[Греч. Νεόφυτος Καυσοκαλυβίτης] (ок. 1713, Патры - 1784, Бухарест), иеродиак., филолог, церковный писатель, просветитель. Один из родоначальников афонского движения колливадов, возникшего в связи с дискуссией о приношении в храмы колива по воскресным дням в память об усопших. Н. К. одним из первых вступил в спор о перенесении заупокойного богослужения с субботы на воскресенье, однако в 1759 г. он удалился со Св. Горы и его дальнейшая деятельность проходила независимо от движения колливадов. Он до конца жизни находился в весьма непростых отношениях с такими авторитетнейшими представителями движения, как прп. Афанасий Паросский и прп. Никодим Святогорец.
Н. К. род. в г. Патры (п-ов Пелопоннес, совр. Греция) в семье крещеных евреев (в лит-ре можно встретить т. зр., согласно к-рой Н. К. исповедовал иудаизм и крестился в сознательном возрасте, что не соответствует действительности). Тему его происхождения не раз обсуждали позднее его недоброжелатели. Сам он не отказывался от него и во всех написанных им самим документах и книгах к своему имени присоединял дополнение «Пелопоннесец из иудеев».
Н. К. получил блестящее образование: окончил Патриаршую школу в К-поле, богословскую школу на о-ве Патмос (с 1737 по 1744), учился также в Янине у Евгения (Булгариса) (с 1744). Изучал философию, богословие и филологию, проявлял особый научный интерес к грамматике (Πρίντζιπας. 1985. Σ. 130-131). После завершения образования принял монашеский постриг и удалился на Св. Гору Афон, где жил в Кавсокаливийском скиту во имя Пресв. Троицы (см. в ст. Великая Лавра). В 1749-1753 гг. был 1-м ректором (схолархом) Афонской академии (Афониады) при мон-ре Ватопед, учрежденной при патриархе К-польском Кирилле V (1748-1751; 1752-1757). Его преемником на посту ректора стал его учитель Евгений (Булгарис). Вскоре после ухода с поста ректора Н. К. на короткое время затворился в келье и занялся учеными трудами (Μπαρτζελιώτης. 2008. C. 262).
Н. К. одним из первых высказался против нововведения агианнанитов (монахов скита св. Анны), к-рые в 1754 г. решили перенести поминальную службу с субботы, когда им приходилось ездить за необходимыми покупками в Карею, на воскресенье. Это новшество положило начало т. н. колливадским спорам, т. к. мн. святогорцы восприняли его как серьезное нарушение церковного устава. Второй важной темой колливадских споров стал вопрос о частом причащении Св. Таин, к-рый вскоре вышел на первый план.
На Афоне довольно быстро сформировалось жесткое противодействие колливадам, к-рые могли покинуть воскресное богослужение, если на нем совершалось поминовение усопших, перенесенное с субботы. Такое поведение воспринималось др. афонитами как обвинение в ереси и влекло за собой их резкое недовольство и взаимные обвинения. На сторону противников колливадов встал и патриарх К-польский Кирилл V. Их не пускали в некоторые афонские скиты и обители. В результате этих нестроений в 1759 г. Н. К. навсегда покинул Афон. В том же году архим. Косма из Эпидавра устроил типографию в Великой Лавре, где была напечатана «Сокращенная Псалтирь» (᾿Εκλογὴ τοῦ Ψαλτηρίου), составленная Н. К.,- это была первая греческая книга, изданная на территории Османской империи.
В 1759-1763 гг. Н. К. руководил школой на о-ве Хиос. В 1763-1767 гг. преподавал в г. Адрианополе, об этом периоде его жизни сохранилось мало сведений. В 1768 г. начал преподавать в Княжеской академии в Бухаресте. Там он издал «Комментарий к четвертой книге Грамматики Феодора Газы» (῾Υπόμνημα στὸ Δ´ βιβλίο τῆς γραμματικῆς τοῦ Θεοδώρου Γαζῆ (Феодор Газис, ок. 1400-1475)). Этот труд объемом ок. 1000 страниц явился весомым вкладом в преподавание греч. языка и принес автору европ. известность. До этого в обучении господствовал перифрастический метод толкования древнегреч. авторов: каждое слово древнего текста объяснялось с помощью подбора к нему всех существующих синонимов или слов с близким значением. Н. К. предложил монолексический метод: ученики должны были вникать в смысл только тех слов, к-рые употреблены самим автором, и с их помощью постигать суть написанного (Μαράς. 2014. Σ. 196; Щёголева. 2014. С. 324).
В 1770 г. из-за военных действий в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Н. К. перебрался в Трансильванию, где поселился в г. Брашове (совр. Румыния). В течение следующих лет (до 1774) он преподавал в греч. уч-ще и на дому, переводил Гомера и др. античных поэтов и занимался филологическими исследованиями. Много времени Н. К. уделял богословию таинства Евхаристии. В Брашове Н. К. написал неск. важнейших богословских трудов.
После окончания русско-тур. войны в 1774 г. Н. К. вернулся в Бухарест, где до конца жизни преподавал греч. язык в Княжеской академии. В бытовом отношении его жизнь была полна трудностей и лишений, особенно тяжело Н. К. переносил суровые зимы и очень хотел покинуть Бухарест. В это время Евгений (Булгарис), с которым Н. К. состоял в переписке, предложил ему переехать в Россию, где он сам находился с 1771 г. при дворе Екатерины II. Ответ Н. К. не сохранился, но, вероятно, он либо не дал согласия, либо некие обстоятельства не позволили ему принять приглашение своего учителя и друга.
В 1783 г. патриарх К-польский Гавриил IV пригласил Н. К. в К-поль в Патриаршую академию, но к тому времени ученый был уже тяжело болен и у него не было физических возможностей для переезда. Н. К. скончался в 1784 г. в одиночестве и глубокой нищете.
Часто в лит-ре, в т. ч. научной, Н. К. называют преподобным, однако как святой он не почитается.
«О Теле Господнем» (περὶ τοῦ Κυριακοῦ σώματος) представляет собой послание Никифору (Феотоки) написанное и отправленное в 1771 г. (о богословском содержании этого пространного труда подробнее см. в ст. Колливады). Преподобные Афанасий Паросский и Никодим Святогорец увидели во мнении Н. К., высказанном в этом сочинении (о тленности Тела Христова до Причащения) возобновление ереси Михаила Глики. Хотя колливады воспринимали Н. К. как человека своего круга, у них вызывала осуждение его склонность к ревизии церковного Предания. Прп. Афанасий Паросский, считавший упрямство основной чертой характера Н. К. (Μανάφης Κ. ᾿Αθανασίου τοῦ Παρίου ἀνέκδοτος ᾿Επιστολὴ ἀντιρρητικὴ γενομένη πρὸς τὴν παρά τινῶν περὶ τοῦ Κυριακοῦ σώματος κακοδοξίαν // ῞Αγιος ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος: Πρακτικὰ ᾿Επιστημονικοῦ Συνεδρίου (Πάριος 29 Σεπτ.- 4 ᾿Οκτ. 1998). Πάρος, 2000. σ. 222), писал: «…с печалью говорю, что и учителем, и другом нашим был Неофит, но да будет предпочтена истина. Ибо то ли от самомнения, то ли по какой другой причине почитая свои собственные утверждения больше должного, он явился упрямствующим не только в этих догматических [вопросах], но и в своей «Грамматике»… И страшно не только то, что он сам себе повредил, но и то, что он [нанес вред] и многим другим…» (Ibid. σ. 225-226). Афанасий говорит о том, что Н. К. устно раскаивался в своем заблуждении.
«Руководство анонима, доказывающее, что христиане должны чаще причащаться Божественных Таинств» (᾿Εγχειρίδιον ἀνωνύμου τινὸς ἀποδεικτικὸν περὶ τοῦ ὅτι χρεωστοῦν οἱ χριστιανοὶ συχνότερον να ματαλαμβάνωσι τὰ Θεῖα Μυστήρια. Νῦν πρῶτον τύποις ἐκδοθὲν δαπάνῃ... Δημητρίου προσκυνητοῦ τοῦ ἐκ Δρύστας. Βενετία, 1777 (новогреч. перевод) [воспроизведено с произвольными изменениями: περὶ τῆς συνεχοῦς μεταλήψεως / Εἰσαγωγή, κείμενον (ἀνέκδοτον), σχόλια ἱερομ. Θεοδωρήτου ῾Αγιορείτου (Μαύρου). ᾿Αθῆναι, [19922] (оригинальный древнегреч. текст трактата Н. К. включен в это же издание. С. 30-112), было издано в Венеции в типографии Николая Глики. В современных исследованиях автором сочинения безоговорочно считается Н. К., однако в свое время вопрос авторства породил немало научных дискуссий.
«Сокращение священных канонов» (Νεόφυτος Καυσοκαλυβίτης, ἱεροδιακ. ᾿Επτομή ῾Ιερῶν Κανόνων: Απάνθισμα / ᾿Επιμελεία ἱερομ. Θεοδωρήτου ῾Αγιορείτου (Μαύρου). Αθήνα, 2002) - сочинение 1-й пол. XIX в. В б-ке Пантелеимонова мон-ря на Афоне хранится его полный список. В 1845 г. с ним познакомился архим. Порфирий (Успенский), оставивший следующее описание: «Эта рукопись... есть ничто иное, как сборник, в котором догматы, заповеди, правила Церкви, ее предания и разные уставы соединены в одно целое, так что составитель их иеродиакон Неофит, родом из пелопоннесских евреев, многословно рассуждает и о Св. Троице, и о смиренномудрии, молитве и милостыне, о таинствах и о клире и правах его, приводя на все свидетельства из Св. Писаний, из творений Отцев Церкви и из правил церковных. Эта рукопись, по словам Руссиковского игумена Герасима, была пересмотрена недавно скончавшимся дидаскалом Афонорусской киновии Венедиктом; и он вырезал из нее много страниц, на коих написано было гнилое пустословие Неофита. Тут есть сказания и рассуждения и о франкмасонах, и о св. огне Иерусалимском, которого получение и раздачу Неофит назвал драматургиею... Вышеупомянутый игумен Герасим знал его лично и мне отозвался о нем так: острая голова! Беспокойная душа» (Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 году. Отд. 1. К., 1877. Ч. 1. (М., 2006к). С. 120-121).
Неполная рукопись этого сочинения под названием «Краткое изложение священных правил единой святой Вселенской и Апостольской Церкви» РГБ. Ф. 181. № 34 (Инв. 841) (частично - автограф Н. К.) подробно описана Л. И. Щёголевой. Исследовательница отмечает, что в научной лит-ре встречается утверждение, будто это сочинение представляет собой номоканон с толкованиями Алексия Аристина и Иоанна Зонары, дополненный комментариями самого Н. К. Однако, как можно видеть по содержанию рукописи РГБ. Ф. 181. № 34, памятник содержит не только церковно-канонические, но и богословско-догматические главы, т. е. его назначение гораздо шире (Щёголева. 2014. С. 323).
Остаются неизданными «О бескровной жертве» (в этом сочинении содержится переписка Н. К. с Евгением (Булгарисом) и Никифором (Феотоки) по вопросу о Евхаристии), «О хлебе насущном», «Панспермия».
К. Сафас в своей «Новогреческой филологии» (Σάθας Κ. Νεοελληνικὴ φιλολογία. ᾿Αθῆναι, 1868. Σ. 512-513) упоминает следующие сочинения Н. К.: «Схолии на Фукидида и на «Этику» Аристотеля», «Философ и Теист», «О так называемых франкмасонах» «Толкование на слово Лукиана о дружбе и о тирании», «О надгробном свете» и разные послания. Н. К. является также автором переводов Гомера, Плутарха, гимнов (на новогреч. языке) Симеона Нового Богослова, Григория Богослова (подробнее см.: Говорун С. Н. Движение Колливадов в Греции, его связь с исихазмом и влияние на современную жизнь Элладской Церкви: Дисс. К., 1998). Н. К. составил устав монастыря Пресв. Богородицы Сумела.
Среди сочинений Н. К. упоминаются также Житие Мелетия Пигаса с предисловием и «Послание к Никифору Феотоки, где спрашивается о том, как Логос Евангелия вошел в Новый Свет». В лит-ре Н. К. считали автором сочинения, в оригинале написанного по-латыни, под названием «Опровержение еврейской религии», однако исследования заставляют сомневаться в его авторстве (см.: Camariano-Cioran А. Les Académies Princières de Bucarest et de Jassy et leurs Professeurs. Thessal., 1974. P. 430; Μαράς. 2014. Σ. 201).