[Греч. Μηνοδώρα, Μητροδώρα καὶ Νυμφοδώρα] († 305-311), мученицы (пам. 10 сент.).
Пространное Мученичество этих св. сестер (BHG, N 1272z) опубликовано Ф. Алькеном по рукописи Ath. Laur. D 50, 1039 г. Более позднее пространное Мученичество (BHG, N 1273) сохранилось в переработке Симеона Метафраста в составе Метафрастовых Четьих-Миней. Краткие Жития содержатся в визант. Синаксарях (напр., PG. 117. Col. 40-41; SynCP. Col. 31-32).
Сохранился слав. перевод Метафрастовой версии Мученичества Минодоры, Митродоры и Н. в домакариевских Четьих-Минеях (напр., в Кир.-Бел. № 16/1225, 2-я пол. XV в.), в Великих Минеях-Четьих (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 623-630; Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 84), а также в южнослав. рукописях (Загреб. Архив ХАЗУ. IIIb20, 1456 г.; Белград. Университетская б-ка. Собр. В. Чоровича. № 30, XV в.) и др. (Иванова. Biblioth. hagiogr. 2008. С. 200).
Святые сестры род. в Вифинии и с юности посвятили себя Богу. Они целомудренно жили в уединении, избегая всего мирского, на высоком пустынном холме, находившемся примерно в 3 км от теплых источников в Пифиях (близ Никомидии). Поселившись здесь, они подвизались в посте и непрестанных молитвах. Любовь ко Христу рождала у них поток горячих слез, и они поистине жили на земле, как ангелы. Местные жители узнали об их местонахождении и иногда приходили к сестрам. От них разошлись свидетельства о том, что св. девы исцеляли любую болезнь и изгоняли демонов.
При рим. имп. Максимиане (по мнению исследователей, при Максимиане Галерии, 305-311) Вифинией управлял наместник Фронтон. Он разыскивал и предавал казни христиан. Услышав о св. девах, Фронтон велел схватить их и привести к нему. Увидев Минодору, Митродору и Н., он и придворные удивились тому, как такую красоту, какой они никогда не встречали и в царских дворцах, могли сохранить отшельницы, живущие в пустыне (хотя тела мучениц были изнурены постом и др. подвигами, но лики сияли девственной красотой).
Несмотря на уговоры наместника, св. девы отказались принести жертвы языческим богам. Удалив 2 младших сестер, Фронтон приказал раздеть Минодору и бить ее. Через 2 часа святую, так и не попросившую о пощаде, он велел бить еще сильнее. Минодора скончалась, не совершив жертвоприношения.
Наместник призвал Митродору и Н. и показал им тело их старшей сестры. Он ожидал, что они испугаются такой же участи и принесут жертвы. Но сестры, видя, что Минодора уже сподобилась мученического венца, призвали язычников не медлить с пытками, изъявив желание отдать жизни за Христа. Фронтон велел увести Н., а Митродору - подвесить и опалять ее тело свечами. Через 2 часа ее сняли всю обугленную с дерева и стали бить жезлами. В таких мучениях Митродора предала в руки Господа свою душу.
Считая младшую сестру в силу ее возраста более слабой, Фронтон надеялся склонить к идолопоклонству хотя бы ее. Он говорил деве, что полюбил ее, как родную дочь, и сожалеет о том, что и ее ждет участь сестер. Наместник уговаривал Н. поклониться языческим богам и заслужить благоволение императора, получить имения и наслаждаться почестями. Однако и она не отреклась от Христа. Фронтон велел строгать тело Н. железными когтями, а затем забить ее жезлами до смерти.
Однако наместник не удовольствовался страданиями св. дев и решил сжечь тела мучениц на костре. Но как только это было исполнено, небесный огонь попалил нечестивого Фронтона и всех его слуг, мучивших Минодору, Митродору и Н., после чего костер был погашен сильным дождем. Взяв тела святых, не поврежденные пламенем, христиане с честью предали их погребению недалеко от теплых вод, поместив в общую гробницу. Вскоре над могилой св. дев, от мощей которых происходили исцеления, был построен храм во имя мучениц.
Честная глава Минодоры находится в афонском мон-ре Великая Лавра, др. части ее мощей - в мон-рях Дусику и Иоанна Богослова апостола на Патмосе, честная глава Митродоры - в Бесплотных сил Петраки мужском монастыре, остальные части мощей - в мон-рях Пантократор, Агафон, Дусику, Галатаки, ап. Иоанна Богослова на Патмосе; 3 пальца Н. почитаются в мон-ре Зербица, другие частицы мощей этой святой хранятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, в мон-рях Дусику, иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Андросе и Успения Пресв. Богородицы близ с. Макримали на Эвбее (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 217, 219, 229). Считается, что мощи Митродоры хранятся в кафедральном соборе Чезены (Италия) (Sauget. 1967. Col. 353). В XVI в. имена мучениц включены кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 390).
Мученицы изображаются сообразно их монашескому чину в длинных одеждах: платье, обычно темного тона плащ (мантия) и плат на голове (в виде мафория); когда состав облачения полный, в него входят схима и аналав. Знаком мученичества является крест в руке у каждой святой. В соответствии с Житием все молоды. Изображение святых в сцене мучения или в полный рост (реже поясное) обычно включают в состав святых на сентябрь в минологии рукописные, настенные и иконные. В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), описание мученичества святых содержится в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 10 сент.: «Святые мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора засечены были прутьями. Изображение: Святые жены лежат на земле, обнаженные до пояса, головы их повязаны платками; три воина секут их прутьями» (Ерминия ДФ. С. 198). В сохранившихся памятниках сцены мучения сестер не только отличаются от описанной, но и разнятся между собой. Так, напр., на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 26, 1-я четв. XI в.): мученицы в скрывающих их фигуры мафориях и разного цвета платьях падают на землю от ударов палками, наносимых им 2 палачами; в росписи притвора ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1350) мученицам отрубают головы; эта же сцена мучения представлена на миниатюре в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v, 1322-1340 гг., Фессалоника); плохая сохранность настенного минология в мон-ре Козиа не позволяет рассмотреть нюансы сцены мучения. Вариант изображения святых в рост представлен на миниатюрах в Минологии на сент. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 84r. К-поль, кон. XI в. ) и в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248r. К-поль, кон. XI в.); в росписи нартекса ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320).
В рус. иконописных подлинниках указание к изображению святых дев дано уже в Софийском списке подлинника Новгородской редакции (кон. XVI в.). Из его текста следует, что предпочтительным является образ мучениц, характеристика их монашеского чина отсутствует: «Святых мучениц: Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. На первой риза красна вохра, испод лазорь, у средней риза дымчата, испод лазорь, на третьей риза лазорь, испод киноварь (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 58, 76). Именно так, девами-мученицами с непокрытыми головами, в платьях с оплечьями и плащах, с крестами в руках они изображены в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. 10 сент.). Раннее описание сохранено практически без изменений в подлинниках сводной редакции XVIII в. (Большаков. Подлинник иконописный. С. 28; то же - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 149); тот же тип св. дев лег в основу более пространного по изложению руководства для иконописцев (1910), составленного акад. В. Д. Фартусовым: «…родные сестры, греческого типа, все - совершеннолетние невесты с небольшой разницей в летах, худые телом, но с красивыми лицами,- в белых туниках, причем нижние - длинные, с узкими рукавами, а верхние - короткие, с широкими рукавами, подпоясанные, волосы у всех - подвязанные» (Фартусов. Руководство для иконописания. С. 10-11). В рус. минологиях образ св. дев представлен, напр., на иконе на сент., происходящей из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ). Девами-мученицами с непокрытыми головами, в одеждах, лежащих сложными драпировками, они представлены и на листе на сент. на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) (см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра на меди. 2004. С. 37. Кат. 33.1); в строгих платьях и с мафориями на головах - на листе святцев гравера И. К. Любецкого (1730) (Там же. С. 49-50. Кат. 35.1).