Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАВЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
54, С. 183-184 опубликовано: 23 октября 2023г.


ПАВЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Нижегородской и Арзамасской епархии, существовало в 1920-1929 гг. Именовалось по уездному городу Нижегородской губ. Павлово (до 1918 - село Горбатовского у., город с 1919, ныне адм. центр Павловского р-на Нижегородской области). С 1816 г. в Павлове действовал крупный единоверческий (см. ст. Единоверие) приход при Богоявленской ц. К 1918 г. в Павлове имелось 8 приходов, 11 храмов и 10 часовен. П. в. предполагалось учредить как единоверческую епископию на основании пункта 19 определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., касающегося единоверия (принято 7 марта 1918), и во исполнение указа патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов. Однако при учреждении П. в. оно не получило статус единоверческого.

Указом от 11 дек. 1919 г. патриарх свт. Тихон известил Нижегородского архиеп. Евдокима (Мещерского) о принятом постановлении назначить епископом Павловским, викарием Нижегородской епархии, прот. Александра Надежина (Надеждина; впосл. епископ); архиерейскую хиротонию последнего по пострижении его в монашество предполагалось совершить в Петрограде. Указ патриарха и Синода об учреждении П. в. (наряду с др. викарными кафедрами Нижегородской епархии) последовал 12 дек. 1919 г. (Бовкало. 1996. С. 340). 20 дек. копия указа была направлена архиеп. Евдокиму.

В 1919 г. Павловскому викарию вверялось духовное окормление Павловского и Ардатовского уездов Нижегородской губ.; впосл. к П. в. был присоединен Выксунский у. Епископия включала ок. 90 приходов, мужской и 5 жен. мон-рей.

31 дек. 1919 г. архиеп. Евдоким направил настоятелю Троицкого Островоезерского мужского монастыря игум. Сергию (Теплову) уведомление о том, что в скором времени на Павловскую кафедру будет «назначен особый Епископ, как управляющий полусамостоятельной епархией». Архиеп. Евдоким поручил игум. Сергию «приготовить в своем монастыре помещение для будущего архиерея, настоятеля монастыря». Однако еп. Александр не заместил П. в.

19 марта 1920 г. на Павловскую кафедру был назначен бывш. настоятель посольской церкви в К-поле архим. Ювеналий (Машковский). 25 апр. 1920 г. в нижегородской Мироносицкой ц. состоялась его архиерейская хиротония. 3 мая 1920 г. еп. Ювеналий прибыл на пароходе по р. Оке в Павлово. На следующий день в павловском Троицком соборе он совершил 1-е богослужение на новой кафедре (молебен Пресв. Богородице) и познакомился с местным духовенством, 9 мая отслужил 1-ю литургию, а вечером того же дня в присутствии 3 тыс. верующих возглавил чтение акафиста перед местной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Вечером 17 мая, «согласно настойчивому желанию граждан», еп. Ювеналий возглавил многочисленный крестный ход вокруг города, в к-ром участвовали до 10 тыс. жителей Павлова и окрестных поселений. Поскольку в Павлове не было мон-рей, еп. Ювеналий стал настоятелем Троицкого Островоезерского муж. мон-ря близ с. Ворсма (ныне город). В то время в мон-ре подвизались игумен, 8 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 монаха и 5 послушников. Традиционные крестохождения с хранившейся в обители чудотворной Казанской иконой Божией Матери по Нижегородскому, Арзамасскому, Лукояновскому и Павловскому уездам продолжались до 1927 г.

В июне 1920 г. с разрешения Ворсменского волисполкома из Троицкого мон-ря на архиерейскую квартиру в Павлове перевезли необходимую мебель. На пожертвования приходов и мон-рей П. в. в Павлове отремонтировали дом, где помимо квартиры епископа размещались канцелярия и епархиальный совет. Троицкий собор г. Павлова получил статус кафедрального. В машинописной газ. «Нижегородская церковная жизнь» за 1920 г., издаваемой в Н. Новгороде архиеп. Евдокимом, сообщалось, что в Павлове помещение для епископа «...устроили отлично, истратив на это значительную сумму». Также отмечалось, что в П. в. организован «Союз советов приходов», а для детей при храмах епископии с разрешения властей ведется преподавание Закона Божия. При кафедральном соборе и Воскресенской ц. действовала бесплатная столовая для бедных, в которой в праздничные дни кормили до 100 чел. Дважды в неделю еп. Ювеналий проводил внебогослужебные беседы для мирян: по воскресеньям после вечерни в кафедральном соборе, по четвергам - в Никольской ц.

Из сохранившихся подробных отчетов еп. Ювеналия известно, что он регулярно объезжал П. в., совершал богослужения на приходах и в Абабковском во имя святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца женском монастыре, Дальнедавыдовском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» жен. мон-ре, Кутузовском Богородицком жен. мон-ре, Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре и в Выксунском в честь Иверской иконы Божией Матери женском монастыре. В этих жен. обителях он совершал монашеские постриги, в 1921 г. с целью их сохранения способствовал регистрации при них приходов из мирян и учреждению монашеских сельскохозяйственных артелей.

Еп. Ювеналий управлял П. в. до весны 1922 г. (с июня или с авг. 1922 епископ Ардатовский), когда по благословению патриарха свт. Тихона на Павловскую кафедру был определен настоятель нижегородского Преображенского кафедрального собора прот. Александр Похвалинский. Последний подал архиеп. Евдокиму прошение о наречении его во епископа без монашеского пострига и с оставлением мирского имени.

Он принял рясофор и 9(12?) июля 1922 г. в Н. Новгороде был хиротонисан во епископа Павловского уклонившимся к тому времени в обновленчество архиеп. Евдокимом, Печерским еп. Варнавой (Беляевым) и Лукояновским еп. Поликарпом (Тихонравовым). 30 июля 1922 г. еп. Александр (Похвалинский) в с. Бор (с 1927 поселок, с 1938 город Горьковской (ныне Нижегородской) обл.) участвовал в хиротонии архим. Павла (Волкова) во единоверческого епископа Керженского, викария Нижегородской епархии. 25 авг. 1923 г. еп. Александр возвратился из обновленческого раскола в каноническую Церковь. Патриарх свт. Тихон подтвердил законность его архиерейской хиротонии и оставил на Павловской кафедре. После кончины первосвятителя еп. Александр присутствовал на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 года и в числе 60 архиереев в тот же день подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) как патриаршему местоблюстителю. 9 окт. 1929 г. еп. Александр был переведен на Богородскую викарную кафедру Нижегородской епархии (см. ст. Богородское викариатство), в его юрисдикцию вошло большинство приходов Павловской епископии. В дальнейшем П. в. не замещалось.

По постановлению Синода от 15 марта 2012 г. из состава Нижегородской епархии выделена Выксунская и Павловская епархия, вошедшая в состав образованной в тот же день Нижегородской митрополии.

Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 25. Л. 112-112 об.; Д. 218. Л. 321, 330; ЦАНО. Ф. 580. Оп. 2. Д. 344. Л. 79, 128; Д. 348. Л. 10-10 об., 22-23 об, 136; Ф. 1016. Оп. 2. Д. 38. Л. 42, 95; Д. 44. Л. 12 об.; Д. 51. Л. 260; Д. 60. Л. 22-24; Д. 100. Л. 1, 2-3 об., 5-12 об.; Д. 147. Л. 2-5; Д. 173. Л. 26-26 об., 55; Д. 185. Л. 34.
Ист.: Собор, 1918. Деяния. Т. 7. С. 166; Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2012. № 4. С. 7-8.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 1. С. 82; Т. 6. С. 482-483; Акты свт. Тихона. С. 416, 939, 959, 977; Бовкало А. А. Постановление 1919 г. об увеличении числа епископов // ЕжБК. 1996. С. 339-341; Ларионова А. А. Павловские святыни. Н. Новг., 1999; «Обновленческий» раскол. С. 256, 980-981; Святители земли Нижегородской / Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 425, 491-494, 533, 535; Саранча Е., свящ., Миролюбов И., свящ., Зимина Н. П. Краткий очерк истории единоверия // Краткий очерк истории единоверия; 320-летие единоверческого храма арх. Михаила с. Михайловская слобода. М., 2009. С. 34; Свиридов Г. В., Филатов А., свящ., Филатов П. В. Павлово православное. Н. Новг., 2014; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 62, 307, 645. (МИЦ; 54).
О. В. Дёгтева