Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКАРИЙ
42, С. 485-486 опубликовано: 27 ноября 2020г.


МАКАРИЙ

Иером. Макарий. Гравюра. XIX в.
Иером. Макарий. Гравюра. XIX в.

Иером. Макарий. Гравюра. XIX в.
[Румын. Macarie] (1750 (в источниках также упом. 1770, 1780), с. Периеци, совр. жудец Яломица, Румыния - 30.08.1836, мон-рь Вифорыта близ Тырговиште, совр. Румыния), иером., румын. протопсалт и мелург. Согласно записи, сделанной в 1897 г. митр. Молдавским Иосифом (Наниеску) в Калофоническом Ирмологии, написанном М. в 1833 г. (Bucur. Acad. Rom. m. r. 1685. Fol. 2-2v), иеромонах умер в возрасте 86 лет. С детства М. пел в церкви. Принял монашество одновременно со своей сестрой Иустиной: он был пострижен в мон-ре Кэлдэрушани, она, с именем Феврония,- в мон-ре Вифорыта. При митр. Досифее (Филитти) (1793-1810), который, вероятно, рукоположил его во иеромонаха, М. преподавал одноголосное церковное пение по «старой системе» протопсалта Константина, «ученика учителя Шэрбана, протопсалта Румынской земли». В 1816-1818 гг. М. изучал «новую систему» пения визант. традиции (см. Новый метод) у греч. мелурга Петра Эфесского в школе при ц. свт. Николая Чудотворца (Сфынтул-Николае-дин-Шелари) в Бухаресте. В 1819 г. митр. Дионисий (Лупу) назначил М. руководителем певч. школы (вероятно, тогда же он получил церковный чин портария) и поручил ему заняться переводом певч. книг с греч. языка на румынский. В 1821 г. М. уехал в г. Сибиу, а затем в Вену, где в 1822-1823 гг. в типографии арм. монахов-мхитаристов издал первые певческие книги визант. традиции на румын. языке: «Церковный Анастасиматарий согласно правилам новой системы» (переведен гл. обр. с греч. Анастасиматария лампадария Петра Пелопоннесского († 1777 или 1778), изданного Петром Эфесским (Бухарест, 1820); см. также греческий рукописный Ирмологий, имеющий аналогичные содержание и структуру: Bucur. Acad. Rom. m. g. 751), «Ирмологий, или Сборник музыкальных катавасий» (перевод книги Петра Пелопоннесского с добавлением задостойников М.) и «Теоретикон, или Всеобъемлющий взгляд на церковное певческое искусство согласно правилам новой системы» (краткое изложение основ нотации и гласовой теории Нового метода, 1-я печатная книга по теории церковного пения на румын. языке). Эти книги М. были переизданы Д. Сучевяну (Яссы, 1848) и иером. Серафимом (Бузэу, 1856). А. Панн и Сучевяну продолжили перевод на румын. язык и адаптацию греч. песнопений.

В возникшем в тот период в придунайских княжествах споре между румын. певчими, придерживавшимися местной традиции, и греч. певчими, последователями новой к-польской школы, М. был на стороне первых, критикуя пение в К-поле за излишнюю восприимчивость к влиянию светской музыки, в частности тур. песен, в то же время М. допускал умеренные заимствования такого рода, как, напр., у Петра Пелопоннесского. М., как и некоторые румын. иерархи и церковнопевческие деятели 1-й пол. XIX в. (еп. Кесарий, иеродиак. Нектарий (Фриму), Панн), считал румын. церковное пение частью единой традиции, идущей от преподобных Иоанна Дамаскина и Иоанна Кукузеля.

Возвратившись на родину в 1823 г., М. стал обучать пению по Новому методу на румынском языке в церквах, мон-рях и школах Молдавии, Трансильвании и Баната. В 1827 г. издал в Бухаресте 2-й том Анфологии. в к-рый вошли песнопения утрени Петра Пелопоннесского, хартофилакса Хурмузия, протопсалтов Григория († 1821) и Иакова, а также самого М., Дионисия Мораита и Михаила Молдовяну (см. также аналогичную ркп. на греч. языке, которой владел М.: Bucur. Acad. Rom. m. g. 743). В 1829 г., после смещения с кафедры митр. Унгро-Влахийского Григория IV (Даскэла), М. был вынужден покинуть Бухарест. Вскоре митр. Вениамин (Костаки) поставил М. игуменом мон-ря Бырнова (близ Ясс), рассчитывая на его содействие в распространении в Молдавии пения по Новому методу. В 1830-1833 гг. М. жил в Нямецком мон-ре, где обучал монахов пению и написал Калофонический Ирмологий, в к-ром после каждого ирмоса поместил кратимы поствизант. мелургов Петра Пелопоннесского, протопсалта Григория, протопсалта Петра Византийского († 1808), Георгия Критского († 1815). В этом монастыре М. вместе с иером. Виссарионом работал над созданием новых правил музыкального экзегесиса (см.: http://analogion.com/site/html/Macarie.html).

В 1833-1834 гг. по приглашению еп. Кесария жил в г. Бузэу. В 1834 г. митр. Григорий (Даскэл) назначил М. директором типографии мон-ря Кэлдэрушани, поручив ему возглавить подготовку издания Житий святых. В 1836 г. М. издал в Бузэу певч. последование «Чина Погребения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа для пения в Святую и Великую пятницу». В том же году он собирался издать в Вене еще один том Анфологии, но был парализован и перевезен в монастырь Вифорыта, игуменией которого была его сестра, где М. и скончался. Свои книги и муз. рукописи он завещал передать еп. Кесарию Бузэускому, к-рый впосл. передал их своему ученику Иосифу (Наниеску).

Из произведений М. наиболее известны катавасия Недели ваий, песнопения Божественной литургии и упомянутые выше задостойники.

Арх.: Автографы: Bucur. Acad. Rom. m. r. 4412: Irmologhion calofonicon. 1833 (сохр. копия того же года, сделанная его учеником Илией: Bucur. Acad. Rom. m. r. 1685); m. r. 3725: Anixandarii si Canonul Floriilor. [1831]-1832; Книги из б-ки М.: Ibid. m. g. 958: Tomul al 4-lea al Anthologhiei (Chinonice); m. r. 1690: Stihiralul; m. r. 1691: Papadichia.
Муз. изд.: Теоритиконь, сау привире, купринзътоаре, а мещешугулуй мусикией бисеричещи, дупъ ашъзъмянтуль систимий чеий ноао. Виенна, 1823 (переизд.: Macarie Ieromonahul. Opere. Bucur., 1976. T. 1: Theoriticon / Ed.: T. Moisescu); Анастасиматарио бисерическь дупъ ашъзъмянтуль систимий чеий ноао. Виенна, 1823 (переизд.: Anastasimatar de Macarie Cuviosul. [Bucur.], 2002); Ирмологион, сау Катавасиеру мусическ. Виенна, 1823; Антологиа дупъ ашъзъмянтуль систимий чеий ноао. Букурешти, 1827. T. 2; Prohodul Domnului Dumnezeu si Mântuitorului nostru Iisus Hristos care să cântă în Sfânta şi Marea Vineri. Buzău, 1836.
Лит.: Petrescu I. D. Arta artelor sau Elemente de istoria musicei. Bucur., 1872; Melchisedek (Stefânescu), ep. Memoriu pentru cântările bisericesci în România // BOR. 1882. T. 6. P. 24-30; Erbiceanu C. Macarie Ieromonahul, Psaltul şcoalei din Bucureşti şi reformatul sistimei vechi de psaltichie // Ibid. 1892. N 9. P. 808-820; Popescu N. M. Viaţa şi activitatea dascălului de cîntări Macarie Ieromonahul. Bucur., 1908; idem. Ştiri noi despre Macarie Ieromonahul, dascălul de cântări şi directorul tipografiei din mânăstirea Căldăruşani // BOR. 1915. T. 39. N 8. P. 788-805; Moisescu T. Prolegomene bizantine: Muzică bizantină în manuscrise şi carte veche româneassa. Bucur., 1985. P. 113-205; Moldoveanu N., diac. Macarie Ieromonahul - traducător, compositor, copist, tipograf // BOR. 1990. T. 108. N 1/2. P. 116-136; Ionescu Gh. C. Macarie Ieromonahul şi opera de românire a cântărilor psaltice // Studii şi cercetări de istoria artei. Ser. teatru, muzică şi cinematografie. 1991. T. 38. P. 41-56; idem. Macarie Ieromonahul, dascăl de psaltichie şi epistat al şcolilor de musiche din Ţara Românească // Ibid. 1992. T. 39. P. 73-83; Catrina C. Contribuţii la răspândirea cărţii româneşti de musică // Idem. Studii şi documente de musică romanească. Bucur., 1994. P. 225-234; Dimcea A. Bibliografia tipăriturilor psaltice din Romania (1820-1947): I // Scara. 1998. Vol. 3. Pt. 2. P. 166-178; Barbu-Bucur S. Manuscrisele muzicale românesti de la Muntele Athos. Bucur., 2000; Moisil C. Scările muzicale la Macarie Ieromonahul // Acta Musicae Byzantinae. Iaşi, 2000. T. 2. P. 135-145; idem. Reguli de sintaxă în musica neo-bizantină: glasul I stihiraric // Ibid. 2001. T. 3. P. 69-76; idem. Despre românire în prefeţele lui Macarie Ieromonahul şi Anton Pann // Dimitrie Cuntan (1837-1910) şi cantarea busericească din Ardeal / Ed. S. Dobre. Sibiu, 2010. P. 138-151; idem. Romanian vs. Greek-Turkish-Persian-Arab: Imagining National Traits for Romanian Church Chant // Muzikologija. Beograd, 2011. N 11. P. 119-132; Χαλδαιάκης Α. ῾Ο πολυέλεος στὴν Βυζαντινὴ καὶ Μεταβυζαντινὴ μελοποιΐα. ᾿Αθῆναι, 2003. Σ. 476-477; Brie M. Reflexii la opera lui Macarie Ieromonahul // Studii de imnologie. Timişoara, 2013/2014. Vol. 5. P. 13-19.
Ключевые слова:
Мелурги румынские Макарий (1750 (в источниках также упом. 1770, 1780) - 1836), иеромонах, румыннский протопсалт и мелург
См.также:
ЙОВАСК ВЛАХ (3-я четв. XVII - 1-я четв. XVIII в.), протопсалт, валашский мелург