(Леднёв Петр Иванович; 16.01.1821, г. Сызрань Симбирской губ. (ныне Самарской обл.) - 27.04.1895, Никольский единоверческий мон-рь в Москве), архим., настоятель московского Никольского единоверческого монастыря (см. также в ст. Единоверие), миссионер, духовный писатель. Род. в купеческой семье Ивана Степановича и Прасковьи Ивановны Леднёвых. Родители Петра числились православными, 10 янв. 1819 г. были венчаны в правосл. храме, и младенец был крещен правосл. священником. В действительности Леднёвы были федосеевцами, мальчик воспитывался в традициях федосеевского согласия. Когда Петру было 12 лет, скончалась его мать, у мальчика созрело решение принять монашество. За неимением поблизости федосеевских монастырей Петр, когда ему исполнилось 18 лет, получил у отца позволение поселиться в келье в саду. Здесь Петр прожил ок. года и в поисках большего уединения ушел за 10 верст от города, на р. Крымзу, в лес, на пасеку отца.
Желая принять иночество, П. Леднёв в 1846 г. отправился в центр федосеевского согласия - на Преображенское кладбище в Москве, где вскоре стал пользоваться большим уважением. В условиях активизации борьбы со старообрядчеством при имп. Николае I Павловиче руководители Преображенского кладбища решили создать центр федосеевского согласия за рубежом. С этой целью П. Леднёв в нач. 1848 г. приехал в Вост. Пруссию для устройства федосеевского мон-ря в старообрядческой дер. Войново (Экертсдорф, ныне Войново Варминьско-Мазурского воеводства, Польша), неподалеку от г. Гумбиннена (ныне г. Гусев Калининградской обл.). Приняв иночество в Злынковском мон-ре в Стародубье, П. П. вернулся в Вост. Пруссию и стал настоятелем Войновского Свято-Троицкого мон-ря. В 1851 г. из-за разногласий в мон-ре П. П. переехал в Австрийскую империю - в с. Климоуцы (ныне Климэуци, Румыния), близ с. Белая Криница (ныне Глыбокского р-на Черновицкой обл., Украина).
В 1852 г. инок вернулся в Войновский мон-рь, к-рый под его руководством стал важным центром духовной жизни федосеевцев Вост. Пруссии. П. П. расширил обитель, учредил б-ку, организовал обучение детей. В Йоханнисбурге (ныне г. Пиш, Польша) по инициативе П. П. была создана типография, работами в к-рой заведовал его ученик К. Е. Голубов (Голубев или Чайков). В Йоханнисбурге было напечатано не менее 17 книг, публиковался ж. «Истина». Близ Экертсдорфа, в Пупах (ныне с. Спыхово, Польша), П. П. создал женский мон-рь. В нач. 50-х гг. XIX в. П. П. вступил в полемику с иноком Белокриницкого мон-ря Павлом (Великодворским), благодаря усилиям которого был присоединен к старообрядчеству митр. Амвросий (Паппа-Георгополи) и учреждена Белокриницкая иерархия (лично полемисты не встречались). П. П., стоявший тогда на беспоповских позициях, считал, что рукоположение, совершаемое в послениконовское время в Русской и Греческой Церквах, недействительно, поэтому присоединение греч. иерарха к старообрядчеству не дает возможность создать старообрядческую иерархию. Ок. 1856 г. П. П. отказался от федосеевского неприятия брака и разрешил принимать на исповедь и общее моление новожёнов (беспоповцев различных согласий, допускавших вступление в брак; подробнее см. в ст. Брак). В 1858 г. П. П. был вызван в Москву для объяснения, которое завершилось разрывом с федосеевским согласием. В 1859 г. часть мазурских старообрядцев во главе с П. П. примкнула к брачным поморцам, др. часть сохранила федосеевские взгляды на брак. В 1861 г. П. П. установил в Войновском мон-ре моление за обретение священства.
В 1867 г. П. П. вместе с 15 монахами покинул Войновский мон-рь. В Москве он был представлен митр. св. Филарету (Дроздову) как желающий перейти в правосл. Церковь. П. П. вместе с учениками определили в Никольский мон-рь, устроенный в единоверческой части Преображенского кладбища, где уже жили присоединившиеся ранее к православной Церкви последователи Белокриницкой иерархии. Вместе с П. П. в единоверие перешли многие его ученики. На Преображенском кладбище сохранялась федосеевская община. Летом 1867 г. митр. Филарет благословил П. П. отправиться в старообрядческое с. Поим Чембарского у. Пензенской губ. (ныне Беликовского р-на Пензенской обл.), инициатором поездки был местный поморец К. Н. Крючков. Усилиями П. П. в Поиме было положено начало единоверческому приходу, позднее был построен большой собор. Крючков присоединился к православной Церкви, впосл. стал протоиереем, миссионером. (Во 2-й пол. ХХ в. село вновь стало старообрядческим, здесь преобладали последователи Спасова согласия и поморцы.) 25 февр. 1868 г. еп. Леонид (Краснопевков), викарий Московской епархии, совершил присоединение П. П. к православной Церкви на началах единоверия. Также были присоединены бывш. старообрядческий Тульчинский еп. Иустин (Игнатьев), бывш. настоятель беспоповской киновии близ г. Зенсбурга (ныне г. Мронгово, Польша), и 15 учеников П. П. 16 окт. 1868 г. Московский митр. Иннокентий (Вениаминов) назначил П. П. настоятелем Никольского единоверческого мон-ря, 26 нояб. П. П. был рукоположен во диакона, 15 дек.- во иерея, 21 июня 1870 г. возведен в сан игумена, 31 марта 1879 г.- в сан архимандрита.
П. П. стал одним из самых известных миссионеров Русской Церкви. Его поездки к старообрядцам, переходившие одна в другую, продолжались по несколько лет. В 1867-1870 гг. он ездил в Литву к беспоповцам, пожелавшим присоединиться к православной Церкви, но прежде выслушать авторитетного проповедника из бывш. федосеевцев, чья подвижническая жизнь была им хорошо известна. Вскоре миссионер предпринял еще одну поездку в эти места, т. к. староверы написали викарию Литовской епархии Ковенскому еп. Иосифу (Дроздову), что желают присоединиться к Церкви и хотят, чтобы совершителем присоединения стал П. П. В 1870 г. жившие в с. Климоуцы старообрядцы просили митр. Московского Иннокентия, чтобы он направил к ним П. П. для присоединения их к Церкви, поэтому из Вильны миссионер сразу направился в Австрийскую империю. В 1871 г. П. П. предпринял 5-месячное путешествие на свою родину, в Сызрань. По пути он останавливался ради бесед со старообрядцами в Н. Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Саратове, заезжал в расположенные вокруг этих городов селения. В 1873 г. П. П. отправился с проповедью на Дон, где пробыл 3 месяца, еще одна 3-месячная поездка на Дон состоялась в 1878 г. В 1879 г. Донской архиеп. Платон (Городецкий) выразил П. П. признательность «за ревностные великие миссионерские подвиги». В 1875 г. П. П. провел миссионерские беседы в г. Новоалександровске Ковенской губ. (ныне Зарасай, Литва), в г. Режице Витебской губ. (ныне Резекне, Латвия), в селах, расположенных вблизи Гуслицкого в честь Преображения Господня монастыря в Московской губ. Начиная с Великого поста в 1869 г. каждый воскресный и праздничный день по окончании вечерни П. П. вел собеседования со старообрядцами в московском Никольском монастыре. Его доводы в спорах со старообрядцами можно было проверить по дониконовским рукописям и книгам Хлудовской б-ки, находившейся в Никольском мон-ре.
Ранее собеседования со старообрядцами проходили в русле споров об обрядах, когда полемисты с обеих сторон часто показывали себя обрядоверцами. П. П. первым всесторонне осветил расхождения старообрядчества с правосл. Церковью с позиций богословия и церковной истории. Сила доводов П. П. заключалась не в ораторских приемах: миссионер стремился не победить, а убедить. Отношение к старообрядцам в духе кротости и христ. любви он считал главным условием собеседований с ними. Немалое значение имел и личный пример П. П.- строгого аскета, ревнителя христ. благочестия и просвещения.
Время, свободное от миссионерских занятий и исполнения обязанностей настоятеля Никольского мон-ря, П. П. посвящал школе для 10-20 детей, устроенной при его келье. В школе учились дети священников, причетников единоверческих церквей, бедных родителей, обратившихся в Православие. Вначале здесь обучались только грамоте, затем П. П. ввел преподавание арифметики и грамматики. Из школы вышло немало миссионеров, священников и псаломщиков единоверческих храмов.
В 1874 г. Синод назначил П. П. за его миссионерскую деятельность годовое жалованье 500 р. Все денежные вознаграждения Синода за миссионерские труды и жалованье он тратил на содержание школы, милостыню и др. дела благотворительности.
У П. П. проходили подготовку многие из тех, кто готовили себя к деятельности среди старообрядцев. Новгородский и Старорусский архиеп. Феогност (Лебедев) направил в Никольский мон-рь выпускника Новгородской ДС В. Лебедева (см. Варсонофий (Лебедев), сщмч.). Беседы с П. П. определили решение В. Лебедева принять монашество. Вернувшись в Новгород, он получил назначение на должность помощника епархиального миссионера, через год был пострижен в монашество с именем Варсонофий, рукоположен во иерея и назначен миссионером 3 уездов Новгородской епархии. В Никольском единоверческом монастыре подвизались многие новомученики. В 1910-1914 гг. здесь исполнял должность учителя церковноприходской школы Иван Власович Шелаев (впосл. архим. прмч. Мина). Игум. прмч. Серафим (Булашов) жил в монастыре в 1899-1915 гг., с 1911 г. был благочинным. В 1918-1921 гг. в обители подвизался иеромонах, впосл. архим. прмч. Иоасаф (Боев). Выдающимся правосл. деятелем был настоятель миссионерского Белогорского во имя святителя Николая монастыря архим. прмч. Варлаам (Коноплёв), присоединившийся в 1891 г. к Церкви благодаря беседам с П. П.
Значительным было участие П. П. в деятельности Петра митрополита братства, учрежденного 24 авг. 1872 г. Он занимал должность помощника председателя, в течение мн. лет являлся председателем братства. За 25 лет братство издало 125 наименований книг, большое значение для миссионерской деятельности имело издание ж. «Братское слово», в подготовке к-рого участвовал П. П., в журнале увидели свет многие его труды. В результате издательской и публицистической деятельности П. П. и его ближайшего соратника - проф. МДА Н. И. Субботина, опубликовавшего основной корпус источников по истории и современному состоянию старообрядчества, изучение раскола Русской Церкви и полемика о нем вышли на новый богословский уровень. В 1887 и 1891 гг. под председательством П. П. прошли 1-й и 2-й всероссийские съезды миссионеров в Никольском единоверческом монастыре. И. С. Лесков, автор первого исследования о П. П. (в статье «С людьми древнего благочестия», впервые опубликованной в 1864), и Ф. М. Достоевский высоко оценивали просветительскую деятельность П. П., а также Голубова, вслед за своим наставником перешедшего в единоверие и основавшего типографию в Пскове.
В нач. 1885 г. возникла необходимость в назначении викарного епископа в Новочеркасск. Киевский митр. Платон (Городецкий) предложил кандидатуру П. П., его поддержали митрополиты Московский Иоанникий (Руднев) и Новгородский Исидор (Никольский). Обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев выдвинул идею почтить П. П. за выдающуюся миссионерскую деятельность саном епископа, оставив его в Никольском единоверческом монастыре викарием Московского митрополита. П. П. отказался от этих предложений, в частности, потому, что считал неправильным учреждение отдельной кафедры для единоверцев (по мнению П. П., это могло дать повод «к разделению иерархической власти»).
П. П. занимался миссионерской деятельностью до последних дней жизни. «Лежа на одре болезни,- писал о нем Субботин,- продолжал диктовать свои последние сочинения, принимать многочисленных посетителей, с которыми всегда вел беседу о делах веры и Церкви». Сочинения П. П., как писал Субботин, «представляют полную энциклопедию учения о расколе и полемики против раскола». П. П. был погребен в Никольском мон-ре.