo Aragundi
Англиканская церковь Иисуса Христа у Моря. 1865 г. Архит. Дж. Ренвик Мл. Фото: Rodolfo Aragundi

Англиканская церковь Иисуса Христа у Моря. 1865 г. Архит. Дж. Ренвик Мл. Фото: Rodolfo Aragundi
В 1879 г. француз Ф. де Лессепс (1805-1894) основал акционерную компанию по постройке Панамского канала между Атлантическим и Тихим океанами. Строительство началось 1 янв. 1881 г., а 4 февр. 1889 г. было официально объявлено о банкротстве компании.

Протестанты закрепились в П. в нач. XIX в. В 10-20-х гг. XIX в. уэслианские методисты (брит. традиции) начали миссионерскую деятельность в Зап. Панаме, сначала на о-ве Каренеро, затем на всем карибском побережье совр. пров. Бокас-дель-Торо. В 20-х гг. в этой провинции поселились афрокарибские мигранты из Брит. Вест-Индии, исповедовавшие методизм. В сер. XIX в. в П. появилось англиканство, представленное одновременно Епископальной церковью США и Церковью Англии. С 1849 г. священники Епископальной церкви США нерегулярно проводили службы на пути к золотым приискам в Калифорнии. В 1851 г. в портовом г. Табога, на одноименном острове близ г. Панамы, свящ. У. Ричмондом была основана община в честь Вознесения Господня Епископальной церкви. Службы проходили в арендованных помещениях в Табоге и Панаме. С 50-х гг. XIX в. в страну прибывали иммигранты с Антильских островов и из США, к-рые участвовали в строительстве Панамской железной дороги и Панамского канала. Их окормляло Об-во распространения Евангелия за рубежом Церкви Англии. В 1853 г. официально основана англикан. Миссия Перешейка. В 1864 г. в Колоне построена ц. Иисуса Христа у Моря (Кристо-а-Орильяс-дель-Мар; 1-я постоянная протестант. храмовая постройка в П., 2-я старейшая протестант. церковь в Центр. Америке). 15 июня 1865 г. она была освящена епископом Пенсильвании Алонсо Поттером (1845-1865). В 1872 г. железнодорожная компания прекратила финансирование Миссии Перешейка, что негативно отразилось на ее работе. В 1876-1882 гг. в П. не направляли англикан. священников. В 1882 г. для окормления афрокарибских англоговорящих рабочих Об-во распространения Евангелия за рубежом и диоцез Ямайки направили в Колон свящ. С. Керра, к-рый возобновил работу ц. Иисуса Христа у Моря и в 1882-1890 гг. учредил 8 миссионерских станов на территории от г. Колона до г. Панамы. В 1894 г. Миссия Перешейка из юрисдикции диоцеза Ямайки перешла в юрисдикцию диоцеза Брит. Гондураса. Руководство Миссией осуществлял архидиак. С. Хендрик. В 1900 г. были открыты новые миссионерские станы в Бокас-дель-Торо.

В 1866 г. в П. из Ямайки прибыли первые баптист. миссионеры при поддержке Баптистского миссионерского об-ва (Великобритания). В 1870 г. в стране начали работу представители Объединенной свободной методистской церкви Англии. В 1881-1884 гг. в городах Панама и Колона работали методист. миссионеры с Антильских островов. В 1884 г. ямайские баптисты направили в Колон миссионера Дж. Тернера для проповеди рабочим на строительстве Панамского канала. В 1892 г. баптист. церковь основана в Бокас-дель-Торо. С 1894 г. Ямайское баптист. миссионерское об-во регулярно направляло миссионеров в П.

В 1899-1902 гг. в Республике Колумбия шла т. н. тысячедневная война - гражданская война между сторонниками консервативной и либеральной партий. Для ее окончания потребовалось подписание 2 мирных договоров, последний был заключен сторонами на борту амер. крейсера 21 нояб. 1902 г.

22 янв. 1903 г. подписан договор Хея-Эррана между США и Колумбией о сдаче в аренду США сроком на 99 лет части страны на Панамском перешейке шириной в 6 миль (ок. 9,67 км) для строительства канала между Атлантическим и Тихим океанами. Кроме того, американцы получали право на вмешательство во внутренние дела П., если они представляли угрозу для нормального функционирования канала. Колумбийский сенат отказался ратифицировать договор. Представитель Департамента Панама в Конгрессе Колумбии Х. А. Аранго (1841-1909) организовал Революционную хунту за отделение П. от Колумбии. Амер. правительство поддержало эту идею: военное судно США, находившееся в порту г. Колона, воспрепятствовало высадке правительственных войск, направленных для подавления «восстания». 3 нояб. 1903 г. было объявлено об отделении Перешейка от Колумбии и об образовании независимой Республики Панама.

П. после обретения независимости

18 нояб. 1903 г. был подписан договор о Панамском канале, согласно к-рому П. передала в вечное пользование США часть панамской территории (и суверенные права над ней) для постройки и эксплуатации межокеанского канала. США получали право возводить укрепления, содержать войска в зоне Панамского канала (ЗПК) и вмешиваться во внутренние дела страны. В 1914 г. через Панамский канал прошло 1-е судно. В 1918 г. амер. войска заняли города Панама и Колон, в 1918-1920 гг.- пров. Чирики. С 1920 г. началась постоянная эксплуатация Панамского канала.

В нач. XX в. Римско-католическая Церковь сохраняла главенствующую позицию в религ. жизни страны. В 1901 г. папа Лев XIII перевел еп-ство Панама в юрисдикцию архиеп-ства Картахена. В 1904 г. Конституция П. гарантировала право свободы вероисповедания, но признавала католицизм религией, к-рую исповедует большинство населения страны. Гос-во финансировало строительство и ремонт католич. церквей, деятельность католич. миссий и различных гуманитарных и образовательных орг-ций, особенно приходских школ. Освобождались от налогов здания, предназначенные для совершения религ. обрядов, и духовные семинарии. Тем не менее влияние католицизма в обществе не было столь сильно выражено, как во мн. др. католич. странах Лат. Америки. Нек-рые районы страны по-прежнему не были христианизированы или лишь номинально считались таковыми.

Начало строительства Панамского канала и присутствие США в ЗПК существенно изменили религ. ситуацию в П., способствовав появлению здесь различных протестант. миссий, гл. обр. из США. Рабочие мигранты, многие из к-рых были англоговорящими протестантами из Брит. Вест-Индии, массово прибывали в ЗПК и основывали здесь общины. Комиссия Панамского канала выделяла деньги на строительство в ЗПК храмов, платила зарплату священникам, обеспечивала их жильем. Из 39 церквей в 1910 г. 26 принадлежали компании Панамского канала, 15 священников получали от нее офиц. зарплату (5 баптистов, 4 англиканина, 3 католика, 2 методиста и 1 пресвитерианин). Если в 1911 г. население ЗПК составляло ок. 10 тыс. чел., то в 1935 г. оно увеличилось до 14,8 тыс. чел., а количество христ. конгрегаций, действовавших в районе, достигло 54.

В 1904 г. англиканские общины на территории ЗПК были переданы в юрисдикцию Епископальной церкви США. В 1919 г. в ее составе был учрежден Миссионерский округ ЗПК, к-рый включал также Вост. Панаму и Сев. Колумбию. Зап. Панама, Коста-Рика и Никарагуа остались в юрисдикции епископа Брит. Гондураса. Первым епископом миссионерского округа ЗПК был назначен Дж. К. Моррис (1919-1930). По его инициативе 23 апр. 1922 г. в Анконе (ныне в черте г. Панамы) на месте деревянной часовни, построенной в 1908 г. англикан. общиной под рук. амер. военного врача У. К. Горгаса (1854-1920), был заложен 1-й камень кафедрального собора, освященного 23 марта 1924 г. во имя св. Луки. В ЗПК были основаны миссии в 6 новых городах.

В 1905 г. Совет внутренней миссии Южной баптистской конвенции США послал в П. 1-го миссионера Дж. Л. Вайса с семьей. Вначале его деятельность была направлена в основном на служение среди англоговорящих рабочих, занятых на постройке канала. В 1907 г. на Ямайке произошло сильнейшее землетрясение, вызвавшее цунами. Из-за возникших вслед. этого финансовых трудностей баптисты из Ямайки, прибывшие в П. еще во 2-й пол. XIX в., не смогли продолжить свою деятельность и передали ее Совету внутренней миссии Южной баптист. конвенции США. В 1909 г. в П. начала работу Национальная баптист. конвенция США, объединившая гл. обр. афроамериканцев. В 1910 г. пастор Дж. Х. Сони основал Первую баптист. церковь Колона (впосл. переименована в Первую баптист. церковь Перешейка в Кристобале), к-рая стала центром для англоговорящих баптист. общин рабочих мигрантов из Вест-Индии.

В 1905 г. Нью-Йоркский совет зарубежных миссий Методистской епископальной церкви в Америке направил в г. Панаму 1-го миссионера К. Н. Ванса. В 1906 г. его работу продолжил Дж. Элкинс, в 1907 г.- Ч. У. Портс. Проповедь велась на англ. языке для выходцев из Сев. Америки, проживавших в ЗПК, и на испан. языке - для жителей г. Панамы и за пределами ЗПК. В 1908 г. был построен методистский храм Эль-Малекон, при котором открыта дневная школа «Панама-колледж» (с 1922 Панамериканский ин-т). 26 апр. 1917 г. создана Конференция центральноамер. миссии Методистской епископальной церкви с округами в Коста-Рике и П. Работа амер. методистов была сосредоточена гл. обр. в г. Панаме и в пров. Чирики. В 1921 г. Панамская миссия Методистской епископальной церкви была преобразована в Конференцию центральноамер. миссии, включавшую 2 дистрикта: Панаму и Коста-Рику.

В 1901 г. на западе П., в Бокас-дель-Торо, была создана Панамская миссия адвентистов седьмого дня, которые еще с кон. XIX в. работали среди коренного населения страны (первые адвентисты прибыли с островов Ислас-де-ла-Баия, ныне Гондурас). К кон. 1903 г. адвентисты насчитывали 129 чел. в 4 миссиях и 3 церквах. В 1906 г. миссия перешла под управление Западнокарибской конференции. В 1907 г. в ЗПК, близ г. Колона, была основана адвентистская община, объединившая гл. обр. рабочих мигрантов из Вест-Индии. Ее прихожане активно проповедовали Евангелие и распространяли религ. лит-ру. В 1922 г. в г. Бальбоа образовано Межамериканское отд-ние Генеральной конференции (в наст. время его штаб-квартира находится в г. Майами, США). В 1935 г. в стране насчитывалось 25 конгрегаций и 9 проповеднических пунктов адвентистов.

В 1-й четв. XX в. в П. появились также др. протестант. группы. В 1914 г. для координации действий различных протестант. орг-ций в ЗПК был создан межденоминационный Союз церквей ЗПК. В 1913 г. группа независимых протестант. миссионеров из Великобритании и США начала работу среди индейцев куна, обитавших на вост. побережье на юго-востоке П.

21 февр.- 5 марта 1921 г. возник пограничный конфликт между П. и Коста-Рикой (т. н. война за Кото) из-за населенного пункта Пуэбло-Нуэво-де-Кото. Несмотря на победу в военных столкновениях, П. под давлением США была вынуждена уступить территорию Коста-Рике. В февр. 1925 г. началось восстание индейцев гуна, провозгласивших на территории совр. комарки Гуна-Яла Республику Туле. Панамские власти заключили с гуна мирный договор, признав за ними полные гражданские права, права на их земли и на уважение к их обычаям.

В 20-х гг. XX в. Римско-католич. Церковь продолжала занимать ведущую позицию в религ. сфере, несмотря на прибытие большого числа протестант. орг-ций. В самом интернациональном и густонаселенном г. Панаме более 2/3 населения оставались католиками. В городе действовали католич. ордены иезуитов, лазаристов и августинцев. 29 нояб. 1925 г. еп-ство Панама было преобразовано в архиеп-ство, часть его территории была передана для создания апостольского викариата Дарьен.

В кон. 20-х гг. XX в. из Сев. Америки прибыли первые пятидесятники: 2 февр. 1928 г. в страну приехала семья А. Эдуардса, направленная Церковью четырехугольного Евангелия. В 30-40-х гг. XX в. их проповедь среди испаноязычного населения П. имела большой успех. В 1937 г. Церковь четырехугольного Евангелия открыла в г. Панаме учебный центр для миссионеров, в 1938 г.- библейскую школу. В 1935 г. в страну вступила др. пятидесятническая орг-ция - Церковь Бога (Кливленд).

В 1936 г. был подписан т. н. договор Ариаса-Рузвельта, согласно к-рому США лишались права военного вмешательства во внутренние дела П. В 1941 г. П. объявила войну Японии, Германии и Италии. По соглашению 1942 г., на ее территории были размещены военные базы США. В 1941 г. принята конституция, к-рая подтвердила свободу вероисповедания, но вводила преподавание католицизма в гос. школах (вопрос о присутствии ребенка на этих уроках должны были решать родители). Служителям культа запрещалось занимать государственные, политические и воинские должности (за исключением сфер социального обеспечения и образования). Конституция 1946 г. гарантировала свободу вероисповедания при соблюдении норм христ. морали и общественного порядка, признавала католицизм господствующей религией страны и сохраняла необязательное религ. воспитание в школе.

В 1961 г., когда президентом был Р. Ф. Чиари Ремона (1960-1964), придерживавшийся проамер. курса, правительство П. разорвало дипломатические отношения с Кубой.

В 1964 г. студенты из Национального ин-та П. возглавили движение, требовавшее поднять панамский флаг рядом с американским в ЗПК (договор об этом был заключен в 1962 Президентами Дж. Кеннеди и Чиари Ремоном). Начались студенческие беспорядки и столкновения с гражданским населением. Губернатор ЗПК разрешил амер. солдатам открыть огонь против панамцев, в результате чего погиб 21 чел. и ранены более 300 чел. В ответ Президент Чиари Ремон разорвал дипломатические отношения с США. В апр. 1965 г. они были возобновлены. 11 окт. 1968 г., через неск. дней после вступления в должность Президента А. Ариаса Мадрида, в стране произошел гос. переворот и фактическим руководителем страны стал ген. О. Торрихос (1929-1981).

В 1974 г. П. выступила за отмену санкций Организации амер. государств против Кубы и восстановила с ней дипломатические отношения. В 1975 г. страна стала членом Движения неприсоединения. В 1977 г. Торрихос и Президент США Дж. Картер подписали Договор о Панамском канале и Договор о постоянном нейтралитете и управлении каналом (договоры Торрихоса-Картера), согласно к-рым с 1 окт. 1979 г. ЗПК переходила под юрисдикцию П., а полный суверенитет страны над каналом должен быть восстановлен к 31 дек. 1999 г. Также США ликвидировали военные базы на территории страны и отказывались от права на вмешательство в ее внутренние дела. В 1979 г. правительство США передало контроль над железной дорогой правительству П.

В 1941 г. в П. прибыли первые лютеран. проповедники из Лютеранской церкви - Миссурийский синод, к-рые работали изначально среди англоязычного населения ЗПК. В 40-60-х гг. XX в. в П. появились новые пятидесятнические и другие небольшие протестантские группы. В 1953 г. в ЗПК начали работу представители Церкви Назарянина. В 1959 г. была организована община близ г. Колона. В 1957 г. церковь была официально зарегистрирована.

В 1947 г. Зап. Панама, находившаяся в ведомстве еп-ства Брит. Гондураса, была передана в юрисдикцию Епископальной церкви США. В 1957 г. в рамках этой церкви был образован Миссионерский округ Центр. Америки, в юрисдикции миссионерского округа Панамы и ЗПК остались ЗПК, Республика Панама и Колумбия. В 1963 г. Колумбия была отделена от Миссионерского округа ЗПК, который в 1971 г. преобразован в миссионерский диоцез (с 1981 миссионерский диоцез Панамы, с 1985 диоцез Панамы). В 1972 г. панамец Л. Б. Ширли (1916-1999) стал 4-м англикан. епископом Панамы (также 1-й панамец, рукоположенный во священника Англиканской Церкви). В 1978 г. в П. насчитывалось ок. 13 тыс. верующих в 23 общинах Епископальной церкви.

В 1961 г. Конференция центральноамер. миссии Методистской епископальной церкви в Америке была разделена на Конференцию Коста-Рики и Временную конференцию Панамы. В 1973 г. обе церкви стали автономными и получили названия Евангельская методическая церковь Коста-Рики и Евангельская методическая церковь Панамы. Еще в 1967 г. автономию обрела брит. методист. орг-ция - Методистская церковь на Карибских островах и в Америках, в рамках к-рой создан дистрикт Панамы.

Если до сер. XX в. протестантские миссионеры работали гл. обр. среди англоязычного населения ЗПК, то с 50-х гг.- уже на территории всей страны. В 1941 г. в П. от Южной баптист. конвенции прибыл миссионер П. Белл, к-рый занялся евангелизацией испаноязычных жителей страны, живущих вне зоны канала. Белл использовал П. в качестве базы для начала миссионерской деятельности в других странах Центр. Америки. В 1959 г. была основана Панамская баптист. конвенция. К 1959 г. 12 баптист. миссионеров работали с испаноязычным населением П., примерно 20 миссионеров - с индейцами (гл. обр. в районах расселения куна на карибском побережье на юго-востоке П.). Количество прихожан увеличилось примерно до 3 тыс. чел. В 1962 г. в П. начали миссионерскую деятельность «Баптисты свободной воли» и Зарубежное миссионерское об-во консервативных баптистов (к 1982 в 1-й орг-ции насчитывалось 500 чел. в 7 конгрегациях, во 2-й - 50 чел. в 4 конгрегациях). В 1963 г. в П. было ок. 6 тыс. баптистов, в 1971 г.- ок. 6,2 тыс. баптистов. В 1970 г. благодаря работе баптист. переводчиков Американское библейское об-во выпустило в свет 1-й перевод НЗ на языке куна. Одновременно с баптистами среди индейского населения работали внеденоминационная орг-ция «New Tribes Mission» и неск. меннонитских групп. В 1940 г. в П. начали свою деятельность миссионеры Совета миссий и служения по делам меннонитских братьев. Они проповедовали среди группы индейских народов чоко на юге П., где в 1961 г. основали церковь. В 1971 г. была образована Объединенная евангелическая церковь братьев-меннонитов в Панаме, в к-рую вошли 5 первых миссий. В 1960 г. примерно половина из 44 адвентистских конгрегаций и 15 проповеднических пунктов находились в пров. Чирики. Адвентисты также были хорошо представлены в провинциях Колон и Бокас-дель-Торо. В 1967 г. общее количество членов церкви составляло 6210 чел. В 1978 г. в стране насчитывалось 69 конгрегаций адвентистов. Их штаб-квартира находилась в г. Бальбоа.

Церковь Пресв. Девы Марии с горы Кармил в г. Панама. Архит. А. Аросемена. 1953 г. Фото: Karinacarrillo92
Церковь Пресв. Девы Марии с горы Кармил в г. Панама. Архит. А. Аросемена. 1953 г. Фото: Karinacarrillo92

Церковь Пресв. Девы Марии с горы Кармил в г. Панама. Архит. А. Аросемена. 1953 г. Фото: Karinacarrillo92
6 марта 1955 г. папа Римский Пий XII издал буллу «Amantissimus Deus», к-рой учредил еп-ство Давид, выделив его из архиеп-ства Панама. 17 окт. 1962 г. папа Римский Иоанн XIII издал буллу «Novae Ecclesiae», которой учредил территориальную прелатуру Бокас-дель-Торо, выделив ее из еп-ства Давид. Одновременно из архиеп-ства Панама было выделено еп-ство Читре, в 1963 г.- еп-ство Сантьяго-де-Верагуас. С сер. XX в. Римско-католич. Церковь, сопротивляясь возраставшему влиянию протестант. деноминаций и общей секуляризации общества, стремилась возродить интерес прихожан к религ. жизни, увеличить посещаемость служб и религ. мероприятий. В 1958 г. из Рима в П. прибыла мирянская миссионерская орг-ция «Святая католическая миссия» (La Santa Misión Católica), к-рая оказывала поддержку местным католич. священникам и верующим в осуществлении различных социальных проектов, сначала среди бедного населения столицы, а затем и по всей стране. В 1948 г. в П. прибыли 7 иезуитов для возрождения иезуитской коллегии св. Ксаверия (Colegio Javier), к-рая 24 мая того же года открыла двери для первых учеников. В 1965 г. открыт 1-й частный ун-т в П.- Католический ун-т Санта-Мария-ла-Антигуа (Universidad Católica Santa María La Antigua).

С сер. 60-х гг. XX в., после Ватиканского II Собора (1965) и II Генеральной конференции Латиноамериканского епископского совета в Медельине (Колумбия) (1968), Римско-католич. Церковь стала активнее участвовать в светской жизни прихожан, стремясь улучшить их социальное положение. Католич. священники и монашествующие принимали участие в рабочем движении, в создании кооперативов и профсоюзов. В 70-х гг. XX в. внимание общественности привлекло движение католич. врачей и юристов за более активную роль Церкви в светской жизни. В то же десятилетие в США зародилось движение католич. харизматического обновления, известное в П. как Христианское обновление в Св. духе (Renovación Cristiana en el Espíritu Santo). Оно оказало большое влияние на католиков П. В сент. 1974 г. Христианское обновление официально поддержал архиеп. Панамы Маркос Грегорио Маграт (1969-1994). В стране возникали группы по изучению Библии, проводились харизматические службы и собрания, в т. ч. совместно с протестант. орг-циями. Для мн. представителей харизматического движения из средних и высших слоев общества различия между католиками и протестантами перестали казаться существенными.

Одновременно в стране появились новые активные пятидесятнические группы. В 1967 г. в П. начали работу первые представители Ассамблей Бога - Ричард Джеффери и супружеская пара Дейвид и Дорис Гудвин, инициировавшие т. н. Великую кампанию по божественному исцелению (Gran Campaña de Sanidad Divina), в ходе к-рой набирали сторонников. Среди первых обращенных была Кармен Гонсалес, к-рая, познакомившись с католич. харизматическим обновлением в ходе поездки в США, стала евангелизатором в пров. Чирики. В 1973 г., переехав в г. Панаму, она вместе с Марией Рамос стала одним из панамских руководителей движения харизматического обновления. В 1975 г. они основали Межденоминационную харизматическую молитвенную группу, впосл. преобразованную в церковную орг-цию «Христианский дом молитвы» (Casa de Oración Cristiana). Ее пастором стала Мария Рамос. В 1977 г. эта церковь присоединилась к Ассамблеям Бога под рук. Марио Васкеса. К 1980 г. пятидесятничество приобрело существенное влияние в П., особенно в столице. В 1981 г. крупнейшей протестант. деноминацией в П. была пятидесятническая Церковь четырехугольного Евангелия, к-рая насчитывала 21,7 тыс. чел. (подавляющее большинство - испаноговорящие панамцы) в 206 общинах. По всей стране действовал 201 миссионерский центр этой организации. В числе др. крупных протестант. орг-ций были Епископальная церковь, Церковь адвентистов седьмого дня и Панамская баптист. конвенция, связанная с Южной баптист. конвенцией США.

В П. традиционно было мало католич. священников и монашествующих из числа местных уроженцев. В 1970 г. более 75% проживавших в П. католич. миссионеров были иностранцами, гл. обр. из Испании, Италии, др. латиноамер. стран, реже - из США. Власти П. стремились стимулировать замещение высших адм. должностей в Церкви панамцами. Конституция 1972 г. предусматривала, чтобы епископы, генеральные и епископские викарии, апостольские администраторы и территориальные прелаты были рождены в П. Аналогичные требования предъявлялись к служителям др. конфессий и религий. В результате реформ конституции, проведенных в 1978 и 1983 гг., этот запрет был снят. К нач. 80-х гг. XX в. для предотвращения перехода своих прихожан в протестант. орг-ции Римско-католич. Церковь начала сдерживать движение католич. харизматического обновления. В 1980 г. примерно 87% населения считало себя католиками, однако число священников на такое количество прихожан было недостаточным - 1 на 6299 чел. Несмотря на то что практически в каждом населенном пункте была церковь, во многих из них не было постоянного священника. В то время Римско-католич. Церковь в П. состояла из архиеп-ства Панама, 3 еп-ств - Давид, Читре, Сантьяго-де-Верагуас, апостольского викариата Дарьен и территориальной прелатуры Бокас-дель-Торо. В стране насчитывалось 133 прихода, 70 школ, действовали католич. ун-т и семинария.

31 июля 1981 г. Торрихос погиб в авиационной катастрофе. В 1983-1989 гг., несмотря на проводившиеся выборы президента, де-факто страной правил М. А. Норьега Морено (1934-2017), занимавший пост руководителя разведки во времена президентства Торрихоса. В 1983 г. Норьега Морено стал главнокомандующим Силами национальной обороны (СНО). Против этого выступила Римско-католич. Церковь, считая, что закон о создании СНО носил неконституционный и антидемократический характер. С 1985 г. Норьега Морено стал проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Отношения между П. и США ухудшились.

В февр. 1988 г. Верховный суд США признал Норьегу Морено виновным в пособничестве наркоторговле. На выборах 7 мая 1989 г. победил кандидат от оппозиции - Г. Эндара Галимани (1936-2009). Норьега Морено отменил результаты выборов и объявил президентом Ф. Родригеса Поведу. В сент. была отменена Конституция страны. В дек. США начали боевую операцию «Правое дело» по свержению Норьеги Морено. 20 дек. 1989 г. на территории военной базы США в ЗПК Эндара Галимани принес присягу как Президент Панамы. Норьега Морено неск. дней находился в посольстве Ватикана, но 3 янв. 1990 г. сдался амер. властям. 12 янв. операция «Правое дело» была завершена. По офиц. данным, в ходе вооруженных действий США погибли более 500 чел. (в т. ч. среди гражданского населения), по сведениям правозащитных орг-ций, потери составили до неск. тысяч человек. Во время президентского срока Эндары Галимани (1989-1994) улучшилась экономическая ситуация в стране, были восстановлены демократические институты власти.

В 1994-1999 гг. пост президента занимал Э. Перес Бальядарес (род. в 1946), сторонник неолиберальных реформ. В 1999 г. на выборах победила Мирейя Элиса Москосо Родригес де Ариас (род. в 1946). Она стала 1-й женщиной-президентом в истории П. 14 дек. 1999 г. П. был передан контроль над ЗПК.

Образ Пресв. Девы Марии ла Антигуа в ц. св. Боско в г. Панама. Фотография. 2017 г. Фото: Basílica Don Bosco Panamá
Образ Пресв. Девы Марии ла Антигуа в ц. св. Боско в г. Панама. Фотография. 2017 г. Фото: Basílica Don Bosco Panamá

Образ Пресв. Девы Марии ла Антигуа в ц. св. Боско в г. Панама. Фотография. 2017 г. Фото: Basílica Don Bosco Panamá
5 марта 1983 г. папа Римский Иоанн Павел II впервые совершил пастырский визит в П., посетив столицу страны. 15 дек. 1988 г. он издал буллу «Cum Venerabiles Fratres», к-рой учредил еп-ство Колон, выделив его из апостольского викариата Дарьен (13 июня 1997 оно было переименовано в еп-ство Колон-Гуна-Яла). В 1993 г. из территории архиеп-ства Панама было выделено еп-ство Пенономе. 9 сент. 2000 г. архиеп. Панамский Хосе Димас Седеньо Дельгадо (1994-2010) и Конференция католич. епископов П. провозгласили, что офиц. покровительницей П. является Пресв. Дева Мария ла Антигуа. В 2010 г. панамским архиепископом был назначен Хосе Доминго Улоа Мендиета (род. в 1956), к-рый с 1513 г. стал 7-м панамцем, получившим сан католич. предстоятеля П.

В 1997 г. Англиканская Церковь в центральном регионе Америки получила автономию и стала самостоятельным членом Англиканского содружества. В ее состав вошли 5 диоцезов в Центр. Америке (Панама, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала и Никарагуа). С момента офиц. учреждения Епископальной церкви в П. сменились 6 епископов, 3 из к-рых были иностранцами, 3 - панамцами. В 2000 г. 7-м епископом стал Х. Мюррей, к-рый в 2007 г. был избран 1-м чернокожим президентом Латиноамериканского совета Церквей.

В 2004-2009 гг. Президентом страны был М. Торрихос Эспино (род. в 1963). Он провел реформы налоговой сферы и сферы социального обеспечения, выступал за предоставление Пуэрто-Рико независимости от США. Его преемник, Р. Мартинелли (род. в 1952), занимал пост Президента страны до 2014 г. На выборах 2014 г. победил Х. К. Варела (род. в 1963). В 2018 г., в рамках мероприятий, приуроченных к проведению Чемпионата мира по футболу, он посетил Россию и встретился с Президентом страны В. В. Путиным (род. в 1952).

В 2005 г. крупнейшими протестант. деноминациями в П. были Ассамблеи Бога (50 тыс. чел.), адвентисты седьмого дня (40,6 тыс. чел.), Международная церковь четырехугольного Евангелия (31,2 тыс. чел.). Баптисты и методисты насчитывали по 12 тыс. чел.

В мае 2013 г. в П. состоялась 34-я очередная ассамблея Латиноамериканского епископского совета, в к-рой приняли участие ок. 70 епископов. На собрании обсуждались актуальные темы взаимодействия Церкви и общества в Лат. Америке и странах Карибского бассейна. В сент. 2013 г. в г. Панаме состоялась III Ибероамериканская межрелиг. встреча, проводимая Латиноамериканским и Карибским советом международной орг-ции «Религии за мир» в сотрудничестве с испан. коллегами. Ее целями были обсуждение межрелиг. конфликтов и иных стоящих перед обществом проблем, а также выработка рекомендаций, призванных содействовать укреплению мира. 23-27 янв. 2019 г. папа Римский Франциск совершил пастырский визит в П., приуроченный к 34-му католич. фестивалю «Всемирный день молодежи» (34th World Youth Day). Помимо участия в программе фестиваля понтифик встретился с Президентом страны Варелой, представителями власти, дипломатического корпуса, панамского клира. 24 янв. в ц. св. Франциска Ассизского в г. Панаме состоялась встреча папы Франциска с епископами Центр. Америки.

Лит.: Sosa J. B., Arce E. J. Compendio de historia de Panamá. Panamá, 1911, 1977r; History of the Panama Canal: Its Construction and Builders / Ed. I. E. Bennett. Wash., 1915; Rojas y Arrieta G. History of the Bishops of Panama, 1514 to 1929. P., 1929; Humphris F. T. The Indians of Panama: Their History and Culture. Panama, 1944; The Land Divided: A History of the Panama Canal and Other Isthmian Canal Projects. N. Y., 1944; Cтраны Лат. Америки / Ред.: Ф. Н. Петров. М., 1949; Biesanz J., Biesanz M. The People of Panama. N. Y., 1955; Гонионский С. А. История панамской «революции». М., 1958; Castillero R., Ernesto J. Breve historia de la Iglesia panameña. [Panamá,] 1965; Alba M. M. C. Cronologia de los gobernantes de Pamaná, 1510-1967. Panamá, 1967; Niemeier J. G. The Panama Story. Portland, 1968; The Church in Central America and Panama. [Brux.,] 1973; McCullough D. The Path Between the Seas: The Creation of the Panama Canal, 1870-1914. N. Y., 1977; Helms M. W. Ancient Panama: Chiefs in Search of Power. Austin, 1979; Lewis L. S. The West Indian in Panama. Wash., 1980; Сычёв С. В. Земля меж двух океанов. М., 1983; Juan Pablo II, pope. 8 días de historia: Juan Pablo II en Costa Rica, Nicaragua, Panamá, El Salvador, Guatemala, Honduras, Belice, Haití: Documentos: 2-9 de marzo, 1983. [S. Juan, 1983]; Mena García M. del C. La sociedad de Panamá en el siglo XVI. Sevilla, 1984; Mesa C. E. Primera diócesis en Tierra Firme: Santa María la Antigua del Darién. Bogotá, 1986; Opazo Bernales A. Panamá: la Iglesia y la Lucha de Los Pobres. San José, 1988; Castillero Reyes E. J. Historia de Panamá. 198910; Panama: A Country Study. Wash., 1989; Osorio Osorio A. Historia eclesiástica de Panamá, 1815-1915. Panamá, 2000; Universidad de Panamá. Panamá, 2000; Historia general de Panamá / Dir. A. Castillero Calvo. Panamá, 2004. 3 vol.; Araúz C. A. et al. Manual de historia de Panamá. Panamá, 2006. 2 vol.; Harding R. C. The History of Panama. L., 2006; Martínez Cutillas P. Panamá Colonial: Historia e imagen. Madrid, 2006; Gonzáles J. L., Cardoza C. F. Historia General de las Misiones. Madrid, 2008; Holland C. L. Panama // Religions of the World: A Comprehensive Encycl. of Beliefs and Practices. Santa Barbara, 2010. P. 2178-2188; Лат. Америка: Энцикл. / Ред.: В. М. Давыдов. М., 2013; González R., Francisco J. Compendio de historia de Panamá. Panamá, 2015; Leonard T. M. Historical Dictionary of Panama. Lanham, [2015]; Castillero Calvo A. Conquista, evangelización y resistencia. [Panamá], 20172.
Н. Е. Расторгуева